Закрыть itemscope itemtype="" > " Месть " через века 26.01.2006 283 Время на чтение 4 минуты " Сатанисты принесли в жертву десять человек " . " Сатанист ритуально убил православную мать и трех малолетних сестер " . " Подросток-сатанист совершил ритуальное самоубийство " ... Жуткие выходки дьяволопоклонников все еще становятся темой сенсационных публикаций. К счастью, о подобных ужасах речь в данном случае не пойдет. ... " Погост, часовенка над склепом, венки, лампадки, образа... " Да, маленькие часовни на городских и сельских кладбищах - характерная черта пейзажа российской провинции. Вот такая небольшая церковка " Во имя преподобных Зосимы, Савватия и Германа - соловецких чудотворцев " воздвигнута на старом кладбище города Северодвинска (Архангельская область) на средства прихожан Свято-Воскресенского храма и на добровольные пожертвования жителей города. В ней отпевали и поминали усопших. И вот однажды ночью часовня загорелась. К счастью, столб дыма, поднимавшийся в районе старого кладбища, увидела диспетчер одного из предприятий, которая и вызвала пожарных. Церковку удалось спасти, но в ней полностью сгорели крыльцо и притвор, выгорела двойная дверь, ведущая внутрь. Церковные книги, свечи, иконы были уничтожены огнем... По характеру повреждений, по наличию кострища на крыльце можно было сделать вывод, что причина пожара - не короткое замыкание электропроводки, а умышленный поджог, очаг которого находился на крыльце часовни. " Прошел месяц. И вновь в Северодвинске заполыхала православная часовня, на этот раз принадлежащая местной православной религиозной организации - приходу иконы Божией матери " Владимирская " , расположенной на улице Лебедева, и также строившаяся на пожертвования горожан. Около двух часов ночи жители близлежащих домов увидели, что правая сторона крыльца часовни объята огнем, и вызвали пожарных. Пожар потушили, но полностью сгорели крыша и тамбур, стены часовни обуглились по всей площади. На этот раз умышленный поджог был еще более очевиден - около сожженного крыльца были найдены осколки стеклянной бутылки, на одном из которых имелся уцелевший фрагмент этикетки с надписью " ...син " . Услуги дешифровальщика не понадобились - ясно, что на этикетке была надпись " керосин " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преображение Господне и неделя соловецких праздников 19-23 августа 18.08.2021 1092 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено автором 19 августа - главный престольный праздник Соловецкого монастыря Преображение Господне. В Спасо-Преображенском соборе он открывает неделю Соловецких праздников, во время которой в монастыре проводятся особые праздничные службы. 21 августа - Перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, основателей Соловецкого монастыря, вывезенных с острова в советское время. Этот праздник был установлен в 1993 году в честь возвращения на Соловки мощей преподобных. 22 августа - Собор Соловецких святых - праздник Русской Православной Церкви в честь святых православных подвижников Соловецкого монастыря. Суровый архипелаг стал местом подвижнической жизни для целого сонма русских святых. 23 августа - Собор Новомучеников и Исповедников Соловецких. Праздник в честь местночтимых святых Соловецкого монастыря и заключенных Соловецкого лагеря особого назначения, причисленных к лику Святых. Соловецкий архипелаг - поистине удивительное место. Суровый край, можно сказать «край земли», так как Соловецкие острова относятся к районам Крайнего Севера. Несмотря на необыкновенную красоту и уникальность этого места, условия для проживания здесь, мягко говоря, не из лучших. Суровая зима, холодное лето, бесконечные ветра, вечно «студеное» Белое море… Как известно, первыми постоянными жителями Соловков стали монахи. Монашеское поселение возникло в 1429 году, когда здесь обосновались преподобный Савватий и Герман, проведшие на острове в уединении шесть лет. В 1436 году, после смерти Савватия, на остров прибыл Зосима, основавший здесь обитель и две деревянные церкви - Преображения Господня и Николая Чудотворца. К 1459 году на островах была построена еще одна деревянная церковь - Успенская. Примерно через двадцать лет, была получена жалованная грамота от Господина Великого Новгорода, которая была подтверждена в 1479 году Иваном III.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Светлая печаль Повесть 03.06.2010 434 Время на чтение 8 минут Глава 3 Глава 1 Глава 2 Серьезное было батюшке поручение, даже страшно ему стало. Вдруг он своей неосторожностью послужит причиной уничтожения мощей св.