В Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянине Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос Воскресе! Возлюбленные во Христе братия и сестры, Господь наш Иисус Христос приходил на землю, учил людей добру и истине, даровал нам Свое Евангелие, явил пример Своей жизни и обещал не оставлять нас сиротами без помощи и наставления. И потому мы должны верить, что нет никакого случая в нашей жизни, нет никакого дела, в котором бы Господь Сам ли, или евангельскою заповедью, или заповедью апостольскою, или примером Своей жизни не научал нас, как нам поступать. Напротив, Он ежедневно и ежечасно научает нас, как мы должны жить, чтобы благоугождать Богу. Вот и нынешнее евангельское чтение служит для нас величайшим назиданием и руководством в нашей духовной жизни, учит, как управлять нам свой путь ко спасению. В ныне читанном Евангелии содержится беседа Господа с самарянкой. Поводом к этой беседе послужило следующее обстоятельство. Господь наш Иисус Христос после праздника Пасхи проходил из Иерусалима в Галилею через Самарийскую область. Утомившись от длительного пути и полуденного зноя, Господь сел отдохнуть у колодца вблизи города Сихарь. И в это время подошла за водою женщина-самарянка. Было это в шестом часу, по нашему счету – в двенадцатом часу дня. Господь обратился к ней, прося воды, чтобы утолить Свою жажду, и состоялась между ними беседа, в результате которой самарянка не только уверовала в Спасителя, но и сделалась проповедницей Его учения и впоследствии, крещенная с именем Фотины, приняла мученическую кончину за твердое исповедание имени Христова. В беседе сей Господь обещает и самарянке, и всем верующим в Него дать воду живую, текущую в жизнь вечную. Нам известно, что без воды все умирает. Где нет дождей, где не текут реки, там не произрастает никаких деревьев и растений, но все бывает покрыто песком, и такие места называются пустынями. Одним видом своим наводят они на душу человека страх и отчаяние. Такое значение в нашей жизни и жизни растительного мира имеет вода вещественная. Но есть еще и вода живая, небесная, которая еще нужнее и которую Господь заповедует всем искать. Вода эта есть прежде всего благодатное учение Христово: когда оно принимается душой, то дает душе блаженство и жизнь. Напротив, когда в душе нет сего учения, тогда душа томится, сохнет, каменеет и вся человеческая жизнь становится похожей на пустыню, где для человека только страх, или скорбь, или терзание.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Глава III 1 . Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, В воззвании пророка, первое имя Божие переведенное словом „Господь“ есть еврейское А д о н (т. е. владыка, господин) второе имя „Господь Саваоф“ в еврейском „Иегова всех сил“; властелин вселенной и всех сил мира, открывшийся Моисею под именем Вечно Существующего. Он приступает к суду над народом, как то предсказывал пророк в гл. I, 24. Прежде всего отнимется у Иуды и у Иерусалима все, что поддерживает государство, „посох и трость и подкрепление хлебом и водою“. В угрозе этой заключается и оставление народа без вождей, и оставление народа без благословения Божия, дарующего плодотворные дожди и обилие плодов земных. (Ср. Лев. 26:26 ). „Господь моя опора“, говорил Давид ( Пс. 17:19 ); поэтому отнятие опоры (посоха и трости) равносильно угрозе, что Господь оставит народ, предоставив его собственным силам 293 . В угрозе же отнятия хлеба и воды, кроме прямого значения этих слов 294 можно разуметь и высшее духовное значение: отнятие руководительства Божия. У самого Исаии пророка в Ис. 33:16 , 55пища и питие знаменуют духовное укрепление народа Господом; а во Второзаконии XXX, 20 высказан основной принцип, долженствующий руководить Израилем: Господь есть жизнь Израиля. Избери жизнь! восклицает Моисей. Отнимет Господь:.... (см. ст. 1). 2 . храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, 3 . пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове. Господь отнимет,-говорит пророк-и вождя и воина, т. е. и стоящего во главе войска, мудрого военачальника, и простого ратника. В царстве, которое так обессилено, нет сил сопротивляться врагам; оно отдано на произвол их. См. Втор. 28 , в особ. ст. 25 с нашим примеч. в III т. Св. Летописи. Но и внутри царства Господь отнимает у народа начальников и некому восстановить порядок, некому во время неурядиц или нашествия врага употребить усилие и власть, чтобы организировать народную защиту и сплотить во едино для отпора злу или нападению врага хороших честных людей, желающих порядка и готовых защищать свою родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Псалом 98 Богу, как Царю. Все люди должны поклоняться с благоговейным трепетом, как некогда поклонялись Ему Моисей, Аарон и Самуил. Псалом Давиду Так как в этом псалме «призывающими имя Божие» называются только Моисей, Аарон и Самуил, жившие до Давида, то весьма вероятно, что писателем псалма был именно сам Давид. 1. Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на Херувимех, да подвижится земля. Во исполнение своих древних обетований благочестивым патриархам народа Еврейского, Господь основал свое царство в земле им обетованной и Сам стал Царем в своем избранном народе. Но если и пред земными царями народ предстоял со страхом, то пред Господом – Царем всего мира, он должен служить с глубочайшим благоговением, доходящим до трепета. Посему псалмопевец и взывает: «Господь воцарился, – да гневаются людие, точнее – да трепещут люди с благоговением пред Его волей и правдой, дабы не вызвать Его праведного гнева к себе. – Седяй на Херувимех, да подвижется земля. Как земной царь, появляясь в народном собрании, или на колеснице, запряженной конями, или в палатке, носимой руками рабов, торжественно восседал на высоком троне, который окружали преданные царю верховные служители; так и Господь восседает на своем троне, коему предстоять Херувимы – высшие чины ангельские, самые ревностные исполнители воли Божией. Такому представлению о престоле Божием соответствовали: во-первых, ковчег завета, покрытый огнезрачным золотом, с двумя херувимами над ним, над коими являлся Господь в скинии Моисея и в храме Соломона; во-вторых, – величественное грозовое облако, несомое ветрами, в коем являлся Господь на Синае, и, наконец – облако «славы Божией», которое в дивном видении своем созерцал пророк Иезекииль на реке Ховар. – Предстоя такому престолу Божию, у подошвы Синая, трепетал народ Еврейский, – в страхе и трепете был великий пророк Исаия – в храме Иерусалимском, падал ниц пророк Иезекииль и др. Посему и говорит псалмопевец: «Господь восседает на Херувимах, – да волнуется народ в страхе благоговения пред Ним, как Царем всей земли!» (ст. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

VI. В журнале Бердяева Пост 30 Пост, это святая болезнь человека, при которой не хочется вкушать, иногда и хочется, но – невмоготу. Господь велит умереть, чтобы жить; Церковь велит болеть, чтобы получать здоровье. Косный мир земли, предоставленный себе, ведет человека на заклание духа, уловляет и истребляет в человеке сына Божия, – Мир ведь этот, есть мир упраздненный, им жить нельзя. Есть в мире знание: «чтобы жить, надо питать себя», но мир знает это по природе, как бессловесное животное, и тем растлевает себя ( Иуд.1:10 ). Через человека закосневший, и в Сыне Божием упраздненный ветхий мир водим природою, как бессловесное животное, на уловление и истребление ( 2Пет.2:12 ). «Ея, гряди Господи!», постнически восклицают первые ученики Слова, до ужаса познающие содомское растление этого мира. Пост есть свобода всего естества, всех чувств, мыслей и стремлений, от всего, что обречено на гибель. Пост есть утверждение вечной жизни. Пост ничего не запрещает, ничему не мешает, никого не понуждает, – понуждение есть следствие поста, а не самый пост. Самый пост есть утверждение, исповедание, изъявление, – предвкушение плода райского. Пост не есть убегание от тленного мира, пост есть устремление к нетленному миру. Пост всегда победитель, он убивает смертную природу, благовествованием воскресения. Предел и завершение поста есть вкушение Тела и Крови Христовых. Ибо пост есть именно вкушение, а не воздержание от вкушения. Пост ведет лишь к воздержанию от лже-пищи, во имя Пищи. Постящиеся, вкушая тленную пищу, не вкушают ее, как нечто, – они ее вкушают, как ничто; и то, вкушают ее только потому, что Господь, в Лице человеческом освятил вкушение тлена. Воздержание Господь заповедал несовершенным, не могущим вкушать тлен, как тлен. Совершенным же Господь заповедал вкушение тлена; иначе бы, самовольно умирали люди от любви к Господу. Заповедь вкушать тлен, именно как тлен, была дана после Воскресения: мед в сотах и кусок печеной рыбы вкусил Господь как ничто, ибо, воистину, они уже были для духовной Его плоти, как ничто.