В 1900 году была образована Гродненская епархия, и храм стал кафедральным. Здесь на богослужении молился с семьей будущий святой страстотерпец Николай II, ранее храм посещал император Александр I. Софийский собор имел большое значение для православного Гродно, и даже центральная улица города была названа Соборной, потому что вела к собору (ныне это Советская улица). Одним из самых известных настоятелей храма был отец Иоанн Корчинский. Он был историком и написал огромное количество брошюр, посвященных нашим гродненским храмам. Отец Иоанн руководил достаточно известным и активным Софийским братством при соборе. Он вместе с братчиками три раза ездил на прием к императору Николаю II, подарил императору значок братства, и Николай II, которого мы чтим теперь в лике святых, стал одним из его членов, – рассказывает Александр. – Отец Иоанн вместе с другими священниками вел летопись Софийского собора, в которой собрано множество интересных исторических сюжетов. Она сохранилась до наших дней. До 1918 года отец Иоанн был монархистом, а затем стал сторонником белорусского национально-освободительного движения и белорусизации Церкви. Благодаря ему в 1918 году в Софийском соборе стали проводиться чтения Евангелия на белорусском языке – это чуть ли не первый факт использования белорусского языка в богослужении на территории Гродненщины. Во время Первой мировой войны причт собора и всё имущество были эвакуированы в Москву, – продолжает Александр. – Там же оказался и архив собора. Его метрические книги до сих пор хранятся в Москве. Во время войны православные службы в соборе не совершались, и в одном из приделов начали служить солдаты-католики. После войны православное духовенство вернулось в город. Но в связи с приходом польских войск Софийский собор захотели занять католики. Священники во главе с отцом Иоанном Корчинским пытались отстоять храм, направляли в министерство белорусских дел Литвы огромное количество писем. Но всё равно в конце 1919 года Софийский собор перешел к католикам, а отец Иоанн вынужден был уехать. С 1920 года Софийский собор стал гарнизонным костелом, – констатировал Александр. – Его, в основном, использовали польские солдаты, которые служили в Гродно. Храм снова перестроили: он получил готический вид и таким остался до своего разрушения. После начала Второй мировой войны храм пришел в запустение. В Гродно к тому времени было несколько действующих костелов, и Фара Витовта стала никому не нужна. Советская власть рассматривала несколько вариантов: сделать в ней кинотеатр, склад, оборудовать парашютную вышку в башне… Но 8 марта 1961 года Гродненский городской совет депутатов принял решение о сносе Фары Витовта.

http://sobory.ru/article/?object=36988

В межвоенный период римско-католич. духовенство выступало против организации в Лидском повете приходов «византийско-славянского обряда», или неоунии , создававшихся на западнобелорус. землях с 1925 г. Считалось, что новообразованные монашеские конгрегации, специализировавшиеся на «миссии среди восточного обряда», будут обращать православных непосредственно в лат. обряд. Такой «миссией» занимались не только монашествующие, но и нек-рые приходские священники края. В советский период большинство католич. церквей в крае было закрыто. Тем не менее весь советский период продолжал существовать Лидский деканат, насчитывавший в 50-60-х гг. XX в. 21 приход (более 50 тыс. верующих), что составляло почти треть всех зарегистрированных римско-католических общин в Гродненской обл. В 1991 г. был основан Гродненский диоцез, находящийся в подчинении Минско-Могилёвской митрополии. В дек. 2007 г. для приходов северной части Гродненской обл. было создано генеральное викариатство с центром в Лиде, учрежден Лидский пастырский округ. В настоящее время на территории правосл. Л. и С. е. существуют следующие деканаты Гродненского диоцеза: Лидский (14 приходов), Островецкий (13 приходов), Ивьенский (10 приходов), Сморгонский (9 приходов), Ошмянский (8 приходов). В 2009 г. был возобновлен 1-й в регионе с послевоенного времени монастырь францисканцев в дер. Гольшаны Ошмянского р-на. Особым почитанием у католиков края пользуются чудотворные иконы Богоматери в с. Боруны Ошмянского р-на (в Петропавловском костеле) и в дер. Гудогай Островецкого р-на (в Благовещенском костеле). Мон-ри Действующий: Богушевский Введенский ставропигиальный (женский, в дер. Богуши Сморгонского р-на, основан в 2000). Упраздненные: Голдовский (Олдовский) Рождество-Богородичный (мужской, в с. Голдово (ныне Лидского р-на), известен с 1543, в 1650 приписан к виленскому Свято-Духову мон-рю (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь ), не позднее 1722 захвачен униатами, упразднен к 1839); Гольшанский Троицкий (мужской, в мест. Гольшаны (ныне деревня в Ошмянском р-не), известен с 1556, упразднен униатами в XVII в.); Борунский Покровский (мужской, в мест. Боруны (ныне деревня в Ошмянском р-не), основан в 1692 как униатский, в 1833 преобразован в православный, в 1874 упразднен, в 1886 г. возрожден как скит виленского Свято-Духова монастыря, в 1919 захвачен римо-католиками); Сутковский (Сутьковский) Преображенский (мужской, ныне дер. Сутьково Сморгонского р-на, основан в 1731, вскоре перешел в унию, упразднен к 1839).

