Спустя несколько лет после обращения к христианству Армении последовало и обращение Грузии. Просветительницею последней судил Господь быть одной благочестивой жене родом из Каппадокии по имени Нонне, или Нине. Она принадлежала к числу тех посвященных Богу девственниц, которые во дни гонения Диоклетианова, спасая свою веру и девство, удалились из пределов Римской империи в Армению и из которых тридесять и седмь замучены были здесь Тиридатом . В это время с одною из спутниц своих Нина, избегши меча гонителева, поспешила укрыться в соседственной Грузии. И здесь, будучи взята жителями в плен, своим необыкновенным постничеством, непрестанными молитвами и сохранением чистоты девственной невольно привлекла к себе общее внимание и уважение . Вскоре дарованное ею именем Иисуса Христа разрешение неплодства одной жене, исцеление тем же именем от болезни сына одной вдовы, потом самой царицы и царя послужили началом важнейшего переворота в судьбе грузинского народа. Это случилось в 318 г. Наставленный святою Ниною в вере во Христа Спасителя мира, Мириан (так назывался тогдашний царь Грузии) немедленно повелел собраться в свою столицу Мцхет всем знатнейшим из своих подданных и сам, вместе с супругою и равноапостольною просветительницею своею возвещая им о новой, истинной вере, которую принять уже решился, в то же время отправил посольство к императору греческому Константину, а если верить армянским известиям, и к просветителю Армении Григорию, прося у них пастырей. По воле Константина Великого вскоре прибыл в Грузию из Цареграда случайно находившийся там Антиохийский патриарх Евстафий с частию своего клира, к которому присоединились и присланные из соседственной Армении несколько иереев . Сей-то архипастырь с подручными ему священнослужителями, протекая из края в край землю Иверскую, окончательно обратил ее к христианству, освятил в ней храмы, рукоположил пастырей и, давши ей первосвятителя в лице архиепископа Иоанна, возвратился на свою патриаршую кафедру, к которой отселе и причислена новоустроенная им Церковь.

http://sedmitza.ru/lib/text/435777/

Четырнадцатый день. Поуч. 1-е. Св. Кирилл, просветитель славян. (Заслуги его для славянского мира). I. Св. церковь ныне празднует память св. Кирилла, просветителя славян. Св. Кирилл до принятия монашества назывался Константином. Был у него брат Мефодий. Родом они были из г. Солуня – того самого, куда ап. Павел писал свое послание; происходили они от родителей благочестивых, которых звали Лев и Мария. Отец вскоре умер, а Константина отдали в училище, где он с любовию занимался науками. На 15 году Константин был вызван в Царьград ко двору в соученики юному царевичу наследнику Михаилу, чтобы примером Константина заохотить наследника к учению и ко всему прекрасному. В числе учителей здесь был Фотий, ученейший муж своего времени, впоследствии патриарх константинопольский. Он полюбил Константина и даже сдружился с ним. Константин успел во всех познаниях, как нельзя более, и за свою ученость получил название философа. Вскоре он был посвящен в священники и был назначен библиотекарем при храме св. Софии, а потом учителем в одном высшем учебном заведении, где назначено ему преподавать философию и языки, которые он знал в совершенстве; но не лежала его душа к жизни мирской, – он искал уединения, желал быть отшельником, для чего и удалился на одну гору в монастырь; здесь сошелся он с братом своим Мефодием, который ранее оставил мир, и вместе с ним проводил время в посте, молитве и ученых трудах. Промысл, неведомо для них, готовил братьев к великому подвигу – просвещению славян. В 862 году некоторые славянские князья прислали в Константинополь к греческому императору послов с просьбою прислать просвещенных людей, которые бы сообщили славянам учение Христово и службу церковную на родном славянском языке, так как вера Христова преподавалась славянам этим на языке латинском, для славян непонятном. Царь и патриарх решили на это дело позвать Константина. Константин не отказался. «Хоть я слаб и болен телом, – сказал он, – но иду к славянам с радостию». Но труд этот был нелегкий. У славян не было своей азбуки. Нужно было славянскую азбуку изобрести, и тогда только можно было переложить священные и церковные книги на понятную для славян речь. Константин наложил на себя 40-дневный пост и в монастырском уединении молил Бога вразумить его составить славянскую