Отсюда можно заключать, что и земля, по мере своего сжимания, будет все ближе подходить к солнцу, вследствие чего жизнь на ней угаснет, и сама она, наконец, упадет на то тело, которое ее прежде оживляло...      Нельзя также отрицать возможности всемирного потопа, который истребит весь род человеческий. Пусть какое-нибудь громадное небесное тело из рода болидов, например, раскаленная комета, приблизится к земле. Эта звезда непременно возвысит температуру нашей планеты, например, увеличит вдвое температуру под тропиками. Такое возвышение температуры на нашей планете, по вычислениям Кордье, достаточно будет для того, чтобы обратить все воды земли в парообразное состояние, а при охлаждении и сгущении этих паров явится такое громадное количество туч и дождя, что от ливня погибнет все живущее на земном шаре. Так, между прочим, Кордье объясняет и потоп, о котором повествует Библия . Адемар даже признает потопы периодичными на обоих полушариях; наша осень и наша зима продолжаются 179 дней. Эти 7 дней или 166 часов разности ежегодно влияют на большее охлаждение полюса. В продолжение 10 500 лет льды накопляются на одном полюсе и в то же время тают около другого, что перемещает центр тяжести земли. Вследствие этого может наступить момент, когда после высшего поднятия температуры с одной стороны произойдет вскрытие льдов, что неминуемо произведет возвращение центра тяжести к центру фигуры и громадный потоп. Вскрытие льдов северного полюса должно было произойти назад тому 4020 лет; через 6300 лет должно воспоследовать вскрытие льдов южных 353 . Заметим, что этой гипотезе вовсе не противоречит Библия, как думают некоторые, на основании обетования данного Богом Ною. Какой собственно смысл этого обетования? Вот Я поставляю завет Мой с вами, – сказал Бог Ною и сыновьям его, – и с потомством вашим после вас, и со всею душою живою, которая с вами, и с птицами, и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставлю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли ( Быт. 9, 9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Об этом свидетельствует еще один благочестивый обычай, бывший у первенствующих христиан, о котором мы можем заключать на основании указаний в Посланиях апостольских. В некоторых из них, иногда в начале, иногда в конце, вместе с приветствием к читателям, благожеланиями и молитвенным обращением к Богу, чтобы христиане больше и больше утверждались в вере и благочестии, выражается желание, чтобы христиане той или другой Церкви (к которой пишется послание) пребывали верными Богу и преуспевали в добре – даже до Втораго пришествия Иисуса Христа. В приветствии апостола Павла к филиппийским христианам говорится: благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас... будучи уверен и в том, что Начавший, в вас доброе дело будет довершать (оное)даже до дня Иисус Христова ( Флп. 1, 3–6 ). Подобное приветствие апостол Павел делает коринфским христианам ( 1Кор. 1,1, 7–8 ) и фессалоникийским ( 1Фес. 1, 9–10 ); такое же приветствие делает апостол Петр в своем Послании к переселенцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии ( 1Пет. 1, 1–5 ). Свое Послание к Фессалоникийцам апостол Павел заключает, между прочим, благожеланием: Сам же Бог мира да освятит вас во всем совершенстве, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока к пришествию Господа нашего Иисуса Христа ( 1Фес. 5, 22–23 ). Подобным же благожеланием оканчивает свое Послание апостол Иуда ( Иуд. 1, 24–25 ). Вообще, у святых апостолов было обыкновение привегствовать верующих благожеланием, чтобы они сохранились чистыми и непорочными до Второго пришествия Христова. А отселе можно сделать предположительное, но весьма вероятное заключение, что обыкновение это было и у всех христиан апостольского времени. Как же должно быть сильно ожидание Второго пришествия Христова в том обществе, в котором существовало такое святое обыкновение? При руководстве святых апостолов живое ожидание Второго пришествия Христова, питаемое верующими апостольского времени, способствовало к утверждению их в истинной вере и к предохранению от соблазнов со стороны лжеучителей, к сохранению и утверждению между ними духовного единения, и к вспомоществованию друг другу в