«Не все ли эти галилеяне? И как мы слышим их говорящими на наших языках?» спрашивали они. Другие с насмешкой говорили, что апостолы упились вином. Минута была страшная. Делу Божию грозило общее посмеяние. Но в этот момент из среды апостолов выступил Петр и громким голосом обратился к волновавшейся толпе: «Мужи иудейские и все обитающие в Иерусалиме!» воскликнул он. Толпа, пораженная мужеством апостола, смолкла и притаила дыхание. А ап. Петр продолжала: «Сие да будет вам известно: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня 1 ; но это есть предреченное пророком Иоилем: «и будет в последние дни, говорит Бог, излию от духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать». Толпа умилилась сердцем, услышав пророческое слово, и ап. Петр перешел к открытой проповеди о Христе. «Мужи израильские! – воскликнул он опять, – выслушайте слова сии: Иисуса Назарея, засвидетельствованного вам от Бога знамениями и чудесами, вы убили... Но Бог воскресил Его, чему мы все свидетели. Итак, Он, быв вознесен десницею Божьею и приняв от Отца обетование Св. Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите...» Апостол кончил свою речь, но, как страшный гром небесного правосудия, слова ее раздавались еще в ушах тех из этой толпы, которые лишь 50 дней тому назад в безумном неистовстве кричали: «Распни, распни Его!» С воплем отчаяния многие бросились к Петру и другим апостолам, восклицая: «Что нам делать, мужи братия?» Петр же сказал: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Св. Духа». И были эти слова как целительный елей для настрадавшихся душ. В тот день крестилось около 3000 человек. Праздник Пятидесятницы справедливо называют днем рождения церкви христианской. § 3. Исцеление хромого апостолом Петром и новые успехи Христовой церкви. Гонение от синедриона Наделенные необычайными дарами, апостолы стали проповедовать евангелие, подкрепляя его чудесами. Впереди других в этом отношении был ап. Петр, действовавший вместе с Иоанном. Отправившись в храм, они встретили у Красных ворот храма беспомощного хромого нищего, который попросил у них милостыни. Ап. Петр сказал ему: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назарея встань и ходи». Когда апостол поднял его за правую руку, то хромец «вскочил, встал и начал ходить, хваля Бога». Такая чудесная перемена с известным всем жителям нищим поразила всех; около апостолов, от которых не отходил благодарный нищий, собралось множество народа, и ап. Петр обратился к нему с проповедью, в которой на основании св. писания и всей ветхозаветной истории доказывал, что иудеи по слепоте своей «убили Начальника жизни». Но так как все это сделали по неведению, то им осталась еще возможность для покаяния. «Итак, – говорит воодушевленный апостол, – покайтесь и обратитесь, чтобы загладить грехи ваши; да придут времена отрады от лица Господня». Многие из слышавших слово его уверовали, и было число таковых людей около 5000 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Проповедь эта, собравшая множество слушателей, обратила на себя внимание членов синедриона, которые крайне вознегодовали на этих ничтожных, по их мнению, галилейских поселян, осмелившихся выступать со своим учением в храме. Апостолы были схвачены и отданы под стражу. На другой день собрался синедрион, в который и приведены были апостолы. Совет составился из главных виновников смерти Христа, первосвященников Анны и Каиафы, которые теперь со смущением должны были чувствовать, что, распяв Иисуса, они не распяли Его дела. Ап. Петр на вопрос, «какою силою, или каким именем они сделали» поразившее весь Иерусалим чудо, смело отвечал речью, в которой прямо говорит, что они сделали именем того Самого «Иисуса Христа Назарея, Которого иудеи распяли, но Которого Бог воскресил из мертвых». Члены синедриона не могли ничего сказать против апостолов, так как всем жителям Иерусалима и им самим было известно совершенное ими чудо и опровергнуть его не было возможности. Поэтому они ограничились только тем, что запретили апостолам говорить и учить об имени Иисуса. Но Петр и Иоанн сказали: «Судите: справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали». Апостолы, как отвечали в синедрионе, так и поступали; их проповедь продолжалась. Вместе с тем они творили множество чудес; народ выносил больных на улицы и полагал их на постелях, дабы хоть тень проходящего Петра осенила кого из них. Первосвященники и народные старейшины увидели теперь, что новое учение может окончательно поколебать иудейскую религию, и решились прибегнуть к насильственным мерам против апостолов. Они наложили