Евангелисты. Дерево, масло, позолота, резьба. XVIIIb. 20 декабря 2013 г. 11:15 Святитель Стефан, Строгановы, коми и ссыльные поляки СВЯТЫНИ ПЕРМСКОЙ СТАРИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ МУЗЕЕ Пермская государственная художественная галерея выставляет в одном из экспозиционных залов Государственного Исторического музея лучшее из своего собрания православных святынь. Один из богатейших провинциальных музеев привез в Москву шедевры иконописи и лицевого шитья, старинные богослужебные сосуды и облачения священнослужителей, а главное – жемчужины из фонда знаменитой деревянной полихромной (окрашенной) скульптуры. Если верить летописям, топоним Пермь восходит к древнему самоназванию проживавших здесь язычников «Па Ре Ма», или буквально – «далекая земля». Для наших предков эта страна и в самом деле долгое время казалась краем света в прямом смысле этих слов. Новгородские купцы проникли сюда только в конце XIII века. Официально первым Пермским епископом считается основатель здешней епархии просветитель зырян Стефан (+1396; причислен Церковью к лику святителей в 1549г.). Но до нынешней городской черты Перми св. Стефан не дошел: его кафедра располагалась на так называемой Чердыни, или в Перми Вычегодской. Миссионерское служение продолжили его преемники-епископы Герасим (+1447), Питирим (+1455) и Иона (+1470), в дальнейшем вошедшие в собор Пермских чудотворцев и святителей. К Московскому княжеству Пермский край присоединен в 1472г. - через десять лет после основания в Чердыни Иоанно-Богословского монастыря. Бурное же развитие христианство здесь получает только с приходом знаменитой фамилии купцов, заводчиков и промышленников Строгановых. Растянувшаяся на 17 человеческих поколений история строгановской пермской «империи» начинается с жалованной грамоты Ивана Грозного 1558г., которой Григорию Строганову передавались 4 млн десятин земли для земледелия, добычи соли, геологоразведки и добычи полезных ископаемых (причем на первые 20 лет освоения «пионеры» освобождались от всех податей). Вплоть до 1722 года, когда Строгановы получили баронский титул и переехали в столицы, представителями этой фамилии в Пермском крае возведено великое множество крепостей-«городков», солеварен и медеплавильных заводов (некоторые из последних — к примеру, Очерский — действуют и сейчас). Покровительствовали Строгановы, говоря современным языком, и церковному искусству — не только основывая ювелирные мастерские на местах, но и заказывая убранства для пермских храмов столичным мастерам. Именно поэтому в собрании здешней картинной галереи оказались пять работ царского иконописца Семена Хромого (начало XVII века). На выставку в ГИМ приехали две из них: Смоленская икона Божией Матери и трехсвятительский образ «Благодатные плоды учения». Это ровно столько же, сколько икон Хромого хранится во всех остальных российских музеях!

http://e-vestnik.ru/reports/permskie_svy...