http://pravenc.ru/text/2110493.html

— Ваша епархия, пожалуй, первой в Церкви стала практиковать обязательную катехизацию крещаемых и венчающихся. Теперь огласительные беседы — повсеместно непременный атрибут подготовки к этим Таинствам, но у вас подобный опыт насчитывает уже пару десятков лет. — В Минске, где я служил священником, пришлось столкнуться с психологией старого ­духовенства: если человек пришел в храм — он уже подвижник. Но во время моей молодости Православие уже становилось «модным», и без огласительных бесед крестить было неправильно. А креститься приходило по сотне человек в день! В то время я часто вспоминал наставления нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла, возглавлявшего Ленинградскую духовную академию в годы моей учебы там. Инициативы Предстоятеля мне были понятны, и когда я занял Гродненскую кафедру, просто стал претворять в жизнь то, чему учил нас владыка ректор. Некоторые священнослужители в возрасте не сразу приняли порядок обязательных огласительных бесед. А молодежи понравилось! — В Гродненской епархии — единственной в Церкви — действует экологический отдел . Архиерейский Собор принял документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии» в феврале 2013 года, но прямых последователей у вас по-прежнему нет. Расскажите, пожалуйста, чем занимается это подразделение. — Захламлять природу — грех, безжалостно использовать Божие творение в корыстных целях, не озираясь на последствия, — грех еще больший. Наш отдел сконцентрирован на конкретных делах: уборке территорий, привлечении мирян к разовым и к многоэтапным акциям, экологическом просвещении населения. Всем этим занимаются специально созданные при приходах экокоманды. Мне кажется, это наиболее важное направление природоохранной работы. Можно сколько угодно убирать мусор и бороться с загрязнениями окружающей среды, но лучше воспитывать людей, которые просто не будут сорить и эгоистически эксплуатировать Божие творение. Только так ситуация может измениться кардинально. Самое масштабное мероприятие отдела — ежегодный экологический слет. Около полутора сотен молодых людей собираются, чтобы выработать совместную программу действий на следующий год. Мне эта деятельность близка также и по опыту моего минского служения. Там я служил на кладбищенском приходе, и регулярно приходилось организовывать верующих, чтобы они убирались на прилегающей территории. Наши разработки, собственно, и легли в основу документа, принятого сначала Межсоборным присутствием, а потом и Архиерейским Собором.

http://e-vestnik.ru/church/arhiepiskop_g...