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Глава 49. «Раб Божий», как Основатель вечного Завета, униженный миром и прославленный Богом. Обращение всех народов к Богу-Спасителю. Восстановление разоренного Сиона и господство его над язычниками 1–3. Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня; и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. (Послушайте Мене острови, и внемлите, языцы. Временем многим стояти будет, глаголет Господь: от чрева матере моея нарече имя Мое, и положи уста Моя яко меч остр, и под кровом руки своея скры Мя: положи Мя яко стрелу избранну, и в туле своем скры Мя. И рече Ми: раб мой ecu ты Израилю, и в Тебе, прославлюся). Древние народы, населявшие обширные и отдаленные страны, имевшие каждый свое вероучение и нравоучение, особое богослужение, руководствовавшиеся баснословными (мифологическими) преданиями своей старины и опытной мудростью своих предков, как священным залогом и законом общественной жизни, не знали, не могли и даже не желали знать истины Божественного Откровения, данного избранному народу – Израилю. Но вот наступает новое время, когда все народы земли услышат проповедь Божественной истины из уст избранного Раба Божьего. – Обращаясь ко всем народам мира, Раб Божий, говоривший через всех пророков, говорит и через Исаию: Послушайте Мене, острова – по направлению на запад собственно острова и побережные земли Средиземного моря; и внемлите, языцы – народы отдаленных земель Востока (ст.12). Временем многим стояти будет, глаголет Господь, через многое или неблизкое еще время настанет и совершится то, что в течение еще более продолжительного времени только ожидалось, что говорил и говорит Господь, а именно – придет Спаситель мира, Основатель вечного завета. – От чрева матери Моея нарече имя Мое: для величайшего дела своей благости, которое было предопределено от вечности, Господь чрезвычайным образом избирает Раба Своего – еще от чрева Матери Его, т.е. еще при зачатии Его во чреве Матери, нарекает Ему имя, – дает Ему такое знаменательное имя, которое точно определяет Его Богочеловеческую природу, личные свойства и совершенства, великое служение Богу и человечеству и мировую славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Господь с каждым, кто стремится жить по Его закону. Господь с каждым, кто невинно страдает. Господь с каждым, кто стремится к правде, справедливости, к утверждению мира и добра. Господь с каждым, кто жертвует собой ради других. 17 марта 2014 года, в понедельник 3-й седмицы Великого поста, день памяти благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню и Литургию Преждеосвященных Даров в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый игумен, отец архимандрит Алексий! Дорогие братья! Братья и сестры! Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать и поздравить с днем памяти святого благоверного и преподобного князя Даниила Московского, человека, который вошел в историю не в громе и молнии, не в сиянии побед, не силой оружия или великими свершениями, а тишиной и молитвой. И это свидетельствует о том, что не только громкие победы и достижения, но и молчание и молитва могут быть сильным орудием в руках светских правителей. Мы живем в мире, где события происходят стремительно — гораздо быстрее, чем человеческий ум может осознать и проанализировать. Необходимо быстро принимать решения, причем речь идет не только о государственных деятелях, — люди, работающие в бизнесе, в сфере информации, во многих иных сферах, хорошо понимают, как быстро нужно действовать, чтобы что-то не упустить. У некоторых людей есть великий дар — быстро мыслить. А у других такого дара нет, хотя по силе мысли вторые могут не уступать первым. Одни физически быстры, у других этой физической силы нет, но это не значит, что они не могут достигнуть той же точки, что и быстро идущий. Господь всех нас создал очень разными, но всех нас предназначил к одной цели — мы жизнью своею должны Ему служить. Святой благоверный преподобный князь Даниил Московский служил Богу молитвой, молчанием, смирением и любовью в то время, когда вокруг все другие князья поступали иначе — были динамичными, воинственными, быстро принимали решения о вступлении в войну, достигая побед или обрекая себя на поражение. Князь Даниил в молчании и молитве стал созидать небольшой город на холмах, именуемый Москвой, и мы знаем, что его труды обернулись великим историческим успехом — именно Москва стала первопрестольным градом, центром Русского мира, столицей России.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-ni-odn...

