Тогда блаженнейший муж стал сильно горевать и сокрушаться потому, что его предстоятель приказывает ему совершить такое дело, говоря, что, кажется, и попробовать это будет некоторой самонадеянностью, и отказаться от него — неотвратимой трудностью, ибо ему всегда было достаточно своей собственной совести и свидетельства Вышнего Судии, и что не подобает приказывать таковое, что это не для него, знающего о себе, что он грешник во всем, но что это чудеса святых. Но так как святой Гоар не мог противиться приказаниям епископа и опечалился от того, что ненадежная совесть тех, кто привык слушать только себя, была в своих оценках введена в заблуждение, он, обратившись к молитвам и умоляюще простирая руки к Богу, сказал: “Христе, Который вынес Свое истощание ради искупления человечества и изволил принять образ раба, окажи мне, хоть и недостойному служителю Своему, милосердие и яви мощь Своей силы в этой нужде, чтобы присутствующий здесь епископ и народ его узнали, как я Тебя люблю, Тебя почитаю, Тебе желаю непрестанно служить, Творец всяческих и Искупитель”. Сказав это, святой Гоар подошел к клирику, принесшему дитя, и спросил, сколько дней от рождения этому младенцу. Когда тот ответил, что младенцу от рождения уже три дня, муж Господень добавил: “Святая Троица, Тебя призываю, и прошу тебя, младенец, чтобы ты во имя Святой Троицы ясно назвал своих родителей по именам”. Тогда младенец, протянув руку к епископу, совершенно самостоятельно ответил: “Этот вот человек, епископ Рустик, мой отец, а мать моя зовется Флавией”. Так, по справедливому суду Божию, пока этот епископ воздвигал клевету на слугу Господня и силился очернить дела, которыми должен был бы восхищаться, злобным вымыслом коварства, Тот, Кто судит о всех открыто, сделал известным и то, что совершил сам епископ, и то, какую тайную жизнь он вел. 22. О том, как святой Гоар побудил епископа к раскаянию и дал обет приносить за него покаяние семь лет. Когда епископ увидел, что он изобличен, и что то, что, как он был уверен, можно было утаить, сделалось открытым для всех, он в смущении упал к ногам блаженного мужа.

http://pravmir.ru/zhitie-svyatogo-goara/

есть такая любопытная приписка: «Ведомо буди, яко сицевый образ (т. е., вышеизложенный в этом требнике чин погребения мирских человек) – бывает и о усопших женах, аще и неции на се яша устава последование особно жен, отроком, и удивихся, како забыта изобразити и о скопцех особно последование, или о царех. Сие убо последование, яко же выше речеся, поется и о женах, и о отроцех православных, изменяемому токмо имени, сиречь, раба твоего и рабу твою» 690 . Как видно из Евхологиона Гоара, такое же рассуждение находилось в конце чина погребения и в некоторых печатных греческих евхологиях. Гоар неодобрительно отзывается об этом рассуждении неизвестного редактора евхология, и делает по этому поводу следующее замечание: «Редактор позднейших изданий евхология в этом месте представил доказательства своего невежества, не скажу уже дерзости, ибо различные употребительные молитвословия на погребение мужей, женщин и младенцев, заключающиеся в первых изданиях и манускриптах, он, или обратил в шутку, или осмелился, не имея права (так как одобрены всею церковью), осудить. Он забыл, что церковь , исходя из разумных оснований, может устанавливать разнообразие молитвословий и именно там, где этого требует не только пол, но и возраст». Гоар сам видел в Венеции рукописи, где были отдельные чины женского и мужского погребения 691 . Таким образом, в греческой практике существовали особые чины для погребения мужчин и женщин. Сам Гоар, хотя и говорит, что видел в рукописях такие чины, но