Как на небе сияет множество звезд, так в мире православном сияют светом благочестия святых обителей. Одно из первых мест среди них занимает, несомненно, Соловецкий монастырь, основанный трудами Преподобных Зосимы, Савватия и Германа. На далеком севере, среди льдов Белого моря, на безлюдном, пустынном некогда, острове красуется своими белыми церквами, окруженная высокими серо-каменными стенами, эта издревле славная обитель и привлекает к себе тысячи православных паломников. – «Тысячи народа из всех далеких краев России ежегодно притекают сюда, чтобы так или иначе восприять здесь частицу лучезарного света и понести ее в темные уголки, во всех концах обширного нашего отечества». А многие навсегда остаются здесь для иноческих подвигов и трудов на монастырских послушаниях. Здесь всегда были и есть, великие в своем смирении и простоте, подвижники благочестия, жизнь которых может всякому послужить образцом для подражания. Еще при жизни первоначальников обители преп. Зосимы, Савватия и Германа процветало здесь строгое, подвижничество, и среди учеников преподобных было несколько лиц, отличавшихся святостью своей высоко христианской жизни. Таковы были: Иоанн – свещеносец, Стефан – трудник, Зосима – учитель и духовный отец преп. Феодорита-просветителя кольских лопарей, Герасим, удостоенный не раз явлений преподобных Зосимы и Савватия и другие. В XVI и XVII веках духовная жизнь развивается пышным цветком. Четверо учеников св. Филиппа, игумена Соловецкого (1548–1566), а потом митрополита Московского, были прославлены от Бога, за свою святую жизнь, нетлением мощей: это были преподобные Вассиан и Иона Пертоминские, и, Иоанн и Лонгин Яренгские, – утонувшие на Белом море, при исполнении монастырского послушания. Подвизается преподобный Елеазар Анзерский, своими молитвами испросивший царю Михаилу Феодоровичу сына, Алексея Михаиловича. Вместе с ним подвизаются его блаженные ученики Никифор, Никодим и Никон. Последний, однако, через несколько лет, по несогласию с Анзерской братией, оставил остров, но со своим учителем навсегда остался в дружественных отношениях. Будучи сначала Новгородским митрополитом, а затем патриархом, Никон не забывал своего наставника и содействовал устроению его скита. Его любовь сказывалась во всем. До нас сохранилась одна грамота Никона, в которой он пишет, что, посылая на братию рыбы 11 осетров, для строителя старца Елеазара, особо присылает еще «рыбу белужку» 1 , что уже само собой опровергнет то несправедливое мнение, что Никон и Елеазар были во вражде. 2 Другие два ученика преп. Елеазара всю жизнь подвизаются вместе с ним. Никифор умер ранее, и преп. Елеазар, горячо любивший его, просит Бога открыть загробную судьбу своего ученика и был удостоен видения блаженной участи усопшего и назвал его праведным. Никодим же, по смерти преп. Елеазара (1656 г.) занял его должность и скончался уже позже – в 1677 году; но неразлучные при жизни, они все трое и по смерти неразлучны; их гробницы находятся в одной часовне и друг подле друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Скачать epub pdf Служба Всем святым, в земле Карельской просиявшим Текст службы утвержден на заседании Священного Синода 8 декабря 2020 года (журнал 99). Месяца мая в 21-й день Всех святых, в земли Карельстей просиявших На велицей вечерни Б лажен муж: 1-й антифон. На Г осподи, воззвах: стихиры на 8: праздника 3, и святых 5. Стихиры святых, глас 6. Подобен: В се отложше: Земля веселится и Небо радуется,/святии отцы в земли Карельстей просиявшии,/восхваляюще подвиги и труды ваша,/душевное благомощие и ума чистоту,/законом бо естества не победистеся./О, соборе святый и полче Божественный,/земли нашей утверждение вы есте воистину. Восхвалим Андрея Первозваннаго/и святаго равноапостольнаго Владимира,/яко тех трудами в земли Русстей вера насадися,/и доныне благодатию Божиею напаяется/и плод сторичный приносит. Благоверный княже Александре,/князей русских похвало,/воинов соблюдение,/врагов побеждение,/сирот и вдов заступниче!/Приими ныне похвальное пение,/еже во храмех Божиих совершают людие твои,/почитающе память твою. Евангельски Христа возлюбивше,/преподобнии Зосимо, Савватие и Германе,/мира отвратистеся,/в непроходимыя же и пустынныя острова Соловецкия зашедше,/всякия добродетели образу навыкосте,/мудрой пчеле подобящеся,/и приятелище изрядно Духу Святому бысте, премудрии. Радуйся, пустыне, прежде безплодна и необитаема,/послежде яко крин цветущая,/взыграйте, горы Валаама и вся древа дубравная,/хваляще с нами Сергия и Германа,/вкупе же Арсения и Германа,/отцы всехвальныя. Приидите, празднолюбцы,/воспоим дивнаго подвижника Церкве Русския,/ Александра Свирскаго ,/с праведными ученики его/Афанасием, Игнатием, Дионисием и Корнилием,/Леонидом, Макарием, Ферапонтом и Феодором,/яко звезды бо возсияша на тверди церковней./Тех молитвами, Христе Боже наш,/православных веру утверди,/яко Человеколюбец. Преподобнии отцы Никифоре и Геннадие,/Пахомие и Кирилле,/Корнилие и Авраамие,/вы слепым даете свет, болящим исцеление,/милостиво приклоняющеся к приходящим с верою/и просящим помощи вашея./Мы же, заступники и предстатели вас обретше,/с теплою молитвою к вам прибегаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

