свящ. Михаил Благонравов 39. Епископ Георгий Георгий, епископ Астраханский и Енотаевский, в мире Георгий Поликарпович Орлов, сын диакона Пензенской епархии. По окончании курса в Томской духовной семинарии в 1860 г. со степенью студента, посвящен в священника в Казанской церкви Чарыжской станицы; 18 июня 1868 г. перемещен в Томский кафедральный собор. В 1870 г. поступил в Московскую духовную академию. По окончании курса в академии, в 1874 г., в том же году назначен преподавателем в Томскую духовную семинарию; 17 октября 1881 г. перемещен на должность инспектора в Благовещенскую духовную семинарию. 2 марта (4 апреля) 1883 г. возведен в сан протоиерея; 12 (25) июня 1885 г. определен ректором Благовещенской семинарии; 6 апреля 1889 г., по принятии монашества, возведен в сан архимандрита. 26 октября 1892 г. последовало Высочайшее повеление о бытии архимандриту Георгию епископом Селенгинским, первым викарием Иркутской епархии, а 24 января 1893 г. он был посвящен в епископа. В 1894 г. Преосвященный Георгий был назначен на вновь открытую Забайкальскую кафедру. 2 мая 1898 г. он был вызван отсюда для присутствования в Св. Синоде, а 27 сентября того же года назначен епископом Тамбовским и Шацким. 27 апреля 1902 г. состоялось Высочайшее повеление о перемещении его на Астраханскую кафедру, куда он и прибыл 17 мая того же года. Пишущий сие, как подчиненный иерей, не может входить в оценку личности и деятельности своего Начальника-Архипастыря, тем более что Преосвященный Георгий только что вступил в управление Астраханской епархией. По-этому здесь приведены будут напечатанные в разное время отзывы о жизни и деятельности Преосвященного Владыки в других местах его служения, при том такие только отзывы, которые даны были после выхода его с сих мест, следовательно, отзывы самые нелицеприятные и верные. Преосвященный Георгий в Томской семинарии оставил о себе весьма хорошую память, как талантливый, энергичный, добросовестный педагог и добрый человек. Когда Преосвященный был Инспектором, а затем ректором в Благовещенской семинарии, то отношение его к воспитанникам отличались особенной теплотой, гуманностью и умением входить в их нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приложения Дневниковые записи за 1883–1894 гг., не вошедшие во II и III тт. настоящего издания     или 1887 гг.] Умерли: посланник Давыдов и переводчик Маленда – и туда им дорога! Господи, спаси души их, не думающие ныне зла Миссии! – Но здесь для Миссии они положительно были вредны, поэтому, вероятно, и убрались отсюда. Что может быть мерзей между людьми этого Маленды, глаголющего: «Я, хотя и маленький человек, но могу много зла сделать вам (то есть Миссии)». Эта фраза мне душу (1–2 нрзб)! А Давыдов! Путятину убрал он отсюда из-за скверного сентиментальничанья. А перевод поехал в Министерство иностранных дел без слова мне! А расстройство (2 нрзб) закладке Собора! Что за дрянные представители всегда здесь!   В 1885 году: Для Миссии совсем плохо: в генваре приехали о. Владимир с о. Гедеоном и диаконом Митрофаном; после прибыл диакон Орлов. Все дрянь – уехали в этом же году. Владимир в каникулы писал мне такие грубые письма, что я еще таких скверных каникул не запомню. Двенадцать колоколов думает повесить в Тоносава: словом, сделать из Тоносава дом сумасшедших. Там поселились о. Георгий и графиня Путятина, и костят все вместе Миссию, как ад, «дьявольское-де место». Словом, Владимир, Путятина и Георгий – враги Миссии. Пока они еще не вредят Миссии, то пусть живут. Со временем же, вероятно, придется погнать их. О. Анатолий, печеная репа, уедет – не жаль будет. (Что за мерзость! И писать-то обо всех этих личностях отвращение берет, так что приходится не писать, а пачкать, сообразно их характеру!)   В 1884 году: По Миссии: о. Владимир поехал в конце марта в отпуск – еще не вернулся. Ольга Евфимовна Путятина приехала, но лежит в Посольстве больная. Тихай переведен на службу в Посольство совсем. О. Георгий с Афона приехал. По Церкви: было страшное расстройство от Савабе, Цуда, Ясуки, Камамото и прочих. Прескверный, немирный год был, особенно до Собора. Начат постройкой Собор, но еще над землей не поднялись нисколько. Напечатаны первые богослужебные книги: Часослов и Воскресный Октоих,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

