Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ III ДАББАС (Сер. XVII в., Дамаск - 25.07.1724, Халеб), Патриарх Антиохийский (25.06.1685 или 1686 - окт. 1694, янв. 1720 - 25.07.1724). В молодости постригся в монахи с именем Прокопий в палестинской лавре св. Саввы Освященного. В 80-х гг. XVII в. христ. община Халеба предложила его кандидатуру для замещения местной митрополичьей кафедры, однако Антиохийский Патриарх Кирилл V воспротивился этому. В результате вспыхнуло ожесточенное противостояние халебской и дамасской общин, сплотившихся вокруг своих глав, Прокопия и Кирилла. Епископы - сторонники Прокопия возвели его на Патриарший престол с именем Афанасий. В поисках союзников он обратился за помощью к францисканским миссионерам, активно действовавшим на Ближ. Востоке под покровительством европ. консульств. В течение неск. десятилетий А. Д. поддерживал тесные контакты с Ватиканом, уверяя латинян в своей приверженности католич. вероучению. Понимая, что у него не хватает сил одержать верх над Патриархом Кириллом, и видя пагубность церковной смуты для сир. христиан, А. Д. пошел на примирение со своим противником и в 1694 г. сложил с себя Патриарший сан. Взамен он получил в управление Халебскую епархию и право наследовать Патриарший престол после Кирилла. В 1705 г. после низложения архиеп. Кипрского Германа II А. Д. был избран на Соборе главой Кипрской Церкви. После церковной смуты, возникшей из-за того, что Герман II назначил своим преемником Иакова II, в 1707 г. А. Д. был признан законным архиепископом. После отъезда в К-поль в янв. или февр. 1707 г. и вплоть до своего возвращения на Антиохийскую кафедру в 1720 г. А. Д. не был больше на Кипре, а жил либо в К-поле, либо в Халебе. Во время своего Патриаршества А. Д. приходилось лавировать между пролат. настроениями значительной части сир. христиан, прежде всего халебской общины, и требованиями К-польского Патриарха положить конец католич. пропаганде в Сирии. В 1722 г. А. Д. ездил в К-поль, где вместе с др. вост. Патриархами выступил с осуждением католич. вероучения. В 1723 г. вместе с К-польским Патриархом одобрил учреждение Святейшего Синода в России. На следующий год, вскоре после возвращения в Халеб, А. Д. скончался (по одной из версий, его отравили католики).

http://pravenc.ru/text/76958.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Исправленные статьи 12 апреля 2024 г. ГЛИНКА Михаил Иванович (1804 - 1857), рус. композитор, основоположник рус. классической музыки ПИРОГОЩАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ находилась в домонг. период в Успения Пресвятой Богородицы (Пирогощей) церкви на Подоле в Киеве; не сохранилась 3 апреля 2024 г. ЛЕОНИД (Молчанов Лев Петрович; 1872-1918), игумен, преподобномученик (пам. 31 окт., в Соборе Святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской 28 марта 2024 г. ПЕТР АПСЕЛАМ († ок. 309), мч. Анейский (пам. 12, 13 янв.; пам. греч. 12 янв., 14 окт.; пам. зап. 11 янв.) ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ [в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499-1562, св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев ПЕТР АЛЕУТ [до крещения Чукагнак или Чунагнак] († 1815), мч. (пам. 24 сент. в Православной Церкви в Америке; 12 дек., в Соборе первых мучеников Американской земли, в РПЦЗ) ПЕТР III ФЕОДОРОВИЧ (до перехода в Православие - Карл Петер Ульрих) (1728-1762), имп. Всероссийский (с 25 дек. 1761) ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ (1672-1725), российский царь (с 27 апр. 1682), 1-й российский имп. (с 22 окт. 1721; с того же дня носил титулы Великого и Отца Отечества) ПЕТР II еп. Дамаска, († после 743/4), сщмч. (пам. 9 фев.), правосл. иерарх Антиохийского Патриархата, одним из первых принявший мученическую смерть от мусульман ПЕТР II (Петрович-Негош Радивой (Раде)) (1813-1851)), митр. Черногорский, серб. поэт, свт. (пам. 19 мая) ПЕТР I 1-й католикос Картли (Мцхетский) (приблизительно 60-е гг. V в.), предстоятель Грузинской Православной Церкви ПЕТР II ГНАФЕВС [Кнафей] († 488), патриарх Антиохийский (471, 475-476/7 и с 485), один из важнейших представителей антихалкидонской партии 20 марта 2024 г. ЛОНГИН, ГЕРМАН И БОГОЛЕП КОЖЕЕЗЕРСКИЕ (XVII в.), преподобные, Кожеезерские (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЛЕГОРИЯ иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретно представляемый образ Священного Писания

