Духовное просвещение К оглавлению Многочисленные братства юго-западной России и действовавшие при них школы готовили деятельных защитников Православия. Чистота православного вероучения отстаивалась также и в богословских сочинениях, в большом числе печатавшихся в местных типографиях (127). Библия Франциска (Григория) Скорины (1517—1519) Видным просветителем, трудившимся на благо Церкви в первой четверти XVI в., был Франциск (Григорий) Скорина. Православный уроженец Полоцка, Григорий Скорина обучался в Пражском университете, где перешел в католичество и принял имя Франциск. Здесь он смог убедиться, с какой ревностью предшественники протестантизма в Чехии, Германии и других землях распространяли Библию на разговорном народном языке, считая Священное Писание единственным источником и основанием христианской веры. Скорина при содействии своих помощников перевел Святую Библию на западнорусское наречие «людем посполитым к доброму научению». Но так как при издании этой Библии он встретил затруднения в юго-западном крае, то напечатал ее за границей, в Праге. Библия Скорины была напечатана в 1517—1519 гг. на средства виленского жителя Онькова. Скорина издал отдельными выпусками 22 книги Ветхого Завета, получившими название «Библиа русска». Скорина переводил Ветхий Завет по Чешской Библии, впервые напечатанной в 1480 г., а также использовал и церковнославянский перевод. Язык Библии Скорины — книжный церковнославянский, с примесью белорусских и украинских слов; но, кроме того, в нем много чешских и польских слов и оборотов. После переезда в Вильно Скорина напечатал Апостол и Следованную Псалтирь на деньги виленских православных купцов. Виленская типография была в западной России первой славянской типографией, услугами которой в 1525 г воспользовался Скорина. Особенно широко была распространена Псалтирь Скорины. Желая дать «детям младым початок (начало. — Авт.) всякое доброе наукы, дорослым помножение в науке» и сознавая, что их ветхозаветных книг предпочтительнее всех Псалтирь, как книга и богослужебная, и назидательная для домашнего чтения, он «повелел Псалтирю тиснути рускыми словами, а словенскым (славянским. —Авт.) языком... к пожитку посполитого доброго (т. е. для доброй гражданской жизни. —Авт.), наиболеи с тое причины, иже Милостивый Бог с того языка на свет пустил его». Монастырские издания

http://sedmitza.ru/lib/text/436378/

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Беседа на праздник введения Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы во Святое Святых Святой Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский См. также: Церковный год > > Введение во храм Богородицы Если древо от плода своего познается, и древо доброе плоды добры творит (Мф. 7, 17; Лк. 6, 44), то Матери Самой Благости и Родительнице Вечной Красоты как не быть несравненно превосходнее, чем всякое благо, находящееся в мире естественном и сверхъестественном? Ибо Совечный и Неизменный Образ благости Превышнего Отца, Предвечное, Пресущее и Преблагое Слово, по неизреченному человеколюбию и состраданию к нам, возжелавши принять на Себя образ наш, дабы из ада преисподнейшего отозвать наше естество к Себе, дабы обновить это обветшавшее естество и возвести его на высоту пренебесную, - для всего этого находит самую добрую Служительницу, Приснодеву, Которую мы прославляем и чудесное Введение Которой во храм - во Святое святых ныне празднуем. Ее прежде веков Бог предназначает ко спасению и воззванию рода нашего: Она избирается из числа избранных от века и славных как по своему благочестию и благоразумию, так и по Богоугодным словам и делам. Некогда виновник зла - змий превознесся над нами и увлек нас в свою пропасть. Много причин побуждало восстать его против нас и порабощать наше естество: зависть, соперничество, ненависть, несправедливость, коварство, хитрость и, в добавление ко всему этому, и смертоносная сила в нем, которую он сам породил для себя, как первый отступник от истинной жизни. Виновник зла позавидовал Адаму, увидев его стремящимся от земли к небу, откуда по справедливости он сам был низвержен и, позавидовавши, с страшной яростью напал на Адама, даже восхотел облечь его смертью. Ведь зависть - родительница не только ненависти, но и убийства, которое совершил над нами сей, воистину, человеконенавистник, лукаво пристав к нам, ибо он крайне несправедливо пожелал быть властелином над земнородными для погибели создания, сотворенного по образу и подобию Божию. И так как он не имел достаточно смелости, чтобы напасть самому лично, то он прибегнул к хитрости и лукавству и, приняв вид чувственного змия, обратившись к земнородному, как друг и полезный советник, этот, поистине, страшный враг и злоумышленник, незаметно переходит к действию и своим богопротивным советом свою собственную смертоносную силу, как яд, вливает в человека.