азбуку. Молитва его услышана. Азбука была им составлена. Многия буквы были взяты с греческого языка, другие изобретены вновь. Константин немедленно приступил и к переводу священных книг, с греческого на язык славянский. Переведены сначала самые нужныя. Первыя слова, переведенные им, были величественные слова пасхального Евангелия: «в начале бе слово и слово бе к Богу и Бог бе слово». Слова, читаемые в Светлое Воскресение, как бы предвещали и духовное воскресение славянских народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«На земле нужно жить только для неба». Вступительная статья В. В. Кашириной Эти слова архимандрит Григорий (Борисоглебский) написал в первом жизнеописании преп. Оптинского старца Амвросия 1 . Эти же слова были жизненным принципом и самого о. Григория, который прожил короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь. Несмотря на свою раннюю кончину, о. Григорий оставил о себе тёплые воспоминания как о ярком проповеднике, добром и чутком наставнике, а также как о подающем большие надежды исследователе и богослове. Эпоха, в которую довелось пройти свой краткий жизненный путь о. Григорию, явилась преддверием бурных революционных потрясений, охвативших Россию в начале ХХ-го века. Детство и ранняя юность будущего богослова пришлись на время торжества «духовных предтечи грядущих разрушителей России – разночинцев-народников и нигилистов, возмущавших народ «призывами к топору». Как известно, участниками и вдохновителями этой смуты, страшной кульминацией которой явилось убийство императора Александра II, в основном были выходцы из духовного сословия, отвергшие традиции, миропонимание и даже самую основу, цель и сущность бытия своих предков – православную веру. Но на рубеже веков последствия тяжкого кризиса, пережитого духовным сословием, были во многом преодолены. В стенах Московской духовной академии, по праву ставшей флагманом российского духовного просвещения, воссияла целая плеяда выдающихся профессоров, учёных и педагогов. Ф. А. Голубинский, А. В. Горский, П. С. Казанский – эти имена и поныне составляют гордость и славу своей alma mater. Имя о. Григория (Борисоглебского) 2 не затерялось среди знаменитых коллег. Несомненно, лишь ранняя кончина прервала стремительное восхождение этой одарённой, незаурядной личности, на редкость цельной, светлой и притягательной, воплотившей в себе лучшие качества русского священника – педагога и просветителя. В 1893 году архимандрит Григорий был назначен настоятелем посольской церкви в Константинополе. Направляясь к месту назначения, он выехал из Московской духовной академии в Москву и там неожиданно скончался 18 ноября того же года. Ему было только двадцать шесть с половиной лет. Узнав об этом, святитель Феофан Затворник в письме, написанном за неделю до своей кончины, заметил: «о. архимандрит Григорий, инспектор Московской академии, сгорел. Его назначили в Константинополь. Поехал, доехал до Москвы и скончался» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Палама. Сто пятьдесят глав… «Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы». Одно из центральных произведений Паламы, стоящее в одном ряду с «Триадами», систематически излагающее мировоззрение святителя: триадология, различие и тождество сущности и энергии в Боге, сотериалогия, антропология и космология. СВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА СТО ПЯТЬДЕСЯТ ГЛАВ Издательский проект " Библиотека Свято–Ильинского храма г. Краснодара " осуществляется по благословению Высокопреосвященного Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского.   Редакционная коллегия: Настоятель Свято–Ильинского храма г. Краснодара протоиерей Сергий Овчинников, иеромонах Григорий (Хоркин), профессор А. И. Сидоров (МДА), канд. филол. наук М. А. Шахбазян (КубГУ)   © А. И. Сидоров — вступительная статья, перевод, примечания. © Издательство " Текст "  — оформление.   Редакция просит молитв о попечителе проекта рабе Божием Игоре со чадами и домочадцами. Издание осуществлено при содействии Духовно–просветительского центра «Абхазский благовестник» при храме Преображения Господня г. Сухума.   