S. Gregorius Palamas. Theophanes, sive de divinitatis et rerum divinarum communicabilitate et incommunicabilitate//PG 150: 909–960. The Triads, by Gregory Palamas/J. Meyendorff (ed.), N. Gendle(transl.). Paulist Press, 1983. S. Gregorius Theologus. Dialogus III//PG 38: 997–1152. S. Gregorius Theologus. Epistolae CI, CXCIX//PG 37: 175–194, 325–328. S. Gregorius Theologus. Poemata de Seipso//PG 37: 969–1452. S. Gregorius Theologus. Oratio VI. De pace I//PG 35: 721–752. S. Gregorius Theologus. Oratio VIII. Ιn laudem sororis suae gorgoniae//PG 35: 789–818. S. Gregorius Theologus. Oratio XXIV. In laudem s. Cypriani//PG 35: 1169–1194. S. Gregorius Theologus. Oratio XXVI. In seipsum//PG 35: 1227–1252. S. Gregorius Theologus. Oratio ΧΧIΧ. Theologica III//PG 36: 73–104. S. Gregorius Theologus. Oratio XXX. Theologica IV//PG 36: 103–134. S. Gregorius Theologus. Oratio XXXII. De moderatione in disputando//PG 36: 173–212. S. Gregorius Theologus. Oratio XXXVIII. Ιn Theophania//PG 36: 311–334. S. Gregorius Theologus. Oratio XL. In Sanctum Baptisma//PG 36: 359–428. S. Gregorius Theologus. Oratio XLIV. Ιn Novam Dominicam//PG 36: 607–622. S. Gregorius Theologus. Oratio XLV. In Sanctum Pascha//PG 36: 623–664. S. Gregorius Theologus. Orationes//PG 35: 393–1252, 36: 9–664. S. Gregorius Theologus. Sectio II. Poemata moralia//PG 37: 521–968. Herodotus. Histories/C. Hude (eds.). Oxford, 1960. S. Hippolytus Portuensis Episcopus. Contra Haeresin Νοeti//PG 10: 803–830. Iohannis Caesariensis presbyteri et grammatici opera quae supersunt/M. Richard (ed.). Turnhout 1977 (Corpus Christianorum Series Graeca, 1). S. Irenaus Lugdunensis. Fragmenta//PG 7B: 1225–1264. S. Joannes Chrysostomus. De Incomprehensibili Dei Natura V//PG 48: 735–748. S. Joannes Chrysostomus. Homiliae ΧΧIV in Epistolam ad Ephesios//PG 62: 9–176. S. Joannes Chrysostomus. Homiliae XXV in quaedam loca Novi Testamenti//PG 51: 17–388. S. Joannes Chrysostomus. In Epistola ad Hebraeos. Cap. I. Homilia II//PG 63: 19–28. S. Joannes Chrysostomus. In Epistola ad Philippenses. Cap. II. Homilia VI//PG 62: 217–228.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Полная зависимость этого последнего царя Иудеи от вавилонского царя видна уже из того факта перемены имени его последним ( 4Цар.24:17 ); ср. ( 2Пар.36:4 ) и комментарии к последнему месту; кроме того, Навуходоносор взял с Седекии нарочитую присягу верности именем Иеговы ( Иез.17:13 ). 2Пар.36:11 .  Двадцати одного года был Седекия, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме, 2Пар.36:12 .  и делал он неугодное в очах Господа Бога своего. Он не смирился пред Иеремиею пророком, пророчествовавшим от уст Господних, 2Пар.36:13 .  и отложился от царя Навуходоносора, взявшего клятву с него именем Бога, – и сделал упругою шею свою и ожесточил сердце свое до того, что не обратился к Господу Богу Израилеву. Из событий одиннадцатилетнего нечестивого царствования Седекии здесь, кроме непослушания царя пророку Иеремии (ст. 12), отмечено еще, очевидно, в качестве одного из преступлений Седекии – клятвопреступление его в отношении Навуходоносора (ст. 13), от которого он открыто отложился, вопреки воле Божией через пророка Иеремию. «Замечание книг Паралипоменон о Седекии совсем не имеет характера летописных сообщений и состоит из реляции, свойственной пророческой речи. Два упоминания имени пророка Иеремии в этой реляции (ст. 12 и 21) могут служить указателями, что она или написана Иеремией, или составлена на основании его пророческих речей, с которыми она имеет сходство» (проф. Олесницкнй, «Государственная летопись царей Иудейских», с. 431). 