Из них одно, как можно догадаться, служило скромным очагом (есть и отверстие для выхода дыма),– другое имело назначение хранить домашние припасы. Два последних отделения это священного крова оставлены в первобытном своём виде. Позади главного алтаря, устроенного над всеми этими пещерами, находится огромная комната, а по бокам его лицевой стороны, украшенной большим и превосходным образом Благовещения, внизу устроены два боковых предела: во имя праведного Иосифа и в честь рождества Пресвятой Богородицы. На правой стороне церкви есть ещё довольно большая комната, занимаемая церковной ризницей. В Назарете кроме этого есть ещё арабско-православная церковь , находящаяся в самом конце города, при выезде из него на дорогу к горе Фаворской; она построена усердием и пособием Российских царей над развалинами храма, воздвигнутого здесь ещё святой Еленой. Там, в самой церкви, показывают глубокий колодезь, из которого Преблагословенная Дева Мария почерпала воду, и возле которого, как говорят, был дом святого семейства по возвращении его из Египта. Туземные предания не сходятся между собой о месте Благовещения, назначая его то латинскому, то этому храму, и соглашаются лишь на предположении вероятия древнейшего предания, что благовещений было два: одно предварительное – у кладезя [Есть предание, что Пресвятая Дева пошла почерпнуть воды и у самого источника услышала глас Архангела: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты в женах!» Озираясь во все стороны и не видя никого, Пресвятая Мария, в недоумении, возвратилась домой и, поставив водонос, села прясть багряницу. Потом развернула книгу пророка Исаии, и тогда предстал Ей Архангел. – На стене западной паперти Московского Успенского Собора написано Благовещение Пресвятой Деве у кладезя. – На восточных столбах Киево-Софиевского Собора, отделяющих алтарь от храма, изображено Благовещение Приснодевы, прядущей волну. 18 ], а другое окончательное – в самом покое Пречистой Девы. Предание это твёрдо благоговейно держится в местных жителях и преемственно передаётся ими поклонникам.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

В ограде Софиевской церкви похоронен один из знаменитых генералов нового времени Владимир Дмитриевич Вальховский, храбрый воин на поле брани, строгий в отношении к себе и готовый на всё для других. Высочайше дарованную ему аренду обратил он на погашение долгов отца своего, а пенсию употреблял на уплату подушного оклада за крестьян жены своей. В продолжение военной службы своей он был на 6-ти штурмах, в 80 сражениях и перестрелках и в 3-х степных экспедициях. Он был женат на внучке Самборского. Число прихожан: в 1750 году 222 муж;., 207 жен.; в 1770 г. 358 муж., 347 жен.; в 1790 году 720 муж., 750 жен.; в 1810 году 747 муж., 786 жен.; в 1830 году 1103 муж., 1195 жен.; в 1850 году 1277 муж., 1275 жен. Стратилатовка. «Историко-статистическое описание Харьковской епархии», 1857 год., http://www.otkudarodom.ua/ru Некоторые исследователи правильно полагают, что церковь в Каменке строилась уже после Самборского, Иваном Малиновским, по проекту одной из царскосельских церквей. Действительно, проект церкви был доставлен из Царского Села, а храм представлял собой точную копию Софийского собора. Храм Софии Царскосельской в Царском Селе был заложен 13 августа 1782 года и освящен 2 июня 1788 года в присутствии Императрицы Екатерины II, всей царской фамилии и придворных. Белоснежная и сияющая, простая и величавая, не менее прекрасная, чем древнегреческая святыня в Константинополе, - так описывали этот храм современники. Такую красоту утратила Харьковская область посредством большевистской борьбы с религией в 1930-е годы. Самборский заказывал проект после смерти своей дочери Софьи. Он же предполагал и богато украсить храм. Ценой титанических усилий не только И.В. Малиновского, но и его тетки Анны Андреевны Самборской храм был построен. На строительство храма в черне, было израсходовано 14 000 рублей серебром. И, как правильно полагает А.Е. Розен, он был возведен в память о Самборском, в том смысле, что это было его начинание. Но необходимо отметить и большую религиозность семей Малиновских и Самборских.

