Закрыть itemscope itemtype="" > Объяснение молитв и песнопений праздников Из учебника церковнославянского языка 27.08.2015 1564 Время на чтение 19 минут - Успение Пресвятой Богородицы; - Святая Пасха (Светлое Христово Воскресение); - Святая Троица (Пятидесятница); - Неделя о блудном сыне; - Покров Пресвятой Богородицы; - Введение во Храм Пресвятой Богородицы; - Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских; - Рождество Христово Успение Пресвятой Богородицы Учебный перевод кондака Богородицу, - неусыпную в молитвах и неизменное упование [наше] в заступлении, - гроб и смерть не удержали, ибо Вселившийся в Приснодевственную утробу преставил (переселил) Ее к [вечной] жизни как Матерь Жизни. В тропаре, кондаке, задостойнике и во всей службе Успению Богородицы нетленность Девства Божией Матери сопоставляется с нетленностью Ее Успения. О том же говорится и в тропаре 6-й песни второго канона (прп. Иоанна Дамаскина) на утрени: Из Тебя возсияла Жизнь, не разрушив ключей Девства, - как же пречистое и живоначальное Твое тело оказалось способным испытать смерть (=стало причастным испытанию смерти). Учебный перевод задостойника Успению Божией Матери Побеждаются (преодолеваются) пределы естества (природы) в Тебе, Дево Чистая, - Рождество остается девственным, а смерть обручается с жизнью. По Рождестве девственная и по смерти живая, спасаешь присно, Богородице, наследие Твое. Святая Пасха (Светлое Христово Воскресение) Мария и ее спутницы, пришедшие до рассвета и обретшие камень отваленным от гроба, слышали от Ангела: «Во Свете присносущном Сущего что [вы] ищете среди мертвых, словно человека? Воззрите на гробные пелены, спешите и м i ру возвестите, что восстал Господь, умертвивший смерть, ибо Он - Сын Бога, спасающего род человеческий». Святая Троица (Пятидесятница) Перевод: Благословен Ты (есть), Христе Боже наш, явивший ловцов (т.е. рыбаков) премудрыми, ниспослав им Духа Святого, - и через них уловивший [всю] вселенную. Человеколюбче, слава Тебе! Главная мысль тропаря, раскрывающего внутреннее содержание праздника, заключается в том, что именно ниспослание апостолам Святого Духа сделало их, простых и некнижных рыбаков, премудрыми, и через них Господь уловил (привлек к Себе) всю вселенную. В тропаре также содержится напоминание о евангельских словах Христа Спасителя Своим будущим ученикам - Симону и Андрею, - о том, что Он сотворит их ловцами человеков ( Мф 4,18-19; Мк 1,16-17 ).

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/29/...

" Крест укрепляющий " сентября 2022 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Петропавловском соборе Петергофа " Праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня пришел к нам с четвертого века - сказал владыка в проповеди. - После того, как Христос принял распятие на Голгофе, кресты были сброшены в том же саду в яму, потому что иудеи не прикасались ни к телам, ни к орудиям смерти. Они были заброшены камнями и лежали так. В 70-м году император Тит завоевал Иерусалим, уничтожил Голгофу и Гроб Господень, все было засыпано камнями и распахано. Христос говорил ученикам перед Своими страданиями, что от этого города не останется и камня на камне. Так и случилось. В 117-138-м годах Римской империей правил Андриан, он посетил Иерусалим и сказал, чтобы его название не упоминалось больше никогда в истории человечества и велел построить здесь город в свою честь - Элию Капитолину. Он был ярым язычником и на месте Голгофы и Гроба устроил два капища - Юпитеру и Венере, в которых происходили мерзости и осквернения. Так было поругано место, на котором совершилось наше спасение. Бесчинство продолжалось двести лет, пока не пришел на римский престол первый христианский император Константин. Он решил отыскать все места, связанные с жизнью Спасителя и там построить христианские храмы. Была снабжена экспедиция во главе с его матерью царицей Еленой. Она приехала в Иерусалим и узнала, что Крест Господень может находиться под капищем Венеры. При раскопках были обретены три креста и гвозди, которыми прибили тело Спасителя. Чтобы узнать, какой Крест Христов, по очереди возложили их на умершего человека из проходящей неподалеку похоронной церемонии. Когда возложили Крест Христов, покойник воскрес. Это было чудо. Патриарх Макарий и царица Елена от радости поднимали Крест, а народ восклицал: " Господи, помилуй " . Частицы Креста и гвозди Елена увезла в Константинополь, а на этом месте был заложен храм в честь Воскресения Христова, освященный в 335-м году. Через год вышло постановление, чтобы каждый год отмечался великий праздник Воздвижения Креста Господня. С тех пор он совершается в Церкви " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

