Глава VIII. Иордан «Тогда исхождаше к нему Иерусалима, и вся Иудеа, и вся страна Иорданская, и крещахуся во Иордане от него, исповедающе грехи своя». ( Мф 3:5–6 ) Настала Страстная неделя. В Иерусалиме с давнего времени первый день этой недели определен на путешествие к Иордану, для омытия себя водою Искупления, в приуготовление к принятию страшных таинств, – и уже после того заключаются в храм Гроба Господня, до Христова воскресения. Я отлагаю подробное описание храма до этого времени. Я последовал за несметною толпою христиан к священной реке. Еще на канун этого дня Иерусалим вышел из обычной тишины своей и представлял вид многолюдного торгового города. Движение толпы было необыкновенное. Ряды навьюченных верблюдов и лошадей тянулись со всех концов улиц, и шум отправляющихся не утихал во всю ночь. Мы выехали не рано, вместе с драгоманом греческого монастыря. Путь наш лежал по Страстной улице чрез Гефсиманские ворота. С стесненным сердцем ехал я на хорошо убранном коне, среди шумной толпы пеших и конных, беспечно попиравших путь глубоко трогательный, навеки освященный! И я дал себе внутренний обет не проходить по нем отныне иначе как пешему. На высотах, господствующих над Иосафатовою долиною, сидел под маслиною муселим Иерусалимский Абугош, некогда известный грабитель христиан. Окруженный своею свитою, он курил трубку, запивая кофеем, и глядел на несущуюся толпу мимо горы Элеонской, по дороге к Вифании. Путь этот от Иерусалима до Иордана, так много следимый священными стопами Спасителя, будет мною описан после, во всей подробности, когда я пройду его в уединении, среди пустынной тишины, приличной великим воспоминаниям. Несмотря на пестроту разноплеменной толпы, покрывавшей всю дорогу так далеко, как только мог следовать глаз, – я был поражен тою дикостью гор, которая начинается от высот Вифании до самой долины Иерихонской. Здесь раздавался глас вопиющего в пустыни. Под горным сводом, противу развалин той гостиницы, где, по преданию, происходила сцена Благого Самаритянина, мы во второй раз встретили муселима Абугоша, который также направлялся со своею свитою к Иордану, для охранения поклонников от бедуинов; он опять сидел на ковре за трубкою и кофеем и убедительно просил нас отдохнуть с ним; мы исполнили его желание.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Дьякон-хирург: вера помогает не сгореть Когда на операции что-то не получается – молюсь святителю Луке 11 июня, 2016 Когда на операции что-то не получается – молюсь святителю Луке 55 лет назад скончался хирург и архиепископ, святитель Лука (Войно-Ясенецкий). «Правмир» нашел его последователя, который точно так же совмещает два служения: диаконом в храме и хирургом в туберкулезной больнице. Сложно, опасно и заразно – именно этого искал Андрей Орлов, выбирая специальность. Чего боятся смертельно больные пациенты областного противотуберкулезного диспансера в Сукманихе? Чем отличаются праведник и грешник на пороге смерти? Как встречают доктора бывшие зэки? Об этом торакальный хирург Андрей Орлов рассказал «Правмиру». Современный человек боится труда, грязи, пота и крови – Сейчас вы хирург и одновременно дьякон, а священником хотите стать? – Нет, пока не хочу, для меня это много. Восемь лет назад, за год до принятия диаконского сана, я был в Санкт-Петербурге в командировке. Я молился у гроба святого праведного Иоанна Кронштадтского, духовника своего деда, как мне быть, как мне в этой ситуации поступить. Вне Церкви я себя уже не мыслил, храм для меня стал вторым домом. Но ответа не было, и я понял, что для меня это недосягаемо. Я врач, который стал только диаконом. Если я должен стать священником, мне, грешному, Господь как-то покажет Свою волю через простых людей, через простые события. Поэтому пока так вопрос не стоит, чтобы мне стать священником, потому что я нужен в больнице. Чтобы стать священником, надо или увольняться с работы, или уходить на пенсию. В нынешних условиях требования к врачам растут непомерно: это и современные методы обследований, и ведение документации. Во всех отраслях медицины всё очень напряженно, и переключиться на то, чтобы быть священнослужителем, очень тяжело. Я смогу посвятить себя службе только в выходные, когда нужно отдыхать. Для меня важно не перетрудиться, нужно быть в хорошей форме, потому что на операциях, бывает, не всё идет так, как хочется. Случаются операции, требующие серьезного анатомического препарирования на крупных сосудах, на бронхах, у больных с хроническим туберкулезом, где очень сложно определить элементы в легком, что это – это сосуд, это бронх, это спайка?

