Александр Аннинский Первый период II. Обращение армян в христианство и устроение армянской церкви Просветители Армении. Мучения и заключение св. Григория. Свв. мученицы Рипсимия в Гайания. Освобождение св. Григория. Проповедь св. Григория в ее быстрый успех. Крещение армян. Труды Григория no утверждению христианства в Армении и устроению армянской церкви Просветителями армян были св. Григорий Парфянин и ц. Тиридат III (302–344). Оба они были из одного рода аршакидов, но принадлежали к двум враждебным его отраслям. Отец Григория жил сначала в Персии, но потом, подкупленный персами, переселился в Армению, и здесь, улучив удобный случай, убил ненавистного персам армян. царя Хозроя II (287 г.) Убийца за свое преступление поплатился жизнию, семья его была перебита, но малолетний Григорий был укрыт своей няней – христианкой и тайно отведен на ее родину в Кесарию – Каппадокийскую. Здесь он был воспитан в христианской вере и сделался христианином. Между тем персы завяли Армению, a юный наследник армянского престола Тиридат бежал ко двору импер. Диоклетиана. В 297 году имп. Диоклетиан провозгласил Тиридата армянским царем и, снабдив отрядом войска, предоставил ему выручать отеческий престол из рук персов. Тогда к Тиридату присоединилось несколько армянских патриотов и в числе их был Григорий. Григорий был уже женат и имел двух сыновей; но узнав о провозглашении Тиридата царем, оставил семью и решился идти к Тиридату, чтобы верной службой ему загладить родительский грех против его отца. Борьба Тиридата за отеческий престол была продолжительна. Во время этой войны Григорий оказал Тиридату много важных услуг и сделался одним из его приближенных. В 302 году Тиридат, наконец, утвердился на престоле. Но в первый же год его царствования (303), когда в Римской империи начались гонения на христиан, открылось, что приближенный царя Григорий – христианин. Как вассал императора, Тиридат стал убеждать Григория отказаться от христианства, подвергал его заключению в тюрьму; во когда ничто не действовало, подвергнул его пыткам. Наконец царю донесли, что Григорий – сын убийцы его отца. Тогда Тиридат приказал бросить его навсегда в глубокий колодезь в одном замке.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Жития древнерусских святых как источник по истории древнерусской школы и просвещения: (из заметок и наблюдений в области древнерусской агиологической литературы) Источник (Из заметок и наблюдений в области древнерусской агиологической литературы) История русской школы и просвещения – мало разработанная область нашей исторической науки. В этой области очень мало установлено твердых научных положений. Исторические исследования дают здесь вместо фактов больше субъективные предположения, продиктованные предвзятыми тенденциями. Обстоятельных научных исследований, которые бы представляли общую историю русской школы 1 и просвещения, можно сказать, нет. Мы имеем только или общие характеристики школьного и просветительного дела на Руси или же частные характеристики отдельных представителей русского просвещения, отдельных периодов из истории русской школы 2 . Особенно печально обстоит дело в отношении древнерусской школы просвещения. Скудость показаний, которые даются на этот счет историческими памятниками, лишают историка возможности дать цельную и объективно-точную картину хода школьного и просветительного дела в древней Руси. Характерную иллюстрацию того, как мало определенного и прочного дают для цельной истории русской школы и просвещения наши научно-исторические монографии, представляет вышедшая в 1900 году книга В. В. Григорьева «Исторический очерк русской школы». Автор этой компилятивной книги использовал все важнейшие труды, относящиеся к его теме, и все же его построения по истории древнерусской школы и просвещения обосновываются от начала до конца главным образом на «теории вероятностей». Характеризуя состояние русской школы и просвещения в домонгольский период, автор на первой же странице утверждает: «так как в это время (княжение Владимира Святого) для распространения и утверждения христианства была существенная потребность в священниках, то в школах обучались главным образом те из народа, которые подготовляли себя к священству. Обучившиеся книжному знанию священники в свою очередь должны были открывать школы при своих домах и обучать детей грамоте и этим содействовать распространению грамоты» 3 . Все это утверждение не имеет за собой ни одного прямого исторического свидетельства и есть простое предположение 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Сортировать по Исключить новости Жития древнерусских святых как источник по истории древнерусской школы и просвещения Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 31; 2001 29 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 31; 2001 История русской школы и просвещения — мало разработанная область нашей исторической науки, в ней очень мало установлено твердых научных положений. Исторические исследования дают здесь вместо фактов больше субъективные предположения, продиктованные предвзятыми тенденциями. Обстоятельных научных исследований, которые бы представляли общую историю русской школы 1 и просвещения, можно сказать, нет. Мы имеем только или общие характеристики школьного и просветительского дела на Руси, или же частные характеристики отдельных представителей русского просвещения, отдельных периодов из истории русской школы 2 . Особенно печально обстоит дело в отношении древнерусской школы и просвещения. Скудость