Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ГРОДНО: ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО НА ЗАПАДНОЙ ГРАНИЦЕ 21 мин., 22.11.2010 Сюда стекаются жаждущие кипучей деятельности выпускники семинарий, здесь на улице звучит польская речь, напротив кафедрального собора стоит лютеранская кирха, настоятель которой — женщина-священнослужитель; православные ездят на экскурсии по дотам на велосипедах, епископ 10 лет живет в здании мединститута, экологический отдел — рядовое подразделение Церкви; семинарского бухгалтера поздравляют с днем Ангела в неделю мытаря и фарисея, епархиальную газету делает математик-программист, а молодоженов запрещено венчать без нескольких бесед со священником. Это не какая-то экзотическая православная диаспора. Это белорусская Гродненская епархия. Икона от колхоза … Долго стоишь, смотришь во все глаза на эту икону. И... привыкаешь к местному колориту. В деревенском храме, куда мы с фотографом приехали буквально с вокзала, под потолком висит большой, в типичном белорусском сельском стиле написанный образ. «Господь Саваоф» — это надпись сверху. А снизу, крупными аккуратными буквами: «Икона пожертвована колхозом «Октябрь». Председатель такой-то»... Позже нам рассказали, что Белоруссия по плану советских деятелей должна была стать первой абсолютно «безбожной» республикой в Союзе (говорят, что до сих пор памятников Ленина на душу населения в Беларуси больше, чем в любой другой стране СНГ), а по иронии судьбы стала одной из самых активных в Русской Церкви. Соседство активной и пестрой религиозной жизни — православных, католиков, кальвинистов, неопротестантов — и никак не выветривающегося атеистического прошлого — одна из специфических особенностей этих мест. Удивительная судьба! За один только XX век город побывал в составе пяти государств: Российской империи, Литвы, Польши, СССР и Беларуси; переходил из рук в руки — год город польский, четыре месяца — литовский, и снова — польский! Жители не успевали привыкнуть к одному названию улицы, как оно менялось на другое: Софийская — Кенигсбергская — Ленинская. Но кафедральный собор Гродно и кабинет епископа Гродненского и Волковысского Артемия находятся на улице «идеологически нейтральной» — в честь польской писательницы Ожешко.

http://foma.ru/grodno-vostochnoe-xristia...