на них руки и приказали заключить их всех в народную тюрьму. Но ангел Господень ночью вывел их из темницы, и апостолы по-прежнему проповедовали в храме. На другой день, не нашедши апостолов в темнице, враги их пришли в недоумение, а между тем донесли первосвященнику, что апостолы учат в храме. Опять стража взяла их из храма и привела в синедрион. «Не запретили ли мы накрепко, – говорили им члены синедриона, – учить об имени сем? И вот вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь этого человека». Апостолы отвечали: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Члены синедриона пришли в озлобление и замышляли умертвить всех апостолов. Только благоразумие одного уважаемого народом фарисейского законоучителя Гамалиила остановило этот замысел. Он предложил оставить апостолов в покое, «так как, – говорил он, – если это дело человеческое, то оно само собою уничтожится, если же Божественное, то никто его не может разрушить». Апостолов били, опять запретили им говорить об Иисусе и отпустили. Но, несмотря на то, апостолы по-прежнему всякий день в храме и по домам продолжали проповедовать о Спасителе. § 4. Жизнь первых христиан. Анания и Сапфира. Избрание 7 диаконов

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Предложив притчи, Господь изобразил самый суд, для совершения которого Он придет на землю. Краткое, но величественное изображение Страшного Суда должно было утвердить и укоренить в душах апостолов предшествовавшие внушения Господа – постоянно ожидать Его пришествия и постоянно быть в готовности предстать пред Него. Такова была уединенная беседа Господа с учениками на горе Елеонской за два дня до праздника пасхи и до Его распятия.        Прошел этот праздник, ознаменованный таинственными событиями: Сын Человеческий, Утеха Израиля и Чаяние языков, руками беззаконных был пригвожден ко кресту, умер, был погребен и в третий день воскрес. Прошло сорок дней после славного Его воскресения, в продолжение которых Воскресший являлся Своим ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием,– и вот наступило время Его разлуки с учениками. Господь в последний раз явился Своим ученикам в Иерусалиме и, по обыкновению, начал беседовать с ними о Царствии Божием. В продолжение беседы, Он и ученики вышли из Иерусалима и достигли горы Елеонской. Здесь ученики спросили Господа: не в сие ли время, Господи, восстановишь царство Израилю? ( Деян. 1,6 ). Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец предоставил Своей власти, – ответствовал Господь. – Но вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Моими свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до последнего края земли ( Деян. 1, 7–8 ). Получив такой ответ от своего Учителя и Господа, не должны ли были ученики припомнить Его беседу, которая была незадолго до Его страданий на этой же самой горе, горе Елеонской? Не должны ли были припомнить и все Его внушения, как должно ожидать, и в чем должно состоять ожидание будущего царства славы? Но им предстояло другое, более разительное напоминание об этой беседе. Господь стал благословлять Своих учеников и, во время самого благословения стал отделяться от них и возноситься на небо. Вскоре облако скрыло Его от взоров их. Ученики Господа стояли в изумлении, с очами и сердцами, обращенными к небу; и вот два Ангела в белой одежде предстали и сказали им: галилеяне, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Вскоре за тем апостолами установлена была вторая и третья степень священства, и таким образом в Церкви появились пресвитеры (священники) и епископы. Убиение архидиакона Стефана Силе проповеди апостольской иудейские законоучители хотели противопоставить свою мудрость. Некоторые из эллинистов вступили в спор с Стефаном, одним из семи диаконов, о новом христианском учении и законе Моисеевом; но не смогли противостоять мудрости и Духу, силою Которого он говорил. Вследствие этого иудейские законники еще более озлобились. Стефана привели в синедрион и обвинили в том, что он говорил хульные слова на Бога и Моисея. Оправдываясь, Стефан упрекнул самих судей в убиении истинного мессии и, наконец, в священном восторге, воскликнул: «Вот я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога!» Тогда присутствующие в синедрионе иудеи, схватив Стефана, вывели за город и, положив свои одежды у ног юноши Савла, стали побивать Стефана камнями. Побиваемый же, стоя на коленях, молился за своих убийц, говоря: «Господи Иисусе! не вмени им греха сего и приими дух мой!» Он сделался первым христианским мучеником. Крещение самарян и эфиопского вельможи После