Между жизнью героя и житием святого — бездна. Героизм — утверждение своего индивидуального лица; святость — отречение от него. Героизм — противостояние Богу; святость — растворение в нём. В подвижническом преодолении героической жизни житием святого, в преодолении святым форм личности и судьбы вскрывается, таким образом, последняя глубина мистического отрицания творчества и всё бесконечное, исконное сиротство мистической души в истории и культуре. Итак, роковой вопрос человеческой души, вопрос противостояния в ней многодушия единодушию разрешается, как в мещанстве, так и в мистицизме, в пользу единодушия. В мещанстве это разрешение элементарно и потому вполне очевидно; в нём полюс многодушия просто-напросто атрофируется. В мистицизме же дело обстоит сложнее; в мистицизме многодушие не атрофируется, но преображается путем его вознесения в царство всеединящего духа. Всё же и мистицизм является, в конце концов, победой единодушия над многодушием. В противоположность как мистицизму, так и мещанству, артистизм всецело покоится на равномерном утверждении в душе человека обоих полюсов, на утверждении человека и как рассыпающегося богатства, и как строящегося единства. Не только не принимая мещанского душеубийства, но не принимая также и мистического преображения множества самодовлеющих и противоборствующих душ в послушное подножие и гармоническое содержание единого духа, артистизм представляет собой своеобразнейший душевный строй патетического утверждения в груди человека всех взрывающих её противоречий, принципиального отказа от несправедливости всякого последнего выбора, любви к борьбе как таковой, главное же — упорного утверждения единства всюду и везде исключительно как объединения в борьбе, как страстного объятия вражды, как поединка не на живот, а на смерть. Из всех трёх душевных укладов — уклад артистизма единственный, исполненный живой любви к конкретной человеческой душе. Этой любви нет ни в мещанстве, подменяющем душу человека вещью, ни в мистицизме, подменяющем ее духом. Только артистизму ведома настоящая, страстная любовь к душе человека, к душе, связующей в тайне своего бытия два мира, к душе, которая никогда не всецело вещь и никогда не всецело дух, но всегда и дух, и вещь вместе — одухотворённая вещь, овеществлённый дух, — к душе, в которой под знаком борьбы  и  тревоги  в  неслиянности  — но  и  в  нераздельности — вечно  живы  все  её бесконечные души.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Переходя к статье С. Н. Булгакова, хочу здесь обратить внимание вот на что. Евангельская святость требует — воспользуюсь словами Булгакова — «ровности течения,«мерности»» жизни: та самая повседневность, о которой я говорил. Это повседневное подвижничество противоположно «героизму», для которого, опять цитирую, «характерны вспышки, искание великих деяний». Но наше, второе, подменённое понятие святости требует именно героизма, и именно в том самом интеллигентском понимании этого термина, какое блестяще разобрал Булгаков в своей статье. Церковная дидактика настраивает нас именно на героизм. В самом деле, что для нас выставляется примером святости, образом её достижения? Упоминаемые уже мною тысяча дней стояния на камне. Чрезъестественные упражнения в неядении, неспании, немытии и тому подобное. Странное обращение с ближними, что можно увидеть, например, в житии некоего афонского подвижника XIX века (Хаджи–Георгия): он готовил своих учеников к скорейшей отправке в мир иной посредством сажания их в бочку, минимального вкушения пищи и проч., так что телесные их силы скоро истощались, и они благополучно переходили, по мнению их старца, в Царство Небесное. Да и наша церковная сегодняшняя жизнь лишена той необходимой для стяжания святости ровности, неразвлекаемости и сосредоточенности. То у нас строгости первой седмицы, то «разрешение на вся» на Светлой… Ярчайший пример — дисциплина подготовки к Причастию: участие в необходимейшем, повседневном в лучшем значении этого слова действии Церкви превращается в своеобразный спорт с усиленной подготовкой и «отдохновением» после самого события… Так что наша святость превратилась в героизм для отдельных христиан (отнюдь не для всех) и в странное, ложное положение большинства, кающегося в том, что оно к такому героизму не способно. То, что Бог в Своём слове такового героизма от нас не требует , для нас не имеет ровно никакого значения, потому что эти требования (так исторически сложилось) выдвигаются нам от лица Церкви, причём таким образом, что не принять их — значит согрешить против Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