исполнении всех христианских обязанностей вообще, к сохранению доброй нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Б) Мы сказали, что блаженство праведников будет состоять в превосходнейшем состоянии их природы не только духовной, но и телесной. В этом последнем отношении блаженство их будет заключаться в следующем: «Тело их скинет настоящую дебелость и грубость и будет светлою, чистою и прекрасною храминою, где дух легко будет действовать и предаваться своими стремлениям» 370 . В частности, что касается блаженства праведников, то об этом так говорит святой апостол Павел: сеется (тело) в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевно, восстает тело духовное ( 1Кор. 15, 42–44 ). Значит, при воскресении мертвых теперешние наши тела тленные, уничиженные, немощные, душевные изменятся и преобразятся в нетленные, славные, сильные, духовные. Кратко говоря, тогда наши тела Господь Иисус Христос, по словам того же апостола, преобразит так, что они будут сообразны славному телу Его, силою, которой Он действует и покоряет Себе все ( Флп. 3, 21 ), тогда же эти тела не будут испытывать ничего такого, что они испытывают и переносят теперь на земле. Святой Иоанн Богослов говорит в своем Откровении: они (т. е. праведники) пребывают ныне пред престолом Бога, и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной. Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их ( Откр. 7, 15–17 ). И далее, в другом месте говорит: и услыгиал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни не будет; ибо прежнее прошло (21, 3–4). Так же учили об этом предмете и древние Отцы и учители Церкви 371 . По их учению, «блаженному состоянию праведников не только не будет мешать, но напротив вполне будет соответствовать и всячески благоприятствовать собственная телесная их природа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Разъяснение истинного смысла приведенных слов апостола Павла дает ключ к пониманию слов Иоанна Богослова, которые в свою очередь проливают свет на слова апостола Павла. Слова того и другого апостола параллельны и соответственны; мысль в них приблизительно одна и та же, и только выражена она различно. Антихристами евангелист Иоанн Богослов называет людей, отвергающих Отца и Сына ( 1Ин. 2, 22 ); он же говорит, что всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире ( 1Ин. 4, 3 ); об антихристах он говорит еще, что они вышли от нас, но не были наши ( 1Ин. 2, 19 ). Ясно, что под антихристами он разумеет еретиков своего времени – гностиков, отвергавших боговоплощение и не признававших Христа Богом 183 , эвионитов, признававших Христа только человеком, и других еретиков, а может быть также и лжехристов (много лжепророков появилось в мире ( 1Ин. 4, 1 ). Приписывая всем таковым людям дух антихриста, имеющего прийти пред кончиною мира, евангелист Иоанн говорит, что он, т. е. настоящий антихрист, теперь есть уже в мире. Но так как в его время настоящего антихриста не было, и он знал это, то ясно, что и о явлении настоящего антихриста в его время и о наступлении последнего времени (дети! последнее время – 1Ин. 2, 18 ) Иоанн Богослов говорит в том же смысле, как и апостол Павел, о тайне беззакония, как начавшей действовать, но еще не совершившейся, не осуществившейся, т. е. он указывает предшественников имеющего прийти антихриста, но предшественников не по непосредственному, а по отдельному преемству, не по времени, а по духу. Еретики отвергли Христа как Богочеловека, а вместе с тем если и не отвергли Бога, то, по крайней мере, неизбежно извращали учение о Нем, на место христианства поставляли свое лжехристианство: и настоящий антихрист будет отвергать Христа и совращать христиан в свою веру ( Откр. 2, 17; 13, 5–8; 17, 14 ). Только он далеко и безмерно превзойдет еретиков степенью, дерзостью, силой и успехами в отрицании Христа и христианства: он будет истреблять христиан, богохульствовать, называть себя Богом и владычествовать на всей земле ( Откр. 13, 2, 3–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Самый способ выражения апостола Павла дает понять, что действие тайны беззакония будет не кратковременное, не единократное, какова была деятельность Нерона, а постоянное, имеющее продолжаться до того времени, пока