50 ЛЕТ – в основном тексте греч. и пер. «55 лет». Гл. 90.5. ДРУНГАРИИ ДРОМА – восстанавливаем по Эрм. В основном тексте по Унд слова дром нет. Роман I Лакапин был старшим военачальником флота. Гл. 91.2. ИЗ ЭЛЛАДЫ. В основном тексте действия Рендакия описываются в гл. 91.2 и 91.3, заговор против Романа – в гл. 91.4, нападение болгар – в конце гл.. 91. 4. Гл. 91.7. О ВОЙНЕ ЦАРЯ ΠΕΤΡΑ. Правитель Болгарии Петр воевал с хорватами, венграми и другими народами. СВОЮ ДОЧЬ. Это Мария – внучка царя Романа I, дочь его сына Христофора. Распределение содержания по подглавам здесь и в основном тексте не совпадает: о войне Петра с хорватами и пр. в основном тексте рассказывается в гл. 91.6, о мире и женитьбе на визант. княжне – в гл. 91. 7. Гл. 91.8. ДОМЕСТИК СХОЛ – военачальник Романа I Иоанн Куркуас. И26 Гл. 91.9. НА 120 ДНЕЙ. После этих слов возобновляется Криница по Тр., л. 15а. Гл. 91.10. ЗА ЦАРЯ – Константина VII. Гл. 91.11. НА 10 ТЫСЯЧАХ КОРАБЛЕЙ; в Тр. людии – порча из лодии. Место заимствовано летописцем Нестором в ПВЛ под 6415 (907) r., о походе князя Олега на Царьград. Гл. 91.12. ХРИСТОВ ОБРАЗ. В 942 г. Иоанн Куркуас заставил эдесских граждан выдать полотно Христа с отпечатком образа Спасителя. Это была самая ценная икона Константинополя. История создания образа (Спаса Нерукотворного) – на И222. К предисловию И27 Предисловие, как и сама Хроника, не является самостоятельным сочинением Амартола. Мысли о противопоставлении безыскусственности христианского слова и вычурности до- и внехристианских учений; самоуничижительный тон и умаление собственных заслуг до той степени, какая получается нагнетанием синонимов и поясняющих подробностей; густота лексики с отрицательной семантикой и просто бранной для нехристианских учений – это общие места святоотеческой литературы и основанных на ней Хронографий. Вместе с узнаваемыми речевыми штампами и риторическими приемами они составляют жанровые приметы предисловия-леммы «Вселенских хроник " . См.: [Шестаков LVIII. Кн. 3, 1891, 89–110]; [Чичуров 1975, 203–217]; [Чичуров, 19816, 81]; [Чичуров 1989, 136]. Слав. текст Предисловия – одно из самых темных мест Врем, превосходя другие темные и невразумительные места длиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

710. 1 «Говоря о богатом наследии Византии в деле миссии, следует иметь в виду, что часть его была утеряна в связи с длительным периодом преследований и гонений, который большинство православных Церквей пережило в недалеком прошлом» (СтамулисИ. Православное богословие миссии сегодня. M., 2003. С. 71). Лицемерие поистине византийское! Значит, большевики уничтожили архивы византийских миссий! Но тогда отчего же там, где большевиков и в помине не было, в Греции, в 60х годах XX века «деятельность Афинского межправославного центра, направленная на учреждение внешних миссий, была встречена скептически и даже враждебно» (Там же. С. 143)? Или в рецензии на книгу С. Иванова о византийском миссионерстве: «На протяжении всей своей книги автор добросовестно делает вид, что те документы, которые дошли до нас — это и есть все, что написали византийцы когда-либо на интересующую нас тему. Того, что важная информация в огромном числе могла содержаться в утраченных документах, автор как будто не допускает» (Грацианский М. Рецензия//KaviaKiov Юбилейный сборник в честь 60-летия профессора Игоря Сергеевича Чичурова. M., 2006. С. 388). 711. Георгий Амартол. Хроника 10,6–8//Матвеенко В. А. ЩеголеваЛ. И. Временник Георгия Монаха. M., 2000. С. 271–272. Греческий оригинал написан в 847 году, древнерусский перевод сделан в Xl веке. 712. Архимандрит Сергий Страгородский. На Дальнем Востоке. Письма японского миссионера. Сергиев Посад, 1897. С. 92–93. 713. Мещерская Е. Н. Деяния Иуды Фомы. M., 1990. С. 129. 714. И в Японии жатва многа… Письмо русского из Хакодатэ. Приложение к Дневникам святителя Николая Японского. Хоккайдо, 1994. С. 709 715. Свидетельство епископа Серафима (Сиргиста) цит. по: Бесстремянная Г. Христианство и переводы Библии в Японии//Альфа и Омега. M., 2006. (46). С. 150. 716. Например: Жития святых славных и всехвальных апостолов. M., 2007. 717. См. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. M., 1994. Т. 2. С. 258. 718. Минуций Феликс. Октавий//Богословские труды. M., 1981. Вып. 22. С.149.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

