Филипп пошел и увидел здесь эфиопского вельможу, который приезжал в Иерусалим для поклонения, и теперь возвращался домой. Он читал книгу пророка Исаии; Филипп, по внушению Духа Божия, подошел к колеснице и спросил его, понимает ли он то, что читает? Вельможа, действительно, затруднялся в понимании прочитанного. Потому пригласил Филиппа к себе в колесницу и просил объяснить следующие, читанные им, слова: «Как овца, веден Он на заклание, и как агнец пред стригущим Его безгласен, так Он не отверзает уст Своих». Тогда Филипп объяснил, что пророк говорит здесь о Мессии, и раскрыл вельможе учение о Христе. Между тем они подъехали к реке, и эфиоплянин сказал: «Вот вода: что препятствует мне креститься?» – «Если веруешь от всего сердца, – отвечал Филипп, – то можешь креститься». – «Верую, – сказал вельможа, – что Иисус Христос есть Сын Божий». Тогда оба они сошли с колесницы. Вельможа принял крещение, а Филипп тотчас взят был от него ангелом и сделался невидим. § 7. Обращение Савла Во время страшной мученической кончины св. Стефана, мучители, побивавшие его камнями, складывали свои одежды «у ног юноши, именем Савла». Хотя сам он, видимо, и не принимал участия в побиении первомученика камнями, но был настолько ожесточен на великого проповедника христианства, «что одобрял убиение его», да и после этого кровожадного дела не успокоился, а терзал церковь , входя в домы, и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницы. Этот яростный гонитель христианства был иудей, родом из Тарса, в Киликии. Он, таким образом, принадлежал к иудеям рассеяния, но происходил из семейства, которое гордилось чистотою своей иудейской крови, помнило свое происхождение от Вениаминова колена и самое имя своему сыну дало в честь царя из этого колена – Саула. Будучи, таким образом, «евреем от евреев», Савл вместе с тем обладал весьма важным гражданским правом, именно правом свободного римского гражданина. Дав своему сыну общее классическое образование, родители Савла вместе с тем позаботились особенно дать ему высшее образование иудейское.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Тогда св. Стефан понял, что ему предстоит участь последовать за своим Учителем по скорбному пути мученичества, и взоры его обратились к небесам. Там он «увидел Славу Божию, и Иисуса, стоящего одесную Бога». Восхищенный этим дивным богоявлением, он воскликнул: «Вот я вижу небеса отверстыя и Сына Человеческого, стоящаго одесную Бога!» Но этих возвышенных слов не могли выдержать чувства его слушателей. Затыкая себе уши, как бы с целью предохранить их от оскверняющаго богохульства, они с диким ревом ринулись на Стефана. О законном решении дела теперь уже не могло быть и речи. В своей ярости они забыли всякий закон и повлекли св. Стефана за городские ворота, чтобы там побить его камнями. Когда началось исполнение казни, мученик воскликнул: «Господи Иисусе! приими дух мой». А когда израненный, истекая кровью, он мог еще стать на колени, он в духе своего Господа молился за своих убийц, и даже вопль его страдания звучал прощением. «Господи, – молился он, – не вмени им греха сего!» С этим возгласом он отошел от злобы людей в мир Божий и «почил». Тело его погребли некоторые благоговейные мужи, которые вместе с тем «сделали великий плач по нем». Это был первый мученик за имя Христово, и на нем первом оправдалась великая истина, что «кровь мучеников есть семя христианства». § 6. Крещение самарян и эфиопского вельможи После убиения первомученика Стефана гонение со стороны иудеев распространилось на всех верующих во Христа, находившихся в Иерусалиме. Это побудило многих из них удалиться отсюда, и они рассеялись по разным странам. Так, один из 7 диаконов, именно Филипп, удалился в Самарию и здесь своей проповедью и чудесами обратил многих жителей в христианство и крестил их. Находившиеся в Иерусалиме апостолы, узнав о крещении самарян, отправили Петра и Иоанна сообщить новокрещенным дары Св. Духа. Апостолы, прибыв в Самарию, собрали всех крестившихся и после общей молитвы возложили на них свои руки и сообщили дары Св. Духа. Во время пребывания диакона Филиппа в Самарии явился ему ангел и повелел идти на дорогу, идущую от Иерусалима в Газу.