убиения первомученика Стефана, гонение со стороны иудеев распространилось на всех верующих во Христа, находившихся в Иерусалиме. Это побудило многих из них удалиться отсюда, и они рассеялись по разным странам. Так, один из семи диаконов, именно Филипп, удалился в Самарию и здесь своею проповедью и чудесами обратил многих жителей в веру Христову и крестил их. Находившиеся в Иерусалиме апостолы, узнав о крещении самарян, отправили Петра и Иоанна сообщить новокрещенным дары Св. Духа. Апостолы, прибыв в Самарию, собрали всех крестившихся и после общей молитвы возложили на них свои руки и сообщили дары Св. Духа. Во время пребывания диакона Филиппа в Самарии явился ему ангел и повелел идти на дорогу, идущую от Иерусалима в Газу. Филипп пошел и увидел здесь эфиопского вельможу, который приезжал в Иерусалим для поклонения и теперь возвращался домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Христианство произвело переворот в нравственной жизни человечества. Верующие во Христа изменяли свою прежнюю «дикую природу» и начинали вести строго нравственную жизнь. Учение Христа о любви к ближним было вполне осуществлено первыми христианами. «В Иерусалиме, – говорит св. Лука, – у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее; не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду». Между собой христиане называли себя братьями и сестрами, и это название было не словом только: они и в действительности жили, как братья и сестры. Целование, которым они приветствовали друг друга при совершении евхаристии, не было простой формой; христианская община, действительно, была одним семейством, все ее члены – чадами единого небесного Отца. Всякий служил другому, всякий молился за других. Даже незнакомец, приходивший издалека, если только он приносил одобрительное письмо от своей общины, доказывавшее, что он христианин, был принимаем как брат, и все относились к нему, как к брату. Впрочем, и среди первенствующей церкви обнаруживались некоторые слабости и пороки. Так, некто Анания с женою своею Сапфирною продали свое имение, но согласились между собой не все деньги отдать апостолам, а часть оставить себе, и потому не сказали правды, за сколько продали. Когда Анания принес деньги ап. Петру, то Петр сказал «Анания! зачем сатана исполнил твое сердце солгать Святому Духу? Ты солгал не человекам, но Богу». Анания упал и умер. Его похоронили. Приходит жена его Сапфира. Ап. Петр спросил и ее: «За сколько вы продали имение?» Она сказала то же, что и Анания. Ап. Петр сказал ей: «И ты согласилась с мужем обманывать Святого Духа»; и Сапфира упала и умерла тотчас же. Из этого узнали все, что в апостолах живет Святый Дух, Который есть Бог , и боялись лгать пред ними. Другой случай, нарушивший добрые отношения между верующими, произошел из-за давнего разделения между членами церкви из евреев палестинских и евреев–эллинистов, т.е. прибывших в Иерусалим из других стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Последние уверяли, что вдовам и сиротам их оказывается менее пособий, нежели вдовам и сиротам евреев палестинских. Апостолы, узнав о ропоте эллинистов, созвали учеников и сказали: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, заботиться о столах. Итак, братия, выберите из своей среды семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости, их поставим на службу сию». И когда общество избрало их, апостолы, помолясь, возложили на них руки. Избранные стали называться диаконами. Их обязанностью было раздавать пособия бедным и помогать апостолам в деле проповеди и при совершении таинств. § 5. Убиение архидиакона Стефана Избранные диаконы, приняв на себя заведывание делами благотворения, не только предоставляли апостолам больше свободы в деле проповеди , но вместе с тем явились и достойными помощниками им в этом великом деле. Особенно замечателен был в этом отношении Стефан, представлявший собой одну из выдающихся личностей в первенствующей церкви. Он «совершал великие чудеса и знамения в народе», так что в этом отношении как бы стоял на одном уровне с апостолами. Обладая необыкновенными дарованиями и вместе высоким образованием, он, конечно, не мог ограничиться в своем служении раздачей милостыни. Его влекло на более обширное и плодотворное поприще проповеди; и он, действительно, выступил на нее. Проповедь его обратила на себя внимание, но вместе с тем встретила и противодействие. Некоторые из эллинистов вступили в спор с Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, силою Которого он говорил. Вследствие этого иудейские законники еще более озлобились. Стефана привели в