показаний, которые даются на этот счет историческими памятниками, лишают историка возможности дать цельную и объективно точную картину хода школьного и просветительского дела на Руси. Характерную иллюстрацию того, как мало определенного и прочного дают для цельной истории русской школы и просвещения наши научно-исторические монографии, представляет вышедшая в 1900 году книга В. В. Григорьева “Исторический очерк русской школы”. Автор этой компилятивной книги использовал все важнейшие труды, относящиеся к его теме, и все же его построения по истории древнерусской школы и просвещения обосновываются от начала до конца главным образом на “теории вероятностей”. Характеризуя состояние русской школы и просвещения в домонгольский период, автор на первой же странице утверждает: “Так как в это время (княжение Владимира Святого) для распространения и утверждения христианства была существенная потребность в священниках, то в школах обучались главным образом те из народа, которые подготовляли себя к священству. Обучившиеся книжному знанию священники в свою очередь должны были открывать школы при своих домах и обучать детей грамоте и этим содействовать распространению грамоты” 3 . Все это утверждение не имеет за собою ни одного прямого исторического свидетельства, и есть простое предположение 4 .

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

прот. Владимир Сорокин Печатные и рукописные труды митрополита Григория Кроме ежегодных печатных отчетов за 11 лет (1896–1910 гг.) о состоянии и деятельности церковно-приходских школ Олонецкой епархии (около 680 страниц) ему принадлежат следующие труды: 1 . Начало христианства в Олонецком Крае. Петрозаводск. 1893 г. 61 стр. 2 . Народное образование в Олонецкой губернии к началу XX столетия. («Памятная книга Олонецкой губернии». 1900 г.) 3 . Исторический очерк развития церковных школ в Олонецкой епархии за 25 лет (1884–1909 г.г.). Петрозаводск. 1910 г. 40 стр. 4 . Очерк деятельности Православного Карельского Братства в Олонецкой губернии. Петрозаводок. 1910 г. 62 стр. 5 . Панфинская пропаганда среди карел Выборгской, Архангельской и Олонецкой губерний и необходимые меры борьбы с нею. (Доклад Олонецкому Губернскому Земскому Собранию 190Z г. Отпечатан в «Трудах Губернской Земской Комиссии по выработке плана введения всеобщего обучения в Олонецкой губернии». Вып. 4. Петрозаводск. 1907 г.) 6 . Руководство по Закону Божию для школ в местностях с карельским населением. Выборг. 1908 г. 7 . Дополнительный план введения всеобщего обучения в Олонецкой губернии с пояснительной запиской к нему [Доклад Олонецкому Губернскому Земскому Собранию 1899 г.]. (Рукопись. См. «Труды Губернской Земской Комиссии». Вып. 1. Петрозаводск. 1905 г. Стр. 17–41.) 8 . «В защиту церковных школ». (Доклад на общеземском съезде по народному образованию в Москве в 1911 г.) Оттиск из Олонецких епархиальных ведомостей за 1911 г. 9 . Ряд статей и заметок по народному образованию в Олонецких епархиальных и Олонецких губернских ведомостях за время с 1898 г. по 1910 г. 10 . Ряд статей пастырского и церковно-практического характера и других в издававшемся и редактировавшемся им в течение шести лет (с 1911 г. по 1917 г.) еженедельном церковно-общественном органе «Олонецкая неделя». 11 . Ряд статей пастырского и церковно-практического характера в Олонецких епархиальных ведомостях, редактировавшихся им в течение двух лет (1917–1918 г.г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Книга как главное богатство культуры В Челябинске состоялась Южно-Уральская книжная ярмарка 03.11.2022 539 Время на чтение 8 минут В сентябре в Челябинске состоялась Южно-Уральская книжная ярмарка «РыжийФест». Её разнообразная программа включала в себя встречи и дискуссии с известными писателями, интеллектуальные и творческие мастер-классы, квизы, концерты. Но главным содержанием ярмарки, конечно, было представление издательств, книжных новинок – здесь состоялись презентации более 70 крупных издательств страны. В работе ярмарки принял активное участие Фонд «Возрождение Тобольска». Челябинская областная универсальная научная библиотека – обладательница большой коллекции изданий Фонда, её с Тобольском связывают давняя дружба и сотрудничество. Основатель и руководитель Фонда Аркадий Григорьевич Елфимов уже приезжал в Челябинск и выступал перед книжными специалистами и читателями города, поэтому его новый визит в Челябинск стал ярким событием. На ярмарке в беседе с челябинскими гостями и читателями были широко представлены новые книги Фонда. Аркадий Григорьевич рассказал о масштабных проектах – как реализованных, так и тех, что запланированы на ближайшее время. Широкомасштабная просветительская работа «Возрождения Тобольска» привлекает не только читателей и библиотекарей, она собирает вокруг книжного дела энтузиастов, специалистов из разных областей гуманитарного знания, а также добровольных помощников и меценатов. На встрече не осталось равнодушных слушателей – все были увлечены диалогом и издательскими новинками. В рамках мероприятий ярмарки А.Г. Елфимов встретился с ректором Литературного института имени Горького Алексеем Николаевичем Варламовым и подарил ему книгу писем недавно ушедшего из жизни В.Я. Курбатова, недавно изданную Фондом. А.Н. Варламов признался, что для него это дорогой подарок, ведь В.Я Курбатов – один из ведущих критиков, мыслителей, пропагандистов современной русской литературы, и значение его деятельности трудно переоценить.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/03/...

