Повествование у Лескова настолько объёмное, многомерное и многогранное, что, пожалуй, сравнимо с бриллиантом, играющим всеми красками спектра, сияющим и преломляющим свет. Именно Светявляется доминантой, концентрацией универсально-философских, лирико-символических и мистических глубин этого «рождественского рассказа». Думается, главное в русской святочной словесности в целом, в отличие от западноевропейской традиции, – воплощение не столько «карнавального начала», культуры «смеховой» [vii] , сколько культуры «световой». Это свет Вифлеемской звезды, просиявшей на востоке в Рождество Иисуса Христа. Это «Свете тихий»русской молитвы – предсказания о пришествии Сына Божия в мир, «нетленный Свет», «Свет присносущный», о котором совершается моление в рождественские дни: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный Свет, и мысленая наша отверзи очи, во евангельских Твоих проповедуй разумение». Священное Писание всё светоносно,насыщено светом. Причем, свет не образ и не метафора, а реальная сущность Бога. Иисус говорит к народу: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8: 12). «Бог есть свет» (1 Ин. 1: 5), «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1: 9), – благовествует святой Апостол Иоанн Богослов. В первые века христианства о соединении «со сверхсветлым светом» учил Григорий Палама. Православный Символ веры называет Христа «светом», рождённым «от света». В этом смысле заглавие «На краю света» означает не просто «в отдалённом месте на краю земли», а «на краю светоносной ризы Христовой» – сакрального света жизни во Христе – «Ибо так заповедал нам Господь: “Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли” (Деяния. 13: 47). Вряд ли справедливо называть «темняком» того, кто держится хотя бы за край этого Света, – он уже не во тьме: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 5). Вот почему Лесков отказался от первоначального варианта заглавия повести – «Темняк». И если даже самый малый из детей Божьих держится за «край Света», это означает, что он уже осиян Божественным светом, пребывает в нём, ибо природа света такова, что он проникает всюду, един и неделим, и малый «край» его – это уже весь свет.

http://bogoslov.ru/article/3055071

Что касается слов Христа из Евангелия от Иоанна «Отец Мой более Меня» ( Ин. 14:28 ), то их следует уравновешивать словами о равенстве Сына Отцу, которые содержатся в том же Евангелии (Ср. Ин. 5:18–21 ): Отец больше Сына, поскольку является Его Причиной, однако равен Сыну по естеству. 851 Слова «восхожу к... Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 20:17 ) надо понимать в том смысле, что Отец является Богом Сына как человека, но Отцом Сына как Бога, равного Ему по естеству. 852 В том же контексте должны интерпретироваться слова о том, что «никто не благ, как только один Бог» ( Лк. 18:19 ): эти слова были ответом Иисуса законнику, который признавал благость во Христе как в человеке; Иисус же показывал, что в собственном смысле благ один Бог. 853 В словах о том, что никто не знает последнего дня и часа, ни Ангелы, ни Сын, а только Отец ( Мр. 13:32 ), Христос приписывает Себе неведение как человек, а не как Бог. 854 Большой интерес представляет интерпретация Григорием текстов, в которых говорится о «действии» и «воле» Сына Божия: впоследствии, в VI-VII вв., богословы вернутся к этим темам в ходе полемики с моноэнергизмом и монофелитством. Один из текстов: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего» ( Ин. 5:19 ). По мысли Григория, понятие «может» указывает здесь не на ограниченность возможностей Сына, а на то, что Он не действует независимо от Отца, но Его действие находится в гармоничном единстве с действием Отца. Выражение «если не увидит Отца творящего» нельзя понимать в том смысле, что сначала действие совершает Отец, а потом то же самое совершает Сын. Речь должна идти не о слепом копировании Сыном действий Отца, но об исполнении на деле, воплощении в практику того, что Отец предначертал: Как мы говорим, что невозможно, чтобы Бог