Дата рождения " первенца " , опираясь на упомянутую в надписи дату, построение колокольни определяют 1760 годом. Наряду с этим известный исследователь Л. Зимин в журнале " Киевлянин " за 1909 г. в статье " Кирилловская обитель " писал о " каменной трехъярусной колокольне, построенной в 1748 году " . Указывая на эту дату, он, вероятно, опирался на тот известный факт, что ремонтно-реставрационные работы в Кирилловском монастыре под руководством Григоровича-Барского проводились в 1748-1749 г.г. А современный нам автор М. Дегтярев считает, что эти работы выполнялись не до 1760 г., а позже - в 1760-70-х г.г. На основании этих соображений можно заключить: не имея возможности указать точную дату сооружения колокольни, определим ее в пределах 1748-1770 г.г. Что касается даты 1760 года, то больше всего она касается не столько построения колокольни, сколько обустройства во втором ее ярусе церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С обеих сторон колокольня имела пристройки. В одной из них была лестница. Одни вели в аптеку, которая после реорганизации Кирилловского монастыря в больницу (1786) размещалась во втором ярусе. Также во второй ярус, в его верхнюю часть вела другая лестница; там в 1909 году исследователь Л. Зимин нашел крест с распятием – по его мнению, XVI в. Второй ярус заканчивался каменным сводом, откуда на третий вела узкая лестница. Еще была деревянная лестница вверх к колокольне. Украинское... Как писал в 1940 г. известный исследователь архитектуры М. Хвастенко, " сочетание тонкого и искусного профилирования карнизов рядом с элементами, исходящими от украинского барокко первой половины XVIII века (например, довольно грубые наличники окон), а также с влиянием современной барочной архитектуры школы Растрелли , создают архитектурное лицо сооружения. Из элементов массовой городской и сельской архитектуры Григорович-Барский применял ниши-филенки в базах пилястров, колонн, а также на ограждениях, вполне правильно сделаны в более крупных и рельефных формах, чем сама башня. Расположение церкви-колокольни в ограде, а не во фронтоне стены, тоже характерно для монастырских ограждений в украинской архитектуре конца XVII и начала XVIII в.в. (Лавра, Новгород-Северский, Спасский монастырь, Софиевское подворье и т.п.).

http://sobory.ru/article/?object=42918

Ведал ею с 1725 г. епископ белгородский. В 1753 году в ведении Снода было 30 епархий. Императрица Елисавета очень почитала Свяш. Иоасафа, епископа Белгородского (1705–54). Он принадлежал к родовитой малороссийской семье Горленко; учился в Киево-Братской Могилянской Академии, которую оставил, приняв в 1725 г. постриг в Межигорском м., вблизи Киева. Рукоположенный в 1728 г. в иеродиаконы, он преподавал в низших классах академии, позднее, как иеромонах, включен был в клир Софиевского собора. К тридцати годам определился вполне его облик. Строгое подвижничество соединялось в нем с крупными административными способностями. В 1737 г. он назначен был игуменом Мгарского м., вблизи г. Лубны, где почивали мощи св. Афанасия Пателария, патриарха константинопольского, которого Святитель Иоасаф считал своим небесным покровителем. В бытность его в Петербурге в 1742 г., для сбора средств на поправку монастырского собора, он произнес проповедь в дворцовой церкви., очень понравившуюся государыне, с тех пор благоволившей к нему. Возведенный по ея желанию в сан архимандрита, он был назначен в 1745 г. наместником Троицко-Сергиевой Лавры, в 1748 г. хиротонисан во епископа белгородского. Епархия эта, основанная в 1667 г., охватывала паству, вошедшую потом в состав Курской, Харьковской, частично Черниговской епархий. Позднее в нее включены были упоминавшиеся выше славяне. Владыка с исключительной ревностью управлял епархиею, постоянно совершал объезды ея, ободрял одних пастырей, карал нерадивых. Все деньги, получавшияся с богатой епархии, владыка расходовал на благотворительность, много помогая тайно. После его кончины у него нашли 70–80 копеек. Преставился он 10 декабря 1754 г. Многочисленны были чудеса, проистекавшия от его нетленных мощей. Прославление Свят. Иоасафа состоялось в 1911 г. В царствование императрицы Елизаветы особенно выделился выдающийся иерарх того времени владыка Симон (Тодорский), о котором