На Своем богочеловеческом пути в этом мире Господь Христос пронес Свое человеческое естество и через преображение как необходимое событие в Своем божественном домостроительстве спасения. Преобразившись на Фаворе, Господь показал, что преображение человеческого естества Божественным есть необходимое условие богочеловеческого подвига спасения мира от греха, зла и смерти. Ибо спасение невозможно без преображения человеческого естества Богом из греховного в святое, из дурного в доброе, из смертного в бессмертное. В самом деле, спасение и состоит во всестороннем преображении человеческого естества Богом. Как и все, принадлежащее Спасителю, преображение Его имеет общечеловеческое значение, ибо, по словам святого Прокла, Он не просто преобразился, но преобразился, чтобы показать нам будущее преображение естества 1 . Как новый родоначальник, Спаситель на Фаворе показывает, через какое преображение должно пройти человеческое естество на своем пути освящения, обожения, спасения. Как Новый Адам, Богочеловек Христос Своим преображением чудесным образом охватывает весь род человеческий, и в Своем человеческом естестве совершает, в принципе, преображение всего человеческого естества. Живя Господом Христом как своей непрерывной и вечной жизнью, Православная Церковь всем существом своим чувствует незаменимое значение преображения Спасителя в деле спасения рода человеческого и всей твари... На горе Фавор Господь преобразился, осияв всю вселенную Своим светом, чтобы избавить мир от преступления 2 . Спасителево преображение есть «бездна неприступного света», света, который изобильно излился на Фаворе 3 , и залил всю тварь, и в первую очередь род человеческий. Ибо, по словам святого Анастасия Антиохийского , блистание одежд Спасителя означает изменение наших тел. Потому что мы стали одеждой Спасителю, когда Он облекся в наше тело 4 . Между Спасителевым крещением и распятием стоит преображение, которым он явлен как Господь Ветхого и Нового Заветов 5 и заново засвидетельствован как Сын Божий. Так незадолго до Голгофского Креста засвидетельствовано Божество Господа Иисуса, а тем самым и спасение мира, потому что только Бог может спасти мир от греха, зла и смерти. Вся жизнь Спасителя на земле, включая и святое преображение, представляет собой единый неделимый подвиг спасения рода человеческого, единую неделимую органическую целостность. В центре всего стоит Пресвятая Троица, которая и совершает спасение божественным образом. Прежде Своего крестного страдания Господь совершил все, что было необходимо в домостроительстве спасения, и на Фаворе показал таинственно образ Троицы 6 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

На Своем богочеловеческом пути в этом мире Господь Христос пронес Свое человеческое естество и через преображение как необходимое событие в Своем божественном домостроительстве спасения. Преобразившись на Фаворе, Господь показал, что преображение человеческого естества Божественным есть необходимое условие богочеловеческого подвига спасения мира от греха, зла и смерти. Ибо спасение невозможно без преображения человеческого естества Богом из греховного в святое, из дурного в доброе, из смертного в бессмертное. В самом деле, спасение и состоит во всестороннем преображении человеческого естества Богом. Как и все, принадлежащее Спасителю, преображение Его имеет общечеловеческое значение, ибо, по словам святого Прокла, Он не просто преобразился, но преобразился, чтобы показать нам будущее преображение естества Как новый родоначальник, Спаситель на Фаворе показывает, через какое преображение должно пройти человеческое естество на своем пути освящения, обожения, спасения. Как Новый Адам, Богочеловек Христос Своим преображением чудесным образом охватывает весь род человеческий, и в Своем человеческом естестве совершает, в принципе, преображение всего человеческого естества. Живя Господом Христом как своей непрерывной и вечной жизнью, Православная Церковь всем существом своим чувствует незаменимое значение преображения Спасителя в деле спасения рода человеческого и всей твари... На горе Фавор Господь преобразился, осияв всю вселенную Своим светом, чтобы избавить мир от преступления Спасителево преображение есть " бездна неприступного света " , света, который изобильно излился на Фаворе и залил всю тварь, и в первую очередь род человеческий. Ибо, по словам святого Анастасия Антиохийского, блистание одежд Спасителя означает изменение наших тел. Потому что мы стали одеждой Спасителю, когда Он облекся в наше тело Между Спасителевым крещением и распятием стоит преображение, которым он явлен как Господь Ветхого и Нового Заветов и заново засвидетельствован как Сын Божий. Так незадолго до Голгофского Креста засвидетельствовано Божество Господа Иисуса, а тем самым и спасение мира, потому что только Бог может спасти мир от греха, зла и смерти. Вся жизнь Спасителя на земле, включая и святое преображение, представляет собой единый неделимый подвиг спасения рода человеческого, единую неделимую органическую целостность. В центре всего стоит Пресвятая Троица, которая и совершает спасение божественным образом. Прежде Своего крестного страдания Господь совершил все, что было необходимо в домостроительстве спасения, и на Фаворе показал таинственно образ Троицы

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/278/...