http://sobory.ru/article/?object=52342

Ставрополь. Церковь Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Софийская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Веры, Надежды, Любови и матери их Софии , Николая Чудотворца Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:1874. Год утраты:1937 (разобрана на строительные материалы) Адрес: Россия, Ставропольский край, г. Ставрополь, приблизительно на месте здания по адресу ул. Ломоносова, д. 44 корп. 2 Координаты: 45.034824, 41.959702 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Был в Ставрополе еще один величественный храм — Софиевский. Пятиглавый, белокаменный собор, надолго украсил старую Воробьевскую площадь, где с давних времен находилось военное госпитальное кладбище (сегодня район медицинского института). Еще в 1854 году купец Иван Волобуев обратился к Ставропольскому гражданскому губернатору Норденстану о разрешении «...на собственный счет построить часовню на кладбище за Военным госпиталем (в строениях военного госпиталя сегодня находится военное летное училище) и каменную приличную ограду». В одной из клировых ведомостей по Софиевской церкви указывается: «...построена в 1874 году иждивением дворянки Надежды Ивановны Кусаковой при значительных пожертвованиях от усердия прихожан. Здание каменное, двухэтажное, крыто железом, колокольни при церкви нет, а колокола утверждены на каменных столбах. Престолов в ней два — в верхнем этаже во имя Св. Мученицы Софии, и нижнем — во имя Святителя и Чудотворца Николая…». Н.И. Кусакова была женой известного кавказского генерала, как уже говорили, похороненного в ограде Кафедрального собора. Деньги на Софиевский храм, полностью именуемый — во имя Св. Мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви, жертвовали также военные, купцы, мещане. Сама Воробьевская площадь переименовывается в Софиевскую, с уничтожением храма в 1930-годы, начала застраиваться сначала родильным домом, а затем частными строениями. Доцент Ставропольского педагогического института, краевед Герман Алексеевич Беликов. Год 1991. http://www.altstav.ru/stv/stv246.php Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=50323

Блаженный старец Серафим Архимандрит Пимен (Соболев), в великой схиме – Серафим, 1970-е гг. Коренной киевлянин Леонид Соболев, будущий схиархимандрит Серафим , родился в семье потомственных дворян Соболевых в эпохальном 1917 году. Семья художника Аркадия Соболева проживала на старинной Трехсвятительской улице недалеко от Андреевской церкви и Софиевской площади. Дореволюционный дом сохранился и поныне. Отец Серафим (до великой схимы – Пимен) любил с духовными чадами навещать места своего детства, брал фотографии своей семьи и иллюстрировал ими воспоминания. На одной из фотографий запечатлены дедушка и бабушка батюшки на балконе их старинной квартиры. В доме этом соседствовали с Соболевыми великий художник Михаил Врубель и не менее великий русский историк искусства, археолог и художественный критик Адриан Прахов, руководитель строительства знаменитого Владимирского собора в честь 900-летия крещения Руси (ныне в плену раскола) и реставрации фресок известной Кирилловской церкви XII века. После революции родители устроились преподавателями в одну из киевских школ: отец – учителем рисования, мама – преподавателем музыки. Маленький Леонид с детства прислуживал в древнем Трехсвятительском храме, построенном еще святым князем Владимиром и возрожденном святым митрополитом Петром Могилой после неоднократного разорения. Отец Серафим рассказывал, как старенький настоятель отец Николай перед взрывом храма безбожниками в 1935 году со слезами обошел любимую церковь, где прослужил не один десяток лет, целуя ее стены. – А люди стояли на коленях и плакали, – повествовал старец и сам при этом утирал слезу. Когда взбешенный уполномоченный, увидев росписи, спрашивал, кто осмелился на это, батюшка спокойно отвечал: «Бог помог» Леонид унаследовал от родителей дары художественного творчества – рисования и музыки. Впоследствии он сам расписывал три храма, которые ему удалось построить под Киевом (ныне черта города), причем иконы писал на холстах, а потом наклеивал на стены и под своды купола. А когда взбешенный уполномоченный, увидев росписи, прилетал к старцу с вопросом, кто расписывал храм, батюшка спокойно отвечал: «Вот, Бог помог, люди пожертвовали…» Писал он и церковную музыку, оставив после себя несколько нотных тетрадей.