Опыт просветительского служения вне приходской ограды был представлен на совещании, организованном епархиальным миссионерским отделом. Среди приоритетов его работы была обозначена работа с библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры.  В библиотеке православной культуры «Благовест» города Кирова прошла презентация проекта «Вятская епархия в годы Великой Отечественной войны», в центральной городской библиотеке им. Пушкина был организован показ фильма «Трудовой героизм вятчан в годы войны», а в библиотеке пос. Вахруши Слободского района состоялся вечер встречи с ветеранами «Трудовой героизм рабочих вахрушевского кожевенно-обувного комбината в годы Великой Отечественной войны». Все указанные просветительские мероприятия проходили во взаимодействии учреждений культуры и приходов Вятской епархии.  В Волго-Вятском институте Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина миссионерский отдел епархии провел круглый стол «Война и мир: современный диалог права и религии» . Опыт организации пастырской помощи и психологической поддержки людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, был представлен на секции «За трезвый Вятский край!» в рамках семинаров «Переживание критической жизненной ситуации в контексте христианской психологии» и «Социальное служение в Вятской епархии. Новый формат взаимодействий» . В здании «Дома Витберга», где располагается областной Центр развития туризма, состоялась  паломническая секция . Ее участниками стали священнослужители епархии, сотрудники Центра туризма, представители Вятского государственного университета, приходских паломнических служб, туристической отрасли и прихожане. Одним из пунктов обсуждения стали совместные проекты взаимодействия приходов, паломнических служб и туристических организаций. Главным обсуждаемым вопросом секции « Церковь и армия»  стала работа с допризывной молодежью. Аналогичный опыт работы был представлен на молодежном казачьем сборе «Покров-2019» , организованном в Кировском авиационном техникуме городским казачьим обществом. В сборе принял участие епархиальный отдел по взаимодействию с казачеством.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Родители помогали добрым словом и молитвой – В сытой Америке, наверное, трудно проявлять героизм. Сталкивались ли вы с людьми, которые проявляли героизм для того, чтобы сохранить свои корни и веру здесь? – Прежде всего, я вспоминаю своих родителей, дедушку и бабушку и, конечно, наших церковных наставников, которых мне посчастливилось знать, – митрополита Лавра, нашего нынешнего Первоиерарха митрополита Илариона, протоиерея Бориса Киценко, архимандрита Киприана (Пыжова), братию Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Все эти люди своим примером, собственной жизнью сохраняли и передавали нам православную веру, красоту богослужения и ценности нашей русской истории и культуры. Джорданвилль – Как семья передавала вам эти ценности? И легко ли их было передавать маленькому Коле Ольховскому? – Что-то из этого я запомнил – значит, как-то передавали: своим добрым словом, молитвой, спокойствием, своими рассказами. Даже сам факт того, что они были рядом с нами, детьми, уже многое значил. Чувствовать семейную ласку, вместе молиться дома, читать Священное Писание – кажется просто, но это дало нам очень важный фундамент для дальнейшей жизни. – В одном из интервью вы признались, что вас в детстве расстраивало, что приходилось держать пост тогда, когда все вокруг уже праздновали Рождество Христово. Чему вас это научило? – Конечно, были детские переживания, но я научился больше любить свою веру, больше понимать и ценить то, что у нас есть, а именно православную, то есть, правильную веру. – А были ли у вас в жизни моменты, из-за которых вы могли бы отойти от Церкви и своих корней? – Искушения бывают всегда. Но, с Божией помощью, я остался при Церкви, потому что меня окружали добрые церковные люди. Да я и сам никуда не уходил, всегда хотел быть при Церкви, любил и люблю ее. Все очень просто: Церковь – это моя жизнь. У нас прекрасные священники, которые стараются быть примером для паствы – Чем, на ваш взгляд, русское Православие в рассеянии отличается от русского Православия в России? Мне кажется, что верующие в России не очень четко понимают, насколько важна роль Церкви для тех, кто по тем или иным причинам оказался за рубежом. Здесь приход – это больше, чем приход, это не просто служба. Здесь вокруг него крутится вся культурная и национальная жизнь.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/14/episko...

