Радуясь такому обороту, мятежники, с которыми Гейнрих IV вел войну, Швабы, Саксонцы, Баварцы, герцог последних Гвельф, возвышенный самим же Гейнрихом IV, соединяются на съезде в Трибуне и требуют отимператора под страхом низложения, чтобы он шел за разрешением грехов в Рим. Отважный государь этот перенес в Каносе от Григория VII обращение более унизительное, чем Верцингенторикс от Юлия Цезаря под стенами Герговии. Тосканец держал Франконца три дня и три ночи с веревкой на шее, с босыми ногами на снегу, а затем, разломил пополам гостью, поклялся над одной из частей, что невинен в преступлениях, возведенных на него Вормским собором, и пригласил Гейнриха IV произнести такую же клятву над другой половинкой касательно преступлений, в которых обвинял его он, Григорий VII. Из политики ли, или из религиозного благоговения перед кровавым Хлебом Голгофы, только германский солдат отказался от такой клятвы и подчинился всему. Но в душе и совести он знал, что надо было делать: он, император, был побежден другим императором и с этой минуты стал думать только об оплате. Между тем легаты, несмотря на покорность Гейнриха, поддерживали германских мятежников, побуждали их избрать Рудольфа Швабского, одобряли это избрание. Но римская звезда заходила, и счастье двух государей Гейнриха IV и Григория VII переменялось. В 1080 г. битва при Фольксгейме (? 260 возвратила побежденному Каноссы империю: он отнял у Матильды ее владения, взял Рим, назначил папою Равенского архиепископа Климента III; и Григорий избег рук своего победителя только после кровавых битв, только благодаря Роберту Гюискару. В 1085 г. Гильденбранд умирал у своих Норманнов со словами: «Я любил правду, я преследовал несправедливость, поэтому и умираю в изгнании». Остановимся на этих словах, обнажив голову пред этой мощной энергией, побежденной судьбою, более счастливою, чем его собственная. С этим великим человеком низойдет в могилу высший подъем, верховный гений его владычества, сверкающий орел, возвысивший власть его до зенита, последний крик которого в виду могильного праха есть крик завоевателя, чувствующего, что с его смертью распадуться плоды его завоеваний.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Многие копиисты относились к делу очень несерьезно, и потому епископ Дамиани и Бенедикт Хиузасский принимали на себя труды пересмотра библиотечных книг, ради их исправления. Говоря о состоянии духовенства в умственном отношении и о средствах его образования, считаем уместным здесь же сделать замечания о том, что было несообразного с представлением о духовном лице, как наиболее образованном человеке, в ряду пастырей того времени, – о суевериях. Люди очень просвещенные между духовенством в темные Средние века, на взгляд менее просвещенных людей эпохи, представлялись колдунами и волшебниками. Известный Герберт, человек очень ученый, отлично сведущий в математике и естественных науках, казался современникам какой-то полной таинственности загадкой; кардинал Бенон считал его магом, который будто бы приносил жертвы демонам и которого эти последние вводили будто бы в обман. О Герберте ходили слухи, что будто бы демон предрек ему, что он умрет во время совершения мессы в Иерусалиме, а так как Герберт, сделавшись папой, умер неестественной смертью – он был убит в Риме, прямо в церкви, – то мнимое предсказание о Иерусалиме понимали в смысле Рима, этого святого города западного христианства. Ученики и последователи Герберта, по взгляду вышеупомянутого Бенона, являлись чуть ли не исчадием ада. Архиепископа Амальфийского Лоренца (XI в.) Бенон обвинял в волшебстве и называл его princeps maleficorum; он утверждал о Лоренце, что он был сведущ в черной магии и что он по крику птиц узнавал, что произойдет сегодня, завтра или послезавтра на севере, востоке, юге и западе. Таким же человеком рисовался для Бенона и друг Лоренца – Феофилакт (впоследствии папа Бенедикт IX). Этот папа, по уверению Бенона, при помощи каких-то необыкновенных книг, умел овладевать сердцами женщин и так их привязывать к себе, что они, не помня себя, способны были бежать за ним через горы и леса. Знаменитый папа Григорий VII, воспитанник