Границы Волынской епархии. Её пространство, народонаселение, устройство поверхности, реки, озёра, болота, почва, царство ископаемых, климат, разделение на округи и её управление Волынская епархия, пределы которой совпадают с пределами Волынской губернии, составляет одну из трёх епархий юго-западного края Европейской России 42 . Границами её служат на севере – Гродненская и Минская губернии, на востоке – Киевская губерния, на юге – Подольская губерния, на юго-западе и западе – Австрийская империя (Галицкая или Червонная Русь) и на северо-западе – Люблинская губерния. Епархия эта лежит между 49° и 52° северной широты и между 41¼° и 47½° восточной долготы. Она занимает пространство в 63,126 кв. вёрст. По пространству своих площадей уезды епархии располагаются в следующем порядке: 1) Овручский – самый большой – занимает 9272,9 кв. вёрст, из которых под озёрами 2,9 кв. вёрст; 2) Ровенский – 7567 кв. вёрст, из которых под озёрами 3,5 кв. вёрст; 3) Житомирский – 6732,1 кв. вёрст; 4) Луцкий – 6625,9 кв. вёрст, из которых под озёрами 9,4 кв. вёрст; 5) Ковельский – 6459,1 кв. вёрст, из которых под озёрами 38,9 кв. вёрст; 6) Новоград-Волынский, – 6381,4 кв. вёрст; 7) Владимир-Волынский – 5692,8 кв. вёрст, из которых под озёрами 45,5 вёрст; 8) Дубенский – 3477,7 кв. вёрст; 9) Заславский – 3055,2 кв. вёрст; 10) Кременецкий – 2919,1 кв. вёрст; 11) Острожский – 2693 кв. вёрст; 12) Староконстантиновский – самый меньший – 2249,8 кв. вёрст. На этом пространстве епархии живёт народонаселения всего – 2,140,490 человек. По числу жителей, города епархии располагаются в следующем порядке: 1) Житомир – 54,827 душ обоего пола; 2) Староконстантинов – 17,978 д. об. п.; 3) Острог – 16,522 д. об. п.; 4) Ковель – 13,980 д. об. п.; 5) Луцк – 13,771 д. об. п.; 6) Новоград-Волынск – 13,586 д. об. п.; 7) Кременец – 10,579 д. об. п.; 8) Заслав – 10,117 д. об. п.; 9) Владимир-Волынск – 8,042 д. об. п.; 10) Ровно – 7295 д. об. п.; 11) Дубно – 7255 д. об. п. и 12) Овруч – 6478 д. об. п.; всего в городах жителей – 180,430 д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Гродненская епархия Дата создания: 10 января 1900 г. Описание: Входит в состав  Белорусского экзархата Образована 10 января 1900 г. по н.ст. (28 декабря 1899 г. по ст. ст.) путем выделения из Литовской епархии. Первоначально в состав епархии входили Брестский, Белостокский, Бельский, Волковысский, Гродненский, Кобринский, Пружанский, Слонимский, Сокольский уезды; титул архиерея — «Гродненский и Брестский». По Рижскому договору 1921 г. территория Гродненской епархии оказалась в составе Польши. В 1923 г. к Гродненской епархии был присоединен Новогрудский повет, и ее территория включала, помимо данного региона, Августовский, Белостокский, Бельский, Гродненский, Сувалкский, Сокульский и Волковысский поветы Белостокского воеводства и Слонимский повет Новогрудского воеводства. В 1928 г. к Гродненской епархии были присоединены приходы Барановичского и Несвижского поветов. С 1923 г. по 1939 г. титул правящего архиерея был «Гродненский и Новогрудский». После событий сентября 1939 г. территория епархии оказалась в составе Белорусской ССР. В конце этого же года кафедра была упразднена. 24 июня 1940 г. указом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) Гродненская епархия была восстановлена с названием «Гродненская и Виленская». Епархия объединила территорию бывших Гродненской, Виленской и Пинско-Новогрудской епархий, кроме территорий, отошедших Литве. Во время Великой Отечественной войны территория епархии с городами Гродно, Волковыск и Белосток была присоединена немецкими оккупационными властями к Восточной Пруссии. В 1942 году на Соборе белорусских епископов было принято решение на территории оккупированной Белоруссии создать шесть православных епархий, в том числе Гродненскую, которые входили в состав «Православной Белорусской автокефальной церкви» (1942-1944 годы); титул правящего архиерея — «Белостокский и Гродненский, Экзарх Православной Белорусской церкви в Восточной Пруссии». В этот период епархия включала 15 благочиннических округов: Белостокский, Бельский, Великоберестовицкий, Верховичский, Волковысский, Гайновский, Гродненский, Зельвенский, Каменецкий, Остринский, Пружанский, Росский, Семятичский, Сокольский.

http://patriarchia.ru/db/text/76529.html

Минская епархия Дата создания: 13 апреля 1793 г. Описание: Входит в состав Минской митрополии Белорусского экзархата Минская епархия была учреждена 24 (по юлианскому календарю — 13) апреля 1793 года. Епархия объединила православные приходы на землях, присоединенных к России по второму разделу Речи Посполитой и находящихся в границах современных Белоруссии и Украины. Изначально кафедра правящего архиерея этой епархии находилась в Слуцке. В Минск она была перенесена в 1795 году, причем, как сообщает церковный историк XIX века Степан Рункевич («История Минской архиепископии», СПб., 1893, с. 335), «на деле перемещение Минского Преосвященного на жительство в Минск совершилось только в 1799 году». Вскоре Минская епархия приняла в свой состав территории, отошедшие к России при третьем разделе Речи Посполитой. В итоге она стала в пространственном отношении гораздо большей, чем многие из епархий Российской Православной Церкви. В конце XVIII века с Православной Церковью воссоединились полтора миллиона униатов, что сильно сказалось на количестве приходов, духовенства и прихожан Минской епархии. В 1795 году из состава Минской была выделена Брацлавская епархия (сейчас Каменец-Подольская и Брацлавская епархия Украинской Православной Церкви ), было учреждено Житомирское викариатство (сейчас Житомирская епархия Украинской Православной Церкви). Очередной причиной роста числа приходов Минской епархии стало окончательное воссоединение белорусских униатов с Православной Церковью в 1839 году. К середине ХХ века все епархии на территории БССР, кроме Минской, были упразднены и Минская епархия стала охватывать всю территорию БССР. Титул архиерея — «митрополит Минский и Белорусский». Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июля 1989 года из состава Минской епархии были выделены Могилевская , Пинская и Полоцкая епархии. Решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 9-11 октября 1989 года был образован Белорусский экзархат Московского Патриархата, в состав которого вместе с Минской епархией вошли новообразованные Могилевская, Пинская и Полоцкая епархии, расположенные на территории БССР. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 октября 1989 года экзарху Белоруссии был определен титул «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белоруссии».

