Поэтому царь, с согласия п. Иоакима, предлагал Собору-назначить в митрополичьи епархии епископов, подчинив их митрополитам, а патриарху «отцем отцу, яко главе и пастырю» дозволить иметь многих подвластных епископов (1-е предл.). При этом Собору было представлено росписание, в каких городах быть епископам и от чего им иметь довольство 92 . А именно: в патриаршей епархии. На Костроме быть епископу. А во удовольствование дать ему монастыри: Воздвиженский, а за ним 140 дворов; Шеренский с 52-мя дворами и Ширтольский с 37-ю дворами; всего – 229 дворов. В Галиче быть епископу. В удовольствование дать ему: Троицкую Варнавину пустынь, за ней 50 дворов, Спасский монастырь (19 дворов), Богородицкую верхнюю пустынь (20 дв.), монастыри: Ризположенский (78 дв.), Фроловские, что у Галицского озера (35 дв.), Николаевский (16 дв.), два Благовещенские (50 дв.); всего 268 дворов. В Звенигороде – епископу. В удовольствование дать ему дом и вотчины бывшего Архангельского епископа, а пребывание иметь в Москве. В Севске или Шутивле – архиепископу. Довольствоваться ему монастырями: Спасским, Рагодицким, Старолепским, Николаевским и Дмитровским; всего дворов 221. В Темникове–епископу. Дать ему, Пурдышевский монастырь с 270-ю дворами. В Коломне – архиепископу. Содержание не указано. В Арзамасе – епископу. Дать ему Спасский монастырь с 323-мя дворами. На Ливнах, «буде Великий Государь укажет митрополии Крутицкой быть, то в его епархии быть епископу на Ливнах». На содержание дать монастыри: Сергиевский, Чернеев и из Шацкого – 320 дворов; всего – 344 двора. В епархиях митрополитов. У Новгородского: на Городце – епископу. На содержание ему – Николаевский Антоновский монастырь с 339 дв. На Колмогорах – архиепископу; на содержание ему – Николаевский Корельский, Чухченемский и Архангельский монастыри с 127-ю дворами. – У митрополита Казанского. На Уфе – епископу. Ему дать Успенский монастырь с 132 дворами. – У м. Сибирского. В Томске – епископу. На Лене – епископу. Содержание пожалует государь из своей казны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В приходе имеются три народных школы: 1) земская в селе Нагуеве с 1888 года; учащихся в 1897 г. было 75; 2) церковно-приходская при станции Вязники М.-Нижегор. ж. дороги с 1892 года; учащихся в 1897 г. было 36; 3) школа грамоты в д. Сергееве с 1895 года; учащихся в 1897 г. было 3. Никологорский приход Никологорский погост или село Никологорье на р. Погостовке находится в 16 верстах от уездного города и в 100 от губернского. Первые сведения о церкви погоста Никологорского находятся в патриарших окладных книгах; в них под 136 (1628) г. отмечено: « церковь великого Чудотворца Николы на погосте на горах в Ярополченской волости в вотчине боярина Фед. Ив. Мстиславского». По писцовым книгам 161 (1653) г. при этой церкви значится 5 дв. поповых, дворы дьяконов, пономарев и просвирницын, 8 дв. крестьянских, 32 дв. бобыльских, 4 дв. нищих, всего на церковной земле 52 двора, в приходе 592 дв. крестьянских, 31 дв. бобыльский, двор помещиков, двор нищего; пашни церковной худые земли по 134 чети в поле. Таким образом в половине XVII века Никологорский приход был уже многолюднейшим приходом. Вскоре после 161 (1653) г. на погосте была построена новая деревянная церковь во имя Рождества Христова с приделом во имя Св. Николая Чудотворца, которая и стала писаться в патриарших окладных книгах с 1656 года. По переписным книгам 1678 года на Никологорском погосте значится слободка Новая, а в ней непашенных бобылей 21 двор, кроме сего на церковной земле за 6 попами 40 дворов безпашенных бобылей. В 1714 г. на погосте освящена была новая церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Эта была уже каменная церковь; прежде же бывшая деревянная церковь во имя Рождества Христова обращена была в теплую и при ней придел освящен во имя св.-муч. Параскевы. В 1763 году обе эти церкви оказались весьма ветхими; поэтому построена была новая каменная церковь с приделом во имя Св. Муч. Параскевы. Что же касается Христорождественской церкви, то она была построена позднее и при ней открыт отдельный приход (см. ниже). – В 1814 году при Николаевской церкви устроен еще придел и с того времени храм остается без существенных изменений.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Престолов в храме два: главный – в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделе – во имя св. в.