8 Менологий импер. Василия, под 22 января, в сказания о мученичестве епископа адрианопольского Мануила и прочих с ним (t. II, р. 182, в древнем славянок, переводе см. в статье Ламанского «О некоторых рукописях в Белграде, Загребе и Вене», составляющей приложение 1, VI т. Записок Акад. Наук 1864, стр. 100 fin.) преемника Крумова, под которым, вероятно, разумеет Мортагона, называет Цоком ( Τζο’ κος, в славян. Цокь). По Славянскому Прологу (под 22 января, о мученичестве еп. Мануила и прочих), после Крума государями болгарскими один за другим были: Дукум, Диценг, Муртагои. 9 Продолжатель Амартола (в ed. Paris, под именем Георгия монаха р. 530, в изд. Муральта стр. 725) и Лев грамматик (ed. Paris, p. 458, оба в Memor. pop. II, 567 нач.) перед Борисом Михаилом говорят о государе болгарском Валдимере, плевяннике Крума и отце пронявшего после власть Симеона. Должно ли разуметь у них под Валдимером самого Бориса, или особое от него лицо, и в последнем случае считать их показание ошибочным – не видно. 10 Византийцы в Memor. pop. II, 576 sqq; Лиутпранд кремонский, в своей Historia gestorum, regum et imperatorum lib. III, n. 29, сообщающий не многие, но важные, сведения о Симеоне, в Патрол. Миня t. 136, col. 847 нач.; см. также Шафарика Древн. II, I, 305 fin. sqq, Гильоердннга Письма об истории сербов и болгар, выпуск 1, стр. 107 sqq. Хотя слова Льва диакона ες ’ κο’ νοιαν την Ζκυθκν κα συνη’ θη παρθες αι’ τοκρα’ τορα αυτο’ ν νακηρι’ ττειν Πωμαι’ οις χε’ λευεν, ed. Haase ρ. 75, значат не то, что Симеон приказал именовать себя царем ромейским или греческим, как неправильно толкуют их некоторые ученые, а то, что ромеям или грекам он приказал именовать себя царем болгарским (безумие Симеона по летописцу греческому при этом состояло в том, что он дерзал присвоят себе титло, которое греки считали исключительным достоянием своих собственных государей, принимая свыше предустановленным существование на земле только единого христианского царства); но действительно положительным образом известно, что он мечтал, и стремился и считал себя свыше призванным занять место императоров византийских (см. письма к нему константинопольского патриарха Николая Мистика , в издании Анжело. Майо Spicilegram Bomanum t. X, рр. 181, 201, 220, 224, 231 sqq, 235, 244 fin. sqq, 263). – Думают, что для получения церковного благословения на принятие царского венца Симеон входил в сношение с папою, но это совершенно несправедливо (см. о сем ниже); он или не обращался за ним ни к кому, или просто получил его от своего архиепископа (или может быть считал таковым благословение, преподанное ему патриархом константинопольским, названным выше Николаем Мистиком , о котором Memor. pop. II, 583 fin. верхнего текста).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

ВЕСЬ НАРОД; в пер. народъ И370 11 в соот. с τν καθολικν χλος Б556 25 . Определение καθολικς употреблено зд. в значении «христианский». НАМЕРЕНИЕ: свтъ , то есть намерение царя истреблять народ – свободная замена на месте ρμν вин. «гнев». И371 МИХЕЮ – пророк Михей, сын Иемвлая ( 3Цар. 22:8–28 ). ИСААКИЙ. Св. Исаакий – сторонник никейства, осуждал полуарианство Валента. Жил в уединении около столицы. Его именем назван Санкт-Петербургский Исаакиевский собор, заложенный в честь Петра I: память Исаакия 30 мая, в день рождения Петра I [Карташев Всел., 123]. РОМЕЙСКОГО: ωμαων; в Тр рнмьска