сост. Александр Ратшин Архангельской губернии Монастыри ныне существующие: СОЛОВЕЦКИЙ, муж. 1 -го класса, Ставропигиальный, среди Белого моря, на острове Соловецком, существует с первой половины XV века; находится под управлением Архимандрита. – В 1429 году Св. Савватий, удалясь из Валаамского монастыря для вящщего пустынножительства в Поморье на реку Высь, встретил тут Преподобного Германа, и они оба, водимые Духом Божиим, избрали для совокупного пребывания необитаемый никем остров Белого моря, на котором и пребыли в совершенном уединении шесть лет, близ горы, называемой ныне Секирною, в 12 верст. от нынешнего Соловецкого монастыря. В 1435 году святые труженики разлучились: Герман, оставя на время остров и отправясь к реке Онеге за какой-то потребностью, когда воротился в свою пустынь уже не нашел тут Савватия, который провидя кончину свою, переехал между тем море – и на устье Выга, в деревне Сороке, скончался, где и был погребен. На другой год уединенного пребывания Германа на Соловецком острове, присоединился к нему Преп. Зосимо, который для стекшейся вскоре братии и основал на нынешнем месте общежительную обитель, построив деревянную церковь Преображения Господня с несколькими кельями, а потом и другую церковь Николая Чудотворца. По просьбе Св. Зосимы, Архиепископ Новгородский Иона, прислал в обитель, для управления ею, Игумена Павла, который, а также и последующие за ним два другие Игумена, по кратковременном правлении, от начальства над Соловецким отказались, по не привычке к северному климату; после их в 1442, по общему убеждению братии, поставлен во Игумена Преп. Зосимо. С этого времени обитель начала возвышаться: упрочено чрез подтвердительную грамоту от Архиепископа и Посадника Новгородских владение угодьями, к которым Посадница Марфа Борецкая присоединила свои дары, пожертвовав в обитель рыболовни, деревни, луга и проч., а новгородцы снабдили церковными сосудами, облачениями, золотом, серебром и хлебом. В 1465 году мощи Препод. Савватия перенесены в обитель и положены в Преображенском Соборе, за алтарями коего в последствии был погребен и сам Зосимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Зосима, игумен Соловецкий (+ 1478) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 17 стр. в день преставления, 8 авг. в день первого и второго перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Родители прп. Зосимы были крестьянами села Толвуй на Онежском озере. Звали их Гавриил и Варвара. Грамоте он научился дома и очень любил читать духовные книги. Когда же родители захотели его женить, он скрылся от них, принял постриг, но в монастырь не пошел и стал проводить отшельническую жизнь, моля Бога, чтобы Он послал ему наставника, который научил бы его правильной иноческой жизни. Такого наставника он обрел в лице прп. Германа (память его 30 июля), сподвижника прп. Савватия Соловецкого (память его 27 сент.). Они положили вместе удалиться на этот остров, но перед отъездом прп. Зосима успел похоронить родителей и раздать их имущество бедным. Высадившись на острове, они совершили всенощное бдение и переночевали в палатке. Но утром прп. Зосима был испуган видением дивной церкви на воздухе, причем яркий свет осиял всю местность; после прп. Герман рассказал ему, что ангелы прогнали с острова мирян, и повторил ему пророчество прп. Савватия, что тут будет обитель. Сподвижники начали строить кельи и обрабатывать землю. Но когда прп. Герман поехал на берег за покупками, то настала зима и разлучила их. В полном одиночестве пришлось прп. Зосиме бороться с бесовскими страхованиями, ободряя себя словами Псалмопевца: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя» (Пс. 54, 23). Припасы его кончились. Однажды неведомые люди принесли ему корзину с едой, обещали прийти еще и исчезли. Весной вернулся прп. Герман с рыболовом Марком, который после стал монахом. Они привезли припасы и рыболовные сети.

