Доценты Академии: по кафедре истории и обличения русского раскола (он же – лектор английского языка) – Илья Михайлович Громогласов, по кафедре русской гражданской истории – Михаил Михаилович Богословский и по кафедре истории и разбора западных исповеданий – Анатолий Петрович Орлов Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 22 февраля 1910 года за 11 назначены экстраординарными профессорами Академии по занимаемым ими кафедрам, с 10 декабря 1909 года – дня избрания их в это звание Советом Академии. Экстраординарный профессор Илья Михайлович Громогласов резолюцией Его Высокопреосвященства от 24 сентября 1910 года уволен, согласно его прошению, от занимаемой им должности лектора английского языка. Эконом Академии иеромонах Иринарх резолюцией Его Высокопреосвященства от 9 октября 1909 года уволен, согласно его прошению, от занимаемой им должности – Тою же резолюцией Его Высокопреосвященства в должности эконома Академии, согласно избранию академического —7— Правления, утвержден прапорщик запаса армейской пехоты Леонид Степанович Ряшенцев. Врач Академии Сергей Николаевич Успенский резолюцией Его Высокопреосвященства от 16 августа 1910 года уволен от занимаемой им должности. – На его место Правлением Академии избран и тою же резолюцией Его Высокопреосвященства утвержден в должности врач Аркадий Владимирович Танин. Из профессорских стипендиатов Академии выпуска минувшего 1909 года один – Василий Петрович Виноградов оставлен на службе при Академии, другой – Николай Павлович Кудрявцев – обращен в ведение Учебного Комитета при Святейшем Синоде. – На 1910–1911 учебный год Советом Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства, оставлены при Академии, для приготовления к занятию вакантных преподавательских кафедр в оной, окончившие в отчетном году курс кандидаты богословия: Владимир Алексеевич Троицкий и Александр Константинович Горский. – Кроме того Советом Академии возбуждено особое ходатайство пред Святейшим Синодом об оставлении при Академии сверхштатным профессорским стипендиатом кандидата того же выпуска священника Василия Соколова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При школе существовала в то время единственная в Казани бесплатная народная б-ка. С 21 мая 1909 по 1 янв. 1910 г., с 5 февр. по 9 марта 1910 г. и с 1 апр. по 1 авг. 1911 г. исполнял обязанности ректора Казанского ун-та. В апр. 1910 г. Александров был приглашен в КазДА (с условием принятия монашества) на открывшуюся по новому академическому уставу 1910 г. кафедру истории славянских и Румынской Церквей, 20 мая советом КазДА был избран ординарным профессором. 7 июля 1910 г. в Раифском в честь Грузинской иконы Божией Матери мон-ре архиеп. Казанским Иаковом (Пятницким) А. И. Александров был пострижен в монашество, 8 июля рукоположен во иеродиакона, 10 июля - во иеромонаха, 15 окт. А. был утвержден в должности Святейшим Синодом и удостоен ученой степени д-ра церковной истории honoris causa за ученые труды. 27 июля 1910 г. назначен инспектором КазДА. 6 авг. 1911 г. в казанском в честь Преображения Господня мон-ре возведен в сан архимандрита. 3 сент. 1911 г. переведен на кафедру церковнослав. и рус. языков и палеографии. 15 февр. 1912 г. назначен ректором академии. 2 марта 1912 г. в академическом храме Казани А. был наречен и 4 марта в кафедральном Благовещенском соборе Казани хиротонисан во епископа Чистопольского, викария Казанской епархии. Являлся членом Попечительного совета Казанского учебного округа, директором Учебного отдела Казанского городского музея, в 1913 г.- председателем Миссионерского совета. 30 мая 1913 г. назначен епископом Ямбургским, 3-м викарием С.-Петербургской епархии, ректором СПбДА, пользовался широкой известностью и авторитетом не только среди духовенства, но и среди ученых. В 1917-1918 гг. много служил как в Петрограде, так и в окрестностях. Отличался слабым здоровьем, к-рое ухудшилось в сев. климате. В июне 1918 г., во время торжеств по случаю приезда в Петроград свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России, А. заболел воспалением легких. После всенощной А. был привезен домой в обморочном состоянии, с астматическим сердечным приступом. 21 июня в Мариинской больнице ему была сделана операция на легких, к-рая прошла благополучно, однако через день наступило резкое ухудшение, и А.