будет еще речь позднее. Родился он в г. Золото- ноше, Полтавской губ., в 1701 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Да будут благословенны от Бога и заботы Собора об устроении дел церковных в Юго-Восточной России, и его слова и увещания и научения в деле возрождения и воскресения Русского Народа. Председатель правления Всероссийского национального центра М. Федоров Библиотека-фонд «Русское Зарубежье». Ф. 7. Архив Всероссийского нац ионального центра. Дело « Церковь ». Л. 1–3. ГАРФ. Ф. Р-446. Оп. 2. Д. 69. Л. 8. Приложение 5 к сводке 2 о политических партиях и организациях с 21 по 31 мая 1919 г. начальника информационной части Отдела пропаганды Особого совещания при Главнокомандующем ВСЮР. Машинописная копия без существенных разночтений.   10. Протокол 3 пленарного заседания Собора 21 мая 1919 г. Пленарное заседание было открыто председателем архиепископом Митрофаном [в 7 часов вечера] 150 . Секретарь Собора проф[ессор] П. Верховской доложил Собору о поступившем приветствии Собору от съезда духовенства и мирян 11 округа Ставропольской губернии, открывшегося в с[еле] Донском. Поставлено благодарить съезд духовенства и мирян за приветствия и высказанные пожелания. Затем проф[ессор] П. Верховской делает заявление Собору о назначенном Советом Епископов 151 в четверг 23 мая с[его] г[ода] торжественном богослужении и крестном ходе. В указанный день между 8–9 час[ами] утра в кафедральном и Троицком соборах, Андреевской и Софиевской церквах будут совершены архиерейским служением литургии с произнесением проповедей о значении настоящего Собора. По окончании богослужения из перечисленных храмов двинутся крестные ходы на базарную площадь, где перед зданием духовной семинарии сонмом епископов и пресвитеров Собора будет отслужен торжественный Господу Богу молебен. По окончании молебна возле Андреевской церкви, на братской могиле, будет совершена панихида по убиенным большевиками в несчастную годину. Товарищ секретаря проф[ессор] Н. Абрамов делает заявление о том, что комиссия личного состава пополнила список членов Собора вновь прибывшим членом Всероссийского церковного Собора князем E. Н. Трубецким.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преосвященный Антоний большинство изречений старца Парфения знал наизусть и любил употреблять их при должных случаях; некоторые из обыкновенных приговорок отца Парфения часто исходили из уст преосвященного Антония. В бытность свою в Киеве на торжестве юбилейном в академии в сентябре 1869 года преосвященный Антоний не пожелает иметь для себя помещение нигде как в бывших кельях иеросхимонаха Парфения. По возвращении из Киева говорил не раз и многим: «Ну вот, теперь я снова повидался с батюшкою моим, как бы с живым и набеседовался с ним как уста в уста; да и самые его кельи и церковка при них были для меня красноречивее и вдохновительнее всяких словес, навевая и вливая прямо в душу, присущую в них благодатную силу и живодействие " " 107 . Святитель Феофан, затворник Вышенский Святитель Феофан, Затворник Вышенский , в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии. С отличием окончив Духовную семинарию, в 1837 году поступил в Киевскую Духовную Академию. Пятнадцатого февраля 1841 года Георгий Говоров принял постриг с именем Феофан, в апреле рукоположен был в иеродиакона, а 1 июля – в иеромонаха. Иеромонах Феофан продолжал учебу в академии. В 1845 году окончив ее, в августе был назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища. Седьмого декабря 1842 года он был назначен инспектором Новгородской семинарии. С 13 декабря 1844 года преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). Первого февраля отец Феофан был назначен помощником инспектора Академии. В 1847 году в составе Русской Духовной миссии был направлен в Иерусалим, где посетил древние обители, изучал писания святых отцов по древним рукописям, вошел в тесную духовную связь с афонскими старцами. В 1853 году началась Крымская война, а 3 мая 1854 года члены Русской Духовной миссии были отозваны из Иерусалима. В 1855 году Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой Духовной семинарии. В 1856 году архимандрит Феофан назначен на должность настоятеля Польской Церкви в Константинополе, с 13 июня 1857 года – ректор СПДА.  