он, собственно, чина женского погребения не приводит. В его Евхологии изложен лишь особый канон на погребение женщин: κανν ναπασιμος ες κοιμηϑεσας γυνακας 692 . Такой канон и доселе существует в греческих евхологиях 693 , и известен по рукописям XVI в. 694 Некоторые рукописные евхологии, как будто, заключают в своем составе и особый Чин для погребения женщин-инокинь 695 . Но в русских памятниках мы не встречали ии особых чинов погребения для женщин, ни даже особенных канонов для их погребения. Думаем, поэтому, что вышеприведенная заметка одного из рукописных требников XVII в., скопированная с какого-либо греческого печатного Евхологиона, являлась для нашей богослужебной практики совершенно излишней, ибо запрещала то, чего у нас, в действительности, не существовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

17 Имена епископов, возглавлявших церковь тревиров, становятся у Вандальберта “говорящими”. Получив благословение епископа Феликса (лат. ‘счаст­ливый, блаженный’), святой Гоар построил свой эремиций и начал свое служение. При епископе Рустике (лат. ‘необразованный, грубый’) святой претерпел несправедливые гонения. Здесь отражено средневековое восприятие имени как программы жизни его носителя (“По имени его и житие его есть”). Далее в тексте жития (гл. 18) обыгрывается значение имени епископа Рустика: святой Гоар приходит в дом, где пребывает епископ, “окруженный своими грубиянами” — “rusticis”. Подобное притянуло к себе подобное. 18 Странноприимство святого Гоара и связанное с этим служением обязательное угощение приходящих, в котором принимал участие и сам святой, не могли не вызвать недоумения у его собратий. Внутренние области Галлии ориентировались на традицию сирийского христианства, благодаря чему у населения этих областей сформировался образ отшельника, которому святой Гоар не соответствовал. В представлениях галльских христиан, отраженных в житиях, которые составил святитель Григорий Турский (539–594), отшельник избегает людей (как, например, святой Фриард, святой Эмилиан), питается очень малым количеством рыбы, овощей, хлеба, лишнее пересылает беднякам (как святой Калуппан); если же подвижник не покидает населенных мест, он уходит в затвор, поселяясь в темной келье с крошечным окошком, через которое ему подают скудную пищу (как святой Монегунда, святой Лупицин). Так или иначе, признаками отшельничества являются уединение и очень строгий пост. При том, что в житиях, составленных святителем Григорием Турским, осуждаются все грехи, подробно рассказывается о том, какое страшное наказание постигает чревоугодников. Сирийские христиане также считали чревоугодие тяжелейшим грехом. Так, когда преподобному Исааку Сирину пришел помысел понести величайший позор и уничижение, навлечь на себя наибольшее поношение, он изложил своему собеседнику, старцу, план, ныне звучащий довольно невинно: “пойти в воскресный день на церковную паперть, сесть там и рано утром есть” (Слово 11: О ветхом старце).

http://pravmir.ru/zhitie-svyatogo-goara/

Святитель Василий Великий восхваляется здесь как страж Православной веры, своим богомудрым учением оградивший ее от нападений еретиков и сохранивший ее для верующих во всей чистоте и целости. Наименования же святителя Василия Великого царственным священством и основанием для Церкви знаменательны тем, что на греческом языке созвучны с именем Василий: царское священство по-гречески – βασιλιον ιερατευμα, основание – βασιξ. Первое наименование святой апостол Петр усваивает и всем христианам ( 1Пет. 2, 9 ) в том смысле, что они, подобно избранному еврейскому народу, совмещают в себе и царское достоинство, как чада Царя Небесного по благодати возрождения, и священническое, как посвященные на служение Ему духовными жертвами. Но преимущественно эти достоинства, конечно, принадлежат таким великим святым, как небоявленным, славой небесной осиян ным, святителям Василию Великому и Иоанну Златоусту . 