До 12 апр. 1795 г. в Минске кроме подворья слуцкого Ильинского жен. монастыря с часовней (упразднены в 1796) действовал один правосл. храм - Петропавловский собор муж. мон-ря. В 1795 г. мон-рь был упразднен, собор переосвящен во имя вмц. Екатерины, небесной покровительницы имп. Екатерины II, и получил статус кафедрального. В монастырских зданиях разместились архиерейский дом и консистория. Насельники упраздненной обители перешли в минский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь , изъятый у василиан , в связи с чем главный храм последней обители был освящен во имя св. апостолов Петра и Павла. Мон-рь по решению Синода в 1796 г. стал носить двойное наименование - Духовский Петропавловский - для сохранения прежнего посвящения. По указу от 7 сент. 1799 г. штат собора был переведен в Петропавловский храм на территории бывш. Свято-Духовского мон-ря. В 1795 г. по 3-му разделу Речи Посполитой России отошли новые территории, которые в церковно-адм. отношении стали частью М. е., превратившейся в самую обширную епархию РПЦ. 12 апр. 1795 г. из М. е. выделили Брацлавскую епархию и учредили полусамостоятельное Житомирское викариатство М. е., в связи с чем Минский архиепископ получил титул «Минский и Волынский». В его юрисдикцию входили Минская губ. и Литва, разделенная на Литовско-Виленскую и Литовско-Гродненскую губернии. Викарную кафедру занял архим. Варлаам (Шишацкий), который, оставаясь настоятелем дятловичского Преображенского мужского мон-ря, 26 мая 1794 г. был определен Синодом в помощь архиеп. Виктору (Садковскому) «с правом управляющего делами Духовного ведомства по Изяславской и Брацлавской губерниям». Житомирское вик-ство изначально было полусамостоятельной структурой, более тесно связано с Киевской митрополией, нежели с Минском (что обуславливалось и территориальной близостью Киева). По благословению митр. Киевского Самуила 29 окт. 1795 г. была учреждена отдельная Житомирская консистория, секретарем которой стал бывш. префект ДС в Слуцке (1787-1795) и выпускник Киево-Могилянской академии Пантелеимон Иллекевич-Корбут. В консистории трудились и др. выпускники академии, к-рые участвовали в создании первого после упразднения унии в крае духовного уч-ща в г. Любаре (ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 40, 63). С 23 янв. 1796 г. уже официально Житомирский викарий имел права епархиального архиерея и управлял приходами Волыни, при нем существовал штат третьеклассной епархии. Резиденция Житомирского епископа находилась в Остроге. В 1799 г. Житомирское вик-ство было преобразовано в самостоятельную Волынскую и Житомирскую епархию. М. е. стала именоваться «Минская и Литовская», тогда же архиепископ Минский утратил звание коадъютора Киевской митрополии.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Оба заседания были посвящены одному в тому же вопросу: пора ли и как покончить с унией? Второе заседание 26-го декабря было продолжением и окончанием первого. В виду чрезвычайной важности решений, принятым Секретным Комитетом на заседаниях 22-го и 26-го декабря, остановимся на них с особенным вниманием. Заседание 22-го декабря началось чтением следующих бумаг: 1) выписки из секретного отношения Виленского военного, Гродненского, Белостокского и Минского генерал-губернатора кн.Долгорукова к обер-прокурору Св.Синода от 18-го ноября за 1853 о положении греко-униатского дела в управляемых им губерниях; 2) известной нам записки пр.Иосифа Семашки от 1-го декабря 1838 г.; 3) также нам известного мнения Московского митрополита Филарета от 16-го числа того же месяца, и 4) разных сведений относительно состояния греко-униатской церкви. По рассмотрении этих бумаг, Комитет пришел к заключению, что Литовская епархия готова к воссоединению, Белорусская же, судя по успехам, оказанным ею в текущем году, должна при дальнейших усилиях епархиального и гражданского начальств скоро сравниться с Литовской, и что после всего этого было бы неблагоразумно откладывать воссоединение, к которому время приспело и которое может ободрить благонамерных и расположить к подражанию многих колеблющихся. Но на первый раз Комитет полагал ограничиться обнародованием Высочайшего указа на имя Правительствующего Сената о подчинении Греко-униатской коллегии, вместо Сената, Синоду. План воссоединения был принят Комитетом в том виде, как он был разработая м.