она не обнаружится явно, дерзко, во всей силе и страшной широте, пока антихристианский дух и всех времен, воплощающийся и действующий в разнообразных противниках Христа, не сосредоточится в антихристе, пока он не достигнет завершения, высшей степени развития и вместе своего конца в безбожии, безнравственности и антихристианстве пред кончиною мира. Не один Нерон, а целый ряд Неронов – этих гордых самообожателей, жестоких деспотов, кровожадных, как тигры, завоевателей, безнравственных распутников, нечестивых безбожников, сумасшедших попирателей истины и страшных гонителей христианства – пройдет в течение веков до конца мира. Не антихристы ли деисты, пантеисты, радикальные скептики и агностики, материалисты и безбожники? Не антихристы ли будут и все имеющие явиться еретики, отступники от- веры, лжеверы, отрицатели, враги и гонители религии и христианства, враги истины и добра, закоренелые в грехах, богохульники и безбожники? Все таковые были и будут предшественниками, прообразами и предуготовителями апокалипсического зверя-антихриста в тех действиях последнего, в которых он явится лжецом и обманщиком, явным, сильным, дерзким врагом Бога, христианства, религии и всего святого, и будет требовать божеского поклонения только одному себе. Тайнозритель видел, что даны были ему (зверю, выходящему из моря) уста, говорящие гордо и богохульно. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтоб хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе... И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира ( Откр. 13, 5–6, 8 ). И апостол Павел говорит о нем, что он будет человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся Выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Наконец, некоторые богословы под отступлением разумеют как политическое отпадение Рима или от основанного на законах строя жизни, так и религиозное отпадение, или отпадение либо от веры в Бога, либо от христианства, либо от церковной веры, т. е. признают отступление отпадением то религиозно-политическим, то церковно-политическим.      При объяснении слова отступление нужно принять во внимание как контекст речи, так и употребление этого слова в других местах Священного Писания и особенно в Посланиях самого же апостола Павла. Контекст речи дает некоторое основание полагать, что Апостол отступлением назвал или исключительно, или преимущественно религиозное отступление, а не политическое, по крайней мере, не исключительно и не преимущественно политическое отпадение. Ведь во всем этом отделе Апостол предсказывает об имеющих быть нравственно-религиозных, а не политическо-государственных или гражданских нестроениях, как это ясно показывают речения: «человек греха», «беззаконник», «превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею», «в храме Божием сядет он, как Бог», «пришествие его, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих, за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, неверовавшие истине, но возлюбившие неправду». Такое понимание слова отступление подтверждается и параллельными местами. Так, в первом Послании к Тимофею (4, 1) Апостол говорит: в последние времена отступят (ποστσονται) некоторые от веры. В Книге Деяний (21, 21) слово отступление (ποστασα) означает отпадение от Моисея, т. е. от закона Моисеева и от установленных им религиозных действий, означает отпадение от иудейской веры. В Ветхом Завете в переводе семидесяти, во второй Книге паралипоменон (29, 19), словом алоатаспа названо нечестие царя Ахаза, именно его отступление от служения истинному Богу и его служение языческим богам, ибо говорится о том, что в своем нечестии Ахаз забросил священные сосуды. В Книге Иеремии по тому же переводу семидесяти словом аттестата названо отступничество иудейского народа от служения истинному Богу. Накажет тебя нечестие твое, и отступничество (ποστασα) твое обличит тебя: и так познай и размысли, как худо и горько то, что ты, оставил Господа Бога Твоего, говорит Господь Бог твой (2, 19). В первой Маккавейской книге словом аттоотаспа прямо и ясно названо отступление иудеев от своей отеческой истинной веры и принесение жертв языческим богам. И пришли от царя (т. е. Антиоха) в город Модин принуждавшие к отступничеству (ποστασα), чтобы приносить жертвы. И многие из Израиля пристали к ним (2, 15–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

«Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых. Если нех воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша. При том мы оказались бы лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастливее всех челове- ков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так и чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... Как мы носили образ перстного (Адама), так будем носить и образ небесного» (Христа) ( 1Кор. 15, 12–22 ). Но действительно ли Иисус Христос воскрес из мертвых? Факт воскресения Христова, посрамивший и унизивший неверие и злобу врагов Иисусовых, не мог не вызвать с их стороны отрицания, которое было тем яростнее, чем недобросовестнее. Враждебные Иисусу Христу первосвященники и старейшины иудейские распустили молву, что Он не воскрес, но что ученики Его украли мертвое тело Его, воспользовавшись сном стражи, приставленной к Его гробу, и затем пронесли весть о Его воскресении. Но молва, пущенная иудеями, есть нечто иное, как клевета самая нелепая. Похищение тела Христова учениками во время сна стражей представляется и невозможным, и безрассудным, если вникнуть во все обстоятельства дела, и прежде всего оно представляется совершенно невозможным со стороны апостолов. Известно, что они были дотоле люди робкие и боязливые: откуда же взялась у них теперь такая необыкновенная смелость? Им ли было похищать мертвого, когда они оставилиНо в истории человечества есть один выдающийся факт, на который можно смотреть как на венец и завершение всех доказательств имеющего последовать воскресения из мертвых. Этот величайший из всемирно-исторических фактов есть воскресение из мертвых Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Это чудо из чудес составляет основу всего христианства, стоящего и падающего вместе с ним: на нем же основываются все наши надежды на вечную жизнь после всеобщего воскресения и истребления последнего врага – нашей смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Небо содрогнулось при этом и солнце сокрыло лучи, а Ты, Израиль, не устрашился, но смерти предал Меня. Отче Снятый! оставь им, и сами не понимали они, что делали». После стихов хвалитных читается 10-е Евангелие, в котором благовествуется о снятии тела Христова со креста. Когда Иисус Христос умер, Иосиф Аримафейский, знаменитый член синедриона, осмелился войти к Пилату и просить тела Иисусова. Пилат удивился, что Христос уже умер, и, удостоверившись от сотника в смерти Господа, позволил Иосифу погрести тело Спасителя. Сняв тело Спасителя со креста, Иосиф обвил его чистой плащаницей (полотном). В 11-ом Евангелии благовествуется об участии Никодима с Иосифом в погребении Иисуса Христа. Кроме Иосифа, воздать последнюю честь умершему Спасителю пришел и Никодим и принес состав из смирны и алоя. Взяв тело Иисусово, Иосиф и Никодим обвили его пеленами с благовониями, кои имели силу надолго сохранять тело от тления и не хуже свинца приклеивать пелены к телу, и положили в саду, в новом каменном гробе, близ места распятия Христова. После этого Евангелия, поются 6 стихир стиховных. Две из них мы приведем здесь. 1-я. «Христе! Все созданное содрогнулось от страха, при виде Тебя на кресте: солнце помрачилось, поколебались основы земли; все сострадало по Создателю всего. Господи, добровольно пострадавший за нас, да будет Тебе слава» 5-я. «Господи! Страх и трепет напали на все созданное, когда Ты восходил на крест. Однако же Ты не позволил, чтобы земля поглотила распинателей Твоих; но повелевал аду возвратить узников. Для возрождения людей, Ты, Судия живых и пришел даровать жизнь, а не смерть. Человеколюбивый! Да будет Тебе слава!» В 12-ом Евангелии благовествуется о приставлении военной стражи ко гробу Господню и запечатании его. Господь Иисус во гробе – казалось, все должно было успокоиться, все страсти стихнуть. Но нет, тревожно на душе у тех, которые устроили все это, до того, что, в утро субботы, они еще раз являются к Пилату и говорят ему: «Господин! мы вспомнили, что Обманщик тот (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда придешь во царствие Твое». «Истинно говорю тебе, – сказал