Бенедикта и ученик одного из учеников этого папы, казался Бенону слугой злых демонов. Бенон утверждал, что Медея была его богиней-покровительницей. Когда однажды Григорий VII в течение трех дней не выходил из своих комнат, то в народе разнеслась молва, что он был занят в это время принесением жертв демонам. Это известие находится тоже у Бенона. Тот же Бенон приписывает Григорию VII способность волшебным образом вытряхивать искры из рукавов. Или вот еще рассказ Бенона о том же папе. Однажды он прибыл в какой-то город и заметил, что с ним нет некромантической книги, без которой он почти никуда не выходил. Он послал за книгой двоих молодых людей, строго запретив им раскрывать ее. Но когда они, ослушавшись Григория, разогнули книгу, то вдруг явилось великое множество ангелов сатаны, и они стали спрашивать юношей, зачем они их вызвали. Если бы юноши на это ничего не сказали, то демоны напали бы на них. Поэтому юноши приказали демонам ниспровергнуть какие-то стены, и это приказание было в точности исполнено.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

D – codex Bezae Cantabrigiensis Graecus et Latiuus stichometrice scriptus saeculi fere VI medii. – Другие списки, с добавлениями, обозначаются чрез прибавление там же или suppl или supp. (На Деяния). – D – codex Claromontan. Saec. VI medio. – Прибавлении для иных списков: b, (На Послания Ап. Павла). Е – codex Laudianus Oxoniensis saec. VI. (На Деяния). – E – codex Sangermanensis, saec. IX (На Послания Ап. Павла). F – codex Augiensis Cantabrigiensis. Saec. IX. (На Послания Ап. Павла). F-a – codex Coislianus Parisiensis. Saec. VII. G – fragmentum Petropolitanum. Saec. VII. (На Деян.2:45  – Деян.3:8 ). – G – codex Boerncriauus Dresdensis. Saec. IX. (На Послания Ап. Павла). H – codex Mutinensis. Saec. fere IX. (На Деяния). – H – codex Coislianus Parisiensis. Saec. VI. (На Послания Ап. Павла). I – codex palimpsestus Petropolitanus. Saec. V. K – codex Mosquensis. Saec. IX. (На Посл. Ап. Павла). L – codex Angelic. Romanus. Saec. IX. M – fragmenta duo, altera (из Посл. к Евреям) Hamburgensia, altera (из Послл. к Коринф.) Londinensia. Saec. IX. N – duo folia Petropolitana. Saec. IX. (из Послл. Ап. Павла). О – folium duplex. Saec. VII. (На Послл. Ап. Павла). O-b – folium Mosquense. Saec. VI. (На Послл. Ап. Павла). Р – codex palimpsestus Porfirianus. Saec. fere IX. Q – fragmenta nonnulla papyracea. Saec. V. (Из Послл. Ап. Павла). 2. Древние переводы. aeth – т.е. aethiopica. arm – armenica. cop – memphitica. sah – sahidica. bas – basmurica. syr-cu – syriaca Curetoni. syr-sch – syriaca Peschittho. syr-p – syriaca posterior. syr-hr – syriaca ex evangeliario Hierosolymitano. go – gothica. sax – anglosaxonica. ar или arr – arabica. per-sp – persica ex poly glottis. per-whe – persica ex ed. Wheloci. sl, sl 1. 2. etc. – slavonica. 3. Свящ. текст святоотеческих писаний. Большинство сокращений имен и творений свв. отцов и учителей Церкви понятны сами по себе. Вот примеры: Marc-tert – т.е. Marcion ар. Tertull. Marc-epiph – ар. Epiphan. Chf-gue – Chrysost. Dam-par cod – Ioh. Damasceni parallela sacra. Eus-mar 226 – Euseb. quaest. ad Marinum. Читать далее Источник: Григорий (Борисоглебский), иером. 3-е великое благовестническое путешествие св. апостола Павла : Опыт историко-экзегетического исследования//Богословский вестник. 1892. 3. - 12. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Согласно церковной концепции, между священником, находящимся в состоянии безбрачия, и Богом не стоит семья, таким образом, он может полностью посвятить себя служению Богу, его не связывают интересы семьи. Наряду с этим принятию закона о безбрачии священнослужителей в средние века, безусловно, способствовали существовавшие церковно-организационные и экономически-властные интересы. Догмат обязательного безбрачия вызвал внутри церкви большое сопротивление, ибо в большинстве мест священники вступали в супружеские связи. В 1074 году на Парижском соборе решения папы были объявлены недействительными. Констанцский епископ Отто прямо призывал своих священников жениться. Григорий VII направил в европейские страны полномочных папских