30 апреля день памяти преподобного Зосимы, игумена Соловецкого 30 апреля 2009 г. 00:00 Родиной преподобного Зосимы, которому суждено было основать на необитаемом острове знаменитую обитель Соловецкую, было село Толвуй (или Шунга) на берегу Онежского озера. В те времена эти земли относились к владениям Великого Новгорода. Родители будущего подвижника, Гавриил и Варвара, были простыми крестьянами. Сына своего они воспитали в благочестии и добрых нравах. Поэтому юный Зосима «был тих, миролюбив, кроток, удалялся юношеских игр и занимался делами богоугодными». Родители позаботились и о том, чтобы их сын знал грамоту. Благодаря этому отрок Зосима полюбил читать книги духовного содержания, из которых «приобретал бисер разума». Знакомясь с житиями древних монахов-пустынников, он всей душой восхотел проводить такую же богоугодную подвижническую жизнь. Желая посвятить себя служению Господу, преподобный Зосима «по достижении совершеннолетия не хотел вступить в брак, ушел из родительского дома, надел черное платье и поселился в одном пустынном месте. Это пустынное место было «близ его дома». Возможно, что юный Зосима стремился подражать жизни египетского подвижника IV века, преподобного Антония Великого. Первоначально, до своего ухода в пустыню, этот святой тоже жил в одиночестве недалеко от родного села, готовясь к более суровой жизни вдали от людей. Местом, где преподобный Зосима принял монашеский постриг, был, вероятно, Палеостровский монастырь, вблизи которого находилось его родное село. В это время отец его уже умер. А мать, по совету преподобного Зосимы, приняла постриг в находившемся неподалеку женском монастыре. Оставшееся от родителей имущество преподобный Зосима отдал убогим и нищим людям. Однако сведения о добродетельной жизни и монашеских подвигах, почерпнутые Зосимой из книг, казались ему недостаточными. Он желал найти опытного духовного руководителя, который бы собственным примером показал, чему должен научиться юноша, желающий жить добродетельно. Об этом преподобный Зосима непрестанно молил Господа. И молитва его была услышана. Бог даровал юному иноку человека, который мог бы наставить его в монашеском делании. Таким человеком стал сподвижник преподобного Савватия монах Герман. Он рассказал юноше о пустынном житии на Соловецком острове, а также все подробности о жизни и подвигах преподобного Савватия. Услышав это, преподобный Зосима «пожелал быть наследником преподобного Савватия и просил Германа указать ему этот пустынный остров и наставить в жизни монашеской». Тот, видя горячее желание благочестивого юноши, согласился. Вместе подвижники отправились в морское плавание на Соловецкий остров. Прибыв туда, отшельники поставили шалаш (кущу) и совершили в нем всенощную, моля Господа и Его Пречистую Матерь помочь им в пустынном житии.

http://patriarchia.ru/db/text/233835.htm...

Arhiva Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a luat cunotin de mersul lucrrilor de reparaie i restaurare la Mnstirea din Solovki 20 august 2019 17:21 20 августа 2019 года по прибытии в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ на объектах центрального монастырского комплекса. Святейшего Патриарха сопровождали губернатор Архангельской области И.А. Орлов, глава Республики Карелия А.О. Парфенчиков, председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага М.Е. Фрадков, генеральный директор Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага А.В. Ходос, заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин, наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) . О работах на реставрируемых объектах рассказала заместитель главного архитектора ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» Г.Е. Медведева. Обход начался с рассказа о завершении работ по устройству сеней над раками преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Свято-Троицком Зосимо-Савватьевском соборе и ограждению сеней. Сени были восстановлены по историческим документами. Затем Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с ремонтно-реставрационными работами в Спасо-Преображенском соборе. Собор был построен в 1558-1566 годах по замыслу игумена Филиппа, будущего митрополита Московского. Согласно завещанию святителя Филиппа, его останки были похоронены у северного фасада собора. Над эти местом была устроена часовня-усыпальница. Позднее святые мощи были подняты в собор и расположены у южной стены подле иконостаса. В 1652 году мощи святителя были торжественно перенесены в Москву и положены в Успенском соборе Московского Кремля, где находятся и поныне. В чердачном пространстве Спасо-Преображенского собора расположены по углам четыре придела, которые посвящены святому великомученику Феодору Стратилату, преподобному Иоанну Лествичнику, Двенадцати апостолам и Семидесяти апостолам. Проход между ними образован галереей, проложенной в чердаке вдоль наружных стен. Это единственный случай подобного завершения храма, когда группа приделов поднята на верха храма и окружает каменный шатер, венчающий всю композицию. Реставрационные работы ведутся с 2011 года.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5487966...