Епископ Игнатий освятил Спасо-Преображенский храм в Яковлево августа 2018 Преосвященнейший владыка возглавил крестный ход вокруг храма с мощами преподобномученика Фомы Зографского, которые затем были положены в основание престола храма.  В этот день настоятель храма, священник Алексий Васильев, был удостоен сана протоиерея. Также по окончании богослужения епископ Выборгский и Приозерский Игнатий в ознаменование освящения преподал храму Архиерейскую грамоту. Отец Алексий   приветствовал правящего архиерея от имени прихода. Он напомнил, что в 2018 году исполняется 10 лет со дня начала восстановления Спасо-Преображенского храма в Яковлево, а также о том, что ровно 105 лет назад, в августе 1913 г., храм Преображенского прихода (ныне утраченный) был освящен архиепископом Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским), будущим Патриархом. Отец Алексий также рассказал о ходе строительства церковно-приходского дома с зимним храмом малого размера. Дом станет небольшим духовно-просветительским центром, который созидается с целью, в том числе, организации просвещения и досуга родителей и детей, проводящих отпуск и каникулы на дачах Выборгского района. Настоятель храма преподнес правящему архиерею памятный подарок от прихода - книгу о храме местного краеведа, прихожанки храма Ирины Владимировны. Затем владыка Игнатий обратился с архипастырским словом к богомольцам, поздравив с Великим освящением храма настоятеля, прихожан и гостей праздника: " Ваше Высокопреподобие, отец Алексий, настоятель сего храма, Ваше Высокопреподобие, отец Григорий, настоятель храма в поселке Юкки, дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня произошло историческое событие. Отец Алексий напомнил, что 105 лет назад был освящен архиепископом Сергием (Страгородским) стоявший на сем месте храм. Вероятно, понимая приближение грядущей смуты, даже он не мог в полной мере осознать, насколько варварским будет отношение к святыням нашей земли. Разрушение храма - это разрушение всего; разрушение образа Божия в своей душе, разрушение связи с Богом. Здесь, в храме, мы входим в непосредственное общение с Богом, прикасаясь к Телу Христову; и неважно, где находится этот храм, в городе ли, в деревне ли - это средоточие присутствия Божия на Земле. Невозможно заменить церковную молитву домашней.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Жизнь святителя Филофея, митрополита Сибирского и Тобольского, просветителя сибирских инородцев Источник Введение ко 2-му изданию Митрополит Сибирский и Тобольский Филофей, в схиме Феодор, по фамилии Лещинский, был один из самых достойных пастырей Русской Православной Церкви. Справедливо сего архипастыря можно назвать просветителем Сибири, по крайней мере, по отношению к туземному народонаселению. При всем том жизнь и дела святителя Филофея описаны и оценены еще весьма недостаточно. Главный недостаток всех печатных о нем сведений – их краткость и неполнота, а затем есть в них неточности, ошибки, даже явные несправедливости. Предлагается новая, подробнейшая биография преосвященного Филофея, подробнейшая особенно там, где говорится о трудах его в распространения Евангелия между сибирскими инородцами; быть может, эта лепта пригодится будущим историкам Сибири и историкам Русской Церкви, особенно пишущим об иерархии Сибирской; а, быть может, для иных с тем вместе послужит и источником назидания. Источниками для предлагаемой биографии преимущественно служили: а) «Краткое описание остяцкаго народа» Григория Новицкого, рукопись, принадлежащая Тобольскому каф. собору; б) «Летопись Сибирская» Черепанова, рукопись, находящаяся в библиотеке Тобольской семинарии; в) уцелевшие дела консисторского архива и, наконец, г) некоторые собственноручные бумаги преосвященного Филофея и сохранившиеся в Восточной Сибири некоторые из его грамот. Жизнь святителя Филофея Филофей, в схиме Феодор, митрополит Тобольский и Сибирский, родился 1650 г. в Малороссии от небогатых, но благородного происхождения родителей, по прозванию Лещинских. Воспитание он получил в знаменитой тогда Киевской Академии. По окончании курса наук вступил в брак и был несколько лет приходским священником; но, овдовев, поступил в Киево-Печерскую Лавру. Здесь Филофей постригся в монашество, с ревностью предался подвигам благочестия, упражнялся в посте и молитве и был образцом для всех окружавших его. За благочестие и особенную опытность и распорядительность в делах через несколько времени он был избран в экономы Лавры (на должность сколько почетную, столько и трудную), а впоследствии возведен в наместника, в то время зависевшего от Лавры Брянского Свенского монастыря, с званием – по одним сведениям – архимандрита, а по другим строителя, но с оставлением и при прежней должности эконома Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ СЛОВО НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский См. также: Церковный год > > Рождество Христово Великое и чудное таинство видим ныне мы, братия. Пастыри с радостными восклицаниями являются вестниками к сынам человеческим, не на холмах полевых со стадами своими беседуя и не с овцами на поле играя, но во граде Давидовом Вифлееме духовные песни возглашая. В вышних поют Ангелы, возглашают гимны Архангелы; небесные Херувимы и Серафимы воспевают хвалы во славу Бога: " свят, свят, свят... " Все вместе совершают радостный праздник, видя Бога на земле и человека, вземлемого к небесам. Дольние Божественным провидением воздымаются до вышних, вышние, по любви Божией к людям, склоняются к дольним, ибо Высочайший, по смирению Своему, " вознесе смиренный " . В этот день великого торжества Вифлеем становится подобным небу, вместо блистающих звезд восприемлст Ангелов, поющих славу, и вместо видимого солнца - беспредельное и неизмеримое Солнце Правды, творящее вес сущее. Но кто дерзнет исследовать столь великое таинство? " Идеже хощет Бог, там побеждается естества чин " , и не может препятствовать природа. Итак, немощи людей непричастны. Бог восхотел и снисшел, совершая спасение людей, ибо в воле Божией - жизнь всех людей. В настоящий радостный день Бог пришел родиться; в этот день великого пришествия Бог соделался Тем, Кем не был: будучи Богом, стал Человеком, так сказать, отрешился от Божества (хотя Своей природы не совлекся); сделавшись Человеком, остался Богом. Ибо, хотя Он возрастал и преуспевал, однако же не так, как будто бы человеческой силой достиг Божественности и из человека соделался Богом; но как был Словом, чуждым страдания, так воплотился и явился не изменившийся, не сделавшийся другим, не утратив той Природы, какой обладал до этого. Родился в Иудее новый Царь; но это новое и чудное рождение, в которое уверовали язычники, отвергли иудеи. Закона и пророков не понимали правильно фарисеи; то, что в них противоречило им, толковали превратно. Новое, полное таинства, рождение старался узнать Ирод, но не для того, чтобы воздать почесть родившемуся Царю, а чтобы отнять у Него жизнь.