http://sedmitza.ru/lib/text/437090/

Мы жили в собственном доме с большим участком — 28 соток. Там росли яблони, вишни, кусты смородины, крыжовника, малины, был и огород. Мы любили угощать наших гостей дарами со своего огорода. Работать приходилось на огороде и в саду всем, и для нас, детей, этот труд казался утомительным (ведь ребятам охота побегать, а не обрывать пасынки на помидорах). Но когда приезжали гости, мы с гордостью угощали их своими огурцами, молодой сваренной картошкой, ароматной клубникой, а к чаю подавали свежее вишневое варенье. Радовались, когда ехали на праздник Преображения Господня в Лавру и везли душистые яблоки нашим батюшкам. Возвращаясь домой, мы с легкостью выполняли послушание — наносить под каждую яблоню по 20 ведер воды, чтобы на следующий год яблоки тоже были хороши. У нас в семье не было ни пионеров, ни комсомольцев. Мама часто повторяла: «От Бога не отрекайтесь». Она приводила в пример мучеников первых веков христианства, рассказывала об исповедниках ХХ века. Случалось, что учителя меня высмеивали, потому что я носил крестик. Со школьных лет во мне зародилось стремление служить Богу, стать монахом. Мне нравилось лаврское богослужение, неторопливое, продолжительное. Особые переживания я испытывал, когда приходил в Троицкий собор к мощам преподобного Сергия. При крещении нарекли меня Германом в честь преподобного Германа Соловецкого (память 12 августа н. с.). Помню случай, произошедший в одну из поездок в Лавру. Ко мне подбежал мой младший брат Алексей (ныне митрополит Тобольский Димитрий), и говорит: «Посмотри, там есть книга о твоем святом». Он подвел меня к книгоноше — женщине, которая собирала в деревнях духовную литературу и нелегально продавала ее. Книга стоила один рубль, по тем временам это были большие деньги. Я стал упрашивать маму купить ее. Надо сказать, что дома мы любили читать жития святых. У нас было 12 томов святителя Димитрия Ростовского, но о преподобном Германе там говорилось совсем немного. Мама дала мне рубль, и я приобрел на эти деньги ­настоящее ­сокровище — книгу «Историческое описание Соловецкого монастыря», которой очень дорожил. Мне тогда было 10 лет, и мама сказала, что это будет мне подарок на день рождения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5488018...