синедрион и обвинили в том, что он говорил хульные слова на Бога и Моисея. Оправдываясь, Стефан упрекнул самих судей в убиении истинного Мессии. «Жестоковыйные люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы». Столь безбоязненное и грозное обличение распалило ярость членов синедриона, которые, как дикие звери, «рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Впрочем, отцы церкви положили здесь (в Великий понедельник) повесть о смоковнице ради умиления, так же, как об Иосифе, потому, что он носил образ Христа. Бесплодная смоковница есть всякая душа, не имеющая никакого духовного плода, которую Христос по скончании настоящей жизни, если не обретет в ней плодов добрых, иссушает проклятием и ввергает в огнь вечный» 6 . Содержание Евангелия, читаемого на утрене Великого понедельника, следующее: вечером того же дня, в который Господь Иисус Христос , как царь, торжественно вошел в Иерусалим, Он удалился из Иерусалима в Вифанию и там провел ночь. Утром Великого понедельника, возвращаясь в город, Иисус Христос взалкал, и, увидевши близ дороги смоковницу, подошел к ней. Дерево было покрыто листьями, но плодов на ней не оказалось. Тогда Христос проклял смоковницу, и дерево тотчас засохло. Иссохшая смоковница, по словам евангелистов, была для Апостолов знаменательной проповедью о силе веры и молитвы, без коих человек перед Богом духовно мертв. Ибо Господь сказал им: «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницей, но, если и горе сей скажете, поднимись и ввергнись в море – будет». Пришедши в Иерусалим, Христос вошел в храм и, по Своему обычаю, начал учить народ. Здесь приступили к Нему первосвященники и старейшины с вопросом: «На чем Он основывает Свою власть делать все это?» Но Христос взаимным вопросом о крещении Иоанновом привел их в замешательство, а притчами о двух сынах, посланных в виноградник и о делателях в винограднике, убивших сына хозяинова, который явился требовать от них плодов, ясно и не обинуясь, дал знать, что ждет и Его убийц: «почему сказываю вам, – заключил Христос, – что отнимется от вас Царствие Божие и дастся народу, приносящему плоды его». В стихирах хвалитных и стиховных выражается значение совершившихся в эти дни событий и вместе с тем указывается необходимость всем верующим не холодно и безучастно вспоминать их, а последовать за Спасителем, на всем крестном пути Его, всей душей и всем сердцем, разделяя величие скорби и страдания Его последних дней на земле. На литургии святая церковь благовествует пророческими словами Господа о кресте последователей Его до того времени, когда явится знамение Сына человеческого на небеси и узрят Сына человеческого, грядущего на облацех небесных с силой и славой многой. В этом пространном пророчественном ответе на вопросы учеников Своих, какое знамение Твоего пришествия и кончины века, Иисус Христос изобразил многочисленные бедствия и признаки разрушения Иерусалима и кончины века, побуждая верующих среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному, утешая распространением Евангелия в мире и прекращением бедствий ради избранных.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Он читал книгу пророка Исаии; Филипп, по внушению Духа Божия, подошел к колеснице и спросил его, понимает ли он то, что читает. Вельможа, действительно, затруднялся в понимании читанного. Потому он пригласил Филиппа к себе в колесницу и просил объяснить следующие, читанные им, слова: «Как овца, веден Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих». Тогда Филипп объяснил, что пророк говорит здесь о Мессии, и раскрыл вельможе учение об Иисусе Христе. Между тем они подъехали к реке, и эфиоплянин сказал: «Вот вода; что препятствует мне креститься?» – «Если веруешь от всего сердца, – отвечал Филипп, – то можешь креститься». – «Верую, – сказал вельможа, – что Иисус Христос есть Сын Божий». Тогда оба они сошли с колесницы. Вельможа принял крещение, a Филипп тотчас взят был от него ангелом и сделался невидим. Крещение Корнилия сотника Первым из язычников призван был в Церковь Христову римский сотник Корнилий, живший в Кесарии. Однажды, во время молитвы, явился ему ангел и сказал: «Корнилий! молитвы и милостыни твои дошли до Бога. Пошли в Иоппию и призови Симона, называемаго Петром. Он наставит тебя, как ты можешь спастись с своим домом». Корнилий тотчас отправил в Иоппию своих слуг. Между тем ап. Петр предупрежден был особенным откровением от Бога не гнушаться язычников. В то время, когда слуги Корнилия подходили и Иоппии, апостол вошел на верх дома для молитвы. Это было около полудня, когда приготовляли обед. Апостол