Поучение о седьмой заповеди блаженства Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся ( Матф. 5:9 ). Все добрые христиане, по вере в Иисуса Христа и по благодати Христовой, называются сынами Божьими ( Иоан. 1:12 ). И всем им, как сынам Божиим, за их веру и добрые дела, даруется пресветлое царствие Христово. Но Иисус Христос, воздающий каждому должную награду в царстве Своем, особенное право называться сынами Божиими обещал миротворцам. «Блажени миротворцы, – говорил Он, – яко тии сынове Божии нарекутся“. Кто сии миротворцы, столь достойные пред Богом? Это те благочестивые христиане, которые, во имя своего Христа и ради царствия Христова, и сами стараются жить со всеми в мире и любви, и враждующих стараются примирять и в душах их поселять мир и любовь христианскую. А это есть та высокая добродетель, которую явил во всем мире Сам Иисус Христос, Сын Божий, истинный «мир наш» ( Ефес. 2:14 ), «примиривший нас с Богом“ ( 2Кор. 5:18 ). И поэтому сия добродетель уподобляет миротворцев самому Сыну Божию, Иисусу Христу. Сын Божий для того и приходил на землю, чтобы всех собрать в одно мирное стадо Свое и всех привести в царство Отца Небесного. В сие мирное стадо Божие Он призывал людей и Своею Божественной проповедью и молился Отцу Своему: «да вси едино будут“ ( Иоан. 17:21 ), т. е. чтобы все жили в мире и любви. Для сего Он и кровь Свою пролил на кресте, «да чада Божия наречемся и будем» ( Иоан. 3:1 ). А когда Он готовился идти на вольное за нас страдание и смерть, то завещал Своим последователям хранить мир и любовь: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам“ ( Иоан. 14:27 ). Этот-то Божий мир, как сокровище многоценное, по примеру Небесного Примирителя нашего Сына Божия, стараются посеять на земле и христианские миротворцы. Потому-то и Господь им особенно усвояет право называться сынами Божиими. Правда, и в мире грешном есть люди, которые иногда и склоняют враждующих к примирению или сами примиряются с ними. Но они устраняют мир не по любви христианской, не ради царствия Христова, но когда от этого мира находят для себя какую-либо выгоду земную, а в душе своей не имеют истинного мира и любви; они любят более тех, кто их любит и угождает им. Такие миротворцы достойны ли называться сынами Божиими? Нет, это не Божии сыны, а сыны мира сего. Какие они миротворцы, когда и в душах, и в костях их нет мира от грехов их? Какие они сыны Божии, когда и помышляют о мирском и грешном, а не о Божием? От того и мир их не прочен, не постоянен; да и сами миротворцы эти нередко начинают враждовать на тех, которых старались примирить, или с которыми примирялись для своих выгод земных. Не стало для них выгод, изменились обстоятельства житейские – и не стало у них мира и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Скачать epub pdf О соборности в Церкви Ваши высокопреосвященства, всечестные отцы и братие! Мне крайне жаль, что замечательный доклад нашего отца архимандрита Константина остался, в сущности, без обсуждения, без обмена мыслей. А между тем доклады о. Константина о духовном состоянии мира, которые он делает на наших Епархиальных Собраниях ежегодно, имеют огромную ценность. Ведь они основаны на данных мировой прессы, (которую получает о. Константин отовсюду на всех языках мира), в которой отражается вся духовная жизнь современного мира. И эта картина не может нас не ужасать, ибо это – яркая и сильно – говорящая картина стремительно – ширящейся в мире «Апостасии». Что такое Апостасия? Это – слово, которое мы находим в 3 стихе 2-й главы II-ro Послания св. апостола Павла к Солунянам, коим он обозначил стихийное явление «Отступления христиан от Христа» – процесс, все время усиливающийся в мире, который в последнее время существования этого временного мира достигнет своего апогея и увенчается явлением в мир противника Христова – антихриста. Все ясно свидетельствует о том, что мы живем в век необыкновенно быстро развивающейся Апостасии. Чуть ли не каждый день приносит нам в этом отношении все новые и новые