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Таковы и все построения восточных папистов – сплошь предположения и догадки. Что отцы не досказали – сами додумаем. Еще раз возвращаясь к теме дела Фотия - Евстафия, отметим, что если и могло оно повлиять на те или иные решения Четвертого Вселенского Собора, то только в не в пользу Константинополя, поскольку Халкидонский Собор отверг решение Константинопольского Синода по этому делу и принял противоположное. Шабанов, вслед за все теми же многочисленными, но анонимными «исследователями», называет  9 и 17 правила Четвертого  Вселенского Собора «каноническими постановлениями о праве Константинопольского престола принимать к рассмотрению судебные дела из других Патриархатов». В связи с тем, что Константинопольский Патриарх Варфоломей во время своего выступления на Софиевской площади в Киеве сослался на эти каноны, как на обосновывающие его особые права во Вселенской Церкви, прояснение их истинного смысла приобретает особую актуальность и важность в современной церковной ситуации. Среди серьезных исследователей существует две точки зрения (а не одна, как утверждает Шабанов) на то, кто имеется в виду под «экзархом великой области». Согласно первой, содержащейся в толкованиях канонов известного сербского канониста епископа Никодима (Милаша), под «экзархом» подразумевается «главный митрополит, экзарх или патриарх, т.е. предстоятель большой церковной области, имеющей несколько митрополитов, с подручными им епископами, причем данный предстоятель с подчиненными ему митрополитами и епископами составляют " окружной собор " или " патриарший " или " национальный " собор, к которому со своими жалобами на митрополита и могли обращаться клирики и епископы». Епископ Никодим приводит также высказывания знаменитых западных церковных ученых 19 столетия Гефеле и Гергенротера, солидарных с ним. Но доказывает ли такой подход «право Константинопольского престола принимать к рассмотрению судебные дела из других Патриархатов»? Обратимся к  авторитетнейшему толкователю канонов Зонаре: «Но не над всеми без исключения митрополитами константинопольский патриарх поставляется судьею, а только над подчиненными ему.

http://radonezh.ru/monitoring/o-mnimosti...