-муч. Никиты. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон особенно чтима прихожанами икона Св. Николая Чудотворца, приложенная в храм кн. Одоевскими в 1753 г. Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. – На содержание их получается: обязательного оклада с прихожан 720 р. 44 к. и из других разных источников 1,750 руб.; всего в 1847 году получено 2,472 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 3 десят., сенокосной 8 дес. и пахотной 30 дес.; копии с плана и межевых книг на сенокосную и пахотную землю имеются. Приход состоит из села Фоминки и деревень: Осинок (6 верст от церкви), Баландина (7 вер.), Зименок (8 вер.), Мосеевки (5 вер.), Нового Поташа (5 в.), Старого Поташа (6 в.), Волчихи (6 вер.), Плюшкина (5 вер.), Реброва (3 вер.), Огрызкова (2 вер.) 220 , Лисина (5 вер.);. во всех этих селениях по клировым ведомостям за 1897 г. числится 2,696 душ мужеского пола и 3,119 женского. В селе Фоминке имеются две народных школы – земская и церковно-приходская; учащихся в 1897–98 г. в первой было 98, во второй 43. С 1897 года открыта земская школа в дер. Осинках, учащихся было 40. 208 По писцовым книгам 1628–30 гг. дер. Рожково значится за Богд. Бельским и стольником патриарха Филарета Фед. Плещеевым; в ней тогда было 5 дворов крестьянских. 209 По переписным книгам 1678 г. деревни Клоково, Дроково, Березницы, Гончары и Повалиха значатся за Аф. Оболдуевым; в них тогда были – двор помещиков, 1 дв. задворного человека, 12 дв. крестьянских и 5 бобыльских (в настоящее время в этих деревнях 126 дв.). 210 По переписным книгам 1628 г. в д. Внукове значится 3 дв. крестьянских и 2 бобыльских (в настоящее время здесь 39 дв.). 211 По тем же книгам сельцо Аксаково значится за Афан. Вас. Языковым с падчерицами; по переписным книгам 1678 г. половина сельца Аксакова значится за Яков. Ознобишиным; на этой половине был двор помещиков, 5 дв. крестьянских и 6 бобыльских.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В целом для российских монастырей была традиционной организация и содержания приемных домов, больниц для нуждающихся в медицинской помощи, но первый Приморский женский монастырь не успел проявить себя в этой деятельности. Это связано, по всей видимости, с крайне небольшим сроком существования монастыря. Он был закрыт после революции 1917 г. Таким образом, Южно-Уссурийский Рождество-Богородицкий монастырь, являясь оплотом веры для русских, продолжал традиции русских православных женских монастырей, способствуя распространению грамотности и хозяйственных навыков среди населения. Кроме того, монастырь выполнял миссионерскую функцию в условиях осваиваемого русскими Дальнего Востока и помогал хозяйственной и культурной адаптации русских и иностранных переселенцев на новом месте жительства. РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д.234. Л.; РГИА ДВ. Ф. 702. Оп.3. Д. 234. Л. 11.; РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 27. Л. 103-об.; Аргудяева Ю.В. «Семья и семейный быт у русских крестьян на Дальнем Востоке России во второй половине XIX – начале ХХ в.» Владивосток, 2001.; «Владивостокские Епархиальные ведомости», 1914, NoNo 9-10; «Владивостокские Епархиальные ведомости», 1910, No 10; Поповкина Г.С. «Княгини - устроительницы монастырей у истоков духовно-нравственного воспитания женщин в Древней Руси». Приморские образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия. Владивосток, 2001.; РГИА ДВ. Ф.244, Оп.1, Д.27, Л.168; РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 1. Д. 438. Л. 8-об.; РГИА ДВ. Ф.244, Оп.1, Д.27,. Л.168-об –169-об.; Сагитова О.И. «Этнокультурная и социально-экономическая адаптация корейской диаспоры на территории Приморского края в дореволюционный период». Адаптация этнических мигрантов в Приморье в ХХ в. Владивосток, 2000.; «Владивостокские Епархиальные ведомости», 1908 г., No 2; «Владивостокские Епархиальные ведомости», 1913г., No 6; «Владивостокские епархиальные ведомости», 1914 г., No 5-6; «Владивостокские Епархиальные ведомости», 1913г., No 6; «Владивостокские епархиальные ведомости», 1914 г., No 5-6.; «Владивостокские епархиальные ведомости», 1914 г., No 5-6.; «Владивостокские Епархиальные ведомости», 1914 г.; «Владивостокские Епархиальные ведомости».