П.В. Безобразов Записка о гареме у купола храма Воскресения, представленная 31 октября 1850 года генеральному консулу в Иерусалиме Базили Живоносный гроб Господа нашего Иисуса Христа, заключающийся в храме, который вначале построен был Константином Великим , служит предметом благоговейного почитания христиан. Из всех стран света они стекаются к нему и тут на разных наречиях изливают пред Богом свои молитвы. Эта вселенская святыня, по неисповедимым судьбам Божиим, находится во власти языка, ещё не верующего в Господа Иисуса. Бог ему предал её на время для благоговейного хранения, а не для попрания или посрамления её. Эту волю Божию сознавал первый магометанский властитель св. Гроба, халиф Омар Хаттаб, и потому не дерзнул обратить Святогробский храм в мечеть или посрамить его как-либо. Эту волю Божию исполняли и все последующие халифы. По преданию православного Святогробского монастыря, египетский султан Саладин, изгнав из Иерусалима крестоносцев и латинское духовенство (1188 г.), поместил арабского старшину (шеха) в здании, пристроенном к северо-западной стороне Святогробского храма для наблюдения за поклонниками. (Тогда ключи от сего святилища находились в руках православного духовенства). Поскольку нет в виду письменного свидетельства об этом, вроде приказа сего султана, то нельзя знать, с какими правами и условиями помещён был там сказанный старейшина, и была ли воля Саладина на устроение мечети в вышеупомянутом здании. Что касается до гарема, находящегося на плоской крыше Святогробского храма, то, по всей вероятности, он помещён тут гораздо позже, именно, по падении греческого царства. Ибо доколе оно существовало и имело политические сношения с халифами и султанами, дотоле ни Комнины, ни Палеологи, поддерживавшие все святые места в Палестине, не потерпели бы сего осквернения святыни Господней и устранили бы блудодеяние своим ходатайством. Да и самое здание гаремное по виду представляется гораздо новее пристройки крестоносцев к храму и отличается от неё иной кладкой камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Воскресенье, 11 февраля 2024 года: что будет в храме? 8 мин., 09.02.2024 В тридцать шестую Неделю по Пятидесятнице Церковь вспоминает перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца и чтит святителей Лаврентия, затворника Печерского, Герасима, Питирима и Ионы, епископов Великопермских, Устьвымских. На 11 февраля выпадает память мучеников Романа, Иакова, Филофея, Иперихия, Авива, Иулиана и Паригория, а также Сильвана, епископа, Луки, диакона, и Мокия, чтеца. В этот же воскресный день мы почитаем священномучеников Иоанна Гранитова, Леонтия Клименко , Константина Зверева и с ними 5-ти мучеников. Еще в воскресенье 11 февраля мы обращаемся в молитве к святым, совершавшим свой духовный подвиг на территории Коми, Екатеринбургской и Пермской митрополий (Собор Коми святых. Собор Екатеринбургских святых. Собор святых Пермской митрополии). Воскресенье, 11 февраля 2024 года Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — молитве в храме. В этот день мы откладываем прочие занятия, чтобы участвовать в литургии. Мы продолжаем проект «Готовимся к богослужению» , чтобы помочь осознанно прийти в храм, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из Священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресный день 11 февраля. Особенности богослужения Тропарь воскресный, глас 3 Да веселятся небесная,/да радуются земная,/яко сотвори державу/мышцею Своею Господь,/попра смертию смерть,/первенец мертвых бысть;/из чрева адова избави нас,//и подаде мирови велию милость. Перевод: Да веселится все небесное, да радуется все земное, ибо явил могущество руки Своей Господь: попрал смертию смерть, сделался первенцем из мертвых, из чрева ада избавил нас и даровал миру великую милость. Кондак воскресный, глас 3 Воскресл еси днесь из гроба, Щедре,/и нас возвел еси от врат смертных;/днесь Адам ликует, и радуется Ева,/вкупе же и пророцы с патриархи воспевают непрестанно//Божественную державу власти Твоея.