легатов для проведения в жизнь своего решения о целибате. Генрих, оказавшийся в стесненных обстоятельствах из-за восстания саксонцев, некоторое время не решался действовать, так как нуждался в моральной поддержке папы. Его поведение изменилось, когда папа решил оспорить у императора право на инвеституру и ему удалось одолеть внутреннюю оппозицию. Столкновение между папой и императором было неизбежным, ведь, согласно сути концепции Григория VII, папство должно быть независимым от светской власти. Примат папы может быть осуществлен только в том случае, если при назначении епископов он осуществит свою волю (инвеституру) и тем самым воспрепятствует симонии. Таким образом, в результате введения целибата церковью решался не только вопрос сохранения церковного имущества, но и достижения независимости церкви от светской власти. Согласно «Диктату папы» Бог возложил на папу сохранение божественного порядка на земле. Поэтому папа вправе выносить суждение обо всем, но никто не может совершать суд над ним, его суждение неизменяемо и непогрешимо. Папа должен покарать того, кто вступает в конфликт с христианским миропорядком. Особо следует следить за правителями, за князьями. Если король не соответствует своему предназначению, то есть следует не за Богом и церковью, а руководствуется собственной славой, то он теряет право на власть. Папа, обладая всей полнотой власти наказывать и миловать, может низлагать светских правителей или вновь давать им власть. Именно на этот основополагающий постулат Григорий VII ссылался в борьбе с Генрихом, и в его руках такие методы борьбы, как проклятие, отлучение королей от церкви, освобождение их подданных от присяги, превратились в эффективное средство. Если прежде империя властвовала над папством (цезарепапизм), то в Христианской республике ведущая роль переходит к церкви, к папам (церковная государственность), чтобы в соответствии с Божьими законами обустроить империю (теократия).

http://sedmitza.ru/lib/text/441602/

Состав данного комплекса украшений совпадает с комплексом украшений населения днепровской группы роменских памятников Наибольший интерес для исследования комплекса украшений представляют найденные костяки с сохранившимися украшениями. Всего на сегодняшний день на городище Супруты найдено более ста костяков, из которых для реконструкции доступно восемь. 1 . Погребение из раскопа VII С. А. Изюмовой 1969 г. Женский костяк, в области грудной клетки которого найдена бронзовая цепочка с колокольчатой привеской, позолоченные многочастные бусы с раковиной каури. В районе головы найдены две серьги салтовского типа (рис. 5, а). 2 . Погребение из раскопа VII С. А. Изюмовой 1969 г. Скелет девочки, в области ключицы которого найдены стеклянные многочастные бусы с раковиной каури. У правого бедра – привеска из трех трапециевидных привесок (рис. 5, б). 3 . Погребение из раскопа VII С. А. Изюмовой 1969 г. Костяк женщины, у левого виска – две серьги салтовского типа, (рис. 5, в). 4 . Погребение из раскопа VIII С. А. Изюмовой 1969 г. Скелет ребенка с проволочными височными кольцами в области левого виска. В области шеи мелкий рубленый бисер (желтый и бесцветный) (рис. 5, г) 5 . Погребение из раскопа VIII С. А. Изюмовой 1969 г. Скелет ребенка с тордированной железной гривной (рис. 6, а). 6 . Погребение из раскопа XXIII А. В. Григорьева 1999 г. Костяк мужчины 35–39 лет с проволочной серебряной серьгой у правого виска (рис. 6, б). 7 . Погребение из раскопа XXIII А. В. Григорьева 1999 г. Нарушенный костяк женщины с расположенной в районе черепа бронзовой ажурной шумящей застежкой. Реконструкция выполнена по данным И. В. Белоцерковской С. 99] и имеет аналогии в рязано-окских могильниках (рис. 6, в). 