данные. Но одни это видят и понимают, а другие как-то и почему-то этого не видят и не понимают. Мало того: даже отчего-то сердятся, зачем «Православная Русь» об этом постоянно пишет. Но как же можно об этом не писать? Ведь «Прав. Русь» – периодическое издание, а всякому периодическому изданию как раз и свойственно живо откликаться на все то, что происходит в мире. Это вовсе не есть какое-то предсказание конца мира, в чем некоторые обвиняют «Прав. Русь» и что запрещено Писанием. Нет! Это – не более как трезвое, сознательное отношение к тому, что делается в мире и о чем мы, как пастыри, не имеем права молчать, а должны предупреждать и предостерегать свою паству. Ведь Сам Господь, сказавший, что «никто не знает ни дня ни часа пришествия Сына Человеческого» ( Мф.24:36 ), в то же время так обстоятельно изложил признаки близости Своего Пришествия и заключил это словами: «И так, когда вы увидите все сие сбывающимся, ведите, яко близ есть, при дверех» ( Мф.24:3–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 69 Всяк рожденный от Бога побеждает мир: и сия есть победа, победившая мир, вера наша ( 1Ин. 5:4 ). В сию священную минуту предстоят пред мысленным взором нашим, Россияне, два рожденные от Бога чрез Св. крещение: Великий Святитель и Чудотворец Николай, коего св. жизнь и чудеса чтит и прославляет весь христианский мир, и украшенный Его именем великий помазанник Божий, Благочестивейший Государь Император Николай Павлович, в котором видят своего благосердого отца миллионы людей. Один ревностию по вере давно уже победил лжемудрие мира в лице ересеначальника Ария и увенчан победным венцем славы на небесах; другой правдою веры еще продолжает побеждать своеволие и вольнодумство, оскорбляющее веру и вредящее порядку общественной жизни. При таковом воззрении на великих победителей мира, не будет не соответственно настоящему торжеству и духу времени, если представим несколько опытов победоносной веры и извлечем для себя убеждение в необходимости побеждать верою мятежный дух века. Вера, победившая и побеждающая мир, есть не что иное, как Евангельское учение, исполненное духа и истины, света и жизни. Быв принято с убеждением и чувством, оно не может не выражать в действиях человека силу духа и истины, действие света и жизни. Мир, побежденный и побеждаемый верою, – это суть люди, мудрствующие по стихиям мира, а не по Христе, – люди, живущие в плену твари и в рабстве страстей. Легко понять, может ли чистое и святое учение веры быть приятно для мира? И может ли мир, нечистый и грешный, жить в согласии с верою? Ненависть мира против веры неизбежна; брань веры с миром необходима. Кто же побеждает? – И сия есть победа, победившая мир, вера наша. Откуда сила веры? Божественный основатель и наставник веры есть Господь наш Иисус Христос. Он неоднократно говорит в Евангелии: Мое учение несть Мое, но пославшаго Мя Отца. Аще кто хощет волю Его творити, разумеет о учении, кое от Бога есть, или Аз о Себе глаголю; пославый Мя истинен есть и Аз еже слышах от Него, сия глаголю в мире ( Ин. 7:16–17 ; Ин. 8:26 ). Итак, вот откуда учение веры и сила веры – от Бога. Как в семени заключается все – стебель и листья, и цвет и плод, так в Божественной вере содержится премудрость Божия и сила во спасении верующих, Его правда и благость. Кого же и что не победит такая вера, обильная силою Божиею?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Томас Шпидлик (католический кардинал) Глава пятая. Человек и космос I. Человек перед лицом космоса и в космосе «Естественное» созерцание Когда говорят о связи человека с космосом, то нередко смешивают два отношения: человек может ощущать себя как бы перед лицом той реальности, которая предстает перед его взором, или же он может чувствовать себя включенным в эту реальность, которую он воспринимает как органическое всеединство. Из первого отношения родилась древняя «физика», наука de rerum natura (о природе вещей). Святые Отцы, одухотворив эту науку, превратили ее в theoria physike, «естественное