http://zavet.ru/kalendar/rx-005pr.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > «В крови русского народа – социальная справедливость, соборный дух» В Александро-Невской Лавре состоялась стратегическая сессия «От русской идеи до суверенного будущего России» 20.10.2023 734 Время на чтение 7 минут Фото: послушник Стефан Феличи фон Райхенбах В пятницу, 20 октября, в духовно-просветительском центре Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры «Святодуховский» в рамках подготовки I Идеологического форума Всемирного русского народного собора состоялась стратегическая сессия «От русской идеи до суверенного будущего России». Ее организатором и ведущим выступил член Правления СПб отделения ВРНС, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия, член Экспертного совета ФАДН России протоиерей Александр Пелин. Соведущими стратегической сессии были наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин и член Правления СПб отделения ВРНС, Председатель совета директоров ГК «РосСтройИнвест», председатель Совета МОПД «Вечно живые», соучредитель ВПП «Земля героев» Федор Туркин. На сессии выступили: заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Дмитрий Вольвач ; доктор исторических наук, профессор, директор Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, член Экспертного совета ФАДН России Дмитрий Функ; председатель Правления РОО «Балтийский Авангард» (Санкт-Петербург) Александр Кузнецов; директор Института Хо Ши Мина СПбГУ, доктор исторических наук Владимир Колотов; член Общественного и Экспертного советов Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН России), директор АНО ДПО Институт социальных и этнокультурных исследований (Москва) Николай Григорьев; главной редактор информационно-аналитического портала «Русская народная линия», председатель Русского Собрания Анатолий Степанов; директор НИИ социальной философии Казанского инновационного университета, доктор философских наук (Казань) Олег Агапов и другие эксперты Один из организаторов мероприятия, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии митрофорный протоиерей Александр Пелин поделился своими впечатлениями и размышлениями о прошедшей сессии в телефонном интервью «Русской народной линии»:

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/20/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В ней веры доверчивый трепет...» Концерт памяти св.блаженной Ксении Петербургской 15.06.2018 562 Время на чтение 4 минуты Светлым вечером 4 июня 2018 года зал Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга наполнился людьми, пришедшими поклониться памяти святой покровительницы нашего города блаженной Матушки Ксении. Тридцатилетию ее канонизации (6 июня 1988 г.) был посвящен концерт, в котором приняли участие лауреаты Православных международных конкурсов и фестивалей, авторы-исполнители Роман Лиманский, Ксения Сагань, Александр Андреев, Наталья Петрова, Ирина Скорик, Антон Галицкий, а также хорошо известный своей просветительской и исполнительской деятельностью о.Анатолий Першин. В концерте приняли участие музыканты из Ансамбля русских народных инструментов «Русская народная песня» под руководством иерея Андрея Ковальчука и замечательные гости - хор Инженерных войск «За веру и Отечество» из Московской области под руководством игумена Варнавы (Столбникова). Это был настоящий, духоподъемный и радостный Праздник города и его любимой святой, победившей своим великим смирением гордость и надменность сильных мира сего, своим материнским теплом - холод равнодушных сердец, своим мгновенным откликом на любую беду и нужду - знакомые каждому отчаяние и одиночество. Символично само место, избранное для проведения Праздника, ведь Андрей Федорович, супруг Ксении Григорьевны, чьим именем она после его кончины назвалась, был певчим Императорской Капеллы. Что пережила молодая 26-летняя вдова, внезапно потерявшая любимого человека, остается тайной ее сердца, но глубина и сила этого сердца открылась в том, что она умерла для мира в день его похорон и дальше стала жить за него, вместо него, нести тяжелейший подвиг юродства во спасение его души. Потеряв мужа, она обрела нераздельное единство с ним в вечности. Не успев родить кровных детей, она стала духовной матерью многих поколений петербуржцев и всех тех, кто с детской доверчивостью припадал к ней в надежде на ее защиту и помощь. Неслучайно на посвященный ей концерт люди пришли целыми семьями, и в зале было довольно много ребятишек - одни внимательно слушали, другие тихонько играли в проходе.

