Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ II [в крещении Артемий] († 1.06.719, К-поль), визант. имп. (4 июня 713 - авг. 715). На след. день после военного переворота, произведенного войсками фемы Опсикий, в результате к-рого был низложен и ослеплен имп. Филиппик , Патриарх Иоанн VI венчал на царство протасикрита (начальника ведомства асикритов ) Артемия, принявшего имп. имя А. как символ того, что он, подобно Анастасию I, сможет уладить внутренние нестроения империи. А. существенно пересмотрел церковную политику своего предшественника, отказавшись от поддержки монофелитства и признав постановления осудившего эту доктрину Всел. VI Собора . Император подтвердил свое Православие перед апокрисиарием папы Константина и восстановил отношения с Римом. 11 авг. 715 г. К-польскую кафедру занял митр. Кизика свт. Герман . Участившиеся рейды арабов в М. Азию и известия о подготовке крупного араб. вторжения в Византию вынудили А. обновить и перестроить оборонительные сооружения К-поля с суши и с моря, столица была укреплена новыми орудиями. Жителям был отдан приказ заготовлять припасы на случай осады, тем же, кто не в состоянии себя обеспечить, надлежало покинуть город. А. также увеличил флот и создал военно-морскую базу на о-ве Родос. В 715 г. император принял решение напасть на араб. флот, отправленный в Финикию для заготовки корабельного леса. Во время экспедиции часть войск из фемы Опсикий подняла мятеж и провозгласила императором Феодосия III . А. уехал в Никею и после 6-месячной гражданской войны, окончившейся захватом К-поля Феодосием, сложил с себя имп. сан, принял постриг и был сослан в Фессалонику (716). В начале правления Льва III Исавра А. по совету магистра Никиты Ксилинита предпринял попытку вернуть себе трон. Получив помощь от болг. хана Тервеля, А. подступил к К-полю, но не нашел поддержки у народа и вскоре был выдан болгарами имп. Льву. А. и др. заговорщики были казнены; вдова бывш. императора Ирина добилась разрешения похоронить его в храме святых апостолов в К-поле. Ист.: Theoph. Chron. P. 383-386, 400-401. Лит.: Sumner G. V. Philippicus, Anastasius II and Theodosius III//GRBS. 1976. Vol. 17. P. 287-294; Кулаковский. История. Т. 3. С. 293-299. А. В. Кузнецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114874.html

Архив Пн Предстоятели Поместных Православных Церквей совершили Литургию в храме святого апостола Павла в Шамбези 24 января 2016 г. 17:43 24 января 2016 года Предстоятели Поместных Православных Церквей совершили Божественную литургию в храме святого апостола Павла в Шамбези (Швейцария). Богослужение совершали:  Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей ;  Блаженнейший Патриарх Александрийский Феодор II ;  Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III ;  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ;  Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II ;  Святейший Патриарх Сербский Ириней ;  Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил ;  Святейший Патриарх Болгарский Неофит ;  Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II ;  Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий ;  Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав ; а также митрополит Илийский Герман ( Элладская Православная Церковь ) и епископ Семятычский Георгий ( Польская Православная Церковь ). В храме молились члены делегаций Поместных Православных Церквей. После чтения Евангелия к участникам богослужения обратился со словом Святейший Патриарх Варфоломей. «Особой радостью для нас является возможность запечатлеть наше единство и взаимную любовь через общую Чашу Жизни, когда мы приносим Бескровную Жертву Тела и Крови Господа для совершения ответственнейшей и наисложнейшей работы сего Собрания и для исполнения нашего церковного служения в целом», — сказал, в частности, Предстоятель Константинопольской