Arhiva Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a sosit la Mnstirea din Solovki 20 august 2019 16:10 20 августа 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь . В поездке Святейшего Владыку сопровождают управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Фома , руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков . У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали губернатор Архангельской области И.А. Орлов, глава Республики Карелия А.О. Парфенчиков, председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага М.Е. Фрадков, генеральный директор Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага А.В. Ходос, заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин, глава Кемского муниципального района В.М. Беляков, а также наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) и братия обители. Святейший Патриарх Кирилл проследовал в Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор, где совершил молитву и славление у мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Поклонившись честным мощам основателей Соловецкой обители, Святейший Владыка обратился со словом к насельникам монастыря, членам Попечительского совета и паломникам: «Ваше Высокопреосвященство! Ваше Преосвященство! Досточтимый отец наместник! Дорогие братья! Дорогие братья и сестры! Всегда вхожу с особым чувством под своды храмов сей святой обители, которая прославлена подвигом иночествующих, подвигом человеческого духа и великой силой, которую Господь дает тем, кто с верой обращает к Нему свою молитву. В этих очень сложных для проживания условиях, в полном уединении, лицом к лицу с бурями, штормами, снегопадами, во времена, когда еще не было налаженных связей с окружающим миром, здесь трудились иноки Божии. Они созидали свой внутренний мир, однако красота, которую Господь дарует каждому живущему с верой в сердце, не может оставаться только внутренней красотой, но изливается вовне.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5487962...

Arhiva În Rusia a sosit Întâistttorul Bisericii Ortodoxe a Alexandriei 21 august 2015 15:25 19 августа 2015 года посещением Соловецкого монастыря начался паломнический визит Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского Феодора II в Русскую Православную Церковь. В поездке Предстоятеля Александрийской Православной Церкви сопровождает епископ Навкратидский Мелетий. В аэропорту Архангельска высокого гостя встречали митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил, временно исполняющий обязанности губернатора Архангельской области И.А. Орлов, руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Милкин, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, духовенство Архангельской епархии. Блаженнейший Патриарх Феодор и сопровождающие его лица отправились в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. В святых вратах обители Его Блаженство встретил наместник — архимандрит Порфирий (Шутов) с братией. В соборном храме Преображения Господня Патриарх поклонился мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких и совершил краткий молебен. Блаженнейшего Владыку сердечно приветствовал архимандрит Порфирий, отметивший, что первый в истории приезд в Соловецкую обитель Предстоятеля древней Александрийской Церкви является уникальным событием и великим благословением для братии и паломников. Обращаясь к присутствующим, Блаженнейший Патриарх Феодор сказал, что посещение Соловецкого монастыря является его давней мечтой. «Бог услышал мои молитвы, и вот я здесь», — отметил он. Его Блаженство выразил глубокую признательность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за приглашение посетить пределы Русской Православной Церкви и горячо поблагодарил наместника, насельников и паломников обители за теплый прием и гостеприимство. В ходе пребывания на Соловецких островах Блаженнейший Патриарх Феодор осмотрел храмы и монастырские постройки, ознакомился с историей обители, посетил Андреевский скит на острове Заяцком. В память о своем посещении Соловков в ботаническом саду при Макариевской пустыни он посадил пихту.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4201549...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Соловецкий монастырь 19 августа 2023 г. 20:15 Вечером 19 августа 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь . В поездке Святейшего Владыку сопровождают: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий , личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Алексий (Туриков), заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Н.И. Державин. В аэропорту Соловки Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали губернатор Архангельской области А.В. Цыбульский, наместник Соловецкого монастыря епископ Озерский Порфирий , председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага Л.О. Ставицкий, глава МО «Сельское поселение Соловецкое» Т.В. Евчева. Из аэропорта Святейший Патриарх Кирилл направился в Соловецкий монастырь. У святых врат обители Предстоятеля встречали председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност , епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков и братия обители.  Святейший Владыка проследовал в Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор Соловецкого монастыря, где поклонился мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких.  Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился со словом к насельникам монастыря:  «Всегда с особым чувством посещаю Соловецкую обитель, и говорю эти слова от всего сердца, потому что с Соловками связана важная часть нашей семейной истории. Многие из вас знают, что здесь был исповедником и претерпевал тяжелые страдания мой дед, который был заключен в Соловки из-за своей непримиримой позиции по отношению к обновленчеству, тому самому страшному расколу, который безбожная власть учинила для того, чтобы этим расколом заменить истинную иерархию, то есть сделать примерно то, что сейчас пытаются сделать на Украине. Тогда восстал народ наш, Церковь наша. Конечно, это восстание не выливалось ни в какие силовые акции, это было духовное сопротивление, но и этого было достаточно для безбожной власти, чтобы участников такого сопротивления заключать в тюрьмы, лагеря. Соловецкая обитель и стала местом, куда отправляли иерархов, священнослужителей, монашествующих и активных мирян.