Родители Н. С. Жураковской немецкого происхождения. Похоронены на Лукьяновском кладбище. Ее мать, Софья Карловна, вышла замуж вторично, и дочь носила фамилию отчима, Богоявленского, который очень любил девочку. Церковь Рождества Богородицы находилась на Почтовой площади, разрушена в тридцатые годы. Автор стихотворения — один из самых молодых членов братства Дмитрий Дмитриевич Верделевский. Биолог. О. Анатолий сослан в Краснококшайск (ныне Йошкар–Ола) 6/19 мая 1923. В конце 1923 г. церковь св. Иоанна Златоуста закрыта, община перебралась в церковь Николая Доброго. Речь идет об о. Александре Стрельникове. Служил в Георгиевской церкви, примыкавшей к стене Софиевского собора у стыка ул. Золотоворотской и Георгиевской (ныне — Стрелецкий переулок). Разрушена перед войной. О. Александр погиб в лагерях. Его жена, Анна Александровна, дожила до глубокой старости, воспитав достойных детей. В общей сложности о. Анатолий пробыл в тюрьме (под следствием) и ссылке 1 год и 9 месяцев. Упоминание о «болезни» «Н.» и «Мак. И.» — это скрытое сообщение об аресте митр. Киевского Михаила. Упоминание о «болезни» «Н.» и «Мак. И.» — это скрытое сообщение об аресте митр. Киевского Михаила. Общинная молодежь временами выезжала в Ирпень «на криничку», к явленному колодцу, чтимому местным православным народом. В конце апреля 1925 г. состоялась очередная поездка к источнику. Здесь проводили ночь у костра. О. Анатолий служил молебен. Через несколько дней Александрович заболел, болезнь приняла опасный характер после того, как врач, поставив неправильный диагноз, прописал ему касторку. Прихожанка Ася Карышева (1910 г. р.) заболела остеомиелитом и вскоре умерла. Училась в институте. Шура Коскевич — младший брат Юрия Коскевича (см. Приложение «Общинная молодежь»). Филолог. Умер молодым в 1937 г. от туберкулеза. Володя Смелков (1910–1926) умер от чахотки. Жил с матерью по ул. Столыпина (ныне Чкалова, 32). Изза слабого здоровья оставил школу. Много читал. О. Анатолий попросил свою прихожанку Н. Д. Опацкую взять в свою семью «существо, которое очень мне дорого» (она жила в дачной тогда местности, Дарнице). Н. Д. О., ее дочь и общинники ухаживали за мальчиком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2428...

На той же стене сохранились остатки живописи, которая, по нашему мнению, должна представлять Сретение. Но судить о подробностях по этим жалким обрывкам было бы бесполезно. Не лучше сохранилось и крещение Христово, на южной стене. Видны только голова Спасителя, верхняя часть Предтечи и часть венца с краю на правой стороне. Но, несмотря на эту ничтожную степень сохранности, невольно бросается в глаза энергически исполненный профиль Крестителя, который нагнулся к Спасителю и возлагает ему на голову правую руку. На северной стене уцелела верхняя часть фрески с изображением Преображения Господня. Из отдельных фигур сохранились следующие: Св. Артемий ( ο αρτεμιος), изображенный в епископском облачении с Евангелием, которое он держит обеими руками на груди. Этот Артемий есть Селевкийсий епископ Артемон, празднуемый 24 марта. По указанию Строгановского подлинника, он изображается в святительском облачении и в крестчатой фелони. Но этой последней черты в рисунке подлинника нельзя заметить. Св. Авраамий ( ο αβραμησ). Из общецерковных святых с этим именем известны три, из которых один затворник, 29 октября. В нашей фреске изображен последний, судя по одеянию. Личность этого святого могла иметь и местное значение по своему совпадению с памятью Авраамия Ростовского, приходящуюся на этот день. Св. Антоний – конечно Антоний Великий , – а другой преподобный, изображенный на той же дуге, вероятно, означает Феодосия Великого. Кроме того, сохранились в кругах изображения пророков Давида и Исаии, несколько святителей в боковом куполе, а на алтарном столбе – триумфальный крест с двумя изображениями над ним. Вот и все главное, что сохранилось от древней стенописи Владимирского Успенского собора. В сравнении с погибшим это составляет очень незначительную часть стенного письма и оставляет очень крупные пробелы, которые должны быть пополнены реставрацией. Но чтобы пополнить