I. Пророческое служение. Пророческое служение Иисуса Христа состояло в том, что Он просветил людей светом Божественной истины и преподал им высший и совершеннейший закон веры и любви. Об этом служении ясно предсказано было в Ветхом Завете: «Пророка... якоже мене, возставит вам... Бог " , говорил прор. Моисей ( Втор. 18:15 ). Господь, по учению пророков, имел просветить светом Своего учение седящих во тьме и сени смертной ( Ис. 9:1, 2 ), быть светом языков ( Ис. 2:2–5 ), просветить все народы ( Ис. 42:6, 7, 49:6 ), дать Новый Закон ( Иер. 31:33, 34 ), и вся земля должна была исполниться ведением Иеговы ( Ис. 11:1–10 ). Служение это Господь Сам усвоял Себе и признавал существенным Своим служением. Он словами ветхозавет. пророка говорил о Себе: «Дух Господень на Мне: егоже ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя» ( Лк. 4:18 ). В другое время Он говорил о Себе: «Аз на сие родихся и на сие в мир приидох, да свидетельствую истину» ( Ин. 18:37 ) , И еще: «Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный» ( Ин. 8:12 ). Св. Иоанн Богослов говорил о Нем: «бе свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущего в мир» ( Ин. 1:9 ). И апостолы пишут: «Сын Божий прииде и дал есть нам [свет и] разум, да познаем Бога истинного и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе» ( 1Ин. 5:20 ). Исполняя это служение Свое, Господь Сам обходил города иудейские, поучая народ и в храме иудейском, и в синагогах, и в частных домах. Его нагорная беседа, беседа с Никодимом о возрождении и искуплении, беседа с самарянкою об истинном богопочитании, Его наставление апостолам и разные другие беседы с ними, Его учение о самоотвержении, учение о Себе, как о хлебе жизни, Его речи к простому народу, Его обличительные речи к книжникам и фарисеям, Его многознаменательные притчи, Его пророчества, Его нравственные наставление, обнимая собою все, что только нужно знать нам для нашего спасение касательно Бога, мира и человека и наших обязанностей, касательно настоящего нашего состояние и будущей судьбы нашей, ясно давали видеть в Нем истинного пророка, Божественного Учителя и Просветителя человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. Ростовский Кремль Один из древнейших городов России, богатый своими святынями и старинными храмами – прекрасными памятниками церковной архитектуры допетровской Руси, довольно хорошо сохранившимися до нашего времени, – Ростов Великий с давнего времени пользуется особенным вниманием любителей родной старины и паломников, совершающих молитвенные путешествия по святым местам России. Ростов раскинулся на низменной равнине по берегу озера Неро или Каово, и только центральная часть города занимает значительную возвышенность, которая тем более бросается в глаза, что на ней расположен своими величественными зданиями старинный Кремль, сердце города, хранитель главнейших святынь и древностей Великого Ростова. Кремль обнесён со всех сторон высокою каменною стеною с бойницами, галереями и десятью довольно большими круглыми башнями, напоминающими своим видом крепостные сооружения. По стене Кремля возвышаются два храма: на северной стороне, среди двух башен, церковь Воскресения Христова; на западной, также охраняемая с обеих сторон башнями, –– церковь Иоанна Богослова; внутри Кремля расположены: церковь Спаса на Сенях, храм Смоленской Божией Матери Одигитрии, здание Белой Палаты, Княжие терема, Дмитриевское духовное училище, различные постройки бывшего архиерейского дома, остатки «Красной Палаты» и здания, занимаемые теперь квартирами священно –– церковнослужителей Ростовского Успенского собора. Кроме этих зданий и храмов, близ Юго–Западного угла кремлевской стены, вне Кремля, но в неразрывной с ним связи, стоит церковь Григория Богослова . Кремлю же принадлежит и местность, прилегающая к южной стороне его, окруженная невысокой каменной оградой с небольшой башенкой на западном углу; это место в старину занималось Григорьевским монастырём «Затвором», откуда в XIV веке вышел на дело проповеди просветитель зырян, святой Стефан Пермский. К северу от Кремля стоит древнейший в Ростове соборный храм Успения Пресвятой Богородицы, где почивают мощи просветителей Ростовской области, святых угодников Божиих: Леонтия, Исаия, Игнатия, Феодора, Ростовских чудотворцев, и останки святого князя – мученика Василька.