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/16/...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Петроград к старцу Григорию Состоится паломническая поездка из Москвы на день памяти Г.Е.Распутина 29.12.2019 2038 Время на чтение 4 минуты В ночь на 17/30 декабря 1916 года в Петрограде изуверным образом с многочисленными предсмертными истязаниями в Юсуповском дворце был убит русский крестьянин Григорий Ефимович Распутин-Новый — Царский Друг. Вот уже на протяжении ряда лет чтители памяти Мученика отмечают сей день панихидами. Президент Русского Культурно-просветительного фонда имени Святого Василия Великого, известный православный предприниматель и общественный деятель Василий Вадимович Бойко-Великий, находясь в узилище с 19 июня 2019 года, все же не оставляет без внимания свои духовно-общественные потребности и обязательства. Он решил непременно поддержать уже сложившуюся с 2016 года традицию отмечать память мученической кончины Царского Друга Григория Распутина-Нового паломничеством православных москви чей в Санкт-Петербург. Он с оказией переслал из следственного изолятора следующее объявление с просьбой опубликовать его на «Русской Народной Линии». «Дорогие Соотечественники! 29-30 декабря многие православные люди будут отмечать 103-летие мученического подвига Григория Ефимовича Распутина-Нового. Мне известно, что ревнителями памяти и прославления Царского Друга подготовлен целый ряд мероприятий в Санкт-Петербурге и Царском Селе. Наш Культурно-просветительский фонд 30 Декабря с 11:00 планирует провести Крестный Ход от Феодоровского Собора Царского Села города Санкт-Петербурга до Поклонного Креста на месте первоначальной могилы Григория Ефимовича Распутина-Нового. Русский Культурно-просветительный фонд имени Святого Василия Великого наметил отправление паломнических автобусов с надписью: «За Святую Русь!» из Москвы в Санкт-Петербург. План паломничества таков: 28 Декабря 2019 года. 23:00 – Отправление в Санкт-Петербург от торгового центра «Электроника на Пресне» (метро «Улица 1905 года»; Звенигородское шоссе, дом 4). При себе иметь паспорт, воду и дорожный паек.

http://ruskline.ru/politnews/2019/12/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Из-за моего содержания под стражей государство уже потеряло больше, чем следствие мне вменяет» Интервью из-за решётки 19.03.2021 2205 Время на чтение 14 минут В начале нынешнего февраля новый журнал российских предпринимателей «Бизнес-Диалог Медиа» опубликовал большое интервью с известным православным общественным деятелем и крупным производителем высококачественной молочной продукции В.В.Бойко-Великим. По просьбе нашего постоянного автора и сотрудника В.В.Бойко-Великого по ряду просветительских проектов Леонида Болотина мы даем републикацию беседы из журнала «Бизнес-Диалог» на «Русской Народной Линии». Л. Болотин написал нам: «Василий Вадимович вот уже год и девять месяцев по ложному обвинению в банковских хищениях томится в камере СИЗО. 17 Февраля Мосгорсуд без веских оснований продлил его содержание под стражей до 19 Мая. Нужна духовная, молитвенная поддержка православного узника. Он сам не унывает, о чем свидетельствует его интервью и записки из неволи. Вместе со своими адвокатами он знакомится с более чем с двумястами томами уголовного дела, находит в них множество процессуальных и фактических ошибок следствия, готовится к основному судебному процессу по делу банка “Кредит-Экспресс”. Он убежден в конечном торжестве справедливости, благодарит всех молитвенников о нем. Но без духовной поддержки соратников и сочувствующих каждый день в заключении становится невыносимой мукой для всякого человека. Для меня несомненна взаимосвязь беззаконных гонений на великого русского ученого, издателя сотен православно-патриотических книг Олега Анатольевича Платонова , на автора книги “Слово и дело Цари Ивана Грозного” Валерия Михайловича Ерчака, которую переиздал О.А.Платонов, и преследование другого православного издателя — В.В.Бойко-Великого, который тоже уже многие годы борется против клеветы на Благоверного Царя Иоанна Васильевича и Григория Ефимовича Распутина-Нового . Кстати, на такую взаимосвязь обратили внимание и участники Восьмых Калязинских Чтений Б.Ю.Земцов, А.В.Сошенко, О.Ю.Кассин и некоторые другие. Прошу дорогих читателей “Русской Народной Линии” поддержать молитвой моего сподвижника по православно-патриотической общественной деятельности узника Василия…»

