Во 2-й пол. XII в. в Городно шло активное каменное строительство. По-видимому, заказчиками и ктиторами являлись сыновья первого известного по летописям городенского кн. Всеволода († 1141/42) князья Борис († после 1151), св. Глеб († 1170?) и Мстислав († после 1184). На Замковой горе деревянно-каменные укрепления детинца были заменены на оборонительные стены из плинфы, возведены каменные княжеский терем и Нижняя церковь. По мнению польск. археолога З. Дурчевского, проводившего исследования Старого замка в 30-х гг. ХХ в., Нижняя церковь сгорела в 1183 г. и более не возобновлялась, на ее месте в кон. XIII - нач. XIV в. построена Верхняя церковь (разобрана в посл. четв. XVI в.). В 80-х гг. XII в. на территории посада, названного в XV в. Коложским, из плинфы возведена Борисоглебская (Коложская) ц., со 2-й пол. XV в. являвшаяся главным храмом гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба мужского монастыря (кроме того, предание приписывает городенским князьям Борису и Глебу основание более древней Борисоглебской ц.). В кон. XII в. в Городно была также построена 6-столпная Пречистенская ц. на Подоле (в 1635 при ней был учрежден базилианский жен. мон-рь, в 1843 преобразованный в правосл. гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь ). Археологический материал дает основание полагать, что в XII в. в Городно существовали др. каменные храмы: в Новом замке и на посаде - т. н. Малая церковь. На территории Туровской епархии Городно обладал самым большим количеством каменных построек. О широком распространении христианства в Городно и его окрестностях свидетельствуют найденные при раскопках в городе предметы христ. обряда, относящиеся к XII-XIII вв.: медная пластина алтарной перегородки с надписью и с изображением ап. Павла, кресты, мощевики, медальоны и др. В Гродно найдены христ. граффити на металлических предметах и на стенах Коложской ц. ( Глihьhik В. , I. Kaлaжahckiя rpaфiцi з XIII ст.//Гicmapычha-apxeaлariчhы зб. Mihck, 1996. 8. С. 85-88; М. А. Старажытны горад Гродна//Памяць. Mihck, 1999. С. 37).

http://pravenc.ru/text/168161.html

Во время поездок по епархии он сурово наказывал провинившихся клириков, в т. ч. «рогатками и колодками иногда в течение нескольких недель», многих лишал сана, нерадивых монахов подвергал опале. По воспоминаниям, «приговоренного к лишению сана монахи приводили в церковь и там в последний раз облачали. Облаченный священнослужитель входил в алтарь, прикладывался к престолу и делал перед ним три поклона. По выходе из алтаря молился на все четыре стороны. После этого прощания со святыней монахи вели его в облачении в консисторию, где член консистории читал ему синодскую конфирмацию, а консисторский сторож (пристав) ножницами стриг ему волосы на голове и на бороде... Эта церемония, совершавшаяся в присутствии народа, производила всегда на ее виновника самое тяжелое впечатление». Один из тамбовских иеромонахов, приговоренный к расстрижению, повесился в консисторском карцере в ожидании церемонии. При Е. в Тамбовской епархии были отданы в солдаты неск. сот дьяков, пономарей, учеников семинарии. 10 февр. 1832 г. Е. был утвержден епископом Минским и Литовским. В связи с восстановлением Полоцкой епархии границы Минской епархии изменились, в апр. 1833 г. архиерею был пожалован новый титул - «Минский и Гродненский». В новых границах епархия насчитывала 277 приходов, однако в Гродненской губ. правосл. храмов почти не было. Стараниями Е. вскоре были открыты церкви в Волковыске, Слониме, Лиде, Новогрудке, Кобрине, Пружанах. Особое внимание Е. уделял обращению униатов в Православие, в письме настоятелю виленского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастыря архим. Платону (Рудинскому) Е. сообщал, что в течение 1833 г. он присоединил к Православию в Минской епархии до 14 тыс. чел. обоего пола и 14 приходов. Впосл. Е. писал о своей деятельности: «По Минской губернии в 1834 г., по 1-ое сентября, я успел, с помощию Божией, обратить униатов к нашей Церкви до 15 000 душ обоего пола» ( Киприанович Г. А. Жизнь Иосифа Семашки, митр. Литовскаго и Виленскаго и воссоединение западнорусских униатов с Православною Церковию в 1839 г.