http://patriarchia.ru/db/text/6050692.ht...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: «Эсхатологическое призвание Церкви заключается в том, чтобы не допустить смешения правды с ложью» 21 августа 2020 г. 18:38 21 августа 2020 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, по окончании Божественной литургии  в Свято-Троицком соборе  Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря , состоялась праздничная трапеза, к участникам которой обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.  «Жизнь на Соловках непроста, но мой опыт показывает: чем сложнее внешние обстоятельства жизни, тем лучше жизнь монашеской общины, — сказал, в частности, Предстоятель Русской Православной Церкви. — Ведь жизнь в комфорте накладывает определенный отпечаток и препятствует тому, чтобы монашеская жизнь становилась подобно свече, горящей пред Богом. В больших городах слишком много обстоятельств отвлекают внимание, мешают молиться, застилают жизненный взор. А в таких местах, как Соловки, этих обстоятельств на порядок меньше. Но ведь и требования к соловецким монахам на порядок выше! Люди едут сюда не только для того, чтобы насладиться архитектурой и невероятными пейзажами, но прежде всего чтобы прикоснуться к жизни подвижников. И если кто-то разочаровывается, общаясь с монахом, и не видит в нем подвижника, то разочарование часто может привести к соблазну. А мы знаем, чтО Господь сказал про того, кто сеет соблазны: лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили во глубине морской (Мф. 18:6). Вот почему монашествующие должны стараться сделать все для того, чтобы обеты, ими данные, не помрачались недостойным житием».  «Если же не будет таких мест, как Соловки, то помрачится духовная жизнь всего нашего народа, — продолжил Святейший Патриарх. — Ведь роль монастырей — конечно, в первую очередь, молитва. А молитва — это великий подвиг, и каждый монах знает, как это непросто. Если из монастыря исчезает молитва, то исчезает иноческая жизнь, потому что все остальное вторично. Не было бы молитвы — не было бы здесь этих соборов, не было бы Соловков. Не было бы веры — не было бы культуры русского народа, не было бы нашей цивилизации, потому что она основана исключительно на тех нравственных принципах, которые мы впитали с молоком матери и которые пришли в нашу жизнь с Крещения Руси». 

http://patriarchia.ru/db/text/5680291.ht...