ответственный  свящ. Александр КОВТУН, помощник  свящ. Тимофей БОЙКО; Михайловское благочиние г. Москвы: ответственный  прот. Серафим НЕДОСЕКИН, помощник  диакон Михаил ВОЛОДИН; Успенское благочиние г. Москвы: ответственный  свящ. Максим ЗАПАЛЬСКИЙ, помощник  свящ. Сергий СУЛИН; Всехсвятское благочиние г. Москвы: ответственный  прот. Сергий КУЛИКОВ, помощник  свящ. Павел ЖУРАВЛЕВ; Троицкое благочиние г. Москвы: ответственный  прот. Георгий ГУТОРОВ, помощник  прот. Георгий ЛАНКИН; Преображенское благочиние г. Москвы: ответственный  свящ. Димитрий БАБЬЕВ, помощник  диакон Михаил КРИВОШЕЕВ; Петропавловское благочиние г. Москвы: ответственный  прот. Александр КАШКИН, помощник  диакон Алексий ХИЛОВ; Зеленоградское благочиние г. Москвы: ответственный  свящ. Константин МИХАЙЛОВ, помощник  диакон Андрей ОРЛОВ. В состав комиссии по социальной деятельности в местах лишения свободы включается протоиерей Димитрий МЕДВЕДЕВ. Состав остальных комиссий оставлен без изменений. Кроме того, Председателем комиссии при Епархиальном совете г. Москвы по делам молодежи назначается Преосвященный ИГНАТИЙ, епископ Бронницкий. Исполняющим обязанности благочинного Даниловского округа г. Москвы назначается прот. Олег ВОРОБЬЕВ. Прот. Геннадий БОРОЗДИН освобождается от этого послушания. Одной из важных задач настоящего собрания является формирование Епархиального церковного суда. В соответствии с положением о Церковном суде, принятом на Архиерейском соборе 2008 года, Церковный суд состоит из председателя суда, его заместителя и секретаря, назначаемых епархиальным архиереем, а также двух выборных членов в иерейском сане, избираемых Епархиальным собранием по представлению епархиального архиерея. Председателем Епархиального суда мною назначен протоиерей Михаил РЯЗАНЦЕВ, заместителем председателя протоиерей Владислав ЦЫПИН, секретарем суда священник Александр МИРОНОВ. При этом я полагаю, что на оставшиеся два вакантных места московское духовенство само может предложить достойных кандидатов. Вам будут розданы листки, в которые предлагается вписать имена и фамилии двух достойных с вашей точки зрения клириков. Лица, набравшие наибольшее количество голосов, станут выборными членами Епархиального суда. Лица, назначенные мною, в бюллетень вписываться не должны.

http://patriarchia.ru/db/text/969773.htm...

Первосвятительский визит в Саров и Дивеево Фото - Ю. Клиценко, Седмица.Ru Вечером 29 июля из Москвы в Саров специальным авиарейсом прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Патриарх возглавил торжества, посвященные 300-летию Саровской Успенской пустыни. В аэропорту Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе Александр Владимирович Коновалов, губернатор Нижегородской области Валерий Павлинович Шанцев, директор РФЯЦ-ВНИИЭФ Радий Иванович Илькаев, глава администрации ЗАТО г. Саров Валерий Дмитриевич Димитров, глава МСУ ЗАТО г. Саров Александр Густавович Орлов, духовенство, официальные лица. Святейшего Патриарха в поездке сопровождали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии, и другие члены церковной делегации, прибывшие на торжества в Саров и Дивеево. На минувшем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое проходило 17 и 19 июля этого года, было принято решение о возобновлении монашеской жизни в Саровской обители. Во время торжественной встречи Святейшего Патриарха Алексия в Сарове Предстоятель Русской Церкви отметил, что в настоящее время в городе ядерщиков Сарове действуют шесть храмов, к которым теперь прибавится седьмой, и будет возрожден монастырь, отмечающий в эти дни свой 300-летний юбилей. Поскольку Саров продолжает оставаться закрытым городом с особым режимом, возрожденный Саровский Успенский монастырь будет немногочисленным по числу братии. В обитель не будет доступна для паломников извне. Те мне менее, Саровский монастырь будет духовно окормлять православных верующих, которые живут и трудятся в городе Сарове, имеющем статус федерального ядерного центра. В аэропорту Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе Александр Владимирович Коновалов, губернатор Нижегородской области Валерий Павлинович Шанцев и другие официальные лица. В аэропорту Сарова Святейший Патриарх Алексий, А.В.Коновалов и В.П.Шанцев ответили на вопросы журналистов российских СМИ.