http://pravenc.ru/text/186965.html

Во время фашистской оккупации вышло постановление, которое запрещало проведение богослужений в будние дни, а в воскресение они должны были завершаться не позже 20-00. Тем не менее епископ Венидикт (Бобковский) добился разрешения на проведение каждодневных молебнов в соборе (1941-1944). С приходом советской власти начинается антирелигиозный террор. Запрещалось совершать крестные ходы и торжественные молебны на великие праздники. В 1962 году был запрещён соборный звон, вместо каждодневных служб они проводились только три раза в неделю и со стороны властей делалось всё, чтобы уменьшить количество до двух раз, но закрыть собор советским властям так и не удалось. После обретения независимости Беларусью начинается новый период в жизни собора. Была возобновлена Гродненская епархия, которая была закрыта в 1951 году, и Свято-Покровский собор снова стал кафедральным. В конце декабря 1993 года традиция поминовения погибших воинов в соборных стенах совершилось торжественное освящение и открытие новой мемориальной доски в память воинов-интернационалистов, которые погибли в Афганистане. Накануне своего столетия собор пережил капитальный ремонт, самый масштабный за всё время своего существования. Стиль храма, как сейчас определяет его современная литература, неорусский, псевдорусский или ретроспективно-русский, который состоит из трёх нефов. На главном фасаде находится 10-метровая 8-гранная колокольня с маковкой. Высота колокольни составляет 39,5 метров. По завершении реставрационных работ в центральном нефе Свято-Покровского кафедрального собора можно увидеть ряд новых икон. На них изображены новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений от богоборческой власти. Сейчас в соборе находится чудотворная икона «Казанской Божьей Матери», которую во время Первой мировой войны пытались вывезти вглубь России, но её не удалось даже подвинуть и икона осталась в Гродно. Почитается мученик младенец Гавриил Белостокский, чьи мощи находились в соборе с 1946 по 1992 год, а после были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока, в храме осталась только святая частица мощей, которая находиться в особом ковчеге возле правого клироса. Возле левого клироса находится копия креста преподобной Евфросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых, в Никольском приделе храма находится икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.

http://sobory.ru/article/?object=03897

е. Могилевскому. – По учреждении (в царствование ими. Александра I) министерств, дела по управлению латинским духовенством рассеялись по разным ведомствам, с которыми епархиальные начальники должны были сноситься непосредственно, не имея над собой центрального учреждения, что было в особенности неудобно в тех случаях, когда требовалось испрашивать по этим делам Высочайшего повеления. Для устранения этих неудобств учреждено было в 1810 г. главное управление духовными делами иностранных исповеданий. В 1817 г. это управление было слито с Министерством Народного Просвещения, а в 1832 г. (ук. 2 февраля) отделено от этого Министерства и присоединено к Министерству Внутренних Дел. В Ведомстве Министерства Внутренних Дел главное управление духовных дел иностранных исповеданий остаётся и до настоящего времени. В 1848 г. состоялось, с согласия уполномоченных римского паны, новое разграничение римско-католических епархий, существующее до сих пор, за исключением Царства Польского, имеющего своё особое управление. §47. Современное устройство римско-католической церкви в России В России в настоящее время семь епархий римско- католического исповедания: 1) Могилевская, к которой принадлежат римско-католические церкви в губернии Могилевской и в Великом Княжестве Финляндском, а также все те церкви, которые не входят в состав прочих епархиальных округов в Империи; 2) епархия Виленская, к которой принадлежат римско-католические церкви в губерниях Виленской и Гродненской; 3) Телышевская или Самогитская – в губерниях Ковенской и Курляндской; 4) Луцко-Житомирская–в губерниях Киевской и Волынской; 5) Минская–в губернии Минской; 6) Каменецкая – в губернии Подольской; 7) Тираспольская–в губерниях Херсонской, Екатеринославской, Таврической, Саратовской, Астраханской, Бессарабской области, Кавказском и Закавказском крае. 65 Высшим центрально-правительственным учреждением для римско-католической церкви является учреждённая в конце прошлого столетия римско-католическая Духовная Коллегия в С-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Западное христианство пришло на эти земли гораздо позже, после Кревской унии 1385 года 1 . Первый костел, строительство которого подтверждается документами, был возведен в Гродно в XVI веке. Распространению римо-­католичества и переходу в него знати, что автоматически влекло и ополячивание, способствовали Люблинская государственная уния 1569 года 2 и Брестская церковная уния 1596 года 3 . В результате этих событий в XVII веке православные храмы оказались у греко-католиков. Когда в 1795 году после третьего раздела Речи Посполитой Гродно вошел в состав Российской империи, на этой территории не было ни одного православного храма. В XIX веке началось активное строительство православных храмов, униатские храмы возвращались Православной Церкви. Большой костел в центре города — Пресвятой Девы Марии, так называемый Фара 4 Витовта, — был передан православным, реконструирован, освящен в честь Софии Премудрости Божией и стал кафедральным собором. Вполне возможно, на этом месте в древности был православный храм с княжескими захоронениями. Взорвали этот собор во время хрущевских гонений в 1961 году. До 1914 года епархия была обширной, она насчитывала 356 приходских храмов, а с приписными, домовыми, гарнизонными и часовнями — более 600. В состав епархии входили такие теперь уже самостоятельные епархиальные центры, как Брест и Белосток (сейчас в составе Польши). В 1915 году, во время Первой мировой войны, православное духовенство и часть населения эвакуировали из Гродно. В 1921 году эти территории вошли в состав Польской республики — Второй Речи Посполитой, и так продолжалось до 1939 года. Сложно дать однозначную оценку этому недолгому периоду: с одной стороны, началась политика ревиндикации, то есть отнятия храмов, окатоличивания, ополячивания православных, однако данные гонения не шли ни в какое сравнение со сталинскими репрессиями в тот же период в СССР. В 1939 году Западная Беларусь вошла в состав СССР, а после начала Великой Отечественной войны и нацистской оккупации Беларуси немцы присоединили эти земли к Восточной Пруссии. Правящим архиереем в то время был владыка Венедикт (Бобковский), который носил титул архиепископа Белостокского и Гродненского, Экзарха Белорусской Православной Церкви в Восточной Пруссии. Архиепископ Венедикт вошел в историю как принципиальный сторонник сохранения церковного единства восточнославянских народов и убежденный противник белорусского автокефального движения. В 1944 году, при приближении советских войск, он был эвакуирован на Запад и вместе с другими белорусскими иерархами, не желая быть в подчинении у представителей белорусских эмигрантских политических и общественных организаций, вошел в состав РПЦЗ.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhciepis...