г ; выше переводилось как «греческий». ЖИЗНЬЮ: житьмь И371 7 – производное значение ранневизант. времени для πολιτεα, которое здесь имеет классич. значение «государство». СТОРОН: τος μρεσι; в Тр народома . МОЕ: мо – в греч. μς «наше». С ЯРОСТЬЮ: съ ростью , в греч. γενναως зд. «благородно». У этого греч. нареч. есть также значение «сильно, с силой». ГРАЦИАН. Для ориентации в событиях удобно иметь перед глазами хронологию правлений этого периода: после Иовиана на Западе Валентиниан I (364–375), на Востоке его брат Валент (364–378). После смерти Валентиниана I на Западе был его сын Грациан (375–383), а также его малолетний сын Валентиниан II (375–392). И372 ОТЛИЧИЙ: συμβλων «знаков» Б560 4 – в пер. свтоу И372 11 , как если бы это было συμβουλν «советов». Так и на И382 10 . ПЫТАЛИСЬ: πιχειροντων прич. наст. род. мн. Б560 5 . В пер. начинающимъ – таково одно из значений гл. πιχειρω. σχολζοντα Б560 6 ; в пер. И372 11 – по одному из значений гл. σχολζω, неуместному здесь; судя по суф. деятеля, место переводчиком не понято. НЕЖЕЛАНИЕ: не хотщю И37212 на месте πντος прич. наст. род. ед. Б560 6 «отсутствующий» (π-ειμι «от-сутствовать, не-быть»). Видим здесь накладку двух ошибок. Первая: смешение (греком или переводчиком) с прич. πιντος (от омографичного гл. «уходить») «уходящий», отсюда ходщю , вполне уместное в контексте. Далее содержательная правка слав. текста: ходщю → не хотщю . По Руфину [Руф. Церк. II, 12] и Амартолу, Грациан был вынужден взять власть из-за отсутствия (может быть, ухода) Валентиниана – в пер. из-за нежелания его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Военные походы россов на Константинополь при Игоре (912– 945: поход 941 г., когда россы потерпели поражение, и поход 944 г., который был остановлен после благожелательных предложений византийского императора, – стали новыми поводами для сближения византийцев с Русью. Договор, подписанный в 945 г. в Константинополе Игорем и Романом Лекапином, позволяет нам представить себе состояние эпохи с точки зрения христианства. «Россы, – говорится в нем, – обязуются никогда не разрывать военного союза с греками, крещеные (христиане) под угрозой кары и земной, и небесной от Всемогущего, а прочие (язычники) под угрозой той кары, что они лишатся покровительства бога Перуна, не смогут более пользоваться щитом для защиты, поранятся своими мечами, стрелами и прочим оружием и вообще будут пленниками и ныне, и в будущий век». Договор оканчивается так: «Этих определений да будут две копии, одна из которых будет дана императору, а другая, подписанная им, да будет отправлена к русскому великому князю Игорю и тем, кто под его началом, которые после прочтения его поклянутся, что будут непоколебимо соблюдать его, крещеные – положив руку на Честной Крест и на договор в храме пророка Илии, а некрещеные – поклявшись на своих щитах, перстнях и обнаженных мечах» 199 . В самом деле, Игорь и его единоверцы принесли клятвы богу Перуну на священном холме, а многочисленные варяги-христиане – в упомянутом храме пророка Илии в Киеве. Следовательно, в стране было значительное число христиан, но преобладающим элементом были все еще язычники. В правление Игоря его жена Ольга пригласила в 923 г. на Русь византийского монаха Григория, который развернул значительную литературную и миссионерскую деятельность, перевел на русский язык византийских хронографов Георгия Амартола и Иоанна Малалу и другие греческие тексты, выстроил при помощи Ольги деревянный храм во имя Святой Софии. Когда в 945 г. Игорь был вероломно убит и бразды правления взяла деятельная и талантливая Ольга (945–964), она активизировала усилия по распространению христианской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Вскоре Крум скончался, а с его преемником Лев V заключил тридцатилетний мир, по условиям которого были точно определены рубежи обоих