85 В греческих чинах литургии не видно этого песнопения, а вместо него в некоторых из них народ отвечает на священническое благословение приветствием: на многая лета, владыко (Гоар. Евхология. Венеция. 1730. С. 67). 86 По некоторым греческим спискам, те и другие слова священник произносит вслух (Гоар. Евхология. Венеция. 1730. С. 89). 87 В некоторых греческих списках к этому присовокупляется: владыко благослови, т.е. именем Господним преподай нам молитвенное благословение перед выходом из церкви (Гоар. Евхология. Венеция. 1730. С. 68). 88 Священник Никольский в своей книге «Пособие к изучению устава» ссылается на архиерейский Чиновник, Кормчую книгу, а также на Собор во дни Константинопольского Патриарха Николая. 89 В еврейском: львы бедны и голодны, а ищущие Господа не скудны ни в каком благе (скорее львы, при могучей силе и смелости, легко достающие себе добычу, будут терпеть скудость и голод, чем ищущие Господа будут лишены от Него всякого блага). Читать далее Источник: Объяснение Божественной Литургии/Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Иоанна Дамаскина , нареченного Варсонофия, 37. Иоанна Златоуста , 99–106, 116, 669, 759, 763, 781, 783. Трех святителей: Вас. В., Григор. Бог. и И. Злат., 745, 783. Иоанна Лествичника , 156–162, 167–171, 183–185, 675. Иоанна Милостивого, 669, 670, 783. Иоанна, еп. безмолвника, 675, 685. Иоанна Кущника, 34, 39, 745. Иоанна белградского, муч., 677. Иоанна рыльского, 717, 718. Иоанна Тревеликого, 200, 201. Иоанникия Великого, 670, 684, 746. Иоасафа князя, 687–690, 750, 752, 806. Иова праведного, 676. Иуды брата Господня, апостола, 199, 677. Иулиана, муч., 755, 764. Иулиании, муч., 39, 270, 641, 693, 747, 749, 754, 768, 779, 787, 791. Калинника, муч., 678. Карпа, Папилы, Агафоника, 666. Кельсия, муч., 666. Киприана и Устины, 8, 136–139, 141, 666, 752. Кирика и Улиты, муч., 678. Кириака отшельника, 663, 684, 746. Климента папы римского, 39, 669, 670, 671, 682, 683, 685. Козмы и Дамиана, мучеников, 99–106, 669, 670, 678, 679, 777, 790, 795, 805. Коинта, муч., 678. Конона исавр., 682, 683, 751, 776. Константина и Елены, царей, 99–106, 199, 669, 670, 676, 712, 754. Крестины, муч., 678. Критских 10 муч., 672. Ксении, – Евсевии, 666. Ксенофонта препод., 747, 758, 779. Логгина сотника, 666. Луки евангелиста, 199, 667, 668, 755. Макария и др. мучеников, 664, 665. Макария египетского , 748, 783. Маккавей, семи братий, 8, 136–139, 141, 680, 681. 792. Макрины, сестры В. Василия, 678, 758. Маманта, муч., 8, 136–139, 141, 663, 666. Мамелфы, муч., 666. Мардария, муч., 758. Марины, муч., 678. Марии египетской, 34, 142, 147, 149, 150, 160, 390, 646, 656, 709, 745, 747, 752, 754, 779, 787, 792, 793, 796, 805. Марка, евангелиста, 199. Марка афинского, аввы, 166, 672, 686, 732, 745, 752. Маркиана, препод., 673. Маркиана и Мартирия, нотарий, 746. Мартиниана, преподобного, 189, 684, 758, 759, 783, 795. Матроны, матери, 669, 670. Матфея, евангелиста, 199, 669, 670, 671, 681, 782, 795, 803. Меркурия, муч., 669, 670. Мины, муч., 669, 670, 782, 783, 786, 793. Минодоры и сестер ее, муч., 663. Милия еп. и учеников его, 677.