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Коль скоро Он останется один и тот же, несмотря на то, что и самое небо стареет и применяется как одежда, то и семя Его рабов должно устоять против изменений настоящего вида мира ( Пс. 101, 28  и дал.). Что подпавший, по-видимому, погибели в порабощении неприятелями народ Божий возвратится снова к жизни – эта мысль представляется у пророков как пробуждение от смерти. Так, у Осии ( Ос. 6, 2 ) выводится говорящим Израиль после того, как он в своем бедственном состоянии обратился к своему Богу, хотя еще довольно колебательно: Пойдем и возвратимся к Иегове, ибо Он уязвил, и Он исцелит нас, поразил и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня (определенное выражение неопределенного) и в третий день восставит нас, и мы будем жить перед миром Его (Ос. 6, 1–2). Что здесь высказано как надежда народа, который при непостоянстве своем не мог еще быть убежденным в исполнении ее, то в дальнейших стихах является как слово Самого Бога: От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: смерть! Где твое жало? Ад ! где твоя победа? Раскаянья в том не будет у Меня. В связи с нравственным переворотом, какой должен был произойти в обществе с явлением Мессии, поставляется у пророков изображение последней судьбы человека; от времени явления Мессии они переходят к последним временам мира и к самой вечности, так как Мессия полагает начало новой жизни на земле, ведущей к осуществлению целей человеческой жизни в вечности. Поэтому «день Иеговы», т.е. день суда над язычеством, называется у них и последним днем, т.е. началом вечного Царства Божия ( Ис. 2, 12 ; Иоил. 1, 15; 2, 1 ; Иез. 36, 33 ). Понятие о духовном воскресении народа, которое называется «воскресением первым» ( Откр. 20, 5 ), сливается с воскресением тел при конце мира как «вторым воскресением» и служит для последнего основанием. Переход от провозвещения восстановления народа израильского к предсказанию воскресения умерших членов народа представляется у пророков в таком виде. Когда очищенный остаток Израиля снова будет восстановлен и прославлен после своего суда, то этим загадка жизни еще не разрешится.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

– Кто ты? – Я Иосиф Мудрый, – отвечал он. – Когда ты умер? – В начале 1516 года. – Что ты нам скажешь? – Любите Бога и святых Его. Те, которым дух давал эти ответы, ничего не знали об Иосифе Мудром. Спросили меня. Я припомнил, что некоторые из учеников преп. Иосифа Волоколамского называли его Иосифом Мудрым и что указанный год близок ко времени его кончины. Навели справку, и оказалось, что преставление прп. Иосифа означено в святцах под 9 сентября 1515 года. Разница в годе могла зависеть или от ошибки считавших или от счета с новолетия с 1 сентября. Видимо, говоривший с нами дух хотел выдать себя за богоугодного праведника, много потрудившегося в защите православной веры против ересей. Но как узнать, правду ли он говорит или обманывает? Апостол Иоанн подает нам верный способ для распознавания духов. Он говорит: Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста ( 1Ин. 4, 1–3 ). Основываясь на этих священных словах, я попросил вступивших Влобщение с духом, спросить его, исповедует ли он Сына Божия во плоти пришедшего? Этот вопрос остался без ответа; а когда повторили его, тяжелый ореховый стол с треском двинулся почти на аршин вперед». А вот еще более поразительный случай, рассказанный К. Кусковым в духовном журнале «Странник» 40 . «В начале 1883 г. одна дама Е. Р., – пишет он, – рассказала мне о том, как она, когда жила в городе К., вместе со своими знакомыми занималась со столом, который на всякие вопросы отвечал стуками ножкой; узнавал, сколько она получала тогда с почты денег и от кого и проч., и кроме того, стол ходил по комнате. Причину этих явлений она относила к действию магнетизма. До этого времени я не знал о спиритизме и потому сомневался в справедливости рассказа, и чтобы убедиться в действительности тех явлений, я предложил г-же Р. сделать в нашем семействе опыт с имевшимся у нас круглым столом, на что она согласилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Напрасно мать твоя жалела об их смерти, оставшись в живых, они того не получили бы». 