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > «Жизнь продолжается…» Сегодня газете «Православный Санкт-Петербург» исполняется 30 лет Марина Михайлова   Ирина Рубцова   Илья Раков   23:30 13.04.2023 763 Время на чтение 7 минут Фото: редакция газеты 14 апреля 1993 года, в день памяти прп.Марии Египетской, была создана газета « Православный Санкт-Петербург ». …Для меня пять лет работы в редакции газеты, совпавшие с воцерковлением, были лучшими в творческой жизни. А навыки ремесла, заложенные главным редактором А.Г.Раковым (1947 – 2018), позволили сделать журналистику делом жизни. Но важнее роль газеты в истории России смутных 1990-х – начала 2000-х годов. Тогда просветительских материалов о Православии было ничтожно мало, интернет только развивался, а жажда духовных знаний была велика. Конечно, неслучайно в православном Петербурге появился столь активный деятельный человек как Александр Григорьевич, сумевший создать это необходимое уникальное издание…

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/13/...

V Меневские чтения. “Протоиерей Александр Мень и его время” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 22 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 : V Меневские чтения. “Протоиерей Александр Мень и его время”. Сергиев Посад, 9–10 сентября 2010 г. 9–10 сентября 2010 г. в Сергиевом Посаде прошли торжественные мероприятия, приуроченные к 20-й годовщине со дня убиения протоиерея Александра Меня. 9 сентября Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил великое освящение Сергиевского храма в микрорайоне Семхоз города Сергиева Посада, построенного на месте трагической кончины священника. По прибытии в храм Его Высокопреосвященство проследовал на место убиения протоиерея Александра Меня, где совершил краткую заупокойную молитву. Затем были совершены чин архиерейского освящения храма и Божественная Литургия, в которых Владыке сослужили председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель Сретенского храма города Пушкина протоиерей Иоанн Пеньтковский, благочинный церквей Сергиево-Посадского округа священник Александр Колесников, духовенство Московской епархии. По совершении Божественной Литургии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возложил церковные награды на особо потрудившихся над сооружением храма: на настоятеля храма священника Виктора Григоренко — орден Сергия Радонежского III степени и на М. А. Меня — орден святого благоверного князя Даниила III степени. Высшей епархиальной награды — медали “За жертвенные труды” I степени — удостоилась матушка отца Александра Наталия Фёдоровна. Нескольким прихожанам, оказавшим помощь в строительстве храма, были вручены благословенные грамоты. Затем состоялось открытие ежегодной научной конференции “V Меневские чтения”, которая проходит с 2006 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Культурно-просветительском центре им. протоиерея Александра Меня, расположенном недалеко от церковного комплекса на месте гибели священника. Владыка Ювеналий зачитал приветствие Святейшего Патриарха Кирилла организаторам, участникам и гостям конференции. В приветствии Святейший Патриарх выразил надежду на то, что Меневские чтения, так же, как и другие памятные мероприятия, внесут свой вклад в сохранение памяти о протоиерее Александре Мене. В своем выступлении Владыка говорил о трудностях времени, в которое служил отец Александр, о его самоотверженности и стараниях, направленных на то, чтобы Евангельская весть достигла человеческих сердец. С приветственным словом к гостям обратился также М. А. Мень, сын отца Александра, губернатор Ивановской области.

http://pravmir.ru/v-menevskie-chteniya-p...