http://pravenc.ru/text/114834.html

31 мая/13 июня 1910. Понедельник. Был в Йокохаме, между прочим, для того, чтобы заказать в магазине Lane and Crawford ковер для Церкви в Оосака. Нужно на всю Церковь 374 ярда; в готовности такого количества в магазине, конечно, не оказалось; потому будет выписан из Европы, по цвету и рисунку, назначенным мною; ковер такого же высокого качества, как в Церквах в Кёото и Мацуяма, по 4 ены за ярд, всего за 1496 ен. Оосакские христиане собрали от себя и пожертвовали на построение оосакской Церкви всего на все 757 ен. Положил я употребить эти деньги на ковер. Но и тут приходится приплатить 739 ен из русских.   1/14 июня 1910. Вторник. Начали мы с Накаем исправлять переводы Постной Триоди, которую помоги, Боже, отпечатать в этом году.   2/15 июня 1910. Среда. Утром получил из Хакодате от христианки Миура цветы – ландыши, в ящике пришедшие совсем свежими. Часть послал дочери посла, Евгении Николаевне. От Преосвященного Сергия с Сахалина разом 3 письма, всего 18 листов. По прочтении послал их Н. П. Комарову, для напечатания в «Православном Благовестнике». В 4 часу был посол, с сыном, лицеистом, приехавшим на каникулы.   3/16 июня 1910. Четверг. От His Imp. Jap. Minister Resident General of Korea получил по почте иллюстрированную книгу: «Second Annual Report on Reforms and Progress in Korea (1908–9)», и письмом на английском поблагодарил за эту любезность. От посла получил уведомление, что из Министерства финансов послано в Оосакскую таможню разрешение беспошлинно пропустить посылки церковных вещей для Церкви в Оосака. Преосвященный Сергий телеграммой попросил послать ему 50 ен в Саппоро, что и сделано.   4/17 июня 1910. Пятница. Приходил о. Игнатий Мукояма. Жаль стало его. Пусть состоит на службе до конца года и живет в Мито; только Литургии он не может служить; опасно, может уронить Святую Чашу; а небольшие службы для христиан совершать может, и учение приходящим может говорить. Теперь выйти ему в заштат – жить негде; есть у него в родном селе дом, но до конца года он отдан в наем под сельское правление.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Краткий биографический очерк. Петрозаводск, 1910. 26 .  Олонецкая пустынножительница инокиня Анастасия Паданская. Петрозаводск, 1910. 27 .  Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910. 28 .  Старец о. Наум Соловецкий – подвижник карел. Биографический очерк. Петрозаводск, 1910. 29 .  Соловецкий монах Зосима//Православный Финляндский сборник. 1910. С.15–18. 30 .  Православное Карельское Братство и северно-русское духовное иночество. Петрозаводск, 1910. 31 .  Что может иметь пастырь для внебогослужебных бесед с прихожанами за недорогую цену из существующих религиозно-нравственных изданий?//Архангельские епархиальные ведомости. 1911. 1. С.13–16. 32 .  Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков с портретами. Т.1–13. М.: Изд. Афонского русского Пантелеимонова монастыря, 1906–1912. 33 .  Речь при наречении во епископа Рыльского//Прибавления к Церковному вестнику. 1911, 3, С. 97. 34 .  Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII – XIX веков. М.: Изд. Афонского русского Пантелеимонова монастыря, 1913. (еп. Никодим – составитель сборника); 2-е изд. М., 1994. 35 .  Иоасаф Святитель и чудотворец епископ Белгородский. Его жизнь, прославление и чудеса. Курск, 1914. 1 Агиология – научная дисциплина, изучающая жития святых, сосредотачивающая внимание на самом святом и его деятельности, часть более общей науки – агиографии (См. В.М.Живов . Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994. С.11–12) 2 Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871; Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882; Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. 3 Яхонтов Ив. Жития св. северно-русских подвижников Поморского края, как исторический источник. Казань, 1882. 5 Никодим//Поморская энциклопедия. Т.1. История Архангельского Севера. Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2001. С.264. 6 Священник Михаил Семенович Кононов (некролог)//Архангельские епархиальные ведомости, 1908, 8, Ч.неофиц.– С.254–261.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