98 Место это читается так: никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, – тот получит награду; а кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. 102 Свод западных толкований этого места можно найти в книге: Die Kirchenvater und das Neil Testament. Von Joseph langen, 210–212, также у Кальмета, Корнелия a Lapide, u b католических системах догматического Богословия. 110 Hahn. Das Bekenntniss der evangelichen Kirche in seinem Verhaltniss zu dem der Romischen und Sriechisen 154. Leipzig. 1859. 129 Позволяем себе хотя в примечании коснуться погребальных обычаев не христиан. Как ни странны обряды, которыми они сопровождают погребение своих усопших и поминовения их, а все же и им верится, что нельзя зарыть тело человека в землю без молитвы и обрядов религиозных, нельзя и после погребения его не молиться о нем, потому что это полезно для него; так сродна, значит, природе человека мысль о бессмертии, о тесной неразрывной связи между живыми и мертвыми.      У евреев есть немало своих обрядов при погребении. Когда еврей сделается опасно болен, приходит к нему раввин и читает ему исповедь такого содержания: «верую и исповедую, Господь Бог мой и Бог отцов моих, что Ты Всемогущий Бог и животворишь все живущее: верую, что жизнь и смерть в деснице Твоей. Молю Тебя, возврати мне прежнее здоровье, вспомни обо мне и услышь меня, как услышал больного Езекию. Если же настал уже час мой, если я должен умереть, то пусть смерть моя примирит меня с Тобою и очистит меня от грехов, совершенных мною от колыбели до настоящей минуты, ведомых мне и неведомых. Еще молю Тебя, Господи, да наследую я рая и блаженство, уготованное для праведников, и да сподоблюсь зреть лице Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Что Иаков не утешает себя мыслью лечь в одну могилу с своим любимым Иосифом, очевидно из того, что он предполагал, что его сын был растерзан исъеден каким-нибудь хищным зверем в пустыне, так как мы слышим, что он сказал: «хищный зверь съел его». Думая, что такой смерти подвергся Иосиф, он хорошо сознавал, что в этих обстоятельствах было невозможно, чтобы любимый им сын был удостоен обряда погребения, и поэтому не мог даже и минутно предполагать, что сможет лечь в одну могилу с ним. Нет, патриарх в своей скорби прибегал к более возвышенному и святому источнику утешения; и это утешение состояло именно в глубокой вере, что когда он вступит в обитель преставившихся, то увидит там этого своего нежно любимого сына среди сонма блаженных. Мы направим теперь внимание читателя к некоторым отделам пророческих книг Священного Писания и главным образом к тем из них, в которых говорится, что люди узнают друг друга в стране душ погибших. И прежде всего укажем на повествуемое в 14 главе пророка Исаии о царе вавилонском. В 9 стихе этой главы место, зримое в пророческом видении, внезапно переносится с земли во ад и к вавилонскому владыке, дух которого, покидая тело, низвергается в место мучений погибших грешников. К нему обращено следующее слово: Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем, пробудил для тебя рефаимов, всех вождей земли, поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам ( Ис. 14, 9–10 ). В этом месте Священного Писания полном ужаса и величия, говорится, что царь некогда сильный и гордый своей славой, который «колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее», теперь низвержен во ад и что при сошествии его туда он узнается теми, кто на земле были жертвами его жестокости и честолюбия. О его «приходе» говорится, что им произведено сильное волнение в области ада. Сказано, что ад преисподний пробудил всех вождей земли, и они словами тяжкой укоризны и язвительной насмешки ругаются над павшим властелином, сравнивая его прежнее богатство и величие, жестокость и гордость с его настоящею беспомощностью и ниспадением во ад.