В 1887 году по проекту известного ставропольского архитектора Федора Карло­вича Кнорре на северо-восточной стороне Софиевской площади было возведено собс­твенное здание Кавказского епархиального женского училища. Это неординарное трехэтажное здание из шлифованного камня-ракушечника, выходящее фасадом на Невинномысскую улицу (сегодня — ул. Мира), стало особым явлением в губернском центре. На его третьем этаже в большом зале, полном солнечного света, обоснова­лась домовая церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери, переименованная в 1896 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Строение уже скоро стало тесным для трехсот воспитанниц и преподавателей училища. В 1908 году инженер и архитектор Григорий Кусков пред­лагает проект расширения здания. Не менее маститый архитектор Андриан Пет­рович Булыгин предложил свой проект. Именно этот проект расширения здания за счет пристройки по Митрофановскому (сегодня — Зоотехническому) переулку и был одобрен специальной епархиальной комиссией. В 1910 году началось строительство трехэтажной пристройки, в значительной мере повторяющей фасадный рисунок первого строения. Стройка продолжалась бо­лее пяти лет. Вновь построенное здание с двумя парадными входами являло собой об­разец градостроения, став наиболее величественным в Ставрополе. В нижнем этаже располагалась духовная библиотека, помещения для преподавателей и духовных на­ставников, начальницы училища. Широкая парадная лестница из пятигорских плит кремнистого известняка с чугунными, окрашенными под бронзу перилами и ясене­выми полированными поручнями вела на второй этаж со сводчатыми коридорами и многочисленными классными комнатами, гимнастическим, музыкальным и актовым залами. Третий этаж, куда можно было попасть как по нескольким каменным лес­тницам, так и с помощью первого в городе электрического лифта завода «Альфред Гутман и К°», занимали спальные комнаты для 500 воспитанниц. Все здание в зимнее время обогревалось с помощью калориферов фирмы «К. Зигель» с батареями систе­мы О. Креля. Во дворе находилась центральная котельная с паровыми машинами из Германии — паровой кухней и столовой, паровой баней и прачечной, теплицей и цве­точной оранжереей. В усадьбе училища имелись: двухэтажная каменная больница, га­раж, конюшня с каретным сараем и прочие службы. Общая стоимость всех строений превышала 500000 рублей серебром.