был зол или чтобы Он не существовал.., или чтобы существовало несуществуюшее, или чтобы дважды два было одновременно и четыре, и десять, так невозможно и неприемлемо, чтобы Сын творил что-либо, чего не творит Отец. Ибо все, что имеет Отец, принадлежит и Сыну, как и наоборот, принадлежащее Сыну принадлежит Отцу... Но как видит Он Отца творящим и сам творит? Неужели так, как бывает у пишущих образы и буквы, которые не могут достичь сходства иным образом, как только смотря на подлинник и им руководствуясь?.. Но Сын очищает проказы, освобождает от демонов и недугов, оживотворяет мертвых, ходит по морю и совершает все остальное, что Он совершил: над кем и когда совершил это прежде Отец? Не ясно ли, что для одних и тех же дел Отец предначертывает образы, а Слово приводит в исполнение – не рабски и бессознательно, но сознательно и со властью, точнее сказать, по-отцовски. Так понимаю я слова: «что творит Отец, то и Сын творит также» ( Ин. 5:19 ): «не по подобию того, что уже раньше совершено, но по равному достоинству власти» 855 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

V. Св. сорок мучеников были воины и за то, что не хотели принести жертвы идолам, посажены были в темницу; но здесь в полночь явился им Господь и сказал: «Добр есть начаток, изволения вашего; но претерпевый до конца, той спасен будет». Эти мученики выведены были из темницы, но не для свободы, а для испытания новых мучений; приказано было бросать в лица их каменья. Но Провидению угодно было направить удары камней так, что слуги вместо мучеников побивали ими себя самих и даже, когда сам воевода хотел бросить камень на одного из них, вместо него ударил в лицо одного вельможу, стоявшего близ него. В сильной злобе и досаде тот же воевода приказал снова заключить мучеников в темницу; но здесь опять, явившись им, Иисус Христос сказал: «Веруяй в Мя, аще и умрет, оживет; дерзайте и не бойтесь мук маловременных, вскоре бо прейдут; мало потерпите, законно постраждете, да венцы приимете» (Ч.-М. 9 марта). VI Св. Савва Стратилат сперва ввержен был в котел с горячей смолой, но, будучи охраняем невидимой силой, остался невредим; потом посажен был в темницу, но здесь, когда он молился, в полночь явился ему Господь Иисус Христос в полном свете славы Своей и сказал: «Не бойся, но дерзай» (Ч.-М. апреля 24). VII. Царь Савах приказал посадить св. Ирину в темницу, где она и находилась семь дней. Здесь явился ей Господь и сказал: «Не бойся, дщи! Аз бо есмь с тобою укрепляяй тя» (Ч.-М. мая 6). VIII. Мученик Сисиний выведен был из темницы и представлен Апрониану коментарисию (смотрителю за узниками). Апрониан, взглянув на него, увидел его, осененного пречудным, небесным светом, и слышал свыше голос: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царство от сложения мира». Апрониан, исполнившись ужаса, пал к ногам Сисиния и просил крестить его, что Сисиний и исполнил (Ч.-М. июня 7) 153 . 9. Рассказы из жизни св. мучеников, показывающие, что они шли на мучения за Иисуса Христа с великой радостью (по заповеди Спасителя: «радуйтесь и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех») I. Объятый пламенем св. священномученик, епископ Смирнский, Поликарп, испуская дух свой, громким голосом возносит благодарение Богу Спасителю за дарованный ему подвиг мученичества: «Господи, Всемогущий Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа! Я славлю Тебя, что Ты сподобил меня в день сей и час сей присоединиться к числу Твоих исповедников и причаститься чаши Христа Твоего!» (Ч.-М.