созерцание» 976 . Хотя греки и разработали принципы этой «космической молитвы», они сравнительно редко прибегали к ней из-за интеллектуального характера своего мышления, которое больше было сосредоточено на «природе» космоса, а не на конкретном космосе, да к тому же, скорее, в контексте эстетическом. Однако такое отношение весьма часто встречалось у русских аскетов в эпоху Кирилла Туровского 977 и было частью молитвенной практики «паломников». Архимандрит монастыря Митрофана Воронежского Прокофий Коропцев однажды произнес большую речь на эту тему, которую заключил следующими словами: «Несомненно, что видимая природа – это книга, насыщенная разнообразными сведениями о земной и загробной жизни. Надо только научиться использовать их...» 978 . Практические наставления о том, как можно прилагать природу к молитве, можно найти у св. Тихона Задонского в его книге Сокровище духовное, от мира собираемо 979 . В ней он обучает аллегорическому истолкованию, в соответствии с которым каждая видимая вещь является символом невидимой реальности. Богословское обоснование такого «естественного созерцания», содержащееся у о. П. Флоренского , имеет ту же аргументацию, что и Беседы на Шестоднев св. Василия Великого 980 . Первые слова книги Бытия – это рассказ о творении. Господь сотворил небо и землю (Быт. 1 :1). Патристическая традиция всегда истолковывала это место как напоминание о двух мирах – видимом и невидимом, существующих «неслиянно и нераздельно». Эта формула содержит узловой пункт онтологии и находится в согласии с утверждением Флоренского о том, что «онтологизм» того или иного явления означает его принадлежность к двум мирам – видимому и невидимому – и, следовательно, способность мира невидимого символическим образом «являть себя» в мире видимом, так и способность видимого мира таким же символическим образом открывать для себя мир невидимый 981 . В личностном плане степень истолкования двух миров зависит от веры каждого, от степени его духовной аскезы, от степени достигнутой святости. Подвижник, достигший святости, становится живым свидетелем невидимого мира в этом мире, свидетелем «взаимопроникновения» двух миров друг в друга (а эта способность даруется Христом) и потенциальной «открытости» невидимого мира для каждого из нас 982 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

«Церковь Бога жива – столп и утверждение истины»  (1 Тимоф. 3, 15). Можно ли сомневаться в непреложности слов Христовых о том, что «врата адова», то есть все силы адские не одолеют Церкви? Конечно, нет! Но если так, то  истинная   Церковь Христова, Которая, само собой разумеется,  едина,  ибо Христос основал  только одну   Церковь , всегда существовала на земле и будет существовать до скончания века, ибо Ей принадлежит утешительное обетование Христово:  «се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века»   ( Матф. 28, 20 ). Могут ли быть какие-нибудь сомнения в том,  какая  это Церковь? Для человека честного и здравомыслящего, с незатуманенным сознанием, знающего историю Христианской Церкви и чистое, неповрежденное христианское веро- и нравоучение,  не может быть никаких сомнений  в том, что  эта единая истинная Церковь , основанная Христом-Спасителем, есть та, которая свято и неизменно хранит преданную ей Христову Истину. Там, где порвана преемственная духовно-благодатная связь со св. Апостолами и их преемниками Мужами Апостольскими и Святыми Отцами, где введены разные  новшества  в веро- и нравоучение с целью «идти в ногу со временем», «прогрессировать», не отставать от века и приспособляться к требованиям и моде мира сего, во зле лежащего, – там не может быть и речи об истинной Церкви. «От мира несте»,  сказал Господь Своим ученикам на Тайной Вечери:  «но Аз избрах вы от мира («изъял вас от мира», как толкуют эти слова Св. Отцы),  сего ради ненавидит вас мир»   ( Иоан. 15, 19 ). Эти слова Господа всегда необходимо помнить тем, кто желает сохранить свою верность истинной Церкви: истинная Церковь  Христова всегда была, есть и будет не от мира сего, который, по словам возлюбленного ученика Христова св. Иоанна Богослова,  «весь во зле лежит»   ( 1Иоан. 5, 19 ). И как Учение Божественное, преданное на хранение Св. Церкви, неизменно, как неизменен и вечен Сам Бог, так и истинная  Церковь Христова должна оставаться во всем неизменной. Так называемая, по-ученому,  «консервативность»  есть один из самых главных и характернейших признаков истинной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Эфир от 28.03.2015. 