http://sobory.ru/article/?object=50305

Инок Феофан был рукоположен во иеродиакона в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. После он напишет: «Киево-Печерская Лавра - неземная обитель». В 1841 г. иеромонах Феофан окончил академию со степенью магистра, его дипломное сочинение было отправлено Священному Синоду как лучшее, а сам он назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища, где стал преподавать латынь. Он говорил: «Полюбите детей, и они вас полюбят». Инок Феофан нес затем и другие послушания - инспектора Новгородской семинарии, бакалавра и помощника инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. Трудился в Иерусалиме, Константинополе, на Афоне. Был епископом Тамбовским и Шацким, затем Владимирским. На Владимирщине и сейчас стоят храмы, освященные владыкой. В частности, храм Рождества Богородицы в древнем Боголюбском монастыре, заложенный 19 мая 1855 г. и освященный 20 мая 1866 г., возведенный в русско-византийском стиле по проекту К.А. Тона. А вот на месте храма Рождества Христова в Иваново-Вознесенске, освященного святителем Феофаном в 1864 г. и снесенного в известный период русского помрачения, была разбита пл. Революции. На 52-м году жизни епископ Феофан подал прошение об увольнении на покой. Священный Синод был в недоумении, поначалу не знал, как отреагировать, но потом все же освободил владыку от управления Владимирской епархией с назначением на должность настоятеля Вышенской пустыни. Святитель желал уединения, покоя и тишины, чтобы заняться трудами духовного писательства. «Писать - это служба Церкви нужная, - утверждал он. - Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». Вместе с иноками еще в течение шести лет свт. Феофан ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и праздничные дни сам совершал литургию. Однажды святитель провел в строгом уединении Великий пост, затем уединился на более продолжительное время - от Пасхи до Пасхи, после чего был решен вопрос о полном затворе - на втором этаже флигеля, где сейчас расположен музей в честь святителя. В 1872 г. подвижник своими руками устроил у себя в келии «малую церквицу» во имя Крещения Господня, отделив для нее часть наибольшей из комнат - гостиной, где и стал совершать церковные службы один, без сослужащих. Тут можно усмотреть и прорицание святителем собственного дня кончины. Известно, что свт. Феофан в одном из писем более чем за полстолетья предсказал Октябрьский переворот. И, между прочим, для борьбы с революцией предлагал жесточайшую цензуру прессы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРОВОГРАДСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Херсонской и Одесской епархии, в 1880-1924 гг. Елисаветградское, в 1924-1934 гг. Зиновьевское, в 1934-1935 гг. Кировское, в 1944-1946 и 1949-1950 гг. Кировоградское. Названо по г. Елисаветград (совр. Украина) (в 1924-1934 Зиновьевск, в 1934-1939 Кирово, ныне Кировоград). Начальный период существования К. в. Со времени основания (1754) до 1756 г. крепость Св. Елисаветы относилась к Киевской епархии , с 26 июня 1756 г. приходы Елисаветградской пров. отошли Переяславской епархии (см. Переяславская и Бориспольская епархия ). 27 авг. 1757 г. Переяславской епархии были переданы 2 протопопии Киевской кафедры - Кирилловская и Новомиргородская и была образована Елисаветградская протопопия с центром в Елисаветграде. В 1764 г. в указанных 3 протопопиях имелось 57 церквей, к 1775 г. их число выросло до 81. В 1760 г. сербский архим. Софроний (Доброшевич) по благословению Переяславского еп. Гервасия (Линцевского) основал на Дмитровской даче (ныне с. Дмитровка Знаменского р-на) Новосербский Чернолесский скит с церковью Преображения Господня. В марте 1767 г. Синод решил упразднить скит, а новопостроенный храм обратил в приходский. 9 сент. 1775 г. образовалась Херсонская и Словенская епархия (см. Херсонская и Таврическая епархия ), в нее вошли приходы созданного в 1776 г. Елисаветградского у. Новороссийской губ. 26 янв. 1880 г. в Херсонской епархии было учреждено 2-е вик-ство - Елисаветградское (1-е викариатство Херсонской епархии - Новомиргородское ). Постановление о назначении 2-го викария Херсонской и Одесской епархии с титулом «епископ Елисаветградский» было утверждено указом Свящ. Синода от 3 февр. 1880 г. (Херсонские ЕВ. 1880. 8. С. 142). Причиной открытия 2-го викариатства была необходимость борьбы с распространением сектантства, поскольку в 1-й пол. XIX в. на территории Херсонской епархии значительно выросло число баптистов, адвентистов, штундистов, иоаннитов и др. (В Елисаветградском у. сектантство особенно укоренилось в приходах Кардашевском, Аннинском, Песчано-Бродском, Любомирском, Плетено-Ташлыкском, Софиевском, Глодосском, Скалевском, Петроостровском, Новоархангельском, Арбузинском, Арнаутовском, Болгарском, Солоновском, Сербуловском, Устиновском, Коротякском, Кетрисановском, Обозновском, Фёдоровском, Б. и М. Виски и Буличевском; в Александрийском у.- в Оситняжском, Знаменском и Гуровском приходах.) Елисаветградскому викарию предписывалось иметь местопребывание в одесском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре и быть его настоятелем; на содержание викария помимо доходов Успенского мон-ря выделялись средства Бизюкова Пропасного во имя сщмч. Григория, просветителя Армении, муж. мон-ря. В обязанности викария кроме настоятельства в одесском мон-ре входило управление Одесским ДУ. Первым Елисаветградским епископом стал преподаватель Одесской ДС архим. Неофит (Неводчиков), хиротонисанный 10 авг. 1880 г. в Одессе.