Александра Невского... Этого он не простит себе никогда. Однажды, после совершения Божественной Литургии в своем храме Александра Невского в Парголово, отец Кирилл объявил прихожанам о поручении владыки идти к властям просить мощи Великого князя Александра Невского и попросил вместе с ним на молебне горячо помолиться об этом. Со слезами на глазах прихожане вместе со священником долго молились на коленях. ...И, о радость! В музее ему сообщили о том, что мощи существуют, и что их могут возвратить Церкви. А также директор приватно добавил, что они со временем могут передать барочный иконостас для Софийского собора. В означенный день митрополит Алексий с личным секретарем отцом Георгием, настоятелем Троицкого собора Александро-Невской лавры отцом Игорем и отцом Кириллом прибыли в музей Еще батюшка Кирилл пригласил отца Василия, своего духовного отца. Священнослужители представляли Церковь. А со стороны светской власти были работники музея. Собрались все под сводами Казанского собора. На столе была постелена белая скатерть, на которой стоял ковчег с мощами. Рядом лежали мощи преподобных Соловецких святых Германа и Савватия. Ковчег был опечатан. Судя по дате на печати, он не вскрывался с 1925 года. Владыка митрополит вскрыл печать и открыл ковчег. Приоткрыл белую ткань, и все присутствующие увидели мощи Александра Невского, черепа там не было. После осмотра владыка уложил мощи на место. Закрыл ковчег и опечатал сургучовой печатью. Отец Кирилл стоял рядом. И вот он видит, что небольшая частичка мощей осталась на скатерти. «Частичка!» - громко воскликнул он, и все повернулись в его сторону. Несколько секунд была пауза, владыка тоже молчал, видимо, обдумывал, что делать. И тогда вспоминает батюшка слова своей матушки Елены: «Возьми, - говорила она, - чистый конверт в карман, тебе, я верю, достанется частичка мощей св.Александра Невского за твои труды». Он достает на глазах у всех из кармана этот конверт и кладет частичку туда с молчаливого согласия митрополита...

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/04/...

Исторические документы до начала вооруженного конфликта (до 1668 г.) Поскольку в этой части работы мы представляем вниманию читателя различные исторические документы, порой ничтожного умозрительного содержания, однако важные для восстановления событийной канвы, то единственное, что имеет смысл предпослать такому сборнику, это общую хронологию случившегося. 1. Перед восстанием. Историю Соловецкого восстания правильно отсчитывать, по-видимому, от 1655 года, когда на остров во время побега из ссылки прибывает протопоп Иван Неронов: зная пламенный характер этого проповедника, трудно предположить, что он отказал братии в приличном случаю наставлении. Принятие с почетом о. Ивана, снабжение его всем необходимым для дальнейшей дороги было действием откровенно преступным, по крайней мере, с точки зрения патриарха. Вероятно, речи Неронова упали на благодатную почву. Во всяком случае, когда в ноябре 1657 года в монастырь прибыли новопечатные московские книги – их, не переплетя, положили под спуд. Священника Германа и дьякона Евфимия, попытавшихся служить новым чином, выпороли, и собравшись на собор 8 июня 1658 года – постановили: новых книг не использовать, a у служащих по ним священников таинств не принимать. Таким образом, к 1658 году мы видим уже вполне сложившееся мировоззрение, в котором никоновский управленческий стиль уже неразрывно связан с литургической правкой. Так что последняя является знаком первого, а сам этот католически замирщенный стиль патриарха опознается как антихристов. Согласны были не все. Священники Герман, Виталий и Спиридон подали жалобы на решение собора Никону. Поскольку Никон как раз тогда отрекся от патриаршества, дело ход не получило. В 1659 г. умирает архимандрит Илья. Новым архимандритом избирается Варфоломей, который получает утверждение в Москве в августе 1660 г. В этот же год на Соловки «на покой» возвращается архимандрит Никанор, сложивший с себя руководство Саввино-Сторожевским монастырем. В октябре 1661 г. архимандрит Варфоломей собирает священнический собор, принимающий решение ввести наречное пение, упразднив наонное. Эта литургическая инициатива была сформулирована еще в до-никоновское время и разделялась едва ли не всеми сторонниками реформы. Наречное пение было в большей степени маркером столичности, чем собственно никонианства (насколько можно понять, Неронов и духовенство Казанской церкви, в том числе и протопоп Аввакум – церкви, бывшей образцовым воплощением реформы, служили наречно).