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Михаила воина, 667. Модеста, патр. иерусалимского, 672. Назария и др. муч., 666. Нестора, муч., 38. Никиты, великомуч., 664, 665, 783. Николая, святителя мирликийского, 9, 180, 647, 649, 657, 676, 693, 712, 749, 754, 755, 761, 768, 779, 781, 788, 791, 793, 804–806. Николая исповед. студийского, 684. Никополийских 45 муч., 678, 686. Нифонта, преподобного, 35, 793. Онисима, муч., 679. Онуфрия, пустынника, 37, 39, 167, 181, 189, 677, 685, 701, 709, 747, 763, 764, 779, 788. Ореста, муч., 669, 670, 678, 758. Павла фивейского, 673, 684, 747, 748, 779. Павла, патр. константинопольского, 39, 669, 670, 783. Паисия Великого, 677, 685, 708, 747. Пантелеймона, муч., 678, 751, 758. Парасковии, преподобной, 630. Парасковии Пятницы, муч., 630, 755, 805. Патермуфия, муч. и др., 678. Пахомия Великого , 167, 685, 691, 712, 744, 754, 795, 810. Пелагии, блудницы, 666, 755, 759. Петра и Павла, апостолов, 44, 199, 200, 201, 630, 646, 648, 677, 746, 754, 764. Петра александрийского , муч., 669, 670. Петра афонского, 685, 754, 764, 788. Платона, муч., 669, 670. Потамии девы, 200, 201. Прова и друг. муч., 667, 668. Прокла, муч., 678. Прокопия, муч., 669, 670, 678, 745. Протасия, муч., 666. Романа, муч., 669, 670. Ромила, муч., 664, 665. Саввы Освященного, 672, 684, 749. Саввы, архиеп. сербского, 686, 720–722. Садофа, священномуч., 667, 668. Самона, муч., 669, 670. Севастийских 40 мученик, 39, 154, 160, 167, 180, 675, 709, 754. Сергия и Вакха, муч., 666, 755. Симеона и Анны, пророч., 674, 693. Симеона Дивногорца, 83, 182, 669, 685, 754. Симеона Столпника, 663, 684, 747, 761, 779, 786, 805. Его изображение, 411. Симеона сербского, 686. Симеона юродивого, 678. Симона Зилота, апостола, 199, 676. Синайских и Раифских избиение, 701, 702, 758, 777. Сисоя, 37. Созонта, муч., 668, 666, 755. Софии и дщерей ее, муч., 663, 666, 678, 755, 805. Спиридона, еп. тримифунского, 154, 200, 201, 754, 758. Стефана архидиакона, первомуч., 672, 680, 681, 748, 751, 768. Стефана, патр. римского, 680, 681. Стефана, архиеп. сурожского, 693, 745.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

34 Относительно одежды: умершего не следует погребать в них; если больной выздоровеет, то вымывши эти одежды, может носить их. Помазываемы елеем могут быть все: и клирики, и миряне, и мужчины, и женщины, и дети, и даже бесноватые. Приобщать умерших (communio eucharistiae in os cadaveris) не дозволяется. Пресвитеры могут помазывать болящих епископов. Подобно тому, как карфагенский собор дозволяет пресвитерам миропомазывать верующих по обычаю епископов (more episcoporum), если только видят кого приближающимся к смерти и подобно тому, как им позволяется примирять с церковью кающихся в случае их смерти, так как пресвитеры, хотя и не имеют высшей первосвященнической степени (pontificatus apicem), суть, однако, вторые епископы (secundi episcopi sunt). В заключение пишет: «А помазанному больному повелевается священником прочитать молитву Господню и символ и дух свой предать в руки Божии, оградить себя крестным знамением и проститься с живущими. Тогда священник дает ему мир и приобщает его, говоря: «тело и кровь Господа да будет тебе во отпущение грехов твоих и да сохранит тебя в жизнь вечную. По молитве священник произносит, наконец: благословим Господа. И отвечают все: благодарение Богу. И тогда конец. 39 См. у Бинтерима (р. 273–280). Бинтерим относит написание Pontifical Tilianum к 9 г, царствования Карла В. и сравнивает этот список с так называемым Codex siculus, который он возводит к X в.. Даниель, напечатавший также cod. Tilian. в своем Codex liturg. (t. 1, р. 309 – 314), относит его к IX или X в. 40 «Обряд помазания Теодульфа, утверждает Бинтерим (р. 272), имеет близкое сродство с обрядом, который Baunoy приводит из служебника Bibliotheca Tiliana, равно как и с приводимым Мартене в его Ordines под 3 и 4 обрядом церкви турской и под 16 – церкви салисбургской, – из чего можно заключать, продолжает Бинтерим, что многие церкви в это время еще не приняли григорианского обряда», т. е. обряда церкви римской. 