А.К. Соколов Церковь , насажденная в Армении трудами Григория Просветителя и его достойных преемников, при жестоких гонениях от персидских государей, или, лучше сказать, при помощи сих самых гонений, скоро достигла цветущего состояния. Она украсилась множеством мучеников из собственных чад ее. Запрещение пользоваться греческим языком заставило Пастырей Церкви Армянской обратить внимание на свой собственный язык, и вскоре Армения получила не только свой перевод Священного Писания , но и переводы многих Отцев и Учителей Церкви с греческого языка, приобрела своих духовных писателей, которых заслуги навсегда упрочены для своего народа и Церкви. Но те же самые гонения имели и другое влияние на состояние Церкви Армянской. Пресеклась иерархическая связь ее с Церковью Кесарийской, от которой она получала первых своих Пастырей. Цари персидские, желая отдалить Армению от всякого союза с Империей Греческой, оказывали покровительство еретическим учениям, преследуемым в Империи. Лжеучители, рассеивая свои заблуждения, старались уверить правоверующих, что Церковь Греческая сама уклонилась от чистоты древнего своего исповедания, и заражали слабых своими ложными мнениями. Вот почему с половины пятого столетия не видим прежнего близкого общения Церкви Армянской с Православной Церковью в Восточной Империи! Церковь Восточная в первой половине пятого столетия испытала жестокую борьбу с двумя противоположными между собою лжеучениями – Нестория и Евтихия. Первый, в учении о Сыне Божием, разделял единого Христа на два лица, представляя два естества, неслитно в Нем соединенные, двумя ипостасями. Последний, сливая два естества, нераздельно соединенные в вочеловечившемся Сыне Божием, утверждал, что, по соединении их, во Христе осталось одно только естество – Божеское. Церковь Армянская, последуя определению Собора Ефесского, третьего Вселенского, отвергла лжеучение Нестория, при содействии св. Прокла, Патриарха Константинопольского, к которому обращалась за разрешением своих недоумений. Но в то время как Собор Халкидонский (451), четвертый Вселенский, осудил лжеучение Евтихия, предстоятели Армянской Церкви столько были заняты внутренними делами своей Церкви, что не могли принять участия в действиях сего Собора 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. Леднев, Е. Лукьянов Владимир Шохин. Святитель Иоанн (Максимович) – великий чудотворец Повествование это о том ученике Христовом, который «не посчитался» с тем, что ему пришлось жить в XX веке – в эпоху духов­ного расслабления и оскудения любви – и явил веру, превзошедшую всякую веру, а возлюбив своего Бога и того, кто создан по Его образу, возлюбил их до конца; о том, кто, будучи современником бесчисленных западных прорицателей и восточных гуру, продемонстрировал своим житием мощь архипастырской, аскетической и мистической традиции Православия; о том, кто во времена человеческого отчаяния перед лицом невиданного ещё масштаба торжества мирового зла представил людям доказательство бытия Божия своей подвижнической жизнью и многочисленными прижизненными и посмертными чудесами. Имя его – Иоанн Максимович (1896–1966), архиепископ Шанхайский, Западноевропейский и Западноамериканский, чудотворец, которого можно назвать одним из самых ярких духовных явлений всей истории Русского Зарубежья. 5 Истоки Основатель рода Максимовичей Максим Васильковский жил со своей женой Евфросинией в 1650-х годах в Нежине, в 1676 году именовался «арендарем Печерским» (имел на откупе шинки и сборы в Печерске, где находится знаменитая Лавра). Он был известен также как Максим Печерский и находился «в обороне» у знаменитого гетмана Мазепы в 1688–1690 гг. В 1690 году Максим Васильковский получил от Мазепы первый «универсал» на земельные владения, и, вероятно, с этого времени можно говорить о вступлении его рода в малороссийское дворянство. Максим Васильковский имел семерых сыновей. Старший – знаменитый митрополит Тобольский и Сибирский Иоанн, духовный просветитель, писатель и миссионер (в 1916 году причислен к лику святых). Благочестие и ревность к Церкви являли и другие потомки Максима Васильковского. Это относится и к брату святителя Иоанна Тобольского Григорию, ставшему протопопом переяславской