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/19/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Комедия о настоящей беде... «Борис Годунов» в постановке А.В.Грунтовского 06.11.2012 682 Время на чтение 11 минут В Петербурге в духовно-просветительском центре Александро-Невской Лавры состоялся премьерный показ фильма, зафиксировавшего спектакль «Борис Годунов» Театра народной драмы (Русский православный театр). Реж. А.В.Грунтовский (отмечен дипломом «За лучшую режиссуру» на 6-м православном театральным фестивале. В ролях: Григорий Отрепьев - Евгений Гуреев. Марина Мнишек - Елена Дельвер (диплом «За лучшую женскую роль»). Борис Годунов - Роман Тихомиров Хозяйка корчмы - Наталья Богданова Царевна Ксения - Лидия Скударева Царевич Федор - Федор Грунтовский Басманов - Петр Захаров Шуйский, Думный дьяк, отец Варлаам - Мирослав Николаев Воротынский, Пушкин , отец Мисаил - Павел Соколов Пимен, Патриарх, Юродивый - Андрей Грунтовский куклы - Владимир Матросов (диплом «За высокое мастерство в работе с куклами»). Этот театр играет в пространстве точки. Может быть, из-за малого пространства этой сцены, в прошлом Святодуховского храма (в Александро-Невской лавре, где отпевали Ф.М. Достоевского). Малое простанство сцены, однако, не ограничивает пространство действия, напротив, подчеркивает его бесконечность. Шекспировский аскетизм декоративных средств, именно малое пространство сцены усиливает основной эффект спектаклей, воссоздающих Запечатленные мгновения русской поэзии - на материале поэзии Пушкина, Есенина, Шергина, Шукшина, Рубцова. В спектакле «Борис Годунов» используется пространство площади сундука в центральной точке зрительской перспективы, в которой происходит действие, и пространство России, воображением зрителя уместившейся на подлинной географической карте, составленной царевичем Феодором Борисовичем и изданной в Амстердаме в 1613 году Гесселем Герритсом. Пушкин построил на этом историческом факте сцену «Царские палаты»: «Царевич, чертит географическую карту» - Чертеж земли московской; наше царство Из края в край. Вот видишь: тут Москва ,

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/07/...

Закрыть Армянское Косово О прошлом, настоящем и будущем Арцаха Елена Мкртчян   09:00 16.10.2023 501 Время на чтение 9 минут Фото: предоставлено автором Если счастье без любви невозможно, то видно ни покоя, ни воли не может быть без Родины (И.С. Тургенев) Все исторические источники, начиная с VII века до Рождества Христова вплоть до XX века по РХ, свидетельствуют об этнической однородности духовного центра Армении – Нагорного Карабаха (древнее название Арцах – Хачен). Общее число памятников народной культуры армянского народа на территории Нагорного Карабаха насчитывает более 1700 из которых 500 церквей и 60 монастырей. Держа в руках карту Карабаха позволим себе перечислить лишь несколько из них – в Мардакертском районе 520, Гадрутск – 410, Мартунинском – 327, Аскеранском – 251, Шушинском – 103, Монастырский комплекс Амарас (ныне Мартунинский район) один из крупнейших, основан в начале IV века святым Григорием Просветителем! Дадиванк в V веке, Акубаванк в VIII веке, Апостольский в V, монастырь Охтэ Дрни и церковь Вачагана в VI-м, грандиозные монастырские и дворцовые ансамбли Гтчаванка, Хатраванка и Гандзасара – в XIII-м, Майраберд – в XVII-м, дворцовые ансамбли Хачена и Дизана в XVII-м, церковь Казанчецоц в Шуше в XIX-м. Об их армянской этнокультурной принадлежности свидетельствуют не только письменные источники разных эпох, хранящиеся в Эчмиадзине и Матенадаране, но и высеченные на их стенах армянские надписи. Вот как описывал освящение главного Храма Гандзасарского монастыря выдающийся армянский историк XIII века Кирокос Гандзакетци: «Небоподобный Храм Славы Божией! Его освящало невиданное множество священников, около семисот иереев» (Гандзакеци К. «История Армении». М., 1976). Не говоря уже о безчисленных неизреченной красоты Хачкарах (каменный армянский крест с филигранно высеченными надписями и орнаментами). Такой плотности воздуха земного Рая не было нигде на планете, кроме Косово и Метохии. Да, у турок и принадлежащих им азербайджанцев нет урана, но где теперь Косово, Югославия и сами сербы у которых тоже не было урана в отличие от армян?..

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/16/ar...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010