Церкви. По словам Патриарха Варфоломея, проходящее в эти дни Собрание Предстоятелей Святейших Православных Церквей «как единое Тело, являет собой еще одно свидетельство единства Православной Церкви и подтверждает слова святого Павла, апостола язычников, который говорит: " Одно тело и один дух, … один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас " (Еф. 4:4-6)». Богослужебные возгласы Предстоятели произносили на греческом, арабском и церковнославянском языках. Песнопения Литургии исполнялись на греческом и французском языках. Сегодня вечером состоится очередное заседание Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4355234.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОФЕЙ III патриарх Антиохийский (по уточненным данным, ок. сент. 1540 - кон. 1543). Впервые упоминается как патриарх в колофоне арабо-христ. рукописи, составленной в Хомсе 18 сент. 1540 г. Его предшественник патриарх Михаил V ибн аль-Маварди скончался 6 июля того же года. Следов., Д. занял кафедру в конце лета или начале осени 1540 г. Важнейшим событием Патриаршества Д. было его соглашение об унии с главой Маронитской католической Церкви патриархом Мусой аль-Аккари. Иерархи встретились в дер. Дарайя, недалеко от Триполи, во время посещения Д. своих епархий и договорились о взаимном признании таинств, допустимости совместных богослужений и смешанных браков. При этом каждая из общин (к-рые давно уже оформились в субэтносы) сохраняла свое традиц. вероучение. Предпосылкой к унии явился упадок богословского образования в среде ближневост. духовенства, в результате к-рого оно слабо разбиралось в догматических различиях между Церквами, а также дружественные отношения, к-рые поддерживали в повседневной жизни православные (мелькиты) и марониты, вплоть до совместного использования храмов. Однако уния вызвала резко негативное отношение правосл. Церквей, возможно видевших в ней инициативу католич. Запада (с XII в. марониты формально состояли в унии с Римом). В источниках упоминается адресованная Д. грамота Александрийского патриарха Иоакима I , в к-рой он объявляет о лишении Д. священства. По сообщению Антиохийского патриарха Макария III аз-Заима, 3 правосл. патриарха - Иеремия I К-польский, Герман Иерусалимский и Иоаким I Александрийский,- собравшись в Иерусалиме, низложили Д. за антиканонические поступки. Дату этого Собора патриарх Макарий называет неверно, как и имя маронитского патриарха, с к-рым встречался Д., однако, опираясь на данные др. источников, Собор можно отнести к кон. 1543 г. Еп. Порфирий (Успенский) склонен был считать сообщения о встрече 3 патриархов ошибочными, полагая, что ее путают с аналогичным Собором в Иерусалиме, состоявшимся ок. 1524 г. и низложившим Иоанникия, еп. Созопольского, к-рый незаконно овладел К-польским престолом. Т. о., хотя сведения о мелькитско-маронитской унии в целом выглядят достоверно, детали низложения Д. остаются неясными. Ист.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 679-680; Михаил Барик ад-Димашки. Список Антиохийских патриархов//ТКДА. 1874. 6. С. 424; Порфирий (Успенский), еп. Восток христианский: Сирия//Там же. 1875. 12. Паг. 1. С. 95. Лит.: Nasrallah. Chronologie, 1250-1500. P. 2; idem. Chronologie, 1500-1634. P. 27-30, 66. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180283.