     В Символе веры мы поем: верую в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Эти четыре характеристики - единство, святость, соборность и апостоличность - обязательные качества истинной Церкви. Хотелось бы поговорить о нашем восприятии четвертого свойства Церкви – почему она называется апостольской и что это значит для нашей христианской жизни. Прежде всего, необходимо отметить, что именем «апостол» в Писании обозначается не только ученик Иисуса Христа. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в послании к Евреям написано: уразумейте Посланника и Первосвященника исповеданиянашего, Иисуса Христа (Евр.3,1). Слово Посланник является переводом с греческого апостолос, что в других местах Писания переводится на русский как апостол. Также, служение Христа Библия называет апостольством. В послании к Галатам написано: когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного] (Гал.4,4).Послал - по-гречески эксапестилен - образуется от того же корня, что и слово апостол. Таким образом, Христос является, если можно так выразиться, Апостолом Бога-Отца. Христово апостольство несет на себе и Церковь Его, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «апостольской». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: идите, научите все народы,крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф.28,19). Это очень важный момент. Великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам - но всей вообще Церкви, и касается всех христиан. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископате и священстве, то церковная история не знала бы лика святых равноапостольных мирян. В наших святцах не было бы имен равноапостольной Феклы, святой Нины Грузинской, великого князя Владимира и княгини Ольги, равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не носили священного сана, но благодаря их деятельности целые народы стали христианскими. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении - он хоть и принял священный сан, но уже после того, как в связи с его миссионерским подвигом христианство стало официальной религией Армении.

http://pravoslavie.ru/101878.html

     Сегодня, братья и сестры, апостол Павел обращается ко всем нам с такими словами: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе» (1 Кор. 9:2). Эти слова напоминают нам о важнейшей характеристике нашей Церкви. В «Символе веры» мы поем: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Эти четыре качества: единство, святость, соборность и апостольство – главные признаки истинной Церкви. О последнем качестве, апостольстве, у нас есть повод сегодня поговорить. Прежде всего нужно сказать, что именем «апостол» в Писании обозначаются не только ученики Христовы. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в Послании к евреям говорится: «Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1). Слово «Посланник» здесь является переводом с греческого «апостолос». Также служение Христа называется апостольством: в Послании к галатам написано: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного]» (Гал. 4:4). «Послал» (по-гречески «эксапестилен») образуется от того же корня, что и слово «апостол». Таким образом, Христос является, если позволительно будет так выразиться, Апостолом Бога-Отца. Христово апостольство несет на себе и Его Церковь, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «Апостольской Церковью». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Это очень важный момент – великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам, но всей Церкви, и касается всех нас. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископах и священниках, то церковная история не знала бы лика равноапостольных мирян. Не было бы в наших святцах ни равноапостольной Феклы, ни святой Нины Грузинской, ни великого князя Владимира и княгини Ольги, ни равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не имели священного сана, но просветили светом христианства тысячи людей. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении, он хоть и принял священный сан, но уже после того, как благодаря ему христианство стало официальной религией Армении.