43 Есть, впрочем, и другое мнение, именно мнение Алляция и Арсудия, считавших этого Арсения, творца канона, Арсением монемвасийским, жившим в XV в. Но это мнение весьма основательно опроверг Гоар. Уже древнейший барберинов список, говорит он, упоминает о каноне, а этого не могло бы быть, если бы канон составлен был в XV в. Поэтому Гоар полагает, что творцом канона был Арсений, живший во времена святейшего патр. Игнатия и Василия македонянина, к которому (Арсению) писал и Фотий послание, изданное у Барония под 870 г. 57 на латинском языке». См. Гоара (р. 434). Мнение Гоара принимает и пр. Филарет черниг. (Истор. обзор песнопевцев и песноп. греч. церкви. Изд. 2, Черн. 1861, стр. 355).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Герман Васкин, строитель Троиц. Серг. мон., 715. Герман, архиеп. казанский, 252. Герман, игумен Офонеевы пустыни, владелец, 275. Герман, балахонец, инок, владелец, 291. Гермоген, митр. казанский, автор, 659, 667, 668, 679. Гермоген, старец ,владелец, 50. Геронтий, митр. всероссийский, 224. Глагольское письмо, 89, 762. Голицыных род, 820. Головины, владельцы: Петр, Михаил, Автоном и Сергий, 809. Головкина Евстафия, келаря Серг. мон., книги, 84, 266, 470, 471, 484, 488, 494, 497, 519, 520, 526, 536, 547, 550, 559, 567, 569, 580, 622. Горин Афанасий, владелец, 11, 169. Градский закон см. Закон. Грамматика славянская. Выписки из нее, 201, 740, 812. Греческие приписи, 10, 34, 107, 171, 200, 308, 320, 715, 762, 765, на неизвестном языке, 175, 780. Переводы греческие, латинские см. Переводы. Григория Богослова слова и отрывки, 8, 11, 87, 122, 142–144, 146, 192, 200, 201, 204, 207, 404, 680, 703, 760, 765, 768, 783, 785, 786, 793, 794, 804, 812. Шестнадцать слов истолкованы Никитою ираклийским, 8, 136–141. Толкование кн. Песни Песней, 730. Послание ему В. Василиа, 131–134, 188, 205, 206. Изображение, 137. Житие см. Жития Святых. Григория Двоеслова , папы римского: Беседы, 153, 256, 766. Послание его к царю Леону о иконах, 749. Слова и отрывки, 9, 122, 146, 189, 202, 203, 214, 277, 677, 704, 771, 775, 794, 804. Изображение, 222. Литургия см. Служебник. Григория Нисского : Послание Литону епископу, 15, 205–207. Сочинения, 233, 669, 670, 672, 678, 680, 681, 741, 758. Его житие см. Жития. Григория Неокесарийского : правила, 15, 205–207, слово на Благовещение, 643, 796. Григория Синаита , книга сочинений, 186, 704, 748. Выписки оттуда, 13, 37, 156, 183, 308, 407, 753, 756, 758, 763, 766–768, 770. Его канон св. Отцам, 265 и др. Житие см. Жития. Григория, архиеп. антиохийского, слова, 142–144, 805. Григория, архиеп. селунского, прение, 116, слово 680, 681, житие его, 671. Григория философа слова, 804. Григория Цамблака, митр. киевского,сочинения, 138, 146, 180, 265, 630, 663–665, 675, 677, 678, 680, 681, 686, 753, 758, 763, 764.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Он был вызван в Трир на епископский суд, на котором произошли чудеса, доказавшие невинность св. Гоара и виновность местного епископа Рустика. Король Сигиберт предложил св. Гоару стать епископом Трира, но вскоре после этого подвижник скончался. Еще при жизни св. Гоар творил чудеса. Город, стоящий на месте отшельнической жизни св. Гоара, называется Санкт-Гоар в его честь.  