20 . Записка об издании «Архива древнерусской письменности» (12 октября 1908 г. в Протоколах Комиссии по изданию памятников древнерусской письменности). 21 . Молитва отцов Никейского первого вселенского собора. – «Известия имп. Академии наук», 1908, стр. 73–74. 22 . Отчет о поездке в Синайский монастырь св. Екатерины летом 1908 г.– «Известия имп. Академии наук», 1908, стр. 1145–1148. 23 . Синайский список отцов Никейского первого вселенского собора.– «Известия имп. Академии наук», 1908, стр. 281–306; перепечатано в кн.: F. Haase. Altchristliche Kirchengeschichte nach orientalischen Quellen. Leipzig, 1925, S. 257–269. 24 . Die «Gebote der heiligen Väter» nach dem Euchologium Sinaiticum.– «Jagic – Festschrift». Berlin, 1908, S. 591–596. 25 . Армянский пролог о свв. Борисе и Глебе.-ИОРЯС, т. 14,1909, кн. 1, стр. 201–236. 26. Ответы Петра Хартофилакса (конца XI века).– «Записки имп. Академии наук, по историко-филологич. отделению», т. VIII , 14, СПб., 1909, стр. 1–19. 27 . Прохирон (о πρ?χειρος ν?μος) в новейшей русской литературе.– «Юридические записки». Ярославль, 1909, вып. I (III), стр. 102–110. 28 . Отзыв о книге свящ. Д. Ф. Стефановича «Стоглав: его происхождение, состав и значение в истории древнерусского церковного права и богослужения».– «Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1909–1910 учебный год». СПб., 1910, стр. 318–324. 29 . Четвероевангелие в древнем грузинском переводе по рукописям 913 и 995 годов, под ред. В. Н. Бенешевича . Вып. I-II. СПб., 1909–1911. 30 . Обозрение трудов по славяноведению. 1908–1913. Сост. В. Н. Бенешевич , В. И. Срезневский , М. Р. Фасмер, А. А. Шахматов. Под ред. В. Н. Бенешевича. СПб.– Пг., 1909–1918; 1908–1909. Вып. 1 – 4 . – ИОРЯС, 1909, т. XIV, кн. 1 – 4 ; 1910. Вып. 1–2.– Там же, 1910, т. XV, кн. 2–3; 1911. Вып. 1–2.– Там же, 1911, т. XVI, кн. 1, 4; 1912, т. XVII, кн. 1–2; 1912. Вып. 1–3. СПб.– Пг., 1913–1914, 536 стр., 1913. Вып. 1–3. Пг. 1915–1918, 685 стр. Именные указатели к «Обозрению» за 1908–1910-е гг. печатались в ИОРЯС, 1910, т. XV, кн. 1, 4. Указатель за 1911 г. вышел отдельным изданием (Пг., 1915).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

37) Из С.-Петербургской Духовной Академии – а) Верюжский, Афанасий Холмогорский. Спб., 1908; б) Дьяконов, Иоанн Ефесский. Спб., 1908; в) Покровский, Церковно-Археологический Музей Академии (1879–1909). Спб., 1909; г) Соколов, Учение римско-католической церкви о таинстве священства, 1. Спб., 1907. 38) Из Управления Кавказского Учебного Округа – а) Отчет о состоянии Учебных заведений Округа за 1909 г. Тифлис, 1910; б) Памяти Н. В. Гоголя. Тифлис, 1909; в) Сбор- —499— ник материалов для описания местностей и племен Кавказа, вып. 40. Тифлис, 1909. 39) Из Виленского Центрального Архива древних актовых книг – Опись документов Архива, вып. VII. Вильна, 1909. 40) Из Виленской Комиссии для разбора и издания древних актов – а) Акты, изданные Комиссией, том XXXIV. Вильна, 1909; б) Отчет Виленской Публичной Библиотеки и Музея за 1909 г. Вильна, 1910; в) Отчет Комиссии за 1909 г. Вильна, 1910. 41) Из Комитета Попечительства о русской иконописи – Иконописный Сборник, вып. ΙΙΙ. Спб., 1909. 42) Из Императорского Московского Коммерческого Училища – Памятная книжка Училища на 1909–1910 учебный год. Москва, 1910. 43) Из Подольского Епархиального Училищного Совета – Отчет о состоянии церковных школ Подольской епархии за 1906–1907 г. Каменец-Подольск, 1908. 