Иисус, – сегодня же со Мною будешь в раю». Страждущий Богочеловек возгласил велиим гласом: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» и этими словами окончил земную жизнь Свою. После 8-го Евангелия положен трипеснец, дивное творение Космы Маюмскаго (в виду особой назидательности и чудной красоты, мы приводим его в приложении к нашей брошюре целиком в русском переводе) с глубиной мысли и чувства изображающее события Великого пятка. В 9-м Евангелии благовествуется об утешительных словах Господа со креста Богоматери и о поручении Ей Ап. Иоанна вместо сына, наконец, о смерти и прободении Спасителя. При кресте Господа нашего Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери его – Мария Магдалина. Видя Матерь и возлюбленного ученика, Господь сказал Матери Своей: «Жено, вот сын Твой, и ученику: «Вот Мать твоя» и с этого времени взял ученик Ее к себе. Потом Господь, ведая, что всё уже совершилось, сказал: «Жажду». Нашлись люди, которые поспешили напоить уксусом губку и на трости поднести к устам Его. Он вкусил и со словом «Совершилось» преклонил голову и предал дух 11 . Дабы не оставить тела на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, иудеи молили Пилата, чтобы пробили голени их и сняли тела со крестов. Иисус Христос уже умер, и у Него не пробили голеней, но один из воинов, в угождение иудеям, пронзил копием ребро Господа, и таким образом поругался даже над мертвым Его телом, и абие изыде кровь и вода. «Совершилось неизреченное таинство, – говорит Златоуст, – не случайно истекли источники крови и воды, но потому, что из того и другого составлена церковь , водою возрождаются, а кровию и плотию питаются» 12 . После этого Евангелия поется «Всякое дыхание» и стихира хвалитная; первую из них мы приведем здесь в русском переводе. «Два преступления совершил первородный Мой сын Израиль: оставил Меня – источник воды жизни, выкопал себе родник отравы; распял Меня на древе, а Варавву выпросил и отпустил.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Жена соображала, что, если Христос исцелил у Симона проказу, то и у нее может исцелить болезнь душевную. И вот, когда Он возлежал за вечерей, она возливает на голову Его миро, стоящее более 300 динариев. За это ученики, а более всех Иуда, вознегодовали на жену, но Христос вступился за нее, чтобы они не уничтожили благого в ней намерения. При этом случае Христос упоминает о Своем погребении, отклоняя Иуду от предательства, жену же удостоивая чести тем, что благое дело ее будет проповедано по всей вселенной. В Евангелии, положенном на утрене Великой среды, повествуется об эллинах, желавших видеть Иисуса, и о словах, сказанных Христом по этому случаю. Чудо воскрешения Лазаря произвело огромное впечатление не только на иудеев, но и на иностранцев, стекавшихся в Иерусалим в большом количестве на праздник Пасхи. Естественно, что они пожелали видеть великого Чудотворца, молва о Котором наполнила всю Иудею. Это желание свое они передали через Апостола Андрея Иисусу Христу. Христос ответил им: пришел час прославиться Сыну человеческому и объяснил необходимость Своей крестной смерти. После этой беседы Христос отошел и скрылся от народа. Столько чудес Он сотворил перед ними, и они не веровали в Него, замечает с горечью евангелист Иоанн и, в объяснение этого грустного явления, приводит пророчество Исайи о том погибельном ослеплении и окаменении людей, на которых не может уже действовать ничто. Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него, прибавляет евангелист, но ради фарисеев, не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги, потому что возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. В стихирах хвалитных и стиховных с одной стороны ублажается женщина, возлившая щедрой рукой миро на Иисуса, с другой –изображается в мрачных чертах нечистая страсть, полонившая душу Иуды и обнаружившаяся в упреке, высказанном им женщине. В литургийном Евангелии этого дня приводится повествование об этой самой женщине, воспоминанию которой посвящена и вся служба великой среды. В этот день литургия преждеосвященных даров совершается в последний раз, прекращается также великое повечерие, не слышится более молитва св.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010