По просьбе верующих в 1804г. гродненский фарный костел, опустевший после пожара, был переосвящен в Софийский собор. В 1843г. создан Гродненский православный женский монастырь в честь Рождества Богородицы. В 1900г. из части Литовской православной епархии создана Гродненская православная епархия с титулом правящего архиерея «епископа Гродненского и Брестского». В 1900-1901гг. в Гродненской губернии насчитывалось 654 церкви, 4 монастыря, 1296 церковных школ. Православные насчитывали преобладающую часть населения (896914 чел. на 1600000 всего населения). В 1904-1915гг. в Гродно действовал церковно-археологический комитет, который занимался сбором, изучением и популяризацией церковной письменной и материальной культуры. Был создан музей («хранилища древностей»), который располагался в помещении Борисо-Глебского монастыря. О результатах деятельности церковно-археологического комитета постоянно сообщали «Гродненские епархиальные ведомости». В 1923г. часть Гродненской епархии (территория Белостокского и Новогрудского воеводств) вошла в состав Польской православной автокефальной церкви. Много церквей польскими властями было закрыто или передано католикам. У Гродненской епархии было забрано около 100 храмов, в том числе и кафедральный собор в Гродно, древняя Мурованковская церковь, городской собор в Лиде. В начале 1920-х гг. приходов в епархии насчитывалось не более чем 200, действовали два монастыря – Жировичский Успенский и Рождество-Богородичный в Гродно. В условиях политики полонизации и окатоличивания белорусского населения православные иерархи и часть священничества стали на путь сотрудничества с властями и были втянуты в процесс полонизации Православной Церкви. Богослужения на польском языке осуществились в 1935г. в кафедральном соборе Белостока и в гарнизонной церкви в Гродно. В 1938г. в Гродно был создан Православный научно-издательский институт, который занимался издательством пропагандистских брошюр исключительно на польском языке и в польском национальном духе. В 1938г. по распоряжению польского правительства были разрушены воинская гарнизонная церковь Александра Невского в Гродно и недостроенный собор в Белостоке.

http://azbyka.ru/palomnik/Гродно

Территория Туровской епархии была обширна и захватывала территории, принадлежащие ныне к Минской, Гомельской, Гродненской и Брестской областям. В 1241 г. кафедра была перенесена в Пинск, титул правящих архиереев был «Туровский и Пинский». Имена епископов с 1182 по 1390 г. нам неизвестны; возможно, было время, что епископская кафедра не была занята, и архипастырское попечение над Турово-Пинской паствой осуществляли митрополиты Киевские и всея Руси. Поэтому в синодике названы имена митрополитов Петра, Алексия, Киприана и Ионы. Двое из Туровских святителей — епископ Кирилл и его преемник епископ Лаврентий — получили церковное прославление и были причислены церковью к числу угодников Божих. Особенно глубоко почитается местными жителями епископ Туровский Кирилл, день памяти которого (28 апреля/11 мая) традиционно является духовным и государственным праздником всего Полесья. Во 2-й половине Х века Туровское княжество, распавшись на более мелкие уделы, постепенно потеряло своё могущество. В 1241 г. в результате опустошительного набега татар Туров, в котором насчитывалось около 50 церквей и монастырей, был сожжён дотла. В конце Х – haч.XIV века Туров вошёл в состав Великого княжества Литовского и на протяжении веков принадлежал разным княжеским родам. В XVI в. в Турове, по свидетельству некоторых источников, было 80 церквей, продолжал действовать древний Борисо-Глебский монастырь. По великой вере Православным были явлены чудотворные иконы Божией Матери Конковичская и Васьковская (Мозырский уезд). В акте подписания Брестской унии 1596 г. принял участие и епископ Пинский и Туровский Леонтий Пельчицкий, после чего православная Пинско-Туровская епархия перестала существовать. Но православные жители Туровщины и Пинщины отказались подчиниться униатам и добились поставления в Туров православных епископов, которые действовали одновременно с униатскими. Документы свидетельствуют, что до конца XVIII века в Турове и близлежащих приходах не было почти униатских церквей. В Турове было создано православное братство и открыта школа при монастыре. Огромную поддержку оказывал православным князь Константин Острожский, который построил здесь церковь и основал школу.