http://pravenc.ru/changed.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ († 13.07.1574, Иосифов Успенский мон-рь), архиеп. Казанский и Свияжский (1568-1573). В 1566-1568 гг.- игумен Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря . По всей видимости, был постриженником этой обители и разделял взгляды иосифлян (впосл. Л. дал вкладом в Иосифов монастырь 230 р.- Титов А. А. Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря XVI в. М., 1906. 323). В 1566 г. присутствовал на земском соборе в Москве, рассматривавшем вопрос о продолжении войны с Польско-Литовским гос-вом. 2 февр. 1568 г. был рукоположен в архиепископа Казанского и Свияжского, хиротонию возглавил свт. Филипп II (Колычев) , митр. Московский. Л. стал 3-м архиереем основанной в 1555 г. епархии. Прежний архиепископ, свт. Герман (Садырев-Полев) , занимавший Казанскую кафедру в 1564-1566 гг., в нояб. 1567 г. скончался в Москве от морового поветрия (по другим сведениям, будучи нареченным митрополитом, погиб от рук опричников). В период архиерейства Л. в 1570 г. в казанский в честь Преображения Господня мужской монастырь на покой из Твери возвратился свт. Варсонофий . 11 нояб. 1568 г. Л. должен был участвовать в хиротонии в Москве нового митр. Кирилла III , а в мае 1572 г.- митр. Антония . После 7 окт. 1573 г. ( Ермолаев И. П. Казанский край во 2-й пол. XVI-XVII в.: (Хронол. перечень док-тов). Каз., 1980. С. 21) оставил Казанскую кафедру и поселился на покое в Иосифовом Волоцком мон-ре. 21 февр. 1574 г. он дал вкладом в обитель ряд книг, все «книги новы, а письмо доброе» - Евангелие, Апостол, Псалтирь, Ирмологий, «Иоанн Дамаскин» (КЦДР. 1991. С. 96). Владельческие записи Л. сохранились в рукописях «Лествица Иоанна Лествичника» (ГИМ. Епарх. 329(458), 60-е гг. XVI в.) и «Служебник» (РГБ. Ф. 113. 87). «Ученик бывшаго игумена Лаврентия» Пафнот (Пафнутий) (Рыков, книгохранитель Иосифова мон-ря?) переписал в 1570 г. сборник святоотеческих поучений (ГИМ. Епарх. 335(473)).