государств. Спокойствие, если не считать обычных мелких стычек, установилось и на границах с арабами, ибо халифат вступил в период тяжких внутренних смут и бедствий 68 . Василевс отстроил разрушенные города Фракии и Македонии, возвел в Константинополе новую стену со стороны моря. Лев V оказался человеком деятельным и способным, а вдобавок и тайным иконоборцем, что вкупе и способствовало быстрой реставрации этого учения. В 814 г, он поручил тогда еще малоизвестному клирику Иоанну, за ученость прозванному Грамматиком, в очередной раз с богословской точки зрения рассмотреть вопрос об иконах и дать соответствующее резюме. Заподозривший неладное патриарх Никифор попытался вмешаться, но Иоанн, не раскрывая сути поручения, на все его вопросы отвечал уклончиво – император-де хочет разобрать некий спорный вопрос. Вскоре Грамматик подтвердил: иконам поклоняться нельзя. Запахло скандалом, иконопочитатели забеспокоились. Вернувшийся из ссылки Феодор Студит выступил перед василевсом с резкой критикой: «Бог поставил одних в церкви апостолами, других пророками, третьих учителями и нигде не упомянул о царях. Цари обязаны подчиняться и исполнять заповеди апостольские и учительские, законодательствовать же в церкви и утверждать ее постановления – отнюдь не царское дело!». «Смелый монах заслуживал бы казни за свои слова, – изрек в ответ император, – но этой чести ему пока не будет предоставлено» т. II, с. 273]). В марте 815 г. в Константинополе состоялся поместный собор. Патриарх Никифор был отрешен от кафедры, его сменил Феодот Мелиссин Касситера, по словам православного монаха Георгия Амартола, «муж, безгласнее рыбы и зловреднее жабы». Собор запретил «несогласное с преданием или, еще вернее, бесполезное производство икон и поклонение им», восстановленное «благодаря женской простоте» т. I, с. 268]). Однако иконы предписывалось не считать идолами, «ибо одно зло отличается от другого» (там же). Неистовый Феодор Студит отправился в очередную ссылку.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Духа, о единой и истинной вере – сочинение Василия инока Острожского, книга о образах (против иконоборцев), изложение на люторы (Ивана Наседки), сочинения Иосифа Волоцкого – Просветитель, монаха Отенского Зиновия на новоявившуюся ересь, сочинения препод. Максима Грека, сборник слов митрополита Даниила, Измарагд, Диоптра или Зерцало Филиппа пустынника, Тропник Иннокентия папы Римского. Камень на сокрушение оболгания от унита Касиана Соковича, архимандрита Дубенского в рассуждении веры, чинов, чиноположений и законопреданий православной греко-российской Церкви, катехизис Симона Будного и Перспектива ксендза Кассиана, Кормчая, Никона Черногорца – Пандекты и Тактикон, правила Вселенских и Поместных соборов и св. отец (Кормчая), Матфея Властаря , Мерило праведное, Номоканон Иоанна Постника , Стоглав, Златая Цепь и сборники к этому отделу относящиеся. Наконец, всего менее мы встречаем книг исторического, и вообще светского содержания. К этому отделу следует причислить Криницу или Временник Георгия Амартола, Повесть о благоверных великих князьях Василии и Константине Ярославских, летопись Нестора с продолжателями до 6927 г. (1419 г.), Хронограф, История о Казанском царстве, Сказание об осаде Троицкой Лавры, о посольстве Ильи Милославского с Леонтием Лазаревским в Турскую землю (1642 году) и Торговая книга (Сборник), Синопсис – или о начале проименования казаков и освобождения оных от ига Польского, Три пленения Иерусалима: Навуходоносора, Антиоха и Тита, о Сибирском царстве (Строгановская летопись), Симеона князя Шаховского – сочинения, Космография, Козма Индикоплов, Круг Миротворный архиепископа Новгородского Геннадия, Алфавит (Энциклопедический словарь), Обиходник столовый, чины разные, кормовые книги, синодики и сборники со статьями исторического содержания. Указанный состав библиотеки Троице-Сергиевской Лавры говорит за то, что, при том объеме и характере древнерусского образовании, который так хорошо известен, библиотека Троице-Сергиева монастыря была самою главною по своему богатству в Московской Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

