– Подай, Господи. – Господу помолимся. Мы снова взываем: Господи, помилуй. Между тем священник тайно читает следующую молитву: «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и дьявола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый, Сам Господи, упокой душу раба Твоего (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюду же отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им словом, или делом, или помышлением, яко благий Человеколюбец, прости. Яко несть человек иже жив будет и не согрешит: Ты бо един еси кроме (без) греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина». И потом возглашает: яко Ты еси воскресение и живот и покой и проч. После ектении следует продолжение той же исповеди пред страшным престолом Господа славы, которая начата была прежде душею, от нас отшедшею. «Я – Твой, спаси меня», взывает душа, предстоя лицу Божию. – Упокой, Господи, душу раба твоего, молитвенно взываем мы к Господу Сердцеведцу. «Сильно угнетён я, Господи, оживи меня по слову Твоему». – Упокой, Господи, душу раба твоего. «Ты покров мой и щит мой, слова Твоего жду». «Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих боюся». «Заступи раба Твоего ко благу его, дабы не угнетали меня гордые». «Исчезают очи мои, устремлённые во спасение Твое, и в слово правды Твоей». «Я раб Твой, вразуми меня, и познаю откровения Твои». «Призри меня, и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое». «Осияй раба Твоего светом лица Твоего, и научи уставом Твоим». «Скорбь и горесть постигли меня, заповеди Твои – утешение мне». «Взываю от всего сердца: услыши меня, Господи, я сохраню уставы Твои». «Услыши глас мой по милости Твоей, Господи, по суду Твоему оживи меня». «Воззри на бедствие мое, и избавь меня, ибо я не забываю закона Твоего». «Вступись в дело мое, и защити меня, по слову Твоему, оживи меня». «Милосердие Твое, Господи, велико по правосудию Твоему оживи меня». «Да взыдет вопль мой пред лице Твое, Господи, по слову Твоему вразуми меня». «Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои возлюбил».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

«Братие, говорит апостол Павел, не хочу оставить вас в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисуса Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией сойдет с неба и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе и так всегда с Господом будем.» ( 1Сол.4:13–17 ). Вникнем глубже в слова этого глубокопоучительного апостола. Братие, не хочу оставить вас в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды (13 ст.). Солуняне, к которым апостол писал это послание, заблуждались касательно участи умерших. Они думали, что Христос явится с неба и составит из верующих, которые доживут до дня Его пришествия, земное царство; а те, которые умерли прежде, лишены будут участия в этом царстве и потому плакали о них, как о несчастных. Такой взгляд их на умерших был сходен со взглядом язычников, которые в смерти видели одно тление и разрушение и за смертью не допускали никакой жизни. Апостол, обличая их заблуждение, восхотел выяснить светлое состояние умерших по смерти их, чтобы они не печалились о них, как язычники, не признающие жизни по смерти. Апостол, впрочем не воспрещает плакать об умерших, он воспрещает только те слезы отчаяния, которые льются без веры и упования на будущую бессмертную жизнь, как плакали язычники. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших во Иисусе Бог приведет с Ним (14 ст.). Основанием для блаженнаго воскресения умерших апостол полагает веру в воскресение Христово. Господь Иисус Христос для того и приобщился плоти нашей и крови, чтобы в человеческом естестве умереть и воскреснуть и тем положить начало нашему воскресению и избавить от страха смерти тех, которые прежде Его воскресения были подвержены рабству ея без надежды и упования на лучшую жизнь по смерти ( Ebp. II, 25 ст.). Вера во Христа воскресшего, совершенного Бога и человека, вводит верующих в тесное общение со Христом и служит верным залогом их воскресения. Не может быть, чтобы соединенные со Христом Богочеловеком в духе веры, усвоив дух Его, как члены своей Главы, остались в узах смерти. Так как умершие, во время жизни своей, жили верой во Христе, отображали в деятельности своей дух Христов и умерли с верою во Христа воскресшего, то и Бог умерших, таким образом во Христе приведёт с Ним в Его царство к вечной жизни. Сказав, что Бог умерших в Иисусе приведет с Ним, апостол имел в виду человеческое естество во Христе; ибо по Божеству Своему Он Сам имеет власть и силу приводить верующих, умерших в вере в Него, в