http://pravmir.ru/dyakon-hirurg-vera-pom...

Епископ Каменский и Алапаевский Мефодий: Святая Елизавета Федоровна может примирить «белых» и «красных» 1 ноября — День рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны 1 ноября, 2015 1 ноября — День рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны Крестным ходом у шахты Нижне-Селимская в Алапаевске, куда большевики сбросили Великую княгиню Елизавету Федоровну вместе с ее келейницей Варварой и другими членами семьи Романовых, затем – на Святую Землю, — место последнего упокоения Великой княгини… Паломничество по скорбному пути Елизаветы Федоровны проходит ежегодно. Паломники могут не только поклониться святым мощам Великой княгини, но и взглянуть на Святую Землю ее глазами. Ведь и она когда-то попала туда впервые и проследовала от старого порта в городе Яффо к храму Гроба Господня. Уже в третий раз по благословлению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возглавляет и организует поездку заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества по спецпроектам и руководитель дирекции ИППО в государствах Израиль и Палестина Игорь Ашурбейли . Своими впечатлениями делится участник паломнической поездки этого года, епископ Каменский и Алапаевский Мефодий. — Владыка, когда вы впервые услышали о Великой княгине Елизавете Федоровне ? Вы ощущаете некую духовную связь с ней и другими царственными мучениками? — Ребенком я отдыхал на севере Башкирии. Но в то время, конечно, не знал, что когда-то там бывала и Великая княгиня. О Елизавете Романовой впервые я услышал, в первые годы своего священства. В то время книги о ней были только в самиздате. Мне попалась книга Любови Миллер, которая произвела на меня сильное впечатление. Это и было моим первым знакомством с Великой княгиней. Духовная связь? Думаю, было бы странно сказать, что ее нет. Во-первых, храм великомученика Георгия на Волге, где я был настоятелем в течение 26 лет, в 1913 году посетила семья императора Николая II, во время своего путешествия на пароходе из Нижнего Новгорода в Кострому. Великая княгиня и Царская семья связали меня с Москвой, с Новоспасским монастырем, в котором находится усыпальница семьи Романовых, и где лежит прах Великого князя Сергея Александровича, мужа Елизаветы Феодоровны, убитого террористом Каляевым. Сергей Александрович был генерал-губернатором Москвы и первым председателем Императорского Православного Палестинского Общества.

http://pravmir.ru/episkop-kamenskiy-i-al...