http://zavet.ru/kalendar/bm/vved-001pala...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Борьба за трезвость в России: вчера, сегодня, завтра» В Александро-Невской Лавре состоялась конференция, посвященная памяти выдающегося врача, ученого и общественного деятеля Ф.Г. Углова 08.10.2022 883 Время на чтение 8 минут Фото: Предоставлены организаторами 5-7 октября Фонд сохранения и развития научного, литературного и общественного наследия академика Ф.Г. Углова провел ряд мероприятий, посвященных 118-й годовщине со дня рождения выдающегося хирурга и общественного деятеля Федора Григорьевича Углова. 6 октября в зале Духовно-просветительского центра Свято-Троицкой Александро-Невской лавры «Святодуховский» состоялась Научно-практическая конференция «Борьба за трезвость в России: вчера, сегодня, завтра», сообщает наш корреспондент. «Приглашаются все единомышленники и поборники здорового образа жизни! Ситуация такова, что не все достойные активисты и сочувствующие знакомы между собой. Одна из целей конференции – исправить это упущение. Организаторы и участники охотно выслушают видение ситуации, практический опыт и перспективные алгоритмы действия. Приветствуются выступления и дискуссии! В теплой дружеской обстановке под чаепитие попытаемся выработать единые методы и наметить общий вектор консолидированных действий», - говорилось в анонсе мероприятия. Участники форума посетили могилу Ф.Г. Углова на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры , а также могилы выдающихся подвижников православной трезвости – создателя дореволюционного Александро-Невского общества трезвости священника Александра Рождественского, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), основателя современного православного трезвеннического движения Владимира Алексеевича Михайлова . Предваряя конференцию, директора Фонда Ф.Г. Углова Алена Викторовна Новгородова отметила, что значение трудов и общественной деятельности Федора Григорьевича трудно переоценить. На протяжении многих лет Фонд Углова сохраняет память о выдающемся ученом и общественном деятеле, переиздает его книги, проводит вечера памяти. В планах – расширение взаимодействия между различными трезвенническими организациями, прежде всего, православными.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/08/bo...