http://patriarchia.ru/db/text/26601.html

К сер. XIII в. Городенское княжество было разделено на ряд владений, из них Волковысское, Свислочское и Слонимское княжества с 40-х гг. XIII в. были подчинены Литовскому вел. кн. Миндовгу, к-рый вел борьбу с Галицким вел. кн. Даниилом Романовичем за обладание Понеманьем, в первую очередь Новогородком (совр. Новогрудок), Городно и ятвяжскими землями. В 1252 и 1258 гг. Романовичи захватывали Городно, но не смогли его удержать. После неудачных походов 1260, 1275 и 1278 гг. галицко-волынским князьям пришлось отказаться от попыток завладеть крепостью. С сер. XIII в. среди сев.-зап. владений вел. кн. Даниила Галицкого известен г. Турийск (совр. дер. Турейск Щучинского р-на), ранее входивший в состав Городенского княжества. В 1252 г. Турийск выдержал нападение литов. кн. Войшелка , разорившего его окрестности (Войшелк был послан Миндовгом в отместку за потерю литовцами Городно и др. мест). Др. центром, за к-рый шла борьба между галицко-волынскими и литов. князьями, был Волковыск. Впервые он упоминается в Ипатьевской летописи под 1252 г. По результатам археологических раскопок возникновение Волковыска можно отнести к сер. или 2-й пол. X в. Первоначально это было укрепленное валом поселение на Шведской горе на р. Рось. На рубеже XI и XII вв. в 0,5 км от него возникли поселения на городище Муравельник и на Замчище. В сер. XII в. Волковыск был разрушен, по-видимому, в ходе борьбы за киевское наследие между ростово-суздальским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким и владимиро-волынским кн. Изяславом (Пантелеимоном) Мстиславичем , в числе сторонников последнего были правители Городенского княжества. В посл. трети XII в. в Волковыске на Замчище началось возведение 3-нефного 6-столпного храма, по особенностям плана и строительному материалу близкого к Нижней церкви в Городно. Можно предположить, что оба храма строились одной артелью по заказу городенского князя. Строительство церкви в Волковыске остановилось после закладки фундамента ( Каргер. 1968. С. 427-428). В ходе археологических раскопок на Шведской горе в Волковыске в слое XII в. обнаружены части хороса, небольшие иконы, застежки от книг, писалы-стили, значительное количество предметов с надписями, что свидетельствует о широком распространении грамотности среди горожан.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Т. Кондрусевич, назначенный Ватиканом в 1989 г. апостольским администратором Минской епархии, вел себя более осторожно, однако также разделял приверженность польской национально-культурной ориентации, свойственную большинству представителей католического клира. Уполномоченный по делам религий по БССР А. Жильский в упомянутой докладной записке от 8 февраля 1991 г. отмечал: «Епископ Кондрусевич Т.И. ведет себя скрытно, на словах говорит одно, а на деле поступает иначе. В присутствии папского нунция Ф. Колоссуонно 28 мая 1990 г. Т. Кондрусевич заверил нас, что духовная семинария [в г. Гродно – О.К.] будет белорусской, что без его ведома ни один польский ксендз не будет служить в костелах Белоруссии, что Минская католическая епархия будет независимой от польского епископата и напрямую подчиняться Ватикану. На деле ничего подобного нет. В семинарии все преподавание и делопроизводство ведутся на польском языке. Без польского епископата Т. Кондрусевич и шага не ступит. В истекшем году в г. Гродно побывало семь епископов из Польши, сам он также неоднократно выезжал в Польшу. Линия его поведения – пропольская, хотя он и пытается это отрицать» л. 23]. Католические священнослужители. Первый справа – Т. Кондрусевич (Источник: В период перестройки резко возросло количество католических приходов. К маю 1991 г. в БССР насчитывалось 222 прихода, за три года до этого их было в два раза меньше. Подготовка католических священнослужителей для белорусских приходов велась в духовных семинариях в г. Риге и г. Каунасе, в 1990 г. была открыта семинария в г. Гродно. 30 мая 1991 г. А. Жильский направил в Верховный Совет БССР, Совет Министров БССР и в ряд иных инстанций разъяснение по вопросу, поднятому на четвертой сессии Верховного Совета (недостаточное количество католических священнослужителей, в частности, в Сморгонском и Вороновском районах Гродненской области). Чиновник отметил, что согласно решению Совета по делам религий от 9 января 1990 г. для временной службы из Польши были приглашены 50 священников, впоследствии эта «квота» была увеличена на три человека.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/06/katoli...