Слово на Богоявление Господне. Святого Григория Богослова, архиепископа Константинопольского Святой день светов, которого мы достигли и праздновать который ныне удостоились, началом своим имеет крещение Христа, света истиннаго, иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир ( Ин. 1:9 ), – совершает мое очищение и возрождает тот свет, который мы некогда получили свыше, но потом омрачили и ослабили грехом. Итак, послушайте Божественного гласа, который весьма громко раздается для меня, тайнозрителя (Божественных вещей) и тайноводителя: аз есмь свет миру ( Ин. 8:12 ); посему приступите к нему и просветитеся, и лица ваша, ознаменованные высшим светом, не постыдятся ( Псал. 33:6 ). Ныне – время возрождения: возродимся свыше! Ныне – время воссоздания: облечемся опять в первого Адама! Не станем оставаться в том состоянии, в каком находимся, но сделаемся такими, какими были прежде. Свет светит во тьме, во мраке настоящей жизни, и плоти: тьма его преследует, но не обнимает ( Ин. 1:5 ), то есть враждебная сила неотступно преследует видимого Адама, но встречается с Богом – и побеждается Им, дабы мы, оставивши тьму, приблизились к свету, потом сделались совершенным светом, сынами света невечернего. Смотрите же на благодать дня сего и на силу сего таинства. Не вознесены ли вы от земли? не возведены ли вы на высоту нашим словом и водительством? Но вы еще выше вознесетесь, когда настоящей речи будет споспешествовать Божественное Слово. Таково ли было очищение законное и преобразовательное, коего вся польза заключалась во временных кроплениях и очищении оскверненных пеплом юницы? Таковы ли были таинства язычников? Языческие обряды и таинства суть нелепости, темное изобретение демонов, вымысел развращенного ума, созданный временем и прикрываемый баснословными рассказами. И пусть сими нелепостями забавляются язычники и демоны, которые довели первых до такого безумия. А поскольку нам дарована возможность избегнуть суеверного заблуждения, наслаждаться истиною, служить Богу живому и истинному и возноситься над тварью и всем временным и изменяющимся: то мы и должны рассуждать и размышлять о Боге и Божественном.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

VI. Дела и власть Святейшего Синода Круг дел Синода по духовному регламенту. – Дела веры, образование и просвещение, управление церковным строем. – Церковные имущества и церковный суд. – Постепенное отграничивание предметов, подлежащих ведению Синода, и вмешательство светских властей. – Отграничение предметов, подлежащих решению Синода. – Власть Синода. I Круг дел, подлежавших Святейшему Синоду, в духовном регламенте определен в следующих чертах. Все дела, подлежащие Синоду, регламент разделяет на «общие», т. е. касающиеся всех членов Церкви, и «собственные», т. е. относящиеся к отдельным классам членов Церкви: дела епископов, дела пресвитеров, диаконов и прочего клира, дела монашеские, дела образовательно-просветительные (школа и проповедь), наконец, дела мирян, поскольку миряне «участны суть наставления духовнаго» 1407 . Определяя «общие» дела Синода, духовный регламент возлагает на Синод наблюдение за тем, чтобы среди всех членов Православной Церкви все «делалось правильно по закону христианскому», чтобы ничего не было противного этому «закону» и чтобы не было «скудости в наставлении, подобающем всякому христианину» 1408 . Относительно дел «собственных» регламент замечает, что Синод для того, чтобы выполнять свою задачу, должен знать, в чем состоят обязанности в частности каждого члена Церкви, т. е. епископов, пресвитеров с прочими церковнослужителями, монашествующих, учителей, проповедников, учащихся, наконец, мирских лиц в той степени, в которой и они «наставления духовнаго участники» 1409 . И затем в духовном регламенте довольно много строк посвящено делам епископов, делам образовательным и просветительным и обязанностям мирян в отношении к Церкви 1410 . А дела клира церковного и чина монашеского подробно изложены несколько позднее, в «прибавлении» к духовному регламенту 1411 . После всего этого, как пример или отрывочный набросок, без всякой претензии дать полный свод подлежащих Святейшему Синоду дел, в духовном регламенте указаны, так сказать, поименно «некоторыя» дела, входящие в круг действования Синода. При перечислении этих примерных дел духовный регламент имел в виду, во-первых, обозначить в общих чертах все роды дел, подлежащих