И. Срезневской и К. Н. Бестужев Рюмин положительна считают Сильвестра за первоначального летописца. Прим. Голубин. А с принимаемым некоторыми мнением, что первоначальная летопись была сначала написана без годов и что годы выставлены в ней после (как это имело место с Волынской летописью), мы решительно не согласны. Окончив свою общую хронологическую роспись, сделанную под 852 г., о которой сейчас ниже, и обращаясь к самому повествованию (после введения) составитель летописи прямо и ясно говорит: «а по ряду положим числа, т. е. по ряду поставим, выставим годы и по ним будем вести повествование. Прим. Голубин. Подвижника Печерского Иеремию, «иже помняше крещение Русьскыя» (под 1074 .г.), и одного из знатнейших Киевских бояр-Яна Вышатича, который умер в 1106 г., будучи 90 лет, «от негоже-говорит летописец-и аз много словеса с лишах еже и вписах в летописании семь, от негоже слышах; прим. Голубин. Каковы: сказания монаха Иакова, повесть об ослеплении Василька Теребовльского, принадлежащая некоему Василию и может быть и некоторые другие. Прим. Голубин Из которых прискорбнейшая есть вставка о крещении Владимира на место тех известий, которые читались о нем у летописца. Прим. Голубин. Некоторые исследователи, как кажется, склоняются к тому мнению, что наша первоначальная летопись в своем теперешнем виде есть произведение не одного автора, а нескольких. Мы с своей стороны того решительного мнения, что она есть произведение не нескольких, а одного автора (при предполагаемых и указанных выше источниках). Во ведении летописи( к сделанной выписке из Георгия Амартола о законах и обычаях каждого языка, прибавляется: «якоже се и при вас ныне Половци закон держат отец. своих».:. Так как Половцы стали соседями и врагами Руси с 1054 г. и так как они были узнаны в своих обычаях, конечно, не тотчас, то сейчас приведенное написано около 1060 г. Но что с 1060 г. и до конца пишет один человек, это для нас не подлежит сомнению. Прим. Голубин. 418 М. О. Коялович. история русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям, изд. 3-е СПБ. 1901 г., стр. 13–14.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Памятником общеисторической литературы домонгольского периода являются летописи. Первоначальная летопись велась в Киеве и закончилась 1110 годом. Автором ее был монах Печерского монастыря, пришедший сюда при святом Феодосии. Этого автора прежде обыкновенно видели в Несторе, писателе житий, жившем в том же монастыре и в то же время (начало XII в.); но в последнее время высказано решительное сомнение в этом, потому что Нестор и автор летописи иногда расходятся в исторических показаниях и различно говорят даже о себе (Нестор говорит, что он пришел в Киево-Печерский монастырь при Стефане после Феодосия, автор же летописи – при Феодосии); вместе с тем сделано предположение, что автор летописи – игумен монастыря святого Михаила Сильвестр, постриженник печерский. Полное заглавие летописи читается так «Повесть временных лет (черноризца Феодосиева монастыря Печерского), откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве первее нача княжити и откуду русская земля стала есть». Здесь автор между прочим хочет показать, что исторический материал в его труде располагается по годам, – с 852 г так действительно и ведется повествование. Ему предшествует в качестве введения пространная речь о разделении земли между сыновьями Ноя, смешении языков, переселении славян в Европу и расселение по ней, о племенных названиях русских славян, об основании Киева, о быте славян и подпадении их хозарскому игу. В самом повествовании перемешиваются