Соловецкий иконостас Этой весной в Тракайском историческом музее-заповеднике в Литве среди прочих древностей из частных собраний граждан России, Украины, Канады и Литвы можно было видеть и иконостас из Соловецкого монастыря: семь вертикальных досок с 22 самостоятельными изображениями. Тот самый, вокруг возвращения которого России вот уже несколько лет не утихают споры. Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь – самый северный из православных монастырей Руси – был основан в первой половине XV века трудами и молитвами преподобных Зосимы, Савватия и Германа. В 1485 и 1538 годах монастырь выгорал дотла так, что из доныне сохранившихся икон, написанных специально для него, древнейшие не могут быть старше середины XVI века. Мощи Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия покоились за алтарями Преображенской и Успенской церквей монастыря. В 1547 году основатели монастыря были прославлены в лике святых, и тогда же, в 1548–1549 годах, по благословению игумена монастыря Филиппа (Колычева) над могилами святых были построены часовни с небольшими иконостасами. Представленный на выставке в Литве – один из них. В 1558–1566 годах в монастыре был сооружен каменный Преображенский собор с Зосимо-Савватиевским приделом, и 8 августа 1566 года в этот придел были перенесены мощи преподобных, а вместе с ними и иконостас. В 1668–1676 годах Соловецкий монастырь, не признавший церковных реформ патриарха Никона, был осажден стрельцами царя Алексея Михайловича. Из осажденного монастыря постепенно ушли почти все иноки, державшиеся старообрядчества. Они уносили с собой дорогие их сердцу реликвии. Среди прочего и тот самый иконостас, который впоследствии долгое время считался бесследно исчезнувшим. Беглецы селились в основном в Предуралье и Зауралье. В Центральную Россию старообрядцы с Урала смогли вернуться лишь в XIX веке. С одной из таких групп переселенцев в Центральную Россию попал и Соловецкий иконостас. С конца XIX века до 1945 года он украшал молельный дом общины старообрядцев «старо-поморского согласия», обитавших в одной из глухих деревушек. В 1945 году во время очередной атеистической компании молельный дом был разорен, но старообрядцы смогли спрятать иконостас на чердаке в доме одного из членов общины. Ни тогда, в 1945 году, ни позже старообрядцы не желали отдавать иконостас в какой-либо из государственных музеев. И это чуть не погубило бесценную реликвию.

http://pravoslavie.ru/3557.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ в Соловецком монастыре 20 августа 2023 г. 17:54 20 августа 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном монастыре . Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали губернатор Архангельской области А.В. Цыбульский, глава Республики Карелия А.О. Парфенчиков, первый заместитель министра культуры Российской Федерации С.Г. Обрывалин, наместник Соловецкого монастыря епископ Озерский Порфирий , заместитель директора Департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики Правительства РФ О.С. Королева, председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага Л.О. Ставицкий, генеральный директор Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага А.В. Ходос. При осмотре восточной стены монастыря Святейший Патриарх Кирилл сделал заявление на месте расстрела заключенных и поручил наместнику обители обустроить это место для совершения поминальных богослужений и поклонения паломников.  Затем Святейший Владыка перешел в отреставрированную церковь преподобного Германа — первоначальное место погребения прпп. Германа, Савватия и Маркелла. В храме были смонтированы инженерные системы, отреставрированы кирпичные стены, своды и фасады, воссозданы паникадило и фонарь, выполнены работы по восстановлению дверных и оконных столярных заполнений, отреставрированы кованные решетки и пол из белого камня, смонтирован воссозданный по историческим фотографиям иконостас, проведены другие работы. Предстоятель проследовал на колокольню, где на нижнем ярусе осмотрел подвешенный недавно самый большой 14-тонный колокол ансамбля и совершил удар в колокол. Святейший Владыка также поднялся на верхний ярус колокольни, где послушал звон в исполнении насельника обители. Далее Святейший Патриарх ознакомился с ходом работ в Никольском храме обители. В храме выполнены работы по реставрации стен интерьеров, расчищена и отреставрирована кирпичная кладка фасадов, воссозданы и установлены столярные изделия для заполнения оконных проемов, кованные ворота, отреставрированы белокаменные полы и подоконники, продолжаются работы по воссозданию иконостаса.

http://patriarchia.ru/db/text/6050853.ht...

Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ в Соловецком монастыре 20 августа 2020 г. 19:53 20 августа 2020 года, после поклонения честным мощам преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Свято-Троицком Зосимо-Савватиевском соборе  Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ на объектах центрального комплекса обители. Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий , наместник Соловецкого монастыря епископ Одинцовский Порфирий , председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага М.Е. Фрадков, временно исполняющий обязанности губернатора Архангельской области А.В. Цыбульский, первый заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин и другие. О работах на восстанавливаемых объектах рассказала руководитель коллектива реставраторов Соловецкого монастыря Г.Е. Медведева. Осмотр начался с рассказа о воссоздании сеней над раками преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких в Свято-Троицком Зосимо-Савватьевском соборе. Над каждой ракой размещена надпись с именем преподобного и текстом тропаря, воссоздано тканевое оформление сеней. Затем Святейший Патриарх побывал в алтаре Спасо-Преображенского храма, где обсуждались вопросы воссоздания полов и сени над престолом, а также вопрос реконструкции иконостаса с целью устранения колористической пестроты и приведения его в соответствие со стилем эпохи его создания (сер. XVII в.). Далее Святейший Владыка осмотрел обходную галерею. Из Спасо-Преображенского храма Предстоятель Русской Церкви прошел в Германовский дворик и ознакомился с ходом работ в храме преподобного Германа Соловецкого (сер. XIX в.). Его Святейшеству сообщили о церковно-археологических работах на месте погребения настоятелей монастыря — в дворике под Зосимо-Савватиевским собором. Святейший Владыка также посетил подклет ризницы (2-я половина XVI в. — XIX в.), где была оружейная палата. Затем Святейший Патриарх проследовал на площадь Спасо-Преображенского собора. Состоялось обсуждение вопроса реставрации фресок под закомарами фасада Спасо-Преображенского собора (сюжеты фресок иллюстрируют события Священной истории и житий святых, которым посвящены престолы монастырских храмов) и приведения к соответствию исторической эпохе (сер. XVII в.). Его Святейшеству представили проект реставрации храма святителя и чудотворца Николая (основан в XVI в., перестроен в XIX в.); обсуждалось, в частности, создание иконостаса с резьбой по дереву. Каким был исторический облик иконостаса и интерьеров Никольского храма неизвестно.

http://patriarchia.ru/db/text/5679765.ht...

Церковь Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (Архангельск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Зосимы, Савватия и Германа Соловецких на Архангельском подворье Соловецкого монастыря была освящена 17 сентября 1898 года. Время учреждения подворья может быть отнесено к концу XVI – началу XVII веков, когда город представлял собой древнерусскую крепость. Содержание История [ править править код ] Соловецкое подворье исторически связано с основанием города Архангельска. После пожара 1637 года, в котором сгорели все крепостные строения, Соловецкое подворье переместилось ближе к месту расположения торжища, на «Юрьев звоз». Подворье было призвано играть роль хозяйственного центра в городе. Соловецкий монастырь получал доход от рыбных промыслов, солеварения и отправлял свою продукцию в город Архангельск на продажу. Монастырю нужны были здесь склады, торговые лавки и келейные корпуса для монастырской братии. В 1667 году подворье имеет четыре больших деревянных здания: «…двор монастырский, келья белая новая на амбаре… другая келья белая с братнею… да у больших ворот келья новая…». К 1729 году на подворье уже семь отдельных корпусов, в числе которых настоятельские хоромы и административное здание («кельи от магистрата»), амбары, баня, погреба, а также семь больших торговых лавок. Сейчас трудно судить о первоначальном облике подворья, как и о точном местоположении. Оно горело в пожарах 1733, 1745 и 1793 годов. Однако, учитывая установившуюся традицию строить новые здания на старых местах, можно предполагать, что расположение подворья примерно совпало с местом на «Юрьевом звозе». К 1797 году для подворья был куплен у купца Беккера каменный дом. Он находился между Почтовой конторой и обывательским домом. Все названные строения были возведены по «образцовому» проекту, который представлял собой каменные дома с торговыми лавками внизу и жилыми помещениями вверху. Исторически сложившаяся структура квартала, где стоят эти здания, сохранилась до наших дней. В первой четверти XIX века подворье получает два каменных здания, а во второй четверти XIX века приобретает еще три городских участка. Завершающим этапом формирования комплекса (по набережной) можно было бы считать первую половину XIX века, если бы была сооружена церковь.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Зосимы...

Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Соловецкий монастырь 20 августа 2018 г. 17:52 20 августа 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  посещающий Соловецкий архипелаг, прибыл в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь . У святых врат обители Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали наместник монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) и братия Соловецкой обители, а также полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе А.Д. Беглов, директор Российского института стратегических исследований, председатель Совета Фонда по сохранению и развитию Соловецкого архипелага М.Е. Фрадков, губернатор Архангельской области И.А. Орлов, члены Попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Святейший Патриарх Кирилл проследовал в Свято-Троицкий храм, где совершил молитву и славление у мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. В богослужении участвовали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий , архимандрит Порфирий (Шутов). Поклонившись честным мощам основателей Соловецкой обители, Святейший Владыка обратился со словом к насельникам монастыря, членам Попечительского совета и паломникам: «С особым чувством я всегда вступаю под сень сей святой обители. И в первую очередь вспоминаются сказания тех представителей нашего духовенства, которые пребывали здесь, на сем месте, не в качестве паломников и не в качестве иночествующих, а в качестве узников. Всплывают в памяти также письменные тексты, свидетельствующие о небывалом величии, красоте сего места в прошлом, о его духовном, государственном значении, о мужестве иноков, не только несших в суровых арктических условиях свое служение и послушание, но и встававших на защиту от внешнего врага своей обителей, а значит — и всего русского северного порубежья. Это действительно место нашей духовной славы, место подвигов монашеских, и место, совершенно особенное в истории нашего Отечества.

http://patriarchia.ru/db/text/5254865.ht...

21 августа 2023 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем чтении из послания к Коринфянам (2 Кор. 5:10-15) апостол Павел учит нас, что наш долг не себе угождать, а служить Господу и Спасителю. Это достаточно радикальные слова, ведь если мы проанализируем свою жизнь, свое целеполагание, поразмышляем, ради чего живем, зачем работаем, зарплату получаем, зачем строим дома, зачем обзаводимся семьей и так далее, то за многими, может быть, красивыми словами всегда будет обнаруживаться личная заинтересованность и желание человека. Человек хочет жить лучше, это его право, и этому посвящается большая часть нашего времени. Но мало кто готов пренебречь своими возможностями, правами, желаниями, устремлениями — часто весьма благородными — с тем чтобы время, здоровье, силы посвятить другим, а не самому себе. Призыв апостола, о котором я только что сказал, как бы идет против логики человеческой жизни. Как можно не жить для самого себя? Наверное, одних апостольских слов было бы недостаточно, чтобы этот призыв реально осуществлялся на протяжении всей христианской истории. А ведь исполнение этой заповеди порой требовало не просто самоотречения, но и мученичества, исповедничества. Когда люди не только отказывались от благополучной жизни, но и саму свою жизнь ставили под угрозу. Или ограничивали свои возможности, желания плоти, помещая себя в такие сложные условия, которые требовали невероятных усилий — не только чтобы победить самого себя, но даже просто выжить. Подвижничество на Соловках связано именно с таким особым подвигом самоотречения. Это сейчас мы прилетаем сюда на комфортабельных воздушных судах или приплываем по морю, мало чем рискуя, останавливаемся в гостиницах, никак себя не утруждая и не ограничивая — и слава Богу, что так! Но ведь те, к кому мы сегодня обращаемся в молитве, чьим останкам поклоняемся, — они-то шли навстречу неведомому, в самый что ни есть медвежий уголок! Неизвестно, что их ждало, помимо тяжелого климата, но святые угодники совершили этот замечательный духовный подвиг. И они показали всем нам, что могут и даже должны быть у каждого такие цели и задачи, которые требуют не только восьмичасового рабочего дня, не только отказа от неких комфортных условий, но иногда и самого дорогого — жизни.