Свое царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Господь в видении сказал ему: «Анания! Иди на улицу, называемую Прямой, и отыщи в Иудином доме тарсянина, по имени Савла». Анания пошел и, найдя Савла, возложил на него руки и сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на дороге, послал меня, чтобы ты прозрел и получил Духа Святаго». При этих словах как будто чешуя спала с глаз Савла, он принял крещение и стал проповедовать в синагогах, что Иисус есть Сын Божий. По некотором времени, иудеи в ярости решились убить его, но верующие, узнав об этом, спустили его ночью в корзине чрез городскую стену. Савл пробыл некоторое время в Аравии и через три года после своего обращения пришел в Иерусалим. Он захотел пристать к ученикам; но они чуждались его, помня, как он гнал Церковь Христову. Наконец один из учеников, Варнава, рассказал всем о чудесном обращении Савла и о том, как он проповедовал в Дамаске. Тогда уже верующие приняли его с любовью. Он везде безбоязненно говорил о Христе и много состязался с евреями. Понятно, что последние возненавидели его и покушались убить его. Тогда ученики проводили Савла в Тарс. Чудесное освобождение апостола Петра из темницы После обращения Савла Церковь Христова была некоторое время в покое. Но это продолжалось недолго. Около 44 г. царь Иудейский Ирод Агриппа, внук того Ирода, который избил вифлеемских младенцев, желая угодить народу, велел схватить ап. Иакова Заведеева и казнил его. Видя, что иудеи одобряли казнь Иакова, вскоре после этого схватил и Петра и заключил его в темницу. Так как приближалась Пасха, то он отложил казнь его, а до тех пор велел строго стеречь его. Все верующие глубоко скорбели и, собираясь вместе, молили Бога о спасении Петра. Уже подходил день, назначенный для казни. В ночь перед этим днем Петр, окованный цепями, спокойно спал в темнице между двумя воинами; два другие воина стерегли двери темницы. Вдруг, среди ночи, чудный свет озарил темницу, и ангел Господень, разбудив Петра, велел ему встать и идти за ним. Тотчас же цепи спали с рук и ног апостола, и он встал и пошел за ангелом, не зная сам, наяву ли это происходит, или во сне.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Предсказаниями будущего она доставляла значительный доход своим господам. Встретив апостолов, она начала ходить за ними и кричать: «Эти люди – рабы Бога вышнего, они возвещают нам путь спасения». Апостол изгнал злого духа именем Иисуса Христа, и служанка перестала предсказывать будущее. Господа ее, лишившись источника доходов, воздвигли гонение на проповедников и заключили их в темницу. Но проповедники, твердо надеясь на Бога, не упали духом. В самой темнице они молились и воспевали хвалу Богу. И вдруг, около полуночи, сделалось сильное землетрясение, так что самое основание темницы поколебалось, двери все отворились, и с заключенных спали оковы. Темничный страж, думая, что все узники разбежались, хотел было лишить себя жизни, но ап. Павел сказал ему: «Не делай себе никакого зла, мы все здесь». Тогда страж потребовал огня и в трепете пал к ногам апостолов. «Государи мои, – сказал он, – что мне делать, чтобы спастись?» – «Веруй в Господа Иисуса, – отвечали они, – и спасешься ты и домашние твои». Он тотчас пригласил их в свой дом и тогда же принял крещение со всем семейством своим. Между тем начальники города, приведенные в страх землетрясением и узнав о правах римского гражданства, принадлежащих узникам, тотчас освободили апостолов из темницы и просили их удалиться из города. Оставив Филиппы и основав Церковь Христову в Солуни, ап. Павел прибыл в Афины. В Афинах апостол удивился множеству идолов и жертвенников, построенных в честь их. Потому он особенно старался возвещать здесь веру в истинного Бога. Философы, услышав это новое учение, пригласили апостола в ареопаг. Павел принял приглашение и произнес перед членами ареопага свою знаменитую речь, в которой раскрыл ничтожество идолопоклонства, указал пути Промысла Божия, ведущие ко спасению, и возвестил о Спасителе мира, пострадавшем за нас и воскресшем из мертвых. Услышав о воскресении из мертвых, одни из членов ареопага начали смеяться над апостолом, а другие говорили: «Об этом послушаем тебя в другой раз», и, конечно, не старались уловить этого времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Таким образом, мы видим, что кающийся христианин обращается уже к истине и правде Божией, хотя и молит Господа не входить в суд с ним; здесь уже заметно великое, в сравнении с прежними молитвами и воплями, дерзновение. «Враг преследует душу мою, попирает во прах жизнь мою, посаждает меня во