В 1939г. с началом второй мировой войны на бывших польских землях было создано так называемое генерал-губернаторство, а Польская автокефальная церковь потеряла Волынскую, Виленскую, Полесскую и большую часть Гродненской епархии. Та часть Гродненской епархии, которая была в составе БССР, в 1939г. вошла в подчинение Московского Патриархата. Гродненская епархия насчитывала тогда около 300 приходов и распространялась на территорию бывших епархий Полесской и Гродненской. Но с 1941г. в условиях немецкой оккупации связь с Москвой была прервана. В 1942г. на соборе белорусских епископов принято решение на территории оккупированной Беларуси создать шесть православных епархий, в том числе Гродненскую, которые входили в состав «Православной Белорусской автокефальной церкви» (1942-1944). Для руководства приходами Гродненщины, присоединенными немецкими оккупационными властями к Восточной Пруссии, был назначен епископ Венедикт (Новицкий). Во время войны на территории Гродненской епархии действовало 184 храма. В Гродно, Жировичах и Новогрудке были открыты курсы для подготовки священников. После освобождения территории области от немецкой оккупации епархия перешла в каноническое подчинение Московского Патриархата. В 1953г. в связи с антирелигиозной политикой советской власти Гродненская епархия перестала существовать, а ее территория вошла в состав Минско-Белорусской православной епархии. В это время, несмотря на давление со стороны власти, продолжал действовать Гродненский Рождество-Богородичный монастырь с 65 сестрами-монахинями. Но согласно постановлению Советов Министров СССР от 16.10.1959г. «О монастырях» последний был закрыт, а насельницы выселены в Жировичи. На протяжении только одного 1960г. в Гродненской области перестали действовать 53 храма, до 1985г. их было закрыто 156, остались действовать только 73. Со второй половины 1980-х гг. началось постепенное возрождение церковной жизни. В 1992г. восстановлена Гродненская епархия. Границы ее распространяются на 8 районов Гродненской области. В церковно-административных отношениях епархия разделена на 8 благочиний: Гродненское, Скидельское, Волковысское, Берестовитское, Зельвенское, Мостовское, Свислочское и Щучинское. Настоящее время [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Гродно

Новогрудской епархии входила в состав Литовско-Виленской епархии (см. Виленская и Литовская епархия ). С 1900 г. в связи с выделением из Литовской епархии ставшей самостоятельной Гродненской кафедры (см. Гродненская и Волковысская епархия ) территория Новогрудской епархии входила в состав Минской, Литовской и Гродненской епархий. На восстановление старых и постройку новых правосл. церквей российское правительство выделяло средства из казны. Нехватка правосл. храмов компенсировалась передачей для нужд правосл. зданий упраздненных католич. костелов и мон-рей, к-рые в большинстве своем располагались на месте древних правосл. церквей, ликвидированных в годы унии. В XIX в. в регионе появилась новая правосл. обитель - Покровский муж. мон-рь в мест. Боруны (ныне деревня Ошмянского р-на), основанный в 1692 г. униатами и в 1833 г. присоединившийся к правосл. Церкви. В 1913 г. был возрожден Лавришевский мон-рь (как подворье Минского архиерейского дома). В годы 3-го польского восстания (1863-1864) территория епархии оказалась в зоне вооруженных столкновений, правосл. население в своем большинстве поддерживало царское правительство. После подписания в 1921 г. Рижского мирного договора территория буд. Новогрудской епархии вошла в состав Польши. В окт. 1920 г. по благословению свт. Тихона , патриарха Московского и всея России, для районов Зап. Белоруссии, отошедших Польше, была учреждена Пинско-Новогрудская епархия (см. Пинская и Лунинецкая епархия ), к-рую возглавил еп. Пантелеимон (Рожновский). В авг. 1921 г. архиерей прибыл в Новогрудок, где разместилось ЕУ. В янв. 1922 г. еп. Пантелеимон был отстранен от управления епархией из-за нежелания поддерживать автокефалистские планы польск. властей. В 1923 г. Новогрудок стал частью Гродненской епархии, с 1925 г. входившей в неканонически провозглашенную Польскую автокефальную Православную Церковь . В 1923-1939 гг. епархия имела название «Гродненская и Новогрудская». 17 окт. 1939 г., после вхождения Зап. Белоруссии в состав СССР, патриарший местоблюститель митр.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

