Закрыть День памяти Друга Царской Семьи 30 декабря 2018 года, в 102-ю годовщину убийства Григория Распутина-Нового, в Царском Селе состоялись крестный ход и панихида 03.01.2019 1547 Время на чтение 3 минуты 30 декабря 2018 года исполнилось 102 года со дня мученической кончины Царева Друга Григория Ефимовича Распутина-Нового. В этот день в Царском Селе в память об этом событии прошёл Крестный ход от Феодоровского Собора до поклонного креста в Александровском парке, установленного на месте первоначального захоронения старца Григория. Организатором проведения ежегодного Крестного хода в день памяти мученика Григория в очередной раз выступил Русский Культурно-просветительный фонд имени Святого Василия Великого ( Москва ). Президент Фонда Василий Вадимович Бойко-Великий уже несколько лет подряд в эти дни специально организует поездку большой паломнической группы из Москвы, которая вместе с петербургскими почитателями Григория Ефимовича участвует в памятном Крестном ходе. Вот и в этом году после Божественной Литургии в Феодоровском Государевом Соборе крестоходцы прошли от храма вдоль Феодоровского городка и Государевой Ратной палаты по Фермской дороге к Александровскому парку. А затем через парк к поклонному кресту, установленному в 2005 году в память о храме преподобного Серафима Саровского, в котором в декабре 1916 года состоялось временное захоронение убиенного раба Божия Григория. В Крестном ходе приняли участие не только москвичи и петербуржцы, но и жители других городов России, в частности, паломники из Владимира, Боголюбово, Екатеринбурга. Возглавил Крестный ход Василий Вадимович Бойко-Великий, который нёс икону Святых Царственных Мучеников, и клирик Санкт-Петербургской епархии иерей Роман Зеленский. По завершении Крестного хода у поклонного креста о. Роман отслужил молебен. Почитатели старца Григория пропели также акафист святому мученику Григорию Новому, который был составлен ещё в 2006 году монахами Оптиной Пустыни, а в 2017 году опубликован для келейного чтения Санкт-Петербургским издательством «Царское Дело».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/03/de...