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ СИЦИЛИЙСКИЙ [греч. Ηλας Σικελιτης], мон., итало-греч. гимнограф (VIII-IX вв.). Биографических данных не сохранилось. Митр. Софроний (Евстратиадис) опубликовал по списку Ath. Laur. Β. 32 последование воскресных ирмосов И. С. Θαλττιον πλαγος (Морская пучина) 2-го гласа (Fol. 54v, XIII в.), а также отнес к его творчеству надписанные в том же кодексе как «творение Илии монаха» ирмосы на Богоявление 1-го гласа Οδν ξνην βαδσας (Путь чуждый пешешествовав) (Fol. 23) и ирмосы 1-го плагального (5-го) гласа Αρματα Αγυπτων φυλν (Колесницы Египетских родов) (Fol. 176v). Позднее митр. Софроний предложил считать принадлежащими И. С. те песнопения, к-рые в акростихе содержат имя в форме родительного падежа Ηλιο (в отличие от формы Ηλα, по мнению ученого употреблявшейся в акростихах Иерусалимским патриархом Илией II (III) ). Дж. Скиро и А. Акконча Лонго опубликовали как произведения И. С. 3 канона: двенадцати апостолам Η δωδεκπυρσος χορεα κα σμπνοια (Дванадесятоогненный лик и согласие) с акростихом Ηλιο μελδημα (Илии пение) (AHG. Vol. 10. P. 283-309, 409-420), сщмч. Панкратию, еп. Тавроменийскому, Μνησθες μου, Παγκρτιε, πρς θεν (Помянув мя, Панкратие, пред Богом) на 4-й плагальный (8-й) глас с акростихом Υμνοις, Παγκρτιε σοφ, ερο σε λχιστος Ηλας (В пениях священных тя, Панкратие мудре. Наименьший Илия) (Ibid. Vol. 11. P. 155-170, 551) и св. Емилиану, мч. Доростольскому, Αξως πρς εφημαν, γιε (Достойно к похвале, святый) с акростихом Αμηλιανς δοξζεται μρτυς (Емилиан славится мученик), в троичнах и богородичнах - Ηλιο σμα (Илии песнь) (Ibid. P. 334-346, 600-603). Ж. Гродидье де Матон предположил, что И. С. является также автором кондаков мученикам Сергию и Вакху и прор. Даниилу, которые этот же ученый ранее считал произведениями Иерусалимского патриарха Илии I (II) , а др. исследователи - Иерусалимского патриарха Илии II (III). Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ερμολγιον. Chennevières-sur-Marne, 1932. Σ. 26-27, 58, 148-149; idem. Ηλας μοναχς Σικελιτης//Να Σιν. 1950. Τ. 45. Σ. 178-181; Follieri E. Un canone inedito per S. Elia Siculo//BollGrott. 1961. T. 15. P. 14-29; eadem. Initia hymnorum. Vol. 5. Pars 1. P. 266; Szövérffy. Hymnography. Vol. 2. P. 61, 62; PMBZ, N 1491, 1497. С. И. Н. Рубрики: Ключевые слова: ВАРФОЛОМЕЙ (мирское имя - Иоанн; ок. 981 г. - ок. 1050), игум. мон-ря Гроттаферрата (Криптоферратского), прп. (пам. греч. 11 нояб.) ГЕОРГИЙ СИКЕЛИОТ гимнограф и мелод VII-VIII вв. или VIII в., один из итало-греч. гимнографов, переселившихся в Сицилию после араб. завоевания Востока ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая)

http://pravenc.ru/text/389421.html

Отошел ко Господу клирик Сочинской епархии протоиерей Виктор Козак 23 июня 2023 г. 13:59 22 июня 2023 года, на 66-м году жизни, отошел ко Господу клирик Сочинской епархии , настоятель храма Иверской иконы Божией Матери с. Шепси Краснодарского края протоиерей Виктор Козак. Епископ Сочинский и Туапсинский Герман выразил соболезнования родным и близким почившего. Отпевание протоирея Виктора Козака состоится в храме великомученика Георгия Победоносца 25 июня в 10.00, после Божественной литургии. Адрес: г. Краснодар, х. Ленина, ул. Пластунская, д. 25/1. Виктор Михайлович Козак родился 6 июля 1957 г. в г. Скадовске Херсонской области. Крещен в младенчестве в храме Успения Пресвятой Богородицы с. Иза Закарпатской области. В 1973 г. окончил СПТУ 3 в с. Червоное Львовской области по специальности тракторист-машинист широкого профиля. 19 декабря 1979 г. архиепископом Калужским и Боровским Никоном в храме святителя Николая Чудотворца г. Калуги рукоположен в сан диакона, а 4 апреля 1981 года в кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца г. Калуги — в сан пресвитера. Нес служение в Калужской , Винницкой , Каменец-Подольской , Криворожской епархиях. В 2000 г. кончил Одесскую духовную семинарию. В ноябре 2002 г. принят в клир Екатеринодарской епархии , где в разные периоды нес послушание настоятеля храма великомученицы Екатерины ст. Крыловской, храма Вознесения Господня г. Краснодара, храма иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» г. Краснодара. В 2003 г. окончил Киевскую духовную академию (кандидат богословских наук). В 2020-2021 гг. — настоятель храма Архангела Михаила ст. Баговской Краснодарского края ( Армавирская епархия ). В 2021 г. перешел в клир Сочинской епархии, назначен