Создаётся впечатление, что Гродненская епархия превращается в центр религиозной поддержки майдана. Причем, такие настроения в епархии взращивались давно. Про архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия и его филокатолическую и автокефалистскую позицию писал еще два года назад белорусский публицист Пантелеимон Филиппович . Он напомнил, что владыка Артемий (Кищенко) сам пожелал получить образование в ультраэкуменической «Христианской теологической академии Варшавы», а Гродненская епархия при нём превратилась в главное пристанище автокефалистов. «В последние годы его ближайшим окружением развернуто настоящее гонение на настоящее православное священство Гродненщины, заброшенное в глухие деревни либо вообще вышвырнутое в другие епархии. Очевидно, в мечтах (и планах) пятой прозападной либерально-националистической колонны в церковной и государственной властях увидеть архиепископа Артемия или ему подобного на митрополичьем столе в Минске», – отмечал православный публицист. С полным правом владыку можно считать одним из вождей белорусских автокефалистов. Глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ, публицист Кирилл Фролов пишет: «Теперь архиепископ Артемий сделал свой " каминг аут " и выпустил иезуитское, " оруэлловское " послание, в котором чёрное называет белым, кощунственно называет майдан и " польское восстание " – " правдой и любовью " . Это чистой воды повторение манифеста Говоруна, Драбинко и Дудченко " Богословие майдана " , написанного зимой 2013-2014 года». Фролов напомнил, что «бывший митрополит Драбинко перед самым созданием ПЦУ и уходом туда осенью 2018 года посетил Гродненскую епархию, где официально встретился с помощником архиепископа Артемия о. Николаем Гайдуком. Вероятно, он встречался и с архиепископом Артемием на предмет перехода в будущую " Православную церковь Беларуси " Константинопольского Патриархата. Видимо, всё было договорено уже тогда». Стоит напомнить, что, как ранее писала РНЛ, нынешними беспорядками уже решили воспользоваться украинс кие раскольники. В частности, главарь т.н. ПЦУ Сергей Думенко заявил, что Белорусский экзархат Русской Православной Церкви имеет право на томос. А ещё один видный раскольник из ПЦУ Георгий Коваленко, который когда-то был пресс-секретарём предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, вообще считает, что «Православная Церковь Беларуси – уже реальность, хоть еще и неосознанная и неорганизованная».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/17/pl...