2Пар.36:14 .  Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и сквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме. 2Пар.36:15 .  И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. 2Пар.36:16 .  Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения. Здесь дано общее указание внутренних причин гибели царства Иудейского (ср. ( 4Цар.17:7–23 ), где подобным же образом указываются внутренние причины разложения и гибели северного, десятиколенного царства). О деятельности пророков в Иудейском царстве и отношении к ним народа ср. пророческие изображения, напр. ( Иер.25:4,36:23 ; Иез.33:32 ; Дан.9:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Подробнее см.: Hovorun C . Ethnophyletism, Phyletism and the Pan-Orthodox Council//The Wheel. Issue 12 (Winter 2018). P. 63. Герд Л. А. Константинополь и Петербург: церковная политика России на православном Востоке (1878-1898). М., 2006. С. 34-36. История Христианской Церкви в XIX в. Том 2. Христианский Восток. СПб., 1901. С. 339-344. Hovorun Cyril . Ethnophyletism, Phyletism, and the Pan-Orthodox Council. P. 63. Стоянов И . История на българското възраждане. Велико Търново, 1999. С. 134-135. Б. Icmopiя Балкан. XVIII i XIX cmoлimmя. К., 2003. С. 417-421. Стоянов И . История на българското възраждане. С. 137-138. См. о нем: Арнаудов М . Неофит Хилендарски Бозвели: Живот, дело, епоха (1785-1848). Т. 1-2. София, 1930; Смоховска-Петрова В . Неофит Бозвели и българският църковен въпрос: Нови данни из архива на А. Чарторийски. София, 1964; Атанасов Ж . Неофит Бозвели. София, 1974. Об истории храма см.: Темелски Х. Българската светиня на Златния Рог. София, 2005. Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX веке. Опыт исторического исследования. Том I. СПб., 1904. С. 717-720, 758-782. Русский перевод документа см. в: Филиппов Т. И . Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря//Журнал Министерства Народного Просвещения. Часть CXLVII. 1870. Февраль. С. 262-263. Цит. по: Πρακτικ της Αγας και Μεγλης Συνδου της εν Κωνσταντινουπλει εν τω Πατριαρχικ Να του αγου ενδξου μεγαλομρτυρος Γεωργου του Τροπαιοφρου περ του εκκλησιαστικο βουλγαρικο ζητματος συγκροτηθεσης εν τει σωτηρω αωοβ κατ μνα Αγουστον και Σεπτμβριον. Κωνσταντινοπολις, Σ. 36. Темелски Х. Българската светиня на Златния Рог. С. 53. Жечев Т . Българският Великден, или страстите български. София, 2000. С. 88-103. Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX веке. С. 574. Русский перевод документа см. в: Филиппов Т. И . Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря//Журнал Министерства Народного Просвещения. Часть CXLVII. 1870. Февраль. С. 271-272. Филиппов Т. И . Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря//Журнал Министерства Народного Просвещения. Часть CXLVII. 1870. Февраль. С. 272.