Закрыть Миссия в миру 25.06.2009 575 Время на чтение 10 минут По мнению главы Отдела внешних церковных связей РПЦ архиепископа Волоколамского Илариона, церковь должна становиться более открытой обществу. Пример открытости подает лично патриарх Кирилл, но одних его сил недостаточно: нужна работа в приходах - Владыка, уже прошло сто дней после интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Что поменялось за это время в отношениях церкви и общества? Проявились ли какие-нибудь новые тенденции? - На московский патриарший престол взошел человек, который на протяжении многих лет был известен как миссионер, просветитель. Он уже давно активно сотрудничал со всеми сферами гражданского общества, вел собственную передачу на телевидении, регулярно выступал в печатных средствах массовой информации. Еще до избрания на патриарший престол его знали и любили миллионы верующих Русской православной церкви по всему миру. Он снискал авторитет в широких общественных кругах. Уникальный опыт, который накопил митрополит Кирилл за годы своей работы в Отделе внешних церковных связей и тесного сотрудничества с покойным патриархом Алексием II, полностью подготовил его к той новой роли, которую он воспринял после избрания на московский патриарший престол. Но самое главное, это человек, который абсолютно предан церкви, для него не существует личной повестки дня. Он все свои способности и таланты положил к ногам Христа, по выражению святителя Григория Богослова. Интронизация патриарха Кирилла дала новый импульс всему комплексу взаимоотношений между церковью и внешним миром. Патриарх Кирилл очень жестко и четко ставит задачи перед своими ближайшими помощниками, перед архиереями, перед духовенством и перед всей церковью. В то же время он церковный лидер не только в силу своего положения, но и в силу своей личности. Он способен вдохновлять людей, мобилизовать на более активную миссионерскую и просветительскую деятельность. - В чем, на ваш взгляд, заключается суть перемен, привнесенных патриархом?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Иоанн Наумович родился 14 января 1826 года в Галиции, в селе Козлове, Каменецкого уезда, в доме своего деда по матери, местного приходского священника и благочинного о. Николая Дроздовского. Отец его, Григорий Наумович, униатского исповедания, был народным учителем в местечке Буске. По окончании народной школы, многосемейные родители отдали его в Львов, где он должен был сам искать себе средств к существованию. В 1839 году он нашел себе приют в доме польской графини Мер, где имел случай близко узнать иезуитов, которым особенно покровительствовала графиня. Лишившись места в доме графини и не имея никаких средств к жизни, он с своим младшим братом поступил для заработка на ветряную мельницу, где несколько месяцев исполняли они самые тяжелые работы: носили мешки, ковали камни и т. п., но вследствие худого с ними обращения бежали, в холоде и голоде, за 32 мили пешком в Залещики, куда переведен был из Буска их отец. В скором времени Наумович определен был в гимназию во Львове, и по окончании курса поступил в философский класс русской униатской духовной семинарии. Окончив в ней курс в 1851 году, Наумович поступил во священники и последовательно занимал приходы в пяти местах: в Городке близ Львова, в Ляшках, Перемышлянах, в Стрельче и, наконец, в Скалате. Еще в молодых летах, в 1850 г., Наумович начал трудиться для народа, участвуя в тогдашних галицко-русских журналах и газетах, и издавая отдельные популярные книжки для народа. Главная заслуга его, как просветителя галицко-русского народа, состоит в издании популярного журнала «Наука», который в первые годы его издания составлялся почти исключительно из его собственных статей, основанной им же популярной газеты «Русская Рада», и в основании им же просветительного «Общества имени Михаила Качковского». Лучшая из галицко-русских газет, издающаяся во Львове, «Галицкая Русь» так характеризует его значение, как народного писателя: «Наумович указал народу путь к высшим идеалам, и галицко-русский народ всегда будет называть Наумовича своим просветителем. Он научил народ его истории, научил любить свою Церковь , обряд, землю, вывел народ из тьмы и указал путь к достижению цели, а своими основательными церковно-историческими статьями оживил церковную жизнь и твердо, и неутомимо отстаивал независимость и достоинство Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«История Армении», написанная М. Х. по заказу Саака Багратуни (традиц. дата ок. 480), является одним из интереснейших и в то же время сложнейших источников по истории Армении ( Новосельцев. 1980. С. 34). Этот труд состоит из 3 книг: 1. Родословная великих армян (иногда переводится как «Родословие Великой Армении») охватывает исторический период от легендарного праотца армян Айка Нахапета до основания династии Аршакидов (149 г. до Р. Х.). 2. «Изложение средней истории наших предков» повествует о событиях, происшедших в период от 149 г. до Р. Х. до смерти св. Григория Просветителя в 326 г. 3. «Заключение истории нашего отечества» заканчивается падением Аршакидов в 428 г. и разделением Армении. Некоторые эксперты считают, что существовала и несохранившаяся 4-я книга. О ее наличии судят, интерпретируя отрывок из сочинения Товмы Арцруни (кон. IX - нач. X в.). Для написания труда М. Х. использованы разнообразные источники: Свящ. Писание, арм. народный эпос, работы мн. авторов: грекоязычных (Александр Полиистор, Абиден, Берос, Юлий Африкан , Аристон из Пеллы, Иосиф Флавий , свт. Фирмилиан Кесарийский , Евсевий Памфил и др.), сирийских (Мар Абас Катина, Лерубна, Бардесан и др.), арм. дохристианских (Олюмп, жрец храма Арамазда из Ани, нач. II в. по Р. X.). «История Армении» М. Х. является первым опытом всеобъемлющего изложения истории этой страны и народа. Она содержит богатейший и зачастую уникальный материал по мифологии, народному творчеству, языческой религии Др. Армении, охватывает различные стороны внутренней жизни Армении христ. эпохи, образование, переводческую деятельность, начавшуюся в V в. почти сразу после создания арм. алфавита (особенно этап перевода Библии на арм. язык), отношения с др. странами, о к-рых в труде М. Х. также имеются многочисленные сведения. Историографическая позиция М. Х. близка позиции ранневизант. церковных историков. Об этом свидетельствуют присутствующие в его труде разграничение начала и конца работы, четкое описание тематики и стоящих перед автором задач, частые отступления от основной темы, точная дифференциация своего труда и использованных источников (насколько это было возможно в те времена), наличие отчетливой авторской программы, использование риторических приемов. Произведение М. Х. отличается гармоничностью построения, яркими описаниями деятелей и событий, образным и лаконичным языком. Особо примечателен финальный раздел труда, «Плач», в к-ром автор бичует общечеловеческие пороки, характерные для любой эпохи и страны.