http://foma.ru/voskresene-11-fevralja-20...

У современного человека всегда есть какие-то сомнения. На самом деле, что значит, если огонь не снизойдет? Это значит конец света. То есть, на самом деле, эсхатологическое мышление должно быть православному христианину присуще. Если благодатный огонь не снизойдет, это же явление Господа. Это счастье! Чего страшного-то? В пасхальном выпуске программы «Русский взгляд» принял участие председатель редакционного совета нашего портала иерей Александр Ильяшенко. Гости программы: Телеведущий Михаил Леонтьев Президент фонда Андрея Первозванного, кавалер Ордена Гроба Господня Сергей Щеблыгин. Настоятель храма Всемилостивого Спаса, бывшего Скорбященского монастыря, священник Александр Ильяшенко. Режиссер Владимир Хотиненко Студентки Свято-Дмитровского училища сестер милосердия Мария Новикова и Татьяна Коренева Д. ДЮЖЕВ : Пасха  —   тема нашей программы сегодня. Христос Воскресе! Е. ПИСАРЕВА: Воистину Воскресе. О празднике праздников, о Светлом Христовом Воскресенье мы и поговорим сегодня. Д. ДЮЖЕВ : Каждый год в один и тот же день в субботу, накануне Православной Пасхи происходит событие, предшествующее Воскресению Христову — схождение Благодатного огня. Последние годы тысячи наших паломников в Страстную субботу отправляются на Святую землю. Д. ДЮЖЕВ : В студии программы «Русский взгляд» один из свидетелей православного чуда, Михаил Леонтьев. Е. ПИСАРЕВА: Здравствуйте, Михаил. А не страшно, что Благодатный огонь не снизойдет? МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: Чудо есть чудо. У современного человека всегда есть какие-то сомнения. На самом деле, что значит, если огонь не снизойдет? Это значит конец света. То есть, на самом деле, эсхатологическое мышление должно быть православному христианину присуще. Если благодатный огонь не снизойдет, это же явление Господа. Это счастье! Чего страшного-то? Е. ПИСАРЕВА: Михаил, а много русских паломников в Иерусалиме? МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: Очень много, причем, люди собираются заранее в храм, потом почему-то их оттуда выгоняют, иногда это очень жестко происходит. Этих людей можно и до схождения благодатного огня, и после этого видеть в Свято-Троицком соборе в Иерусалиме. Я был на Святой Земле несколько лет назад, но по всему было понятно, что людей там всё больше и больше становится.

http://pravmir.ru/russkij-vzglyad-pereda...