http://sobory.ru/article/?object=23437

На р. Волхове находились Сельца, Каменка и Попирачево; на р. Ладоге – Горка; на Ладожыце – Ладожыца; у оз. Ладожского – Лигово; на р. Черной – Бор, Гармина, Карпово, Кондратово, Тобола, Юхново; на р. Влое – Борок, Заречье, Кулдосар, Марьино, Меглосар, Нурмия, Рятево, Тягоши, Федковское, Федорково, Хотуево; на р. Вироле – Вирола; на р. Кобоне – Бор, Гарманово, Горка, Замошье, Заречье, Кобона (3), Кокала, Коярово, Курова, Низово, Низ, Речка, Середнее, Сюрья, Фекино. Погост Ильинский, лежавший к югу от Городенского, примыкал к р. Волхову, имея на запад от себя погосг Федоровский. «На погосте церковь Илья пророк, на погосте ж дв. поп Ильинской Григорей, дв. дьяк церковной Гридя, дв. проскурница Мавра, дв. сторож церковной Бориско» (XI, 36). Хотя в погосте мы видим земли а) оброчные, б) поместные, в) монастырские и г) церковные; однако – их общее количество невелико: 35 двор., 62 чел., 42 обжы земли. Ничтожный размер погоста объясняется тем, что другою своею частью этот погост принадлежал Обонежской пятине. Поместья в Ильинском погосте имели Васька-Стрига Константинов Скудин (4 дв., 4 чел., 2 ½ об.) и Ондрюшка подьячий (4 дв., 6 чел.; 5 об.). Стрига жил в д. Ляпуново. Имели свои деревни в погосте – монастыри Рождества Христова из Ладоги, Никольский из Ладоги и церковь Михаила Святого с порога с Волхова. По роду владений земли погоста распределялись так: было оброчных поместных монастырских церковных Выражая цифры обежъ %-ми отношениями, – оброчных видим 10,7%, поместных 17,8%, монастырских 66,6%, церковных 4,7%. В состав погоста входили деревни; Бронница, Бышова, Витошино, Глухое Гаврилово, Горка, Горка-Теплуткино на острову, Громово, Давыдовщина, Здыково (2), Извоз, У Ильи Святого на погосте, д. Калиткино, Колоново, Лисичье, Лыжьево, Ляпуново, Мирославль, Мельницино-Теплуткино. На Заклюке, На Помчищах, Островец, Под Рябиною, Славятино, Умостища, Фоминское, Холм Большой, Холм Меньшей. Деревни Бышова и Мельницино – Теплуткино находились на р. Заклюке. Погост Федоровский Песотцкий лежал между Теребужским с запада и Ильинским с востока, имея на севере – погост Городенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Приход: село и деревни: Щаповка, Сельцо, Нова, Щапино, Агрофенино, Куницыно, Скоморохово, Струбово, Захарцево, Большое Высоково, Малое Высоково, Постылово, Куземкино, Объедово, Лопатино, Романка, Клетищи, Мощенка, Тепляки и Ростилково. Расстоянием означенные деревни от церкви находятся не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 401, душ мужеского пола 1,512 и женского пола 1,637 душ. В селе существуют две земские школы – мужская и женская. Горки Село Горки, при пруде, находится от уездного города в 20 верстах и от губернского города в 45 верстах. – В старинные времена село принадлежало частным владельцам; так, во второй половине XVII и в начале XVIII столетия оно было вотчиной помещиков Троханиотовых; а в 1738 году оно значится во владении командира Никиты Петровича Вильбоа. В первый раз церковь в селе построена, как видно из окладных патриаршего казенного приказа книг, в 1679 г. усердием помещика Александра Иванова Троханиотова и освящена была в честь Святые Живоначальные Троицы; причта при новопостроенной церкви положено было: «поп, пономарь и просвирница»; на содержание причта строитель храма из своих земельных дач отмежевал: «10 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов 20 копен»; при церкви первоначальный приход составляли: «дв. попов, дв. понамарев, дв. просвирницын, дв. вотчинников, 20 дв. крестьянских