21:00. Прямой эфир. прот. Дмитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио " Радонеж " , ведущий - прот. Александр Березовский 12.04.2015 09:45:55 Кульков Сергей Андреевич Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/03/28/21-00.html Добрый вечер, дорогие братья и сестры! - Господь всем приступающим к Нему и желающим усвоить, объясняет: " Аще кто грядет ко мне и не отречется от мира и от себя, не может быть мой ученик " , но этого можно добиться только оставив всё мирское и приняв монашество, но ведь не все могут уйти в монастырь. Тогда получается, что простым мирянам, не отказавшимся от всего мирского, нет возможности стать христианами? - Это ж надо, так Промыслом Божиим было устроено, что на день, когда мы празднуем память Марии Египетской, задали этот вопрос. Мария Египетская - ученица Христова? Еще какая! А она не принимала монашества. - Что тогда человек не понял в этих словах Христа? Может быть понятие мира? - Да отвержения мира не понял. Все святые отцы-монахи говорили, что отвержение от мира - это отвержение от мира своих страстей, а совсем необязательно уход в пустыню, потому что уходишь в пустыню - страсть с собой берешь. А страсти там еще больше обостряются. По православному ли я поступлю, если подам в суд на коммунальную службу многоквартирного дома за невыполнение своих обязательств? Не повредит ли это моей душе? - Повредит или не повредит, я не знаю. Это зависит от устроения души данного человека. Если человек принциальный судяга, то, конечно, ему лучше Великим постом воздержаться от этого. А так - это есть законные правила игры, такие процедуры - подать в суд, а тем более на службу, никак и ни на что не влияет. Это все равно, что тебя просят предоставить какую-то справку, ты идешь, получаешь справку, передаешь туда. Также есть определенная процедура, чтобы стребовать какие-то деньги, которые по закону тебе причитаются, ты подаешь в суд, суд утверждает, ты получаешь эти деньги. Немножко хлопотная процедура, время требует, но тут, как теперь говорят, ничего личного.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-28-03-20...

Когда ученики Иисуса Христа узнали и исповедали в Нем Христа Сына Божия: ты еси Христос Сын Бога живаго ( Мф.16:16 ), однакож полного откровения славы его ожидали на земле ( Мф.20:20–28 . Деян.1:6 ): Господь объявил, что Ему должно много пострадать, умереть и в третий день воскреснуть ( Мф.16:21 ), ибо царство Его не от мира сего ( Ин.18:36 ), но внутреннее ( Лк.17:21 ), духовное и вечное ( Пс.144:13 . Дан.2:44 ), и что последователи Его для сохранения веры в Него и для спасения душ своих должны быть готовы все претерпеть ( Мф.16:24–26 ), и ожидать себе славы не на земле, но на небеси. Чтобы явить эту небесную духовную славу ученикам своим, которая последует за временными страданиями ( Мф.5:11 ), Господь в 33 лето своей земной жизни, в последний год своей проповеди евангелия, чрез 6 дней после беседы о своих страданиях, смерти, воскресении и обязанностях последователей своих, преобразился. Для сего Господь взошел на высокую галилейскую гору – Фавор, в сопровождении трех учеников своих – Петра, Иакова и Иοанна, которые, как говорит Церковь , хотели делить с Господом его страдания и смерть ( Мф.20:22 . Лк.22:33 ), и коих число было достаточно для законного засвидетельствования истины преображения ( 2Кор.13:1 ). «Господь вземлет троих, говорит св. Ефрем Сирин , достаточных по закону свидетелей преображения своего, которые по духу представляли в лице своем и всех