В Карелии пройдут Дни Соловков Петрозаводск, 13 апреля 2013 г. «Соловки», картина Николая Добрина 15–17 мая в республике пройдут Дни Соловков в Республике Карелия. Духовно-просветительская культурная программа «Дни Соловков» разработана Соловецким монастырем в сотрудничестве с Соловецким музеем-заповедником для ознакомления соотечественников за пределами острова с великим наследием, сообщает официальный портал органов государственной власти республики Карелия . В этом масштабном мероприятии принимают участие Правительство Республики, делегация Правительства Архангельской области и представители Церкви. Карелию посетят братия Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря во главе с наместником и игуменом обители архимантритом Порфирием (Шутовым), а также сотрудники Соловецкого государственного музея-заповедника. Утром 16 мая состоится Божественная литургия в Кафедральном соборе Александра Невского. Уже 27 апреля сюда прибыли соловецкие святыни: икона соловецких первооснователей – преподобных Зосимы, Савватия, Германа и святителя Филиппа с частицами мощей, соборный образ Новомучеников и исповедников Соловецких и крест преподобного Савватия. Одно из центральных событий Дней – выставка «Соловки: Голгофа и Воскресенье» ведет свое начало с 2008 года и имеет благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Она экспонировалась в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, на Соловках, в Нижнем Новгороде и Сарове, постоянно обогащалась материалом. Официальная презентация выставки состоится 16 мая в ходе торжественного открытия Дней Соловков в Городском выставочном зале Петрозаводска. Мультимедийный проект в современной и наглядной форме представляет почти шестивековую историю Соловецкого монастыря, его трагическую судьбу в XX столетии и современное возрождение. Отдельный раздел выставки «Дмитрий Лихачев и Соловки» рассказывает о роли знаменитого ученого в сохранении Соловецкого наследия и создании Соловецкого музея. В тот же день Правительства Карелии и Архангельской области подпишут План мероприятий по реализации Соглашения о сотрудничестве в целях развития Соловецкого архипелага. Также пройдет акция передачи книг о Соловках библиотекам и музеям Республики.

http://pravoslavie.ru/61457.html

Валаам: путешествие на остров монахов Веками Валаам притягивал уединенностью, красотой северной природы, но в первую очередь — удивительной обителью, в которой строгий иноческий устав сочетался с техническим прогрессом и обустроенной жизнью. Неудивительно, что после военных и революционных разорений монастырь на скалах возрождался снова и снова. 1 Современник крещения Руси? О времени появления на острове обители— будущего Спасо-Преображенского Валаамского монастыря — существуют две версии. Согласно первой, обитель основали иеромонахи Сергий и Герман еще во времена крещения Руси — в X веке. Новгородские летописи свидетельствуют, что пришли они «от восточных стран». Так, в Древней Руси говорили о выходцах из Византии. Об этом сообщается в житии преподобного Авраамия Ростовского. Кроме того, существуют летописные упоминания о переносе мощей Сергия и Германа с Валаама в Новгород в 1163 году из-за опасности разорения обители внешним врагом. Согласно другой точке зрения, монастырь появился в первой половине XIV века. Монастырская традиция придерживается первой версии — основания во времена святого князя Владимира и не видит противоречия со второй: древний монастырь был основан, позже уничтожен, чтобы возникнуть опять. Как в XIX веке скажет святитель Игнатий Брянчанинов о монастырской библиотеке: «для истории Валаамского монастыря не найдется в ней обильных материалов. Она собрана в конце прошедшего и начале нынешнего столетий; древние рукописи уничтожены, как и все древнее в Валаамском монастыре, пожарами и шведами». Он также заметит (в 1846 году), что на Валааме нет ни дома, ни часовни старше ста лет. В отличие от других великих обителей — Соловецкого монастыря, Печерской и Троице-Сергиевой лавры, Валаам не имел каменных укреплений, не мог выдержать осаду, поэтому каждый визит непрошенных гостей завершался разграблением и пепелищем. Похоронен ли шведский король на Валааме? 2 По Саровскому уставу Согласно тяжелому для России Столбовскому мирному договору, подписанному в 1617 году, Валаамский архипелаг, равно как Ингерманландия со значительной частью Карелии, отошел к Швеции на «вечные времена». Древняя Валаамская обитель прекратила свое существование.

http://sever.foma.ru/valaam-puteshestvie...