http://pravenc.ru/text/2563886.html

История и пути Промысла Божия 3.1. Святоотеческое наследие и воспитание юношества Председатель: епископ Якутский и Ленский Зосима; Сопредседатель: игумен Петр (Пиголь), первый проректор РПИ св. ап. Иоанна Богослова, декан философско-богословского факультета, гл. редактор альманаха «К Свету», кандидат богословия. Куратор: Балашова Елена Григорьевна, сотрудник издательского сектора Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. Время проведения: 2 февраля, 10.00. Место проведения : Конференц-зал гостиничного комплекса Свято-Данилова монастыря; Б. Староданиловский пер., 5. Проезд: м. «Тульская». 1. Епископ Якутский и Ленский Зосима. «Архиепископ Феодор (Поздеевский) и духовное образование и воспитание юношества». 2. Епископ Бостонский Михаил (Русская Православная Церковь Заграницей). «Святитель Иоанн Шанхайский: плоды духовного воспитания». 3. Архимандрит Нафанаил (Крикота), ректор Почаевской Духовной семинарии. Приветственное слово. 4. Игумен Петр (Пиголь), первый проректор РПИ св. ап. Иоанна Богослова, декан философско-богословского факультета, гл. редактор альманаха «К Свету», кандидат богословия. «Святоотеческие основы взгляда монаха Климента (Константина Николаевича Леонтьева) на образование и воспитание». 5. Иеромонах Диомид (Кузьмин), казначей Казанско-Богородицкой Площанской пустыни, сотрудник Отдела агиологии Брянской епархии. «Старец Василий Кишкин и его последователи: опыт христианского воспитания». 6. Иерей Георгий Павлович, историк (Дивеево). «Преподобная Александра, Первоначальница Дивеевская: образ христианского жития». 7. Иеромонах Иннокентий (Ольховой), эконом Свято-Данилова монастыря. «Просветительская деятельность архиепископа грека Никифора (Феотокиса) (1731–1800) в России». 8. Монахиня Сергия (Ежикова), настоятельница Петропавловского монастыря, заведующая отделом агиологии Брянской епархии. «Архимандрит Даниил (Троицкий) и его пастырско-педагогическое наследие». 9. Бездетко Елена Владимировна, преподаватель агиологии и агиографии РПИ св. ап. Иоанна Богослова. «Особенности мученических житий в свете формирования православного мировоззрения».