Скачать epub pdf Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего игумена Зосимы, основателя Соловецкого монастыря 300 Прошел год после кончины преподобного Савватия, и пожелал Человеколюбец Бог возродить то место, на котором преподобный провел в подвигах многие годы, чтобы труды угодника Божьего не остались в забвении. И захотел Бог еще больше прославить остров Соловецкий, как предсказано было ангелами той женщине карельской: «Это место благоволил Бог избрать для устроения иноческого жительства». И Божьей волей и молитвами Пречистой Богородицы сбылось это предначертание. В одной деревне, называемой Шунга, у богатых и благочестивых родителей был сын по имени Зосима. С юных лет имея ангельский нрав, избегал он детских забав. Прежде родители его жили в Великом Новгороде, а потом поселились в деревне ближе к морю. Ибо на море хотел Бог прославить угодника своего. Отрекся Зосима от мира и жил отшельником. И как олень стремится на источник вод, так желал он найти место пустынное, чтобы уединиться и в молитвах наедине с Богом беседовать. И размышлял он так: «Я лишь наполовину отрекся от мира, только словами. В Писании же сказано: «Не за слова дается награда, но за дела» и «Не слушающие закон спасаются, но исполняющие его» 301 . А я постоянно вижу перед глазами своими родителей и родственников, и друзей, и знакомых, и нахожусь среди них – в чем же тогда отказ мой от мира? Написано ведь: «Не любите мира, ни того, что в нем» 302 . Ведь невозможно одним оком смотреть на небо, а другим – на землю, и одному рабу служить двум господам: либо одного возлюбит, а другого возненавидит, либо одному станет усердствовать, а о другом не радеть, то есть нельзя служить и Богу, и мамоне» 303 . Об этом размышлял постоянно раб Божий Зосима в сердце своем и разгорался любовью к Богу во все дни и ночи, желая от мира уйти. И искал помощника себе в духовном подвиге. И в скором времени, по Божиему промыслу, встретил Зосима старца по имени Герман, который прежде с блаженным Савватием жил на острове Соловецком. И Герман в духовной беседе поведал ему об острове и о том, как блаженный Савватий на нем подвизался. И слушая его, возрадовался духом Зосима и просил Господа, возводя очи к небу: «Господи Владыко Человеколюбие! Наставь меня на путь, которым спасусь, Всемилостивый!» И тогда просветились его очи сердечные, и просил он у Германа разрешения идти вместе с ним на остров Соловецкий. Обратился же к нему с такими словами: «Говорит Давид Богоотец в песнях: «Спроси отца твоего и старцев твоих – и они скажут тебе» 304 , – и открыл Герману сокровенное желание сердца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Соловецкие острова. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Вознесенский скит. Скит. Действует.   Год основания:1857. Адрес: Архангельская область, Соловецкий район, остров Большой Соловецкий. Координаты: 65.10463, 35.5867 Проезд:1. От пристани города Кемь теплоходом " Капитан Косяков " 2,5 часа до монастырской гавани. 2. От пристани города Северодвинска (о. Ягры) на корабле (бывший военный тральщик) 10 часов. 3. От аэропорта " Васьково " (Архангельск) 1 рейс в сутки (летом) на самолете Л-410. Далее пешком до Свято-Вознесенского скита. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Гора " Секирная " наиболее почитаемое монахами место и одна из интереснейших достопримечательностей Соловецких островов. Считается, что именно у горы Секирной впервые высадились на Соловки Герман и Савватий. А в 1429 г. они поставили здесь крест и выстроили небольшую келью. " Преподобные руками работали, а устами славословили Господа, приближаясь к Нему путем непрестанной молитвы и пения псалмов Давидовых " . До них на острове не было постоянных жителей, лишь изредка здесь бывали рыбаки. Во времена первого поселения на Соловках преподобных Савватия и Германа в 1430 г. у подножия Секирной горы произошло чудо. Семейство с поморья близ Кеми, узнавши, что на Соловках поселились постоянные обитатели, задумало основаться рядом с отшельниками близ озера. Согласно легенде, Ангелы высекли здесь розгами жену корельского рыбака и запретили местным жителям селиться на Соловках, ибо «на острове этом иноки жить будут, и соберется здесь множество братии, и будет прославляться имя Божие на месте сем, и храм во имя Иисуса Христа воздвигнут ими будет». После этого рыбаки удалились с острова, и уже никто не осмеливался заводить поселения на Соловках. Узнав о происшедшем, Преподобные Савватий и Герман возблагодарили Бога, определившего Соловецкий остров в жилище инокам. В память об этом чуде гора посреди Соловецкого острова получила название " Секирной " . Эта легенда высечена монахами на камне у подножия горы. 

http://sobory.ru/article/?object=03580

составитель Павел Пономарев Соловецкие святые и подвижники благочестия: жизнеописания, некоторые поучения, чудесные и знаменательные случаи Скачать epub pdf Предисловие Привяжи обремененную ладью твою к кораблю отцов твоих, и они управят тебя к Иисусу. Святой Варсонофий Великий Сборник, который находится в ваших руках, составлен из жизнеописаний подвижников Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря, его скитов и «пустынек». Он вместил в себя очерки только о двадцати шести Божиих угодниках, начиная с житий святых основателей Соловецкой обители – преподобных Савватия, Зосимы и Германа – и преимущественно посвящен отцам «Старых Соловков», то есть тем, кто потрудился Господу в этом знаменитом северном монастыре до его разорения воинствующими атеистами. В основу книги составители положили материалы, содержащиеся в Соловецком патерике Санкт–Петербургского издания 1873 года, и дополнили их повестями из нескольких других достоверных литературных источников. Притом, из Соловецкого патерика и прочих источников взяты жития не только прославленных Церковью святых соловецких отцов, а и тех подвижников, чья официальная канонизация пока не состоялась, но они суть «плоть от плоти» священного соловецкого предания. В одной из книг покойного митрополита Санкт–Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) рассказывается о трудах владыки Мануила (Лемешевского) , бывшего узником Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОНа). Со смирением и непоколебимой верой, находясь в вынужденном затворе, он занимался кропотливой научной работой, в том числе и по истории Соловецкой святости. Недавно в нескольких номерах альманаха «Духовный собеседник», издаваемого в Самаре, опубликовано одно из творений владыки Мануила – «Соловецкий цветник» – краткие жизнеописания подвижников, в основном начала XX столетия. Некоторые повести из бесценного труда митрополита Мануила составители поместили и в данную книгу. Вступительная статья – «Сказание о святых Соловках» – популярно ознакомит боголюбивого читателя с общей историей христианского подвижничества на Соловецком архипелаге, а помещенный, как приложение, краткий хронологический список исторических событий Соловецкой обители, дополнит читательское представление об этом удивительном святом месте и его святых обитателях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