прочих. Но поскольку будущий предатель – Иуда был недостоин Божественного лицезрения и страшного видения, то Господь оставляет с ним прочих, чтобы не имел он никакого извинения впоследствии». На горе при видимом отрешении от земного и при невозмущаемом безмолвии Господь молится Отцу светов ( Иак.1:17 ) и во время молитвы слава Божества Его открылась, сколько могли вместить ее ученики Его. Лице Господа просияло как солнце, одежды сделались белы как свет, изображая славу, в которую праведники облекутся и телесно по всеобщем воскресении мертвых. На горе явились во славе свидетели преображения Господня и из иного мира – Моисей и Илия; по гласу Церкви, начальники закона и пророков, некогда удостоенные видения Божественной славы Господа, – один на Синае, другой на Хориве, своим явлением на Фаворе свидетельствуя, что Христос есть Бог, глаголавый древле законом и пророки, есть творец и исполнитель закона и пророков и обладает и землею, небом и преисподнею. Как Владыке неба и Царю земли и Господу преисподних во время преображения – предстали Христу с земли апостолы, с неба Илия Фесвитянин, а из мертвых Моисей. Моисей и Илия беседовали с Сыном Божиим о исходе Его, его же хотяше скончати во Иерусалиме ( Лк.9:31 ), т. е. о кончине Богочеловека на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Молитва в Евангелии от Иоанна (главы 13–17) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 2 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 52, 2008 В нашей серии бесед о молитве в Евангелии 1 мы подошли к Евангелию от Иоанна. И я намерен сегодня не рассматривать это Евангелие в целом, а сосредоточить внимание на чтении, которое мы знаем по чинопоследованию утрени Великой пятницы, Двенадцати Евангелий. Разумеется, текст этот очень длинный и очень сложный, богатый, и невозможно пройти его систематически и выделить, как Господь молился в тот вечер. Думаю, нам станет понятнее, как идёт беседа, переходя от слов к молитве, от молитвы к диалогу, к периодам молчания, как изменяется её тональность, если мы будем помнить то, о чём Господь предупредил Своих учеников. Он на пороге конца, в последний раз Он совершает Пасху с ними, в последний раз Он пьёт чашу, прежде чем выпьет новое вино в Царстве Небесном. Это последний разговор: в последний раз Господь и Его ученики вместе, прежде чем Он вступит в часы, — даже не дни, а часы Своих Страстей. Так что неудивительно, что в смущении духа и ученики, да и Сам Христос, беседующий с ними о настоящем и о наступающем, о будущем, которое уже настало, то есть о вечности. Ученики задают вопросы, Христос начинает отвечать — и уходит в молитву. Это не упорядоченная молитва, как наше богослужение или как молитва, которой Господь научил Своих учеников, “Отче наш”. Это неразрывное сплетение скорби и надежды, расставания и перехода в вечность; Он посылает учеников в мир разделить с ним Его трагедию — и одновременно в Духе уводит их туда, куда идёт Сам. Но прежде чем перейти к этому, я хотел бы коротко взглянуть на структуру этих — немногих, но длинных — глав, которые мы читаем на Страстной, с 13-й по 18-ю. В тринадцатой главе трагедия начинается с умовения ног ученикам (13:1–17). Это момент, когда Господь Иисус Христос являет им, Кто Он, Кем Он был на протяжении всей жизни: Тот, Кто служит, Тот, для Которого никакое служение не слишком низко. Он совершает умовение ног учеников и одновременно очищает их и подготовляет их на предстоящее им дело. У Исайи (см. 52:7) мы читаем: Как прекрасны ноги благовестника, возвещающего мир, — того, кто возвещает примирение с Богом, кто проповедует мир между человеком и его совестью, мир между людьми. И умовение ног учеников символизирует, что теперь они пойдут вестниками Его мира, того мира, которого земля не может дать. И тут следует эпизод с Петром, который говорит: Не умоешь ног моих вовек. И Господь отвечает: Если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Ты не годишься, не готов, тебя нельзя послать.

http://pravmir.ru/molitva-v-evangelii-ot...