церкви, и к его племяннику Иакинфу, принявшему уже в юности постриг. Известен и другой иерарх из рода Максимовичей – Анатолий, хиротонисанный в 1812 году во епископа Полтавского и Переяславского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Александр Аннинский Пятый период XXXVI. Бедствия армянской церкви в первое время после возвращения католикоса в Эчмиадзин Общий характер периода. Смуты в патриаршествование Киракоса. Кат. Григорий X. Отпадение ахтамарского католикоса. Возникновение армянской патриаршей кафедры в Константинополе. Учреждение должности эчмиадзинского викария. Непристойная борьба за Эчмиадзинскую кафедру Со времени возвращения кафедры католикоса в Эчмиадзин начался новый период в истории армянской церкви, который можно охарактеризовать как период иерархических смут и самой унизительной зависимости от мусульман. Эти позорные смуты и эта унизительная зависимость были как бы наказанием Божиим армянам за многократную измену своему слову примирения с вселенскою церковью и упорное уклонение от сознаваемой истины ее учения. В тоже время эти смуты были указанием, что армянское христианское общество, враждебное православной церкви и непокорное своим лучшим пастырям и законно составленным соборам, далеко от истинной церкви Спасителя, который сказал: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин. 13:35 ). На кафедре св. Григория Просветителя воссели низкие честолюбцы, сами себе присвоившие честь и заботящиеся не о церкви, а об наживе, убийцы и люди насилия, борющиеся из-за власти. Вера сильно охладела, церкви пришли в упадок. Паства потеряла любовь к пастырям и к церковной дисциплине, часто восхищала себе право церковного суда и управления и дала печальное зрелище мятущегося и жестокосердого народа. Таков общий характер предлежащего периода. Смуты начались уже вскоре после избрания Киракоса. Кат. Киракос был человек «смиренный, благоразумный в совете, воздержный в словах, строгий в деле самоумерщвления и глубоко начитанный в свящ. писании». Вступив в отправление своих обязанностей, он прежде всего снял анафему с ахтамарского католикоса и со всех тех, которые сисскими католикосами были отлучены от церкви. Затем он принялся за восстановление в Эчмиадзине церквей и патриаршего дворца.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Архив Пн С 16 по 18 марта состоялся официальный визит Предстоятеля Русской Церкви в Республику Армения 18 марта 2010 г. 19:23 С 16 по 18 марта 2010 г. состоялся официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Республику Армения. В поездке Его Святейшество сопровождали председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей  игумен Филипп (Рябых) .   16 марта 16 марта 2010 г. Святейший Патриарх Кирилл прибыл с официальным визитом в Республику Армения. В аэропорту Звартноц Предстоятеля Русской Церкви встречали Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и иерархи Армянской Апостольской Церкви , министр образования и науки Республики Армения Армен Ашотян, Чрезвычайные и Полномочные Послы Российской Федерации, Украины, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Туркменистана, аккредитованные в Республике Армения. Состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с представителями средств массовой информации. Затем Предстоятели Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей направились в Первопрестольный Святой Эчмиадзин . В кафедральном соборе Эчмиадзина Святейший Патриарх Кирилл поклонился деснице святого Григория Просветителя. Из кафедрального собора Святейший Патриарх Кирилл и Католикос всех армян Гарегин направились в главную Патриаршую резиденцию Первопрестольного Святого Эчмиадзина, где состоялась официальная церемония приветствия Святейшего Патриарха Кирилла. Затем состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между городами Эчмиадзин и Сергиев Посад. После посещения Первопрестольного Святого Эчмиадзина Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II прибыли к памятнику русским воинам , погибшим в сражении при Ошакане в русско-персидской войне 1826-28 гг. Предстоятель Русской Православной Церкви и Католикос всех армян возложили венки к монументу.

http://patriarchia.ru/db/text/1117002.ht...

