Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь в Ясеневе Карта и ближайшие объекты На протяжении трех последних лет в московском районе Ясенево идет строительство православного храма Покрова Пресвятой Богородицы. Уже в июне 2009 года Святейший Патриарх Кирилл совершил торжественный чин основания Покровского храма в Ясеневе. Общая площадь храма с притворами составит 1425 в. м. Таким образом, он сможет одновременно вместить до 800 человек. В его цокольном этаже предусмотрены помещения для воскресной школы, конференц-зала, книжной лавки. Нижняя, крестильная, церковь Покровского храмового комплекса в Ясеневе освящена в честь святого Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В соответствии с предназначением этого малого храма в его центре устроен мраморный баптистерий в византийском стиле. Остальное пространство Михаило-Архангельской церкви отдано под реализацию уникального проекта, получившего название «Икона Святой Земли». Здесь в одном месте будут собраны точные копии пяти величайших христианских святынь – Гроба Господня, Камня Помазания, Гробницы Божией Матери, Голгофы, Вифлеемской Звезды.   Источник: сайт Покровского храма в Ясеневе Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево построен в традициях византийской храмовой архитектуры XII века. Внутреннее пространство оформлено по византийским канонам. Все стены покрыты мозаиками, воссоздающими шедевры византийской мозаической живописи. Дополнительно храм имеет цокольный этаж, центральное место в котором занимает крестильный храм в честь Архангела Михаила. С севера к храму примыкают помещения воскресной школы, конференц-зала, книжной лавки. Храм пятиглавый, четырёхстолпный, в двух западных главах расположены звонницы. Храм имеет входные паперти с трех сторон. Главный вход — с западной стороны. Над западным притвором, на отметке 8.0 м, имеются хоры. Высота цокольного этажа, встроенного в рельеф — 4.5 м. Высота храма до верха креста — 36 м. Размер центрального объёма храма в осях — 18х18.9 м. Габаритные размеры храма с притворами — 30.9х27.0 м Общая площадь храма с притворами 1425 кв. м. Храм позволяет принять порядка 800 человек.

http://sobory.ru/article/?object=08859

Обыкновенное чудо Лонгина Сотника Я так и представляла себе эту картину, как к прогуливающемуся по райским садам святому мужу, прилетали один за одним ангелы, передающие просьбы верующих: «Молятся о мёде и удачном программном коде». А бедный Лонгин, хватаясь за голову, отвечал: «Братцы, да воин я, ничего не знаю ни про ульи, ни про компьютеры. Но раз просят – надо молиться…» 19 апреля, 2014 Я так и представляла себе эту картину, как к прогуливающемуся по райским садам святому мужу, прилетали один за одним ангелы, передающие просьбы верующих: «Молятся о мёде и удачном программном коде». А бедный Лонгин, хватаясь за голову, отвечал: «Братцы, да воин я, ничего не знаю ни про ульи, ни про компьютеры. Но раз просят – надо молиться…» Чудесная помощь по молитвам святым для многих православных — обыкновенное дело. О своем обыкновенном, но таком важном чуде святого Лонгина Сотника в Великую Субботу рассказывает Лидия Сиделева, главный редактор портала Матроны.ru. Мученик Лонгин Сотник – не самый известный для обывателей святой. Его имя не раз вводило в заблуждение верующих. Вот одни мои друзья-программисты, не сильно преуспевшие в церковнославянском языке, как-то поделились своей находкой, наткнувшись в центре Москвы на икону, как им показалось, святого «Логина», которого они решили почитать за покровителя всех технарей. Есть ещё история, как бедному святому Лонгину молились о благополучии пасек. Сотник – соты, что-то такое однокоренное и близкое повелителям пчёл. Я так и представляла себе эту картину, как к прогуливающемуся по райским садам святому мужу, прилетали один за одним ангелы, передающие просьбы верующих: «Молятся о мёде и удачном программном коде». А бедный Лонгин, хватаясь за голову, отвечал: «Братцы, да воин я, ничего не знаю ни про ульи, ни про компьютеры. Но раз просят – надо молиться…» Лонгин Сотник, как известно, был воином, охранял Голгофу во время самой страшной казни вселенной – Распятия Христа, а затем, по преданию, был у Гроба Господня. Именно ему мы с подругой и стали молиться перед сошествием Благодатного огня, находясь в граде Иерусалиме и мечтая в Великую субботу собственными глазами увидеть это чудо. Попасть в храм Гроба Господня накануне Пасхи нелегко. Надо пройти огонь, воду и медные трубы.