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ [Пинежский или Шенкурский] (Василий Степанович; Новгород? - 19.06.1462, Варлаамиев Важский мон-рь), прп. (пам. 19 июня, 21 мар.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря . Основным источником сведений о В. В. является его житие, написанное в 1589 г. иером. Антониева Сийского мон-ря Ионой по просьбе игум. Даниила и братии Иоанно-Богословского мон-ря. Эта редакция переписывалась в кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. в Поважье, в Соловецком и Антониево-Сийском мон-рях, включена в июньский том Четьих-Миней Германа (Тулупова) (РГБ. Ф. 304. I. 677; 1631 г.). Во 2-й пол. XVII в. на ее основе была создана краткая редакция жития, находящаяся в Месяцеслове с краткими житиями святых (РНБ. Погод. 637). В 1-й пол. XVIII в. в Иоанно-Богословском мон-ре были созданы 3 новые редакции, известные каждая в единственном списке: БАН. Арханг. Д. 218 (после 1712), РНБ. Тиханов. 226 (нач. 20-х гг.), БАН. Арханг. Д. 403 (после 1733). Они отличаются от первоначальной редакции в основном добавлением новых чудес. В XVIII в. была составлена также новая краткая редакция жития (БАН. 33.13.14). Известна грамота посадника Василия Степановича Иоанно-Богословскому мон-рю, составленная ок. 1451-1452 гг. (сохр. в списке сер. XVI в.; опубл.: Сб. грамот Коллегии экономии. Т. 2. Л., 1929. Стб. 649; ГВНиП. 2800). Отдельные сведения о деятельности В. В. в миру содержатся в Новгородских летописях. Преподобный род. в семье новгородских бояр, в Крещении получил имя Василий, возможно, в честь свт. Василия Великого, поскольку 2-й храм в Иоанно-Богословском монастыре был освящен во имя Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В первых изданиях жития В. В., в краеведческой и исследовательской лит-ре XIX - нач. XX в. за преподобным ошибочно, как показали в своих работах Ю.

http://pravenc.ru/text/154233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЫГОЛЕКСИНСКОЕ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВО (Выговская пуст.), крупнейший центр старообрядцев- беспоповцев , положивший начало поморскому согласию ; состояло из Выговского (муж.) и Лексинского (жен.) общежительств под единым управлением. В. о. было основано в окт. 1694 г. церковным дьячком из с. Шуньга Д. Викулиным и посадским человеком из Повенецкого рядка (ныне пос. Повенец, Карелия) А. Денисовым (см. Денисовы ). Названо по местоположению - Выговской «пустыни» (Выговскому суземку), находившейся на сев.-вост. берегу Онежского оз. по верхнему и среднему течению р. Выг. В посл. четв. XVII в. этот труднодоступный и незаселенный район стал местом прибежища для недовольных церковной реформой Патриарха Никона . С кон. 70-х гг. XVII в. здесь появились отдельные скиты и поселения. Большая роль в организации старообрядческого общежительства в этом регионе принадлежала монахам Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря , покинувшим обитель во время Соловецкого восстания 1667-1676 гг. и активно проповедовавшим «древнее благочестие» в Поморье: в частности, черному диак. Игнатию , соборным старцам Герману (Коровке) и Геннадию (Качалову), иеродиак. Пимину, иером. Пафнутию. В Выговской «пустыни» жили также выходцы из др. мон-рей: постриженик Корнилиева Комельского мон-ря Корнилий , исполнявший различные службы при Патриархах Иоасафе и Иосифе , Кирилл Сунарецкий , постриженик Юрьегорского мон-ря близ Олонца Питирим, Виталий, принявший постриг в одном из московских мон-рей, Прокопий Нижегородский. Увлеченные проповедью монахов, призывавших к бегству из «мира антихриста», в этот регион стекались окрестные крестьяне. На протяжении 80-х гг. XVII в. миграционный поток нарастал, что беспокоило церковные и светские власти. Узнав о посылке воинской команды и желая уберечь свои жилища от разорения, часть выговских жителей под рук. Игнатия и Германа Соловецких и Емельяна Повенецкого вышла в Палеостровский мон-рь и заняла здесь оборону, затем устроила самосожжение (Палеостровская «гарь» 4 марта 1687, события повторились 23 нояб. 1688). Поток крестьянских переселенцев значительно возрос в 1691 г.- тогда на Выг пришли повенчане П. Прокопьев, А. Денисов и И. Белоутов, толвуянин З. С. Дровнин с семьей и др.