http://pravoslavie.ru/115034.html

А.А. Кострюков Глава 10. Положение Православной Церкви на территориях, отошедших от Российской империи Поражение Советской России в Первой мировой и советско-польской войнах привело к тому, что огромные территории бывшей Российской империи оказались вне пределов коммунистического государства. Независимыми странами стали Финляндия, Эстония, Латвия и Литва. Миллионы православных жителей западных губерний Российской империи оказались в пределах Польши. Православная Бессарабия вошла в состав Румынии. Церковная жизнь в лимитрофных (пограничных) странах протекала не без скорбей, сопряженных с ущемлением прав православных христиан. Серьезная проблема, определившая ход истории православия на этих территориях, заключалась в невозможности полноценного общения с московской церковной властью и в давлении местных правительств, настаивавших на независимости местных епархий от Московской Патриархии. § 1. Церковная жизнь в Финляндии Финляндия объявила о своей независимости в декабре 1917 г. Попытки установить в стране коммунистический режим окончились неудачей. В скором времени финское правительство, желавшее максимально отмежеваться от Москвы, потребовало от местной епархии отделиться от Российской Церкви. Не желая конфликта, патриарх Тихон и Священный Синод в феврале 1921 г. издали указ о предоставлении Финляндской епархии права именоваться Финляндской Православной Церковью. Новой структуре были даны права автономии в церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских делах. К широким компромиссам в угоду местным властям был готов и архиепископ Финляндский Серафим (Лукьянов). Однако местное государственное руководство не устраивал ни статус автономии в рамках Московского Патриархата, ни личность самого архиепископа Серафима, вместо которого правительство хотело видеть своего, «национального» иерарха. Таковой вскоре был избран. Это был вдовый протоиерей Герман Аав. Финляндское руководство нашло поддержку в лице Константинопольского Патриарха Мелетия IV (Метаксакиса), который к тому времени уже успел прославиться своими модернистскими симпатиями. В частности, в мае 1923 г. он провел в Константинополе собрание из 10 человек, громко названное «Всеправославным конгрессом». Наиболее известным результатом конгресса стало решение о переходе на новоюлианский календарь, являвшийся слегка измененным вариантом григорианского календаря, принятого в Римско-Католической Церкви. Более того, конгресс разрешил священникам вступать в брак после хиротонии, а также жениться вдовым священнослужителям. Итоговые документы этого мероприятия подписали шесть архиереев (два от Константинопольской, по одному от Сербской, Элладской, Кипрской и Русской Зарубежной Церквей), два архимандрита (от Румынской и Константинопольской Церквей) и два мирянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.И. Желобовский Христианское просвещение пришло к нам, Русским, от Греков, из той страны, которая теперь находится под владычеством Турок и называется Турецкой империей. Уже более четырех веков господствуют магометане на развалинах христианской Греческой империи, и их повелитель, султан, живет в Константинополе, в том городе, который был прежде столицею Греции и служил местопребыванием православному греческому императору и константинопольскому патриарху. A тысячу лет тому назад, это время, когда наше Русское государство только еще основывалось, Греческая империя была могущественнейшим государством, которое господствовало над многими соседними народами и землями. Греки были и. тогда самым образованным народом в мире и более всех других народов были просвещены истинным светом христианского учения, потому что именно на греческом языке были написаны священные книги Нового Завета. На греческом же языке учили и писали знаменитейшие отцы и учители церкви: Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст . В греческих городах: Никее, Константинополе, Ефесе и Халкидоне собирались святые Вселенские Соборы, изъяснявшие и утверждавшие веру Христову. В Греческой земле возникли святые места пустынножительства христианских отшельников, и между ними – известные всему православному миру обители Афонской горы. Так служила Греческая земля средоточием всякого просвещения – и мирского и духовного; из нее оно распространялось между другими народами. В ближайшем соседстве с Греческою империей находились племена Славянские. Всего ближе, частию в самых ее пределах, частию к северу от нее, по обеим сторонам реки Дуная, проживали предки нынешних Болгар и Сербов, которые и теперь занимают те же места, одни – еще под властью Турок, другие – уже освобожденные от него милостию Русских царей и силою Русского воинства; еще севернее жили предки нынешних Чехов и других Славян, живущих в Австрийской империи под игом Немцев и Мадьяр; а к востоку от них и к северу от Черного моря, по берегам которого также было не мало греческих городов, жили Славянские отдельные племена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.