http://pravoslavie.ru/425.html

К кон. XV в. нижним правобережьем Днепра владели османы, нижним левобережьем - Крымское ханство, находившееся с 1475 г. в вассальной зависимости от Порты. На месте Берислава с кон. XIV в. существовала крепость золотоордынского хана Тохтамыша, в кон. XIV - нач. XV в.- литовско-рус. крепость, к-рая в XV в. перешла в руки османов и получила название Кызы-Кермен (с 1784 Берислав). Около Кызы-Кермена османы и татары строили крепости для контроля за переправой через Днепр: Ислам-Кермен (Аслан-Кермен, Каховка) - на левом берегу Днепра, напротив Кызы-Кермена - Мубарек-Кермен (Шагин-Гирей), Мустрит-Кермен (Мустрит-Тавань) - на о-ве Таванском. Ниже Кызы-Кермена по течению Днепра стояли другие тур. крепости, самая известная - Тягинская (на месте совр. с. Тягинки), выше - крепость у Пропасной балки, где в кон. XVIII в. было устроено подворье Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни, преобразованное в нач. XIX в. в Бизюков Пропасной во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужской монастырь. В 1695 г. объединенные войска московского воеводы Б. П. Шереметева и гетмана И. С. Мазепы овладели Кызы-Керменом и Мустрит-Керменом. На Таванском о-ве был устроен гарнизон из российских и казацких полков, возведена в 1695-1701 гг. ц. вмч. Георгия. Вскоре Османская империя вынудила царя Петра I Алексеевича крепости разрушить, гарнизоны вывести. В 1709-1711 гг., после разрушения Старой Сечи, неподалеку от совр. с. Мылового Бериславского р-на находилась столица запорожских казаков. В период Новой Сечи (1734-1775) запорожцы создали паланки: на левом берегу в устье Днепра находился центр Прогнойской паланки, на правом берегу - Ингульская (Перевизская) паланка, охватывавшая земли между Днепром и левым берегом Ингульца, с центром ниже устья Ингульца. Повсеместно создавались небольшие казацкие хутора-зимовники. Ко времени вхождения Н. Приднепровья в состав Российской империи, в 1774-1783 гг., на территории Н. и Г. е. проживали в небольших поселениях запорожские казаки, гайдамаки, ногайцы (ногайские татары) и крымские татары.

http://pravenc.ru/text/2577833.html

Когда я учился в консерватории, то примерно к третьему курсу начал серьёзно задумываться о том, чем я буду заниматься после ее окончания. Конечно, я получал образование и квалификацию по полной программе. Больше, чем мне давали там, мне бы не дали нигде. Евгений Сергеевич Кустовский — регент московского храма во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Окончил Московское хоровое училище имени Свешникова, дирижерско-хоровой факультет консерватории, аспирантуру института им. Гнесиных. С 1996 года руководит созданными им же при храме Московскими православными регентскими курсами (МПРК). МПРК известны своей активной издательско-просветительской деятельностью. Е.С. Кустовский — редактор и составитель многочисленных богослужебных сборников. На интернет-сайте МПРК http://kliros.ru/kust/kust.html находится богатое нотное собрание обиходных песнопений, а в интернет-сообществе «Клирос» общаются православные регенты практически со всего мира. – Евгений Сергеевич, Вы учились в Консерватории. Почему Вы не связали свою судьбу со светской музыкой, почему стали регентом? Как сложилось так, что Вы пришли на клирос?   Когда я учился в консерватории, то примерно к третьему курсу начал серьёзно задумываться о том, чем я буду заниматься после ее окончания. Конечно, я получал образование и квалификацию по полной программе. Больше, чем мне давали там, мне бы не дали нигде. Но почти все выпускники консерватории дружными рядами шли работать в рестораны, в дома звукозаписи, педагогами по сольфеджио в музыкальных школах или, в лучшем случае, в училищах. И только единицы продолжали работать как дирижёры. Я стал спрашивать – не риторически самого себя, а педагогов, студентов, – для чего консерватории выпускают каждый год 20 отточенных специалистов, которые потом работают не по специальности? Ведь никто же не выпускал по 20 хоров для каждого из дирижёров.  Получалось, что заведомо выпускали человека безработного, либо человека, который будет работать где-нибудь ещё, но только не дирижером. На такие вопросы я получал разного рода ответы, начиная с “не лезь не в своё дело” и заканчивая партийными комсомольскими утверждениями, что меня ждёт некий город Ош, в котором вообще ни одного дирижёра-хормейстера нет, что я закончу и поеду туда и буду там работать по распределению и поднимать хоровую культуру киргизского народа.  

http://pravmir.ru/regent-eto-tot-kto-ne-...