средних и 7 дв. бобыльских», – итого 81 двор: но в 1708 г., как видно из переписных книг патриаршего приказа, приход состоял уже из 48 дворов; в 1720 году к Троицкой церкви причислены были еще две деревни Берково и Остров, купленные новым владельцем села Горок, сыном и наследником умершего храмоздателя, стольником Романом Александровым Троханиотовым у княгини Марфы Степановны Черкасской; означенные деревни состояли в приходе отдаленного от них села Ковалева; отдаленность и неудобство сообщения с церковию были причиною перечисления Беркова и Острова к селу Горкам, более к ним близкому расстоянием . Троицкая церковь со времени своего основания по 1746 год в Патриарший казенный приказ, а потом, с упразднением патриаршества, в Синодальный казенный приказ, дани платила рубль 15 коп.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Церкви принадлежат следующие здания: каменная ризница, устроенная в 1879 году на юго-западной стороне церкви, каменная сторожка, близь церкви, каменная богадельня, за церковною оградою, построенная усердием дворянина Петра Гавриловича Пахомова в 1854 году; призреваемые, из крестьянского сословия, числом до 15 человек ежегодно, содержатся на проценты с капитала, пожертвованного тем же г. Пахомовым; каменная часовня, среди села, издавна построенная прихожанами в честь иконы Божией Матери «Неопалимой Купины» и деревянная часовня, близь кладбища, также издавна построенная прихожанами в честь Св. пророка Илии; в первую часовню каждогодно бывает крестный ход в первый воскресный день Петрова поста, а во вторую – 20 июля. В церкви хранятся документы в целости: копии метрических книг с 1808 года и исповедных записей с 1829 года. Опись церковного имущества составлена в 1875 году и также хранится в церкви. Земли при церкви: усадебной 2,845 квадр. саж., пахотной 76 десятин 242 квадр. сажени, из них до 4 десятин под кустарником и около 4 десятин неудобной к возделыванию, сенокосной 88 десятин 419 квадр. сажен, из коих более 12 десятин под кустарником. План на земли и межевая книга имеются и хранятся в церкви. Причта по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. – На содержание причт получает: 182 р. процентов с причтового капитала, от сбора хлебом 30 р., от земли 100 р. и за требоисправления 1,284 р., а всего в год до 1,596 р. Дома причт имеет собственные. Приход: село и деревни: Крячково, Зубцово, Широково, Шеплово, Ворониха, Швариха, Фролово, Иепино, Солодухино, Авдотьино, Курзаниха и Ямново. Расстоянием от церкви деревни не далее 8 верст. Всех дворов в приходе 419, душ мужеского пола 1,269 и женского пола 1,422 души. В селе существует земская народная школа. Всегодичи Малые Село Всегодичи Малые расположено на реке Уводи и находится от уездного города в 8 верстах, а от губернского города в 71 версте. – В старинные времена село было дворцовым государевым имением. Точные исторические данные о селе и церкви относятся к началу XVII столетия; в окладных патриаршего казенного приказа книгах под 136 (1828) годом записано: « церковь великаго чюдотворца Николы в государеве в дворцовом селе в малых Всегодичах дави рубль двадцать один алтын пять денег десятильничих и заезда гривна. В 104 (1056) по новому дозору дани положено 5 руб. 16 алтын 8 денги заезда гривна»; таковую же дань церковь платила в патриарший приказ и в 1746 году. О состоянии прихода в XVII столетии в означенных патриарших книгах имеются следующие известия: «161 (1658) г. у сей церкви 2 дв. поповых, дв. пономарев, дв. просвирнин, церковных бобылей 10 дв., да в приходе крестьянских 326 дв., бобыльских 20 дв.»; церковной земли показано: «пашни паханые середния земли 8 чети в поле, а в дву по тому ж, сена по реке по Увоти в разных местах 80 копен».