ЦВ 15-16 (436-437) август 2010 /  28 августа 2010 г. Духовная столица 19–22 августа Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Соловки. Святейший Патриарх Кирилл поклонился могилам новомучеников на острове Анзер, провел плановую встречу с иерархами Кишиневско-Молдавской митрополии, а также возглавил работу комиссии по сохранению духовного, культурного и природного наследия Соловецкого архипелага. У святых врат Соловецкой обители Святейшего Патриарха Кирилла встречали братия монастыря и паломники. Предстоятель проследовал в Спасо-Преображенский собор монастыря, где поклонился мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Обращаясь к собравшимся в храме с приветственным словом, Патриарх Кирилл назвал Соловки «одной из духовных столиц нашего Отечества». На следующий день, 20 августа, Святейший Патриарх Кирилл посетил остров Анзер и расположенный на нем храм Воскресения Христова у подножия горы Голгофы, где в 1923 году был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения. «Это историческое место, значимое для всей нашей Церкви, — сказал Патриарх Кирилл. — Мы стоим на земле, политой кровью мучеников. Здесь чувствуется присутствие благодати Божией». У поклонного креста, воздвигнутого у места братских захоронений, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкий Анзерский скит, где ознакомился с ходом реставрационных работ и побеседовал с насельниками и трудниками. Поднявшись на гору Голгофу, он также осмотрел храм в честь Распятия Господня Голгофо-Распятского скита. После острова Анзера Патриарх Кирилл посетил остров Большая Муксалма. В тот же день Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Святейший Патриарх возглавил чин наречения архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии, и архимандрита Вениамина (Лихоманова) во епископа Рыбинского, викария Ярославской епархии.

http://e-vestnik.ru/church/duhovnaya_sto...

Часть 2 → Содержание I. Наставления Архимандрита Феофана Новоезерского Нравственные наставления о.Феофана, записанные в Горицком монастыре Записки о.Феофана, архимандрита Кирилло-Новоезерского монастыря, бывшего келейника преосвещенного Гавриила, митрополита Новгородского и С.-Петербургского II. Наставления Валаамских подвижников Схимонаха Серафима Монаха Германа Монаха Афанасия Монаха Вениамина III. Наставления Соловецких подвижников Пустынника Феофана (+ 26 июля 1819 г.) Старца Наума IV. Наставления схимонаха Зосимы     Не мало было на Святой Руси и за последние два века людей святой богоугодной жизни. Эти люди учили не только примером жизни своей, но многие и мудрым словом. Мудрые слова наставников жизни праведной частью уже доступны всякому, жаждущему познать правый путь жизни. Творения святителей: Тихона, Дмитрия, епископа затворника Феофана, епископа Игнатия и других изданы полными собраниями их творений. Наставления оптинских старцев, Георгия Затворника, Серафима преподобного Саровскаго и многих других также напечатаны то в житиях их, то в собраниях писем их. Но многих наставления то напечатаны были в журналах, то в книжках, кои уже стали редки и недоступны для покупки. Посильно восполняя этот пробел, обитель и предлагает сей сборничек – частичку из старческих советов, а вместо введения прилагает „Очерк» русской аскетической литературы двух последних веков – для желающих ближе узнать, какие и где искать эти сокровища отеческой мудрости. Этот очерк напечатан в дополнительном томе за Июль – Декабрь месяцы. Очерки эти перепечатаны из Калужских Епархиальных Ведомостей за 1905 г., несколько дополненными составителем этих очерков и собирателем всего этого сборника, Преосв. Никодимом, епископом Рыльским. И если кому-либо чтение этой книги доставит хотя несколько минут душевного утешения и малую крупицу пользы – то да будет слава за сие Премилосердой Царице Небесной, покровительнице всех труждающихся и обремененных и Ходатайнице за нас грешников пред Её Пречистым Сыном – Господом нашим Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Через год по кончине преп. Савватия, в Поморский край пришел инок, по имени Зосима, родом из села Толвуя, на берегу Онежского озера, искавший удобного места для безмолвия. На устье р. Сумы встретил он блаженного авву Германа, и узнал от него о подвигах преп. Савватия. Зосима обрадовался и вместе с Германом пустился в ладье, через Белое море, на Соловецкий остров. Прибыв безбедно на желаемое место, пустынники ходили по острову с мыслию, где бы Бог благословил устроить обитель, и остановились недалеко от морского берега, на берегу озера с приятною водою. Помолясь Господу, отшельники начали рубить деревья для сооружения кельи; днем они занимались работою, а ночь проводили в молитве. В исходе лета Герман отправился на Сумский берег, чтобы запастись хлебом и надеялся возвратиться осенью. Но ветры и потом снег не позволили ему пуститься в море, и он провел зиму на берегу. Зосима остался один. Весною Герман привез с собою запас хлеба и рыболова Марка с снастью для рыбной ловли. Когда разнеслась молва о новом подвижнике Соловецком, к преп. Зосиме стали приходить любители безмолвия, он принимал их с любовию. Срублен был небольшой храм Преображения Господня и при нем трапеза. Послали одного монаха в Новгород, чтобы испросить благословение владыки и антиминс для храма. Возблагодарив Господа за благодать, одушевившую таким мужеством рабов Его, святитель (вероятно св. Евфимий (1429–1457)) послал игумена Павла с антиминсом для освящения храма и для управления новым братством. Так началась обитель Соловецкая! Для содержания своего, братия рубили дрова, копали под огород землю, доставали из озер соль. Последнюю, по времени, продавали они и для сторонних людей, которые стали ездить на остров и взамен соли привозили хлеб. Как настоятели, посылаемые на остров, не могли уживаться там, то братия решились избрать игумена из среды себя и стали просить первоначальника своего, преп. Зосиму, чтобы он принял на себя игуменство. Смиренный подвижник отрицался, но вызванный архипастырем в Новгород, должен был хотя против воли принять на себя священство и игуменство. Возвратившись на свой остров, преп. Зосима ревностно занялся устроением внутреннего быта обители. Постановив непременным правилом для нее общежитие, он внушил братии вести жизнь иноческую так, как заповедали великие отцы общежития. Поныне известен устав его о жизни братии. Слух о высокой духовной жизни преп. Зосимы привлекал на остров ревнителей вечного спасения со всех сторон. Даже Лопари и Чудь, даже Норвежцы