Содержание Правило 1. О Господе и Его теле    Господа от Его тела, т. е. Церкви, по словам Писания, различает один только ум, который с убедительностью и даже — так велико могущество истины — с принудительностью подсказывает, что именно к каждому из них относится. В других случаях дело касается, повидимому, одного какого нибудь лица, но двойственность его открывается из двойственности его должностей. Так, чрез Исаию сказал (Бог): «сей грехи наша носит и о нас болезнует... Той же язвен бысть за грехи наша... Господь (автор «Бог») предаде его грех ради наших» и пр. (Ис. 53:4—6 и сл.), каковыя слова уста всей Церкви с хвалою относят к Господу. Но далее о Нем же говорит: «и Господь (Бог) хощет очистити его от язвы... и хощет Господь... отъяти болезни от души его, явити ему свет и создати разумом» (Ис. 53:10—11). Ужели Бог хочет показать свет Тому и научить разуму Того, Котораго предал за наши грехи, когда Он Сам свет и премудрость Божия, — а не говорит этого о Его теле? Отсюда явствует, что одним только умом можно уразуметь, когда (Писание или Бог в Писании) делает переход от главы к телу. Равно и Даниил говорит, что Господь камнем от горы поразил и разбил в прах тело царства мира, камень же сделался горою и телом своим наполнил всю землю. Но, конечно, не в том смысле нужно это понимать, в каком понимают некоторые, в поношение для Царства Божия и для неодолимаго наследия Христова, о чем я упоминаю не без прискорбия. Господь, говорят они, занял весь мир властию (Матф. 28:18), а не обширностью своего тела, и весь мир потому наполнен этою горою, так — что христианин может на всяком месте приносить то, что прежде можно было приносить только на Сионе. Но если так, то не было надобности говорить, что камень превратился в гору и своими приращениями занял мир. Господь наш Христос имел славу прежде сложения мира (Иоан. 17:5), и когда Он, Сын Божий, вочеловечился, то сразу, а не постепенно получил всякую власть на небе и на земле. Камень же сделался горою от приращений и покрыл всю землю вследствие непрекращавшагося роста.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4028...

«Мусор вынес, зарплату отдал, а доброго слова не дождешься!» Почему для любви поступков недостаточно 6 марта, 2021. Священник Павел Островский Отрывок из книги «О христианской семье» «Жена у меня никуда не лезет, советов никому не дает, подруг, по сути, не имеет и в соцсетях не появляется», — написал полушутя священник Павел Островский. Его тут же раскритиковали. Сам он признается, что его супруге нравится уединенная жизнь с мужем и детьми. Книга «О христианской семье. Любовь, подвиг и юмор» недавно вышла в издательстве «Никея». Жена — бесценный дар  Божий Господь желает нам исключительно блага и посылает только то, что полезно. Было бы странно, если б Господь посылал нам то, что потакает нашим страстям, расслабляет и духовно губит. И если жена, потакая во всем мужу, помогает ему лениться и духовно развращает, где же настоящая любовь? Я не знаю, как устроены другие семьи, я не знаю, как и кому что полезно или вредно… Я знаю одно: самое большое чудо в моей жизни, которое совершил Господь Бог, — это моя жена. Причем осознание этого пришло не через страстные побуждения, не через мимимишную романтику, а через трезвый и спокойный анализ прошедших лет. Дар Божий, как и любой другой дар, нужно принять. Если ты его отвергаешь, то и понять не сможешь. Многие люди ждут от Бога невозможного — злого и вредного. Но если постараться доверять Господу и жить по Его заповедям, то дары Божии начинают расцветать… и спустя некоторое время ты уже видишь необычайную красоту Премудрости Божией и Его даров. Я безмерно благодарен Богу за свою жену. За все черты ее характера, за манеру поведения и общения… Врать вам, дорогие читатели, о том, что моя жена мне кажется идеальной, я не буду. Но так устроил Господь, что все ее несовершенства положительным образом сказываются на мне: воспитывают, смиряют, учат терпению. Семейная жизнь — это снегопад. Если ты в мире с женой и любишь ее, то хлопья снега в лицо вызывают у тебя улыбку. Но когда мира нет, снег раздражает. Дьявол знает, что если не будет мира между мужем и женой, то и любовь рано или поздно уйдет. Поэтому сохранение мира в семье — самое важное.

http://pravmir.ru/musor-vynes-zarplatu-o...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010