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Чтобы раз на всегда избежать недоразумений между словами самоубийство и самопожертвование, приведем следующие примеры. Мы должны считать героем не только крепостного коменданта, который, не смотря на личную опасность, поджигает порох или мины, лишь бы этим нанести вред неприятелю; не только достоин похвалы придворный, защищающий своею грудью государя (как это напр. сделал в VII в. Лилля, спасая своей смертью Эдвина, короля Нортумберландия), или спасающий жизнь ближнего из воды и огня, или миссионер, проповедывающий христианское учение и не редко под истязаниями смерть находящий, – но даже, по нашему мнению, подобные поступки обязательны. Оставляя в стороне солдата в военное время и священника, приносящего последнее утешение больному или умирающему во время эпидемии и т. п., спросим: возможно ли уклониться от смерти, когда нельзя, не опозорив себя, спасти жизнь, как это, например, было в положении христианских мучеников: или смерть, или отречение от веры, они избирали первое, и «св. кровь их стала семенами христиан», и Бог прославил тела их нетлением и чудесами, совершающимися по молитве веры пред ними. бб) Если уже в ветхом завете считали самоубийство преступлением против божественного права, то в новом завете Спаситель, Который «не нарушить пришел, но исполнить» (Ев. от Матф., гл. V, ст. 21) закон и пророков, не только подтвердил это Своим учением, но еще и указал на многие более существенные средства, уничтожающие либо пресекающие зло в самом зародыше, и советовал укрощать побуждающие к нему страсти. «Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду» (Там же, ст. 21). «Не убивай... люби ближнего своего, как самого себя» (Там же, гл. XIX, ст. 18 – 19). Итак если нельзя убить ближнего, то тем более себя самого, или мерой и образцом любви к ближнему и есть собственно любовь самого себя: не сказал же Спаситель: люби ближнего более, чем себя. И. Христос велел стремиться к самоусовершенствованию: «итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» ( Mamф. V, 48 ); и указал на Себя как на единственный пример и путь (Иоанна, XIV, 6), говоря: «если кто хочет итти за Мною: отвершись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Mapk. VIII, 34 ); велел молиться: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе... я не введи нас во искушение» (Там же, гл. VI, ст. 10 – 13), и Сам тоже молился в саду (на елеонской горе): «Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лyk. XXII, 42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Многие сократилась с пути через красоту женскую: от нее, как огонь, загорается любовь». (9; 9). «Не хвали человека за красоту его, и не имей отвращения к человеку за наружность его» (11; 2). «Не ходи вслед похотей твоих и воздерживайся от пожеланий твоих» (18; 30). VI. «Презри мир сей с прелестию его, и возлюби единого Бога и вечный живот: и будешь жить в мире, как Лот в Содоме, невредим». (Св. Тихон задон.). VII. «Когда птицы парят в воздухе, их не поймаешь сетью: так и тебя не уловят сети страстей и соблазнов, когда ты взираешь на горнее. Кто взошел на вершину горы, тому город и стены его представляются в малом виде, а люди, ходящие по земле, кажутся муравьями: так и тебе все земное покажется ничего незначущею малостию, если ты вознесешься на высоту любомудрия» 181 . (Златоуст). (Г. Д-ко). 8. Оскорбительные слова и действия против ближних а) Порок сквернословия. Св. апостол Павел пишет, что сквернословцы (злоречивые) на ряду с пьяницами, ворами, хищниками, лихоимцами царствия Божия не наследят ( 1Kop. VI. 10 ), если, конечно, не исправятся и не покаются. Он же научает нас: никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе ( Eф. IV. 29 ). Бывали случаи, что Бог вдруг посылал онемение, как наказание за упорный порок сквернословия. Особенно грешат те, которые оскорбляют ближнего так называемым «матерным словом». «Матерным словом, говорит один учитель церкви, оскорбляется священное ими матери. Первая мать есть Пресвятая Богородица наша – общая заступница; другая мать та, которая в болезнях рождает нас и заботится о нашем воспитании; третья общая для всех матерь-земля, дающая всем нам по благословению Божию пищу, одежду и жилище. О произносящем скверные слова человеке ангел-хранитель плачет, диавол же радуется; от такового Пречистая Богородица отнимает Свой покров; – на такового Бог посылает различные напасти и несчастия. Итак, молю вас, братия, обуздывайте язык свой от этого злого обычая; послушайте слов евангелия: «за всякое слово праздное, а о гнилом уж и говорит нечего, люди дадут Богу ответ в день судный» (Матф, XII, 36); послушайте, что говорит еще книга Притчей: усты нечестивых раскопается град ( Npum. XI, 11 ), значит, ради нечестивых сквернословов страдают грады и веси; сугубое же наказание за матерное слово для человека то, что от него отступает благодать Божия и благословение Божие уже не почивает на таковых, если они не раскаиваются и, по раскаянии, не воздерживаются от сего сквернословия».