Я практически все ролики смотрел со слезами на глазах. Я каюсь перед этими героями, о большинстве из них я услышал впервые, хотя, безусловно, неравнодушен к русской истории. От их героических деяний просто охватывает чувство радости, что у нас были такие люди, а мы их потомки! Возникает чувство единства, по сути, мы с ними являемся одним целым. Это колоссальный запас духовной силы, которая именно сейчас нужна. Эти герои как некий засадный полк на поле Куликовом, который вовремя вступил в битву и решил её перелом. Невозможно возрождение России без этих героев. Нужно отдать должное создателям проекта. Во-первых, чувствуется, что за этим стоит колоссальная работа. Вспомнить и найти эти имена – это большая исследовательская работа. Ролики небольшие, но очень насыщенные. Надо отметить, хорошо, что они небольшие, потому что не у каждого есть время смотреть большой фильм, а эти 5-10 минут воспринимаются как полноценный сюжет. Хочется отметить историческую информационную насыщенность текста, богатый видеоряд, причем практически все сто процентов изображений тоже видишь впервые. Эти работы я считаю настоящим просветительским и в то же время научным событием. В общественное сознание вводятся эти великие имена. Я уже жду следующих выпусков. Хочется пожелать таких же открытий. Полагаю, что этот проект будет востребован. Надо бы указывать ещё дни памяти этих героев, чтобы о них вспоминали, особенно в тех местах, где они родились, жили, совершили подвиги. Составить «Месяцеслов русского героизма». Ведь герои – это непрославленные святые. Церковь учитывает религиозную составляющую подвига, а тут речь идет о патриотическом подвиге. Хотя, наверное, некоторые вполне заслуживают канонизации, как, например, отец Стефан Щербаковский или Римма Иванова . Есть и конкретные пожелания. Я бы расширил само понятие героизма. Пока речь идет о героях войн, о военных подвигах. Но в России было множество и трудового героизма в Российской Империи. Россия стояла на чиновниках и не все они были подобны героям Гоголя. Хотелось бы восполнить лакуны нашей исторической памяти. Масса героизма была проявлена на трудовых фронтах. Например, ярославский мастер, который смог починить крест на шпиле Петропавловской крепости. Петербуржцы собирались и, затаив дыхание, наблюдали за его работой на такой высоте безо всякого спецоборудования и лесов. Это также и русские первопроходцы. Героизм был на всех уровнях народной жизни, об этом хотелось бы тоже узнать и вспомнить. Были подвиги и в среде русской высшей аристократии, например, подвиг князя Олега Константиновича. Героизм свойственен русской душе, он пронизывал всю народную жизнь. Я уверен, что невозможен подвиг на войне, если нет самого понятия героизма в самой жизни народа.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/26/et...

В некоторых местах существует обычай: на вечерне в прощеное воскресенье вместо обычного отпуста священник, обратившись к народу, читает молитву «Владыко Многомилостиве». При этом народ преклоняет колена до земли. Молитва эта помещена в конце великого повечерия, есть она и в последовании полунощницы в Служебниках Киевского издания. После окончания этой молитвы священник испрашивает прощения у народа и кланяется до земли. Народ отвечает также земным поклоном, а затем прикладывается ко Кресту, который держит священник в руках 386 . ЧИН ПРОЩЕНИЯ В сыропустное воскресенье после отпуста вечерни совершается чин, или обряд прощения. На солею выносят и полагают на аналоях иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед иконами и лобызает их. Затем, обратившись к присутствующим, настоятель обычно произносит слово, испрашивает прощения у причта и народа. В конце он говорит: «Благословите, отцы святии и братия, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он полагает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит ти, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, целуют честный Крест и лобызаются с настоятелем. После них подходят миряне, прикладываются ко Кресту и испрашивают прощения у причта и друг у друга. Во время чина прощения принято петь «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских» и стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог», заканчивая стихиру «Воскресения день» словами «Простим вся воскресением» («Христос воскресе» не поется). Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием о том, что подвигом поста мы должны приуготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова. Читать далее Источник: Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий/Г.