http://patriarchia.ru/db/text/76218.html

Туровская епархия Дата создания: 1005 г. Описание: Входит в состав  Белорусского экзархата Туровская епископская кафедра была основана в 1005 г. и является второй по древности среди православных епархий в Белоруссии. Также, как и Полоцкие, Туровские епископы поставлялись на кафедру Киевскими митрополитами. Туровская епархия была обширной и охватывала территории, принадлежащие сегодня к Минской, Гомельской, Гродненской и Брестской областям. В 1241 г. кафедра была перенесена в г. Пинск, титул правящих архиереев был «Туровский и Пинский». Имена епископов с 1182 по 1390 гг. нам неизвестны; возможно, было время, что епископская кафедра не была занята, и архипастырское попечение над паствой Туровской епархии осуществляли митрополиты Киевские и всея Руси. Поэтому в синодике названы имена митрополитов Петра, Алексия, Киприана и Ионы. Двое из Туровских святителей — епископ Кирилл II и его преемник епископ Лаврентий — причислены Церковью к числу угодников Божиих. Особенно глубоко почитается местными жителями епископ Туровский Кирилл, день памяти которого 28 апреля (11 мая по новому стилю). Этот день традиционно является духовным и государственным праздником всего Полесья. Во второй половине XII века Туровское княжество, распавшись на более мелкие уделы, постепенно потеряло свое могущество. В 1241 году в результате опустошительного набега татар Туров, в котором насчитывалось около 50 церквей и монастырей, был сожжен дотла. В конце XIII – начале XIV веков Туров вошел в состав Великого княжества Литовского и на протяжении веков принадлежал разным княжеским родам. В XVI веке в г. Турове, по свидетельству некоторых источников, было 80 церквей, продолжал действовать древний Борисоглебский монастырь. По великой вере православным были явлены чудотворные иконы Божией Матери «Конковичская» и «Васьковская» (Мозырский уезд). В акте подписания Брестской унии 1596 г. принял участие и епископ Пинский и Туровский Леонтий (Пельчицкий), после чего православная Пинско-Туровская епархия перестала существовать. Но православные жители Туровщины и Пинщины отказались подчиниться униатам и добились поставления в Туров православных епископов, которые действовали одновременно с униатскими.