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Тени подземного мира пребывают в глухом молчании; даже беззаконные перестают там наводить страх «своими свирепствованиями» ( Иов. 3, 17 ) и «умолкают во аде» ( Пс. 30, 18 ). Вселиться в страну молчания – эта фраза употребляется у ветхозаветных писателей как более мягкий перифраз прямого выражения: «жить в шеоле» ( Пс. 93, 17 ). Обитатели шеола могут говорить только тихим, едва слышным голосом ( Пс. 29, 4 ). Оттого в шеоле не слышится никаких славословий Богу. Царь Езекия поет: «Не шеол славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою» ( Пс. 38, 18 , ср. 11З, 24–25). «В смерти нет памятования о Тебе; в шеоле кто будет славить Тебя» ( Пс. 6, 5–6 ). В другом месте Псалмопевец повторяет ту же мысль еще яснее: «Что пользы в крови моей, когда я сойду в шеол? Будет ли прах славить Тебя? Будет ли возвещать истину Твою?» ( Пс. 28, 10 ). Правда, всемогущество Божие достигает и этого мертвого царства, которое все открыто пред ним ( Иов. 16, 15  и след.; Притч. 15, 11 ), но покоющимся здесь не достает возможности взаимного общения с Богом ( Пс. 87, 6 ), – и это самое худшее из всего, что испытывают тени в шеоле. Никакое проявление божественной милости туда не достигает. Давид говорит: «Между мертвыми я брошен, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты (Боже) уже не вспоминаешь, и которые от руки Твоей отринуты» ( Пс. 87, 6 ). Иов молит Бога о пощаде: «Зачем не простить мне греха и не снять с меня беззакония, пока я не лягу в прах когда Ты поищешь меня (т. е. милостию), но уже не будет меня» ( Иов. 7, 21 ). Псалмопевец говорит: «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? разве мертвые восстанут и будут славить Тебя? Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои и в земли забвения правду Твою. Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя. Для чего, Господи, отриваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня?» ( Пс. 87, 11–15 ). Среди такой глубокой дремоты сознание теней в шеоле едва только пробивается ( Иез. 32, 21 ; Цар.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Но для того чтобы значение этого выражения было вполне установлено и не могло допускать уже никакого сомнения, рассмотрим, что сказано о смерти Моисея и Аарона. В книге Второзакония (32, 50) Господь говорит Моисею: умри на горе, на которую ты взойдешь, и  приложись к народу своему, как умер Аарон, брат твой на горе Ор и приложился к народу своему. Никто из предков Аарона не умирал и не был похоронен на горе Ор. Следовательно, когда говорится о нервом первосвященнике народа израильского, что он, скончавшись на горе Ор,приложился к народу своему, то это неоспоримо означает, что хотя тело его и было положено одиноко на этой горе, в пустыне, но лучшая часть его существа, – его бессмертный дух не был обречен на такое одиночество и отчуждение, а был немедленно «приложен» или допущен в братское общение с праведными его предками. И слова Господа, на которые мы только что указывали, сказанные Моисею: умри на горе, на которую ты взойдешь, и  приложись к народу своему, вовсе не означают, что Господь через это говорил Своему слуге, что он будет погребен с людьми своего народа. Великому законодателю, равно как и первосвященнику народа израильского, предназначалась одинокая могила, далеко отстоящая от гробниц его отцов; и мы знаем, что по повелению Божию Моисей погребен на долине в земле Моавитской против Веффе-гора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня ( Втор. 34, 6 ). Верование патриарха Иакова в то, что люди в мире грядущем узнают друг друга и будут опять радоваться единению с теми, кто им был дорог на земле, это его верование, говорим, очевидно из следующего места Священного Писания, если оно будет правильно нами понято. Мы читаем в книге Бытия (37, 35), что когда одежда Иосифа, омоченная в крови, была принесена к его отцу, то старец, будучи уверен, что любимый его сын был растерзан хищным зверем, не хотел утешиться, и сказал: С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Слово, переведенное здесь «преисподняя», не есть кебер, т. е. это не то слово, которое не еврейском языке собственно означаетмогилу или гробницу; нет, в тексте подлинника поставлено выражениешеол, которое употреблялось для означения не могилы, а места, где находились души перешедших в загробный мир, или места, где пребывали бестелесные духи. Значит, Иаков собственно говорит следующее: я сойду в шеол к сыну моему с печалию. Он тут не только говорит нам, что будет скорбеть, пока не сойдет в шеол – место отшедших в