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Тучк.-го (16 дв., 19 чел., 16 об.), Ивашко Большой и Ивашко Пестрый Васильевы Хомутовы Вас. Бор. (7 дв., 12 чел., 4 ½ об.). Ив. Мих. Шматов жил в д. Изорники, Митя Шматов и Як. Копылов в сц. Пустомержа, Некр. Крекшин – в д. Ондреевичи, Вас. Крекшин – в сц. Новая Весь, Як. Крекшин в сц. Глухово, Колачев в сц. Речица, Ол. Шматов – в сц. Речица, Парфеев – в сц. Старая Весь, Некрас Образцовский – в сц. Речица, Небаров – в сц. Нежковичи. Из монастырей в числе владельцев был Никольский Суйдовский монастырь. Всего в погосте было – оброчных 56 двор. 78 чел. что дает 16,3% поместных своеземцевых монастырских В состав погоста входили следующие деревни: Березняг, Витино, Волковичи Белые, Волковичи Черные, Волосово сц., Вытокша, Глухово сц., Гляденец, Горка, Горка над ручьем, Дангово, Жабенцо, Жабино, Замошье (2), Замошье – Лавда – Кондуи, Замошье Сменково Сиденье, Изорники, Княжая Горка, Кондуево (2), Кроково, Льсици сц., Лыченица, На Черном Ручью, Новая Весь, Нежковичи, Нежковичи сц., Омяг, Ондреевичи, Пницыно, Пустомержа сц., Речица сц., Старая Весь сц., Стрельна (7), Ходковичи, Хотковичи Сучья Горка, Храпши, Храпши сц. Из этих селений находились – над оз. Замостским – Замошье, в Поморье – Замошье-Лавда-Кондуи, и на р. Стрельне – Дангово у моря, На Черном Ручью, Стрельна (7). Погост Богородитцкий Дягиленский находился на юго-востоке от южной части Кипенского погоста; своею восточною границею он касался Ореховского уезда. «На погосте церковь Рождество Пречистые; да на погосте ж нетяглых дв. поп Федор, дв. дьяк Ивашко» (III, 680). К сожалению, значительная часть описания погоста утрачена; на сохранившихся же листах мы имеем – 98 обеж, в 110 дворах 123 человека. – Поместья в погосте имели – Степан Юрьев Порховский и его дети Федко, Семен и Борис (53 дв., 62 чел., 48 ½ об.) и Иван Степанов Самарин (52 дв., 56 чел., 45 ½ об.). Порховский жил в селе Стаищах, Самарин – в селе Парицах. Из сопоставления же разных мест Писцовой Книги, где описаны общие деревни, и из случайных отметок, мы узнаем, что помещиками погоста были еще (срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

(Подлинник писан столбищем на четырех листках). Приложение 3 Роспись городом и монастырем, в которых городех быти епископом и в которых монастырех жити и что за теми монастыри крестьянских и бобылских дворов по переписным книгам 186 году. Великого Господина Святейшего Иоакима, патриарха Московского и всеа Росии, области: на Костроме, Выпацком или в Богоявленском монастырех. За Ипацким 3643 двора, за Богоявленским 961 двор. В Галиче, – в Паисеиве м., за ним 692 двора. В Юрьевце Поволском, – в Макарьевском м. Унженском 376 ...... в (Арзамасе) 377 , в Темникове, Звенигороде, в Севску жити в Спаском м.; в Путивле, – в Молчинском м. 114 дворов, в Вязме, – Вывановском монастыре, в Белеве, – в Спаском м., по переписным книгам написано за Преображенским м .200 дв., на Кошире – в Троицком – Белопесоцком м., 191 д., на Ливнах. Корнилия, митрополита Новгороцкого и Великолуцкого: в Городецке, – в Николаевском Антонове м. 539 дв., на Олонце, – во Александрове монастыре Свирского 201 дв., на Двине, на Колмогорах, – в Сииском м. 325 дв., Пенега и Кевроль и Пусто–Озеро ведать ему-ж, в Каргополе, – в Крестном м., что на устье Онеги реки 867 д., на Ладоге, – в Тихвинском м., в Кодеком остроге, – в Печенском м. Иоасафа, митрополита