Услышать властное: «Не плачь»! Прежде чем вернуть сына Господь потребовал от вдовы: не плачь!.. Почему Он так сказал? 25 октября, 2009 Прежде чем вернуть сына Господь потребовал от вдовы: не плачь!.. Почему Он так сказал? ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТАГО ДУХА! Дорогие мои, только что мы с вами, в торжественной минутной тишине, выслушали благодарственные молитвы по святом причащении, как это предписано церковным уставом. Но это благодарение наше Господу не только о том, что Господь, (кого-то из) нас сегодня сподобил непосредственно соединиться с Ним в Его Животворящих Таинствах, мы благодарим Его и за то, что Он сподобил всех нас здесь присутствующих молитвенно предстоять пред Его лицем, пред лицем Самого Бога, и как от милостивого Отца получить на предстоящую неделю благословение, получить прощение всех наших согрешений, в каких мы сегодня каялись. Достаточно ли мы понимаем, достаточно ли мы осознаем всему этому истинную, настоящую цену? Мы слышали, как некогда спрашивали Христа: что сделать, чтобы иметь жизнь вечную? Знаем по Евангелию, как Спаситель отвечал: Соблюди Заповеди. Одну из них, по милости Божией, мы сегодня исполнили: Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седмый суббота, Господу Богу твоему. Исполнили. Что же мы этим приобрели? Приобрели столько, что не можем назвать этому и цену. Пришли в храм Божий утомленные, больные душой и телом; сотворив, в течение истекшей недели, а может быть и в больший период своей жизни, некую греховность, и потому оказались предопределенными на вечное осуждение, на адское пребывание, на вечную смерть. Сказано, что Бог смерти не сотворил, но посредством греха смерть вошла в жизнь людей. Богом был дан завет человеку: В онь же день снесте от древа сего, смертью да умрете. С тех пор лукавый всячески старается склонить человека ко греху, чтобы предать его смерти, прилагая человеку греховные помыслы. Помыслы посещают, и будут посещать человека до гроба. Если человек борется с помыслами, противится им, а они все равно навязываются и не отступают, греха человеку в этом нет. Это не испорченность человека, это прилог, это основная и главная работа лукавого.

http://pravmir.ru/uslyshat-vlastnoe-ne-p...

Факт общеизвестный, что на святых местах в Иерусалиме издавна между лицами различных вероисповеданий идет непрерывная вражда, время от времени прорывающаяся наружу в виде столкновений, иногда даже с кровавым эпилогом. Вследствие этих, крайне натянутых, условий религиозной жизни разных вероисповеданий и национальностей, святые места, достопоклоняемые святыни всего христианского Мира – Св. Гроб, Голгофа, храм Воскресения, Вертеп Христов и др. – содержатся в таком запустении и небрежении, что на человека, впервые появляющегося в Иерусалиме, производят поражающее, безотрадно тяжелое впечатление. Необходимо, однако, много изворотливости и находчивости со стороны тех, кому Провидение вверило охрану этих дорогих всему христианскому Миру святынь, чтобы они время от времени реставрировались и поддерживались и в том запущенном и невзрачном виде, в каком большинство из них предстают взору поклонников, прибывших сюда с целью излить свои сердечные вопли в горячей слезной молитве. Вот фактическая иллюстрация указанных натянутых отношений различных вероисповеданий в Иерусалиме. Летом 1887 года посетил Иерусалим в качестве поклонника один из богатейших московских купцов, владелец чугунно-литейного завода. Обозревая святые места Иерусалима и его окрестностей и побывав на кровле храма Воскресения, он не мог не обратить внимания своим опытным глазом на полуистлевший деревянный крест, водруженный на куполе этого знаменитого храма – хранителя драгоценнейших христианских реликвий: Гроба Господня, Голгофы, места обретения Креста Господня и др. Сердце москвича, любителя красоты и благолепия храмов, содрогнулось от жалости, при виде этой мизерной руины, и он тотчас же выразил желание пред иерусалимским патриархом Никодимом, ныне пребывающем на покое, изготовить для этого купола более прочный и изящный крест на собственном заводе в Москве и прислать его, как личное пожертвование, для замены старого деревянного креста. Эта драгоценная жертва была принята патриархом с восторгом и глубокою блогодарностию. Жертвователь не замедлил исполнением данного им обещания. В сентябре 1887 г. массивный художественно-отлитый чугунный крест, проволоченный через огонь, был уже получен в Иерусалиме. Оставалось исполнить волю жертвователя, но тут то и начались обычные на Востоке и в частности в Иерусалиме отсрочки, проволочки, всякого рода непредвиденные затруднения со стороны местных гражданских властей и представителей инославных вероисповеданий, всегда и во всем желающие видеть нарушение пресловутого «status quo». Патриарху Никодиму упомянутый крест, вместо купола, куда он предназначался, пришлось волей – неволей сдать на время в кладовую под замок.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