В. Беликов Содержание Общий взгляд митрополита Филарета на раскол Часть I. Духовные меры против раскола Глава I. Школа Глава II. Просветительная деятельность православного приходского духовенства и монашества Глава III. Противораскольнические миссионеры Глава IV. Полемическая литература Часть II. Гражданские меры против раскола Глава I. Необходимость и законность гражданских мер против раскола. Характер этих мероприятий и способ их проведения Глава II. О гражданских правах раскольников I. Об ограничении общественных и личных прав раскольников II. Об ограничении семейственных прав раскольников Вопрос о раскольнических метриках III. Вопрос о самостоятельной раскольнической школе Глава III. О религиозных правах раскольников I О раскольнических молитвенных зданиях и богослужебных предметах II. О лицах, совершающих у раскольников богослужение и духовные требы А. Вопрос o беглых священниках Б. Вопрос о даровании раскольникам священников независимых от духовного начальства В. Вопрос об Австрийской иерархии Часть III. Единоверие Общий взгляд митрополита Филарета на единоверие Глава I. Деятельность митрополита Филарета в истории внешнего развития единоверия I. Единоверие в центрах Московского раскола – на преображенском и рогожском кладбищах II. Присоединение к православию раскольнических епископов и других членов белокриницкой иерархии Глава II. Деятельность митрополита Филарета в истории внутреннего развития единоверия I. Вопрос o самостоятельном единоверческом епископе II. Вопрос о клятвах большого Московского собора 1667 года III. Вопрос o так называемых жестокословных порицаниях на старые обряды IV. Вопрос о свободном переходе из православия в единоверие     В ряду недавних противораскольнических деятелей, из среды русских архипастырей, митрополиту Московскому Филарету бесспорно принадлежит одно из самых видных мест. В этом отношении его имя должно быть поставлено на ряду с именами таких борцов против раскола, как митрополит С.-Петербургский Григорий и архиепископ Пермский Аркадий и Воронежский Игнатий. Но если последние известны более как миссионеры и полемисты против раскола, как первые созидатели и насадители миссионерского противораскольнического дела, как авторы замечательных противораскольнических сочинений; то слава митрополита Московского основывается главным образом на его административной деятельности по отношению к расколу, и его заслуга, как противораскольнического полемиста, как автора известных «Бесед к глаголемому-старообрядцу», немного прибавляет к этой его славе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Вручение книги " Сын Человеческий " генеральному директору ВГБИЛ Вадиму Дуде 8 сентября 2015 г. 17:10 Первый том 15-томного Собрания сочинений о.Александра Меня представили в Библиотеке иностранной литературы Во  Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино состоялась Международная конференция, посвященная памяти замечательного священника Русской Православной Церкви, миссионера, библеиста и религиозного мыслителя протоиерея Александра Меня:   " Протоиерей Александр Мень: Послание XXI веку " . В работе конференции приняли участие представители 8 стран: Германии, Италии, Польши и др. В рамках конференции состоялась презентация первого тома 15-томного Собрания сочинений о.Александра Меня «Сын Человеческий». Напомним, что в этом году исполняется 80 лет со дня его рождения и четверть века со дня мученической кончины. В своем выступлении председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион назвал отца Александра Меня одним из выдающихся пастырей ХХ века, обладавшим многими дарованиями, направленными на благо Русской Православной Церкви. Послушать его проповеди съезжались тысячи людей, причем многие из них представляли цвет российской  интеллигенции. «В трудные для Церкви советские времена отец Александр не боялся открыто нести свет Христовой Истины. И когда в конце 80-х гг священство получило возможность выйти за пределы церковной ограды, он одним из первый воспользовался этой возможностью, чтобы говорить о Боге в школах, больницах, Домах культуры и на стадионах. И Библиотека иностранной литературы стала одной из самых любимых для его проповеди», - сказал митрополит Иларион. В своем приветствии, которое зачитал протоиерей Виктор Григоренко, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отметил, что пастырский путь отца Александра достоин того, чтобы его изучать: «Мы видим пример священнослужителя ревностно исполняющего свой долг просветителя и проповедника, от которого потребовались мужество и готовность к испытаниям». 

http://e-vestnik.ru/culture/kniga_sin_ch...