почувствовал голод и вдруг видит, что с неба спускается к нему большая скатерть, наполненная четвероногими животными, гадами и птицами. В то же время он слышит голос: «Встань, Петр, заколи и ешь!» Петр отвечал: «Нет, Господи! я никогда не ел ничего нечистого». Но голос продолжал: «Что Бог очистил, то не должен ты считать нечистым». Видение повторилось три раза, и после того скатерть поднялась вверх. И в то время, как апостол размышлял о значении бывшего видения, к его дому подошли посланные от Корнилия и спрашивали Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Дух Божий тотчас открыл ему, что его ищут три человека, и чтобы он шел с ними, нисколько не сомневаясь. И апостол, узнав от посланных о просьбе Корнилия, на другой же день отправился с ними в Кесарию. Встреченный с почетом в доме язычника, он начал проповедовать о Христе. Еще не окончил Петр проповеди , как Дух Святой сошел на всех язычников, слушавших его. Верующие из обрезанных, пришедшие с апостолом, изумились. Тогда Петр сказал: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа». И после того крестил их во имя Иисуса Христа. Обращение Савла Гонение, поднятое в Иерусалиме против верующих, продолжалось. Особенно ревностно действовал юноша Савл. Он принадлежал к секте фарисеев. Отец его жил в городе Тарсе и имел право римского гражданства. Первоначальное образование Савл получил на родине, а для довершения его, в духе отеческом, он отправлен был в Иерусалим, где поступил в школу Гамалиила. Савл был искренно убежден, что ему следует всеми силами действовать против имени Иисуса Назорея, и был, действительно, одним из главных гонителей Христовой Церкви. Он входил в дома, брал верующих, предавал их суду, заключал в темницы, мучил их, сколько мог. He довольствуясь гонением против верующих в Иерусалиме, Савл испросил у первосвященника письмо к синагогам в Дамаске, чтобы и там иметь право брать верующих и приводить в Иерусалим. Он подходил уже к Дамаску, как вдруг около полудня, большой свет с неба осиял его и бывших с ним, так что все в страхе пали ниц. Затем голос с неба сказал: «Савл, Савл, что ты Меня гонишь?» – «Кто Ты, Господи?» спросил изумленный Савл. «Я – Иисус, Котораго ты гонишь», сказал тот же голос. В трепете и ужасе Савл воскликнул: «Господи, что повелишь мне делать?» – «Встань, – сказал Господь, – иди в Дамаск, и там будет сказано тебе, что тебе делать». Савл встал, но от света лишился зрения; его за руку повели в Дамаск. Три дня он пробыл в постоянной молитве, не вкушая пищи. В Дамаске жил человек, верующий во Христа, по имени Анания.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Страшные слова апостола о людях, на которых мы, во время нашей масляницы, бываем весьма похожи, о людях, которые обращают благодать Божию в случай к распутству и отвергаются единого Владыки, Бога и Господа нашего Иисуса Христа (Иуд. ст. 4), которые пиршествуют без страха, утучняя себя (ст. 12), злословят то, чего не знают (ст. 10). «Горе им!» – говорит св. апостол, – «потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей» (ст. 11). «Это безводные облака, носимые ветрами, осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые, свирепые, морские волны, пенящиеся срамотою своею; звезды блуждающие, которых ожидает на веки глубокая тьма... Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти... ругатели, угождавшие своим нечистым страстям... Это люди, отделявшие себя от единства веры, плотские, без духа» (Иуд. ст. 12. 12. 15. 18. 19). «О них пророчествовал и Енох, седмый от Адама, говоря: се идет Господь с тысячами святых ангелов Своих совершить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех хулах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд. ст. 14. 16). В евангельском чтении во вторник сырный предлагается повествование св. евангелиста Луки о томлении, скорби и подвигах молитвы Господа нашего Иисуса Христа в саду Гефсиманском, о взятии Его слугами и народом, о допросе Его во дворе архиереове, об отречении Петра и о ругании и биении Господа во дворе архиереове ( Лук. 22. 86 и след.). Этими чтениями святая церковь переносит нас ко дню страстей Христовых, ко дню, который проводится каждым из нас в самом строгом посте, воздержании, молитве, покаянии. Она хочет напечатлеть в нашем сердце картину страданий Господа, чтоб мы помнили, что сделал для нас Господь, какими тяжкими страданиями приобрел нам наше спасение. В среду и пяток не положено апостольских и евангельских чтений, потому что в эти дни не бывает литургии, а совершаются часы.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010