И. Никольский Святцы 1140. Святцы , в четвертку, 157 лл., полууставом XVI в., без переплета. Листы: 1, 2, 15–17, 63, 64, 120–126 позднее вставлены и писаны полууставом XIX в. He достает нескольких листов в средине рукописи между листами 48 и 49, 147 и 148. Заглавие: «Соборник 12-ти месяцев сказуя от месяца септеврия до месяца августа по уставу иже во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы Священнаго». За святцами с тропарями и кондаками следуют: 1) богородичны и крестобогородичны поемыя на славу и ныне по тропари святаго (148–150) и 2) уставныя замечания о богослужении в недели великаго поста, от недели мытаря и фарисея до недели Цветной включительно (150–157 об.). Из русских святых отмечены следующие: сентября 5 – князь Глеб; сентября 19 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 20 – Михаил князь Черниговский и боярин его Феодор; сентября 25 и июля 5 – Сергий Радонежский; сентября 30 – Григорий Пелшемский; октября 1 – Савва Вишерский; ноября 6 – Варлаам Хутынский; декабря 21 – Петр митрополит; января 10 – Павел Обнорский; января 11 – Михаил Клопский; февраля 11 – Димитрий Прилуцкий; февраля 12 и мая 20 – Алексий митрополит; февраля 14 – Кирилл просветитель славян; марта 11 – Евфимий архиепископ Новгородский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Евстафий и Иоанн; апреля 26 – Стефан Пермский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 3 – Феодосий Печерский ; мая 7 – Антоний Печерский; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский; мая 15 – Исаия Ростовский; мая 22 – Никита Переяславский; мая 23 – Леонтий Ростовский; мая 27 – Фотий, Киприян и Иона митрополиты; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий; июня 9 – Кирилл Белозерский; июня 29 – Петр царевич Ордынский в Ростове; июля 11 – княгиня Ольга; июля 15 – князь Владимир. Славянские святые отмечены: октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений Сербский; января 14 – Савва Сербский : февраля 13 – Симеон Сербский мироточец; июня 2 – Иоанн Сочавский; августа 16 – Иоаким Сарандапорский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.К. Кулясов I. Село Алаты 1. О храме Успенский храм стоит на четырехугольной площади в южной части села. Храм построен по достоверным данным в 1712 г. 1 создателем Петропавловского собора, Духосошественской и Пятницкой церкви г. Казани, Иоанно-Предтеченского храма села Потонихи и села Болгар Ив. Аф. Михляевым. 2 Храмозданной грамоты не сохранилось. Равно не сохранилось и сведений, кем был освящен храм. Известный в Казани купец и фабрикант Михляев, вероятно, для большей торжественности освящения храма в инородческой глуши приглашал ревностного храмоздателя и просветителя инородцев митрополита Тихона III. Престол в главном храме носит ясные знаки архиерейского освящения: полное (крестообразное) опоясание. Главный храм существует в том виде, как он был первоначально построен из громадных брусьев дикого камня. Лишь три окна в алтаре, и одно на правом клиросе, расширены. Придельный храм за исключением алтаря, из-за тесноты и трещин, и колокольня, в 189798 г. перестроены и увеличены в размерах на средства местного уроженца 3.И. Бажанова и других. О посещении храма Владыками до 1867 года документальных данных нет. Лишь, как выше отмечено, на освящении храма в 1712 году был митрополит Тихон (Воинов), а митрополит Вениамин (Пуцек-Григоровоч), по преданию, любил жить на даче около приходской деревни Алан-Бексер, следовательно, мог посетить храм в Алатах. Из архиепископов в 1867 и 1869 годах посетил Антоний, и в 1896 г. – Владимир. Из викариев – епископы: Сергий в 1890 г.; Иоанн в январе 1901 г.; Алексий (Молчанов) в июле 1902 г., 2 сент. 1913 г. – Михаил; 16 и 17 декабря 1914 г., 9 и 12 октября 1915 г. – Анатолий. Как видно из напечатанных проф. И.М. Покровским приходо-расходных книг Казанского митрополита Тихона за 1706 год, здесь до существующего каменного храма были одновременно, по-видимому, деревянные церкви: 1) Пресвятыя Богородицы Казанския и 2) Воскресения Христова. Из надписи на цветной постной триоди, изд. 1660 г., видно, что в 7170 году в Казанской церкви был придел «чудотворца Николы», а в надписи «попа Дмитрия Федосеева по реклому Зубарева» на октоихе, изд. 1683 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010