30. Суббота. Апп. от 70-ти Силы, Силуана и иже с ними. Мч. Иоанна Воина. Прп. Германа, Соловецкого чудотворца. Прп. Ангелины Сербской. Прп. Анатолия Оптинского, Младшего . Приводим порядок совершения славословной службы мч. Иоанна Воина в соединении со службой святых апостолов (без праздничного знака) (А) , а также порядок совершения полиелейной службы мч. Иоанна Воина (Б) . А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученика, глас 2-й – 3, и апостолов, глас 4-й – 3. «Слава» – мученика, глас 6-й: «За Христа усердно...», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры мученика, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – мученика, глас 8-й: «Приидите, христолюбивии людие...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими...» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»). По Трисвятом – тропарь мученика (по выбору). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика (по выбору; дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны мученика (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), мученика на 6 и апостолов на 4. В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), мученика на 6 и апостолов на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Отверзу уста моя...». По 3-й песни – кондак апостолов, глас 4-й; седален мученика, глас 8-й. «Слава» – седален апостолов, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Божественная скиния...». По 6-й песни – кондак и икос мученика, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика. «Слава» – ин светилен мученика, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры мученика, глас 6-й – 4. «Слава» – мученика, глас 5-й: «Стецемся верою...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Вострубим трубою песней...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-08-12/

Архимандрит Порфирий: Соловки смогут помочь тысячам людей обрести мир в своих сердцах 1 сентября, 2015 В середине лета наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий дал интервью журналисту Нилу Макфаркуару из «Нью-Йорк таймс». – Первый вопрос, чем выделяется Соловецкий монастырь среди других русских обителей? Считается ли особенным местом для православных верующих и если да, то почему? – Соловки – одна из национальных святынь России. Что это значит? Обителей за тысячелетие христианства на Руси было воздвигнуто великое множество. Но не все они выработали в себе то, что становится достоянием истории и сознания всего народа. Соловки же занимают в уме и сердце русского человека место наряду с такими величинами как, например, Свято-Троицкая Сергиева и Александра Невского лавры, Валаам и Оптина пустынь, Московский кремль и храм Василия Блаженного, а также подобные им центры духовности и памятники архитектуры. Лишись мы любого из них – и потеряется одна из опорных точек национального сознания, а для других народов, для всего человечества – один из драгоценных (точнее, бесценных) камней всемирной сокровищницы культуры. Из каких слагаемых сложилась святыня Соловков? Это, во-первых, пять столетий православной подвижнической жизни как монахов, так и тысяч мирян всех возрастов и сословий, которые приходили сюда для молитвы и труда во славу Божию и Его угодников Зосимы, Савватия и Германа. Во-вторых, это твердая позиция обители на крутых виражах отечественной истории в защите и просвещении Русского Севера, в одолении смуты и иностранной интервенции haчaлaXVII beka, в Крымской войне cepeдuhы XIX cmoлemuя. В-третьих, «Архипелаг ГУЛАГ» – трагедия стонущей под иноверным игом России и, неотделимое от этой трагедии, явление православного мученичества – то есть, стояние за веру и верность высоким жизненным принципам даже до смерти, что означало духовную победу личности над беззаконием власти и окружающего мира. В-четвертых, Великая Отечественная война, когда на архипелаге действовали школа соловецких юнг. Наконец, пятое – современное развитие, которое своим основным вектором имеет возрождение именно православной святыни, то есть действующего полноценного монастыря, которое не противоречит обустройству инфраструктуры расположенного у стен монастыря светского поселка.

http://pravmir.ru/arhimandrit-porfiriy-s...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010