мраке, подобно давно умершим. Томится во мне дух мой, ноет во мне сердце мое. – Вспоминаю дни древние, исчисляю все деяния Твои, размышляю о делах рук Твоих». У кающегося христианина является уже теперь размышление, воспоминание, соображение: это доказывает, что душа его умиротворяется. «Простираю к Тебе руки мои; душа моя – как жаждущая земля пред Тобою. Поспеши, услыши меня, Господи; дух мой исчезает, не скрой лица Твоего от меня; иначе я сравнюсь с отходящими в могилу. Яви мне рано милость Твою; ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу душу мою». Опять мы сами видим здесь больше сиокойствия и мира душевного, нежели в прежних молитвах кающегося христианина. «Научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты Бог мой; дух Твой благий да руководствует меня по стезе прямой. Ради имени Твоего, оживи меня, по правде истреби всех врагов моих и погуби всех угнетающих душу мою, ибо я – Твой раб». Видим, с какою преданностию молится теперь кающийся христианин: в его словах слышится уже молитва об истреблении всех врагов его, о погублении всех угнетающих душу его. И вот, лишь только душа почувствовала себя несколько спокойнее и мирнее, кающийся христианин сейчас же начинает славословие свое Богу. «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Мир, водворяющийся в душе его, невольно напоминает ему ту хвалебную, дивную песнь, которую воспели ангелы, когда родился на земле великий Примитель и Спаситель наш, Господь Иисус Христос . Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея, Господи, Царю Небесный, Боже, Отче, Вседержителю, Господи, Сыне Единородный, Иисусе Христе и Святый Душе. Кающийся христианин не знает, как выразить свою сердечную благодарность Господу Богу за это неизреченное чудо Его милости, за ниспослание в Мир Единородного Сына Его для спасения нас грешных. Он и хвалит, и благославляет Триипостасного Бога, и поклоняется Ему, и славословит, и благодарит Его, и богословски исповедует троичность лиц в Его существе. Так, на утихшем от волнения и бури море отражается во всем блеске свет солнца и золотит его поверхность...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

«Отврати лице Твое от грехов моих, изгладь все беззакония мои. Сотвори мне, Боже, сердце чистое, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от меня». Так вопиет кающиийся христианин, повторяя покаянную молитву Давида. Покаянный вопль Давида кажется христианину недостаточным; его душа жаждет слез и воздыханий, и вот он, сознавая всю тяжесть грехов своих, изливает печаль свою пред лицем Господа. «Господи! Услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. Не скрывай лица Твоего от меня; в день бедствия моего приклони ко мне ухо Твое». Впрочем, эта самая надежда на Господа исторгает из уст кающегося христианина новую умиленную молитву о помиловании. Эта молитва Манассии. Манассия был царем иудейским. Не подражая примеру благочестивого отца своего, Езекии, он весь предался суеверию и нечестию, так что превзошел в этом язычников. И страшное понес за то наказание: –ассириане, разбив войско и разграбив всю Иудею, его самого в оковах отвели в плен в Вавилон. Здесь-то почувствовал и сознал он вину свою; исповедал свои грехи в молитве; искренно и пламенно раскаялся и получил прощение: Господь возвратил ему свободу и власть. Вот эта-то молитва и принята православною церковью в число покаянных молитв и читается на великом повечерии. Чтобы иметь о ней понятие, сделаю хоть небольшое извлечение. «Господи Вседержитель! Не назначил Ты покаяния праведникам, а мне, грешнику, у которого грехов больше, чем песку при море. Умножились мои беззакония; до того умножились, что я не достоин поднять взор в высоту небесную. Но вот теперь с сердечным коленопреклонением прошу у Тебя милосердия. Сознаю свои вины пред Тобою, – прости меня за них; не погуби меня со беззакониями моими и не осуди во ад. В этом-то и выразится все величие Твоего милосердия, что помилуешь и простишь меня, недостойного». Потом, после трисвятого, то же сознание греховности и прошение милосердия у Бога, но уже прямо от лица молящихся. – Помилуй нас, Господи, помилуй нас: всякаго бо ответа недоумеюще 36 , сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим: помилуй нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