О посте Пост – это святая болезнь человека, при которой не хочется вкушать, иногда и хочется, но – невмоготу. Господь велит умереть, чтоб жить; Церковь велит болеть, чтоб получать здоровье. Косный мир земли, предоставленный себе, ведет человека на заклание духа, уловляет и истребляет в человеке сына Божия – Мир ведь этот есть мир упраздненный, им жить нельзя. Есть в мире знание: «чтоб жить, надо питать себя», но мир знает это «по природе, как бессловесное животное и тем растлевает себя» (Иуд. 1:10). Через человека закосневший и в Сыне Божьем упраздненный ветхий мир водим приро­дою, как бессловесное животное, на уловление и истребление (2 Пет. 2:12). «Ей, гряди Господи!» – постнически восклицают первые ученики Слова, до ужаса познающие со­домское растление этого мира. Пост есть свобода всего естества, всех чувств, мыслей и стремлений от всего, что обрече­но на гибель. Пост есть утверждение вечной жизни. Пост ничего не запрещает, ничему не мешает, нико­го не понуждает – понуждение есть следствие поста, а не самый пост. Самый пост есть утверждение, исповедание, изъявление – предвкушение плода райского. Пост не есть убегание от тленного мира, пост есть устремление к нетленному миру. Пост всегда победитель, он убивает смертную природу благовествованием воскресения. Предел и завершение поста есть вкушение Тела и Крови Христовых. Ибо пост есть именно вкушение, а не воздержание от вкушения. Пост ведет лишь к воздержанию от лжепищи, во имя Пищи. Постящиеся, вкушая тленную пищу, не вкушают ее как нечто – они ее вкушают как ничто; и то, вкушают ее только потому, что Господь в Лице человеческом освятил вкушение тлена. Воздержание Господь заповедал несовершенным, не могущим вкушать тлен, как тлен. Совершенным же Господь заповедал вкушение тлена; иначе бы самовольно умирали люди от любви к Господу. Заповедь вкушать тлен именно как тлен была дана после Воскресения: мед в сотах и кусок печеной рыбы вкусил Господь как ничто, ибо, воистину, они уже были для духовной Его плоти как ничто.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3300...

Тексты „Посему так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату заработывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите деревья и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многаго, а выходит мало, и что принесете домой, то Я развею. За что? – говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите каждый к своему дому». ( Агг. 1:5–9 ). „С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное». ( Мф. 4:17 ). (Ср.: Мк. 1:15–16 ). „Ищите же во-первых Царства Божия и правды Его». ( Мф. 6:33 ). „Сказываю вам, что отнимется от вас (т. е. от народа еврейскаго) Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». ( Мф. 21:33 ). „Не прийдет Царствие Божие приметным образом; и не скажут: вот, оно здесь, или: вот там. Ибо Царствие Божие внутрь вас». ( Лк. 17:20–21 ). „Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям». ( Ин. 18:36 ). „Царствие Божие – не пища и питие, но праведность и мир и радость во св. Духе». ( Рим. 14:17 ). „Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, безчинство, и тому подобное... Поступающие так Царствия Божия не наследуют». ( Еф. 5:19–21 ). „Один из седми ангелов... вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба, от Бога. Храма же я не видел в нем; ибо Господь Бог Вседержитель храм его и Агнец. Слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете Его. И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые у Агнца в книге жизни». ( Откр. 21:9–10, 22–24, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010