http://pravmir.ru/obyknovennoe-chudo-lon...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Воскресенье, 18 февраля 2024 года: что будет в храме? 12 мин., 17.02.2024 В воскресенье 18 февраля Церковь продолжает молитвенно вспоминать события праздника Сретения Господня, а кроме того чтит память мучениц Агафии Панормской и Феодулии, мучеников Макария, Елладия, Евагрия и святителя Феодосия, архиепископа Черниговского. Наши молитвы в этот день обращены также к преподобномученику Николаю Цикуре, преподобномученице Александре Каспаровой и мученику Михаилу Амелюшкину. Особо почитаются в этот день иконы Божией Матери «Взыскание погибших», Дивногорская-Сицилийская и Елецкая-Черниговская. Воскресенье, 18 февраля 2024 года, попразднство Сретения Господня Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 18 февраля. Особенности богослужения Тропарь воскресный, глас 4 Светлую воскресения проповедь/от Ангела уведевша Господни ученицы/и прадеднее осуждение отвергша,/апостолом хвалящася глаголаху:/испровержеся смерть,/воскресе Христос Бог,//даруяй мирови велию милость. Перевод: Радостную весть о воскресении узнав от Ангела, и избавившись от прародительского осуждения, Господни ученицы апостолам возглашали, торжествуя: «Низвержена смерть, воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость!» Кондак воскресный, глас 4 Спас и Избавитель мой/из гроба, яко Бог,/воскреси от уз земнородныя,/и врата адова сокруши,//и яко Владыка воскресе тридневен. Перевод: Спаситель и Избавитель мой от гроба, как Бог, воскресил из оков на земле рожденных, и врата ада сокрушил, и, как Владыка, воскрес на третий день. Чтение Евангелия: Евангелие от Луки, глава 19, стихи 1–10

http://foma.ru/voskresene-18-fevralja-20...

И. Крылов Глава VII Мы видели, что ученики Иоанновы погребли тело Крестителя в Севастии, близ гроба Пророка Елиссея. – Святый Евангелист Лука, проповедывая Христа и обходя многие города и страны, пришёл и в Севастию. Собираясь идти оттуда в своё отечество, Антиохию, он пожелал перенести на свою сторону тело Святого Предтечи Христова Иоанна Крестителя, которое было нетленно и цело, но не мог того исполнить, потому что жители Севастии усердно почитали мощи Крестителевы, тщательно их сохраняли, и не позволяли Луке взять их. Одно только правую руку, крестившую Господа нашего Иисуса Христа, Святый Евангелист Лука отнял и принёс в свой город Антиохию. И ею, как многоценным сокровищем, воздал городу за своё в нём воспитание. С того времени Святая Крестителева Рука у верующих Антиохийцев сохранялась в великом почтении, и много чудес совершалось от неё. Прошло много времени, переменилось много Царей; в 361 г. от Рождества Христова воцарился Юлиан законоотступник. От открыто отвергнулся Христа, и поклонясь идолам, востал на церковь Божию, и гнал её не менее всех прежде бывших мучителей. Юлиан не только преследовал и убивал живших тогда Христиан, но и на мёртвых простёр своё бесчеловечное мучительство. Кости святых, прежде пострадавших, выбрасывал из гробов и предавал огню. Храмы Божии и всякую святыню сожигал и превращал в пепел. Мучитель Христиан отправился и в Антиохию, отчасти для принесения жертвы идолу Аполлону, который находился в Дафне на предградии, отчасти чтобы и там мучить Христиан и сожечь, какую найдёт, святыню. Христиане в Антиохии, услыша о скором приходе его, тайно сокрыли руку Крестителеву в одном градском столбе, который назывался Гониа, чтобы над Нею не наругался и не сжёг Её мучитель. Юлиан, пришедши в Антиохию, и соделав много безбожных и беззаконных дел, тщательно искал Руку Предтечеву; когда же не мог найти Её, послал в Палестину в Севастию, чтобы находящееся там Св. Тело Предтечево, кроме главы и руки, также гроб и храм Крестителев предать огню и разорению. Это и было исполнено, как пишут историки Никифор и Кедрин. Но блаженный Симеон Метафраст пишет, что сожжено было не Крестителево тело, а другое простое. Патриарх Иерусалимский, узнав заранее о повелении мучителя, тайно взял из гроба Крестителевы мощи и послал их на сбережение в Александрию, а на место их положил кости простого мертвеца, и они-то были сожжены вместо мощей Крестителевых, вместе с гробом Его и Храмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