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Выше изложенные истины так сильно были привиты у евреев, что, даже после взятия Иерусалима Титом, их вождь и историк Иосиф Флавий, когда ему в плену советовали добровольную смерть, с негодованием отверг такой совет, как противный божественному праву. («De bello judacio», кн. VII, гл. 8, § 5). Учение это перешло и к талмудистам. Между не многими писателями, защищающими самоубийство, находились некоторые, которые в доказательство приводили пример Сампсона и Елеазара, восхваляемых в св. писании, хотя они окончили жизнь добровольной смертью . Но чтобы назвать их поступок самоубийством, нужно о последнем иметь самое неверное понятие, не отличать эгоизма от самопожертвования, преступления от добродетели. Самоубийство имеет главным образом в виду личное «я», в то время как самопожертвование имеет в виду общее благо, веру, отечество, ближних; в этом случае причины поступков совершенно изменяют их сущность. Сампсон, будучи судьей и вождем избранного народа, попался в руки своих и своей веры злейших врагов филистимлян; ослепленный, он стоит в их храме и слышит издевательства толпы около 3000 человек, в том числе были воины, вожди и проч.; будучи вдохновлен свыше и получив прежнюю силу, он решается на геройский подвиг: потрясает два столба и своды храма, чтобы уничтожить всех одним ударом, не обращая внимания, что и сам не уйдет смерти. Неужели это самоубийство, а не самопожертвование? Поэтому св. Павел ставит Сампсона в ряду знаменитейших мужей ветхого завета. ( Ebp. XI, 32 ). Разберем поступок Елеазара; в жестокой борьбе Иуды Маккавея с Антиохом Елеазар замечает большого слона с башней, где полагали присутствие царя и придворных. «И он предал себя, чтобы спасти народ свой и приобресть себе вечное имя. И смело побежал к нему в средину отряда, поражая на право и на лево... И подбежал он под того слона, лег под него, и убил его, и пал на него слон на землю, и он умер так». (Кн. Маккавеев, гл. VI, ст. 43 – 46). Было ли это самоубийство или поступок, пред которым преклонит главу истый патриот? Точно также мы не порицаем Арнольда Винкельрида, который в битве при Симпахе (1386 г.), чтобы швейцарцам доставить возможность проникнуть в ряды неприятелей, бросается на последних и в свою грудь вонзает несколько неприятельских копий, там что по его телу соотечественники дошли до победы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но, если так, если это жизнепонимание по самому существу своему противоположно христианскому и если оно единодушно отвергалось Словом Божьим и отцами Церкви, – то как понять приведенные выше изречения, в которых это жизнепонимание как будто бы признается? Прежде всего, в весьма многих случаях Слово Божие и отцы Церкви, указывая человеку на вечное блаженство праведников и вечные мучения грешников хотят выразить лишь ту мысль, что святость есть истина, а грех – ложь, и потому первая имеет в себе залог торжества, вечна, а второй необходимо должен привести к погибели, к посрамлению». Никто своим беззаконием не укрепит своей жизни” ( Иез. 7:13 ). Другими словами, это – убеждение в том, что наш святый Бог есть Единый Истинный Бог, и Его закон есть единое истинное устроение жизни, есть единый истинный закон бытия. Если за гробом нет ничего, иди если за гробом и праведников и грешников ожидает одинаковая участь, тогда добро и зло одинаковы по достоинству, оба они одинаково условны, временны. Добро не имеет никакого преимущества пред грехом, оно даже является более слабым, чем грех, потому что в этой жизни грех нередко торжествует. Но это приводит уже к мысли, что и Бог, повелевающий делать добро и Сам святый, не есть на самом деле Господь всего, учение Его, следовательно, не есть безусловная истина и т. д., и т. д. Поэтому-то мы и должны держать всегда в уме „чаяние жизни будущего века», чтобы наша жизнь по вере имела смысл. Если не будет того дня, когда можно будет “видеть различие между праведным и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» ( Мал. 3:18 ), в таком случае правы те, которые говорят: тщетно служение Богу и что пользы, что мы соблюдали постановления Его?