http://pravenc.ru/text/161059.html

митрополит Вениамин (Федченков) Содержание Предисловие    Знаменитый в истории русского монашества Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, стяжавший славу «Северного Афона», расположен на самом большом острове в северо-западной части Ладожского озера. Сам остров Валаам и множество более мелких островов образуют архипелаг, который в старину населяли исключительно иноки.    Дивная природа «Русского Афона»: отвесные скалы, поднимающиеся из вод Ладожского озера, лесные озёра и высокие сосны, очарование белых ночей, утреннее пение птичьего хора, тихие часы летнего заката — всё это нерукотворное великолепие словно призывает к прославлению Творца, настраивает душу на особенный лад. Лесные тропинки хранят поступь древних отшельников, остатки одиноких келий в отдаленных уголках островов свидетельствуют об их трудах и молитвенных подвигах. А величественные монастырские строения напоминают о многих поколениях валаамских насельников — создателей «пречудного острова».    Некоторые источники, которые, впрочем, подвергаются критике со стороны историков, относят начало монашеской жизни на островах Валаамского архипелага к XI и даже X веку. Большинство же современных исследователей считает, что обитель на Валааме была основана в XIV веке трудами преподобных Сергия и Германа Валаамских (память 28 июня11июля), которые поселились на острове в 1329 году и тем самым положили начало монашескому братству и миссионерскому центру в тогда ещё не просвещённом светом Христовой веры крае. С Валаамом связаны имена многих подвижников Русской Церкви: преподобных Арсения Коневского, Александра Свирского и Савватия Соловецкого, святителя Геннадия, архиепископа Новгородского.    Находившийся на северо-западных рубежах Руси монастырь неоднократно подвергался нападениям иноземцев и разорению. Трагические страницы истории обители связаны с новым религиозным движением, возникшим на Западе в первой трети XVI века. В 1578 году фанатиками из числа обращенных в лютеранство окрестных жителей были убиты 34 инока монастыря. На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года преподобномученики Валаамские были прославлены в лике святых (память 20 февраля5 марта). Особенно сильное разорение Валаамский монастырь претерпел от войск шведского полководца Якоба Делагарди в 1611 году. С этого времени шведы на целое столетие завладели Валаамом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4092...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) На «Северный Афон». Записки студента — паломника на Валаам Очерк «На «Северный Афон»», записки студента — паломника на Валаам, представляет собой первое опубликованное произведение митрополита Вениамина (Федченкова, 1880-1961). Жанровые сцены и бытовые зарисовки в этих записках соседствуют с глубокими размышлениями, явственно звучат апологетические и полемические нотки, литературные портреты людей отличаются яркостью и выразительностью. Очерк написан молодым человеком двадцати четырех лет от роду, студентом-«академиком», «солидным» богословом, свободно цитирующим святоотеческие творения, и одновременно — жизнерадостным юношей, живым и непосредственным, распевающим ирмосы «о воде». На «Северный Афон». Записки студента — паломника на Валаам Предисловие Знаменитый в истории русского монашества Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, стяжавший славу «Северного Афона», расположен на самом большом острове в северо-западной части Ладожского озера. Сам остров Валаам и множество более мелких островов образуют архипелаг, который в старину населяли исключительно иноки. Дивная природа «Русского Афона»: отвесные скалы, поднимающиеся из вод Ладожского озера, лесные озёра и высокие сосны, очарование белых ночей, утреннее пение птичьего хора, тихие часы летнего заката — всё это нерукотворное великолепие словно призывает к прославлению Творца, настраивает душу на особенный лад. Лесные тропинки хранят поступь древних отшельников, остатки одиноких келий в отдаленных уголках островов свидетельствуют об их трудах и молитвенных подвигах. А величественные монастырские строения напоминают о многих поколениях валаамских насельников — создателей «пречудного острова». Некоторые источники, которые, впрочем, подвергаются критике со стороны историков, относят начало монашеской жизни на островах Валаамского архипелага к XI и даже X веку. Большинство же современных исследователей считает, что обитель на Валааме была основана в XIV