http://pravoslavie.ru/103232.html

Украинская Православная Церковь обвиняет мэра Киева в поддержке сектантов 18 июля 2006 г. 20:05 Украинская Православная Церковь обвиняет Киевскую городскую администрацию в поддержке сект. Об этом говорится в заявлении пресс-службы УПЦ. Поводом для заявления стала регистрация мэрией трех новых религиозных общин в Святошинском и Соломенском районах Киева. По данным Православной Церкви, все эти организации являются сектами. «В частности, распоряжением от 7 июля 2006 года госадминистрация зарегистрировала устав религиозной общины «Любовь Христа» в Святошинском районе Киева. В этом же районе распоряжением от 10 июля был зарегистрирован устав некой религиозной общины «Найденное поколение». В этот же день, 10 июля, мэром столицы Леонидом Черновецким было подписано распоряжение о регистрации устава религиозной общины «Поколение сильных духом» в Соломенском районе столицы. Какое отношение все эти «поколения» имеют к религии, к вере и во что — неизвестно. Кто определяет, общественные это организации или религиозные? Опять же коррумпированные чиновники и воинствующие религиоведы-атеисты!» — говорится в заявлении пресс-службы УПЦ. «По европейской традиции надо лет десять-двадцать понаблюдать за этими сектами, не наносят ли они вред психическому здоровью граждан, и, в первую очередь, — детей, а потом уже регистрировать. У нас же сначала регистрируют, а потом несчастные родители расхлебывают заваренную сектантами кашу. Настоящий «Элита-центр», только духовный!» — подчеркивается в документе. Представители Православной Церкви отмечают, что, к сожалению, законодательство Украины не позволяет предотвратить распространение сект: «К сожалению, Украина не только имеет законодательство, открывающее фактически неограниченные возможности для любых сект, но и плодит секты на своей территории. Очевидно, что история с «Великим Белым братством», едва не проведшим массовый суицид молодежи на Софиевской площади, ничему наши власти не научили. Объявляют «год духовной защиты ребенка», и в тоже время создают структуры, от которых ребенка надо защищать», — говорится в заявлении пресс-службы УПЦ. Новый Регион — Киев / Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/126788.htm...

С распространением антиохийской традиции Литургии, которые в Константинополь принесли святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , многие литургические предметы стали обретать символические наполнения, а на действия в евхаристическом служении стали смотреть как на священные мистерии. Вскоре Потир стал восприниматься как символ Богородицы, давшей от Себя кровь Спасителю. Дискос первично представлялся престолом Превечного, а затем – вифлеемскими яслями, в которые положен был Богомладенец. Соответственно, звездица, которая охраняла от прикосновения к Агнцу тканей покрова над дискосом, стала означать звезду, указующую для волхвов место явления Христа. Копие, как упоминалось выше, стало символом орудия прободания Спасителя на Голгофе. А лжица означала клещи, которыми в уста пророка Исаии положен был особый духовный уголь пророческого слова. Независимо от форм сосудов, они сохраняли свой символизм через века. Дискос, как можно видеть на мозаике Софиевского собора в Киеве, приобрел ножку, что послужило удобству брать тарель со стола. И теперь с этой ножкой дискос стал еще и указывать на двойственную природу Христа: Бог и Человек. Двуручный кувшин иногда преобразовывался в двуручную чашу. Такие можно видеть в Новгородском Софиевском соборе и в соборе Сан-Марко в Венеции, привезенные туда из Константинополя. Двуручная чаша (кратир) из собора св. Софии. Новгород. XI век Формы потиров со временем становились все более изысканными и на все более высоких подставках. Они соответствовали эстетизму своего времени. Украшались драгоценными камнями, эмалями, финифтью, филигранью, чеканкой и гравировкой. Двуручный конусоидальный потир XI века Двуручный потир X века Не менее богатыми становились и другие литургические предметы. Однако, если такие богатые сосуды были в величественных соборах и знатных монастырях, то в русских скитах и бедных монастырях могли служить на деревянных потирах и дискосах. На сельских приходах не могли себе позволить ничего дороже оловянных евхаристических наборов.

http://azbyka.ru/liturgicheskie-predmety...