44) Из Ярославского Епархиального Училищного Совета – а) Церковные школы Ярославской епархии за 25 лет. Ярославль, 1909; б) Отчет Епархиального Наблюдателя церковно-приходских школ за 1908–1909 год. Ярославль, 1910. 45) Из Грузинского Общества Истории и Этнографии – а) Грузинские Древности, том II. Тифлис, 1909; б) Древняя Грузия, 1. Тифлис, 1909; в) Палеографический Альбом. Тифлис, 1909. 46) Из Калужского Церковного Историко-Археологического Общества – Калужская Старина, том 5. Калуга, 1910. 47) Из Математического Общества при Московском Университете – Математический Сборник, том 27, вып. 1–2. Москва, 1909. 48) Из Петровского Общества исследователей Астраханского края – Отчеты Общества за 1901 и 1902 г.г. Астрахань, 1909. 49) Из Общества Истории, Филологии и Права при Варшавском Университете – Записки Общества, вып. IV. Варшава, 1909.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А. Вырубова; члена Государственного Совета, Сенатора А. Ф. Кони за книжку: «Феодор Петрович Гааз».   16/29 июля 1910. Пятница. Послал донесения в Святейший Синод и в Совет Миссионерского Общества о том, что Преосвященный Сергий командирован Миссиею на Миссионерский съезд в Иркутск и отпущен затем мною в Петербург и другие академические города искать двух миссионеров, необходимых для здешней Миссии; имеет назначением также поискать жертвователей на построение Храма в Хакодате; свидание с родными и друзьями в России еще более закрепит этого прекрасного миссионера за Миссией. Копию сего донесения послал Преосвященному Сергию в Иркутск, с наказом в письме всячески постараться найти миссионеров или, по крайней мере, миссионера для Японии. Но пожелавшие сюда непременно должны иметь качества, указанные в донесении и в письме; если не таких, то лучше никаких.   17/30 июля 1910. Суббота. Принял от Моисея Кавамура, заведовавшего постройкой в Оосака, последние расчеты и расписки и переводил их, готовя к Отчету в Россию.   18/31 июля 1910. Воскресенье. После Литургии зашли проститься едущие в Россию: жена Д. М. Позднеева, Александра Антоновна, возвращающаяся с мужем, и сын о. Петра Булгакова Константин, отправляющийся докончить гимназический курс в Киевской гимназии. От Учебного комитета при Святейшем Синоде получено приветствие с 50-летием.   19 июля/1 августа 1910. Понедельник. Утром приводил в порядок оосакские счета. Потом с Петром Исикава проверял его черновую для «кооквай гидзи- року». Из Владивостока письмо от Преосвященного Сергия о благополучном прибытии его туда и любезном приеме Высокопреосвященным Евсевием.   20 июля/2 августа 1910. Вторник. Получил из Киева письмо от Елены Густавовны Булдескул (сестры здешнего профессора философии Кёбера), в котором она описывает живущего в Михайловском монастыре, в Киеве, архимандрита Адриана, 38 лет, с высшим образованием, в таких светлых чертах и так желающим приехать сюда и основать здесь монастырь, что я тотчас отписал о нем Преосвященному Сергию в Иркутск, прося непременно познакомиться с ним, и если он, действительно, таков, как изображается в письме, то звать его сюда выполнить его намерение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

С. 168–169. 593 Макаровский И., свящ. Священник Иоанн Андреевич Ледковский//Донские епархиальные ведомости. 1910. 30. С. 741. 599 Кепинский С. По поводу ухода свящ. о. Григория Андреева из станицы Малодельской//Донские епархиальные ведомости. 1909. 34. С. 948. 603 Предполагаемое к открытию Иоанно-Богословское братство при Донской семинарии//Донские епархиальные ведомости. 1887. 5. С. 187. 604 Отчет о деятельности Александринского Донского религиозного религиозно-нравственного и благотворительного общества «Утоли моя печали»//Донские епархиальные ведомости. 1915. 20. С. 298–299. 605 Устав Покровского Братства при Новочеркасском духовном училище//Донские епархиальные ведомости. 