Епитафион Благородному Георгию Пласковицкому 60 Зри, како благородный в землю обращенный Георгий Пласковицкий, в пути убиенный, Зде плоть лежит 61 , а душа к небеси желает, рцы вечна ему память, тебе упрашает. Или сице Грядый, помоли о мне милостива Бога, да ми беззакония оставит премнога. Георгий Пласковицкий зде опочиваю, ты чай гроба, аз уже востания чаю. Или сице Георгий Пласковицкий зде опочивает, от разбойник убиен, от Тебе желает Молитвы, читателю, Кирие елейсон рцы, а веждь, яко и тя смертный не минет сон. Ересеначалници Иже ереси в Церкви начинают, местию Бога люте исчезают, Да видит 79 народ мерзки Богу быти, иже неправо дерзают учити. Симон волхв егда чрез воздух летал есть демоним деиством, и люди 80 прелщал есть, Паде на землю, ноги сокрушил есть, о то бо святый Петр Бога молил есть. И тако, иже лестно вокрилися, праве дне ногу своею лишися, Терпя же болезнь лютую, скончася, душа мерзкая от демона взяся. Манес проклятый, Манихей ся звавый, аки из облак манну изсыпавый, От царя Перска страшне искожися 81 , яко врачь сыну его сотворися, Обещаяся недуг исцелити 82 , но лстец возможе живота лишити. Монтан нечистый силом удавися с пророкинями, с ними же прелстися 83 . Донатистове, иже ся ругаху Евхаристии и псом ю метаху, Сами от тех псов люте растерзани 84 , достойней казни от Бога предани. Арий блядивый, во нь же день хотяше храм Божий взяти, и к нему идяше Торжищем гордо, восхоте отьити в тайная места чрево изпразднити. Амо же отшед, с гноем излиял есть чрево, и душу демоном отдал есть. Иулиан враг, отступивый Бога и злая верным сотворивый многа, Егда на Персы силно ратоваше, христианом же смертию прещаше, От невидима воина убися, свыше копие в перси водрузися. Несторий хулник от Бога казненны, червием язык ему расточенны 85 . Валент, Ария зла поборник бывый, Христа Господа тварь быти учивый, Воюя Готты, побежден бежаше, скрився в хизине, огнем конец взяше. И мнози 86 ини 87 Богом истреблении от мира сего, и неба лишении 88 За своя хулы. Ты, брате, блюдися

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Закрыть itemscope itemtype="" > Беслан и Буденновск: породнило общее горе 14.06.2005 413 Время на чтение 3 минуты Два небольших российских городка, один на Ставрополье, другой в Северной Осетии, породнила одна горькая участь - нападение террористов. И в том, и в другом больше всего пострадали дети и матери. Недавно из Иерусалима вернулась группа бесланских женщин, чьи дети погибли в сентябре прошлого года. Вместе с паломницами на Святой земле находился и духовный пастырь - епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Мы попросили его рассказать о поездке подробнее. - Владыка, как появилась сама идея подобного паломничества и как удалось реализовать ее практически, ведь заграничная поездка 40 человек стоит недешево? - Вы знаете, что я и в дни бесланской трагедии, и после нее не раз встречался с пострадавшими от бандитов. И заметил такой перекос: семьи, чьи дети выжили, находятся под постоянным вниманием, им очень многие помогают, от врачей до общественных организаций, и это, конечно, правильно и замечательно, но вот матери, потерявшие любимых детей, оказались словно отрезанными от жизни. Да, компенсации им выдали, но никакие деньги не могут облегчить горе матери! Такие раны залечиваются годами... По душевному состоянию этих несчастных женщин было видно, что они нуждаются в серьезной моральной поддержке и внимании. Мы много общались, потом проехали по святым местам нашей епархии, по храмам Северного Кавказа, ну а затем созрело решение и о паломничестве на Святую землю. Значительную помощь оказало руководство Северной Осетии. А вот все пребывание в Иерусалиме - жилье, питание, транспорт - полностью взяла на себя Русская православная церковь. Мы получили благословение Святейшего Патриарха. Разместили бесланских паломниц в женском Горнем монастыре в Иерусалиме - уникальном месте. Там они были окружены сердечной заботой монахинь. Любовь и молитвы сестер поразили своей теплотой, создали очень добрую атмосферу. А посещение таких святынь, как храм Гроба Господня, божественная Голгофа, стало для матерей поистине незабываемым. Ведь именно там, на Святой земле, свершилась победа жизни над смертью, там Христос родился и совершал чудеса, воскрешал и исцелял, там он был предан, распят и вознесся... Там и Матерь Божия пережила свои страдания. И на месте ее погребения в Гефсимании мы вместе молились. И постепенно, мне кажется, эти женщины прониклись чувством того, что души их детей, варварски убиенных террористами, живы, что они перешли в иную Вечность. Перед паломницами словно открылся совершенно другой - духовный - мир. Думаю, такое подкрепление их веры в дальнейшем поможет бесланским матерям справляться с горем.