[Лат. Paulus Narbonensis] (III в.), св. (пам. зап. 22 марта, 10 дек.), почитается как 1-й епископ г. Нарбона (ныне Нарбон, Франция) и один из христ. просветителей Галлии. Самое раннее упоминание о П. Н. содержится в поэме Пруденция (рубеж IV и V вв.), к-рый назвал святого среди мучеников, почитавшихся в различных городах Испании и в соседних регионах (surget et Paulo speciosa Narbo - Prudent. Perist. 4. 34). Согласно ранней редакции «Страстей св. Дионисия» (BHL, N 2171), апостолы и их преемники назначили христ. проповедников, из числа к-рых в Галлию были направлены святые Дионисий, Сатурнин и П. Н. О святом говорится как о епископе и исповеднике (beatissimus Paulus, antistes atque confessor), к-рый подвигами и красноречием утвердил христ. веру в Нарбонской пров. Время составления «Страстей…» трудно определить; одни исследователи датировали сочинение V-VI вв., другие - VIII в. (см., напр.: Lapidge M. Hilduin of Saint-Denis: The Passio S. Dionysii in Prose and Verse. Leiden; Boston, 2017. P. 612-626). «Учеником апостолов» П. Н. назван и в соч. «Тайна Св. Троицы» (CPL, N 1014), автором к-рого обычно считают св. Кесария Арелатского († 542); вместе со святыми Трофимом Арелатским (Арльским), Сатурнином Толозским (Тулузским) и Дафном Вазионским (Везонским) П. Н. был основателем одной из 4 старейших епископских кафедр Галлии (PLS. T. 4. Col. 545). Согласно Григорию Турскому, П. Н. был среди 7 св. епископов, направленных в Галлию в 250 г. (дата заимствована из «Страстей св. Сатурнина» (BHL, N 7495-7496)). Одни проповедники приняли мученическую смерть, но другие, в т. ч. П. Н., мирно почили после усердных миссионерских трудов ( Greg. Turon. Hist. Franc. I 28, 30). На основании свидетельства Григория Турского деятельность П. Н. обычно датируют III в. ( Griffe. 1934. P. 34-35; ср.: Riess. 2016. P. 115-116), однако эти данные не вполне надежны. Хотя Нарбона была одним из важнейших городов рим. Галлии, центром 1-й Нарбонской провинции, о преемниках П. Н. на епископской кафедре до V в. сведений нет. Поминовение П. Н. как исповедника указано под 22 марта в Иеронимовом Мартирологе (галльская редакция рубежа VI и VII вв.- MartHieron. Comment. P. 155-156). Т. о., в источниках V-VI вв. содержатся скудные сведения о П. Н., однако они указывают на широкую известность святого, которого почитали как одного из первых христ. проповедников и основателей Галльской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2578557.html