…. потому что в этом мире лучше устраивают себя делающие беззакония” (ст. 14 – 15). “Каждый истинно разумный, носящий на себе образ Божий и сочувствующий высокому и небесному, не захотел бы ни жить, ни воскреснуть вместе с прочими, имеющими жить людьми, если бы не надеялся заслужить похвалу от Бога, как добрый раб, и удостоиться каких-нибудь почестей, говорит вполне справедливо св. Григорий Нисский (т. VII. 447). Это не наемническое нежелание делать добро иначе, как только за соответствующую плату, а прямое требование здравого смысла, потому что в противном случае, добродетель не имеет для себя никакого достаточного основания, добродетельный человек не может дать отчета в своем уповании. Наоборот, веруя, что Господь есть, и что Он есть Бог истины и святости, и что, следовательно, Он не допустит, чтобы зло на веки торжествовало, – праведник и “не стыдится” своего упования, он “держит свое лицо, как кремень” и “знает, что не останется в стыде”, потому что “близок оправдывающий его” ( Ис. 50, 7 – 8 ), потому что “спасение Божие пребудет вечно и правда Его не престанет” (51, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

VI. В один день св. Павлин открыл ему, что в скором времени совершатся важные для него события, и советовал ему не отлучаться из столицы. Князь сообщил об этом дарю. Царь, подумав, сказал: «Я хотел бы видеть этого человека». Когда же св. Павлин, по приказанию князя, принес к царскому столу зелень и плоды, царь, увидев его, смутился, и, подозвав к себе зятя своего, сказал: «Я видел этого человека во сне; узнай от него, кто он такой. Мне кажется, он не из простых, потому что я видел его в каком-то великом сане». – Князь, отведя его в сторону, спросил его, кто он? – Человек Божий отвечал: «Я раб твой, принятый тобой вместо, сына вдовы». – «Я не о том спрашиваю тебя, кто ты ныне, но кто ты был в своей стороне», сказал ему князь, и заклинал его сказать ему всю правду. Тогда человек Божий, хотя и с прискорбием, открыл ему, что он был епископом. VII. Услышав это, господин его испугался и со смирением сказал ему: «Проси у меня, что ты хочешь; я желал бы отпустить тебя на твою сторону с великими дарами». На это угодник Божий отвечал ему: «Одной милости прошу у тебя: отпусти всех пленников из страны моей». VIII. Просьба св. Павлина была исполнена; собраны были все пленники из паствы его, и переданы ему. И добрый пастырь, напутствованный многими дарами, отправился в отечество с словесным стадом своим, и был встречен с необыкновенным торжеством, радостно и с бесчисленными благословениями. (Ч. М.). 28. Образ благотворения С мотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного (Мф.6:1). В те дни, когда св. Василий Великий со славой правил Кесарийской паствой, жил близ Кесарии один пресвитер именем Анастасий. Был он муж добродетельный, воздержный, кроткий, особенно же милосердный к убогим и благотворительный. Его жена, Феогния, была достойной подругой своего добродетельного супруга; четырнадцать лет прожили они в любви и согласии, не как муж с женой, а как брат с сестрой. Не имея детей, они все свои заботы, всю свою любовь отдали бедным, нищим, убогим и странным; оттого благодать Божья преизобильно почила на святых супругах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Предсуществовавшая душа обрекается на жительство в данном теле, как в некоей темнице   . Тогда эфирное тело духа превратилось в грубую оболочку человеческой