Древнейшие памятники нашей истории сообщают нам очень мало известий об устройстве управления на Руси до половины XI в., до смерти Ярослава I. Среди этих скудных известий получают особенную цену черты, которыми они изображают учреждение, стоявшее во главе тогдашней княжеской администрации. С этим учреждением знакомит нас внесенный в начальную летопись рассказ о делах князя Владимира Святого. При киевском князе в конце X в. встречаем правительственный класс или круг людей, которые служат ближайшими правительственными сотрудниками князя. Эти люди называются то боярами 1 , то дружиной князя и составляют его обычный совет, с которым он думает о ратных делах, об устроении земли: «бе Володимер любя дружину, говорит начальная летопись, и с ними думая о строи земленем и о ратех и о уставе земленем». Итак эта боярская или дружинная дума была обычным, постоянным советом князя по делам военного и земского управления. Со времени принятия христианства подле князя являются новые советники, епископы. Известный русский священник Илларион, ставший в 1051 г. митрополитом киевским, в своем похвальном слове «кагану» Владимиру пишет, что этот просветитель Русской земли, «с новыми отцы нашими епископы снимаяся (собираясь) часто, с многим смирением свещавашеся, како в человецех сих, новопознавших Господа, закон уставити». В начальной летописи находим рассказ из времен Владимирова княжения, который подтверждает слова Илариона и вместе с тем показывает, что совещания князя с духовными советниками не ограничивались установлением церковного закона в новопросвещенном обществе, но касались и очень важных вопросов государственного законодательства. Когда умножились разбои на Руси, епископы посоветовали князю заменить прежнее наказание за это преступление новыми. 2 До тех пор, как узнаем из этого рассказа, за разбой взимали виру, денежную пеню. Теперь епископы посоветовали князю заменить виру за разбой «казнью», сказав: «достоит ти казнити разбойника, но со испытом». Князь принял совет, отменил виры и начал казнить разбойников. Вслед за этим постановлением, внесшим важную перемену в уголовное право, летопись рассказывает о финансовой мере внушенной также епископами и вместе с тем вносившей дальнейшее изменение в действовавшую систему наказаний. Тогда шла непрерывная борьба с Печенегами, требовавшая усиленных расходов. Епископы сказали князю: «война теперь большая; если случится вира, пусть идет она на оружие и на коней». Князь принял и этот совет 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Лекция LXVI ПРЕОБРАЗОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ. ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ. БОЯРСКАЯ ДУМА И ПРИКАЗЫ. РЕФОРМА 1699 г. ВОЕВОДСКИЕ ТОВАРИЩИ. МОСКОВСКАЯ РАТУША И КУРБАТОВ. ПОДГОТОВКА ГУБЕРНСКОЙ РЕФОРМЫ. ГУБЕРНСКОЕ ДЕЛЕНИЕ 1708 г. УПРАВЛЕНИЕ ГУБЕРНИЕЙ. НЕУДАЧА ГУБЕРНСКОЙ РЕФОРМЫ. УЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СЕНАТА. ФИСКАЛЫ. КОЛЛЕГИИ. ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ Преобразование управления – едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность. Но при этом принимали во внимание не столько медленный и тяжелый процесс перестройки правительственных учреждений, сколько их строй в окончательной отделке, данной им уже к концу царствования. Административная реформа имела подготовительную цель – создать общие условия успешного исполнения остальных реформ; но управление получило пригодную к тому постановку, когда основные реформы, военная и частью финансовая, были уже в полном ходу. Надобно видеть, как отразился этот разлад средств и целей на ходе всей преобразовательной деятельности. Привычные особенности всей реформы Петра, ее частичность, незаметность цельного плана, зависимость от изменчивых требований текущей минуты более всего затрудняют изучение произведенных при Петре перемен в управлении. При хронологическом их обзоре ускользает из рук нить преобразовательной работы, а обзор систематический вносит в нее планомерность, какой она долго не получала. Впрочем, в интересе точного изучения безопаснее следовать за беспорядочными переходами Петра от одной сферы управления к другой, чем за собственной мыслью, наклонной к системе. Мы вынесем смутное впечатление, но исправим его в конце обзора, оглянувшись на изученный предмет, и тогда призовем на помощь схемы государственного права, обычно разделяющего управление на центральное и местное с ветвистыми подразделениями того и другого. Самый ход дела позволяет начать обзор, как следует, с центрального управления. БОЯРСКАЯ ДУМА И ПРИКАЗЫ С падения царевны Софьи чуть не целых двадцать лет, до губернской реформы 1708 г., в самые тяжелые годы, когда заваривались наиболее крутые меры – военные, промышленные, финансовые, ни в центральном, ни в областном управлении не видим коренных перемен: действуют старые учреждения, и действуют как будто по-старому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Лекция XXXVIII ОБЗОР ПРОЙДЕННОГО. УПРАВЛЕНИЕ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ XV – XVI вв НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ЕГО УСТРОЙСТВА. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ЕГО УСТРОЙСТВО И ХАРАКТЕР. УПРАВЛЕНИЕ УДЕЛЬНОГО КНЯЖЕСТВА. БОЯРЕ ВВЕДЕННЫЕ И БОЯРСКАЯ ДУМА. НАМЕСТНИКИ И ВОЛОСТЕЛИ. ЗНАЧЕНИЕ КОРМЛЕНИЙ. ПЕРЕМЕНЫ В ЦЕНТРАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА С ПОЛОВИНЫ XV в. ПРИКАЗЫ И БОЯРСКАЯ ДУМА. ХАРАКТЕР ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОБЗОР Мы изучили внешнее положение Московского государства и внутреннее социальное его устроение за полтора столетия, видели, как расширялась его территория и как устанавливались в нем положение и взаимные отношения общественных классов. Нетрудно заметить внутреннюю связь между обоими процессами. Внешние войны все учащались и становились тяжелее, требуя все более усиленных жертв со стороны народа; общественные отношения складывались под гнетом все накоплявшихся государственных повинностей; разверстка тягла служебного и податного служила главным средством начинавшегося сословного расчленения общества. Такой ход дел мог давать мало благоприятных условий для успехов народного труда и общественного благосостояния. Важнее всего то, что напряжение материальных сил народа для внешней борьбы оставляло слишком мало простора для развития духовных интересов, давило общественную мысль, мешая ей уяснить себе новые задачи, какие становились перед формировавшимся национальным государством. И мы видели, как по вине внешних затруднений и внутренней нравственной косности случайно, робко, нередко противоречиво разрешались возникавшие вопросы общественного благоустройства, с каким скудным запасом идей и с какими недоразумениями устроялось государственное и хозяйственное положение боярства и всего служилого класса, монастырского духовенства и крестьянства. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ Все эти затруднения не могли не отразиться на устройстве государственного управления, к которому мы теперь обращаемся. И для этого дела было так же мало благоприятных условий: не могли приготовить их многоудельные порядки и понятия, с которыми московские государи и великорусское общество приступали к государственному устроению объединявшейся Великороссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