К. Григорьев С тех пор, как среди нашего образованного общества стали явно выражаться упадок и разложение христианского сознания, пред церковью возникла новая важная и весьма трудная задача: поддерживать в интеллигенции преданность Христовой истине. Нужно ли говорить о том, как глубоко и жизненно заинтересована церковь в успешном выполнении этой задачи! Церковь не может не страдать, когда христиане опустошают свои души, выметая из них самое чистое и святое. Она не может не чувствовать с болью, как мертвеют и отпадают члены ее собственного тела, распространяя заразу. В своем апостольском призвании, в сознании страшной ответственности пред своим Главою она больше всего желает духовного оздоровления и процветания христианского общества. Религиозные недуги интеллигентного общества тревожат церковь тем более, что оно стоит во главе культурной жизни страны и оказывает на народ влияние, которое растет и будет расти вширь и вглубь. Измена Христу и церкви среди интеллигенции создает серьезных, влиятельных и сильных талантами противников христианских упований и идеалов. От них неприязнь к христианскому жизнепониманию самыми разнообразными путями стекает в простонародную среду. Невозможно учесть весь происходящий отсюда вред для христианского общества, но, несомненно, он очень велик. Как опасно для церкви иметь интеллигентные силы против себя, так, наоборот, для нее в высшей степени ценно иметь, сохранять и приобретать образованных членов. Преданные церкви, они естественно являются ее помощниками и влиятельными сотрудниками. Лучший путь, способный вести церковь к сохранению и усилению христианского духа в интеллигентной среде, заключается в умножении, свободном и организованном развитии церковных сил, в культурном сближении учащей церкви с интеллигенцией, в оживлении религиозно-просветительного дела в школах всех рангов и ведомств. Но все эти и другие средства церковного влияния на общество не только не исключают, а прямо требуют энергичной духовной борьбы с религиозными заблуждениями интеллигенции, с нехристианскими властителями ее дум и положительного раскрытия пред ней евангельского благовестия во всей его небесной мудрости и неземной чистоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Колливады Современные колливады на Афоне переводят творения свт. Григория Паламы (фото Костаса Балафа Святая Гора Афон (1969-2001) форматное фото sub specie aeternitatis)   Колливады     Деятельность афонских исихастов ученым хотелось бы свести к литургическим спорам о древнем Предании, приведшим к столкновению двух подходов: икономии и акривии. Тем не менее, трудно себе представить афонского отшельника, который только тем и занимается, что спорит о канонах. Ап. Павел не всуе написал:   «(1Кор.11:16) А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая…»   Конечно, афонские исихасты защищались от клеветы и нападок, но это отнюдь не составляло сущность их движения обновления духовной жизни. Деятельность афонских исихастов заключалась совсем не в литургических дискуссиях, а в поиске Живого Предания. Иногда оно еще называется Афонским Преданием или Исихазмом.     А споры о предании отнюдь не были важным элементом их жизни. Просто споры - это область жизни ученых, поэтому и деятельность колливадов ученые сводят к спорам, искажая своим кривым взглядом действительность до неузнаваемости.    Тот факт что в XVIII веке на Святой Горе Афон в частности и в Греции в целом появились колливады, знаменует стремительное возвращение к корням православной традиции, к опыту «филокалии», добротолюбия, который лежит в основе духовности православной Церкви. Их так называемое «движение» было связано и с обновлением духовной жизни...     Колливады , прежде всего, показали преемственность (непрерывность) исихазма на Святой Горе Афон и остались верны не только теоретической, но и практической стороне исихастского богословия (Свт. Григория Паламы), т.е. всему спектру подвижнического опыта.   Благодаря распространению своих трудов и усилиям, направленным на защиту Предания, им удалось создать в противовес европейскому «Просвещению» и, по существу, стать просветителями своего народа и всего православного мира.   Вот почему их почитали приверженцы традиции и ненавидели, оспаривали или поносили те, кто пропитался духом европейской схоластики, англо-французского «Просвещения» и потому оказался оторванным от филокалических корней.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&iid=71...