По мере приближения ночи молитва христианина делается еще сильнее и умиленнее, его воззвания к Господу еще трогательнее. Он понимает, что ни стены храма, ни стены дома его, и никакая твердыня не укроют его от врагов, но что во мраке ночи враг по преимуществу расставляет ему сети свои. И вот он в Господе ищет ограды себе и спасения; Ему всецело поручает он себя, в руки Его предает он дух свой. «На Тебя, Господи, уповаю», – взывает он в смятении сердца своего; –не оставь меня в стыде вечном; по правде Твоей избавь меня. Приклони ко мне ухо твое, поспеши спасти меня. Будь мне каменною твердынею, крепкою оградою, где бы спастись мне. Ибо Ты – каменная гора моя и ограда моя, ради имени Твоего руководствуй и управляй мною. Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне; ибо Ты – крепость моя. В руце Твои предаю дух мой...». Но эта живая преданность в волю Божию тотчас сменяется смиренною молитвою о помиловании. «Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; изныло от тоски око мое, душа моя и сердце мое. Ибо истощилась в печали жизнь моя, и лета мои в стенаниях. Ослабела от страдания моего сила моя, и кости мои измождились. От множества врагов моих я сделался посмешищем у самых соседей моих, и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня. Я забыт, как мертвый; нет меня в середцах; я как разбитый сосуд. Ибо слышу злоречия многих, отвсюду ужас, когда они вместе сговариваются исторгнуть душу мою». Как живо и ясно понимает кающийся христианин бедственное положение свое среди борьбы со врагами спасения своего! Как мало надеется он на свои силы и мудрость! «Я на Тебя, Господи, уповаю», – взывает он, представляя себе весь ужас положения своего, – «я говорю: Ты Бог мой. В руке Твоей дела мои, исхить меня из руки врагов моих и гонителей моих. Яви светлое лице Твое рабу Твоему, спаси меня ради милости Твоей, Господи! Не оставь меня в стыде, ибо Тебя призываю. Да посрамятся нечестивые, да умолкнут и падут в ад» ( Пс. 30 ). Мы видели, как долго взывал к Господу о помощи кающийся христианин; слышали, как долго молил он Его о помиловании. Св. церковь с намерением так расположила последование повечерия, чтобы дать ему полную свободу предаться своей печали, яже по Бозе, чтобы открыть ему полную возможность плакать и рыдать пред Господом, сознать всю свою нищету и убожество, всю беспомощность и одиночество среди приближающегося мрака ночи, при непрестанных нападениях на него врагов его. Господь как бы не слышал его вопля и не являл ему светлого лица Своего. Но вот чем живее и полнее предает себя христианин в руце Божии, при этом сознании своих немощей и своего бессилия в борьбе со врагами; – тем скорее спешит явиться ему Господь с Своею божественною помощию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В ответ на живую преданность христианина Богу и на его жалобный вопль о множестве врагов, восстающих на него, раздается уверительное слово Самого Бога, обещающего ему Свою Божественную помощь при всех нападениях врагов его. «Так как он, т. е. истинный христианин, возлюбил Меня», – вещает Отец небесный, – «избавлю его, защищу его, так как он познал имя Мое. Призовет Меня, – и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его; долгоденствием насыщу его и явлю ему спасение Мое». Светлым лучом ободрения и надежды кажется кающемуся христианину уверение это Всевышнего Господа: «с ни Я в скорби, избавлю его и прославлю его». Оно производит всеобщее радостное движение в сердцах всех молящихся в храме; оно раскрывает их уста, умиляет сердце, вливает бодрость и свежесть в душу их при дальнейшей борьбе со врагами. Тотчас после этого Божественного уверения, попеременно на два хора поется велегласно и со сладкопением отрывок из пророчества св. Исаии: «с нами Бог ! Разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог ! Услышите до последних земли: яко с нами Бог!» Вот самое пророчество: «С нами Бог ! Враждуйте, народы, но трепещите. Замышляйте замыслы, но они рушатся. Изрекайте повеления, но они не исполнятся, потому что с нами Бог (VIII 9, 10). Иегову (Господа), Бога воинств, Его чтите свято; Он для вас страшен, и Он для вас ужасен. Он будет и священным убежищем (13, 14). Вот я и дети, которых дал мне Иегова (13). Народ, ходящий во тьме, увидит великий свет. Над сидящими в земле смертного мрака возсияет светило (18, 2); потому что у нас родилось Дитя, нам дан Сын, Которому на рамена будет возложена власть, и нарекут имя Ему: чудный Советник, Бог крепкий, вечный Отец, Князь Мира. Величию власти и благоденствию не будет меры» (5, 6). В заключение всего этого мы единодушно иовторяем первые слова пророческого сказания Исаиина: «с нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог». Так радостно, торжественно и громогласно это воскликновение наше среди великого повечерия. Это радостный, торжественный клик воинов, узревших своего началовождя и получивших от того новую бодрость, мужество и силы. И тем радостнее, тем торжественнее это восклицание, что до него мы слышали или монотонное чтение псалмов, или молитвенный стон о помиловании.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