http://pravenc.ru/text/2462457.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК I Патриарх Антиохийский (весна (?) 1376 - 10.04.1378). Патриаршество М. пришлось на один из самых драматических периодов истории христианского Востока, когда после крестового похода на Александрию кипрского кор. Петра I Лузиньяна (1365) мамлюкские власти начали жестокие гонения на ближневост. христиан. Многие архиереи Антиохийской Православной Церкви подверглись заточению, патриарх Пахомий I был низложен, у христиан Сирии и Египта конфисковали четверть имущества на военные расходы. После того как в кон. 60-х гг. XIV в. гонения стали утихать, неск. ближневост. архиереев, пытаясь восполнить понесенные потери, впервые отправились для сбора милостыни в Вост. Европу. Рус. летописи сообщают о пребывании на Руси «милостыня ради» митр. Германа из Иерусалима в 6879 (1370/71) г. и митр. Марка «от святыя Богородица из Синаискыя горы» в 6884 (1375/76) г. Архим. Леонид (Кавелин) высказал предположение, что именно этот Марк взошел впоследствии на Антиохийскую кафедру. Он также предложил отождествить митрополитов Германа и Марка с одноименными архиереями, к-рых рус. паломник Агрефений упоминает как участников пасхального богослужения в Иерусалиме в 1-й пол. 70-х гг. XIV в.: «митрополит Герман от Егупьта и Марко епископ от Дамаска, бывы преж игуменом в лавьры Святаго Савы». Т. о., Марк был одним из архиереев Антиохийского престола. Попытки архим. Леонида объяснить, почему он носил сан Синайского митрополита, представляются неубедительными. Возможно, Марк был Сайднайским митрополитом, имевшим резиденцию в Сайднайском монастыре Пресв. Богородицы, который тоже расположен на вершине горы и именовался рус. авторами «Сеиднайским»,- отсюда могло возникнуть его смешение с Синайским. Согласно летописи Антиохийского патриарха Михаила II (кон. XIV - нач. XV в.), сохранившейся в передаче архидиак. Павла Алеппского и патриарха Макария III , М. прибыл в Сирию из К-поля (вариант - с Кипра), что вполне сообразуется с гипотезой о совершении им поездки на Русь в 1375/76 г. Ж. Насралла предполагал, что М. возглавлял одну из кафедр Кипра. Согласно русским источникам, в том же году, что и митр. Марк, за милостыней приезжал архимандрит иерусалимского Архангельского монастыря Нифонт, к-рый по возвращении «стал на патриаршество, иже в Иерусалиме». Утверждение о Патриаршестве Нифонта явно ошибочно - возможно, летописец перепутал двух просителей милостыни, приезжавших в один год.