http://patriarchia.ru/db/text/77065.html

25-ЛЕТИЕ СО ДНЯ КОНЧИНЫ МИТРОПОЛИТА НИКОДИМА сентября 2003 4 и 5 сентября в Санкт-Петербурге торжественно была отмечена 25-я годовщина со дня преставления Высокопреосвященнейшего Никодима (Ротова, 15.10. 1929-05.09. 1978), который был митрополитом Ленинградским и Новгородским с 9 октября 1963 года до своей блаженной кончины. 4 и 5 сентября в Санкт-Петербурге торжественно была отмечена 25-я годовщина со дня преставления Высокопреосвященнейшего Никодима (Ротова, 15.10. 1929-05.09. 1978) , который был митрополитом Ленинградским и Новгородским с 9 октября 1963 года до своей блаженной кончины. Специально к памятной дате Санкт-Петербургская епархия выпустила два компакт-диска. На одном содержится запись богослужений, в которых участвовал митрополит Никодим, другой воспроизводит запись хора духовенства Ленинградской митрополии , сделанной в 1977 году при содействии Владыки Никодима. Вечером 4 сентября после всенощного бдения в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры был совершен парастас с молитвенным поминовением митрополита Никодима. После этого с горячим словом о митрополите Никодиме выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который сказал об огромном значении почившего Владыки для жизни Русской Православной Церкви. 5 сентября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась Божественная литургия, которую служили митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир , Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл , Волгоградский и Камышинский Герман, Днепропетровский и Павлоградский Ириней, архиепископы Аргентинский и Южноамериканский Платон, Клинский Лонгин, Берлинский и Германский Феофан, Брюссельский и Бельгийский Симон, Можайский Григорий, Симбирский и Мелекесский Прокл, Новгородский и Старорусский Лев, Иркутский и Ангарский Вадим, Петрозаводский и Карельский Мануил, епископы Гродненский и Волковысский Артемий, Шацкий Иосиф, Зарайский Меркурий, Балтийский Серафим, а также многочисленное духовенство из Санкт-Петербургской и других епархий.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=172...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 26.03.2010  Жизнь и деятельность епископа Гермогена (1858 - 1918 гг.): по фондам российских государственных архивов Игумен Дамаскин (Орловский) Доклад на VII Дамиановсих чтениях: Русская православная церковь и общество в истории России и Курского края. Жизнь и деятельность епископа Гермогена (1858 - 1918 гг.): по фондам российских государственных архивов Деятельность епископа Гермогена (Долганева) широко освещалась в прижизненных епархиальных периодических изданиях, свидетельствуя о его активной пастырской, миссионерской, издательской деятельности, вкладе владыки в храмовое, монастырское, школьное строительство. Судьба епископа Гермогена удивительным образом отразила трагизм и сложность предреволюционного времени, запечатлела его понимание катастрофичности надвигающихся событий и честные и достойные попытки воспрепятствовать этому. Краткое житие владыки Гермогена было уже написано (см. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия./иеромонах Дамаскин (Орловский). Тверь, 1996. С. 154-175). Оно явилось той гипотезой об исследуемом событии, которую следовало превратить в полное описание его земного пути, и в 2008 году оно было опубликовано (см. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь./иг. Дамаскин (Орловский). Тверь, 2008. С. 220-515). Поисковый план жития владыки Гермогена оказался непростым в географическом смысле: Херсонская епархия, Петербург (ПДА), Тифлис, Саратовская епархия, Гродненская епархия (Жировицкий монастырь), Московская епархия (Николо-Угрешский монастырь), Тобольск и Екатеринбург. Ранний период служения – тифлисский – нашел отражение в документах фонда Саратовских архиереев (ф. 1132), хранящемся в Саратовском государственном архиве. В этом фонде отложились как служебные, так и личные документы епископа Гермогена. Поскольку ссылка владыки в Жировицы была неожиданной, архив его остался в Саратове.   Одним из непростых эпизодов тифлисского периода было ставшее уже мифом исключение из Тифлисской духовной семинарии И.В. Джугашвили. В среде церковных историков этот акт приписывают архиепископу Димитрию (Абашидзе, в схиме Антонию). Но документы Саратовского архива и Центрального исторического архива Грузии свидетельствуют, что это произошло в период ректорства архимандрита Гермогена.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

Архив Пн В единстве с Русской Православной Церковью 25 декабря 2023 г. 17:37 Гродно, отметивший в 2023 году 895 лет со дня основания, наряду с Брестом является одним из самых западных городов Белоруссии, на границе с Польшей. Близость к Польше и Литве и исторические перипетии определили для жителей этого региона непростую судьбу. Об истории, современной жизни и деятельности Гродненской епархии , сосуществовании православных и римо-католиков на западе страны и о личности выдающегося белорусского иерарха митрополита Филарета (Вахромеева) «Журналу Московской Патриархии» рассказал архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний ( 11, 2023 , PDF-bepcuя ). Свыше 1000 лет со Христом — Владыка, расскажите, пожалуйста, об основных вехах в истории Гродненской епархии.Гродненская епархия была образована в 1900 году. До этого времени она входила в состав Виленской епархии , которая объединяла Виленскую, Гродненскую и Ковенскую губернии Российской империи. Однако Православие пришло на эту землю вскоре после Крещения Руси. Тогда здесь массово строились храмы. Самым лучшим свидетельством присутствия Православия на этих землях является Борисоглебская (Коложская) церковь XII века, построенная на высоком берегу Немана. В отличие от множества других городов Древней Руси, Гродно XII века имел свою архитектурную школу. Помимо упомянутой Коложской церкви, к ней относились Нижняя, Пречистенская, Воскресенская и Малая церкви. Некоторые из них, как Нижняя и Пречистенская, дошли до нас в остатках стен и фундаментов, остальные известны по летописям. Нижняя церковь находилась на территории Старого замка (также памятника гродненской архитектурной школы XII века) и, вероятно, была посвящена Успению Пресвятой Богородицы, так как в древности все главные храмы называли по примеру Успенской Киево-Печерской лавры . Еще один памятник гродненской школы — недостроенная церковь в Волковыске. В XII веке на одном из холмов этого города был заложен фундамент храма, заготовлены известь и плинфа, но по неизвестным причинам строительство прекратилось.

http://patriarchia.ru/db/text/6087407.ht...