поиск:   разделы   рассылка Открытое обращение жителей Калининграда по поводу передачи объектов культурного наследия в собственность религиозных организаций Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву Председателю Правительства Российской Федерации В. В. Путину Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу Копии: Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронову Председателю Государственной Думы РФ Б. В. Грызлову Губернатору Калининградской области Н. Н. Цуканову Председателю Калининградской областной Думы С. В. Булычеву В средства массовой информации ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Мы, нижеподписавшиеся, выражаем обеспокоенность в с вязи с ситуацией, сложившейся в Калининградской области вокруг историко-культурного наследия, и просим учесть наше мнение при принятии решений по этому важнейшему вопросу. 28 октября 2010 года Калининградская областная Дума приняла закон о передаче в собственность Калининградской епархии Русской Православной Церкви 15 объектов " религиозного назначения " . В список были включены здания концертного зала областной филармонии, театра кукол, ПТУ 5, средневековые рыцарские замки. Ранее Калининградской епархии РПЦ в собственность было передано свыше трех десятков (34) объектов " религиозного назначения " , находившихся в федеральной собственности (распоряжения Правительства РФ, принятые в течение 2010 года). Столь массовая передача объектов культурного значения федеральной и региональной собственности обосновывается необходимостью исключения возможных негативных последствий вступления в силу принятого Государственной Думой в первом чтении закона " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " . В комментариях для СМИ представители региональной власти и Калининградской епархии разъясняют, что таким образом спасают объекты культурного наследия от притязаний других конфессий, которые, как они полагают, возникнут после принятия федерального закона, так как на территории Калининградской области расположены бывшие лютеранские и католические кирхи. Между тем, в Калининградской области отсутствует процедура передачи объектов религиозного назначения религиозным организациям, аналогичная действующей на федеральном уровне согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2001 г. 490 (ред. от 10.03.2009 г.) " О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения " .

http://religare.ru/2_82037.html

27 декабря 2012 г. 16:31 Комментарий Юридической службы Московской Патриархии к новому закону об образовании Государственная Дума 21 декабря приняла в третьем чтении Федеральный закон " Об образовании в Российской Федерации " , который предусматривает целый ряд положений , имеющих важное значение для Русской Православной Церкви. Содержание нового закона прокомментировала руководитель Юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега). О принятии закона. Напомню, что закон был внесен в ГД Правительством РФ. Его разработчиком является Минобрнауки России. В целях разработки законопроекта в 2010 г. была создана совместная рабочая группа из представителей религиозных организаций и Министерства. Положения закона, касающиеся религиозного образования и взаимодействия религиозных организаций с государственными образовательными организациями, являются плодом компромисса, который был достигнут в ходе совместной с Минобрнауки России работы над законопроектом в период 2010-2011 г. Эти положения в 2011 г. были одобрены Межрелигиозным советом России. На этапе подготовки законопроекта ко второму чтению в ГД в декабре с.г. предпринимались попытки подвергнуть упомянутые положения ревизии. Так, депутат О. Смолин настаивал на исключении из текста законопроекта всех норм, касающихся взаимодействия религиозных организаций с государственной школой. Наряду с О. Смолиным, некоторые депутаты всерьез утверждали, что в России государственная школа якобы " отделена от Церкви " и поэтому изучение в российских школах основ религиозной культуры недопустимо. Однако, принцип отделения школы от Церкви давно и безвозвратно ушел в прошлое вместе с утратившим силу Декретом СНК от 23.01.18 и " верной " этому Декрету Конституцией СССР. О курсах (предметах) ОРКСЭ и теологии. В нормах действующего законодательства закреплен принцип светского характера образования в государственной школе. Долгое время он рассматривался как серьезное препятствие для преподавания религиозной культуры учащимся государственных и муниципальных школ.

http://e-vestnik.ru/news/zakon_ob_obrazo...

Революция без героев Накануне Февральской революции вряд ли кто-либо мог предположить, что она будет не просто успешной, но и приведет к столь колоссальным последствиям. Война, как казалось, близилась к финалу – без Февраля, возможно, она и завершилась бы к концу 1917 года. Департамент полиции знал о революционных партиях больше, чем сами революционеры. Да и само подполье было слишком раздробленно и слабо. Революцию делали не революционеры, а в первую очередь «белые воротнички» – те, кто на словах был против всяческих потрясений. И против такой революции полиция была бессильна – она просто шла через ее голову. В силе была легальная оппозиция, концентрировавшаяся в государственных учреждениях (Дума) и организациях, существовавших на казенные субсидии (Земгор, военно-промышленные комитеты). Давняя традиция противостояния власти и общественности дала себя знать в годы трудной войны. Власть, оказавшаяся перед лицом колоссальных военных трудностей, рассчитывала на «внутренний мир» и шла общественности на уступки – настолько, насколько они были возможны в военное время. Однако они воспринимались то как провокация, то как слабость. Миф о «темных силах» становился невероятно популярен: чем более шокирующими были слухи, тем охотнее им верили. Либеральное большинство Государственной Думы (Прогрессивный блок) усиливало антиправительственную пропаганду, доведя ее до предела и бросив власти упрек в государственной измене. Ни ослабить словесный накал, ни, тем более, войти в соглашение с правительством, уже объявленным изменническим, думские оппозиционеры теперь не могли. В противном случае блок бы распался, а входившие в него силы потеряли свою популярность. Однако и держать долго высокую ноту было крайне сложно. Власть могла пойти на роспуск Думы. Страна могла потерять первоначальный интерес к словесным залпам. К концу февраля думское большинство оказалось на распутье: все слова были сказаны, надо было переходить к делу. Иначе – полный провал. Социалистические силы в России были слишком слабы для организации массовых акций, их влияние на рабочих было скорее символическим и идейным, чем организационным. Столичные социалисты начали активную агитацию только после начавшегося в Думе «штурма власти». Социалисты не могли позволить либералам быть более активными. Однако после ареста рабочей группы Центрального военно-промышленного комитета в конце января 1917 года социалисты лишились основного центра по подготовке политических акций. Теперь они ждали дальнейшего развития событий от Думы.