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы хотим соборно обсудить вопрос сохранения нашего единства» Патриарху Иерусалимскому Феофилу вручена премия Международного общественного Фонда единства православных народов 21.11.2019 1406 Время на чтение 5 минут Сегодня в Москве прошла XIX ежегодная церемония вручения премий имени Святейшего Патриарха Алексия II Международного общественного фонда единства православных народов за 2018 год. Лауреатом премии стал Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III , сообщает Патриархия. ru . Предстоятель Иерусалимской Церкви обратился к присутствовавшим со словом. «Ваше Святейшество Патриарх Кирилл! Уважаемый президент Фонда господин Валерий Алексеев! Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Дорогие отцы! Дорогие сестры и братья! Да пребудут с вами благословение Святого Града Иерусалима и благодать Святого Гроба Господа нашего Иисуса Христа. Христианская община Святой Земли молитвенно приветствует вас! Глубокие исторические узы связывают Русскую Православную Церковь с Церковью Иерусалимской и Россию со Святой Землей, и мы хотим воспользоваться этой возможностью и прежде всего выразить нашу признательность Вам, Ваше Святейшество, за поддержку, которую Вы всегда оказываете в деле сохранения христианского присутствия на Святой Земле и на Ближнем Востоке», - отметил Иерусалимский Патриарх. «Хотим также выразить благодарность Его Превосходительству Президенту России Владимиру Путину за его руководство, преданность Церкви на Святой Земле и, в особенности, за его столь важную и щедрую помощь в реставрации Храма Рождества Христова. Храм Рождества находится в центре христианского мира, и каждую неделю мы принимаем бесчисленных паломников, прибывающих из всех уголков православного мира. Мы считаем за честь присутствовать сегодня на этом особом собрании и со смирением принимаем престижную премию имени Патриарха Алексия II. Она является признанием заслуг людей, посвящающих себя трудам ради единства Православной Церкви. Мы смиренно принимаем эту премию от имени Иерусалимской Церкви. Миссия нашего Патриархата (Иерусалимской Церкви), основанного на земле, обагрённой искупляющей кровью Христовой, состоит в том, чтобы служить средоточием единства для православных верующих. Мы — те, кому Промыслом Божиим вверено нести служение в святых местах, — должны хранить их, дабы они оставались доступными для религиозного поклонения и молитв всех людей», - продолжил он.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/21/my...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новый Иерусалим заменит «старый»? О символике восстановления обители на Истре и необходимости симфонии властей 02.12.2019 2117 Время на чтение 9 минут Ново-Иерусалимский монастырь в Московской области полностью восстановлен. Об этом заявил глава правительства Дмитрий Медведев на итоговом заседании попечительского совета благотворительного фонда по воссозданию обители. За десять лет проведена колоссальная работа по созданию инженерной инфраструктуры и восстановлению интерьеров монастыря. Существует мнение, будто патриарх Никон, начиная строить Новый Иерусалим, пытался сделать центром Православия Москву вместо Константинополя, давно уже превратившегося к тому времени в Стамбул. Своими размышлениями о значении и смысле восстановления обители реке Истре делится наш автор Владимир Янчевский . Сердце будет пламенем палимо//Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,//Стены Нового Иерусалима//На полях моей родной страны. Николай Гумилев, 1921 г. Чтобы понять замысел патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, нам надо углубиться в историю более чем на 250 лет назад, в конец 14 века. В места, находящиеся практически рядом с Ново-Иерусалимским монастырём. В город Звенигород. В 90-е годы 14 века здесь княжил Юрий Дмитриевич Звенигородский и сюда же по его просьбе из Сергиева Посада приходит Савва Сторожевский. Начинается строительство Звенигородского городка (кремля) и Сторожевского монастыря. Возникает идея - «Небесного Звенигорода» как «Небесного Града» и Нового Иерусалима. Это идея симфонии власти светской и духовной. К сожалению, по целому ряду причин после смерти прп. Саввы эта идея не получила дальнейшего развития, но её помнили и строительство Никоном величественного Воскресенского монастыря практически рядом со Звенигородом нельзя назвать случайным. Саввино-Сторожевский монастырь очень любил и Алексей Михайлович и неоднократно приезжал туда. Дело в том, что наряду с идеей « Москва - Третий Рим», существовала и идея «Москва - Новый Иерусалим». Надо понимать, что под понятием Новый Иерусалим понимался не некий земной храм, копия храма Гроба Господня, а Новый Иерусалим как Небесный Град из Откровения св. ап. Иоанна Богослова.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/02/no...