их, как следует, необходимо наперед уяснить, каким способом расписывались наши старинные церкви, и какие существовали на этот счет правила. Для решения этого вопроса мы, к счастью, имеем массу сохранившейся стенописи и мозаик в Киево – Софиевском соборе, в Нередицкой церкви, в Староладожской, Кирилловской в Киеве, и образцы позднейшей стенописи в некоторых больших соборах. Последние, можно с уверенностью полагать, были расписываемы на основании принятого в старину обычая и повторяли древнюю стенопись только в подновленном виде. Таким путем можно восстановить, по крайней мере, приблизительно верно, иконописный канон, которому наши иконники следовали, подписывая большие церкви. Было где развернуться руке рисовальщика на таких больших пространствах, но это же обстоятельство само собой требовало образца или нормы, с которой должен был соображаться иконник, применяя к делу свое искусство. Исключив малые церкви и те варианты, которые зависели от особых условий, при которых устраивался известный храм, и от особенностей его плана, этот канон можно представить себе таким образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Одесса - центр Херсонско-Одесской епархии В результате русско-тур. войн к Российской империи во 2-й пол. XVIII в. были присоединены обширные территории на юге, составившие Новороссийскую и Азовскую губернии. 9 сент. 1775 г. в пределах этих губерний (кроме земли Войска Донского, оставленной под управлением Воронежского архиерея) была учреждена Славянская и Херсонская епархия с центром в Полтаве. Церкви, отошедшие Славянско-Херсонской епархии, ранее принадлежали Переяславской (см. Переяславская и Бориспольская епархия УПЦ), Киевской, Воронежской (см. Воронежская и Лискинская епархия ) и Белгородской (см. Белгородская и Старооскольская епархия ) епархиям. 28 нояб. 1786 г., после упразднения Новороссийской и Азовской губерний и образования вместо них Екатеринославского и Таврического наместничеств, епархия была переименована в «Екатеринославскую и Херсонеса Таврического». В результате новой реформы административно-территориального деления 21 дек. 1798 г. кафедра стала называться Новороссийской и Днепровской , ее центром стал Новомиргород (ныне город в Кировоградской обл., Украина). 4 дек. 1803 г. епархия вновь получила название «Екатеринославская, Херсонская и Таврическая», ее центр был в Екатеринославе (в 1797/98 - 1802 Новороссийск, с 1926 Днепропетровск, с 2016 Днепр). 9 мая 1837 г. Екатеринославская епархия была разделена на 2 епархии: Херсонскую и Таврическую 2-го класса и Екатеринославскую и Таганрогскую 3-го класса. Местопребыванием Херсонско-Таврического архиерея была назначена Одесса (основана в 1794) - центр Новороссийского и Бессарабского генерал-губернаторства (1822-1874), объединявшего Херсонскую, Екатеринославскую и Таврическую губернии, а также Одесское, Таганрогское, Феодосийское и Керчь-Еникальское градоначальства. 20 июля 1837 г. Херсонско-Таврический архиеп. Гавриил (Розанов) прибыл в Одессу. Его резиденция должна была находиться в одесском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре (близ Б. Фонтана), но удаленность мон-ря от города делала его непригодным для размещения епархиального управления, поэтому архиерей поселился при Покровской ц. Впосл. под архиерейскую резиденцию был передан дом гр. Потоцкого на Софиевской ул. Кафедральным стал Спасо-Преображенский собор в Одессе (построен в 1794-1808). В 1837 г. в Одессе были созданы органы епархиального управления и попечительство о бедных духовного звания. В состав 1-й Херсонской консистории вошли настоятель одесского Успенского монастыря архим. Порфирий (Успенский), благочинный одесских церквей прот. Иаков Сотниченко, настоятель одесской институтской церкви прот. Михаил Павловский, прот. Михаило-Архангельской ц. Петр Казанский, прот. одесской греч. церкви Иоанн Родостат.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