настоятелем храма Иверской иконы Божией Матери с. Шепси. Награды: камилавка (1982 г.), наперсный крест (1985 г.), набедренник (1991 г.), сан протоиерея (1991 г.), палица (1994 г.), крест с украшениями (1994 г.), митра (1997 г.), право служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш» (2002 г.), орден преподобного Сергия Радонежского III степени (2009 г.), медаль Сочинской епархии апостола Симона Кананита. III степени (2022 г.). Сочинской епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Архив Пн В Соборной палате ПСТГУ пройдет VII фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе» 25 марта 2024 г. 16:45 С 26 марта по 15 мая 2024 года в Соборной палате ПСТГУ в Москве пройдет фестиваль христианской культуры «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Тема этого года — обращение к истокам: история просвещения Руси, первые русские святители, равноапостольный князь Владимир, княгиня Ольга, князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Фестиваль раскроет одну из главных идей древнерусской культуры — покаянная мысль о разрушаемом единстве. Эта идея нашла отражение спустя почти тысячу лет и в восстановлении празднования Собора русских святых в 1918 году, и актуальна сегодня. В программе: — Открытый лекторий. 5 авторских лекций от преподавателей ПСТГУ, СПбДА, МГИМО, Библейско-богословского института святого апостола Андрея. О древнерусском искусстве; истории киевского распева с «живыми» образцами, которые исполнят студенты Факультета церковного пения ПСТГУ; историческом выборе князя Владимира; формировании древнерусской народности; роли Киевской духовной академии в богословском образовании и русской духовной культуре. — Концерты духовной и светской музыки. Герман Киткин с избранными фортепианными произведениями С.В. Рахманинова и Симфонический оркестр МГУ имени М. В. Ломоносова с концертом «Русская музыка. Золотой век». — Выставка Церковно-археологического музея ПСТГУ, собравшего уникальную в России коллекцию икон XX столетия. Этот пласт русского искусства мало изучен и почти не представлен в государственных музеях. — Экскурсии. «Московский Епархиальный дом: призыв к вере в эпоху революций» и «Патриарх Тихон». Все мероприятия, кроме концертов, бесплатные. Узнать подробнее можно по ссылке . Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев: «Фестиваль с самого начала своего существования задумывался как дар, приглашение от Университета, адресованное широкому кругу людей — всем тем, кто интересуется богословием, историей, христианской культурой. Кроме того, это возрождение одной из дореволюционных традиций Московского епархиального дома (ныне главное здание ПСТГУ), который каждый год Великим постом становился особым центром проведения культурных, просветительских и духовных мероприятий — настоящим центром духовного притяжения в Москве». Пресс-служба ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. Поделитесь с друзьями

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Архив Пн Представители Отдела внешних церковных связей присутствовали на VIII Съезде Федерации еврейских общин России 7 февраля 2024 г. 17:03 7 февраля 2024 года в Московском еврейском общинном центре состоялся VIII Съезд Федерации еврейских общин России. В мероприятии, которое проходит раз в несколько лет, приняли участие лидеры и представители еврейских общин из разных регионов России, представители традиционных религий, государственные и общественные деятели, меценаты и эксперты. По благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония на Съезде присутствовали секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России священник Илия Кашицын и консультант ОВЦС священник Димитрий Сафонов . В мероприятии также принимали участие: муфтий Московской области (Духовного собрания мусульман России) Дауд Мухутдинов, помощник главы ДСМР имам-хатыб Ильнур Гайнутдинов, руководитель департамента ФЕОР по взаимодействию с Вооруженными силами, МЧС, правоохранительными учреждениями и ветеранскими организациями РФ раввин Аарон Гуревич, заместитель руководителя Департамента национальной политики и межрегиональных связей, начальник Управления по связям с религиозными организациями Правительства Москвы К.