http://bogoslov.ru/article/6176739

720 B80 (555—556). 721 B80 (556). 722 B80 (558). 723 B80 (560). 724 Miller, [Notes], 373. 725 B80 (561). Ср. Apophthegmata, Arsenius 30 (PG 65,97 C). 726 ApGphthegmata, Arsenius 27 (PG 65,97. 727 B80 (564). 728 Говоря о молитвенном правиле, Исаак употребляет в качестве синонимов два греческих термина — kanvbn (правило) и nobmow (закон). 729 I/30 (136). 730 Т. е. молящийся. 731 Т. е. молитвы, которые обычно читаются в определенном количестве (молитвенные правила). 732 II/4,2—4. 733 II/4,5. 734 II/4,6. 735 II/4,7. 736 II/4,8—9. 737 Или «совершил огромное приобретение» (сир. tegurta — коммерция, торговля). Ср. 1 Тим. 6:6. 738 Ср. Пс. 15:6. 739 II/14,7. 740 II/14,7. 741 II/14,18. 742 Речь идет, опять же, о кратких молитвенных правилах, каждое из которых могло включать в себя псалом, молитву и серию поклонов. 743 Моисей Мурин был, вероятно, нубийцем или эфиопом. В VII в. Нубию и Эфиопию называли Индией. 744 II/14,20—22. 745 II/14,31—33. 746 II/14,33. 747 II/14,34. 748 Т. е. для монашества. 749 «Вселенским Собором» в собственном смысле в Восточно–сирийской Церкви называли Никейский Собор 325 г. Преп. Исаак ссылается на апокрифическое 54–е Правило этого Собора, предписывающее совершать семь служб в день. Ср. Главы о знании IV,24 («…семь служб, которые установлены правилами для спасения тех, кто борется с демонами…»). 750 II/14,35. 751 Имеется в виду 11–я Огласительная Беседа Феодора Мопсуестийского, посвященная молитве «Отче наш». 752 II/14,36—37. 753 II/14,38. 754 II/14,39. 755 Ср. подобные выражения в Пс. 9:2; 34:10; 118:10 и др. 756 Ср. Исх. 20:21. 757 II/5,1. 758 Ср. Пс. 98:5. 759 Ср. Пс. 24:7. 760 II/5,2. 761 II/5,3. 762 II/5,4—5. 763 Ср. Быт. 18:27. 764 II/5,8. 765 II/5,10—11. 766 II/5,12—13. 767 II/5,15. 768 II/15,18—19. 769 Ср. Пс. 42:3. 770 II/15,21. 771 II/15,26. 772 II/15,27. 773 Диавол. 774 Ср. молитву восточно–сирийской анафоры Феодора Мопсуестийского: «Твой покой и Твой мир да живет в Церкви во все дни мира. Гонения, волнения, споры, расколы и разделения да будут далеки от нее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

685 Gregory Palarms. The One Hundred and Fifty Chapterst. P. 251 [ Григорий Палама . Сто пятьдесят глав. Гл. 146–147]. Ср.: [Григорий Палама] Homily 34//PG, 151, col. 428ad; англ. пер. (D. Rogish) этой же гомилии 34) на Преображение: GOTR 33 (1988). Р. 135–166. 689 Pelikan J. The Spirit of Eastern Christendom (600–1700)//The Christian Tradition. Vol. 2. Chicago, 1974. P. 263 [Пеликан Я. Христианская традиция. Т. 2. Дух восточного христианства (600–1700). М., 2009. С; 253]. 691 Meyendorff J. The Byzantine Legacy in the Orthodox Church. P. 129 [ Мейендорф Иоанн , прот. Византийское наследие в Православной Церкви. С. 175]; ср.: Tinnefeld F. Factoren des Aufstieges zur Patriarchenwiirde im spaten Byzanz//Jahrbuch der Osterreichischen byzantinistik 36 (1986). S. 89–114. 692 Meyendorff J. Two visions of the Church; East and West on the eve of modern times//Christian Spirituality II: High Middle Ages and Reformation/Raitt J., ed. New York, 1987. P. 440; Idem. Palamas, Gregoire//DS 12 (1983). P. 100–101. 693 См.: Obolensky D. Six Byzantine Portraits. P. 173–200 («Киприан, митрополит Киевский и Московский») [Оболенский Д. Византийское Содружество наций; Шесть византийских портретов. С. 527–545]; см. также главы VI (с. 376–377, 390–392) и VIII. 695 Ibid. Vol. 1. P. 521 (Грамота русским князьям; перевод: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. P. 283–284 (Приложение 2); 112–118,177–181 (анализ и рассмотрение текста) [ Мейендорф И. Византия и Московская Русь. С. 530; 411–415, 459–461]; Idem. Mount Athos in the Fourteenth Century: Spiritual and Intellectual Legacy//DOP 42 (1988). P. 160. 698 Obolensky D. The Byzantine Commonwealth. P. 201 (См. также ниже, с. 346). [Оболенский Д. Византийское Содружество наций. Шесть византийских портретов. С. 281]. 