Филаретом. Комитет утвердил следующие предположения: «1. Греко-униатские епископы со старшим духовенством своим составят церковный соборный акт, в котором, по изложении причин, заключат, что они, по зрелом рассуждении, призвав на помощь благодать Божию, полагают признать вновь свое первоначальное единство с восточно-кафолической православной церковью, от которого в бедственные времена отторжены были отторжением политическим, от которого удаляемы были посторонним влиянием и к которому возвратиться имеют ныне полную свободу; пребывать отныне, как вздревле, в единомыслии веры с православными восточными патриархами и в послушании Святейшему Правительствующему Всероссийскому Синоду и для приведения сего воссоединения в действие испрашивать покровительства Благочестивейшего Государя Императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Приходы региона сильно пострадали в ходе антирелигиозной кампании 1958-1964 гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С.). Первыми в области были закрыты в окт. 1960 г. храмы в деревнях Сукневичи и Светляны Сморгонского р-на. Если в нояб. 1960 г. Лидско-Ошмянское благочиние Минской епархии насчитывало 30 церквей, то к 1965 г. их число уменьшилось до 14. В частности, решением Гродненского облсовета от 6 сент. 1963 г. был закрыт Преображенский собор в Сморгони, взамен общине передали ранее закрытый храм в дер. Светляны. В 1964 г. упразднили благочиннический Воскресенский храм в Ошмянах. Уполномоченный Совета по делам религий инициировал снятие с регистрации ряда священников региона, что делало невозможным дальнейшее функционирование приходов. К нач. 1965 г. в Лидском р-не осталось 6 действующих храмов, в Сморгонском р-не - 4, в Ивьевском р-не - 3, в Ошмянском р-не - 1 храм, в Островецком р-не не было ни одной действующей церкви. В 60-80-х гг. XX в. в Гродненской обл. действовало 77 храмов. На рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. началось возрождение церковной жизни. В 1989-2008 гг. был построен 5-главый Преображенский собор в Сморгони на месте разрушенного. В 1996 г. Церкви передали разоренный Михаило-Архангельский собор в Лиде, ставший кафедральным. Святыни и крестные ходы Наиболее почитаемыми святынями епархии являются иконы Божией Матери Борунская и местночтимая Сукневичская, явленная в нач. XVII в. Местно почитается образ Божией Матери в Георгиевском храме в дер. Залесье Сморгонского р-на. Паломников привлекают св. источники в с. Лесники Лидского р-на, в дер. Понара Сморгонского р-на. В дер. Бобры Лидского р-на почитанием пользуется место явления Пресв. Богородицы с отпечатком стопы на камне. Среди уроженцев региона, ставших жертвами большевистских репрессий и канонизированных в 2000 г.,- сщмч. Владимир (Хрищенович) родом из дер. Гезгалы Лидского у., прмч. Галактион (Урбанович (Новиков)) , уроженец дер. Пудино Лидского у. Римско-католическая Церковь на территории Л. и С. е. В 10-20-х гг. XIX в. среди белорусов-униатов активно насаждалось католичество лат. обряда. Под влиянием ряда пропольски настроенных униат. деятелей и местных польск. помещиков униаты массово переходили из вост. обряда в латинский, что в дальнейшем приводило к их полонизации. Это явление было характерно исключительно для Виленской губ., где польск. влияние оставалось наиболее сильным по сравнению с др. зап. губерниями Российской империи. Нек-рые униат. церкви в целях недопущения их передачи православным в спешном порядке перестраивались и освящались как католич. храмы.