Л. Блаженов, директор Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД России Г. Е. Лукьянцев. На открытии съезда, которое модерировал председатель Общественного совета ФЕОР раввин Борух Горин, к участникам обратился с приветственным словом главный раввин России Берл Лазар. Он подчеркнул, что российское общество характеризуется приверженностью традиционным нравственным ценностям, и отметил высокий уровень межрелигиозных отношений в стране. Перед собравшимися также выступили начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента РФ по внутренней политике Е.В. Еремин и президент Международного благотворительного фонда СТМЭГИ Герман Захарьяев. Отчет об итогах деятельности ФЕОР за прошедший с момента предыдущего съезда период представил президент Федерации раввин Александр Борода. Участникам съезда был продемонстрирован видеоролик о религиозной и культурной жизни, социальной деятельности еврейских общин России. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6101317.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гомилетика. Персоналии ВАРДАН МАЛЫЙ (ок. 1260 - ок. 1326), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов) ВИНОГРАДОВ Василий Петрович (1885 - 1968), протопресв. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), богослов ВЛАДИМИР (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 1873 - 1959), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИЛИЯ (Миньятис) [устар. Миниатис, Минятий] (1669 - 1714), еп. Керницкий и Калавритский (с 1710), известный греч. проповедник ИОАНН ЗЕДАЗНИЙСКИЙ [Иоане, Иоване; Зедазенский, Зедазнели, Зедазаднели] (VI в.), прп. (пам. 7 мая), основоположник монашества в Вост. Грузии, учитель и предводитель 12 сирийских отцов, основатель мон-ря Зедазени ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАННИКИЙ (Иоанн; 1930-2007), архим., проповедник, духовный писатель и поэт, издатель (Румынская Православная Церковь) ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (2-я пол. IV в.- ок. 451), проповедник и экзегет, пресвитер, прп. (пам. 28 марта, согласно Месяцеслову имп. Василия II; 22 сент., согласно Палестино-грузинскому календарю; а также в Соборе всех прп. отцов в субботу сырной седмицы) КЕСАРИЙ (469 или 470 - 542 или 543), еп. Арелатский, проповедник и аскетический писатель, свт. (пам. зап. 27 авг.) КОНСТАНТИН [Константин Болгарский] (сер. IX - нач. X в.), еп. Преславский, переводчик, проповедник, гимнограф ЛАТИМЕР Хью (ок. 1490-1492 - 1555), один из лидеров англ. Реформации, теолог и проповедник; еп. Вустерский (1535-1539)

http://pravenc.ru/rubrics/133968.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История книги. Церковные книги БУСЛАЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ рукопись посл. четв. XV в., выдающийся памятник древнерус. каллиграфии, книжного и изобразительного искусства ВРАЧАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ краткий апракос, 1-й пол. (нач.?) XIV в.; памятник болг. книгописания, книжной иллюминации и русско-болг. культурных связей ВУКАНОВО ЕВАНГЕЛИЕ один из древнейших памятников сербского извода церковнославянского языка, книгописания и книжной иллюминации ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец ДОБРИЛОВО ЕВАНГЕЛИЕ апракос полный, один из немногих, точно датированных памятников древнерус. (и в целом слав. кириллического) книгописания и книжной иллюминации 2-й пол. XII в. ДОБРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ (нач. (?) XII в.), тетр среднеболгарского извода, один из