плоти. «Поскольку первоначально не каждый дух пал одинаково глубоко, но были разные степени удаления от Бога в различных людях; то не все в одинаковой степени погрузились в душу, но одни больше, а другие меньше, и этим объясняется различие духовных способностей, с которыми человек является на свет»   . Таким образом, таланты подаются не от Творца всяческих, а суть последствия премирного падения, как предсуществующей причины. О вселении души в человеческое тело заботятся ангелы хранители их. Св. Григорий Нисский, который, как известно, в значительной мере оригенизировал, так резюмирует теорию предсуществования душ людей. «Один из живших прежде нас и занимавшийся вопросом «О началах», утверждает, что души, подобно некоему обществу, существуют сами по себе, по особым постановлениям; и там есть для них образцы порока и добродетели; и душа, пребывающая в добре, остается не испытавшею соединения с телом; но, если она уклонится от общения с добром, и поползнется к здешней жизни, то в таком случае будет соединена с телом   1). Иными словами, возможность земного бытия, личной жизни и истории обусловлена премирным злом. Но так как не исключена возможность восстановления падшего, то эта земная жизнь является местом возможного исправления   , как бы неким чистилищем. Свой домысел о предсуществовании души Ориген старался подкрепить ссылками на авторитет Св. Писания. Он прибегает для этого, — предоставляем читающему судить, сколь убедительны его чрезмерные аллегоризмы, — к следующим цитатам из Библии: «Я был отрок даровитый и душу получил добрую; при том, будучи добрым, я вошел и в тело чистое» (Премудр. Солом. VIII, 19–20). «Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. VII, 24). «Восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое ты назначил для них» (Псал. 103, 8). «И сказал Господь: «…не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

(Так и здесь) Бог сказал: cue есть Тело Мое; и сия есть Кровь Моя; и cue творите в Мое воспоминание; и по Его всесильному повелению бывает так (и будет), пока Он придет». Для неспособных поверить, что под видом хлеба и вина пребывает истинное тело и кровь Иисуса Христа св. Иоанн Дамаскин дает такое пояснение: «ты теперь спрашиваешь, каким образом хлеб делается телом Христовым, а вино и вода – кровью Христовою? Говорю тебе и я: Дух Святый нисходит и совершает это, что превыше разума и мысли». То есть преложение Даров совершенно реально, но его образ или способ непостижим . Другие отцы Церкви учили подобным образом (св. Ипполит Римский, Климент Александрийский, Тертуллиан, св. Киприан Карфагенский, св. Дионисий Александрийский, св. Иларий Пиктавийский, св. Григорий Нисский, св. Василий Великий, св. Епифаний Кипрский, св. Исидор Пелусиот, бл. Иероним Стридонский, бл. Августин, бл. Феодорит Кирский, св. Кирилл Александрийский, св. Лев Великий, бл. Феофилакт Болгарский и др.) . Ограниченные рамки статьи не позволяют привести их свидетельства в полном объеме. 5. На Вселенских соборах затрагивался вопрос о Евхаристии и в актах I-ro и III-ro Вселенского собора мы имеем ясные свидетельства о признании реальности Тела Плоти Спасителя под видом хлеба и вина в Евхаристии. В итоговых документах VII-ro Вселенского собора содержится развернутое учение о Евхаристических дарах, на котором мы и остановимся. В частности там сказано: «Никто из труб Духа, т.е. св. Апостолов и достославных отцев наших, безкровную жертву нашу… не называл образом тела Его . Ибо они не принимали от Господа так говорить и возвещать, а слышали Его благовествующего: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни»; также: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем»; и еще: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое…», а не сказал: приимите, ядите образ тела Моего… Итак ясно, что ни Господь, ни Апостолы, ни Отцы безкровную жертву, приносимую священниками, никогда не называли образом, но самим телом и кровию .

http://pravoslavie.ru/1876.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010