К нач. 1923 г. К. е. состояла из 56 благочиннических округов и 665 храмов, из них 442 самостоятельных и 223 «филиальных» (приписных). Согласно «Временным правилам по отношению правительства Речи Посполитой к Православной Церкви в Польше» (действовали в 1922-1938), правосл. священники должны были иметь польск. гражданство, о каждом ставленнике правящий архиерей сообщал местному воеводе, который мог отклонить кандидатуру. Священники могли беспрепятственно совершать богослужение, преподавать Закон Божий на родном языке в школах. В городах существовали должности штатных законоучителей, уравненных в правах с римско-католич. духовенством. До 1935 г. материальное обеспечение правосл. духовенства было вполне удовлетворительным. Оно имело земельные наделы (обычно 33 дес. для всего причта), получало кружечные доходы, жалованье за преподавание Закона Божия в школе. Не было притеснений в использовании языков. На содержание епархиального управления и Синода каждый приходский священник на Волыни ежегодно вносил 12 тыс. польск. марок, диакон - 9 тыс., псаломщик - 6 тыс., община самостоятельного храма - 12 тыс., приписного - 6 тыс. польск. марок. Из-за больших взносов число приходов в последующие годы уменьшилось, на что повлияла и политика местных властей. Будучи Кременецким епископом, затем Варшавским митрополитом, Дионисий (Валединский) получал треть дохода Почаевской лавры как ее священноархимандрит. К. е. стала составной частью провозглашенной 13 нояб. 1924 г. без благословения патриарха Московского и всея России свт. Тихона Польской автокефальной Церкви. Епархия являлась более многочисленной, чем все вместе взятые др. польск. епархии: Полесская епархия состояла из 298 приходов, Виленская - из 158, Гродненская - из 130, Варшавско-Холмская - из 65, вместе 651 приход, тогда как на Волыни действовало свыше 660 церквей. Жизнь К. е. в нач. 20-х гг. XX в. омрачило изъятие («ревиндикация») у правосл. Церкви когда-то принадлежавших католикам, преимущественно униатам, монастырей и храмов. В 1921-1922 гг. К. е. лишилась неск. храмов и 3 мон-рей: Новозагоровского в честь Рождества Пресв. Богородицы, владимир-волынского Христорождественского, а также Николаевского женского в Дубно. Попытка еп. Дионисия в апр. 1923 г. перевести общину Христорождественского мон-ря из Владимира-Волынского в с. Когильно была пресечена властями в июне, братия обители была расселена в др. мон-рях. Были отняты почти все здания древнего Воскресенского мон-ря у общины сестер, живших в Свято-Троицкой (новой) обители в Корце. Впрочем, благодаря умелой политике еп. Дионисия К. е. в меньшей степени, нежели др. епархий, коснулись осуществлявшиеся властями «ревиндикация» церквей, «редукция» приходов и «парцелляция» церковных земель.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Вильна. План части города с показанием существоваших и ныне находящихся в нем православных храмов, монастырей и часовен " . Литография. 1874 г. (ГИМ) В 1839 г. униатская семинария в жировицком Успенском мон-ре была преобразована в православную, в авг. 1845 г. переведена в виленский Свято-Троицкий муж. мон-рь, настоятель к-рого являлся ректором семинарии. В 1839-1915 гг. в ней ежегодно училось 170-195 чел. Поначалу преподавание велось на польск. языке; после появления в ДС рус. преподавателей рус. язык стал доминировать в учебном процессе, хотя нек-рые богословские дисциплины в течение долгого времени преподавались на латыни в целях подготовки семинаристов к диспутам с католич. священнослужителями. В 40-х гг. XIX в. при ДС работал этнографический комитет, под наблюдением к-рого составлялись описания обычаев жителей Западного края, публиковавшиеся Российским географическим об-вом. Библиотека ДС в 1885 г. насчитывала 12500 томов, среди них были редкие издания XV-XVII вв. 8 сент. 1861 г. в Вильне открылось епархиальное 3-классное жен. училище, к-рому имп. Мария Александровна завещала капитал. В 1867-1872 гг. в епархии действовали 5 ДУ: Березвечское, Виленское, Жировицкое, Кобринское и Супрасльское, находившиеся в ведении семинарского правления. В 1872 г. 3 уч-ща были закрыты, действующими остались уч-ща в Жировицах и в Вильне, в 1895 г. в них обучалось 307 учеников. 25 окт. 1894 г. было учреждено виленское Свято-Андреевское попечительство для оказания пособий бедным ученикам ДУ. После издания в 1884 г. «Правил о церковноприходских школах» в Литовской епархии стал создаваться этот новый для нее тип учебных заведений (ранее в епархии преобладали народные уч-ща). В 1886 г. открылась образцовая церковноприходская школа при ДС. В 1885 г. по предложению архиеп. Александра (Добрынина) совет Виленского братства принял на себя обязанности епархиального училищного совета, его отделения были организованы во всех уездах Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. В 1888 г. совет учредил учительские 2-годичные школы в Вильне и в Гродненской губ. для подготовки преподавателей церковноприходских школ (состоялись 2 выпуска - в 1890 и 1892). В 1895 г. на территории епархии действовало 148 церковноприходских школ с 6205 учениками, 693 народных начальных уч-ща с 43385 учениками и 1288 школ грамоты с 24445 учениками. Существовали школы при виленском Свято-Духовом, Борунском (приписном к Свято-Духову), Пожайском, Сурдегском, Березвечском, Анталептском мон-рях. Миссионерская, просветительская, издательская деятельность