25 нояб. 1900 г. правитель дел лавры иером. Филадельф известил Духовный Собор о просьбе К. освободить его по болезни (горловое кровотечение) от должности столоначальника соборной канцелярии. Решением Духовного Собора лавры от 27-30 нояб. того же года К. был уволен от этой должности и перемещен в Дальние пещеры с освобождением от богослужения впредь до выздоровления. С 1 июня 1901 г. 5-й счетчик счетного стола лавры с перемещением в больничный Никольский мон-рь для очередного богослужения с оставлением для наблюдения за покупками по типографскому ведомству. 4 апр. 1902 г. был назначен духовником для богомольцев при больничном мон-ре; с 22 апр. того же года 4-й счетчик счетного стола. С окт. 1902 по окт. 1904 г. смотритель свечного завода лавры. 18 окт. 1904 г., согласно резолюции Киевского и Галицкого митр. Флавиана (Городецкого) , назначен экономом Киево-Софиевского митрополичьего дома с оставлением в числе братии Киево-Печерской лавры. 7 дек. 1909 г. назначен членом комиссии по обследованию хозяйственной части и угодий Киево-Свято-Троицкого общежительного мон-ря. 12 мая 1913 г. возведен в сан архимандрита. 7 авг. того же года был назначен экономом Киево-Печерской лавры, со 2 сент. являлся членом Духовного Собора лавры. Был награжден набедренником (3 мая 1903); наперсным крестом (12 апр. 1906); орденом св. Анны 3-й степени (6 мая 1910). По воспоминаниям современников, при поступлении в обитель К. не обладал заметными адм. талантами. Однако ему удалось сделать карьеру благодаря настойчивости, гибкости ума и сообразительности. По словам юрисконсульта Киево-Печерской лавры проф. И. Н. Никодимова, К. «любил власть, стремился к ней и, получив ее в свои руки, боялся потерять. По своим социальным убеждениям, так как, в конце концов, неудобно говорить о политических убеждениях монаха, он примыкал к крайне левому крылу лаврской братии. Около него всегда группировались монахи, настроенные весьма радикально…» ( Никодимов. 1999. С. 17). После Февральской революции 1917 г. К. возглавил борьбу против начальства лавры.

http://pravenc.ru/text/1841357.html

Киевский Крестный ход- 2018. Вид с Европейской площади      Какова же была наша радость, когда увидели, как с Крещатика и с Владимирского спуска, с улицы Грушевского и от Софиевской площади стекаются людские потоки, заполняя парковые аллеи, прилегающие склоны, улицы и площадки горного парка! Духовенство, монашество, мужчины и женщины, пожилые и юные, многие с маленькими детьми – радостные лица, улыбки, церковные песнопения… Десятки тысяч людей внимали словам молитвы, и она возносилась над Днепром А у подножия памятника Крестителю Руси уже разворачивалось великолепное зрелище праздничного молебна. Десятки тысяч людей внимали словам молитвы, и она возносилась над Днепром… «Призри на Церковь Твою и на люди Твоя, восприявшия веру православную от купели Крещения в водах Днепровских, и ныне приносящих тебе, яко прекрасный плод спасительного сеяния слова Твоего в лике святых сохраняющих Твое стадо святое…». Праздничный молебен возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий      У подножия памятника князю Владимиру с Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием молились архиереи двенадцати Православных Церквей мира, весь украинский епископат и многочисленное духовенство. Здесь же были выставлены святыни, доставленные сюда по случаю Владимирских торжеств. «Мы, как преемники св. кн. Владимира, должны стараться быть подобными ему, завершил молебен словами проповеди Предстоятель Украинской Церкви Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Мы должны искоренять в себе злобу, ненависть, вражду, приучать себя любить Бога, уважать, терпеть и любить ближнего. На этом зиждется все человечество. Пусть Бог молитвами святого равноапостольного князя Владимира хранит всех, кто прибыл сегодня в Киев, чтобы быть участником праздника!» Крестный ход и неразрывная связь истории Золотые кресты и хоругви, украшенные цветами чудотворные иконы, другие святыни возглавили шествие, за ними стройные ряды монашествующих, духовенства и архиереев во главе с Предстоятелем направились вниз, в сторону Киево-Печерской лавры. С Европейской площади особенно хорошо видно, как блестящая золотом людская река движется вниз.

http://pravoslavie.ru/114791.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010