4 февраля 1905 г. в 2 ч. 47 м. дня на Сенатской площади Кремля бомбой, брошенной революционером И.П. Каляевым, был убит Великий Князь Сергий Александрович. Преподобномученица Елизавета Феодоровна с великим самообладанием собирала по частям его тело. Уцелели нательный крест и образки, которые он носил на груди. Останки были уложены на носилки, покрыты шинелью стоявшего здесь солдата и отнесены в Чудов монастырь, где были поставлены близ раки свт. Алексия. «В тяжелом испытании, – писала Княгиня Елизавета Феодоровна в ответ на телеграмму сочувствия, – ниспосланном мне Господом, истинным утешением служит мне то теплое, искреннее сочувствие, которое встречаю вокруг себя. Ваши сердечные слова, ваше участие проникли мне в душу. Благодарю вас, мои дорогие сотрудники и сотрудницы. В молитвах черпаю силы со смирением переносить мою великую скорбь, а в совместной с вами дальнейшей работе на пользу страждущих да поможет мне Господь находить утешение». Православные люди, откликнувшиеся на эту кончину, единодушно называли эту смерть мученической: «Да, он был воистину наш, потому что всегда он был жив духом древней Москвы… Пусть же он останется нашим и по кончине своей: пусть останки его пребудут навсегда в стенах священного Кремля, где Бог судил ему кончить жизнь мученически», – писал в " Московских ведомостях " священник Иосиф Фудель. Мысль о том, что смерть ее дорогого супруга была мученической, укрепляла великую княгиню Елизавету. В ответ на адрес Московской городской Думы она писала: «Великим утешением в моем тяжелом горе служит сознание, что почивший Великий Князь находится в обители святителя Алексия, память которого он глубоко чтил, и в стенах Москвы, которую он глубоко любил, и в стенах Кремля, в которой он мученически погиб». Преподобный Сергий (до монашества – протоиерей Митрофан Сребрянский) записал: «7 февраля. Сейчас служили мы панихиду по новом мученике царствующего дома великом князе Сергие Александровиче. Царство Небесное мученику за правду!». Первая панихида по убиенному Великому князю Сергию была совершена сразу же по перенесении его останков в храм святителя Алексия в Чудовом монастыре. В 5-ом часу вечера у тела усопшего совершил панихиду наместник Чудова монастыря архимандрит (впоследствии епископ) Арсений (Жадановский) с иеромонахами Анастасием и Ферапонтом при пении монастырского хора. В 5 ч. панихиду совершил старший викарий Московской митрополии епископ Трифон (Туркестанов) с архимандритом Арсением, ректором Псковской духовной семинарии архимандритом Борисом и др. священниками. На панихиде присутствовала вел. кн. Елизавета. В течении нескольких дней до отпевания непрерывно у гроба служились панихиды.