И. Шиманский; Учеб. ком. Рус православ. церкви. Моск. духов. акад. - Москва : Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. - 350, с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Во-вторых, прощения моим безобразиям и помощи в моей борьбе с самим собой, со всем плохим во мне, в моем исправлении, изменении, преображении: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей . Сам я не могу сделать ни первый, ни второй шаг, а с помощью Божией могу сделать и тот, и другой. Святой Максим Исповедник сказал, что человек может превратить в рай всю землю, если он будет носить рай в себе самом. Революционно-материалистический путь предполагает построение земного, или социального рая, без первоначального достижения рая в человеческой душе. С религиозной точки зрения этот путь является ложным и тупиковым, поскольку внутренний рай может иметь только внутреннее же происхождение, а не внешнее. Борьба с несовершенством общественной системы – это борьба со следствием, а не с причиной, которой являются человеческие несовершенства, страсти и пороки. Поэтому сначала человеку надо достичь чистой души, а вслед за этим возможно и изменение внешних условий человеческой и общественной жизни. И действительно, если бы мы стали следовать заповеди любви к Богу и к ближнему (любому человеку), разве не стала бы тогда жизнь человечества намного лучше, чем она есть? Выдающийся русский философ Сергей Николаевич Булгаков (1871–1944), будучи сначала приверженцем марксизма, разочаровался в нем, утверждая, что марксистское учение неспособно ответить на метафизические вопросы и глубинным образом преобразить человека. Во время первой русской революции он написал статью «Героизм и подвижничество», в которой идет речь о двух путях русской интеллигенции. Героизм – путь, которым идет большинство, попытка построить новое общество с помощью внешних средств, среди которых насилие, террор и кровопролитие. Однако герой-революционер, как правило, полностью пренебрегает нравственным и духовным содержанием собственной личности. Другой путь – подвижничество, который предполагает, прежде всего, изменение и преображение собственного духовного состояния, «ибо из сердца, по слову Евангелия, исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека…» (Матф.

http://bogoslov.ru/article/6167714

Мы должны вникать в наше церковное богослужение, наши церковные песнопения, ибо в них открывается глубина православного богословия, глубина православной веры; в них открываются и сокровенные чувства православных людей. Праздники Святой Церкви вспоминаются не как некогда происшедшие исторические события, а переживаются нами снова и снова, как имеющие произойти сейчас. В ходе тяжелейших боев мы выдвинули блестящих полководцев и проявили массовый героизм, который осознали много позже, а тогда казалось: иначе нельзя. Вот это иначе нельзя, которое было в сердцах защитников Бреста, Одессы, участников обороны Сталинграда и т.д., и есть настоящий героизм народа. Русские никогда не были наемниками иностранных государей. Французы не понимали, почему русский крестьянин не продает фураж для наполеоновской армии, а сжигает сено и хватается за вилы и топор. Бывая в Европе, бродя по набережным Эльбы и Темзы, я ясно чувствовал, что там никогда не была понята загадка России, а теперь – тем паче. К науке надо подходить как к чтению Евангелия, с душою, чуждой зависти и лукавства, гордости и честолюбия. Читая одновременно Библию и великую книгу природы, мы видим удивительное между ними согласие, что свидетельствует об истинности их обоих. Апостолат по существу является обязанностью почти каждого христианина – пускай это будет в пределах своей семьи, пускай это будет маленькая проповедь в пределах прихода и еще какого-нибудь небольшого общения. Но до тех пор, пока идет жизнь в Церкви, апостолат должен существовать как необходимая сторона и часть церковной жизни. Мы рискуем восстановить прекрасные храмы, но не иметь в них прихожан, так как не заботимся об апостолате Православия во всех его формах. В темнице… в этой чрезвычайной обстановке сердце человеческое, полное печали, начинает особенно внимательно слушать все, что касается Господа Бога и спасения. Причина расколов – гордость человеческая. Каждый христианин, мирянин и священник, а тем более архиерей должен быть готовым отказаться от личной карьеры, быть готовым на смерть за Христа и Его Церковь.