http://pravenc.ru/text/158622.html

30 нояб. 1941 г. П. прибыл из Жировицкого мон-ря в Минск. В это время там находился архим. Владимир (Финковский), отправленный Варшавским митр. Дионисием (Валединским) для создания автокефальной церковной организации. П. не допустил появления в Белоруссии неканоничной автокефальной Церкви. Он запретил архим. Владимира (Финковского) в служении и добился его удаления из Минска. Архим. Владимир вместе с неск. священниками - сторонниками автокефалии выехал в Пинск, где вернувшийся к управлению Пинской и Полесской епархией архиеп. Александр (Иноземцев) и Луцкий еп. Поликарп (Сикорский), назначенный митр. Дионисием «временным администратором Православной Автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины», организовали неканоническую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). П. принимал активные меры по возрождению церковной жизни в Белоруссии. Для этих целей по его благословению еще в авг. 1941 г. из Жировицкого мон-ря на восток отправились архим. сщмч. Серафим (Шахмуть) и свящ. Григорий Кударенко (впосл. архим. Игнатий). В дальнейшем они и другие жировичские миссионеры содействовали восстановлению правосл. приходов в Минской, Витебской, Могилёвской, Гомельской областях. Всего в период управления П. Белорусской Церковью было открыто 306 правосл. храмов (преимущественно в вост. областях), возродились 6 монастырей. Как предстоятель Белорусской Церкви П. принимал активные меры по организации белорус. епископата и клира. Были проведены архиерейские хиротонии Филофея (Нарко), Афанасия (Мартоса) , Стефана (Севбо), Григория (Боришкевича). Стали действовать пастырские курсы в Минске, Жировицах и Новогрудке; всего в военный период в Белоруссии были рукоположены 213 иереев. 3-10 марта 1942 г. в Минске состоялся Собор белорус. епископов, избравший П. митрополитом Минским и всея Белоруссии. Собор принял внутренний статус Белорусской Церкви, но вопреки требованиям оккупационных властей не провозгласил ее автокефальной. Фактически каноническая связь с Московской Патриархией сохранялась, в белорус. храмах продолжали поминать за богослужением местоблюстителя митр. Сергия. Под управлением П. находились 6 белорус. епархий, а также Смоленско-Брянская епархия на территории РСФСР. Белостокско-Гродненская епархия имела автономный статус, поскольку ее земли были отделены нем. властями от оккупированной Белоруссии и включены непосредственно в состав Германского рейха. Белостокско-Гродненский архиеп. Венедикт (Бобковский) получил права экзарха в Вост. Пруссии, в приходах его епархии поминали за богослужением наряду с П. также Берлинского архиеп. РПЦЗ Серафима (Ляде) . Пинская и Брестская кафедры во время оккупации оказались на территории рейхскомиссариата «Украина». Пинский архиеп. Александр (Иноземцев) состоял в неканонической УАПЦ, приходами Брестского вик-ства управлял архиерей канонической автономной Украинской Православной Церкви еп. Иоанн (Лавриненко ; впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2578866.html

В. Г. Пидгайко 1800-1917 гг. Переезд архиерея и консистории из Слуцка в Минск завершился летом 1800 г., после окончания перевода братии минского Духовско-Петропавловского мужского мон-ря в Пинск, преобразования монастырского собора в кафедральный и урегулирования всех имущественных вопросов. В связи с восстановлением в 1833 г. Полоцкой епархии и передачей приходов Виленской губ. в юрисдикцию Полоцкого епископа территория М. е. уменьшилась до пределов Минской и Гродненской губерний и Белостокской обл. Минский архиерей получил титул «архиепископ Минский и Гродненский». В 1840 г. территория М. е. стала соответствовать границам Минской губ., кафедра получила именование Минская и Бобруйская. В 1878 г. по ходатайству Минского архиеп. Евгения (Шерешилова) епархия стала именоваться Минская и Туровская, сохраняла это название до 1922-1923 гг. Во время Отечественной войны 1812 г. значительное число храмов М. е. подверглось разорению. В Минске до 1814 г. богослужения совершались в единственной уцелевшей кладбищенской церкви. После Полоцкого Собора 1839 г., принявшего решение о воссоединении белорусско-литов. униатов с правосл. Церковью, число приходов М. е. значительно увеличилось. В 60-х гг. XIX в. в М. е. наблюдалось оживление церковной жизни. Было построено ок. 20 каменных и ок. 70 деревянных церквей. В Минске выстроено новое здание ДС, освящен архиерейский дом с Покровской ц. В Пинске, в мест. Паричи Бобруйского у. и в Минске открыты духовные уч-ща, при церквах - начальные школы грамотности, их насчитывалось ок. 500 с 11 тыс. учащихся. В 1868 г. начали выходить «Минские епархиальные ведомости» . Повсеместно учреждались церковные попечительства, проходили «соборики духовенства». В Минске и Слуцке возобновилась деятельность церк. братств . В окт. 1907 г. в Минске начал работу церковный историко-археологический комитет, вскоре был организован музей. В нач. 1912 г. в связи с болезнью Минского архиеп. Михаила (Темнорусова) было учреждено Слуцкое викариатство М. е. Слуцкие епископы являлись настоятелями минского Свято-Духовского мон-ря, жили в Минске.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