http://pravoslavie.ru/18176.html

помощник свящ. Тимофей БОЙКО; Михайловское благочиние г. Москвы: ответственный прот. Серафим НЕДОСЕКИН, помощник диакон Михаил ВОЛОДИН; Успенское благочиние г. Москвы: ответственный свящ. Максим ЗАПАЛЬСКИЙ, помощник свящ. Сергий СУЛИН; Всехсвятское благочиние г. Москвы: ответственный прот. Сергий КУЛИКОВ, помощник свящ. Павел ЖУРАВЛЕВ; Троицкое благочиние г. Москвы: ответственный прот. Георгий ГУТОРОВ, помощник прот. Георгий ЛАНКИН; Преображенское благочиние г. Москвы: ответственный свящ. Димитрий БАБЬЕВ, помощник диакон Михаил КРИВОШЕЕВ; Петропавловское благочиние г. Москвы: ответственный прот. Александр КАШКИН, помощник диакон Алексий ХИЛОВ; Зеленоградское благочиние г. Москвы: ответственный свящ. Константин МИХАЙЛОВ, помощник диакон Андрей ОРЛОВ. В состав комиссии по социальной деятельности в местах лишения свободы включается протоиерей Димитрий МЕДВЕДЕВ. Состав остальных комиссий оставлен без изменений. Кроме того, Председателем комиссии при Епархиальном совете г. Москвы по делам молодежи назначается Преосвященный ИГНАТИЙ, епископ Бронницкий. Исполняющим обязанности благочинного Даниловского округа г. Москвы назначается прот. Олег ВОРОБЬЕВ. Прот. Геннадий БОРОЗДИН освобождается от этого послушания. Одной из важных задач настоящего собрания является формирование Епархиального церковного суда. В соответствии с положением о Церковном суде, принятом на Архиерейском соборе 2008 года, Церковный суд состоит из председателя суда, его заместителя и секретаря, назначаемых епархиальным архиереем, а также двух выборных членов в иерейском сане, избираемых Епархиальным собранием по представлению епархиального архиерея. Председателем Епархиального суда мною назначен протоиерей Михаил РЯЗАНЦЕВ, заместителем председателя протоиерей Владислав ЦЫПИН, секретарем суда священник Александр МИРОНОВ. При этом я полагаю, что на оставшиеся два вакантных места московское духовенство само может предложить достойных кандидатов. Вам будут розданы листки, в которые предлагается вписать имена и фамилии двух достойных с вашей точки зрения клириков. Лица, набравшие наибольшее количество голосов, станут выборными членами Епархиального суда. Лица, назначенные мною, в бюллетень вписываться не должны.

http://pravoslavie.ru/33287.html

III. Краткие сведения из внешней истории Московского Алексеевсквго монастыря до 1871 г. – Деятельность игуменьи Антонии по внешнему устройству Алексеевского монастыря; награды, полученные ею за особые труды по устройству Алексеевского монастыря 18 Московский Алексеевский девичий монастырь основан был около 1360 г. близ Москвы-реки, на Остоженке, Святителем Московским Митрополитом Алексием в честь святого Алексия человека Божия по желанию благочестивых сестер святого митрополита Алексия – Евпраксии и Иулиании. После большого Московского пожара, истребившего в 1547 г. большую часть Москвы, в том числе и все строения Алексеевского монастыря вместе с храмом святого Алексия человека, – Алексеевский монастырь повелением царя и великого князя Иоанна Васильевича Грозного был перенесен на новое место ближе к Кремлю, на черту белого города. Но после того как Высочайшим повелением Государя Императора Николая I место занимаемое Алексеевским монастырем было избрано для возведения на нем храма во имя Христа Спасителя в благодарение Богу за избавление России от нашествия иноплеменников в 1812 г., Алексеевский монастырь был перенесен на третье место, на котором находится в настоящее время, в местность, носящую название «Красное село». Торжественное перемещение, монашествующих в построенные в течение полугода здания при Крестовоздвиженской красносельской церкви совершилось 17 октября 1837 г. при участии митрополита Московского Филарета. Переселенные из центра Москвы на далекую окраину, занятую главным образом лесом и огородами, – городские строения доходили в то время только до Красных ворот, – сестры Алексеевского монастыря с великими трудами и очень неспешными шагами благоустрояли обитель на новом месте. Будучи расположен вне Москвы, монастырь посещался главным образом крестьянами ближних сел – Алексеевского, Измайловского, Мытищ, – в большинстве случаев, конечно, небогатыми. Монахиням, обязанным содержать себя на свои средства и в то же время заботиться о привлечении средств и на поддержание обители, приходилось, как для приискания себе работы, так и для посещения лиц, расположенных к монастырю и заботящихся о нем, совершать нелегкие странствования из Красного села в город. И вряд ли могла быть приведена на надлежащее состояние эта обитель, если бы не пришел к ней своевременно на помощь мудрый архипастырь Филарет. В 1840 г. его заботами было разрешено открыть в Алексеевском монастыре кладбище с тем, чтобы доходы с него шли на содержание монастыря. С этого времени и начинается процветание Алексеевского монастыря. Уже в 1841 году в этой обители расширен был Крестовоздиженский храм, прибавлением к нему придела; в 1853 г. сооружена новая каменная теплая церковь во имя святого Алексия человека Божия, а в 1857 г. Крестовоздвиженский храм были перестроен и распространен.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