Двадцать шестой день. Свят. Стефан, епископ Пермский. (Об участии христиан в деле распространения христ. веры среди язычников). I. Св. Стефан, просветитель язычников в Перми, память коего совершается ныне, жил во второй половине 14 в. Будучи молодым причетником Устюжского собора, он благодатию Божиею возъимел желание посвятить жизнь свою просвещению зырян – диких сынов лесов северных. В ростовском Богоявленском монастыре он, под руководством Арсения, ростовского епископа и прежнего князя, изучал догматы веры по славянским книгам: «желая же большего разума, – говорит жизнеописатель его Епифаний, – изучился и греческой грамоте». Зырянский язык знаком ему был еще на родине в Устюге; а теперь он занимался им с тем, чтобы быть в состоянии переводить на него церковные книги; то, что нужно было перевести для первого ознакомления зырян с верою, Стефан перевел с славянского при помощи греческого языка. Приготовив себя таким образом к званию проповедника веры, он испросил благословение на свое дело у управляющего тогда московскою митрополиею Герасима, епископа коломенского; а великий князь обезопасил его своею грамотою. С сими пособиями прибыл он на устье Вычегды к грубым, но простодушным людям, и начал проповедывать Бога истиннаго. Простые сердцем слушали с умилением и потом крестились; упорные и особенно жрецы-кудесники возмущали против него народ. – «Как слушать, говорили, пришедшего из Москвы, которая угнетает нас податями? И кого слушать? молодого, неопытнаго, неизвестного проповедника, тогда как наши старцы наставники говорят другое!» Стефан с надеждою на Господа продолжал проповедывать истинную веру по правому берегу Вычегды. Дошедши до устья реки Выми, где было тогда главное поселение зырян, он умножил число христиан до тысячи и построил храм во имя Благовещения Богоматери. Чтобы показать на деле пустоту идолов, он обратил в пепел одну из самых знаменитых кумирниц. Народ пришел в ужас. Стефан показывал истину в опыте. Главный волхв Пама, отец и наставник зырян, вызвался пройти сквозь огонь и воду, требуя того же от Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двенадцатый день. Свв. первомученики земли русской: Феодор варяг и сын его Иоанн. (Имеем ли мы веру?) I. Вслед за празднованием в честь первой русской княгини-христианки Ольги, русская церковь воспоминает и страдание христианских «первомучеников русских» Феодора и сына его Иоанна. Князь Владимир, впоследствии просветитель русских св. крещением, одержал победу над ятвягами. Киевляне, в благодарность за эту победу богам своим, решились принести им в жертву человека и для этого избрали отрока Иоанна, сына Феодора, – который с отцом своим исповедывал христианскую веру. Так как Феодор не отдавал сына на безбожное заколение, и заперся в своем доме, который стоял на столбах, то рассвирепевшие язычники подрубили столбы: здание пало и раздавило невинных рабов Христовых. Святая кровь их, как семя, посеянное на ниве, возрастила обильный плод; в непродолжительном времени и сам князь Владимир и все русские приняли христианство. II. Братия христиане! Свв. первомученики земли русские Феодор и Иоанн имели крепкую веру и были христианами не по имени только, но и по жизни. Спросим себя: имеем ли мы веру, подобную им? – даже еще менее: имеем ли вообще веру? а) Мы веруем, что единородный Сын Божий – Бог пришел на землю для нашего спасения . Мы веруем правильно; но в самом ли деле веруем? – Ежели мы этому веруем в самом деле, то наше сердце должно радостно восторгаться к Сыну Божию. Как радуются голодныя, совершенно обносившиеся и брошенные без призрения дети, когда является к ним их богатый отец! Не тысячекратно ли более нам должно радоваться пришествию к нам на землю единородного Сына Божия, когда, по слову Божию, мы имеем всякий питающий нас хлеб только от Него ( Иоан. 6, 35 ), когда без Него мы наги, – срамны ( Апок. 16, 15 ), и бродим, как заблудшие овцы без пастыря ( Мф. 9, 36 ). Наше сердце непременно должно исполняться величайшею радостию! Итак ежели кто-нибудь из нас остается в своем сердце холоден, нерадостен и безчувствен, то того вера не-вера, а больше или меньше неверие. б) Мы веруем, что Сын Божий – Бог, приняв наше человеческое естество, сделался Сыном человеческим , следственно нашим братом. – Наша вера правильна; но в самом ли деле мы этому веруем? Ежели мы этому в самом деле веруем, то всякий раз, когда где-нибудь слышим или вспоминаем об этом событии, нам естественно должно чувствовать живейшую любовь и благодарность к Сыну Божию. Св. апостол ясно сказывает, что цель, для которой Бог благоволил соделать Своего Сына Сыном человеческим, есть та, чтобы нас – сынов человеческих – усыновить Себе: «посла Бог Сына Своего, раждаемого от жены, да всыновление восприимем», говорит св. апостол ( Гал. 4, 4–5 ). Итак ежели кто-нибудь из нас, при вере, не чувствует самой живой любви и благодарности к великому Усыновителю: то того вера не есть вера действительная, а больше или меньше неверие; тому только думается, что он верует, но в нем нет веры действительной!