http://pravenc.ru/text/1841109.html

В профессорских ведомостях он аттестуется как студент, обладающий весьма хорошими способностями, отличающийся усердием и имеющий отличные успехи в науках. Любимыми предметами будущего архипастыря были предметы богословские, и в особенности Священное Писание и церковное красноречие. Благодатное влияние оказали на Георгия Киево-Печерская лавра и другие киевские святыни, являющиеся красноречивыми свидетельствами подвигов русского иночества. До конца жизни святитель вспоминал: «Киевская лавра — неземная обитель». На последнем году учебы Георгий Говоров решил себя всецело посвятить служению Святой Церкви в иноческом чине. 1 октября 1840 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, он подал прошение: «Имея постоянное усердие к занятию богословскими предметами и к уединенной жизни, я, чтобы соединить то и другое на предлежащем мне служении Церкви, положил обет посвятить жизнь мою монашескому званию». 15 февраля 1841 г. он принял постриг, с наречением ему имени Феофан, чин пострижения был совершен в Свято-Духовской церкви Киево-Братского монастыря ректором академии архимандритом Иеремией, который впоследствии стал архиепископом Нижегородским. В тот же год святитель Феофан был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха в большом Успенском соборе лавры. Академию иеромонах Феофан закончил в числе первых, со званием магистра за работу «Обозрение подзаконной религии». Началось время его служебной деятельности на учебно-воспитательном поприще. Некоторое время он был ректором Киево-Софиевского Духовного училища, а потом три года инспектором Новгородской семинарии. 13 декабря 1844 г. он был переведен на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия в Петербургскую Духовную академию. Сознавая ответственность перед Богом в деле духовного воспитания юношества, о. Феофан стремился действовать на будущих пастырей добротой, любовью и кротостью. Свой взгляд на духовно-педагогическую деятельность он выразил следующими словами: «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых». Отставив в сторону схоластические подходы, молодой богослов опирался на опыт аскетический и психологический. Главными, после Священного Писания и творений святых отцов, источниками его лекций были жития святых и психология.

http://sedmitza.ru/lib/text/436775/

Прекрасно окончив академию со степенью магистра, о. Феофан занимает место ректора Киево-Софиевского духовного училища, а вскоре переходит в Новгородскую духовную семинарию на должность инспектора и преподавателя психологии и логики. Три года пробыл он в Новгороде и успел проявить себя как талантливый воспитатель и прекрасный преподаватель науки о душе человеческой. Нравственные качества и хорошие знания иеромонаха Феофана оценило начальство: из Новгорода его перевели в С.- Петербургскую духовную академию на кафедру нравственного и пастырского богословия. Свой взгляд на высоту духовно-педагогической деятельности христианских наставников святитель впоследствии высказал так: " Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых " . В 1847 г. российское правительство окончательно решило вопрос об учреждении в Иерусалиме духовной миссии. Во главе её был поставлен известный в то время знаток Востока архимандрит Порфирий (Успенский), а в сотрудники ему были приглашены преподаватели и воспитанники Петербургской духовной академии. Первым на призыв с радостью откликнулся о. Феофан. 21 августа 1847 г. он стал членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Пребывание на Востоке явилось большим событием в его жизни. Здесь он подробно ознакомился с религиозной жизнью края, чему благоприятствовали неоднократные поездки членов миссии за пределы Палестины - в Сирию и Египет. В Иерусалиме иеромонах Феофан изучил греческий и французский, занимался еврейским и арабским языками, овладел иконописным мастерством и настолько хорошо, что даже, по словам очевидца, снабжал бедные церкви целыми иконостасами. Посещая древние обители он исследовал также писания св. отцов по древним рукописям, которые переводил с греческого на русский. За шесть лет миссия принесла большую пользу делу православия, интересам России и науки, богословской и церковно-исторической. В 1853 г. началась Крымская война, и Русская духовная миссия вернулась на родину. Иеромонах Феофан возведен в сан архимандрита и назначен преподавателем канонического права в духовную академию Петербурга. Вскоре новая должность - ректора и профессора Олонецкой духовной семинарии, пока, наконец, он не был направлен настоятелем посольской церкви в Константинополе. Все его заботы направлены теперь на примирение греков с болгарами, на улучшение положения Константинопольского патриархата. О. Феофан обратился к российскому правительству с просьбой устроить госпиталь для русских матросов и паломников.

http://ruskline.ru/analitika/2006/01/23/...