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В начале XV века подвизался в монастыре Кирилла Белозерского инок Савватий. Суровые подвиги его привлекли к нему внимание и удивление игумена и братии. Боязнь людской славы встревожила подвижника, искавшего уединения и безмолвия, и он стал прислушиваться к рассказам пришельцев о далеком, пустынном острове на озере Нево, об обители на этом острове, в которой иноки «в неослабном житии» трудятся своими руками и этим трудом добывают себе необходимую пищу. Людна и шумна показалась Савватию Белозерская пустыня, и он ушел на Валаамовский остров. Но людская слава и там неразлучно сопутствовала его подвигам и не давала ему покоя в новой пустыне, а между тем до него стал доходить рассказ про другой остров, еще более чудный и пустынный, на море-окиане, искони не имевший не только мирского, но и иноческого жилья. С силами, испытанными и укрепленными многолетним подвигом в двух обителях, оставил он Валаам и направился к студеному морю. Прибрежные русские поселенцы встретили изумлением и насмешками предприятие старца, «во всякой у божественной нищете» задумавшего поселиться на далеком безлюдном острове, но это не смутило его. На пустынной реке Выгу, у часовни, он нашел подобного себе подвижника-пустыни, инока Германа. Перебравшись на Соловецкий остров, они поселились там, выстроив себе кельи. Шесть лет прожили они одни на острове. Недостаток пищи заставил Германа отправиться на поморский берег; вслед за ним и Савватий покинул остров и скоро скончался у прежней часовни на Выгу. Память современников не сохранила известия ни о месте рождения и родителях, ни даже о времени пострижения Савватия, и в самом начале XVI века жизне описатель его ничего не мог узнать об этом от людей, между которыми хранились еще свежие предания о первых обитателях Соловецкого острова. Но пустынные труды Савватия и кельи, поставленные им вместе с Германом на Соловецком острове, не остались забытыми. Через год после его смерти пришел в Поморье другой искатель пустыни – Зосима, гонимый мирским шумом; на реке Суме нашел он того же старца Германа и, выслушав повесть о Савватии, мужественно пошел по проложенному им трудному пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Колокола Соловецкого мужского монастыря отреставрируют мастера со всей России 22 августа, 2013. Новостная служба Реставраторы по металлу съехались на Соловецкий архипелаг на Всероссийскую стажировку реставраторов по металлу, которая проходит в Соловецком музее-заповеднике с 20 августа по 10 сентября. 22 августа. ПРАВМИР. Колокола Соловецкого мужского монастыря будут отреставрированы мастерами со всей России, сообщает РИА Новости. Реставраторы по металлу съехались на Соловецкий архипелаг на Всероссийскую стажировку реставраторов по металлу, которая проходит в Соловецком музее-заповеднике с 20 августа по 10 сентября. «Планируется отреставрировать колокола XVIII-XIX века, еще недавно висевшие на колокольне Соловецкого монастыря. Музейные сотрудники сняли колокола в 2011 году, и сейчас пройдет их полная реставрация», — говорится в сообщении. В течение трех недель реставраторы обработают и приведут в порядок кованые изделия и изделия из цветных металлов из музейных фондов. Планируется отреставрировать раку преподобного Германа, переданную музеем-заповедником Коломенское. Реставрации подвергнутся и посеребренные монеты XVII века, обнаруженные в ходе археологических работ в Святительском корпусе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 апреля, 2023 19 марта, 2022 6 марта, 2019 4 сентября, 2018 23 августа, 2018 30 апреля, 2018 13 февраля, 2018 1 июня, 2016 30 октября, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/kolokola-soloveckogo-m...