http://pravenc.ru/text/2562234.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXVII. Епархия Архангельская Архангельская епархия учреждена в 1682 г. Десятая в третьеклассных. I. Архиепископы Холмогорские и Важеские 1. Афанасий (бывший игум. Исетского Успенского монастыря) хирот. 19 мар. 1682, из крестовых патриарших иеромонахов; † 6 сент. 1702. 2. Парфений Небоза , Грек, митрополит Лаодикийский, определён 3 дек. 1703; † 2 янв. 1704, на пути, в Ярославле. 3. Сильвестр Крайский хирот. 11 мар. 1706 из архим. Заиконоспасских; в сент. 1707 перев. в Смоленск. 4. Рафаил Краснопольский 21 мар. 1708 хирот. из архим. Симонова монастыря; † 4 нояб. 1711. Погребён в Холменом соборе. 5. Варнава Волатковский 24 авг. 1712 хирот. из иеромонахов Заиконоспасских; † 8 окт. 1730. 6. Герман Концевич хирот. 2 мая 1731 из архим. Заиконоспасского монастыря; 246 † 26 июля 1735. Погребён в Холменом соборе. II. Архиепископы Архангелогородские и Холмогорские 7. Аарон хирот. 28 дек. 1735 из архим. Чудова монастыря; † 7 мая 1738. 8. Савва Шпаковский хирот. 18 февр. 1739 из архим. Нежинского Благовещенского монастыря; 247 30 июня 1740 перев. в Коломну. 9. Варсонофий хирот. в еписк. 13 июля 1740, из архим. Соловецких; 9 янв. 1741 пожалован в архиепископа; † 8 нояб. 1759. III. Епископы Архангелогородские и Холмогорские 10. Иоасаф Лисянский хирот. 2 дек. 1761 из архим. Спасо-Мирожского монастыря; † 1 мая 1769. 11. Антоний (Герасимов) Зыбелин хирот. 10 окт. 1770 из архим. Заиконоспасских; 9 июля 1773 перев. в Нижний-Новгород. 12. Арсений Верещагин 22 дек. 1778 хирот: из архим. Колязина монастыря, а 1 апр. 1775 перев. в Тверь. 13. Вениамин Краснопевков-Румовский 1 апр. 1775 перев. из викариев Новгородских и велено именоваться: «Архангельский и Олонецкий»; 26 окт. 1798 перев. в Нижний-Новгород. 14. Аполлос Байбаков 26 окт. 1798 перев. из Орла; в 1799 велено именоваться опять: «Архангельский и Холмогорский»; † 14 мая 1801. 15. Евлампий Введенский 29 июня 1801 хирот. из архим. Донского в Москве монастыря, а 16 апр. 1809 перев. в Калугу. 16. Парфений Петров 6 июня 1809 хирот. из архим. Юрьева монастыря; † 22 июля 1819.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сегодня в столице начинает свою работу Всемирный саммит религиозных лидеров 3 июля 2006 г. 12:38 Более 200 делегатов из 40 стран мира съехались в Москву для участия в саммите, который открывается сегодня в российской столице. Церемонию открытия возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Среди гостей саммита — предстоятели Грузинской, Чешской, Румынской и Американской православных Церквей — Католикос-Патриарх Илия II , митрополит Христофор , патриарх Феоктист  и митрополит Герман ; предстоятели Древних Восточных Церквей — Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II , Патриарх Эфиопский Абуна Павел, глава Коптской церкви Патриарх Шенуда III. В составе делегации Римо-католической Церкви — главы Папских советов по содействию христианскому единству и по культуре кардиналы Вальтер Каспер и Поль Пупар, кардинал Роже Эчегарай, архиепископ Мехелен-Брюссельский кардинал Готфрид Даниелс, архиепископ Вашингтонский кардинал Теодор Маккарик, архиепископ Дублинский Диармуид Мартин. Участниками форума станут также глава Совета Евангелической церкви в Германии епископ Вольфганг Хубер, глава Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии архиепископ Юкка Паарма, генсек Всемирного совета Церквей Самюэль Кобиа, генсек Конференции европейских церквей Колин Ульямс, глава Конференции католических епископов России епископ Иосиф Верт, епископ Лондонский Ричард Чартрез. Так же широко на форуме представлены исламские государства. В Москву прибудут Верховный Муфтий Сирии Бадреддин Хассун, Муфтий Боснии Мустафа Церич, вице-премьер Бахрейна Абдалла бин Халед аль-Халифа, министр юстиции, вакфов и исламских дел Кувейта Маатук Абдаллах аль-Маатук, глава Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Паша-заде, зампред Организации Исламская конференция Иззет Камель, Верховный Муфтий Казахстана Абсаттар Дербисалиев, Главный Муфтий Узбекистана Абдурашид Бахромов, глава Организации исламской культуры и связей Ирана аятолла Мохаммад Али Тасхири. На форум также прибыли Главный Раввин Израиля Йона Мецгер, глава буддистов Камбоджи Теп Вонг, глава буддистов Монголии Чойчамц Дэмбэрэл.

http://patriarchia.ru/db/text/122747.htm...