Белорусский экзархат Московского Патриархата Дата создания: 9-11 октября 1989 г. Описание: Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, посвященный празднованию 400-летия учреждения Московского Патриаршества и проходивший 9-11 октября 1989 г. в Даниловом монастыре  в Москве, принял определение об образовании Белорусского экзархата Московского Патриархата, утвердив решение Священного Синода об образовании Могилевской, Пинской и Полоцкой епархий. 16 октября 1989 г. на очередном заседании члены Священного Синода Русской Православной Церкви, во исполнение определений Архиерейского Собора, постановили: экзарху Белоруссии впредь иметь титул «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белоруссии»; Преосвященного Филарета, митрополита Минского и Белорусского, назначить экзархом Белоруссии. Синод также поручил архиепископу Смоленскому и Калининградскому Кириллу, председателю ОВЦС МП (в настоящее время — Святейший Патриарх Московский и всея Руси), сделать доклад об экзархатах Московского Патриархата на предстоящем 30-31 января 1990 г. Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви и представить проект «Положения об экзархатах Московского Патриархата». Архиерейский Собор на своих заседаниях 30-31 января 1990 г. заслушал доклад Преосвященного архиепископа Кирилла и определил принять «Положение об экзархатах», внести его в действующий Устав об управлении Русской Православной Церкви в виде VII раздела, сделав соответствующие поправки в разделах I, V и XII, с последующим утверждением на Поместном Соборе. Решения данного Архиерейского Собора были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви, проходившем в Троице-Сергиевой лавре 7-8 июня 1990 г. Постановлением Синода Белорусского экзархата от 6 февраля 1992 г. (журнал 15), утвержденным постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 18-19 февраля 1992 г. (журнал 13), принятыми на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, Минская епархия была реорганизована и территориально ограничена Минской областью.

http://patriarchia.ru/db/text/127770.htm...

В Гродно прошел научно-практический семинар для настоятелей храмов, имеющих статус историко-культурных ценностей 5 октября 2021 г. 12:22 4 октября 2021 года в церковно-приходском доме Покровского кафедрального собора города Гродно состоялся епархиальный научно-практический семинар для настоятелей храмов, имеющих статус историко-культурных ценностей. С  приветственным словом  на семинаре выступил архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний . Инициатива Гродненской епархии в проведении такого мероприятия была поддержана Министерством культуры Республики Беларусь. Храмы — единственная категория объектов историко-культурного наследия в нашей стране, сохранившая первоначальную функцию зданий, поэтому необходимо разумно совместить сохранение историко-культурной ценности и повседневную жизнь прихода. Архиепископ Антоний в своем выступлении обратил внимание присутствующих на уникальные памятники зодчества, расположенные на территории епархии. Ведь Гродненская епархия — единственная в пределах Белорусской Православной Церкви , обладающая тремя храмами высшей категории ценности, представленными в Предварительном списке Всемирного наследия ЮНЕСКО от Республики Беларусь. Общее количество храмов в епархии, являющихся историко-культурными ценностями, — 27. 18 из них расположены в сельской местности, что налагает дополнительное бремя на небогатые приходы, численность которых уменьшается с каждым годом в связи с урбанизацией. С докладом, разъясняющим аспекты действующего законодательства и процедуру согласования проектной документации на проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах наследия, выступила Светлана Краюшкина, заместитель начальника отдела по организации научно-проектного и методического обеспечения управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры. Елена Счасная, главный архитектор проектов УП «Институт Гродногражданпроект», затронула вопросы разработки и состава проектной документации для различных видов работ на историко-культурных ценностях, необходимости прохождения экспертизы и приоритета охранного законодательства перед общестроительными нормами, включая противопожарные мероприятия.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010