И никаких мер прещения в отношении этих священников архиепископ Артемий не предпринял! Ну, допустим, гродненские священники произвели это публичное исполнение националистического гимна по глупости и незнанию. За глупость этих священников, возможно, и не стоит наказывать сильно. Глупость всегда была извиняющим обстоятельством. Но почему епархия в лице правящего архиерея не осудила эту выходку, кощунственную в отношении воинов, павших за Родину?! Хотя бы мягко, но отмежевалась бы. Ничего подобного мы не видим. А значит, возникает подозрение, что и сам владыка Артемий солидарен с общественной позицией своих священников. Мягкотелость в таких вопросах не допустима. Вот смотрели сквозь пальцы на Украине на автокефалистские выходки митрополита Александра Драбинко и протоиерея Георгия Коваленко, и они, в конце концов, ушли в раскол. А сразу бы пресекли, приняли бы меры прещения, глядишь бы и одумались. Ну, если бы не одумались, то своим уходом не такой урон бы нанесли репутации Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. «Русская народная линия», разумеется, не пытается диктовать что-то Священноначалию, требовать каких-то решений в отношении архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия. Это не наше дело, всё должно решаться канонично, для того у нас и есть Священноначалие. Нас за это не спросят, слава Богу. Но и молчать мы не имеем права, когда видим, какой урон наносится нашей родной Церкви. Понимая, к чему это всё может привести. Редакция Русская народная линия Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Гродно Поскольку переход на сторону предателей Отечества был явным, то и наказание будет ПОСЛЕ- от Государства, а не от Церкви. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/04/ch...