иером. Зосима (Масягин) Предисловие. «Он защитил слово «любовь " …« ...милостыни многи творих братии моей: хлебы моя даях алчущим и одеяние нагим, и аще коего от рода моего видех умерша и извержена... погребах его... Тов. 1:16–17 Понедельник 16 декабря 2002 года. Три часа пополудни. Уже не первую неделю стояли сильные, ниже двадцати градусов, морозы. По пустынным площадям и дорожкам Троице-Сергиевой Лавры спешили редкие прохожие – братия, работники монастыря, еще реже паломники. Неожиданно густой морозный воздух вздрогнул от мощного удара колокола, за которым последовал второй, третий. Кто-то скончался. Кто же?.. Первый встречный неуверенно проговорил: «Кажется, отец Алексий попал в аварию...» Вскоре все сомнения рассеялись: «Алексий разбился!..» На лицах недоумение, боль. Как же так? Почему?! Он только что ходил среди нас, высокий, статный, необыкновенно чуткий, открытый, неравнодушный... Еще вчера на ранней литургии благоговейно звучал его сильный и певучий голос. Многие пережили глубочайшее потрясение... Каждый год иеродиакон Алексий ездил с кем-либо из братии в Дивеево на день ангела своей мамы, инокини Варвары. В этот раз он ехал один – по разным причинам все от поездки отказались. Господь, словно раскрывая перед ним путь в мир иной, отделил от него всех попутчиков. В тридцати километрах от Нижнего Новгорода машина отца Алексия столкнулась со встречным автобусом. Только что ему исполнилось 33 года... 17 декабря, почти в полночь, тело почившего брата привезли в монастырь. А утром следующего дня, после ранней литургии, наместник Лавры епископ Феогност совершил отпевание в Трапезном храме Преподобного Сергия, где три дня назад отец Алексий, в диаконском чине, возглавлял раннюю воскресную литургию. Уже на отпевании было видно, что произошло нечто необычное. В монастыре отсутствовали многие насельники – накануне восемьдесят человек улетели в Италию помолиться перед мощами святителя Николая. Но храм был полон – и братиями, и мирянами. Нередко на похоронах слышишь вопрос: «Кого хоронят?» Сейчас все знали – кого. Часто на глазах пришедших были видны слезы. Множество людей спешило проститься с почившим, ибо в столь молодые годы многих из них он согрел своей любовью, поддержал заботой и вниманием, просто подбодрил доброй шуткой. Отдавали последнее целование иеродиакону Алексию, покрытому монашескими погребальными одеждами, в которые он сам многократно помогал облачать прежде почивших старших собратий и отцов; спешили сказать ему последнее «прости», помолиться о нем у еще не закрытого гроба и испросить его молитв. Поскольку уже тогда естественная при кончине дорогого человека душевная скорбь у многих растворялась тихой благодатной надеждой и все более крепнущей верой в блаженную участь отца Алексия и его дерзновение пред Господом. В конце прощания, перед выносом гроба, владыка Феогност в кратком слове настолько проникновенно раскрыл светлый облик иеродиакона Алексия, что все еще глубже осознали понесенную утрату:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Основные праздники В дальнейшем изложении мы вкратце разберем иконы церковных праздников. Прежде всего, это иконы величайшего праздника Пасхи (Сошествие во ад и Жены Мироносицы у Гроба) и иконы двенадцати великих, так называемых двунадесятых праздников – шесть Господских, четыре Богородичных (см. разбор иконостаса на с. 106–107), Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня. Кроме того, среди икон главных праздников помещены также иконы других, менее важных праздников, как то: Воскрешения Лазаря, Покрова Божией Матери, Преполовения Пятидесятницы и две иконы Распятия – писаная и резная (крест). Иконы праздников, расположенные по течению церковного года, приведены в следующем порядке: Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Покров Пресвятой Богородицы, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение, Сретение, Благовещение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Сошествие во ад, Жены Мироносицы у Гроба, Преполовение Пятидесятницы, Вознесение, Троица, Сошествие Святого Духа на Апостолов, Преображение Господне, Успение. В выборе разбираемых здесь икон, как праздников, так и Спасителя, Божией Матери и отдельных святых, мы руководствуемся не их художественным достоинством, а их строго православной иконографией. Другими словами, здесь воспроизведены лишь те иконы, которые не имеют никаких догматических искажений, никаких заимствований из западного искусства и вполне передают неповрежденное учение Православной Церкви, ничем не нарушая иконописного канона. Рождество Пресвятой Богородицы Рождество Богородицы. Псков. Конец XVI- начало XVII в. Псковский музей-заповедник. «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш...» 242 В день Рождества Богоматери (8 сентября) Церковь празднует святейшее человеческое рождение, «пречистый плод» которого избран и благословен уже от матернего чрева (Зачатие Марии св. Анной празднуется 9 декабря). Евангелие обходит молчанием Рождество Божией Матери, тогда как о Зачатии и Рождестве Предтечи, также празднуемых Церковью, повествуется подробно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Патриарх Иерусалимский Феофил. Схождение Благодатного Огня. Фото из архива пресс-службы Иерусалимского Патриархата. ЖМП 4 апрель 2021 /  1 мая 2021 г. 14:00 Пасха в Иерусалиме ПАСХАЛЬНЫЕ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ЦЕРКВИ И ОБЫЧАИ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ На Святой Земле несет свою миссию древнейший Иерусалимский патриархат. На территории Израиля и Палестинской автономии проживают православные арабы, греки, русские, представители других народностей, для которых Пасха является главным праздником года и торжеством жизни. Но место празднования и разность исторических характеров отличают празднование Пасхи здесь, в Иерусалиме, от празднования в России и Греции, Грузии или Сербии. Рассказ священника Русской духовной миссии прото­иерея Игоря Пчелинцева описывает особенности богослужебной практики Иерусалимской Церкви и обычаи празднования Воскресения Христова на Святой Земле.  PDF-bepcuя. Великая Суббота Первое богослужение Великой Субботы — ночная служба с чином погребения Спасителя. Она проходит в Храме Гроба Господня в ночь с Великой Пятницы на субботу и заканчивается примерно в час-два ночи. После этой службы Храм закрывается до 9 утра. Рано утром в патриаршей церкви святых Константина и Елены, расположенной на крыше Храма Гроба, служится Литургия святого Василия, предваряемая, как и у нас, великой вечерней с чтением многочисленных паремий Великой Субботы. На Литургии присутствуют члены Святогробского братства, архиереи Иерусалимской Патриархии и немногочисленные гости и прихожане. Службу заканчивают примерно в 8 утра. После Литургии все расходятся до церемонии Благодатного огня. Патриарх и Святогробцы возвращаются в Патриархию. Для них на крыше есть специальный проход к зданию Патриархии и кельям. К 9 утра в Патриархию прибывают различные официальные лица: все ждут последующего выхода священнослужителей на схождение огня. С утра в субботу Старый Город уже закрыт полицией, а народ начинают допускать на схождение Благодатного огня около 8 утра. Главный вход — через Яффские ворота Старого Города, точнее, с площади за воротами.