http://pravoslavie.ru/5266.html

     Марина зябко поежилась и достала теплую кофту: сильно работал кондиционер. Правда, ехать в израильском новехоньком автобусе было гораздо удобнее, чем в предыдущем дряхлом египетском, даже спинки сидений в котором были сломаны и не фиксировались. Экскурсовод Регина, полная, высокая блондинка, время от времени что-то вещала в громкоговоритель, при этом широко улыбалась, обнажая очень крупные белоснежные зубы, но Марина почти не слушала ее – она много читала о Святой Земле и, наверное, сама могла бы провести экскурсию. На другом берегу моря множеством огней звала к себе Иордания. Марина достала Псалтирь и стала медленно читать – было здорово молиться в таком путешествии. Эта поездка привлекла ее возможностью во время отдыха в Египте посетить Святую Землю, своими глазами увидеть Гефсиманский сад, и храм Гроба Господня, и базилику Рождества Христова. – Мам, сейчас остановка будет у лавки косметики Мертвого моря. Дай мне деньги! И убери книгу – ты сюда, что, читать поехала?! Марина вздохнула: дочка Катя поехала точно не ради святых мест, а ради пляжного отдыха. Ей хотелось увидеть, как гласил рекламный проспект, красоту Нила во время разлива и зелень полей орошения, небольшие тысячелетние египетские деревеньки, прячущиеся в тени пальм от палящего солнца, и яркий подводный мир Хургады. Пока Кате ничего не нравилось – ни специфический запах Мертвого моря, ни его маслянистая вода, не радовала ее и перспектива увидеть святые места. Как раз перед путешествием соседка Тамара сказала Марине: «И зачем тебе такие большие деньги тратить на эту поездку?! Святая Земля … Вот какой толк, Маринка, от твоей веры?! Вот что ты столько лет в церковь таскаешься?! Особое богатство нажила, что ли? Или здоровье особенное? И дочери покоя не давала – за собой всё таскала! А дети-то умнее нас с тобой: вон, твоя Катька подросла, институт окончила, поумнела – и перестала с тобой ходить! Моя Танька никогда в храме не была – и не ходит, и твоя всё детство там провела – и не ходит… Толку и было её водить…»

http://pravoslavie.ru/79895.html

Валаам: остров Преображения Монахи не раз принимали мученическую смерть, но обитель возрождалась вновь 24 сентября, 2016 Монахи не раз принимали мученическую смерть, но обитель возрождалась вновь «Вспоминается слово, сказанное нам схимником о. Сысоем, в скиту Коневском, неосознанное тогда, теперь, для меня, раскрывшееся: “Дай вам Господь получить то, за чем приехали”. Тогда подумалось – а за чем мы приехали? Так приехали, ни за чем… проехаться. И вот определилось, что – за чем-то, что было надо, что стало целью и содержанием всей жизни, что поглотило, закрыло жизнь, – нашу жизнь». С этими словами писателя Ивана Шмелева согласится большинство тех, кто когда-либо приезжал на Валаам. Об острове тишины и молитвы рассказывает Евгения Новосельцева. История, природа и искусство – три мощные воспитательные силы в нашем обществе. На Валааме они соединены с необычайной прочностью. Д. С. Лихачев Есть места, которые удивляют, потрясают или просто не оставляют равнодушными большинство их посетителей. Есть и такие удивительные места, которые преображают душу, оставляя в ней глубокий след. В такие уголки нашей планеты хочется вернуться вновь и вновь, они словно манят к себе изумленного человека. И это является удивительной тайной. Одним из таких мест, на мой взгляд, является остров Валаам , который недаром монастырский гимн называет дивным. Сегодня Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный монастырь отмечает один из престольных праздников своего главного храма – день преподобных Сергия и Германа Валаамских. Центральный собор обители расположен на горе Фавор. На Руси существовала благочестивая традиция называть географические пункты по аналогии со Святой землей, чтобы и на родине были места, которые бы напоминали о земной жизни Христа. Наряду с Троице-Сергиевой лаврой, Новым Иерусалимом на Истре, Соловками, Валаам не стал исключением: здесь путешественник, не выезжая из России, может взойти на вершину горы Сион, чтобы посетить храм, построенный по подобию храма Гроба Господня, пройти через поток Кедрон к Гефсиманскому саду, побывать в Иосафатовой долине…

http://pravmir.ru/valaam-ostrov-preobraz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010