14 июня 1922 г. в Варшаве был собран 3-й Совет правосл. епископов в Польше. Польск. власти потребовали от православ. архиереев решения о самостоятельности Православной Церкви в Польше на началах автокефалии. Е. и еп. Владимир сделали заявление, что меняющаяся ситуация вокруг Патриарха Тихона в Москве не дает оснований обсуждать такие крайние меры, как автокефалия, и вновь призвали к созыву Всепольского Собора. После этого Е. вернулся в Вильно, а еп. Владимир не участвовал в голосовании. Совет высказался в пользу автокефалии, хотя и обусловил это получением согласия от глав правосл. Поместных Церквей, в т. ч. Московского Патриарха. Было объявлено о переходе высшей церковной власти к Синоду Православной Церкви в Польше, состоявшему из митр. Георгия (Ярошевского) и его сторонников. 27 июля Е. созвал в Вильно епархиальный съезд духовенства и мирян. В работе съезда приняли участие представители Гродненской епархии, также в Вильно находился и еп. Владимир. Съезд осудил попытки Варшавского митрополита и др. иерархов Православной Церкви в Польше отделиться от Матери-Церкви неканоничным путем и призвал созвать для решения всех вопросов устройства церковного управления в Польше обл. Церковный Собор, «доколе же этот Собор не состоится... воздержаться от всяких распоряжений, связанных с провозглашением автокефалии». 15 июля аналогичную резолюцию принял и епархиальный съезд в Гродно. 6 сент. 1922 г. Синод Православной Церкви в Польше издал указ, объявляющий деятельность Е. «вредной и угрожающей Церкви смутой». Решением Синода Е. был уволен от управления Литовской и Виленской епархией в пределах Польши, было указано считать его «архиепископом Литовским только в пределах Ковенской Литвы». В ночь на 14 окт., после всенощной службы в виленском Свято-Духовом мон-ре, Е. был арестован польск. властями и доставлен в католич. камальдульский мон-рь около Кракова. В нач. февр. 1923 г., после протестов Правительства Литвы, поддержанных Лигой Наций, Е. был освобожден и выслан из Польши. 6 февр. он прибыл в Каунас - временную столицу Литовской республики. Вместо Виленской и Литовской епархии в Православной Церкви в Польше была учреждена Виленская и Лидская епархия. Назначенный туда правящим архиереем еп. Феодосий (Феодосиев) , осознавая незаконность удаления Е. с кафедры, обратился к нему с извинительным письмом. В ответ Е. сообщил, что не отказывается ни от своей паствы, ни от Виленской кафедры. Прихожане, оставшиеся верными Е. и Московской Патриархии, образовали в Вильно Екатерининскую патриаршую общину во главе с прот. Л. Голодом.