8 . Погребение из раскопа С. А. Изюмовой 1970 г. Костяк женщины с шестью семилучевыми височными кольцами и двумя серьгами салтовского типа. В области грудной клетки сорок стеклянных многочастных позолоченных бусин (рис. 6, г). Данные реконструкции позволяют говорить о том, что по традиции местного населения украшались в основном голова, грудь, изредка пояс, причем на поясе носились предметы, относящиеся к кругу автохтонных древностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Григорий VII, этот выдающийся представитель папской монархической власти, на римском соборе 1080 года заявляет: «да, святые отцы, пусть знает и видит весь свет, что если вы имеете власть, вязать и решить на небе, то имеете также власть на земле раздавать и отнимать империи, королевства, княжества, герцогства, маркграфства и другие человеческие владения и должности» (Gieseler, В. II,. Abth. 2, S. 27). Конечно, власть эта относилась собственно к папе. В диктатусе, приписываемом Григорию же VII, читаем: «воле папы, рассуждению и суду подлежат все царства мира сего; он имеет власть отлучать царей от общения верных и, отлучив их, низлагать с престолов; он может разрешать подданных от присяги и повиновения бесчестным и порочным правителям и государям; подданные должны восставать против отлучённых папой своих государей и ополчаться против них» (Лебедев. О главенстве папы... С.-Петербург. 1887 г. стр. 187). Иннокентий III развивал то положение, что светская власть имеет своим источником власть духовную подобно тому, как луна получает свой свет от солнца (Gieseler, В. И, Abth. 2, S, 149; Беляев, стр. 148–149; Janus, S. 171). Григорий IX даёт понять миру, что папа – господин и обладатель всего мира, что императоры и короли пользуются своим положением исключительно по праву делегации со стороны папы (Janus S. 175). Иннокентий IV заявлял, что папе принадлежит всеобъемлющая власть; эта власть будто бы дарована папе Христом, Который будто бы передал Петру ключи земного и небесного господства (Janus, S. 175). Бонифаций VIII в булле – «Unam sanetam» провозглашал, что было бы манихейством думать, что светская власть независима от духовной (Janus, G. 176). Опираясь на это воззрение, сделавшееся достоянием средневекового права, римские епископы со времени Григория VII довольно свободно обращаются с королями и императорами, произвольно распоряжаются их коронами, отнимая у одних и передавая другим, а короли и императоры часто признают себя денниками и викариями апостольского престола, готовыми по зову папы быть его послушными слугами (Беляев, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ XIII (ок. 1327, Ильюэка, Арагон - 23.05.1423, Пеньискола, Арагон; мирское имя - Педро де Луна), антипапа (28 сент. 1394 - 26 июля 1417), последний авиньонский понтифик. После смерти антипапы Климента VII авиньонские кардиналы собрали конклав и, проигнорировав призыв франц. кор. Карла VI отложить выборы, избрали Педро де Луну, кардинала-диак. ц. Санта-Мария ин Козмедин. При избрании он пообещал содействовать прекращению схизмы и отречься от престола, если так решит большинство кардиналов. Де Луна род. в знатной арагонской семье; учился и получил степень д-ра канонического права в ун-те Монпелье, затем преподавал там. Стал кардиналом при Григории XI в 1375 г., после его смерти участвовал в выборах Урбана IV . Был в числе кардиналов, к-рые избрали в 1378 г. Климента VII, что привело к Схизме в католической Церкви 1378-1417 гг. Будучи легатом Климента VII, де Луна подчинил авиньонскому папе Кастилию (1381), Арагон (1387), Наварру (1390), но потерпел неудачу во Франции, Брабанте, Фландрии и Англии (1393). До своего избрания на престол он выступал за восстановление единства Церкви путем отречения обоих соперничающих пап, но, будучи избран понтификом, твердо уверовал в свою легитимность и занял авиньонский престол под именем Б., несмотря на давление со стороны Франции, церковных кругов и университетов. В 1395 г. послы франц. кор. Карла VI потребовали отречения Б., но тот отказался, призывая к переговорам между двумя папами об окончании схизмы и утверждая, что отречение законного понтифика было бы грехом. Не принесли успеха и последующие англо-франц. (1397) и герм. (1398) миссии. Переговоры Б. с папой Бонифацием IX также были безрезультатными, и сначала Франция, а затем Кастилия и Наварра вышли из подчинения Авиньону (1398). После осады, к-рой войска франц. короля подвергли Б. в Авиньоне в 1398-1403 гг., он бежал в Прованс, где добился поддержки значительной части кардиналов; в лоно Авиньонской церкви вернулись Франция и Кастилия.