Библиотека Свято–Ильинского Святитель Григорий Палама, Архиепископ Фессалоникийский Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы   Содержание Предисловие От переводчика 5 Часть первая Божественное Домостроительство творения и спасения 14 Часть вторая Опровержение учения Варлаама и Акиндина 122   Нумерация страниц (начало каждой страницы) приводится в фигурных скобках. Предисловие СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА И ЕГО «ГЛАВЫ» Поздневизантийский исихазм, в изучение которого русские православные богословы и ученые внесли, наверное, самый весомый и значительный вклад  , — явление весьма многоликое и неоднозначное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Собеседования «Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души, в 4 книгах» святителя Григория Великого известны также как «Римский патерик». Именно за эту книгу св. Григорий получил прозвище «Двоеслов» (т. е. «Собеседник», «Диалогист»). «Собеседования» написаны в простой доступной манере, «популяризаторской», скажем так. В первых трех книгах Двоеслов, основываясь на личных воспоминаниях и на авторитетных свидетельствах, рассказывает другу юности диакну Петру о чудесах италийских святых VI в. Вторая книга, полностью посвященная прп. Бенедикту Нурсийскому, является единственным ранним источником сведений об этом святом. В четвертой книге на примере описаний множества видений обсуждается вопрос бессмертия души и ее загробной участи, содержится учение о чистилище. Святитель Григорий Двоеслов Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души Предисловие Св. Григорий, епископ Римский по прозванию Двоеслов, жил во второй половине шестого века по Рождестве Христовом. По происхождению он принадлежал к знатному римскому роду, но по внутреннему влечению к жизни созерцательной, в ранних летах отказавшись от богатства и мирских почестей, принял иноческий чин и вскоре приобрел славу строгого подвижника. В продолжение почти двадцатилетней иноческой жизни, св. Григорий был настоятелем разных монастырей и занимал другие важные церковные должности в римском клире. Наконец, в 590 году единодушным, настоятельным желанием народа и клира римского он был возведен на епископский престол в Риме. Четырнадцать лет проходил св. Григорий это высокое звание. Святая неутомимая ревность его была обращена постоянно к устроению блага не только собственной его паствы, но и всей Вселенской Церкви. Доказательством этого служат: мудрость, с какою он умиротворил споры, возникшие в его время на Западе по поводу определений V Вселенского собора, — благоразумные и строгие меры, предпринятые им к искоренению раскола Донатистов, — неусыпная заботливость его о благоустроении чина церковного Богослужения, — деятельность в распространении света веры христианской, стяжавшая св. Григорию титло апостола, или просветителя, целой страны — Англии. Заслуги сего святителя для всей христианской Церкви были вообще так важны и многочисленны, что Вселенская Церковь причислила его к лику святых, а безпристрастная история усвоила ему название: великого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=854...

30. Четверг. Свт. Михаила, первого митр. Киевского. Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении. Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца. Служба сщмч. Григория шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (Б). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Михаила, первого митр. Киевского (А), и порядок соединения полиелейной службы свт. Михаила с шестеричной службой сщмч. Григория (В). А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 5-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 3-й: «Свидетеля истины…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Како не дивимся…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Духу Божественному…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Яко начальнику архиереом…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко всем скорбящим…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя…». Стихира святителя, глас 6-й: «Духу Божественному…» (см. славник на стиховне), или глас 3-й: «Свидетеля истины...» (см. славник на «Господи, воззвах»). Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2022-10-13/