В 1923 году епископа Макария арестовали, несколько месяцев он провел в Киевской тюрьме. В это время шла кропотливая и напряженная работа по созданию жизнеспособных церковных групп, состоящих из духовенства и мирян, действующих независимо от безбожной власти. Ближайшей верной и преданной помощницей епископа Макария в самых трудных и ответственных обстоятельствах была его двоюродная сестра Раиса Александровна Ржевская . Во время его арестов и ссылок у нее хранились вещи, бумаги и адреса людей, с которыми был связан владыка. Она поддерживала нужные церковные связи, передавала ему в ссылку необходимую информацию о положении дел в Церкви. Связь с административно высланным епископом Парфением епископ Макарий вел через М. Н. Бурую из Киева. Врач Георгий Александрович Косткевич также был близким, но, как выяснилось впоследствии, менее твердым помощником епископа Макария. Он выполнял различные его поручения, переписывал бумаги, разносил его письма. Бумаги состояли из различных обращений, посланий, открытых писем и пр. Письма должны были попадать прямо в руки адресатам и притом через доверенное лицо. В это время в Киеве происходил церковный раскол. Большой Софийский собор в это время был захвачен украинскими самосвятами. Малософиевский собор в Киеве оставался у православных, сторонников патриарха Тихона, и там формировался сильный приход, руководимый епископом Макарием. Собрания членов прихода происходили обычно на квартире у вдовы ротмистра Юлии Васильевны Давыдовой. В Софиевскую общину, существовавшую при малом Софиевском соборе, входили священники Е. Капранов, И. Златоверхников, протоиерей отец Иоанн Церерин, протоиерей малого Софийского собора отец Хрисанф Григорович, А. Г. Хадзицкий, Брайловский, протоиерей Феодор Поснеровский и архимандрит Филадельф. Связь с епископом Макарием поддерживал настоятель собора отец Александр Должанский. Им помогали прихожане храма: А. С. Чернявский, Л. А. Мороз, председатель Софиевской общины А. Ф. Щербак, М. И. Шкаруба, А. М. Будовский, Н. Н. Кривицкий, Д. Д. Неверович, Н. Н. Додонов и др. Именно они играли решающую роль в принятии того или иного решения среди мирян. Благодаря их стараниям и трудам до православных Киева своевременно доходила нужная информация, формировались и вырастали новые достойные кандидаты для рукоположения, осуществлялась связь с селами, которую контролировал архимандрит Аверук, с Чернобыльским и Радомысльским округами отношения поддерживал председатель И. Волков и т. п. Под руководством владыки Макария осуществлялась помощь арестованному духовенству. По его благословению специально собирались средства для ссыльных епископов. Для этого владыка выдавал Н. Е. Недзвядовской специальное письмо-разрешение, чтобы проводить сборы по всем киевским приходам. Были и отдельные люди, специально назначенные для сбора средств для архиереев, когда они были в ссылке или в тюрьме.