Архив Пн Перед началом Предсоборного собрания делегатов на Поместный Собор от Украинской Православной Церкви митрополит Киевский Владимир совершил Литургию в Трапезном храме Киево-Печерской лавры 17 января 2009 г. 16:10 Сегодня, 17 января, в день празднования Собора 70-и апостолов, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил Божественную литургию в Трапезном храме  Свято-Успенской Киево-Печерской лавры . Ранее митрополит Владимир обратился с письмом президенту Украины В.А. Ющенко с просьбой о предоставлении возможности совершить Литургию в день Предсоборного совещания в Софиевском соборе г. Киева, однако власти ответили отказом . Во время сегодняшнего богслужения Его Блаженству сослужили постоянные члены Священного Синода Украинской Православной Церкви: митрополиты Луганский и Алчевский Иоанникий , Черновицкий и Буковинский Онуфрий , архиепископы Хустский и Виноградовский Марк , Белоцерковский и Богуславский Митрофан , а также секретарь Киевской Митрополии протоиерей Виталий Косовский и насельники обители в священном сане. За богослужением также молились другие украинские архиереи вместе с представителями всех епархий Украинской Православной Церкви, делегированными для участия в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Богослужение предшествовало началу работы Предсоборного совещания делегатов. Во время богослужения секретарь Киевской Митрополии протоиерей Виталий Косовский зачитал послание Блаженнейшего митрополита Владимира к архипастырям, пастырям, монашеству и всем верующим Украинской Православной Церкви. «Символично, что в день памяти Собора апостолов собрались на богослужение соборяне — делегаты Поместного Собора Русской Православной Церкви от Украинской Православной Церкви, которые являют собой полноту соборности — среди нас епископы, священники, диаконы, монахи и миряне, — представители всех 44 епархий нашей Церкви. Сегодня мы собраны во Христе, чтобы соборно молиться за наш народ, боголюбивую страну нашу и за нашу Святую Украинскую Православную Церковь. Одновременно мы просим у Бога благословения на участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви и мудрости соборянам для решения непростых вопросов», — сказано в послании. Предсоборное совещание проходит 17 января в актовом зале Киево-Печерской лавры (корпус 45). По материалам официального сайта УПЦ Патриархия.ru   Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/529777.htm...

Вскоре владыка Макарий вынужден был прекратить голодовку, покинуть собор и 19 марта 1990 года был освобожден от управления епархией. Фиаско Филарета Леонид Кравчук и митрополит Филарет Далее события развивались стремительно. 3 мая 1990 года почил о Господе Святейший Патриарх Пимен , и митрополит Филарет принял обязанности местоблюстителя Патриаршего престола. В Киевской митрополии заговорили о ближайшем избрании Филарета Предстоятелем Русской Православной Церкви. Евгения Петровна Родионова, слывшая «сестрой» Филарета, распоряжалась подготовкой контейнеров для отправки имущества Филарета в Москву. Кандидату в Патриархи, каковым видело в ближайшем будущем его окружение, даже был пошит патриарший клобук. Однако Господь судил иначе: на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7 июня 1990 года Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Алексий (Ридигер) . Председательствующий в первый день Собора Филарет потерпел сокрушительное фиаско еще в первом туре голосования, получив 66 голосов участников Собора; за митрополита Алексия было отдано 139 голосов и за митрополита Владимира (Сабодана) – 107. Во втором туре, состоявшемся в тот же день, митрополит Алексий, набравший 166 голосов, обошёл митрополита Владимира на 23 голоса и был избран Патриархом. 28 октября 1990 года в историческом кафедральном соборе Киевских митрополитов Святой Софии Патриархом Московским Алексием была дарована Благословенная Грамота (Томас) о даровании Украинской Церкви статуса независимой и самостоятельной в управлении. Характерно, что стратег Филарет пригласил Патриарха в период партийного съезда «руховцев» в Киеве. На Софиевской площади произошло столкновение войск ОМОН с протестующими против приезда Патриарха националистами. Зная о предполагаемых беспорядках, Филарет распорядился прийти на площадь крестными ходами монашествующих женских монастырей и Лавры, в результате чего многие миряне и монашествующие пострадали от рук милиции и оголтелых «руховцев». Так будущий раскольник готовил почву для осуществления своих амбициозных планов – стать «патриархом всея Украины».