Закрыть itemscope itemtype="" > России посвящается… В Тобольске представили альбом-исследование «Галерея русской исторической живописи» 08.07.2022 590 Время на чтение 6 минут По свидетельствам ученых, изучающих историю, город Тобольск был основан Данилой Чулковым со товарищи в светлый праздник Троицы Живоначальной. И вот через 435 лет, в этот же праздничный день, во Дворце Наместника Тобольского кремля состоялось событие, организованное общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска». Событие культурно-просветительского значения – презентация уникального издания фонда, альбома-исследования «Галерея русской исторической живописи» совпало еще с одним праздником – Днем России. В начале презентации ведущий - председатель президиума и основатель фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Григорьевич Елфимов предоставил слово первому заместителю Главы города Тобольска Яне Степановне Зубовой. «Наша страна – это наш дом, дом наших детей и внуков, - отметила Яна Степановна, - и пусть в нашей стране будет все хорошо, будет счастье и развитие. От имени администрации города я благодарю вас, Аркадий Григорьевич, за ту созидательную работу, которую вы ведете, приобщая к истории нашего города подрастающее поколение, издавая книги, которые есть в библиотеках по всей стране. Эти издания дают возможность познакомиться с историей нашего уникального города множеству людей. Хочу пожелать Аркадию Григорьевичу, чтобы у него не иссякала творческая энергия, и чтобы всегда было желание, несмотря на трудности, справляться с поставленными задачами. Пусть будет много интересных, больших и творческих проектов, и спасибо, что на ваших мероприятиях всегда молодежь!» Трогательным моментом явилась следом прозвучавшая песня о Тобольске местного автора Татьяны Савиной в исполнении Марии Ронжиной. «Неслучайно Валентин Григорьевич Распутин, классик современной русской литературы, наш земляк-сибиряк, отмечал, что " в Тобольске неба много " , - прокомментировал содержание песни Аркадий Елфимов и предоставил слово тобольским стихотворцам Наталье Загваздиной и Надежде Атабиевой, которые представили свои произведения о Тобольске, а Любовь Соколова прочла стихотворение своей матери Любови Глазковой. И еще одни участники встречи порадовали своим творчеством присутствующих – гости из Ельца, Комаров Владимир Григорьевич и Новосельцев Александр Васильевич, под аккомпанемент гармони и балалайки прекрасно исполнили старинные казачьи песни.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/08/ro...

Монастырь основан в 1782 г. как подворье Софрониевой пустыни ее настоятелем прп. Феодосием (Масловым, †1802). В 1782-1783 гг. на подворье был построен деревянный храм свт. Григория, просветителя Армении, – небесного покровителя князя Григория Потемкина (при его участии правительство России предоставило о. Феодосию убежище от турок, когда он был настоятелем Тисманского монастыря в Валахии). Вероятно, вскоре насельники создали в скале над Днепром пещерный скит с храмом св. прор. Иоанна Предтечи. Позже храм свт. Григория перенесли на более удобное место, где обитель стоит доныне. В 1803 г. подворье было обращено в самостоятельный монастырь, сюда перевели иноков упраздненной Бизюковой обители Смоленской епархии. В 1822 г. в обители был построен каменный Покровский храм, в 1810-1827 и 1860 гг. – каменная ограда, к 1862 г. – Свято-Григорьевский собор, в 1886-1893 гг. – Вознесенский храм. В XIX в. построены также Трехсвятительский храм (свтт. Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста ) в архиерейском доме, колокольни, 3-этажный корпус келий. В 1827-1832 гг. настоятелем обители был о. Иаков (Вечерков, †1850) – будущий известный архиеп. Нижегородский; в 1915-1919 гг. здесь жили будущий сщмч. Онуфрий (Гагалюк) (†1938) и прп. Варсонофий Херсонский (Юрченко) (†1954). С 1913 г. в монастыре действовали пастырско-миссионерские курсы, позже преобразованные в духовную семинарию: в ней преподавал сщмч. Онуфрий и учился прп. Варсонофий, принявший в 1916 г. монашеский постриг. При обители существовали богадельня, странноприимный дом, школа, больница с хирургическим отделением, винный и кирпичный заводы, мастерские и маслобойни. Во время 1-й мировой войны монастырь приютил у себя лазарет для раненых. В 1917 г. в обители прошел Всероссийский миссонерский съезд. В 1921 г. монастырь закрыли, его имущество перешло к совхозу «Красный Маяк». Со временем часть построек обители была уничтожена – сохранилась часть стен, Покровский храм, ворота, ряд служебных строений и часть пещер. В нач. 1991 г. Покровский храм возродился как приход, в конце того же года при нем открылся женский монастырь, преобразованный в 1992 г. в мужской (в 1996 г. преобразование утверждено Свящ. Синодом УПЦ).