древнейших кириллических списков этого типа книги ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства ЗОГРАФСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ -тетр, старослав. (древнеболг.) кодекс, одна из частей к-рого является древнейшим памятником слав. глаголической письменности МАМОНИЧИ семья книгоиздателей, внесших значительный вклад в развитие кириллического книгопечатания в Литовском великом княжестве МАРИИНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-тетр служебного типа, написанное глаголицей в нач. XI в. (в болг. и македон. лит-ре его принято датировать рубежом X и XI вв.), памятник старославянского языка МИХАНОВИЧА АПОСТОЛ отрывки глаголического списка краткого апракоса, один из древнейших глаголического списка краткого апракоса, один из древнейших глаголических и южнославянских кодексов (XII в.) МИХАНОВИЧА ГОМИЛИАРИЙ (Арх. Хазу. III.c.19), кириллический пергаменный торжественник триодный и минейный на март-авг. (кон. XIII - нач. XIV в.) МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) МОКВСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная груз. рукописная книга, выполненная по заказу Моквского архиеп. Даниила каллиграфом Ефремом МСТИСЛАВОВО ЕВАНГЕЛИЕ одна из древнейших слав. и рус. лицевых рукописей, написанная на пергамене и украшенная драгоценным окладом, хранится в ГИМ

http://pravenc.ru/rubrics/1865151.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛХИСЕДЕК II (Багратиони), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1528-1529; 1540-1545; 1548-1552). Сын царя Картли Константина II (1478-1505), о чем сказано в сочинении груз. историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони : «Царь Константин имел от царицы Тамар сыновей: Давида, Георгия, Баграта, Александра и Мелхиседека, который позже стал католикосом» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 391). Даты его Патриаршества реконструированы с учетом нек-рых источников, а также сведений о датах предстоятельства др. католикосов-патриархов того периода: Василия VI , Малахии , Германа и Николая VI . К 1511 г. М. уже был пострижен в монашество: в источнике сообщается, что царь Картли Давид X (1505-1526) «имел братьев Георгия, Баграта, Александра и монаха Мелхиседека, и в то время католикосом был Доротеоз ( Дорофей II (1503-1505; 1511-1516).- Авт.)» ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 488). В 1526 г. Давид X, «человек миролюбивый и благочестивый», по настоянию брата, буд. царя Картли Георгия IX (1526-1527), «обдумал... изменчивость мира и несчастья свои, оставил царство и постригся в монахи» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 399). По сведениям Вахушти Багратиони, после смерти католикоса Дорофея II царь Картли Георгий IX посадил на Патриарший престол своего брата М. (Там же. С. 400). Когда к власти в Картли пришел царь Луарсаб I (1527-1556), «католикос Мелхиседек был изгнан и жил в монастыре Армази»; новым католикосом-патриархом стал Герман (ок. 1535-1546). По сведениям Вахушти Багратиони, приблизительно в 1535 г. «скончался католикос Мелхиседек и царь посадил католикосом Германа» (Там же. С. 402). Однако эти сведения считаются ошибочными, поскольку М. как католикос упоминается в письме (1545) папы Римского Павла III царю Луарсабу I ( Тамарашвили. 1995. С. 519). Ист.: Бери Эгнаташвили. Новая Картлис Цховреба//КЦ. 1959. Т. 2. С. 326-442; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4). Лит.: Одишели Дж. К политической истории Вост. Грузии XIV-XVIII вв.: Несколько груз. ист. документов. Тб., 1964. С. 86-88 (на груз. яз.); Гучуа В. Грузия в 50-70-е гг., XVI в.//Очерки истории Грузии. Тб., 1973. Т. 4. С. 85-105 (на груз. яз.); Тамарашвили М. История Грузинской Церкви. Тб., 1995. С. 519 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562938.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010