Содержание книги первой Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов К предыдушей главе Вот содержание первой книги церковной истории народа англов: I. О местоположении Британии и Ибернии и о первоначальных их обитателях. II. Как Гай Юлий первым из римлян прибыл в Британию. III. Как Клавдий, вторым из римлян прибыв в Британию, добавил к римским владениям Оркадские острова и как посланный им Веспасиан подчинил Риму также остров Векту. IV. Как Луций, король Британии, написал папе Элевтерию, прося сделать его христианином. V. Как Север отгородил валом одну часть Британии от другой. VI. О правлении Диоклетиана и о том, как он преследовал христиан. VII. Страсти святого Альбана и его соратников, которые пролили в то время кровь за Господа. VIII. Как после прекращения гонений церковь в Британии жила в относительном мире до времен арианского безумия. IX. Как в правление Грациана Максим стал императором в Британии и вернулся в Галлию с большим войском. Х. Как в правление Аркадия бритт по имени Пелагий дерзко восстал против милости Божией. XI. Как в правление Гонория Грациан и Константин сделались тиранами в Британии и как в скором времени первый из них был убит в Британии, а второй в Галлии. XII. Как бритты, страдая от набегов скоттов и пиктов, попросили помощи у римлян, которые, прибыв повторно, перегородили весь остров стеной, однако новый натиск упомянутых врагов повлек за собой еще худшие бедствия. XIII. Как в правление Феодосия Младшего Палладий был послан к скоттам, верующим во Христа и как бритты тщетно просили помощи у консула Аэция. XIV. Как бритты, придя в отчаяние от голода, изгнали варваров со своей земли и как вслед за обильным урожаем пришли к ним смуты, чума и окончательная погибель. XV. Как англы были призваны в Британию и сперва изгнали врагов, но вскоре, заключив с ними мир, повернули оружие против своих союзников. XVI. Как бритты впервые победили англов под началом римлянина по имени Амброзий. XVII. Как епископ Герман отплыл в Британию с Лупом и как он властью Божией смирил вначале ярость моря, а после ярость пелагиан.

http://sedmitza.ru/lib/text/440478/

Подворье Американской Церкви в Москве отмечает 10-летний юбилей Москва, 7 декабря 2004 г. Храм св. вмц. Екатерины на Всполье 7 декабря, в праздник святой великомученицы Екатерины, в храме во имя святой Екатерины на Всполье состоялись торжества, посвященные 10-летнему юбилею открытия в Москве представительства Православной Церкви в Америке, сообщает Седмица.ru. Божественную литургию и молебен в храме святой Екатерины совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Герман. С Предстоятелями Русской и Американской Православных Церквей служили архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Детройтский Нафанаил, епископ Филиппопольский Нифонт, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси, епископ Оттавский и Канадский Серафим, епископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Бостонский Никон. За богослужением молились епископ Архангельский и Холмогорский Тихон, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, епископ Дмитровский Александр. На богослужении присутствовали Чрезвычайный и полномочный посол Сербии и Черногории Милан Рочен, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в ЦФО Г.С.Полтавченко, член Священного Синода Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата С.Г.Мянник. Фото: Седмица.Ru По окончании богослужения Предстоятелей Русской и Американской Православных Церквей приветствовал представитель Американской Православной Церкви в Москве архимандрит Закхей (Вуд). На память о торжествах он вручил Патриарху Алексию и Митрополиту Герману панагии с изображением святой великомученицы Екатерины. Затем с приветствиями к участникам торжеств обратились Патриарх Алексий и Митрополит Герман. Митрополит Герман вручил настоятелю и прихожанам храма Юбилейную грамоту, а также удостоил архимандрита Закхея награды Американской Православной Церкви – ордена святителя Иннокентия Московского, просветителя Аляски и Сибири. Престольный праздник в храме св. вмц. Екатерины 7 декабря 2003г. Фото: www.st-catherine.ru Святая великомученица Екатерина («всегда чистая», греч.) родилась в Александрии в конце III века. Будучи знатного рода (дочь царя Ксантоса), она отличалась необыкновенной красотой, ученостью и мудростью. Обращенная ко Христу одним пустынником, она по преданию была удостоена чудесного видения, в котором Сам Господь Иисус Христос назвал ее Своей невестой и в знак Своего обручения подал ей драгоценный перстень.