http://pravmir.ru/rossyipi-ottsa-gleba/

Это солдаты, офицеры и во главе их те герои-батюшки, которых очень много и с которыми мне приходилось встречаться. Они будут создавать новую Церковь, потому что война подчеркивает значение героизма, на войне видно сразу, что большие события зависят от героизма. Ведь вся немецкая техника подчас стушевывалась перед героизмом отдельного человека. У нас, конечно, техника незначительна. Бывали моменты, когда целый корпус бывал в опасности. И тут иногда один человек зарывал прорыв, так как к центру прилегала масса других частей, разрозненных, разбитых, которые закрывали прорыв. Героизм играет огромную роль в жизни. Я уверен, что после войны, когда вся действующая сейчас масса народа вернется в условия мирной действительности, она будет сосредоточиваться около отдельных групп. Ни для кого ни секрет, что революция будет. Это прямо чувствуется, не говорится, но чувствуется. И создаваться она опять-таки будет не старыми людьми мирного порядка, а теми лицами, которые участвовали в войне, у которых героическое вылилось в навык, у которых героизм вошел в привычку. Так и в обновлении Церкви, я уверен, будут участвовать эти герои. Священники полковые, эти носители Церкви, они всегда около себя будут создавать ячейки, и из этих ячеек будет вырастать новая Церковь. И форма в данном случае вряд ли может быть интересна, потому что никто не может предугадать этой формы. Но что она произойдет от героизма отдельных личностей, индивидуумов, я уверен. Этот вопрос как раз затрагивался г. Демчинским. Но в этом отношении мне кажется, что боевая сторона больше доказывает, что не покаянием каких-нибудь прежних деятелей Церкви и даже не общим покаянием (общее покаяние – вещь проблематичная), а именно геройством отдельных личностей, которые придут с боевой службы, создастся почва для обновления Церкви. Вот уже три заседания говорится о коренном обновлении русской Церкви. Относясь с большим уважением к выслушанному докладу и даже к словам о. Аггеева, который скромно заявляет, что он средний и ниже среднего, и потому мы должны ограничиться мечтами о конкретных, простых вещах, как восстановление прихода и т.д., – я не могу не вспомнить слов Исаака С 161 …… 162 , который говорит: «……» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Как писал в своих записках протоиерей Глеб Каледа, прошедший рядовым всю войну с августа 1941-го до самого Дня Победы, у каждого, кто переживал радость Победы, было сознание: «В победу я тоже вложил свой ратный труд; мы — дети своего народа. Массовый героизм… осознали много позже, а тогда казалось: иначе нельзя. Вот это иначе нельзя, которое было в сердцах защитников Бреста, Одессы, участников обороны Сталинграда и т.д., и есть настоящий героизм народа» (Записки рядового//Священник Глеб Каледа — ученый и пастырь. М., 2012). Этот голос совести, который во времена покоя и благоденствия нередко заглушается заботами о материальном, о личном комфорте и своих частных интересах, в годы испытаний и бед звучит со всей силой — «иначе нельзя»! Принадлежа к разным национальностям и религиозным традициям, мы вместе с тем сознаем свое единство. Это единство — в выбранном пути культурного развития: в нашей свободе жить в мире друг с другом, служить Отечеству теми талантами, которые дал нам Бог, хранить историческую память и наследие предков. Великая Отечественная война стала неким рубежом в истории Русской Православной Церкви. Неслучайно в годы войны началось возрождение церковной жизни. Послереволюционные гонения на Церковь в 1940-е годы были ослаблены благодаря патриотической позиции, которую она заняла в самые первые дни войны. Перелом в Великой Отечественной войне совпал с открытием храмов по всей стране после исторической встречи Сталина с тремя митрополитами: Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). Война пробудила в народе религиозные чувства. Есть такая поговорка: «На войне атеистов не бывает». Существует множество воспоминаний фронтовиков, которые свидетельствуют о том, что перед боем молились даже вчерашние богоборцы. После войны многие из оставшихся в живых крестились, а бывало, постригались в монашество. Праздник Победы является одним из самых значимых событий для жителей России, Украины, Беларуси, на всем пространстве нашей общей исторической Родины. Он помогает осознать наше единство. Память о наследии Великой Отечественной войны — важная составляющая самосознания и наших соотечественников, проживающих в странах дальнего зарубежья. Зримым свидетельством этого является акция «Бессмертный полк». Только в прошлом году народное шествие, зародившееся несколько лет назад в России, прошло с участием соотечественников более чем в ста странах и в пятистах городах мира. В разных странах эти шествия получили разные названия, но суть у них, несомненно, общая. Миллионы людей по всему миру с благодарностью и любовью вспоминают тех, кто на фронте и в тылу вносил свой вклад в приближение победы над злом, победы, завершившейся полным разгромом фашизма.

http://pravoslavie.ru/127444.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010