Св. Эммерам († ок. 690; память 22 сентября/5 октября) родился в Пуатье в Галлии. Он переехал в Баварию и стал там вести миссионерскую деятельность, приводя язычников ко Христу. Св. Эммерам искоренял языческие обычаи в тех местах, где проповедовал, и строил многочисленные храмы. Он стал игуменом монастыря в Регенсбурге, а позднее – епископом этого города. Во время паломничества в Рим на него напали наемные убийцы, и от полученных ран подвижник скончался. Св. Эммерам впоследствии стал почитаться как небесный покровитель Регенсбурга. Мощи его были положены в соборе Регенсбургского монастыря, который был назван в его честь. Они хранятся в Регенсбурге по сей день. Св. Эрхард († ок. 686; память 8/21 января) родился в Ирландии, проповедовал Евангелие в Германии: в Баварии в сане епископа, а также в районе Регенсбурга (Ратисбоны) в том же сане. Развил обширную миссионерскую деятельность в Вогезах и основал там семь монастырей. В 660-е годы трудился вместе со св. Хидульфом Трирским († 707), который, вероятно, был его родственником. Мощи св. Эрхарда покоятся в основанном им в конце жизни монастыре Нидермюнстер (у подножия горы Одилиенберг, Эльзас). От его мощей происходило много чудес. Однажды св. Эрхард, по Божественному повелению отправился на Рейн и крестил там слепую девушку, которая сразу прозрела и приняла монашество, – это была св. Одиль († 720), будущая великая игуменья и наставница. После кончины св. Эрхарда образовалась община монахинь, постоянно молившихся у его гробницы, существовавшая до Реформации. Св. Корбиниан (ок. 670 – 730; память 8/21 сентября) родился в Шартре в Галлии. Он вел отшельническую жизнь у себя на родине в течение 14 лет, позднее посетил Рим, а в 718 году папа Григорий II посвятил его в епископа.

http://pravoslavie.ru/65185.html

X p. 773). Ахенский (d’Aix) собор, бывший в 1585 году, не дозволил священникам ни где, кроме церкви, благословлять жен после их родов. В церкви священник обязан был дать ей поцеловать какую либо икону и окропить ее святою водою (Lestanciennes liturgies par Grancolas. Paris 1704. T. III. p. 191). Взгляд западной церкви не остался без влияния и на некоторых греков. Гоар говорит об Итало-Греке Катумсирите, который осуждал постановления православной церкви, – чтобы жены, по рождении младенца, 40 дней не входили в церковь и чтобы для них читались особые молитвы. Катумсирит (Catumsyritus) утверждал, что этот обычай основывается на иудейском обряде. Гоар же, ученый западный, не соглашался с его мнением. Он говорил, что из содержания слов молитв ясно видно, что молитвы читаются не из желания исполнять левитский обряд, но по благосклонному снисхождению к человеческим слабостям, что молитвами испрашиваются у Бога благословения на родильницу и на родившегося от нее младенца. Из такого полезнейшего намерения церкви не следует утверждать, будто бы жена, родившая младенца, получила законную нечистоту, не следует заключать и того, будто бы церковь может исходатайствовать родильнице прощение грехов без таинства покаяния, одними молитвами. При чтении установленных молитв не произносится исповедания грехов. Несомненно, молитвы, употребляемый церковию по рождении, установлены к пользе рождающих жен. Эти молитвы, исполненные простоты и теплоты, возсылаются к Богу с надеждою испросить милость Его, – здоровье жене и младенцу и непорочность всем прикасающимся к ней (Evcholog Jacobi Goar. Paris. 1647. p. 318). В русской церкви, по примеру греческой, с давних времен соблюдалось правило, по которому жена, по рождении младенца, 40 дней не входит во храм и в это время не причащается, кроме крайнего случая, именно – болезни, угрожающей смертию. Нифонт, епископ новгородский, живший в XII веке (1130–1156 гг.), писал: Мати рожши м днии да не входит в церковь (Русск. Истор. Библ. Т. VI. 2. стр. 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010