http://pravoslavie.ru/51901.html

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Владимир Катасонов , доктор философских наук. Все лекции цикла можно посмотреть здесь . Один из самых острых вопросов, который обсуждается в сборнике «Из глубины», – это вопрос о вине русской интеллигенции в этой революции. Конечно, авторы подчеркивают, что вина лежала, собственно, на всех слоях и сословиях России. Но у русской интеллигенции в этом была особая роль, обсуждения которой так или иначе касаются все авторы сборника. Февральская революция 1917 года привела к власти людей, которые были очень сильны в плане ораторства, обращения к массам, пропаганды. Здесь участвовали многие интеллектуальные силы, которые через печать, газеты, зажигательные речи в Государственной думе умели указывать на недостатки, грехи царской администрации. Но когда им самим досталась власть и было сформировано Временное правительство, вдруг выяснилось, что эти люди, которые умеют так прекрасно говорить, ничего не умеют делать в смысле административной работы, которая очень сложна и требует определенных навыков. Поэтому возникшие рядом с Временным правительством организации социал-демократов, большевиков и эсеров по существу установили так называемое двоевластие. Эта неспособность Временного правительства вести государственную работу привела к тому, что и на фронте все было очень плохо и не удалось реализовать лозунг «сохранение Отечества», и не удалось обуздать внутреннюю анархию, не удалось справиться с этой агрессивной, по существу выросшей на глазах силой большевизма. Еще в марте-апреле о большевиках почти никто еще и не слышал. А в 17-м году они взяли власть в свои руки, как говорит один из писавших об этом авторов, по существу подобрали ее, поскольку власть эта валялась на земле, уже совершенно бесхозная. Русская интеллигенция здесь и показала, что эти так сказать адвокатские навыки: побеждать в спорах и говорить яркие слова и государственная работа – это совершенно разные вещи. Здесь тоже сказалась, как я уже упоминал об этом в других лекциях, то, что русский образованный слой по существу был отодвинут предыдущей администрацией от участия в политических процессах, и Государственная дума была болезненная и в некотором смысле слова припадочное образование, которое работало именно на революцию.

http://academy.foma.ru/revolyutsiya-1917...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Начало Ливонской войны. Удаление Сильвестра и Адашева Флоря Б.Н. Иван Грозный (Оглавление) Мы почти ничего не знаем об отношениях царя со своим наставником после событий 1553—1554 годов. Что касается Адашева, то во второй половине 50-х годов его влияние на государственные дела оставалось весьма значительным. Еще в 1553 году царский любимец был назван в одном известии «стряпчим» «у царя и великого князя в избе с бояры», а в другом — дворянином «у государя в думе». Эти известия красноречиво говорят о трудностях, с которыми столкнулся царь, желая приобщить своего фаворита к решению важных политических вопросов. Местом, где такие вопросы решались, была, как уже говорилось выше, Боярская дума, в состав которой входили представители наиболее знатных боярских и княжеских родов. Лишь они по своему происхождению могли претендовать на сан «боярина» или «окольничего», члена Боярской думы. По своему происхождению Адашев к кругу таких лиц никак не принадлежал, и царь создал особую должность «дворянина в думе», чтобы его фаворит мог на законных основаниях участвовать в работе главного государственного органа. Позднее, в годы опричнины, царь воспользовался этим прецедентом при формировании новой знати. Однако к концу 1553 года Алексей Федорович получил уже и думный чин окольничего, а в 1559 году тот же чин получил и его брат Данила. Когда в 1555 году составлялся «Государев родословец», в который были включены родословные росписи княжеских и наиболее знатных боярских родов, в него вошло и родословие Адашевых. От царя Алексей Федорович получил крупные земельные пожалования. Когда Иван IV писал Первое послание Курбскому, он имел все основания воскликнуть, говоря об Адашеве: «Каких же честей и богатств не исполних его, и не токмо его, но и род его».