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Григорье...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Палама. Об исхождении Святого Духа Собрание антилатинский сочинений Паламы по вопросу исхождения Святого Духа: два «Аподиктических слова» и примыкающее к ним небольшое произведение «Против Векка». Упомянем лишь, что Григорий Палама видел ересь «латинян» не в «слове, а в мысли». Григорий Палама прекрасно знал (чего не скажешь о многих современных православных богословах), что множество великих Отцов говорили о Духе как исходящем «и от Сына». Сама формулировка вполне православна — дело не в ней, а в её понимании. Иже во святых отца нашего Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, АНТИЛАТИНСКИЕ СОЧИНЕНИЯ ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА ПРОТИВ ВЕККА   Библиотека Свято–Ильинского Издание осуществлено при содействии Духовно–просветительского центра « Абхазский благовестник » при храме Преображения Господня г. Сухума.   Издательский проект «Библиотека Свято–Ильинского храма г. Краснодара» осуществляется по благословению Высокопреосвященного Исидора, митрополита Екатеринодарского и Кубанского. Редакционная коллегия: Настоятель Свято–Ильинского храма г. Краснодара протоиерей Сергий Овчинников, иеромонах Григорий (Хоркин), профессор А. И. Сидоров (МДА), канд. филол. наук М. А. Шахбазян (КубГУ) Перевод с греческого и примечания архимандрита Нектария (Яшунского) © Архимандрит Нектарий (Р. В. Яшунский) — вступительная статья, перевод, примечания. © Издательство " Текст "  — оформление.   В фигурных скобках указывается начало страницы. Содержание От переводчика 5 Первое Слово блаженнейшего архиепископа Солунского Григория Паламы о том, что Святой Дух исходит только от Отца, а не и от Сына 13 Его же Второе Слово об исхождении Святого Духа, показывающее, что оно не совершается и от Сына, и на приводимое латинянами из божественного Писания якобы в оправдание себе 82 Его же Контраргументы , написанные в форме комментариев к комментариям Векка в защиту латинян на полях собранных им цитат из Писаний, показывающие нечестие этих комментариев и их противоречие собранным речениям святых 173 От переводчика

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

86. 1459 г. Его же послание новгородскому архиепископу Ионе об охранении паствы от наветов киевского митрополита Григория Из сборника синодальной библиотеки 562, л. 101 об.–105; издано было, по тому же списку, в I-м томе Актов Исторических под 65. Послание от митрополита Ионы, Ионе, архиепископу Великого Новгорода и Пскова, о прихожеи и Григория митрополита от Римских стран на Киевскую митрополию Благословение Ионы, митрополита всея Руси, о Святом Духе возлюбленному сыну и сослужебнику нашего смирения Ионе, архиепископу Великого Новгорода и Пскова: благодать и мир и милость от Вседержителя Бога и от пречистой Богоматери пресвятой Владычицы нашей Богородицы и приснодевы Марии, и от нашего смирения благословение и молитва . О том тебе, своему сыну, воспоминаем, а и сам испытно веси, како божественные и священные правила святых и верховных Апостолов и святых и богоносных Отцов повелевают, а запрещают нашему смирению, сущим настоятелем и окормителем и учителем, от Бога устроенным святым Божьим великим и соборным церквам, и всему православному великому христианству, комуждо нас своей паствы, каково великое смотрение и попечение нам иметь о святой православной и христианской вере, еже прияхом от семи святых вселенских соборов, и от Царствующего града, и от нашей русской земли просветителя и учителя, святого равного Апостолам великого князя Владимира, просветившего русскую землю святым крещением; како нам святое предание соблюдать и иметь крепче, неподвижно, и душу свою полагать за то, а к новине не приставать никакоже, по великого святого верховного Апостола Павла словеси: «паче преданного от него, аще и ангел благовестит, или и сам той инно что возглаголет, анафема да будет», еже есть проклят. И того, сыну, нам велми надобе… 2798 и того ради осуждены. Еще же, сыну, и о том воспоминаю тебе, каково еси, сыну, исповедание и обещание Богови дал и нашему смирению в своем поставлении на святительство, сам ведаешь, еже и латинства остерегаться: и того ради тебе о сем вкратце пишу, занеже и сами вемы, что еси рассудный человек и божественное писание веси.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010