http://e-vestnik.ru/world/pasha_v_ierusa...

Прежде всего, преосв. Кирилл счел своим долгом ближайшим образом познакомиться с наместниками патриарха и с другими представителями греческого духовенства в Иерусалиме, с которыми ему чаще всего предстояло соприкасаться в своей деятельности. На другой день после своего прибытия в Иерусалим, преосв. Кирилл поспешил посетить высших представителей православного духовенства, под руководством которых наша миссия впервые имела возможность посетить храм Воскресения Христова и поклониться животворящему Гробу Господню. Вот как описывает это представление высшей греческой иерархии и первое поклонение главнейшим святыням иерусалимским преосв. Кирилл в своем письме к петербургскому митрополиту Григорию от 26 февраля 1858 года: «1 февраля, в полдень, были мы у преосвященных епитропов здешних, принявших меня в полном собрании Синода: я доставил грамоту блаженнейшего патриарха и преосвященному Мелетию 209 письмо от имени Вашего Высокопреосвященства. С любовию и радушием приняв меня, преосвященнейшие епитропы тотчас же распорядились открытием врат храма и сами сопутствовали мне, в качестве руководителей, при посещении свв. мест. Счел бы своим долгом дать вашему высокопреосвященству отчет в первой молитве за православную церковь и боголюбезное отечество, принесенную мною у св. гроба и на Голгофе, – если бы это было возможно. Но подобные минуты можно пережить, помнить, радостно плакать, когда вспомнишь их, надеяться, что встретишь, может быть, еще такие же, или и сладостнейшие, в день общего воскресения: описывать же нет возможности. Вот все, что можно припомнить и передать из окружавшего и из ощущений, произведенных окружавшим: старец-святитель и все, мы с возженными свечами, русское пение, то пасхальное, то крестопоклонное, слезы и рыдания среди торжественных звуков православных песнопений, в душе ощущение великого пятка и Пасхи вместе, мысль о далеком отечестве земном и близости отечества небесного, молитвы покаяния и благодарения, прошений и славословия, чувство довольства жизнию земною, никогда в такой степени неиспытанного, жажда благ отечества небесного, никогда доселе так не томившая души: что из таких сочетаний и слияний может сделаться, то и есть безраздельное достояние минут первого посещения Христова Гроба и Голгофы» 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Произнесено в храме, посвященном Воскресению Христову Христос Воскресе! Как бьется сердце, полное восторга от радостной вести: «Христос Воскресе!» Почти девятнадцать веков прошло с тех пор, как впервые Ангел возвестил Чистой Деве: «Радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от гроба!» – и весть эта все также дорога, радостна и неисчерпаемо блаженна! Пронеслась она по лицу земли и овладела сердцами миллионов людей, и льнут к ней все труждающиеся и обремененные, ища в ней и только в ней успокоения себе. В чем же сила этой вести? Почему сердце, чуткое к правде, приемлет ее, как драгоценнейший дар своего Творца? «…если Христос не воскрес, то и проповедь ваша тщетна, тщетна и вера ваша. …вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли» ( 1Кор. 15: 14, 17–18 ). Вот в чем, по апостолу, сила Воскресения Христова: оно – корень Евангелия, корень нашей веры и основание нашего искупления. Без сей вести мы были бы «несчастнее всех человеков»: жало смерти, победа ада, исконный враг наш диавол торжествовали б, и усталое тело наше, отходя на смертный покой, содрогалось бы при мысли, что в мрачной гробовой могиле его лишь сгложет трупный червь, да ветер развеет прах по лицу земли. Поистине пришлось бы воскликнуть, что и «псу живому лучше, нежели мертвому льву» ( Еккл. 9: 4 ). Но благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом: Христос воскрес из мертвых! Его тело не увидело тления, и душа Его не оставлена во аде. Смерть и ее жало – грех истреблены; ад побежден, и диавол поражен! Искупленному миру дарована надежда на бессмертие; открыта великая тайна бытия: «Тленному сему подобает облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие». Отныне «смерть – прибретение», и двери гроба – врата жизни вечной. Во имя Воскресшего Христа верующий в страшный час смерти помнит, что его жительство на небесах, что и для него настанет утро Воскресения, когда уничиженное тело его преобразится и будет сообразно славному телу Христа; тогда и он воскликнет: «Смерть, где твое жало? Ад! Где твоя победа?» и водворится в обители Отца Небесного, откуда изгнан быль завистью, коварством и злобой диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/h...