http://pravenc.ru/text/189717.html

Акафист Л. и. составила в годы после Октябрьской революции в Петрограде насельница монастыря мон. Анастасия. Описания чудес, происшедших от Л. и. (многочисленные исцеления и даже воскрешение младенца), были опубликованы в 1900 г. прот. Николаем Страшевичем, наиболее ранние из них, очевидно, относятся к кон. XVII в.; запись чудес была возобновлена насельницами Леснинского монастыря (см.: Свято-Богородицкий Леснинский монастырь. Мадрид, 1973), продолжается и в наст. время. В правосл. ц. арх. Михаила (св. Анны) в дер. Ст. Корнин (совр. с. Стары-Корнин Подляского воеводства, Польша) находилась чудотворная Корнинская икона Божией Матери (1709), которая, по сведениям историков XIX в., была копией Л. и. Эта икона также славилась чудесами исцелений: «...до воссоединения униатов, при церкви (тогда униатской) хранилась… масса костылей, оставляемых больными, после получения пред иконой исцеления» ( Покровский Ф. В. Археологическая карта Гродненской губ. Вильна, 1895. 71); в кон. XIX в. в церкви находились кандалы, упавшие с ног невинно осужденного после молитвы пред иконой (Там же). В наст. время в Лесьна-Подляска в костеле находится еще одна копия Л. и., к-рую католич. паства считает той самой, явленной в 1683 г. иконой. Однако с художественной т. зр. «вторичный» характер исполнения иконы, не несущей определенных стилистических черт эпохи в отличие от иконы из Шовенкур-Провмона, свидетельствует против этого предположения. Лит.: Фратеркулюс (псевд., Лебединцев Ф. Г.). Явление чудотв. иконы Богоматери в Лесне, в связи с др. совр. событиями на Руси//Киев. старина. 1883. Т. 7. 9/10. С. 294-297; Петров Н. И. Холмская Русь: Ист. судьбы рус. Забужья. СПб., 1887. С. 118, ил. на с. 173. Прил. С. 11-12, 45; Рус. паломник. 1887. 3. С. 15; Поселянин Е. Богоматерь. С. 591-593; Православные рус. обители. С. 633-635; Маевский В. Лесна, Хопово - Фуркё: Подвижницы любви. Сан-Паулу, 1962. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви)

http://pravenc.ru/text/2463593.html

Борисо-Глебский храм прославился чудотворной иконой «Коложской Богоматери». В летописи Борисо-Глебского мужского монастыря имеются сообщения о чудесных исцелениях. А накануне революции 1917 г. образ был перевезен в Россию, после чего следы его безнадежно потерялись. Уже много лет Гродненская епархия православной церкви и городские власти занимаются поисками древней иконы, но найти ее пока не удалось. В настоящее время в церкви находятся три копии чудотворной иконы: вышитая икона, представляющая неточный список с иконы Одигитрии, привезенной в 1495 г. в Вильну дочерью великого князя Иоанна III, Еленою; икона Богоматери, выполненная минским иконописцем; список древней иконы, выполненный по историческим описаниям в мастерской Московской патриархии в точном соответствии с размерами оригинала. http://piligrim.by/content/view/438/581/ В живописном месте на берегу р. Неман в г. Гродно расположена церковь периода Древней Руси. Это Борисоглебская или, как её ещё называют, Коложская церковь, датируемая XII веком. Вместе с комплексом памятников Замковой горы Борисоглебская церковь объявлена историко-архитектурным заповедником, включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Строение относят к древнерусской архитектуре, романскому стилю. Коложская церковь — единственный сохранившийся (в искажённом виде) памятник чёрнорусского зодчества. По плану Коложа – шестистолпный, трехапсидный храм с пространством перед алтарем. Стены сделаны из плоского кирпича. Во время кладки кирпичей использовали дополнительно глыбы из гранита и необычных камней, которые были срезаны и отполированы с внешней стороны, встроены в стены кресты, сделанные из плоских камней с нанесенной на них разноцветной эмалью. Еще одна уникальная особенность – керамические сосуды-голосники, встроенные в своды стен и выходящие наружу горлышками, поэтому в храме всегда отличная акустика. http://www.guidebook.by/architecture/ Точное время возникновения монастыря при Коложском Борисоглебском храме неизвестно. Предполагается, что православный монастырь основан при церкви в 1480 году, а архимандрия учреждена с 1500 года. В 1635 году на сейме православный монастырь на Коложе был отдан униатам, а в 1697 году передан виленским базилианам и их братству. В 1701-1709 годах положение монастыря настолько плачевным, что для покупки хлеба братии приходилось закладывать церковную утварь.

http://sobory.ru/article/?object=03898

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010