М.В. Шкаровский Православие при социализме Скачать epub pdf Содержание Введение Глава I. Государственно-церковные отношения в СССР – объект исторического исследования §1. Задачи исследования, терминология, методологическая основа §2. Историография проблемы §3. Характеристика источников §4. Русская Православная Церковь и государственная религиозная политика в 1917–1938 гг Глава II. Изменение государственно-церковных отношений в годы II Мировой войны §1. Положение Русской Церкви накануне Великой Отечественной войны (1939–1941 гг.) §2. Патриотическая деятельность Московской Патриархии §3. «Религиозное возрождение» на оккупированной территории СССР §4. Ликвидация обновленческого и григорианского расколов §5. Религиозная политика советского государства в годы войны Глава III. Церковное сопротивление в СССР §1. Иосифлянское движение § 2. Катакомбная Церковь §3. Религиозные диссиденты Глава IV. Московская патриархия на международной арене §1. Русская Церковь в центре «большой политики» §2. Ослабление внешнеполитической активности Патриархии §3. Новая активизация международной деятельности Церкви Глава V. Государственно-церковные отношения в 1945–1964 гг §1. Временное «перемирие» 1945–1953 гг §2. Укрепление позиций Патриархии – 1953–1957 гг §3. Снова «война» – 1958–1964 гг Заключение     Введение В последние годы в России, впервые после Октябрьской революции, коренным образом изменилось отношение к различным конфессиям, и к православной церкви в частности. Происходит интенсивный процесс ее возрождения, остро стоит необходимость строительства новой государственной религиозной политики, преодоления груза наследия. Практически во всех странах СНГ пересматриваются казавшиеся еще недавно окончательно решенными такие вопросы как: принципы взаимоотношений государства и религиозных организаций, школы и церкви, роль и место религии в социально-политической и духовно-нравственной жизни общества; армия и Церковь ; законодательство о свободе совести. В настоящее время в самых различных слоях и группах населения России распространены представления о том, что возрождение страны невозможно без опоры на традиционные духовные ценности российского общества, сформировавшегося под влиянием православия. Такие взгляды естественны, поскольку Православная Церковь сыграла особую роль в формировании и развитии российского государства, культуры и нации в целом. Русская Церковь с ее богатейшим опытом духовно-просветительной и благотворительной деятельности призвана внести весомый вклад в восстановление традиционных нравственных ценностей и преемственности наших тысячелетних культуры и государственности. Этому благотворному процессу способствует и начавшийся диалог между государством и Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мария Шмаина — о муже-священнике, лагерных мытарствах и тысяче доносов (+Видео) 26 мая, 2015. Тамара Амелина К 85-летию со дня рождения протоиерея Ильи Шмаина прошел вечер-беседа с Марией Валентиновной Шмаиной. 24 мая в Свято-Филаретовском институте в рамках цикла встреч «Свидетели ХХ века. Новейшая история сквозь призму малоизвестных судеб выдающихся людей» к 85-летию со дня рождения протоиерея Ильи Шмаина прошел вечер-беседа с Марией Валентиновной Шмаиной. Встреча с Марией Валентиновной, женой и верным другом протоиерея Ильи Шмаина, дала возможность узнать об их большом совместном пути служения Богу и Церкви. Господь подарил им общение и дружбу со многими замечательными людьми: митрополитом Сурожским Антонием (Блумом), исповедниками веры протоиереем Владимиром Смирновым и Сергеем Фуделем, протоиереями Николаем Ведерниковым и Александром Геронимусом, Григорием Померанцем, Никитой Струве, Борисом Чичибабиным, Ольгой Седаковой и многими другими. Протоиерей Илья Шмаин (22 мая 1930 – 13 января 2005) – человек глубокой, выстраданной веры и светлого радостного духа, всегда открытый к общению с теми, кто в евангельском смысле был ему ближним, т. е. нуждался в непосредственной помощи словом и делом. Где бы ни оказывался отец Илья, вокруг него начинала кипеть жизнь, собирались неравнодушные люди, с которыми он щедро делился верой во Христа. Ведущий — президент Культурно-просветительского центра «Преображение» Алексей Наумов в начале встречи сказал, что, хотя вечер специально не подгадывали, но так получилось, что всего два дня назад был день рождения отца Ильи, ему бы исполнилось 85. «Очень важно нам всем соприкасаться со свидетельством о настоящей жизни в условиях, когда уровень беззакония и зла таков, что казалось, что невозможно сохранить человеческое достоинство, не то что заниматься просвещением. Но тем не менее даже в условиях полного мрака был «свет, которого тьма не объяла». Возможно, что более походящим названием встреч было бы не «Свидетели ХХ века», а «Свидетели об ином мире, о духовном пути».

http://pravmir.ru/zhizn-eto-prazdnik-nas...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010