Запись монастырская о событиях и посещениях обители разными лицами 1812 года 2 октября принесена была в Варницкий монастырь Колотская явленная икона Божией матери и при ней приехал игумен Иларий с братией того монастыря, которые и имели здесь пребывание до 20 ноября, когда обратно отправились в свою обитель. 1813 года 36 мая принесена в Ростов из Мологи возвращавшаяся в Могилев явленная икона Божией Матери Умиления, которая и в здешний монастырь приносима была по случаю праздника в крестном из города хождении. 1817 г. в феврале месяце был в Ростове и 14 числа в здешнем монастыре Иерусалимский архимандрит Арсений с Иеромонахом и монахом, проживающие в России по Высочайшему дозволению для испрошения подаяния на возобновление храма Гроба Господня, сгоревшего от поджога еретиками в 1808 г. 30 сентября в 9 час. ночи. 1819 г. 18 марта прибыл в сей монастырь для проживания, уволенный от управления епархией, Преосвященный Августин, Епископ Уфимский и Оренбургский и построил на собственный свой кошт деревянные близь святых ворот покои. 1829 года в половине августа монастырь посетил Архиепископ Ярославский и Ростовский Авраам, осмотревший новосозданный храм Введенский. 1832 г. 21 июля был в обители Преосвященный Иона, Митрополит и Экзарх Грузии, уволенный на покой для проживания в С-Петербург Членом в Св. Синоде. 1836 г. посетил Варницкий монастырь Митрополит Московский Филарет в сопровождении наместника Троицкой Лавры; осмотрев соборную церковь и теплую и оставшись доволен осмотром, возвратился в Яковлевский монастырь, куда прибыл для освящения теплого храма во имя св. Иакова. 1837 г. 8 сентября в 3 ч. дня посетил монастырь в первый раз по вступлении на епархию Евгений, Архиепископ Ярославский и Ростовский. 1839 г. в декабре посетил обитель Костромской Преосвященный Епископ Владимир в сопровождении наместника Яковлевского монастыря отца Флавиана. 1840 г. 22 мая посетил Варницкую обитель Высокопреосвященный Евгений, Архиепископ Ярославский и Ростовский в сопровождении эконома архим. Никодима со свитою и совершил Божественную литургию соборно с 4-мя священнослужителями; после литургии посетил настоятеля в его келлии и благоволил обедать.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/i...