http://pravenc.ru/text/78050.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРОНСКИЙ САКРАМЕНТАРИЙ [лат. Sacramentarium Veronense] (Bibl. Capit. Ver. LXXXV (80), 1-я четв. VII в.), древнейшее сохранившееся собрание молитв мессы рим. обряда. Др. название - «Сакраментарий папы Льва» (Sacramentarium Leonianum) - связано с ошибочной атрибуцией при первой публикации рукописи в 1735 г. Хотя уже в издании Л. А. Муратори в 1748 г. (перепечатано в PL. 55. Col. 21-156) заглавие было изменено на В. С., 2-е название сохранялось до выхода последнего критического издания (1955-1956). Веронский Сакраментарий (Bibl. Capit. Veron. LXXXXV (80).Fol. 144v) Веронский Сакраментарий (Bibl. Capit. Veron. LXXXXV (80).Fol. 144v) Рукопись была найдена в одном из шкафов в хранилище б-ки Капитула Веронского собора в 1713 г., где она, видимо, была спрятана от наводнения и забыта; в наст. время хранится в той же б-ке. В. С. состоит из 139 пергаменных листов (25,2×18 см). Текст написан унциалом, известным по др. памятникам из Вероны и датируемым 1-й четв. VII в. Последние 3 страницы написаны др. рукой. Иллюстраций и декоративных украшений, кроме заглавных букв, нет. В сер. VIII в. была добавлена нотация на полях. В тексте дополнительных записей упоминается еп. Вероны Эгинон (772-802). Возможно, В. С. является не копией более ранней рукописи, а оригинальной компиляцией, поскольку целиком никогда не копировался, хотя нек-рые входящие в него формуляры имели хождение к северу от Альп и сохранились в составе ряда галликанских и кельтских памятников (Missale gothicum, Missale Francorum, Миссал из Боббио , Равеннский свиток , арианские фрагменты Маи-Меркати и др.). Появление В. С. связывается с общей тенденцией в VI-VII вв. к собиранию творений Римских пап предшествующих веков (ср.: в то же время возникают Liber pontificalis, Liber diurnus, Gesta pontificorum и т. п.). По мнению большинства исследователей, В. С. является не полноценным служебным Сакраментарием , но всего лишь сборником небольших записок, содержащих изменяемые части служб - т. н. libelli missarum (лат. записи месс). Они считаются промежуточным звеном в эволюции богослужебного чина - между раннехрист. свободным сочинением и устной передачей молитв и средневек. литургическими книгами. В. С. существенно отличается от классических лат. Геласия и Григория Сакраментариев . Однако известны и др. памятники типа В. С., напр. Киевские глаголические листки .