Ковны губернским городом. При сем разделении, границы уездов, Тельшевского, Шавельского и Упитского, которому повелело впредь именоваться по названию уездного города – Поневежским, равно как Ново-Александровского и Вилкомирского, оставлены были без всякого изменения, а от Россиенского отделено все пространство между рекой «Дубиссою» и границею Шавельского уезда в состав Поневежского уезда, с прибавлением с другой стороны не большего пространства земли до перешейка, на котором стоит местечко «Румшишки». Южная половина нынешней губернии Виленской, т.е. уезды: Виленский, Ошмянский и Завилейский (переименованный в тоже время в Свенцянский) были оставлены по-прежнему в составе сей губернии. Взамен же отошедших от неё северных уездов, отделены были к ней от Гродненской губернии – Лидский уезд, а от Минской – Дисненский и Вилейский уезды. Вместо же города Ковны, отошедшего от Виленской губернии, был восстановлен упраздненный город Троки, к уезду которого было приписано все пространство нынешнего Ковенского уезда до черты местечка Румшишек или до юго-западной оконечности вновь учрежденной Ковенской губернии. От Гродненской губернии был отделен к Минской Новогрудский уезд. Гродненская же губерния составилась из остальных уездов сей губернии, т.е. Гродненского, Волковысского, Слонимского, Брестского, Бобринского и трех уездов упраздненной Белостокской области, а именно: Белостокского, Сокольского и Пружанского, при чем Дрогиченский уезд был присоединен к Бельскому, и губернским городом в сей губернии был назначен г. Гродна. С того времени и по настоящее Литовская епархия состоит из трех губерний – Литовской, Ковенской и Гродненской и с теми же уездами. В скором же времени, после нового распределения состава Литовской и сопредельной епархии Минской, состоялась передача дел, касающихся церквей и духовенства, отчисленных от одной епархии к другой, причем число церквей осталось по Виленской губернии 130, Ковенской 13 и Гродненской – 304. 6 Во главе Литовской епархии в течении пятидесятилетия со времени воссоединения униатов стояло четыре иерарха: архиепископ, а с 1852 митрополит Иосиф по 23 ноября 1868; архиепископы Макарий, с 10 декабря 1868 по 8 апреля 1879; Александр, с 22 мая 1879 по 28 апреля 1885 и Алексий с 11 мая 1885 по 10 ноября 1890 Митрополит Иосиф Семашко был сын 7 греко-униатского священника из села Павловки, Липовецкого уезда, Киевской губернии, и первоначально обучался в Немировской гимназии, а затем с 16 июня 1816 в главной семинарии при Виленском университете, в которой и окончил курс в 1820 со степенью магистра богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Но фестиваль рос. Со временем в райцентрах стали появляться серьезные поющие коллективы, вокруг них возникали детские хоры. Участники уже перестали помещаться в домах культуры: нужен был большой зал. А у большой аудитории и запросы куда взыскательнее. Стали приглашать коллективы со всей республики — пошла молва и по ближнему зарубежью. К нам в гости стали приезжать поляки, литовцы. Это уже большое дело — православному хору из католической страны выступить на международном хоровом форуме (а если еще и приз привезти домой — так вообще громкая победа). — В этом году в составе комплекса исторических зданий архиерейского подворья по улице Горького — одного из лучших архитектурных ансамблей города — открылась епархиальная гостиница. Расскажите, пожалуйста, об истории этого памятного места. Какими вам видятся его перспективы? — В свое время это был панский дворец, хозяин которого, вице-администратор Гродно Валицкий, проигрался и был вынужден продать здания Церкви в лице Духовной консистории Виленской епархии . Как раз тогда, в середине позапрошлого века, обвалился древний Борисоглебский храм на Коложе , и располагавшийся там монастырь нужно было срочно куда-то перебазировать. Для этой цели консистория и решила временно задействовать недавно приобретенную усадьбу. На втором этаже бывшего господского дома устроили храм. В конце 1990-х годов я еще застал клириков, которые в детстве там молились и прислуживали. Когда меня назначили сюда епископом, в этом здании располагалась кафедра анатомии и виварий мединститута. Резиденцию правящего архиерея оборудовали в одном из крыльев здания. Впечатления были тяжелые: постоянно пахло формалином, подопытные животные после операций с прекращением наркоза выли и скулили... Так продолжалось год за годом, пока на встрече архиереев с Президентом Беларуси Александром Лукашенко я не обратил его внимание на тот факт, что Гродненская епархия — единственная в стране, не имеющая своего исторического здания. Вопрос был решен в течение суток. Из руинированного состояния своими силами мы подняли строения каретного флигеля. Теперь тут, во флигелях, освящена Никольская церковь , оборудованы помещения для воскресной школы и служебные квартиры для клириков епархии. В господском доме завершается оборудование номеров нашего гостиничного фонда. В центральном лестничном пролете на втором этаже, где некогда располагался храм, во время реставрации обнаружена старинная фреска, которая и сегодня радует глаз верующих, ее оставили на прежнем месте и отреставрировали.

http://e-vestnik.ru/church/arhiepiskop_g...