IX. Игуменья Антония и современное ей светское общество в их взаимоотношениях Круг и характер отношений игуменьи Антонии к современному ей светскому обществу определяется тремя главными обстоятельствами ее жизни: происхождением ее, жизнью в Бородинском монастыре при игуменьи Марии и занятием ею важного поста – настоятельницы Московских иноческих обителей. Игуменья Антония происходила из среды богатого Московского купечества, той среды, многие представители которой, будучи истинными сынами православной церкви, издавна являлись, являются и до настоящего времени щедрыми поддержателями церковного благосостояния, покровителями и благотворителями как приходских храмов, так и иноческих обителей. Еще во время прохождения Александрой Троилиной послушнического искуса в Бородинском монастыре известные московские коммерсанты братья Иван, Тимофей и Константин Прохоровы, из которых последний был мужем ее родной сестры, считались щедрыми благодетелями Бородинской обители, входили во все нужды сестер и помогали монастырю во всем касательно хозяйственных дел и необходимых потребностей общежития, а Иван Васильевич получил и особое наименование от сестер «родного благодетеля» 36 . Поставленная настоятельницей московских обителей, сначала Страстного монастыря, а потом Алексеевского, игуменья Антония нашла эти обители в неустроенном виде. И много ей пришлось употребить и сил и средств на приведете этих обителей в надлежащей порядок. Знакомое и родное ей московское купечество было хорошим помощником ей в этом деле. Когда же служила матушка в Алексеевском монастыре, имевшем кладбище, то московские купцы, хороня здесь своих родных, делали немалые вклады на содержание как монастыря, так и монастырского духовенства Бородинская игуменья Мария, происходя по отцу из рода Нарышкиных, а по матери от князей Волконских, бывшая в замужестве за генералом Тучковым, имела кроме этих фамилий многочисленную титулованную родню (например, князей Голицыных, графов Шереметьевых и других), со многими из которых поддерживала близкие отношения до самой своей смерти, посещая их и принимая у себя в монастыре. Недюжинное дарование и хорошее образование, при выдающейся кротости, которыми обладала любимая послушница игуменьи Марии, Антония, часто сопровождавшая игуменью во всех ее поездках, скоро обратили на себя внимание титулованных родственников игуменьи Марии. Этим было положено основание отношениям игуменьи Антонии к аристократическому обществу, отношениям, впоследствии все более и более развивавшимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

VIII. Игуменья Антония и современное ей духовенство в их взаимоотношениях Воспитавши в себе еще с юных лет постоянною религиозную настроенность и глубокое смирение, игуменья Антония во время всей своей жизни относилась с глубоким уважением к духовенству, а особенно к высшим представителям его. Нами уже было ранее сказано об ее отношениях к великому иерарху московскому митрополиту Филарету, отношениях проникнутых уважением как к его святительскому сану, так и к его личным достоинствам. Но нужно сказать даже боле того. Она смотрела на митрополита Филарета, как на выдающегося из среды архипастырей церкви служителя Божия, одаренного высшими дарами благодати Святого Духа. Как на непререкаемое доказательство этого укажем на сохранившееся в подлиннике письмо игуменьи Антонии к митрополиту Филарету, в котором она, между прочим, писала: «Простите моему дерзновению, что осмеливаюсь беспокоить вас своими строками, по великой моей вере к Вам, отцу и покровителю моему, не желаю скрыть свое чувство. Подвергаясь часто головной боли и наиболее левой части оной, я всякий раз желаю попросить Ваше Высокопреосвященство возложить святую Вашу ручку на мою грешную главу, и не смею сказать. Вчера также не смела передать Вам о сем моем желании. По возвращении домой от Вашего Высокопреосвященства, головная боль до такой степени усилилась, что я должна была лечь от сильного изнеможения и теперь чувствую оную. Умоляю Вас, святый Владыко, осените меня заочно крестным Вашим знамением, благословите и не оставьте грешную святительскими Вашими молитвами». На письме этом владыкою Филаретом написано: «Спасительная сила креста Господня да осенит главу Вашу и душу Вашу и дарует Вам мир по вере Вашей». В другом своем письме к митрополиту Филарету игуменья Антония, прося владыку разрешить носить стихарь псаломщику Страстного монастыря – двоеженцу продолжаешь свою речь так: «если желание мое незаконно, то простите ради Бога, святый Владыко, неосновательному моему прошению и учините благоугодное Архипастырскому Вашему рассмотрению, Ваше святительское слово для меня закон – со всяким благоговением приемлю оное.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