http://pravenc.ru/text/2110493.html

Религ. политика, проводившаяся Витовтом в согласовании с его верховным сюзереном - польск. королем, была направлена на поддержку деятельности католич. Церкви на землях Великого княжества Литовского, в частности в родовых владениях Витовта. До 1409 г. Витовт выступил в качестве главного фундатора и ктитора костела во имя св. Николая Чудотворца в Волковыске, на содержание к-рого вел. князь пожаловал с. Ясиновичи, имения Волконовичи, Лебетовчину и Исаевичи. Известны пожалования Витовта костелам в Городно и Новогородке, получившим от него села и земли (Vitoldiana. N 20. S. 26; N 46. S. 52-53). В нач. XV в. Витовт запретил на литов. землях строительство правосл. церквей (Ibid. N 50. S. 56). В то же время в обмен на денежную помощь Витовт поддерживал католич. (литов. и нем.), евр. и арм. общины в Понеманье ( Лазутка С. , Гудавичюс Э. Привилегия евреям Витаутаса Великого 1388 г. М.; Иерусалим, 1993). Ок. 1317-1330 и в 1354-1361 гг. гродненские земли, будучи частью Туровской епархии, входили в состав Литовской митрополии . По-видимому, с нач. XV в. (несомненно, со времени свт. Фотия , занимавшего Киевскую митрополичью кафедру в 1408-1431) гродненские земли находились под непосредственным управлением Киевских митрополитов, как об этом свидетельствует ставленая грамота митр. св. Ионы протодиак. Михаилу на наместничество в Киеве от 9 февр. 1451 г. Власть митрополичьего наместника распространялась помимо Киева на Вильно, Городно, Новогородок и «по всем градом, и местом, и селом, где ни есть мои митропольскии церкви». При этом митр. Иона писал, что такие границы наместничества установились «при моем брате, при Фотее митрополите» (РФА. Ч. 1. 44. С. 172). Киевским митрополитам подчинялся гродненский Борисоглебский Коложский мон-рь, имевший право выборного самоуправления. В 1414 г. Витовт отказался принять в Городно митр. Фотия, совершавшего объезд западнорус. епархий, на святителя и его свиту по приказу литов. правителя было совершено нападение. Витовт запретил митрополиту посещать Великое княжество Литовское, конфисковал принадлежавшие ему земли. Литов. правитель принудил западнорус. епископов собраться в Новогородке и избрать 15 нояб. 1415 г. Киевским митрополитом Григория Цамблака. В 1420 г., после смерти митр. Григория, Витовт примирился со свт. Фотием, зап. и вост. части Киевской митрополии объединились.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Уверен, что многие советские лидеры и деятели высших и средних государственных эшелонов не были убежденными атеистами. Помню, как годы спустя после церемонии открытия мемориала на Прохоровском поле в кулуарах прозвучало благодарение Богу и священноначалию за то, что вчерашние гонители Церкви нередко становятся ее чадами и не на словах, но на деле доказывают искренность своих убеждений. После 1988 года в Русской Православной Церкви произошли важнейшие события: был определен путь решения административных вопросов церковного управления в ее канонических пределах. Чтобы проиллюстрировать это, напомню, как была образована Белорусская Православная Церковь. Синод Русской Православной Церкви на заседании 6 июля 1989 года принял постановление восстановить Полоцкую, Могилевскую и Пинскую епархии с последующим утверждением на предстоящем Архиерейском Соборе. До этого времени всю территорию Белоруссии объединяла одна Минская епархия, а у меня был титул Митрополит Минский и Белорусский. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, посвященный празднованию 400-летия учреждения Московского Патриаршества и проходивший 9-11 октября 1989 года в Свято-Даниловом монастыре, принял определение об образовании Белорусского Экзархата Московского Патриархата и утвердил решение Синода об образовании трех упомянутых исторических епархий. 16 октября 1989 года на очередном заседании члены Синода Русской Православной Церкви во исполнение определений Архиерейского Собора меня назначили Экзархом Белоруссии и постановили впредь иметь титул Митрополит Минский и Гродненский, Патриарший Экзарх всея Белоруссии. Решения этого Архиерейского Собора были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви, проходившим в Свято-Троицкой Сергиевой лавре 7-8 июня 1990 года. Так была образована Белорусская Православная Церковь наряду с существовавшим уже десятилетия Украинс ким Экзархатом - Украинской Православной Церковью. Таким образом, Церковь своим примером показала путь административной реорганизации, при котором сохранялось церковное единство и церковный канон.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Но нас интересует не столько внешняя канва событий, сколько их идеологическое сопровождение, причём в той части, где предполагалось переключить церковное влияние с сохранения гражданского мира на гражданский и религиозный конфликт, а также делегитимацию результатов политического электорального процесса. Ярким примером такого рода представляется деятельность архиепископа Артемия (Кищенко) (в прошлом – Гродненская епархия). По мнению некоторых экспертов, Артемий Кищенко негласно выступает одним из кандидатов на роль ставленника внешних политических кураторов оппозиции – такого же, как Светлана Тихановская. Это яркий сторонник оппозиционного политического направления и змагарского национализма, фигура достаточно заметная в белорусской политике. Свою идеологию архиепископ Артемий Кищенко не раз озвучивал в своих богословских высказываниях и проповеднических выступлениях, которые попали и в печать, и в видеопространство. Благодаря этому Гродненская кафедра при вл. Артемии превратилась в трибуну оппозиции, что для канонической Православной Церкви в Белоруссии, в отличие от церкви католической, выглядит довольно экзотично. Именно гродненский нарратив может служить модельным объектом для изучения теологизации политики на белорусском материале. Важнейший тезис в рамках данного нарратива – " нелегитимное насилие " власти и органов правопорядка, применяемое в ответ на противоправные действия оппозиции. В противовес этим действиям выдвигается указание на электоральные фальсификации, связанные с " недопуском " и " насильственным удалением " наблюдателей с выборных участков. Логическим завершением данного тезиса становится отмена формальной законности, возможная в якобы " исключительных " обстоятельствах. Этот завершающий вывод конвертируется в требование к священникам и пастве поддержать протестующих. Поддержать в обход юридического закона на основании закона морального – и вместе с тем в соответствии с революционной " законностью " . Последняя редко называется по имени из-за опасения стилистического расхождения с паствой. Тем не менее, это один из ключевых концептов майданно-богословской политологии.