По прочтении трех псалмов произносится краткое славословие Пресв. Троице, Которая ведет нас путем испытаний, подвигов и борьбы со врагами нашими к вечному покою и Которую немолчно воспевают небожители. После краткого славословия вы снова слышите умиленную мольбу кающегося христианина. Он и среди самой борьбы со врагами своими, и среди самого сердечного сокрушения о грехах своих, – равно как и во время покоя, которому думает предаться, единственную – надежду свою возлагает на Господа: он всеусердно умоляет Господа указать ему путь Его и научить ходить по стезям заповедей Его; тогда он верно достигнет блаженного покоя; тогда душа его непременно будет почивать во благе. Вместе с тем кающйся христианин молит Господа, чтобы Он призрел на него и помиловал его особенно теперь, когда он одинок и угнетен, когда он в изнеможении, когда враги его во множестве и всею злобною ненавистью ненавидят его. «К Тебе, Господи, возношу душу мою», – взывает христианин, – «Боже мой, на Тебя уповаю: не дай посрамиться мне, да не восторжествуют враги мои надо мною. Ибо все надеющиеся на Тебя не посрамятся; посрамятся отступающие от Тебя беззаконно. Укажи мне, Господи, пути Твои, научи меня ходить стезями Твоими. Наставь меня на истину Твою, и научи меня. Вспомни милосердие Твое и милости Твои; ибо они вечны. Грехов не воспоминай, по милости Твоей, вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи. Благ и праведен Господь; посему указует грешникам путь, наставляет смиренных на истину и научает кротких ходить путем Его. Все пути Господни – милость и верность к тем, кои хранят завет Его и откровения Его... Кто есть человек, боящийся Господа: – Он укажет ему путь, какой ему избрать. Душа его будет почивать во благе, и потомство его будет обладать землею». «Очи мои непрестанно устремлены к Господу», – продолжает христианин, – «ибо Он извлекает из сети ноги мои. Призри на меня и помилуй меня; ибо я одинок и угнетен. Да расширится сжатое сердце мое; из тесноты моей изведи меня. Воззри на страдание мое и изнеможение мое; и прости все грехи мои. Воззри на врагов моих, как много их, и какою злобною ненавистью ненавидят они меня. Сохрани душу мою, и избавь меня; не дай посрамиться мне, ибо на Тебя уповаю» ( Пс. 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Эта молитва , как вы видите, начинается так же, как и покаянный псалом Давидов; она преисполнена теми же чувствами: многие выражения ее как бы прямо оттуда заимствованы. Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу... Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом: не прогневайся на ны зело (на нас чрезмерно), и не помяни беззаконий наших; но призри и ныне, яко благоутробен, и избави нас от враг наших: Ты бо ecu Бог наш, и мы людие Твои, ecu дела руку Твоею, и имя Твое призываем. Ты – Бог наш, а мы люди Твои; мы – творение рук Твоих, мы носим на себе святое имя Твое (христиан); так умоляем мы Господа Иисуса, чувствуя на себе благоволительный взор Его и возводя наши очи к Нему, премилосердому. И ныне, и присно, и во веки веков аминь. Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице: надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского. Так взываем мы к Царице небесной, желая найти себе убежище под Ея божественным покровом. Затем следует краткое молитвенное воззвание: «Господи, помилуй» –произносимое сорок раз, и молитва св. Мардария, выражающая полнейшую всецелую преданность нашу Господу Вседержителю. Владыко Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе, едино Божество, едино сила! Помилуй мя грешнаго, и имижи веси (какими Ты знаешь) судьбами спаси мя недостойнаго раба Твоего, яко благословен еси во веки веков. Этим кончается второе отделение повечерия. Душа кающегося христианина, под благоволительным взором Отца небесного, опять несколько успокоилась: опять ее вопли и стоны разрешились и в детский лепет славословия, и в молитву умиления, и во всецелую преданность Господу и Его святому промыслу. Но не конец еще тревогам душевным. Третья часть повечерия начинается все еще воплем и стоном кающегося христианина; но этот стон и вопль несравненно короче, мягче. Господи, услыши молитву мою, взывает кающийся христианин, прими моленье мое, по истине Твоей; внемли мне по правде Твоей. И не входи в суд с рабом Твоим; ибо не оправдается пред Тобою ни один живущий.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010