И.П. Ювачев XIII. Первые шаги в Иерусалиме В гостях у образованного араба. – Разбитая лампадка. – Жертвенник в Святой Земле.·–Дорожный костюм. – Плодовитость земли. – Храм Гроба Господня. – Камень миропомазания. – Искушение веры. В России мне дали рекомендательное письмо к одному иерусалимскому арабу, окончившему курс Киевской духовной академии. Он оказал мне чисто восточное гостеприимство, предложив в мое распоряжение свою квартиру и даже свою кровать. Кроме меня, к нему зашел еще один приезжий из России. Любезный хозяин оставил нас вдвоем, а сам поспешил на вечерние занятия в контору. Я, несколько знакомый уже с обстановкой сирийских домов, вышел на небольшой дворик полюбоваться прекрасным видом на Елеонскую гору, а мой компаньон занялся осмотром внутренней обстановки комнат. Вдруг, он быстро выходит ко мне и говорит встревоженным голосом: – Помогите мне исправить случившуюся неприятность. – Да что такое? – спрашиваю его. – В углу спальной теплилась у него лампада на столе, и тут же стояли прислоненные образа один под другим. Я взял один образок в руки, а другие скатились на лампадку, сдвинули ее, и она упала на пол и разбилась. Разбилась и стеклянная подставка под лампадой. Все это я могу, конечно, сейчас купить, но меня угнетает самый факт: не успел оставить нас гостеприимный хозяин одних, как мы сейчас же причинили ему неприятность; кроме того, разбитая лампадка в первые минуты моего приезда в Иерусалим сильно меня смущает, как вещее предзнаменование. Я успокоил его, как мог, и предложил ему сейчас же пойти в лавку и купить стаканчик. И не только стаканчик, – мы скоро нашли и красивую подставку, и масло, и поплавки –одним словом, все, что нужно для лампадки. Когда он зажег ее, я весело заметил своему товарищу: – Ну, вот видите: «знамение-то ваше во благо» стало! Вспомните, когда Авраам или Иаков входили в эту обетованную землю, то прежде всего, что они делали? Ставили жертвенник! Это даже и узаконено в Библии самим Богом! Поэтому евреи, входя в Палестину из Египта или из Вавилонского плена, прежде всего воздвигали алтарь. Вот и вы: не разбей случайно лампады, вам бы и в голову не пришло устраивать этот жертвенник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И.П. Ювачев XXVIII. Елеонская гора Вид с горы на Иерусалим. – Место Вознесения Господня. – Отношение греков к святым местам. – Сокровище, скрытое в поле. – Покойный архимандрит Антонин. –Высочайшая колокольня в Иерусалиме. – Вифания. –Гробница Лазаря. – Крестный ход.– Арабские дети. –Всенощная с ваиями. Воспоминания о последних днях земной жизни Христа Спасителя связаны с Елеонскою горой. Вифания и Виффагия, гробница Лазаря, Гефсимания, место беседы о разрушении Иерусалима и, наконец, последний пункт земного пребывания Иисуса Христа, с которого он вознесся на небо, – все это находится по ту или другую сторону Елеона. Когда мы вышли из темной пещеры гроба Божией Матери, было совсем светло. Православный народ большими и маленькими группами двигался по иерихонской дороге на праздник в Вифанию и к гробнице Лазаря. Погонщики-мукари на перебой предлагали своих измученных жалких осликов. И если их паломники брали сегодня, то, вероятно, ради воспоминания въезда Господня в Иерусалим на одном из предков этих животных. С небольшой компанией я предпочел идти на гору пешком, чтобы не стеснять себя при осмотре достопримечательных мест по пути. Обогнув русскую церковь святой Марии Магдалины, построенную в память покойной императрицы Марии Александровны, мы стали подыматься к месту вознесения Господня. Подъем был довольно крутой, и в начале пришлось восходить по иссеченной в скале лестнице. Кругом обычный желтовато-серый колорит. Палящее солнце над головой, камень под ногами и пыль в воздухе. Растительности очень мало. Справа и слева от дороги ограды из щебня и серые каменные дома сплоскими крышами. Мы оглянулись назад, на запад. Перед нами протянулся весь Иерусалим, окруженный лентой темно-серых стен с зубцами и башнями. На первом плане царит величественный ку пол мечети Омара. Правее можно разобрать куполы храма Воскресения. Еще правее – русский храм святой Троицы. За исключением нескольких башен, вся остальная масса серых домов представляет собою довольно однообразный фон картины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010