http://religare.ru/2_121520.html

В Могилевской епархии Рождественские чтения проходят с 2 ноября по 7 декабря. Организаторами выступают Могилевская епархия, Главное управление по образованию Могилевского областного исполнительного комитета, Могилевский государственный институт развития образования. В программе чтений —тематические мероприятия для педагогов, учащихся, священнослужителей, работников музеев и библиотек. Центральными событиями станут пленарное заседание и конференция «Духовность. Молодежь. Инициатива». В рамках регионального этапа Рождественских образовательных чтений в Витебской епархии совместно с Витебским областным институтом развития образования в онлайн-формате был организован областной этап XXI Международных Свято-Евфросиниевских педагогических чтений «Формирование у учащихся семейных ценностей на основе народных традиций». В чтениях приняли участие учителя-предметники, руководители ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию, воспитатели учреждений образования, руководители по военно-патриотическому воспитанию, приемные родители, руководители учреждений образования. 25 ноября совместно с Витебским областным институтом развития образования будет проводен семинар «Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на православных традициях» для классных руководителей, учителей-предметников, педагогов-организаторов учреждений образования Витебской области. В ноябре-декабре епархиальные отделы проведут семь тематических секционных заседаний. С 25 декабря по 21 января 2023 года будет проходить открытая областная выставка-конкурс детского творчества «Рождественские мотивы». В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы состоялась диалоговая площадка студенческого актива с представителями Гродненской епархии «Семейные ценности в белорусском обществе». Мероприятие стало прологом к проведению областных чтений, которые в этом году пройдут 8-9 декабря. Чтения проведут Гродненская епархия, Гродненский государственный университет Янки Купалы, Гродненский областной институт развития образования и Гродненский государственный музей истории религии при содействии главного управления образования Гродненского облисполкома.

http://patriarchia.ru/db/text/5979500.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010