http://pravoslavie.ru/12080.html

Кельтское прошлое Бретани Интервью с православным бретонским священником Максимом Ле Дирезоном Русские паломники, следуя маршрутом «Тро Брейз» (Круг Бретани), встретились с отцом Максимом Ле Дирезоном, бретонским историком и настоятелем храма святой Анны в Ланньоне (Бретань), беседу с которым мы предлагаем вашему вниманию. Трегье. Мон. Нектария (Мак-Лиз) беседует с о. Максимом – Отец Максим, вы не могли бы рассказать, откуда пошло название Бретани? – Сейчас в ходу термин «Великая Британия», но немногие знают, что напротив, через канал, расположена Малая Британия, или Бретань, культурные связи которой гораздо теснее с Корнуоллом в Уэльсе и Ирландией, чем с Галлией (Францией). Христианство пришло сюда очень рано. В Малой Британии, называвшейся также Арморика, первыми проповедниками были нантские мученики III века Донатий и Рогатий. – Христианство во Франции укоренилось раньше? – Да, это так. Та Франция, в которой была основана первая церковная община, не имела ничего общего с Францией современной; она называлась Галлией. Британия, откуда я родом и которая сейчас является частью северной Франции, была регионом с кельтской культурой. В романской, латинской Галлии жили великие святые первых веков — не апостолы, но определенно ученики апостолов, второе и третье поколение. Священномученик Ириней Лионский был учеником святого Поликарпа Смирнского, который в свою очередь учился у апостола Иоанна Богослова. Позже здесь были великие святые Мартин Турский, Иларий Пиктавийский и Герман Оксеррский, первые епископы Западной Европы. Великобритания была обращена в христианство миссионерами, обучавшимися в Галлии в период с III по V век. Им приходилось бороться против распространившейся в Великобритании пелагианской ереси. Святой Патрик, вероятно, обучался в Леринском монастыре. Многие из наших ранних святых широко известны, тысячи других почитались местно в течение веков. Французская традиция даже сообщает, что святая Мария Магдалина пришла в Галлию и жила на юге Франции, около Марселя.

http://pravoslavie.ru/4713.html

31 января 1918 год – Принято решение о временном закрытии Всеукраинского Церковного Собора. Предводитель раскольников протопресвитер Александр Марычев предложил проголосовать за автокефалию, но это предложение (150 голосами против 60) было отвергнуто. Никаких постановлений Собор не принял. 1919 год – Принято решение об увеличении издания духовной литературы. Высшее Церковное Управление утвердило разработанный Миссионерским советом при Синоде план издания «различных видов апологетической литературы, включая брошюры и листки с разбором положений современной антирелигиозной литературы». В постановлении Высшего Церковного Управления особо подчеркивалось, что «полемическая литература должна давать ответ на все положения выпускаемых в свет антирелигиозных произведений». Однако осуществить этот план из-за противодействий органов власти не удалось. Блаженнейший Стефан экзарх Болгарский 1945 год – Состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви (31 января - 2 февраля). Собор работал в храме Воскресения Христова в Сокольниках. В его работе приняли участие 46 архиереев, 87 клириков, 38 мирян. Общее число членов и гостей Собора составляло 204 человека. Широко было представлено вселенское Православие. В качестве почетных гостей на Соборе присутствовали патриархи Александрийский Христофор, Антиохийский Александр III, Грузинский католикос-патриарх Каллистрат, представители патриархов: Константинопольского – митрополит Фиатирский Герман, Иерусалимского – архиепископ Севастийский Афинагор, а также делегации – Церквей Сербской во главе с митрополитом Скоплянским Иосифом и Румынской – во главе с епископом Аржемским Иосифом. Собор стал отправной точкой создания системы православного единства в Восточной Европе под покровительством Москвы. Первый день заседания Собора закончился обсуждением и единогласным принятием «Положения по управлению Русской Православной Церковью». Положение было зачитано архиепископом Псковским и Порховским Григорием (Чуковым), который отметил, что отправным пунктом Положения является 31-е Апостольское правило. Открывался документ следующим определением: «В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда – законодательная, административная, судебная – принадлежит Поместному Собору, периодически созываемому в составе епископов, клириков и мирян». (По сути, оно подтвердило определение Поместного Собора 1917–1918 гг.)

http://pravoslavie.ru/5343.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010