события гражданские и церковные, но, благодаря религиозному складу русских вообще и автора-инока в особенности, на все наложен церковный колорит. Кое-что из всего этого летописец описывает как современник, кое-что по рассказам старцев, например, боярина Яна Вышатича, современника Ярослава I, и монаха печерского Иеремии, " иже помняше крещение земли русския» 232 , кое-что на основании народных легенд, эпических песен и былин, кое-что по письменным документам (например, договорным грамотам Олега и Игоря, сказаниям Иакова Черноризца, повести об ослеплении Василька Теребовльского), кое-что по греческим хронографам Георгия Амартола и Иоанна Малалы. К сожалению, впоследствии первоначальная летопись подверглась вставкам, сокращениям и изменениям текста; древнейший летописный сборник, где она сохранилась, относится к половине XIV в. и написан в Суздале монахом Лаврентием (1137 г.) для князя Димитрия Константиновича, отчего называется Лаврентьевским 233 . Этот сборник содержит в себе первоначальную летопись и продолжение ее до 1305г. Продолжение велось, вероятно, не одним, а несколькими лицами, то в Киевской, то в Суздальской области. Другой подобный сборник представляет собой, так называемая Ипатьевская летопись 234 , найденная в костромском Ипатьевском монастыре и относящаяся к концу XVI или началу XV в Первоначальная летопись здесь пополнена продолжением до 1220 г.; продолжение ее велось в Киевской Руси и целым рядом лиц. Кроме этих общерусских летописей в домонгольский период были летописи местные и частные: такова, например, Новгородская 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

После Георгия Монаха византийские хроники утратили свою основную типологическую черту – хронологическую шкалу, что резко отличает их от западноевропейских, восточных и русских сочинений. Таковы хроники анонимного Продолжателя Феофана (813–867) 326 , писавшего по заказу Константина Порфирогенета (доведена до 960–х гг.); Симеона Логофета (до 948/959 г., с огромным количеством вариантов, в т.ч. гибридных, выступающих как продолжение хроники Амартола) и Псевдо–Симеона (до 962 г.; компиляция); стихотворные хроники Константина Манасси (до 1081 г.) и Михаила Глики (до 1118 г.); сводная хроника Иоиля (до 1204 г.). В то же время с 10 в. в Византии широко распространяется система летосчисления от совторения мира, с эпохой 1 сентября 5509 г. до н.э. (мировая эра спорадически применялась для датировок с 7 в., причем у хронистов большим авторитетом пользовалась александрийская эра, начинающаяся на 16 лет позже византийской). С 10–11 в. в византийской литературе исчезает четкая грань между хроникой и историей (в жанре Фукидида), и исторические труды все чаще сочетают нарративно–сюжетный метод, присущий истории, с краткостью и сжатостью, типичной для хроники. Особенно популярным становится жанр компилятивного сокращения (эпитомы). Таковы произведения историков середины 10 в., писавших по заказу Константина VII Багрянородного, – уже упоминавшегося Продолжателя Феофана и Генесия (до 886 г.); сюда примыкают Иоанн Скилица, автор рубежа 11–12 вв., имевший под рукой множество разнообразных источников, в том числе не дошедших до нас (он описал события 811–1057 гг., с продолжением до 1079 г.), и его современник Георгий Кедрин (его труд Σνοψις στοριν – «Обозрение истории» – представляет собой всемирную хронику до 1057 г., заключительная часть которой буквально переписана у Скилицы) 327 . Классический жанр исторического повествования, с пространными отступлениями и морализаторством, возрождали Лев Диакон (чья «История» описывает события 959–976 гг.) 328 , Михаил Атталиат (1030/35–1085/1100; его «История» охватывает период 1034–1080 гг.) и Михаил Пселл (Ψελλς; автор «Хронографии» о событиях 976–1077 гг. и «Краткой истории» конспективного характера) 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010