Архангельск. Церковь Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Соловецкое подворье Карта и ближайшие объекты Храм преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких при подворье Соловецкого Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря . По благословению Святейшего Патриарха Алексия II, Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил обновленный храм подворья в 1998 году. Главная святыня храма - икона прпп. Зосимы, Савватия и Германа с частицами мощей. Соловецкое подворье исторически связано с основанием города Архангельска, и время его учреждения может быть отнесено к концу XVI - началу XVII веков. В то время город представлял собой древнерусскую крепость, и подворье первоначально находилось на территории детинца. После пожара 1637 года, в котором сгорели все крепостные строения, Соловецкое подворье переместилось ближе к месту расположения торжища, на «Юрьев звоз». В 1667 году подворье имеет четыре больших деревянных здания: «…двор монастырский, келья белая новая на амбаре… другая келья белая с братнею… да у больших ворот келья новая…». К 1729 году на подворье уже семь отдельных корпусов, в числе которых настоятельские хоромы и административное здание («кельи от магистрата»), амбары, баня, погреба, а также семь больших торговых лавок. К 1797 году для подворья был куплен у купца Беккера каменный дом. Он находился между Почтовой конторой и обывательским домом. Все названные строения были возведены по «образцовому» проекту, который представлял собой каменные дома с торговыми лавками внизу и жилыми помещениями вверху. Исторически сложившаяся структура квартала, где стоят эти здания, сохранилась до наших дней. В первой четверти XIX века подворье получает два каменных здания, а во второй четверти XIX века приобретает еще три городских участка. Завершающим этапом формирования комплекса (по набережной) можно было бы считать первую половину XIX века, если бы была сооружена церковь. Значительное увеличение числа монастырской братии, прибывающих на подворье за покупками «разных для монастыря надобностей», а также богомольцев, останавливающихся здесь, требовало помещения, в котором можно было совершать церковные богослужения. Такого помещения на подворье не было. Братия и паломники молились перед образом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, который висел на стене в киоте.

http://sobory.ru/article/?object=08848

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в канун дня памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Преображенском соборе Соловецкого монастыря 20 августа 2010 г. 22:20 20 августа 2010 года, в канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, по окончании всенощного бдения в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Сердечно поздравляю с праздником — праздником особым для сей святой обители, ибо мы вспоминаем ее преподобных основателей Зосиму, Германа и Савватия, угодников Божиих, которые своими трудами положили основу монашеской жизни на Соловецких островах. В Евангелии, которое мы сегодня читали на утрене, содержатся замечательные слова — мы все хорошо их знаем: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:28-29). Эти слова, много раз повторяемые, мы как-то не впускаем в свое сердце. Но как важно помнить, что покой в сердцах (а покой — это и есть главная характеристика человеческого счастья) приходит тогда, когда человек кроток и смирен сердцем. Не богатство, не слава, не популярность, не влияние в обществе, а кротость и смирение дают человеку покой в душе. Монахи — это люди, которые всю свою жизнь строят таким образом, чтобы иметь этот покой в душе. Поэтому кротость и смирение монаха есть непременное его качество. Монах не может не быть смиренным — в противном случае он либо заблуждается в выбранном пути, либо допускает грубейшие ошибки в своей духовной жизни. Ведь он пришел ради покоя, ради мира душевного, ради общения с Богом, и если не становится человеком смиренным и кротким, значит он напрасно трудится. Но ведь эти слова обращены не только к монашествующим — они обращены ко всем людям, в том числе в современном мире, где так много стрессов, волнений, конфликтов, борьбы, в которую люди порой вовлекаются не по своей воле, а лишь потому что они стараются честно исполнять свой долг и поступать по совести. Как же обрести покой? Кротостью и смирением. Это не значит, что человек должен поддакивать каждому и разменивать свои убеждения. Это не значит, что человек, живущий в миру, должен быть подобен тряпке, о которую вытирают ноги. Но это означает, что смирение является непременным условием человеческого счастья.

http://patriarchia.ru/db/text/1253971.ht...