веке трудами преподобных Сергия и Германа Валаамских (память 28 июня/11июля), которые поселились на острове в 1329 году и тем самым положили начало монашескому братству и миссионерскому центру в тогда ещё не просвещённом светом Христовой веры крае. С Валаамом связаны имена многих подвижников Русской Церкви: преподобных Арсения Коневского, Александра Свирского и Савватия Соловецкого, святителя Геннадия, архиепископа Новгородского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Патриарх: Соловки должны занять особое место в жизни страны Во время своего визита Патриарх особо подчеркивал, что здания монастыря должны быть как можно быстрее отреставрированы и переданы Церкви, что обитель должна иметь особый статус. По словам Патриарха, и государство, и бизнес-круги, и простые граждане должны принять участие в деле восстановления Соловков, ведь «все мы в долгу у тех, кто здесь был верен Христу до самой смерти». 24 августа, 2009 Во время своего визита Патриарх особо подчеркивал, что здания монастыря должны быть как можно быстрее отреставрированы и переданы Церкви, что обитель должна иметь особый статус. По словам Патриарха, и государство, и бизнес-круги, и простые граждане должны принять участие в деле восстановления Соловков, ведь «все мы в долгу у тех, кто здесь был верен Христу до самой смерти». Подошел к концу четырехдневный визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Соловецкий монастырь. В пятницу 21 августа Патриарх совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря. Богослужение было посвящено празднику перенесения мощей основателей обители, преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В тот же день Патриарх выступил с инициативой создания на Соловках исследовательского центра по изучению репрессий против Церкви в советский период. При этом он отметил, что «Церковь должна заниматься своим собственным наследием, ведь еще так много имен неизученных, так много истории непрочтенной». Учиться нужно в полевых условиях Патриарх высказался за создание на Соловках православного учебного заведения, поскольку «учиться православной аскезе нужно в полевых условиях, а не в тиши столичных библиотек». «Соловки должны занять совершенно особое место в жизни страны и вообще европейской цивилизации», — отметил Патриарх. Патриарх назвал Соловки «одним из символов трагической истории нашего Отечества», отметив, что эти монастырские стены «помнят как глубину и силу молитвы, так и бездну человеческого беззакония и страдания». Тем более важным, по его словам, является возрождение духовной жизни на Соловках «во искупление грехов предыдущих поколений».

http://pravmir.ru/patriarx-solovki-dolzh...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 12 августа 2024 года 30. Понедельник. Апп. от 70-ти Силы, Силуана и иже с ними. Мч. Иоанна Воина. Прп. Анатолия Оптинского , Младшего . Прп. Германа, Соловецкого чудотворца. Прп. Ангелины Сербской. Приводим порядок совершения славословной службы мч. Иоанна Воина в соединении со службой святых апостолов (без праздничного знака) и службой Октоиха (А) , а также порядок совершения полиелейной службы мч. Иоанна Воина (Б) и полиелейной службы прп. Анатолия Оптинского , Младшего (В) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученика, глас 2й – 3, и апостолов, глас 4й – 3. «Слава» – мученика, глас 6й: «За Христа усердно…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры мученика, глас 4й (со своими припевами). «Слава» – мученика, глас 8й: «Приидите, христолюбивии людие…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Владычице, приими…» (см. прил. 2е, «В субботу утра»). По Трисвятом – тропарь мученика (по выбору). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика (по выбору; дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, ходатайствовавшую…». Кафизмы 4я и 5я. Малые ектении. Седальны мученика (по дважды). Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), мученика на 6 и апостолов на 4. Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1е «зри»). Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3й песни – кондак апостолов, глас 4й; седален мученика, глас 8й. «Слава» – седален апостолов, глас 3й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Божественная скиния…». По 6й песни – кондак и икос мученика, глас 6й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика. «Слава» – ин светилен мученика, «И ныне» – Богородичен Минеи.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010