http://pravoslavie.ru/155587.html

Городок на Бору Рассказала мне Клавдия Ивановна и о том, почему Шенкурск считается «колыбелью революции». Дело в том, что со второй половины XIX века он стал местом политической ссылки. Ссыльных революционеров к началу прошлого века в городе было больше ста человек. 5 апреля, 2012 Рассказала мне Клавдия Ивановна и о том, почему Шенкурск считается «колыбелью революции». Дело в том, что со второй половины XIX века он стал местом политической ссылки. Ссыльных революционеров к началу прошлого века в городе было больше ста человек. Вполголоса Нынешняя поездка в Архангельскую область пришлась на самый пик морозов. Из Сыктывкара выехали ранним утром при температуре –31. И чем дальше отъезжали от города, тем ниже падал столбик термометра. На границе с Коми было уже –35. И так весь день, вплоть до самого Шенкурска. Нос нельзя высунуть на улицу, не говоря уже о том, чтобы прогуляться в каком-нибудь заснеженном сосновом бору. Пять минут восторгов – и ныряешь в тёплую машину, откуда любоваться дорожными красотами куда как приятней. 14 лет назад я уже был в этом небольшом лесном городке, где сейчас живёт около шести тысяч человек. Он старше Москвы: основан аж в 1137 году. До революции был центром огромного, простирающегося на сотни километров уезда. За многовековую историю терпел неоднократные пожары, наводнения, набеги вражеских племён, но всегда возрождался заново. Много раз горели и отстраивались храмы Шенкурска. Перед революцией их красовалось восемь, не считая комплекса Свято-Троицкого монастыря. В советское время было уничтожено большинство старинных храмов, и только недавно началось восстановление бывшей монастырской каменной церкви святых Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Церковь святых Зосимы, Савватия и Германа Соловецких К этому храму, с пристроенным к нему сестринским корпусом, где со своим большим семейством проживает отец Олег Ягнитев, подъехали уже в полной темноте. Батюшка вышел навстречу. Взяли благословение, и отец Олег повел нас в сестринский корпус. – Вот здесь, при храме, мы и живём, – рассказывает священник. – А когда семь лет назад приехали в Шенкурск, нам вначале выделили двухкомнатную квартиру с малюсенькой – не повернуться – кухонькой. Пришлось продавать свой дом в Зачачье, чтобы купить полдома здесь. Всё равно оказалось тесно. Потом нам дали огромную, но неблагоустроенную квартиру: с водой плохо, отопления нет, холодно. А у нас шестеро детей – мал мала меньше. Переехали сюда. Сейчас обустраиваем потихонечку бывшие кельи на втором этаже.

http://pravmir.ru/gorodok-na-boru/

Русский Дом 2001. Слово редактора. Возвращение к истокам ПРАВОСЛАВИЕ.RU       РУССКИЙ ДОМ 10,  2001 СЛОВО РЕДАКТОРА ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение.   Из стихиры Службы всем святым, В Земле Российской просиявшим Сегодня впервые за долгие годы наметилось взаимопонимание между большинством народа России и лидером страны. Еще одним подтверждением этому, на мой взгляд, стало августовское паломничество президента Путина по святым местам Русского Севера. Многие политики, региональные лидеры просчитывали, где будет проводить свой отпуск президент. Какое курортное место выберет? Может быть, удастся завлечь его к себе, или, по крайней мере, провести отпуск рядом. Но выбор Путина был неожиданностью для всех. Он отправился в паломничество: Валаам, Кижи, Соловки, Валдай, чтобы молитвенно прикоснуться к святыням нашей веры и нашего Отечества. Впервые, после февральской революции 1917 года, глава Российского государства посвятил свой отпуск знакомству со святынями Русской земли. И главное, что эту поездку он совершал не как турист, а как православный паломник. Молился, поклонялся и прикладывался к мощам основателей Спасо-Преображенской Валаамской обители - преподобных Сергия и Германа Валаамских, святых первоначальников обители Соловецкой - преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, присутствовал и молился на всенощных бдениях и божественных литургиях в монастырских храмах. Особенно я хотел бы остановиться на паломничестве президента России Владимира Владимировича Путина на Соловки, именно там Путин заявил, что без христианства и православной веры не было бы России. Для православных России, а их по результатам последнего опроса, проведенного независимым исследовательским центром РОМИР 73,6% населения страны, эти слова многое значат. Соловецкий монастырь с давних времен является форпостом Русского Православия и Российского Государства. Его посещали императоры Петр I и Александр I, президент России Владимир Владимирович Путин - третий глава Государства Российского, которого встречает Соловецкая обитель. Этот монастырь-крепость на Белом море играл важную роль в обороне страны, защищал Россию с севера, а его духовное значение было столь велико, что коммунисты-интернационалисты приложили все силы, чтобы Соловки вместо святого благодатного места стали местом ужаса. В 1920-е годы в монастыре был устроен Соловецкий лагерь особого назначения для политических заключенных (СЛОН). А в 1930-е годы здесь была создана одна из самых суровых тюрем - СТОН (Соловецкая тюрьма особого назначения). Монастырь стал местом заключения и гибели десятков тысяч людей, местом исповеднического и мученического подвига многих иерархов и священнослужителей Русской Православной Церкви. Во времена ГУЛАГа вместо крестов на храмах установили сатанинские звезды, уничтожили колокола и стенные росписи.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200110/01.h...

Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Троицком соборе Соловецкого монастыря 20 августа 2018 г. 22:45 20 августа 2018 года, в канун праздника перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря . В правом приделе собора пребывают честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил ; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий ; архиепископ Егорьевский Матфей ; епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков ; епископ Котласский и Вельский Василий ; епископ Домодедовский Иоанн , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; епископ Плесецкий и Каргопольский Александр ; архимандрит Ипатий (Голубев) , избранный во епископа Анадырского и Чукотского; архимандрит Порфирий (Шутов) , наместник Соловецкого монастыря; насельники Соловецкой обители в священном сане. Богослужение посетили полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе А.Д. Беглов и другие участники совещания по вопросам сохранения и развития Соловецкого архипелага. Богослужебные песнопения исполнил братский хор Соловецкого монастыря под управлением иеродиакона Афанасия (Савельева). По окончании всенощного бдения состоялось наречение архимандрита Ипатия (Голубева) во епископа Анадырского и Чукотского. В завершение богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился с Первосвятительским словом к собравшимся в храме: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник! Дорогие отцы, братья и сестры!

http://patriarchia.ru/db/text/5254994.ht...

Не бойтесь Соловков, там Христос близко Говорят, что на Соловках можно служить Литургию в любом месте, до такой степени вся соловецкая земля пропитана кровью мучеников. Художник Михаил Нестеров, работавший на Соловках еще до революции, в 1920-х годах, напутствуя знакомого, получившего соловецкий срок, сказал: «Не бойтесь Соловков, там Христос близко». 21 августа, 2012 Говорят, что на Соловках можно служить Литургию в любом месте, до такой степени вся соловецкая земля пропитана кровью мучеников. Художник Михаил Нестеров, работавший на Соловках еще до революции, в 1920-х годах, напутствуя знакомого, получившего соловецкий срок, сказал: «Не бойтесь Соловков, там Христос близко». Говорят, что на Соловках можно служить Литургию в любом месте, до такой степени вся соловецкая земля пропитана кровью мучеников. Древний монастырь, с XVI века использовавшийся как тюрьма, соседствует с бараками Соловецкого лагеря особого назначения 1923-1929 годов. Человеческие страдания ощущаются здесь вместе с радостью воскресения и свободой непобежденной веры. Художник Михаил Нестеров, работавший на Соловках еще до революции, в 1920-х годах, напутствуя знакомого, получившего соловецкий срок, сказал: «Не бойтесь Соловков, там Христос близко». Монастырь, крепость, тюрьма… История Соловецкой обители Соловецкий архипелаг, состоящий из шести больших островов и множества малых островков, находится в Белом море, в 165 километрах от Северного полярного круга. Ближайшие населенные пункты на материке — Архангельск, Кемь и Беломорск. Еще в доисторические времена сюда приплывали саамы и устраивали ритуальные танцы перед камнями-идолами. На островах находились их языческие капища. Затем поморы облюбовали ближайшие к материку острова Белого моря для своих стоянок на промысле. В 1429 году монахи Савватий и Герман причалили на небольшой поморской лодке-шняке к берегу Большого Соловецкого острова. Три дня шли они в ледяном море на веслах, для того что бы приобрести желанное уединение отшельничества. С тех пор на Соловецких островах началась совсем другая жизнь. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера Савватий и Герман воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках. Устроителем самой Соловецкой обители стал преподобный Зосима, сподвижник преподобного Германа. Текст жития повествует о чудесном видении: преподобному Зосиме явилась на востоке прекрасная церковь в небесном сиянии. На месте видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Этому монастырю суждено было стать сердцем духовной жизни, миссионерским центром и форпостом российского государства на севере. Он же стал и самой суровой тюрьмой в России. То, что монастырь — бывший лагерь, хорошо видно и сейчас. Следы тюремной жизни — толстые деревянные двери с глазками, кормушками и ржавыми запорами — сохранились до сих пор.

http://pravmir.ru/tam-gde-zemlya-slivaet...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010