http://pravoslavie.ru/103919.html

В обращении верующих говорится и о незаконном присвоении кардиналом Гузаром титула «патриарха Киевского и Галицкого», о вызывающем переносе униатской кафедры из Львова в Киев, а также о систематических кощунственных экуменических молениях у стен Святой Софии, которые их организатор – униатская церковь – называет " духовным майданом " . Особенно возмущает православных верующих то, что так называемый " революционный дух майдана " , " дух оранжевой революции " пытаются внести в Церковь. И, кроме того, эти экуменические действа совершаются на том месте, где в 1654 году киевляне присягали на верность русскому государю Алексею Михайловичу, а в настоящее время здесь, как правило, завершаются молебнами и акафистами практически все православные шествия в Киеве. Участники крестного хода совершили молитвенные стояния перед Кабинетом министров Украины и Секретариатом президента Украины, от которых потребовали восстановить справедливость и вернуть незаконно отобранный у православной общины с. Рахманив храм, настоятель которого протоиерей Олег Сирко вот уже пятый месяц протестует в палатке перед Верховной радой. Напомним, что 6 ноября Верховная рада 232 голосами сделала специальный запрос на имя президента и Кабинета министров Украины в поддержку мужественного священника и православной общины с. Рахманив. Завершающее молитвенное стояние участников крестного хода было около МИДа, который упорно не возвращает единственное сохранившееся здание церкви Александра Невского в Киеве. Поэтому от имени православного братства Александра Невского и всех участников крестного хода, было сделано заявление, где отмечалось, что невозвращение здание храма законному владельцу – канонической Украинской Православной Церкви – обусловлено курсом украинского внешнеполитического ведомства на евроатлантическую интеграцию. Православие только мешает им втягивать Украину в эти чуждые и исторически враждебные православному народу цивилизационные структуры. Закончился крестный ход традиционно на Софиевской площади с чтением акафиста Царственным мученикам, а также выступлениями руководителей и активистов православно-патриотической общественности. Многократно повторялись слова святого благоверного князя Александра, которые воодушевляли и будут постоянно воодушевлять всех православных патриотов на отстаивание Православной веры и своего Отечества: " Нас не много, а враг силен, но Бог не с сильными, а с правыми! "

http://pravoslavie.ru/15421.html

Здолбунов — городок южнее Ровно. 30 Для уяснения тогдашней церковной и общественной ситуации приводим канву событий, происходивших на Украине в начале 1917 г.: в марте создается Центральная Рада, которая, подобно Временному Правительству, провозглашает отделение Церкви от государства, а религию объявляет «частным делом» граждан, стремясь, однако, к контролю церковной жизни государственным аппаратом. Приблизительно тогда же (весной 1917) группой радикально настроенных священников создан «исполнительный комитет», стремящийся к образованию национальной церкви и поддерживавший левые настроения в общественной жизни. 12 апреля «исполнительный комитет» созвал епархиальный съезд в Киеве, принявший радикальное направление. Съезд назвал себя «Украинским епархиальным съездом духовенства и мирян». На нем прозвучали выпады против епископата («паразиты»), подхваченные через несколько лет обновленцами. Именно эта группа начала борьбу за украинскую автокефалию и повела кампанию против митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), будущего новомученика. (См., например: Фридрих Хайер, «Православная Церковь на Украине в 1917-45 гг.», гл.2, самиздатский перевод с немецкого). По свидетельству современников, многие епархиальные организации на Украине в 1917–18 гг. «болели церковным большевизмом» (газета Слово, за 1918 г., с.4). 31 Родители Н. С. Жураковской немецкого происхождения. Похоронены на Лукьяновском кладбище. Ее мать, Софья Карловна, вышла замуж вторично, и дочь носила фамилию отчима, Богоявленского, который очень любил девочку. 32 Церковь Рождества Богородицы находилась на Почтовой площади, разрушена в тридцатые годы. 33 Автор стихотворения — один из самых молодых членов братства Дмитрий Дмитриевич Верделевский. Биолог. 34 О. Анатолий сослан в Краснококшайск (ныне Йошкар–Ола) 6/19 мая 1923. 35 В конце 1923 г. церковь св. Иоанна Златоуста закрыта, община перебралась в церковь Николая Доброго. 36 Речь идет об о. Александре Стрельникове. Служил в Георгиевской церкви, примыкавшей к стене Софиевского собора у стыка ул. Золотоворотской и Георгиевской (ныне — Стрелецкий переулок). Разрушена перед войной. О. Александр погиб в лагерях. Его жена, Анна Александровна, дожила до глубокой старости, воспитав достойных детей. 37

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010