§ 19. Новозаветные священные книги Всех книг в новозаветном каноне 27,они разделяются на законоположительные, исторические, учительные и пророческие . Самою раннею из законоположительных книг признается евангелие от Матфея. Оно написано, по преданию, чрез 8 лет по вознесению Господа, вероятно, в Палестине. Автор его – ап. Матвей, возведенный Христом в высокое апостольское достоинство из презираемого положения мытаря. Свое евангелие по преданию, он написал на еврейском языке, так как предназначал его в поучение своих единоплеменников, и именно книжников, с целью указать на основании св. писания исполнение на И. Христе всех пророчеств, находящихся в ветх. завете о Мессии. Но еврейский подлинник в скором времени был переведен на греческий язык, и этот перевод, как явившийся в веке апостольском и, следовательно, под высшим руководством апостолов или даже самого ап. Матфея, имеет значение, равносильное с подлинником. Чтобы показать обращенным Иудеям, что Иисус Назарянин и есть Мессия, Которого они ожидали, ев. Матфей при каждом случае отмечает, как то или другое событие из жизни Христа находится в теснейшем соотношении с ветхозаветным пророчеством. Отсюда у него постоянно повторяется изречение: «сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит». Всякое более важное сообщение подтверждается ссылкой на в. завет, и таких ссылок у него больше, чем у других апостолов, не менее 65. Второе евангелие написано ев. Марком, который в юности носил двойное имя Иоанна-Марка и быль сын известной Марии, в доме которой не раз бывали собрания апостолов в Иерусалиме после вознесения Господа. Свое евангелие Марк написал по просьбе слушателей ап. Петра, христиан – из язычников; отсюда оно отличается совершенно иным характером, чем евангелие от Матвея. В нем редко делаются ссылки на в. завет, но зато часто объясняются различные Иудейские обычаи, как, напр. ядение опресноков в праздник Пасхи, омовение рук и сосудов, – каковые объяснения были бы совершенно излишними для иудеев, как их действительно и обходить молчанием ев. Матфей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

§ 1. Понятие о церкви и ее истории Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных между собой православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. История церкви есть связное и последовательное повествование об ее начале, распространении, жизни и деятельности в роде человеческом. § 2. Сошествие Св. Духа на апостолов и первые успехи евангельской проповеди в Иерусалиме По вознесении Господа апостолы с прочими верующими пребывали в Сионской горнице, в Иерусалиме, и молились о ниспослании на них Св. Духа. На место погибшего Иуды жребием избран был Матфей, свидетель жизни Господа от Его крещения до вознесения. В 50-й день по воскресении Господнем, в самый праздник Пятидесятницы, утром послышался с неба шум, как будто поднялась страшная буря с вихрем, который ворвался в самую горницу, где были апостолы. Над головами их появились огни, имевшие форму человеческого языка, и опустились, по одному языку, на голову каждого из апостолов. Все исполнились Св. Духа и начали говорить на разных, дотоле неведомых им языках, и в то же время почувствовали себя как бы вновь рожденными. Мысли возвышенные и глубокие зароились в их умах, вера, горячая, как пламя, запылала в их сердцах. Мгновенно вспомянулось им все учение, которое они некогда слышали от Христа Спасителя, и каждое слово этого учения, как раскаленное железо, жгло им сердце и требовало открытого всенародного исповедания. Тесны были для них теперь пределы горницы: неудержимая сила вдохновения влекла их в народное море. Между тем и народ, который на праздник Пятидесятницы стекался из разных стран света, пораженный происшедшими необычайными явлениями, пришел в смятение и устремился к дому, в котором находились богопросвещенные апостолы. Апостолы вышли из дому и начали вдохновенную речь. Безмолвно внимали несметные толпы народа дивным речам. Но когда прошло первое впечатление, и массы разноязычного народа переглянулись между собой, чтобы поделиться вынесенным впечатлением, они с изумлением заметили, что только что выслушанные речи каждый из них слышал на родном языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010