Обер-прокурором Временного правительства оказался член Думы В. Н. Львов, политически умеренно-правый (октябрист), в церковных делах ярый противник влияния Распутина. С бурным темпераментом и старорежимным сознанием своей “обер-прокурорской” власти ворвался он в сферу Синода и объявил там беспощадную борьбу епископам — ставленникам Распутина В. Н. Львов явился в заседание Синода 4-го марта и от лица Временного правительства возвестил наступление для Церкви начала ее канонического освобождения от прежней зависимости от государства через Собор и учреждаемое Собором церковное самоуправление. А пока приказал временно принимать директивы новой власти через него, ее обер-прокурора. И тут же приказал вынести из залы заседания стоявший у стены небольшой царский трон — символ прежней верховной власти. Можно думать, что эта сцена была тяжела не только для крайне консервативных членов Синода, — каковыми были тогда митрополиты: Московский Макарий, Киевский Владимир и Петроградский Питирим; архиепископы: Черниговский Василий, Нижегородский Иоаким; протопресвитер СПб. Петропавловского собора А. Дернов, — но и умеренных и сравнительно либеральных, — каковы архиепископы: Владимирский Сер-гий (ныне патриарший местоблюститель), Литовский Тихон (вскоре первый Патриарх), Гродненский Михаил и протопресвитер Г. И. Шавельский. — Сжигать то, чему вчера поклонялись… В. Н. Львов предложил Св. Синоду написать и обнародовать воззвание, в котором с церковной кафедры объявлялось бы верующим о перемене политического строя и необходимости лояльности к временной власти и обычных церковных молитв о ней. Синод это сделал Синод и епископат вообще проявили в этом перевороте характерную для восточных церквей пассивную лояльность, смирение и здравый смысл. Новый обер-прокурор начал выполнять свою “анти-распутин-скую” программу с устранения всех епископов, занявших свои кафедры при протекции Распутина или вообще бывших его друзьями. Из них на самом видном посту был митрополит Петроградский Питирим В. Н. Львов посоветовал членам Синода, чтобы митр. Питирим подал заявление о своем уходе “на покой”, что он немедленно и сделал Вторым по положению протеже Распутина был Московский митр. Макарий, старец благочестивый и заслуженный сибирский миссионер. Он не хотел уходить из Синода. Но недовольное им московское духовенство потребовало у обер-прокурора удаления митр. Макария с кафедры. Тогда (20.IV.1917) Синод уже вынужден был подписать отставку митр. Макария и отправить его на покой в один из монастырей недалеко от Москвы. Митр. Макарий перед отставкой поспешил наложить церковное отлучение на непокорное духовенство своей епархии. Но это отлучение осталось бездейственным: епархия его игнорировала.

http://pravmir.ru/revolyuciya-i-sobor-19...

Объявление войны (Первой Мировой) застало его в России. Вскоре он ушел на фронт, вслед за отцом и братом. Два года войны он провел на передовой, в са­нитарном отряде «Первая помощь под огнем». Состоял при Лейб-гвардии Драгунском полку. Был удостоен вы­соких наград – наперстного креста на георгиевской лен­те, а также орденов Святого кн. Владимира с мечами 4-й степени и Св. Анны с мечами 2–1 и 3-й степеней. В 1915 году возведен в сан архимандрита с.1 9]. После фрон­та вернулся на Камчатку. В 1916 году происходит историческое событие для Камчатки – создается Камчатская и Петропавловская епархия. 16 октября 1916 г. архимандрит Нестор был хи­ротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского и стал вторым викарием Владивостокской епархии с.19]. «... Митрополит [Петроградский] Питирим [Окнов] на основании доклада архиепископа Евсевия внес в Синод предложение основать Камчатскую епархию Синод принял проект и архиепископу Евсевию было предложено назвать кандидатов на новую кафедру. Владыка ответил, что кандидат только один – работающий уже девять лет на Камчатке архимандрит Нестор» с. 20]. И действительно, благодаря его трудам в крае к 1917 г. было уже 37 храмов, 38 часовен и 42 школы с.20]. Хиротонию владыки Нестора совершили во Владивостоке с.20]. В 1917–1918 годах епископ Нестор участвовал в работе Поместного Собора и выборах Патриарха. Его сопровождал делегат от мирян – камчадал Иван Трифонович Новограбленников с.20]. Владыка Нестор был среди тех, кто 2 ноября 1917 года в составе посольства от Поместного Собора пыта­лись вести диалог с солдатами с. 23–25]. Всю вторую половину ноября владыка работал над книгой «Расстрел Московского Кремля», ставшей впоследствии широко из­вестной (а также одним из пунктов его обвинений) с. 25]. В ночь на 16 февраля (1 марта) 1918 года епископ Нестор был арестован в Гродненском военном госпи­тале в Трехсвятительском переулке, где квартировал с. 39]. Его поместили в Александровском военном училище, вместе с другими арестованными. Об этом же сразу стало известно, и по благословению Патриарха члены Собора А.И. Июдин и А.А. Салов пытались про­яснить его судьбу с. 41].

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010