12 нояб. 1938 г. в Почаевской лавре свящ. Константин принял монашеский постриг с именем Матфей. 28 нояб. он был избран епископом Браславским, викарием Виленским и уволен из армии. Его избрание произошло под давлением польских властей, планировавших сделать его преемником митр. Дионисия (Валединского). 29 нояб. в Почаевской лавре его хиротонию во епископа совершил митр. Дионисий. В нач. дек. М. участвовал в открытии Научно-издательского православного ин-та в Гродно и стал председателем его правления. 9 дек. 1938 г. он прибыл в Вильно и принял руководство епархией, заменив архиеп. Феодосия (Феодосиева) (см. в ст. Виленская и Литовская епархия ). Сотрудничал с Обществом православных поляков им. Ю. Пилсудского и в янв. 1939 г. выступил инициатором издания «Двухнедельника православного» (Dwutygodnik Prawosawny. Wilno; вышли 7 номеров), в задачи к-рого входило патриотическое воспитание правосл. молодежи Польши в польском духе. Эта деятельность М. вызвала протесты проживавших в Вильно правосл. русских и белорусов. Его первая проповедь на польск. языке в ц. Св. Духа в Вильно вызвала протесты присутствовавших на богослужении. После начала германо-польской войны в сент. 1939 г. М. покинул епархию и через Литву и Латвию в ноябре того же года приехал во Францию и поступил в распоряжение Министерства религ. исповеданий и общественного просвещения в эмиграции под упр. генерала-инспектора В. Сикорского. С янв. 1945 г. жил в Великобритании, служил в ранге полковника-протопресвитера в Польских Вооруженных силах на западе, был главой правосл. духовенства при 1-м польском корпусе в Шотландии и заместителем главы правосл. ординатуры архиеп. Гродненского Саввы (Советова) . 25 авг. 1947 г. стал членом епископского совета при архиеп. Савве, главе Польской Православной Церкви за границей в юрисдикции К-польской Патриархии. После отстранения от Варшавской кафедры митр. Дионисия (1948) М. числился действующим епископом Польской автокефальной Православной Церкви . После смерти (май 1951) архиеп. Саввы возглавил Польскую Православную Церковь за границей (в юрисдикции К-польского патриарха) с титулом архиепископа Аспендского, викария архиепископа Фиатирского и Великобританского. Восстановил епархиальную консисторию. Принимал участие в конференции Всемирного Совета Церквей в Германии. Сотрудничал с польским правительством в эмиграции, участвовал в польск. патриотических манифестациях, проходивших в Великобритании и заботился о правосл. ветеранах польск. Вооруженных сил в эмиграции. Был награжден Командорским крестом (орденом Возрождения Польши 3-го класса).

http://pravenc.ru/text/2562678.html

Впосл. грань между житийным и учительным разделами Пролога начала стираться и главный персонаж «Слова...», М., стал восприниматься как святой. Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование к-рого установлено 3 апр. 1984 г. по инициативе митр. Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . В пос. Желудок Щучинского р-на Гродненской обл. Белоруссии (Гродненская епархия) в честь М. был построен храм, освященный 5 сент. 1998 г. Определением Архиерейского Собора РПЦ об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых 3 февр. 2016 г. имя М. было включено в месяцеслов РПЦ для общецерковного почитания. Ист.: Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 583; Абрамович Д. И. Жития св. мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 199; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV вв. М., 2009. С. 419-420. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 356-357; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 206-207; Poppe A. Pastwo i Kocio na Rusi w XI w. Warsz., 1968. S. 185-186; Галко В. I. Kipылa Typaйcki i яго спадчина//Беларуски ricmapычhы часопис. 1993. 3. С. 29-34; он же. Слово о Мартине, мнихе Туровском// Щапов. Памятники. 2003. С. 207-208; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 353-354. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕВФРОСИНИЯ (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?)), Полоцкая, игумения, прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕЛИСЕЙ († 23.10.1250), прп. Лавришевский (пам. 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2562408.html