http://sedmitza.ru/lib/text/438929/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #dab935dc2c Закрыть «Это демагогическая акция» Госдума рассмотрит три законопроекта об индексации пенсий работающим пенсионерам Михаил Лемешев   10:51 21.10.2020 951 29 октября Государственная Дума рассмотрит сразу три законопроекта об индексации пенсий работающим пенсионерам, сообщают «Известия» со ссылкой на источники в парламенте. Авторы инициатив — сенатор Василий Иконников, а также фракций ЛДПР и «Справедливой России» — считают, что документы следует объединить и учесть уже при принятии бюджета на 2021 год. В зависимости от параметров и сроков выплат на эти цели может потребоваться 184 млрд, 368 млрд или 1,3 трлн рублей. Ранее Президент поручил кабмину проработать вопрос о восстановлении индексации. «Президент абсолютно прав, заставляя чиновников еще раз подойти к этому вопросу. Когда правительство ставит задачу трехпроцентного роста ВВП, естественно, для её выполнения потребуются рабочие руки. А если мы посмотрим, то значительную их часть составляют работающие пенсионеры. 5 млн из них отказались от официального трудоустройства после того, как пенсия для них перестала индексироваться», — пояснил «Известиям» сенатор Василий Иконников. Глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, автор еще одного законопроекта Ярослав Нилов отметил, что это не первая отклоненная правительством инициатива, которая принимается после личного вмешательства Владимира Путина . В пример он привёл законопроект о появлении горячего питания в школах. «Сейчас в Госдуме три альтернативных законопроекта, связанных с решением вопроса о восстановлении индексации пенсий работающим пенсионерам. Они были нашим комитетом рассмотрены, как член фракции ЛДПР я поддерживаю все законопроекты. Там разные расходы от самых минимальных до компенсации за все последние пять лет. Но если выбирать, то лучше возврат индексации с определенными ограничениями, чем отсутствие индексации, вообще», — пояснил парламентарий.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/21/et...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #7daec830d3 Закрыть itemscope itemtype="" > Иначе мы похороним страну и экономику Не нужно обольщаться высоким рейтингом России по ВВП – пора всерьёз браться за экономическое возрождение Олег Сухарев   10:35 03.04.2024 239 Время на чтение 5 минут Как сообщалось , председатель Государственной Думы Вячеслав Володин в своём тлг-канале опубликовал новый рейтинг стран за 2023 год (по показателю ВВП по ППС). «Россия, несмотря на беспрецедентное давление, сегодня пятая экономика мира и крупнейшая в Европе, - подчеркнул политик. – Политическая система и экономическая модель, созданные нашим Президентом, в очередной раз доказали свою эффективность. Спасение экономики и процветание страны А вот государства, развязавшие против нашей страны незаконную санкционную войну, в полной мере продолжают ощущать на себе её негативные последствия. США, утратив лидерство, не могут его вернуть. Отставание от Китая растёт. Германия опустилась на 7-ю позицию, Франция — на 11-ю, Британия — на 12-ю, Италия — на 13-ю, Испания — на 16-ю, Канада — на 18-ю. Сателлитов Вашингтона опередили государства, отказавшиеся от введения санкций против России и сделавшие выбор в пользу взаимовыгодного сотрудничества: Индонезия, Турция, Мексика, Саудовская Аравия, Египет. Эта тенденция сохраняется второй год подряд». «Вызовы сделали нас сильнее, - убеждён Вячеслав Володин. - Но многое ещё предстоит. Нам необходимо войти в четвёрку ведущих экономических держав. Такую задачу Правительству до 2030 года поставил Президент Владимир Владимирович Путин . Со своей стороны Государственная Дума будет делать всё необходимое для достижения этой цели». Рейтинг России и поставленные Президентом задачи прокомментировал в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сергеевич Сухарев:

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/03/in...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010