мир загробный, но он еще добавляет, что когда он вступит в шеол, то будет с сыном своим. «Я сойду, – говорит он, – к сыну моему в шеол». Следовательно, из этих слов вполне очевидно, что патриарх был убежден, что когда он достигнет шеола, то узнает своего сына и будет утешаться общением с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В 32 главе пророчества Иезекииля мы также удостоверяемся в сказанной страшной истине, что души погибших навеки грешников узнают друг друга. Здесь, в грозновеличественном повествовании, царь египетский изображен сошедшим во ад, находящимся там среди князей и необрезанных, а в 21 ст. означенной главы нам сказано о фараоне: Среди преисподней будут говорить о неми о союзниках его первые из героев; они пали и лежат там между необрезанными, сраженные мечом. Это место Священного Писания изображает перед нами жилище ада и указывает, что души отшедших в мир загробный неистовых мучителей, их союзников и их полчищанаходятся вместе, и мы видим их говорящими с фараоном во аде, когда и он сошел туда к ним. А что царь египетский узнал их, это несомненно, так как вслед за перечислением царей и народов, о которых сказано, что они сошли в преисподнюю и о которых утверждается (ст. 27), что осталось беззаконие их на костях их, потому что они как сильные, были ужасом на земле живых, в ст. 31 мы читаем: увидит их фараон и утешится о всем множестве своем, пораженном мечом, фараон и все войско его, – говорит Господь Бог . Из означенного места книги пророка Иезекииля мы узнаем, что царь египетский не только будет видеть тех царей и народы, которых он знал на земле, но что вид этих несчастных, преданных вечным мучениям, доставит ему род дьявольского радования, раз он узнает, что те, которые были соучастниками его преступлений, станут сотоварищами его страданий. Той же истине, утешительной для благочестивых и страшной для беззаконных, что людивзаимно узнают друг друга во аде и будут обречены на вечное сотоварищество, мы научаемся и 31 главой Иезекииля, (16 и 17), где Бог говорит о царе ассирийском:Шумом падения его Я привел в трепет народы, когда низвел его в преисподнюю к отшедшим в могилу,  и обрадовались в преисподней стране все дерева Едема, отличные и наилучшие ливанские, все пьющие воду; ибо и они с ним отошли в преисподнюю к пораженным мечом  и союзники его, жившие под тенью его, среди народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

      У того же евангелиста Луки (16, 19–26) мы читаем о богаче жестокосердном и бедном Лазаре следующее: Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршестпвовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях; и желал напитаться крошками, падающими со стола богача; и псы, приходя лизали струпья его. Умер нищий, и отнесен был ангелами на лоно Авраа-ново. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его. И возопив, сказал: отче Аврааме, умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое: ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между вами и нами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Очевидно, что в этом повествовании Христом сказано многое о бессмертии. Он приподнимает, так сказать, завесу, скрывающую от нас мир духовный, и дает нам взглянуть минутно на состояние душ в загробном мире. Быть может, ни в одном из мест Священного Писания не изображены столь живо различные состояния отшедших и их взаимные друг к другу отношения. Нам дано нидеть одновременно небо и ад и то, что там происходит, поведано нам Тем, Который есть не только «Начальник жизни», но и «Имеющий ключи ада и смерти». Рассмотрим же, что нам сказано Христом относительно той истины, что люди узнают друг друга и что общение между ними возобновится в том мире духовном, который Он раскрывает перед нами в сказанном повествовании. Притча эта учит нас тому, что святые, находящиеся в царстве славы, не только взаимно узнают друг друга, но что между ними существует самая искренняя дружба и общение, так как мы слышим, что Лазарь не только узнал Авраама, но что ему дозволено было и возлежать на лоне его, т. е. дано было блаженство самого преискреннего общения с «отцем верующих и другом Божиим».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010