Синоду, и, во-вторых, отметить те единичные дела, которые были выдвинуты назревшими потребностями времени и требовали к себе исключительного внимания в данный момент. Указав, что Синоду подлежат дела веры, руководство просвещением, управление церковным строем, церковный суд в пределах, принадлежавших патриарху, и наблюдение за правильным употреблением церковного достояния 1412 , регламент обращается к таким единичным и случайным делам, как пересмотр «акафистов, иных служб и молебнов», сочиненных «в недавнее время» и распространенных по Малороссии, уничтожение суеверного малороссийского обычая «пятницы», составление «трех небольших книжек» вероучительных наставлений народу, и т. п. 1413

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

XIII. Церковно-имущественное право ВСЕ ИМУЩЕСТВА, СУЩЕСТВУЮЩИХ В РОССИИ ЦЕРКОВНЫХ Ю РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩЕСТВ, ОБЪЯВЛЯЮТСЯ НАРОДНЫМ ДОСТОЯНИЕМ. ЗДАНИЯ И ПРЕДМЕТЫ ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ БОГОСЛУЖЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ ОТДАЮТСЯ ПО ОСОБЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯМ МЕСТНОЙ ИЛИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И БЕСПЛАТНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ СООТВЕТСТВЕННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩЕСТВ. Все указанные в § 1 Инструкции НКЮ от 24/VIII 1918 г. общества, а именно: а) церкви: православная, старообрядческая, католическая всех обрядов, армяно-григорианская, протестантская, и исповедания: иудейское, магометанское, буддийско-ламаитское. б) все иные религиозные общества, образовавшиеся для отправления какого-либо культа, как до, так и после издания декрета «Об отделении церкви от государства, а также: в) все общества, которые ограничивают круг своих сочленов исключительно лицами одного вероисповедания и, хотя бы под видом благотворительных, просветительных и иных целей, преследуют цели оказагиозному культу (в виде содержания служителей культа, каких-либо учреждений и т. п.), лишаются, согласно декрету «Об отделении церкви от государства, прав юридического лица. Отдельным членам этих обществ предоставляется устраивать только складчины на приобретение для религиозных целей имущества и на удовлетворение других религиозных потребностей. (Инструкция НКЮ 1918 г., § 2). А. Порядок передачи имущества, предназначенного для соверше­ния религиозных обрядов 1) Имущества, которые ко времени издания декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» находились в ведении ведомства православного исповедания и других вероисповедных учреждений и обществ, согласно декрету, переходят в непосредственное заведование местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов на основаниях, изложенных в нижеследующих статьях (Там же §4). 2) Местный Совет Рабочих и Крестьянских Депутатов обязывает представителей бывших ведомств или, лиц соответствующего вероисповедания, в чьем фактическом обладании находится храм и прочее богослужебное имущество, представить в трех экземплярах инвентарную опись имущества, специально предназначенного для богослужебных и обрядовых целей. По этой описи Совет Рабочих и Крестьянских Депутатов принимает имущество от представителей соответствующего религиозного культа и вместе с описью передает его в бесплатное пользование всем тем местным жителям соответствующей религии, которые желают взять в пользование имущество; второй экземпляр описи с распискою на нем получателей Совет Рабочих и Крестьянских Депутатов хранит у себя, а третий пересылает в Народный Комиссариат Просвещения. (Там же § 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   1. Святые посты приятны Богу, сокровенны, подобно сокровищу, на небе сокрытому, и составляют оружие против лукавого и щит против острых, раскаленных стрел врага. Говоря так о постах, говорю не от себя самого, но с наставнического голоса Св. Писания, которое свидетельствует, что посты всегда оказывали важную помощь благочестиво и свято постившимся. Но, возлюбленный мой, посты не состоят в одном только употреблении хлеба и воды, даже в той мере, сколько нужно это для поддержания нашей жизни, а соблюдаются еще многими другими способами. По сей причине и постники различны. Так, иной ограничивает свой пост воздержанием от хлеба и воды только до тех пор, пока не почувствует голода и жажды, а другой доводит свой пост до