Часть третья. Богословие св. Григория Чудотворца. Общие замечания о характере и объеме раскрытия богословия св. Григория Чудотворца Подлинных творений св. Григория Чудотворца , как видно из второй части настоящего исследования, сохранилось сравнительно мало, – да и вообще, по-видимому, их было немного. В них, конечно, не нашло полного выражения содержание всего христианского учения – догматического и нравственного, что обычно понимается под богословием; поэтому говорить о «богословии» св. Григория в этом именно широком смысле слова не представляется возможным. Но для «богословия в том строго ограниченном объеме этого термина, в каком он употреблялся в древнехристианской церкви, т. е. в смысле собственного учения о Боге, сохранившиеся творения св. Григория представляют весьма значительный материал: если они и не дают полных и всесторонних ответов на все вопросы, какие хотелось бы предъявить к этому выдающемуся богослову, вышедшему из школы Оригена , в интересах освещения истории богословской мысли в период от Оригена до Никейского собора, то все же на основании их можно с достаточною определенностью наметить путь, по которому, отправляясь от оригеновского богословия, пошел его ученик. Если бы св. Григорий написал только один символ, то и в таком случае можно было бы говорить о «богословии» просветителя Понта: настолько богато содержанием это краткое исповедание, в котором каждый термин выражает величайшую глубину богословского умозрения. Но исследователь богословского учения св. Григория располагает еще ценными данными и в других его творениях, подлинность которых мы признали доказанною, именно в его «Благодарственной речи» Оригену , в трактате «К Феопомпу о возможности и невозможности страданий для Бога» и в послании к Евагрию. Эти творения заключают в себе существенные дополнения и комментарий к символу. Своей задачей в этой части исследования мы ставим- экзегетическим способом тщательно извлечь из указанных творений св. Григория все то, что является в каком-либо отношении пригодным для возможно точного и строго объективного выяснения содержания его богословского учения, не уклоняясь в сторону предположений и построений, не имеющих действительной основы в словах самого св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Эпоха новых чудотворцев (похвальное слово новым русским святым инока Григория Суздальского) В середине XVI века Русская Церковь переживает яркую страницу своего бытия. Это время интенсивной соборной жизни, больших культурных начинаний, что было связано с многосторонней просветительской деятельностью Всероссийского Митрополита Макария (†1563; пам. 30 дек.). В 1547, 1549 годах он собирает знаменитые Московские Соборы, справедливо называемые историками Макарьевскими 1424 . Сохранилось несколько грамот первого Собора. Документов второго Собора до нас не дошло, но царь Иоанн IV довольно подробно рассказал о его работе. Об этом читаем в Стоглаве:. «И в 19 лето возраста моего по нашему наказу архиепископы и епископы и честныя архимариты и игумены собираются в царствующий сей град к нам ко отцу нашему Макарию Митрополиту всеа Русии, каноны новых чудотворцев и жития их и чудесы на Соборе полагают и свидетельствуют всеми освященными Соборы и предают церквам Божиим пети и славити и праздновати якоже прочим святым от века Богу угодившим по настоящему коегождо месеца дни и числа преставления их и святые имена и обретения честных мощей их. Им же поют и до сего дни» 1425 . На Макарьевских Соборах было прославлено множество русских святых, «новых чудотворцев», как тогда называли новоканонизованных и вообще всех русских святых. «Канонизация святых была в России довольно частым явлением, но редко оно превращалось в церковное и государственное торжество. Особенно много святых было канонизировано при Митрополите Макарии, старавшемся сделать почитание многих местных русских святых общенациональным» 1426 . Начиная с Макарьевских Соборов канонизация святых на Руси становится прерогативой центральной церковной власти. Канонизация святых потребовала написания Житий новоканонизованных святых или создания новых редакций Житий, а также Похвальных слов им. Благочестивые авторы писали также и Службы святым. В свою очередь Жития, Службы и Похвальные слова размножались писцами во множестве списков, расходившихся по всей Святой Руси, в это время в древнерусской письменности «появляется типологически новая по своему содержанию книга, сверстница Великих Миней – Книга Новых чудотворцев В ней содержатся службы, жития, похвальные слова русским святым» 1427 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

24 мая в России отмечается День славянской письменности 24 мая. ПРАВМИР. В среду, 24 мая, Церковь чтит память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. В России в этот день отмечается День славянской письменности, а также тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим. Святой Мефодий был сначала в военном звании и был правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Пробыв там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия). Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