Указанным случаем тогдашний Иерусалимский патриарх Поликарп воспользовался, чтобы войти с русским правительством в непосредственные сношения по делам Святого Гроба. Через обер-прокурора Святейшего Синода князя А.Н. Голицына патриарх Поликарп обратился к самому государю с грамотою, писанною в апреле 1815 года, в которой после приветствия заявлял: «Началом нашего к Твоему Боговенчанному Величеству письма, по примеру божественных отцов наших, да будет благодарность к Богу, в сии смутные времена явившему всем нам благочестивым и верным христианам величайшего заступника, пристанище и убежище православных, спасителя и избавителя толиких народов. Опасна и страшна была буря, объявшая пред сим вселенную: демон отвсюду собрал и подвигнул злые духи, дерзнувшие неистово вступить в бой с Православием. Богоненавистные устроили всякие ковы к пагубе благочестивых, наипаче же православных, на которых было обращено их бешенство. Коликие и мы, несчастные, претерпели бедствия, может быть соделались известными Твоему Императорскому Величеству по слуху, ибо тогдашние обстоятельства не позволили нам прибегнуть к крепкому защитнику Православия и возвестить Ему о том, среди толиких Его трудов подвизающемуся против ополчений безбожных и поборающему за спасение толиких народов. Но сколько тогда и частно и общественно мы печалились, столько ныне радуемся вместе со всеми христолюбивыми правоверными, веселясь удивительным успехам, коими Господь Бог наградил божественную ревность Твою к благочестию и кои сохранят славу Твою в род и род. Мы благодарим Тебя, что не забыл и нас, смиренных, но удостоил нас царского дара во изъявление Императорского благоговения Твоего к Пресвятому Гробу Спасителя нашего и в показание вечного соединения Единыя, Святыя, Кафолическия и Апостольския Церкви Греко-Российской, утвердив августейшею грамотою новосозданный храм Святой Троицы в Таганроге в собственность Пресвятого Гроба Господня, неотъемлемую вовеки. За милости, кои мы от Тебя получили, впредь получить надеемся от всещедрыя Твоего Величества попечительности, от коей по Боге надеемся получить и освобождение постигших нас скорбей, пребывая Тебе благодарны, молим вседневно Бога, да сохранит Твое Императорское Величество во всегдашнем благоденствии на многие круги годов, и да приумножит славу Твою ко благу бесчисленных народов, к помощи нас, смиренных, и всея Церкви Христа, который да укрепит и сохранит державу Твою».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010