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Девятый день. Поучение 1-ое. Св. Филипп, митр. Московский. (О взаимных отношениях пастырей и пасомых). I. Прославляемый ныне св. церковию святитель Божий Филипп, митрополит московский и всея России чудотворец, происходил из рода бояр Колычевых, в молодости служил при дворе великого князя Василия, отца Иоанна Грознаго; 30-ти лет от роду постригся в Соловецком монастыре, где потом был игуменом. Будучи строгим подвижником, он усердно трудился над благоустроением обители, которой отдал все свое состояние: построил два храма, устроил скит и больницу для иноков, провел дороги, осушил болота. В 1566 г., по желанию царя Иоанна Грознаго, он был поставлен в митрополита Московского и всея России, в то страшное время, когда Грозный положил свою опалу на бояр. Окружив себя опричниками, царь, по наветам их, казнил всех заподозренных в крамоле. Святитель ходатайствовал пред царем за людей осужденных на смертную казнь, противодействовал ложным наветам опричников, обличал самого царя в жестокости и несправедливости и тем навлек на себя гнев царской. Нашлись клеветники с обвинениями святителя в крамоле и он, в 1568 г., был лишен сана, заключен в темницу и наконец сослан в тверский Отрочь монастырь, где через год был задушен опричником Малютою Скуратовым. Все лучшие люди того времени сильно любили своего истинного душе-пастыря и глубоко скорбели о его потере. – Через 20 лет нетленные мощи святителя были перенесены из Отроча монастыря в Соловки, а при царе Алексее Михайловиче в московский Успенский собор, где и почивают ныне. II. Св. Филипп, положивший душу свою за паству свою, служит образцом истинного пастыря церкви Христовой и своим примером показывает, в каких отношениях должен быть пастырь к своей пастве и паства к своему пастырю. «Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их»: «и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им» ( Иоан. Х, 27. 28 ). В сих словах I. Христос, истинный Пастырь и Просветитель душ, и Образ всех духовных пастырей, изображая Себя и Своих овец, дает наставление всем нам, каков должен быть пастырь для своих овец и в каком союзе должны быть овцы к своим пастырям. «Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их»: «и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Е.И. Ловягин, Н.И. Глориантов, И.Е. Троицкий Содержание Предисловие к новому изданию Краткая библиография по истории литургии Основная литература, использованная в «Собрании древних литургий» Введение. Предварительные сведения о цели и составе сборника Древние свидетельства о литургии Свидетельства священного писания Свидетельства мужей апостольских Свидетельства св. отцов и церковных писателей второго и третьего столетий Свидетельства, заимствуемые из правил апостольских и канонических посланий святых отцов Свидетельства из актов мученических Свидетельство проконсула Плиния младшего Раздел первый. Литургии Иерусалимско-Антиохийские Литургия Апостольских Постановлений Предисловие Чинопоследование литургии Апостольских Постановлений Греческая литургия Святого Апостола Иакова Предисловие Чинопоследование греческой литургии Святого Апостола Иакова Сирийская литургия Святого Апостола Иакова Предисловие Чинопоследование сирийской литургии Святого Апостола Иакова Греческая литургия Василия Великого Предисловие Чинопоследование греческой литургии святого Василия Великого Сирийская литургия Василия Великого Предисловие Чинопоследование сирийской литургии святого Василия Великого Литургия святого Иоанна Златоуста Предисловие Чинопоследование литургии святого Иоанна Златоуста Литургия святого Григория, просветителя Армении Предисловие Чинопоследование литургии Армянской церкви Приложение к первому разделу древних литургий Святой Прокл, патриарх Константинопольский Слово о предании Божественной литургии Раздел второй. Литургия эфиопского текста Апостольских Постановлений Чинопоследование литургии эфиопского текста Апостольских Постановлений Литургия Святого Апостола и Евангелиста Марка Предисловие Чинопоследование литургии Святого Апостола и Евангелиста Марка Коптская литургия святого Кирилла Александрийского Предисловие Чинопоследование коптской литургии святого Кирилла Александрийского Общая Эфиопская литургия Предисловие Чинопоследование общей Эфиопской литургии Приложение ко второму разделу древних литургий Иаков, епископ Эдесский, письмо к Фоме пресвитеру о древней сирийской литургии Раздел третий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010