699 Taft R. Beyond East and West: Problems in Liturgical Understanding. Washington (DC), 1984. P. 116. 700 Bornett R. Les Commentaires byzantins de la divine liturgie du VIIe au XVe siecle. Paris, 1966. О Великом входе: Taft R.F. The Byzantine Rite. P. 37, 45–48, 74 [Тафт Р.Ф. Византийский церковный обряд. Краткий очерк. С. 51–54, 64–67, 90]; Idem. The Great Entrance. A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St John Chrysostom. Rome, 1978 (=OCA, 200). P. 467 и след. Wybrew H. The Orthodox Liturgy. The Development of the Eucharistic Liturgy in the Byzantine Rite. London, 1989. P. 123–128 [Уайбру X. Православная литургия: Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2000. С. 141–146].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

31 .  Epistola ad Africanum de Susannæ historia (Admonitio, 37–42), 11, 47–86. 32 . Epistola ad Gregorium, 87–92. Admonitio generalis in epistolas, 35–38. III. DOGMATICA ET APOLOGETICA. 33 . Periarchon, lib. 1–4, 11. Ш-414 (Admonitio, 107–12). 34 .  Stromatum, fg., 101–08 (monitum., 99–102). 35 .  De resurrectione, 91–96. Origenis sententia ex Hieronymo, 95–100. 36 .  De oratione libellus, 415–562. Eruditi angli notæ, 1631–88. 37 .    Exhortatio ad martyrium, 563–638. 38 . Contra Celsum, lib. 1–8. 641–1632 (Admonitio., 637–42). Joan. Croii observationes in librum sextum, 1689–1710. 39 . Philocalia summatim edita, 14, 1309–1710. S. Gregorii Thaumaturgi in O., 10, 1051–1104. S. Pamphili Apologia, pro Origene, lat. Rufinus, 17, 599–616. Rufini de adulteratione librorum O., 615–32. D. Huetii, Origeniana, 633–1284. G. Bullii excerptum ex Defensione fidei nicenæ, 1285–1330. PP. Delarue, Epism. nuncup., 11. 9–12. – Præfatio in t. 1, 11, 36. – – – 2, 12, 9–42. – – 3, 13, 9–18. – – – 4, 14, 9–12. Index analyticus in t. 1, 11, 1885–52. –    – 2, 12, 1685–1704. – – – 3, 13, 1943–84. –    – 4, 14, 1315–84. ORSIESIUS, Tabennensis abbas, s. IV, 40. Doctrina de institutione monachorum, latine, 869–94. De sex cogitationibus sanctorum, 895–6. Notitia G., 867–70. P PACHOMIUS, Tabennensis abbas, s. IV, 40. Præcepta, 947–52. Cetera remissa ad PL., 23, 62 et 77–18. et Præcepta) et 73 (vita). Notitia G., 941–46. PACHOMIUS MONACHUS, 98. De divinarum scripturarum utilitate, 1333–60. De Cartanitis hæreticis, 1359–64. Prologus in grammaticam, 1363–68. PACHYMERES. Vide GEORGIUS P. PALAMAS. Vide GREGORIUS P. PALLADIUS HELENOPOLITANUS ер., s. V, 34 et 47. Historia Lausiaca, 34, 995–1262. G. Herveti præfatio, 991–94. H. Rosweydi notæ. 1261–78. Index anaiyticus, 1293–1302. Vita Macarii ægyptii, 34, 177–84. Vita Macarii Alexandrini, 34, 185–200. Celeri loci de Macariis, 34, 199–208. Dialogus de vita S. J. Chrysostomi, 47, 5–82. Notitia Fessler, 65, 69–70. PALLADIUS SUEDRORUM præses. Epistola ad S. Epiphanium, 43, 13–16.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

historiæ, 34, 207–18. Visiones de sanctis angelis, 1–2,34, 221–30. Evagrii de S. Macario, 34, 229–32. Apophtegmata S. Macarii Ægyptii, 231–36, 235–64; Alexandrini, 263–4. Iambi ascetici, (Bandini), 106, 1353–60. Versus politici catanuctici, (Boissonade), 117, 1189–94. Interpretationes divinorum mandatorum [est Niconis] (Bandini), 106, 1359–82. Regula et ad monachos (G.), 34, 977–82. IV. LITURGICA. Synaxarium (indices tantum Bandini), 106, 1309–26 et 1325–31. Quomodo recipiendi Armeni hæretici (Cotelerius), 132, 1257–66. Formula abjuration is Armeniorum (Cotelerius in notis), 1, 864–72; Athinganorum (Bandini), 106,1333–6. Oratio ad S. Angelum custodem (Floss), 34, 447–8. Acoluthia triplicis festi Basilii, Gregorii Nazianzeni et Chrysostomi, , 29, CCCXXVI-XCIII. AA.SS. Rayæi dissertatio prævia, CCCXVI-XXV. In S. Basilium. Canon ex Mentis, , 29, CCCXCVII-CCCCVI. De festo Acathisti (Combefis), 106, 1335–54. Canon acrostichus in festum Conceptionis Deiparæ, (Ballerini), 106, 1013–8. De festo orthodoxiæ (Goar) 121, 1033–4, in notis. V. HaGioGraphica. Synaxarium, 106, 1309–26. Aliud, 1325–34 (Bandini, indices tantum). Amphilochii Iconii ep. vita (G.). 