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Главная усадьба. Собор Спаса Преображения. Крыльцо собора, на дальнем плане церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " и Троицы Живоначальной. Фото 1944 г. Финский архив фотографий военного времени, http://sa-kuva.fi Елена Григорьева 1 сентября 1944 Завершения собора. Valamon kesa. Luostarin tuomet kukkivat... (Валаамское лето. Монастырь тогда расцвел...). Фото 1942 г. Финский архив фотографий военного времени, http://sa-kuva.fi Елена Григорьева 10 июня 1942 Карта и ближайшие объекты Постройки внутреннего каре Главной усадьбы обрамляют величественный Спасо-Преображенский собор, символичное завершение горы Фавор. Современный собор является третьим храмом, стоящим на этом месте. Первый, деревянный, был освящен в 1719 году, спустя 4 года после освобождения Валаама от шведов. Второй, каменный, был построен в 1774 году под личным руководском игумена Назария. Ныне существующий собор был завершен в 1893 году архитектором Николаем Прокофьевым. Грандиозный пятиглавый собор в псевдовизантийском стиле с богатым внешним декором из белого и красного кирпича с пятью небесно-голубыми куполами максимальной высотой 42 метра господствует над Валаамским архипелагом. Храм, способный вместить три тысячи человек, двухэтажный: нижняя церковь освящена во имя святых основателей монастыря, преподобных Сергия и Германа, там можно увидеть место, где покоятся под спудом мощи валаамских святых. Верхний храм, освященный в 2005 году Патриархом Алексием II во имя Преображения Господня, был также полностью отреставрирован во всем великолепии своего внутреннего убранства. Над притвором собора возвышается величественная пятиярусная колокольня высотой 72 метра, с верхнего яруса которой, где и висит знаменитый шестнадцатитонный колокол «Андрей Первозванный», открывается великолепный вид на Валаам и окружающие его острова.  Достоверных свидетельств о времени возникновения Валаамского монастыря не сохранилось – дата его основания в исторических исследованиях колеблется между XII и XV веками. Однако известно, что уже в XV веке монастырь именовался «великою Лаврою». В этот период в обители существовали две церкви: Преображения Господня с приделами и церковь Рождества Иисуса Христа с трапезной. Весь монастырь был огражден высокими стенами. Главная соборная церковь превосходила все строения обители своим величественным видом. До наших дней дошли лишь немногие изображения древнего Спасо-Преображенского собора: рисунок Валаамской обители из жития преподобного Александра Свирского и отдельные клейма из житийных икон святых Зосимы и Савватия Соловецких (в Успенском соборе Московского Кремля) и преподобного Александра Свирского (ГРМ) конца XVI-XVII веков. На иконах, как и на миниатюре из жития преподобного Александра Свирского, церковь изображена каменной, о трех главах, с вытянутыми по вертикали пропорциями, трехлопастным членением фасадов и закомарным покрытием.

http://sobory.ru/article/?object=05454

Зосимо-Савватиевский Велико-Кракотский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Зосимо-Савватиевский Велико-Кракотский мужской монастырь берёт своё начало от храма Рождества Пресвятой Богородицы в д. Великая Кракотка Слонимского района. Имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] В 1883 г. в д В. Кракотка на высоком холме рядом с кладбищем был построен храм из бутового камня. В ноябре 1884 г. церковь была освящена в память св. преподобного Антония с расстоянием от приходской в 7 верст. В начале ХХ века храм в д. Великая Кракотка получил новое название — церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 50-е годы XX в. происходило массовое закрытие оставшихся после Великой Отечественной войны храмов. В 1961 году церковь в д. Великая Кракотка была снята с регистрации как ветхая по состоянию и восстановлению не подлежащая. Церковное имущество было разграблено. К концу 80-ых гг. от некогда красивейшей церкви остались полуразрушенные стены. В 1991 году прихожане храма под руководством приходского священника протоиеерея о. Александра (Боровских) восстановили храм из руин, и первое богослужение в нём состоялось 8 ноября 1991 года. В 2002 г соседствующее с храмом здание бывшей школы стала обустраивать братия Свято-Успенской Жировичской обители, разместив в нём свой скит. 25 июня 2005 года иеромонахом Михеем, который в то лето совершил паломничество в Соловецкий монастырь, в скит с высочайшего благословения были доставлены частицы святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и ГерманаСоловецких чудотворцев. 4 июля 2005 года здесь архиепископом Новогрудским и Лидским Гурием был освящён домовой храм в честь Соловецких чудотворцев. 21 августа того же года с особой торжественностью братья, прихожане и многочисленные паломники впервые отпраздновали престольный праздник – Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 2005-2007 гг. трудами и подвигами насельников скита был произведен капитальный ремонт здания храма Рождества Пресвятой Богородицы, в ходе которого полностью починили кровлю, возвели колокольню, установили купол над алтарной частью, переустроили храм изнутри. В скиту постепенно стала устраиваться монашеская жизнь, стали совершаться уставные богослужения.

http://azbyka.ru/palomnik/Зосимо-Саввати...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010