25. Архиепископ Феодосий 286 (с 1542 по 1551 г.) На место архиеп. Макария, возведенного на Московскую и всея России первосвятительскую кафедру, в архиепископы Новгорода был избран Феодосий – игумен Новгородского Хутынского монастыря. О месте его рождения и о воспитании его нет никаких сведений; известно только то, что Феодосий, до возведения его в сан игумена, находился в Волоколамском монастыре, был учеником препод. Иосифа и пользовался вниманием в. к. Василия Ивановича, как по уважению к памяти знаменитого его учителя, так, вероятно, и за свои личные качества, что можно видеть из следующего обстоятельства: в 1532 г., когда в Хутынском монастыре не было настоятеля, в. к. Василий Иванович, «сам избрав старца духовна из Осифовы пустыни инока Феодосия, клирика чином», отправил его к архиеписк. Макарию и «повелел ему сего старца совершити по чину игуменом и послати его в монастырь всемилостиваго Спаса и чюдотворца Варлаама на Хутынь». Архиеп. Макарий, исполняя волю государя, «не замедля, ни помотча, постави сего смиреннаго инока Феодосия по священному чину в четцы, и в подьяконы, и в дьяконы, и соверши его в попы, также и сановную молитву над ним глагола, еже достоит игуменом, в соборней церкве святей Софеи в В. Новегороде, на праздник Введение святые Богородицы, месяца ноября в 21 день; и поучи довольно от духовных, еже пребывати в посте и молитвах и во бдениих и во всяких добродетелех, и попечение имети о своем спасенном стаде, елико Бог даст, также и во обитель посла Боголепнаго Преображения и великаго чюдотворца Варлаама с своими детьми боярскими и с крылошаны и с духовными песньми, почесть творя святей церкви и честной обители» 287 . Ревнуя о благолепии врученной обители, Феодосий в апреле 1585 г. заложил в Хутыне каменную церковь , во имя св. Григория, просветителя Великой Армении, против южных дверей большой церкви и против чудотворцева гроба. Церковь эта, по словам летописца, «поспешением св. Духа и молитвами Пресвятыя Богородицы и великаго чюдотворца Варлаама совершена была в два лета, о едином версе, велми чюдна, яко таковы несть делом в Новгородской области: яко околная стена, еже округ церкви, имея углов восмь, а двери пятеры, в высоту велми высока, на нейже в версе и колоколы уставиша, два колокола больших, егда начнут звонити яко страшным трубам гласящим, тако и прочие колоколы уставиша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

III. Обращение к христианству жителей Перми К оглавлению Самое важное приобретение для Церкви Русской совершилось тогда в древней Биармии, или Перми, между зырянами . Апостолом и просветителем их судил Господь быть святому Стефану . Стефан родился в городе Устюге Двинской области от причетника соборной церкви Симеона и жены его Марии. Отданный родителями для научения книжного, он «вскоре извыче всю грамоту», так что не прошло еще года, а отрок был уже канонархом и чтецом соборной церкви. В нем обнаружились необыкновенные способности — обширная память, остроумие и быстрота смысла, которыми он превосходил всех своих сверстников. Удаляясь от детских игр, он постоянно предавался трудам книжным, научился в своем родном городе «всей грамотичней хитрости» и успел прочитать многие книги Ветхого и Нового Завета. При таких занятиях молодой человек вскоре сознал всю суетность мирской жизни и, стремясь к высшему совершенству, решился сделаться иноком. Он избрал для этого ростовский монастырь святого Григория Богослова, потому именно, что там находилось много книг, и принял пострижение от игумена Максима при Ростовском епископе Парфении (около 1365 г.) . В монастыре Стефан еще ревностнее и прилежнее начал читать книги, стараясь всегда вполне уразуметь смысл прочитанного, любил беседовать с старцами, разумными, опытными, духовными, и переписывал своими руками многие священные книги, которые и после него долго употреблялись в обители. Постепенно возвышаясь в приобретении познаний, он в то же время преуспевал и в благочестивой жизни, так что своими подвигами, постом, молитвою, чистотою, смирением, терпением, незлобием, послушанием и любовию возбуждал удивление собратий, и епископ Ростовский Арсений удостоил его за добродетель сана иеродиакона. Но не о собственном только усовершенствовании, умственном и нравственном, помышлял благочестивый инок в стенах святой обители. В нем издавна укоренилась мысль послужить и спасению ближних — идти в землю Пермскую, находившуюся неподалеку от его родины — Устюга, и просветить светом Евангелия диких зырян, пребывавших во тьме идолопоклонства .

http://sedmitza.ru/lib/text/435882/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010