http://pravenc.ru/text/150449.html

P. были написаны не ранее понтификата Симмаха (498-514), а существующий текст сложился не позже 40-х гг. VI в. Однако Г. Вайц и Т. Моммзен пришли к выводу, что Дюшен ошибочно определил состав ранних версий L. P. и неверно их датировал. По мнению нем. исследователей, 1-я редакция была составлена в нач. VII в., вскоре после кончины папы Григория I Великого (590-604); на ней основаны эпитомы Феликса и Конона. Сохранившийся текст L. P. (2-ю редакцию) Моммзен датировал 2-й пол. VII в., до избрания папы Сергия I (687-701) (Gesta. 1898. P. VII-XVIII; см. также: Vogel. 1975. P. 111-114; Capo. 2009. P. 17-18). В настоящее время гипотезу Моммзена поддерживают немногие исследователи (напр.: Cuppo Csaki. 2007). Создание L. P. было связано с церковно-политическими конфликтами, в к-рые был вовлечен Папский престол на рубеже V и VI вв. По мнению Дюшена, авторы первоначальной версии сборника папских биографий, от к-рого сохранился Лаврентиевский фрагмент, были сторонниками антипапы Лаврентия. Ответом сторонников Симмаха было создание 1-й редакции L. P. ( Duchesne. 1877. P. 199-200; см. также: Wirbelauer E. Zwei Päpste in Rom: Der Konflikt zwischen Laurentius und Symmachus (498-514). Münch., 1993. S. 142-147). Приверженцы Симмаха составили ряд апокрифических сочинений, целью к-рых было укрепить авторитет Папского престола, т. н. Симмаховых фальшивок (CPL, N 1679-1682). Противостояние Симмаха и Лаврентия нередко рассматривается в более широком контексте акакианской схизмы между Римом и К-полем, вызванной изданием «Энотикона» (482) и продолжавшейся до вступления на престол визант. имп. Юстина I (518-527). Приверженцы Лаврентия, которых часто отождествляют с провизант. партией в Риме, выступали за примирение с К-полем, тогда как сторонники Симмаха стремились продолжать жесткую политику пап Феликса III (II) и Геласия I . В рамках этого противостояния создавались полемические трактаты, сборники папских посланий и др. сочинения; среди них были жизнеописания Римских понтификов (см., напр.: Blair-Dixon. 2007). Разные версии этих биографий отражали противоположные т. зр. их авторов на акакианскую схизму и конфликт между Симмахом и Лаврентием ( Verardi. 2013). Среди задач, стоявших перед составителями L. P., была демонстрация преемственности епископов Рима от ап. Петра; понтифики хранили правосл. веру и искореняли еретические учения, тогда как мн. патриархи К-поля, где отсутствовало апостольское преемство, пропагандировали ереси. Создатели L. P. осуждали тех Римских епископов, к-рые делали уступки императорам и безответственно относились к своим обязанностям, прежде всего Либерия и Анастасия II ( Deliyannis. 2014). Автор 2-й редакции L. P., напротив, был сторонником провизант. партии и поддерживал антипапу Диоскора в его противостоянии с Бонифацием II (530-532).

http://pravenc.ru/text/2463643.html

[Послесловие.] Итак, представленные нами и выраженные посредством этой боговдохновенной энергичной формы, обладающей силой, и с помощью нашего собственного усердия нормы пусть поспешит твоя знатность предоставить делу и воплощению. И. В. Кривушин. Военные мятежи в Византии в конце VI – начале VII в. 342 Эпоху правления императора Маврикия (582–602 гг.) большинство современных ученых рассматривает как переломную, отмеченную особой политической нестабильностью в византийском обществе. 343 Эта нестабильность привела в конечном итоге к политической катастрофе 602 г. и к восьмилетней смуте, переросшей в 608–610 гг. в настоящую гражданскую войну. Одним из проявлений общего политического возбуждения в империи конца VI – начала VII в. стал ряд мятежей в византийской армии. К сожалению, эти знаковые для истории государства события до сих пор остаются на периферии византиноведческих исследований. 344 Основным источником по истории военных мятежей рубежа VI-VII вв. является «История» Феофилакта Симокатты. В ней описываются шесть солдатских выступлений того периода. Первое из них произошло в восточной, пять остальных – в дунайской армии. Theoph. Sim. III. 1. 1–3. 11; 4. 4–5; 5. 9–10: Отставленный стратег Филиппик, желая навредить своему преемнику Приску, приказывает обнародовать в восточной армии, стоящей у Монокарта, декреты Маврикия о снижении жалования. Сам же Приск по прибытии в армию оскорбляет воинов, отказавшись спешиться, как того требовал обычай. Через три дня он объявляет солдатам содержание императорских декретов, чем вызывает бунт. Ему не удается успокоить их, и он бежит сначала в Константину, а затем в Эдессу. Попытки епископов этих городов прекратить мятеж оказываются безуспешными. Войско вынуждает одного из командиров – Германа – принять на себя обязанности стратега. Маврикий вновь назначает стратегом Филиппика, однако армия отказывается подчиниться ему и идет на Эдессу, чтобы изгнать оттуда Приска. В пределы империи вторгаются персы, и Герману удается уговорить солдат выступить против них. Мятежная армия одерживает победу и прекращает «вражду с Маврикием». Через некоторое время антиохийский патриарх Григорий добивается от солдат признания Филиппика стратегом. 345

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010