Казанского и Болагарского: в Чебоксарех, – в Троецком м., в Синбирску, – в Успенском м., в Свияжску – н Богородицком м., на Уфе, – в Успенском м. на Уржуме, – в Троецком м., на Осе, – в Преображенском м. Никифора, митрополита Астраханского и Угорского: на Терках монастыря нет, на Саратове, – в Богородицком м., на Царицине, – в Троецком м., Самара, ис Казанской епархии приписать, на Черном Яру, на Красном Яру. Ионы, митрополита Вятцкого и Великопермского: у Соли Камской, – владети ему Пыскорским (? – с. Пыскор (Канкор, Кангор) основан в 1558 г.) м. 271 дв., в Еренску, в Кай-Городке, на Выме. Филарета, митрополита Нижегородцкого и Алаторского: в Гороховце, на Балахне, на Курмыше, – в Рожественском м., в Ядрине, – в Макарьеве монастыре Желтовоцкого 220 дв. Иосифа, митр. Резанского и Муромского: в Танбове, на Воронеже, в Успенском м. Борщов м. к нему ж приписать, в Шатцком владеть Чернеевым м., в Ряском, в Дмитровском м.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но одного просвещения ума и некоторого сердечного влечения недостаточно: нужно еще склонение воли, полнота соизволения нашего, которого «ожидает Бог и благодать Духа» (И. Злат.), так как свобода воли есть неприкосновенное святилище нашей души. Правда, и в этом отношении, т.е. в склонении нашей воли помогает нам благодать Христова. Христос дарует помощь и самому нашему хотению; «Иисус и хотение дарует»; так вопросом расслабленному «влек его к познанию» и «побуждал к просьбе», привлекал «энергию» (Кир. Иерус.). Это действие благодати Христовой на волю есть, однако такое действие, которое касается первых моментов движения воли и относится к пробуждению в ней вообще стремлений ко Христу, но которое в то же время предоставляет полную свободу нашему произволению. «Господь испытует произволения», как военачальник при наборе воинов и ничего другого не ищет от нас, как именно только этого произволения. «Хотя Бог и щедр в благотворении, однако ждет от каждого искреннего произволения» (Кир. Иерус.). Когда последует искреннее склонение нашей воли, тогда происходит непосредственное прикосновение благодати к душе (сонное видение родителя Григ. Бог.); «тогда не отвне уже возглашают тебе, по внутри тебя слышишь голос, потому что живущий в тебе Дух соделывает ум твой божественным жилищем». Здесь зачинается вера «от Бога», появляются «лучи света и ведения», но это только еще «предосияние Духа» (Кир. Иерус.), который «предваряет крещение» (Григ. Бог.). Это только начало полного озарения, полного духовного просвещения, полноты веры, даруемой Богом, при нашем, однако соучастии и посильных трудах. Эти труды состоят в «предочищении» (Григ. Бог.) от грехов, подобно туману застилающих от наших очей духовный свет (Клим. Алекс.). Это «очищение до очищения» «ограждает дар (в крещении), чтобы совершенство вверено было чистоте, и даруемое благо не подверглось опасности от навыка, противоборствующего благодати». «Должно предочиститься... Это нужно приступающим к крещению небрежно, без приготовления и не обеспечивающим искупления навыком в добре». «Предвозделание к крещению» имеет большое значение для сохранения крещения, «ибо крещение изглаждает грехи, но не уничтожает исправления». (Григ. Бог.). Это предочищение, таким образом, нужно для упражнения и воспитания воли, для освобождения ее от злых навыков, лежащих во глубине ее, коренящихся в ее свободе и потому неискоренимых даже благодатью без уничтожения свободы: навыки должен исправить сам человек (И. Злат.), хотя и не без помощи благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010