http://drevo-info.ru/articles/26034.html

При Ярославе Киев стал украшаться храмами. В 1037 году, на месте окончательного поражения в 1036 г. печенегов, где стояла небольшая, несколько раз горевшая, деревянная церковь времен св. кн. Ольги, Ярослав заложил большой каменный храм во имя Софии Премудрости Божией (окончен он около 1045 г.). В соборе этом позднее поставлялись митрополиты и освящалось вступление на престол великих князей. Собор не раз страдал при войнах и нашествиях. В нем сохранилась доселе большая запрестольная мозаичная икона Божией Матери, именуемая «Нерушимая стена». Вблизи Софиевской церкви Ярослав построил две каменные церкви и при них княжеские монастыри мужской – в честь своего Ангела великом. Георгия Победоносца, и женский – в честь Ангела супруги своей муч. Ирины (шведская королевна Индигерда, дочь короля Олофа, во крещении Ирина, в иночестве св. Анна). Митрополит Иларион освятил Георгиевскую церковь 26 ноября (не раньше 1051 г.) и установил праздновать в этот день память Св. Великомученика. Сей праздник существует и в Греции, где был установлен в честь освящения одной из тамошних церквей. Одновременно с закладкой Софиевского собора Ярослав начал ограждать свою расширенную столицу и на земляном валу воздвиг каменную церковь, посвященную Благовещению Пресв. Богородицы. Летописец замечает: «Радость всегда будет граду тому святым благовещением Господним и молитвами св. Богородицы и архангела Гавриила». Второй сын Ярославов Св. Владимир Новгородский (по смерти в 1019 г. брата Илии – старший), родоначальник первых Галицких князей, соорудил в 1052 г. (по древним свед. в 1050 г.) в Новгороде храм св. Софии. Скончался Св. Владимир в 1052 г. Ближайшее потомство Ярослава, часто, в ущерб Руси, враждовавшее между собою, отличалось, вместе с тем, преданностью Церкви, строительством храмов, заботами о монастырях. Братья соперники, Изяслав Киевский и Святослав Черниговский Ярославичи, оба поддерживали Печерскую обитель. Святослав имел у себя полные клети книг и заботился о просвещении. Он закончил строение в Чернигове Спасского собора, заложенного кн. Мстиславом Владимировичем, умершим в 1036 г. Любовью к образованию известны также любимый сын Ярослава, Всеволод, и сын последнего Владимир Мономах (мать его – дочь византийского императора Константина Мономаха).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В Новгороде, где вече становилось все сильнее князя, с 12 века установилось народное избрание владык. В выборах обычно принимали участие – князь, духовенство, софияне (лица, принадлежавшия к ведомству Софиевского собора и владычней кафедре) и народ. В случае несогласия избирателей прибегали к жребию. Для этого жребии избираемых клали на престол святой Софии и посылали вынимать или слепца, или младенца. Избранного владыку посылали в Киев для посвящения. Епископ в своей епархии поставлял служителей алтаря, судил и подвергал их наказанию, согласно церковным правилам. Как провозвестники христианской совести и мудрости, епископы были призываемы на народные совещания, и князья не решались на важные предприятия без их благословения. Епископы, подобно митрополиту, мирили князей в их распрях. Более других епископов участвовал в гражданском управлении новгородский владыка. Благочестивою волею князей предоставлены были ведению пастырей Церкви: 1) «все люди церковные», со включением богоугодных заведений 2) все преступления мирян против веры и церковного благочиния, со включением святотатства 3) все дела, относящияся к брачному союзу и правам родителей, со включением споров о наследстве 4) наблюдение за верностью торговых весов и мер. Существование таких прав видим в уставах князей Св. Владимира и Ярослава; также приведены они в грамотах смоленского кн. Ростислава и новгородского князя Всеволода. Такой порядок частию сообразен с греческим Номоканоном, а еще более с усердием князей к Церкви. Они, благоговея к духовной власти, готовы были сделать более для Церкви, чем требовалось обычаями греческой империи, конечно, с учетом гражданского быта тогдашней Руси (Архиеп. Филарет). При епископе состоял собор пресвитеров. Коллегия епархиальных чиновников у епископов – клиросы или крылосы. Кроме кафедральных клиросов, которые представляли собою пресвитерские советы или соборы при епископах, епархиальное управление еще состояло из наместников, тиунов и, по всей вероятности, из десятинников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИЕВСКИЙ КАЗАНСКИЙ ХРАМ В СОФИЕВСКОЙ БОРЩАГОВКЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Киевский Казанский храм (в Софиевской Борщаговке) Украинской Православной Церкви . С до-монгольского времени здесь были земли Софийского собора , на хозяйстве работали иноки и крестьяне (тут выращивали «борщевые» культуры – отсюда и происходит название местности). Софиевская Борщаговка входила в приход Казанского храма , что ныне находится на массиве Южная Борщаговка и принадлежит т.н. « киевскому патриархату ». На Страстной Четверг 1994 г. был освящен Крест на месте строительства Казанского храма. С 25 октября 1994 г. до Дня Святой Троицы в 1997 г. службы проходили в приспособленном доме на ул. Жовтневой, 17. Первая служба в новопостроенном нижнем храме состоялась на престольный праздник – 4 ноября 1998 г. Богослужение Вечернее: пятница, суббота – 17.00 (зимой – 16.00). Суббота: Литургия – 9.00. Воскресенье: исповедь – 8.00, акафист Казанской иконе Божией Матери – 8.30; по окончании – Литургия. Воскресная школа Для детей: суббота – 11.00. Для взрослых: пятница, после вечерней службы (около 19.00). Использованные материалы Редакция текста от: 16.09.2008 19:32:53 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/11377.html

В день 87-й годовщины мученической смерти царской семьи в Киеве пройдет крестный ход Киев, 15 июля 2005 г . 17 июля в Киеве по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира состоится традиционный крестный ход православно-патриотической общественности Украины, организованный Союзом Православных Братств Украины, Православным братством Александра Невского, Русским Движением Украины и другими православно-патриотическими организациями в день 87-й годовщины мученической смерти святых царя-страстотерпца Николая II и его семьи, сообщает пресс-служба Русского Движения Украины. Крестный ход начнется в 12:00 от Свято-Успенского собора Киево-Печерской Лавры и пройдет по памятным местам Киева, которые можно назвать историческими царскими местами: вокруг Мариинского дворца, примыкающего к зданию нынешней Верховной Рады; через бывшую Царскую, а ныне Европейскую площадь, на Владимирскую горку к памятнику крестителю Руси святому князю Владимиру, сооруженному еще в царские времена. Закончится крестный ход молебном на Софиевской площади, где 350 лет назад киевляне присягали на верность русскому царю Алексею Романовичу, после исторического решения Переяславской Рады о вхождении Малороссии " под державную царскую руку " русского государя в январе 1654 года. 15 июля 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14069.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010