39, 13–26. Andochii, Thyrsi et Felicis Passio, latine (AA.SS.), 5, 1467–74. Apostolorum catalogi, 1, 754–5, 755–6; 92, 1075–6 (Cotelerius, Du Cange). Athanasii Alexandrini Vita (ed. Benedictinorum), 25, CLXXXV-CCXI, alia ex arabico, CCXLVI-LI. Auxentii vita (græce, ed. princeps), 114, 1377–1436. АА. SS. præfatio, 1375–6. Bartholomæi junioris, laudatio (M.), 127, 499–512. M. Monitum, 475–6. Callisti papæ Passio (AA.SS.), 10, 113–20. Demetrii Acta, 109, 521–24 est fg. ex Vitis, 116, 1388–93. Passio ex versione Anastasii Bibliothecarii, 116, 1167–72. Passio 1173–84. Miracula, lib. 2–3, 1325–84, 1383–1398. AA.SS. Byæi commentarius prævius, 1081–1168. Epipodii et Alexandrini Passio (Ruinart), 5, 1455–62. Eustathii et sociorum Acta antiqua (Combefis), 106, 375–418. Germani I СР. Vita ex lib: о de Imagine готапа (Combefis), 98, 35–36.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Кроме этого, был и другой путь влияния на греческую богослужебную практику церкви латинской. Многие греки, как известно, по завоевании турками Византии, удалились на запад и на Калабрийском полуострове основали греческие поселения. Сюда еще более прибыло греков после окончательного падения Византийской империи в 1453 году. Церкви греческие Калабрийского полуострова пришли в близкие столкновения с латинянами и подпали некоторому влиянию пап. Последние считали себя вправе вмешиваться даже во внутреннюю жизнь этих греческих церквей и адресовали к ним свои буллы с прямыми требованиями делать те или другие изменения в богослужебном строе. Таким-то путём явились в богослужебных книгах калабрийских греков службы в честь святых, чтимых западною церковью (арх. Сергий. Полный месяц. востока, ч. I, стр. 150, 151) и многие обычаи, свойственные богослужебной практике западной церкви. Отсюда с запада эти особенности богослужебных памятников попадали в Византию и затем уже к нам на Русь чрез греческие богослужебные книги. Такой посредственный путь влияния латинской богослужебной практики на нашу весьма возможен и отрицать его нет никаких оснований. Что же касается того пути влияния латинской богослужебной практики на практику церкви греческой, который мы указали сейчас, то его не отрицает и один из известных, своею добросовестностию, знатоков восточного богослужения Иаков Гоар (Ευχολογ. pag. 339, not. 9). Наконец, сходство богослужебных обрядов и обычаев церквей восточной и западной можно объяснять появлением их в практике задолго до разделения церквей. Отсюда является настоятельная необходимость для историка православного богослужения вообще и богослужения в нашей церкви в частности, помимо непосредственного знакомства с богослужебными книгами, серьезно изучать святоотеческую литературу и по преимуществу творения тех отцов церкви, которые касались вопросов о богослужении. После всего того, что мы высказали о первоисточниках нашего богослужения и о причинах разнообразия в нём, кажется, ясно становится, что тот метод исследования, каким пользовался наш автор, когда писал своё сочинение, оказывается непригодным для историка богослужения в нашей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Этому не противоречат свидетельства некоторых древних писателей о личных и частных побуждениях, по которым он трудился над исправлением чина литургии своего места и времени. Одно из таких побуждений излагается в жизнеописании свт. Василия, известном под именем св. Амфилохия Иконийского , ученика Кесарийского святителя († около 403). Здесь говорится, что великий святитель, уже управляя своею церковью в сане епископа, молился Богу о даровании ему благодати и мудрости и разумения, чтобы ему совершать приношение бескровной жертвы Богу собственными своими словами ( δι’ οκεων ατο ημτων), и стал служить Богу каждый час дня и ночи, совершая молитву. По прошествии шести дней, при наступлении седьмого дня, придя