Источниками фотоматериалов выставки для составителей стали архивы фотослужбы Патриарха Московского и всея Руси, Минского епархиального управления, Полоцкой епархии , Гродненской епархии , Минской духовной семинарии , Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря, братства в честь святого Архистратига Михаила города Минска, прихода Петропавловского собора города Минска, собрания Художественной галереи Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника, а также снимки информационного портала «Планета Беларусь», открытых электронных и печатных ресурсов. Выставка в дальнейшем будет демонстрироваться в епархиях Белорусской Православной Церкви. Организаторами торжеств выступают Минская епархия , Елисаветинский женский монастырь и Минский городской исполнительный комитет. С программой торжеств и видеозаписью пресс-конференции можно ознакомиться по ссылке . Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru за темою Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] монастиря м. Санкт-Петербурга з возведення в сан : та звернення] Насельники центри (Абражей), обраний на зведений у сан У «Ковчег» монастиря у Ради екзарх поклав до вогню та пам " ятника у «Хатинь» У екзархату пройшов курс з Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в виставки сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в м. Москви Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в У пройде виставка-форум Слова» У ТАРС присвячена XXXII читанням На у обговорили результати «Пароплав часу " Валаамський монастир " » У ТАРС пройшла присвячена фестивалю У за конкурсу через книгу» Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко с днем рождения : та звернення] Лист подяки Кирила Президенту О.Г. Лукашенку : та звернення] Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирила з РФ К. Чуйченко У представник Церкви взяв участь у свята за календарем Кирил: У взяли участь понад 800 тисяч людей Голова Синодального з та чернецтва очолив престольне свято монастиря м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5952666...

Сразу же после оккупации Белоруссии в первые месяцы Великой Отечественной войны нем. власти начали принимать меры по отделению белорус. епархий от РПЦ. 3 окт. 1941 г. архиеп. Пантелеимону (Рожновскому) было передано требование нем. рейхскомиссара образовать «Белорусскую автокефальную православную национальную церковь», 6 окт. архиеп. Пантелеимон и В. согласились выполнить это требование с определенными оговорками относительно временного характера статуса Белорусской Церкви и необходимости позднейшего его признания др. церквами в каноническом порядке; архиереи решили перенести резиденцию архиеп. Пантелеимона в Минск и усвоить ему титул «Минский и всея Беларуси» (см. ст. Беларусь //ПЭ. Т. 4. С. 486-487). В. поручалось управление приходами Гродненской обл., присоединенной немцами к Вост. Пруссии. Постановлением прошедшего 3 марта 1942 г. в Минске Собора белорус. епископов В. был избран в состав Синода Белорусской Церкви, а Гродненская и Белостокская епархия, управляемая В., получала статус автономной, с правами экзархата в Вост. Пруссии. Собор также выразил пожелание, чтобы В. имел братское общение с Серафимом (Ляде) , митр. Берлинским и Германским РПЦЗ, и поминал его как старшего за богослужением. 10 марта указом белорус. Синода В. был возведен в сан архиепископа. Управляя епархией, В. сталкивался с проблемами, к-рые были вызваны запретами со стороны нем. администрации: в частности, запрещалось отмечать церковные праздники в будние дни, рекомендовалось переносить их на воскресенье, в нек-рых местах не разрешалось служить более 2 часов. Оккупационные власти характеризовали В. как «ревностнейшего великорусского организатора», через к-рого шла связь с рус. центрами в Польше. В. запретил духовенству употребление белорус., укр. или польск. языков на богослужениях, признавая богослужебным языком исключительно церковнославянский. 21-26 окт. 1943 г. В. совместно с белорус. еп. Григорием (Боришкевичем) участвовал в совещании епископов РПЦЗ в Вене, состоявшемся под председательством митр. Серафима (Ляде). На этом совещании было рассмотрено избрание Патриархом Московским митр. Сергия (Страгородского), к-рое участники совещания сочли неканоническим. Кроме того, епископы направили нем. властям меморандум с протестом против ограничений деятельности зарубежного духовенства на оккупированных территориях СССР. В июле 1944 г., после освобождения Белоруссии Красной Армией и ее наступления на Вост. Пруссию, В. уехал в Германию. В апр. 1946 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ в Мюнхене В. совместно с большинством др. белорус. епископов был присоединен к РПЦЗ.