полной, совершенной чистоты, и хоть алчет, но не ест, жаждет, но не пьет; а потому последний несравненно выше первого. У некоторых пост состоит в воздержании от мяса, вина, вообще от различных родов пищи, а у других в воздержании от слов, — в запечатлении своих уст молчанием, чтобы они не произносили вредных слов. Нельзя также отказать в имени постников тем, которые воздерживаются или от сообщения с людьми порочными, опасаясь заразиться от них; или от обладания имуществом, с тою целию, чтобы самим не оставаться праздными, не испортиться от лености, не впасть в пороки, свойственные богачам; или от спанья на мягкой постели, с тем намерением, чтобы скорее и охотнее вставать на молитву и быть бодрее при самом ее совершении; или от мирских радостей, заменяя их слезами, чтобы подвигом самоотречения угодить Господу. И уже, безспорно, именем постника должен быть почтен тот, кто совмещает все эти виды поста и делает из них один пост. Впрочем, кто постится до возчувствования позыва на пищу, тому имя постящагося принадлежит только до тех пор, пока воздерживается он от пищи и питья; потому-что, как скоро он хоть немного чего-нибудь съест и выпьет, в таком случае уже нарушает свой пост. Но никак не должно называть постником того, кто каким бы то ни было образом снова начинает употреблять то, от чего он дал зарок воздерживаться. Сверх того, постящийся без зарока воздерживаться от тех или других вещей не делает большого греха, нарушая свой пост, по причине голода; напротив, давший зарок воздерживаться от известных вещей, впадает в большой и тяжкий грех, когда нарушает свой пост; потому-что он изменяет тогда обещанию, которое дал Богу, а потому удаляется от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Андрей Григорьев , доктор филологических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Каждый год 24 мая в славянских странах празднуется день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия первоучителей словенских. С 1863 года в России это и день славянской письменности и культуры. В этот день мы вспоминаем основное деяние солунских братьев – создание славянской письменности. Почему именно в 1863 году был учрежден этот день – потому что в 863 году, за 1000 лет до этого, Кирилл и Мефодий приезжают в Моравию с просветительской миссией. И современная научная традиция, несмотря на наличие различных мнений по данному вопросу, склоняется к тому, что Кирилл и Мефодий первоначально создают глаголицу и затем, либо они сами, либо, вероятнее всего их ученики, обычно здесь вспоминают имя Климента Охридского, создают кириллицу. Таким образом у славян до Кирилла и Мефодия, как считают ученые, не было особой специфической письменности, а после появления Кирилла, Мефодия и их учеников возникают сразу две славянские азбуки. И действительно, глаголица производит впечатление азбуки, которая является продуктом индивидуального творчества первоучителей, также, как, например, и азбука армянская, которую еще в V веке создает известный просветитель и теолог Месроп Маштоц. Многие отмечают, что буквы глаголицы нельзя возвести к какому-то одному единственному алфавиту. Их прототипы можно найти и в сирийском, и в хазарском, и в иранском, и в том же самом армянском алфавите. Но только в глаголице есть такое уникальное явление – первая буква алфавита представляет собой крест и называется «аз», то есть в переводе «аз» – это местоимение «я». Ну, предполагается, что ученик, который приступает к изучению азбуки, а ее изучали, чтобы читать христианские тексты, конечно же, должен написать первую букву, то есть нарисовать крест и произнести ее название «аз», то есть «я» – это означает: «я – христианин». И здесь мы видим глубокий символизм глаголицы. Но на самом деле само название «глаголица» происходит от слова «глагол», сейчас мы это слово воспринимаем, как название части речи, а первоначально глагол – это слово, причем слово Божье и такая особенность употребления этого слова ощущалась еще в XIX веке, и Пушкин, если вы помните: «Когда Божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется…», ну или в классическом стихотворении «Пророк»: «Восстань пророк и виждь, и внемли, исполнись волею моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей». Это слова Бога, то есть именно имеется в виду Божественный глагол, слово Божье.

http://academy.foma.ru/tag/alfavit-i-bib...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010