в состояние необыкновенного воодушевления от наития Святого Духа, он увидел в видении Христа с апостолами, который, предложив на святом жертвеннике хлеб и чашу и сказав: «Да наполнятся уста твои хваления», разрешил ему совершать приношение бескровной жертвы согласно с его желанием, после чего свт. Василий и начал говорить и писать на хартии так: Да наполнятся уста мои хвалою, да воспою славу Твою ( Пс. 70, 8 ); «Господи Боже наш, Сотворивший нас и Приведший в эту жизнь», и прочие молитвы святой Литургии 200 . Другое побуждение высказано патриархом Проклом в упомянутом сочинении О предании Божественной литургии; по его словам, великий пастырь и учитель Василий, «замечая леность и небрежность людей, тяготившихся вследствие этого продолжительностью литургии, сам не считая ее содержащей что-нибудь излишнее и длинной, но желая пресечь небрежность молящихся и слушающих от большой продолжительности употреблявшегося на нее времени, передал произносить ее более кратким образом ( πιτομτερον)». Эти два предания, хотя не заключают в себе внутреннего противоречия, не представляют и близкого согласия между собой. Поэтому один из ученых археологов, а именно Жак Гоар (Goar), хотел согласить их, предложив такую догадку, будто из двух различных побуждений или целей к изменению чина литургии, приписываемых свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В своем прошлом Литургика насчитывает ряд славных деятелей, потрудившихся для изучения нашего богослужения. Как систематическая наука, она все еще продолжает, особливо у нас, православных, оставаться сравнительно молодой и мало разработанной. Обращаясь к ее истории, надо начать обзор с произведений святоотеческой древности, хотя и не являющихся научными исследованиями и лишенных систематичности, но все же служащих важным вкладом в литургическую библиографию. Перечисляем главнейшие: Мистагогические катехизические поучения св. Кирилла Иерусалимского (†386), толкующие внутренний смысл и символику таинств крещения, миропомазания и евхаристии. «О церковной иерархии», произведение т.н. псевдо- Дионисия Ареопагита (нач. V века), повествующее о литургии, некоторых таинствах, о пострижении в иночество и пр. «О предании божественной литургии» св. патриарха Константинопольского Прокла (†447). «Мистагогия» (Тайноводство) св. Максима Исповедника (†662), объясняющее символику храма и литургии. «О таинствах» св. Амвросия Миланского (†397). Так наз. «Паломничество» Этерии (Сильвии Аквитанки) к святым местам – памятник, найденный Гамурини в 1888 г. и подробно рассказывающий о богослужебных обычаях Иерусалимской Церкви, особливо в дни Страстной и Пасхальной недель. Это – документ исключительной исторической ценности. «Таинственное созерцание» или толкование Божественной литургии, принадлежащее патриарху Константинопольскому Герману (†740). «Толкование Божественной литургии» архиеп. Солунского Николая Кавасилы (†1371). «О храме Божием и Божественной литургии» и «О священных последованиях» Симеона архиеп. Солунского (†1429). Эти три автора дали нам весьма важный материал для истории православного богослужения и символики. Их произведения не потеряли силу и до сего дня. Толкование Николая Кавасилы привлекло к себе внимание и римо-католиков, которые недавно перевели его на французский язык и издали с соответствующими научными комментариями. Переходя к более современным и систематическим исследованиям по литургике, мы принуждены по соображениям времени оставить, к сожалению, в стороне всю богатейшую западную, преимущественно католическую, литературу, которая, имея во главе своей таких колоссов, как Аляций и Гоар, дала нам в наше время в лице Дюшена, Каброля, Леклерка, Салавиля, Батиффоля и бесчисленного ряда других подвижников науки целый океан литературы. Среди греческих ученых надо упомянуть следующих:

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/l...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010