http://pravenc.ru/text/150207.html

Прямо с вокзала мы едем на архиерейскую службу, чтобы после познакомиться с владыкой Артемием. Чин «освящения картошки» Говорят, каков поп, таков и приход. Какой епископ, такая и епархия — не говорят. Наверное, потому что звучит длинновато и нелаконично, но, тем не менее, это именно так и есть. Наше знакомство с епископом Гродненским Артемием начинается, как знакомство читателя с главным героем «Ревизора», который появляется лишь во втором действии, а в первом — все о нем говорят. «Очень он хороший, «живой», с юмором. Он с вами шутить будет постоянно», — наставляет коллега из Минска. «С ним легко», — характеризуют нам епископа при заселении в гостиницу. «Владыка очень требователен к духовенству, много работает с молодежью, миссионер, — неожиданно серьезно говорит сопровождающий нас с первых минут в Гродно иерей Вячеслав Гапличник, когда мы едем в деревню на соборную службу. — Один из первых указов владыки в Гродненской епархии предписывал проводить обязательные огласительные беседы перед Таинствами Крещения и Венчания. Некоторые священники опасались, говорили, что это отпугнет людей, но владыка настоял…» ...После Литургии епископ принимает нас тепло и очень как-то просто. «Только чтоб не написали, как иногда пишут: его преосвященство отслужило Литургию, пообедало и спать легло», — шутит и с нами владыка. Но его преосвященство действительно «отслужило Литургию и пообедало» — что поделаешь! Сегодня в деревне Свислочь — архиерейская служба, соборная. Но храм полупуст. «На картошку все пошли», — предполагает настоятель, иерей Николай Войтов. «А что, пора чин освящения картошки ввести? — тут же находится епископ Артемий. — Храмы переполнены будут!» В Беларуси шутят, что картошка — основная религия страны. А если серьезно, основная конфессия во всю историю Гродненской области менялась чуть ли не с той же частотой, что и политическая власть. Православие, католицизм, униатство, кальвинизм — в разное время власть и местная знать поощряла то одну, то другую веру. Гродно, Старый замок. Руины нижней церкви XIV–XV веков Так что храмы и костелы меняли «хозяев», разрушались и восстанавливались, строились и разбирались. В годы коммунизма ими владело государство, верующие храмы арендовали, а священник фактически не мог быть главой прихода. «У меня где-то в архивах до сих пор лежит договор с прихожанами и председателем: «я сотрудничаю», «я являюсь», — вспоминает владыка Артемий. — Скажешь что-нибудь «не то» в проповеди — заберут регистрацию без объяснения причин или с формулировкой: «Вы приход не устраиваете».

http://pravoslavie.ru/43000.html

Священник Феодосий Детеевский Фото прислала Ольга Детеевская: «Это мой прадедушка — Феодосий Детеевский. Служил священником во время Первой мировой войны и после». Как нам удалось выяснить, священник Феодосий Детеевский – выпускник 1883 года Виленского духовного училища, служивший, очевидно, полковым священником, после войны оказался в Белоруссии, на территории, отошедшей к Польше. В 1925-1931 году он служил настоятелем храма в честь Святой Троицы в поселке Россь Волковысского повета (нынче – Гродненская епархия Белорусской Православной Церкви). Георгий Цареградский Георгий Цареградский Фото прислала Вера Николаевна Архипова, Москва: «Посылаю Вам фотографии своего деда, Георгия Савича Цареградского, участника Первой мировой войны. Он родился 1-го (14-го) апреля в Костромской губернии в селе Новая Гольчиха. Его дед и прадед были дьяконами Казанской церкви села Шадрино Макарьевского уезда, большая часть родни также служила в разных церквях Костромской губернии. Отец, Цареградский Савва Евгеньевич, был одним из первых земских педагогов в Костромской губернии. Георгий Цареградский Георгий Савич учился сначала в школе у отца, затем в Костромской классической гимназии. Высшее образование получил в Московском Университете — с 1908 по 1914 год. По окончании медицинского факультета в 1914 году был мобилизован в ряды действующей армии. Георгий Цареградский Был на Северо-западном фронте, служил военным врачом в пеших московских дружинах 484-ой и 482-ой, затем старшим врачом в 436-ой дружине. Затем был командирован в 385-ую пешую Московскую дружину, на перевязочный пункт, где за работу под огнем был награжден орденами Станислава 3-ей степени с мечами (1915 год) и орденом Св. Анны (1916 год). В мае 1918 был демобилизован и поступил на работу в Костромской уезд, был заведующим врачом Василевской участковой больницы (до 1923 года). Затем перешел в Кострому, где и проработал до конца своих дней. Георгий Цареградский В период финской военной компании был начальником санитарной службы в отдельном противотанковом батальоне, затем начальником хиругического отделения эвако-госпиталя. В период Великой Отечественной войны был мобилизован 23 июня 1941 года, был на фронте по август 1944 года, работая врачом в разных эвако-госпиталях, где был и хирургом, и старшим специалистом по лечебной физкультуре. После войны работал в разных лечебных учреждениях Костромы. Скончался 21 февраля 1957 года».

http://pravmir.ru/moy-praded-voeval-za-r...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010