Архив Пн В день памяти прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Соловецком монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Илии (Казанцева) во епископа Бирского и Белорецкого 21 августа 2017 г. 14:42 21 августа 2017 года, в день памяти перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря . За Литургией была совершена хиротония архимандрита Илии (Казанцева) во епископа Бирского и Белорецкого ( Башкортостанская митрополия ). Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон ; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил ; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Салаватский и Кумертауский Николай ; епископ Нефтекамский и Октябрьский Амвросий ; епископ Котласский и Вельский Василий ; епископ Плесецкий и Каргопольский Александр ; наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) ; духовник Соловецкого монастыря архимандрит Герман (Чеботарь); руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков ; насельники Соловецкой обители в священном сане. На богослужении присутствовали: губернатор Архангельской области И.А. Орлов, заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов, первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин, глава муниципального образования «Сельское поселения Соловецкое» Е.А. Тютюков. Богослужебные песнопения исполнил братский хор Соловецкого монастыря под управлением иеродиакона Афанасия (Савельева).

http://patriarchia.ru/db/text/4988974.ht...

Православные вспоминают перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких 21 августа, 2014. Новостная служба Сегодня Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Также в этот день православные вспоминают преподобного Германа Соловецкого. 21 августа. ПРАВМИР. Сегодня Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Также в этот день православные вспоминают преподобного Германа Соловецкого. Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь искали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий ушел на Валаам, потом, узнав о пустынных островах, находившихся в двух днях плавания от берега Белого моря, отплыл туда с преподобным Германом. Подвижники поселились около Секирной горы Соловецкого острова, где водрузили крест и поставили келью. Подвижники прожили вместе шесть лет. 27 сентября 1435 года преподобный Савватий отошел в вечность. Преподобный Герман отплыл с острова и вскоре в устье реки Сумы встретил инока Зосиму, искавшего уединенного места. Вместе они отправились в плавание к Соловецким островам. Бог благословил место их поселения видением преподобному Зосиме прекрасной церкви на воздухе. Постепенно к преподобному присоединилось еще несколько отшельников. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. Скончался преподобный Зосима 17 апреля 1478 года. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/pravoslavnye-vspominay...

Семнадцатый день. Поучение 1-е. Препод. Зосима, Соловецкий чудотворец. (О том, что иночество должно быть уважаемо). I. Преподобный Зосима Соловецкий, память коего св. Церковь совершает в настоящий день, был родом Новгородской области из села Толвуя, близ Онежского озера. От юности возлюбив иноческое житие, он отказался от супружества и искал уединенного места для жительства. По устроению Божию встретивши инока Германа, жившего (с преподобным Савватием) на одном из Соловецких островов, Зосима узнал от него, что этот остров лежит на Белом море, на расстоянии двух дней плавания от берега, совершенно не населенный и только изредка, в летнее время, посещаемый рыбаками, в прочее же время недоступный по причине бурь и плавающих льдов. На этом острове и вознамерился пр. Зосима начать свое пустынное житие и " упросил Германа довести его туда. Прибывши на остров, Зосима и Герман остановились близ одного озера, имеющего пресную воду и, построивши кущу, или шалаш, совершили всенощное бдение и молили Господа, да благословит их новое жительство. Утром пр. Зосима, вышедши из кущи, был поражен необыкновенным светом, осиявшим место их остановки и, поднявши взоры к верху, увидел на воздухе изображение великой и прекрасной церкви. Познав в этом видении Божие благоволение к предпринятому ими намерению, одинокие насельники пустынного острова, воодушевляемые примером подвизавшегося здесь прежде пр. Савватия, начали свое иноческое житие, пребывая в непрестанной молитве, в гладе и жажде, зиме и наготе, возделывая землю для своего пропитания. К уединенным подвижникам мало по малу начали присоединяться желающие спасения и таким образом собралось довольно братии. Пр. Зосима, устроив малую церковь в честь Преображения Господня, испросил благословение у новгородского архиепископа освятить храм: архиепископ прислал новоустроенному монастырю игумена Павла. Так положено начало знаменитой Соловецкой обители!.. Когда игумен Павел и другой, присланный на его место, Феодосий не могли снести сурового климата и удалились, братия единодушно избрала игуменом пр. Зосиму, который и был рукоположен в Новгороде. По прибытии в обитель новопосвященного игумена, при первом совершении им Божественной литургии, Бог утешил братию чудесным знамением, свидетельствовавшим о достоинстве нового настоятеля и о Божием к нему благоволении: лице пр. Зосимы просветлело, как лице ангела Божия, и во всем храме распространилось необыкновенное благоухание. И действительно, при пр. Зосиме обитель его быстро процвела, украсилась обширною соборною церковью и многочисленною братиею. Вскоре препод. игумен перенес в свой монастырь мощи пр. Савватия, начального подвижника, долго жившего на острове и прославленного Богом нетлением и чудотворениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010