1915. 48. С. 1012. 606 Богданов С.В. «Трезвенное движение» в Тверской губернии 1858–1859 годов и общественно-политическая обстановка в России накануне «Великих реформ»//Из архива тверских историков. Сб. научных трудов. Вып. 2. Тверь, 2000. С. 107. 607 Шабельникова Е.Н. Участие тамбовского духовенства в борьбе за трезвость в конце XIX – начале XX в. URL: tambovskogo-duhovenstva.html (26.01.2013). 609 Из отчетов оо. Благочинных Донской епархии за 1909 год//Донские епархиальные ведомости. 1910. 5. С. 52–53. 615 Семидесятипятилетие существования духовных училищ Донской епархии//Донские епархиальные ведомости. 1896. 17. С. 514. 619 Копия письма санитарного врача Таганрогского округа врача-докторанта Сергия Соловьева на имя Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Владимира, Архиепископа Донского и Новочеркасского, от 28 июля 1910 года//Донские епархиальные ведомости. 1910. 25. С. 423–425. 620 Из отчетов оо. Благочинных Донской епархии за 1910 год//Донские епархиальные ведомости. 1910. 26. С. 446–447. 622 Дмитриевский А.А. Императорское православное палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882–1907. М.: Императорское православное палестинское общество. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2008. С. 248–249. 623 Лисовой Н.Н. Императорское православное палестинское общество: 125 лет служения Церкви и России//В кн.: Дмитриевский А.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 февраля/4 марта 1910. Пятница. Протестанты, по обычаю, просят миссийских статистических сведений за прошедший год для включения в издаваемый ими ежегодник. Пошлются.   20 февраля/5 марта 1910. Суббота. Павел Ниицума был, спрашивая совета, не продать ли ему нынешнюю свою землю, чтоб купить затем небольшой участок в Асахимаци и заняться на нем разведением курей. Я отсоветовал. Это был бы для него прямой путь к нищенству. Он говорит, что тогда было бы ему свободнее проповедывать. Но пусть проповедует, когда у него есть время от земледельческих работ – а этого времени много; только пусть разумно распоряжается им.   21 февраля/6 марта 1910. Воскресенье. Явился русский «синематографер» – на карточке: «Пантелеймон Васильевич Кобцев. Синематограф» – просил позволения снять для кинематографа наше богослужение. Как же можно! Для представления, точно в театре, – нельзя! Зато он установил свой аппарат против Собора и ловил всех выходящих по окончании Богослужения. Поймался и я, совсем неожиданно; на крыльце ветер рвет полы платья и крест, я обертываюсь туда и сюда, защищаясь от ветра, кругом копошатся дети, а ручка аппарата бешено крутится – слишком поздно уж я это заметил – хороша картина выйдет, нечего сказать! Небольшая часть вечера у нас с Накаем отнята была на участие в общем собрании членов «Сайдан» (имущественного церковного общества). Объявлено было, какие Церкви внесли свое имущество вкладами в Сайдан. Положено написать священникам, чтобы они побудили свои подведомые Церкви, где уже есть недвижимое имущество, перевести его на Сайдан, в обеспечение сохранности этого имущества.   22 февраля/7 марта 1910. Понедельник. Вечером занятия переводом не было – у Накая разболелись зубы. Двое русских учеников: Иван Попов, исключенный, и Павел Кузнецов, больной, отправлены во Владивосток и дальше в их дома. На дорогу дано по 20 ен, которые они обещались возвратить из домов.   23 февраля/8 марта 1910. Вторник. Целый день перевода не было по болезни Накая. Зато я исправил залежавшуюся корреспонденцию. Написал, между прочим, в Edinburgh и выписал за посланные 15 шиллингов 9 томов «Reports of Commissions», в которых будет описано все, что сделает «World Missionary Conference», имеющая состояться в Эдинбурге 14–23 июля нового стиля сего года. «Reports» обещают выпустить в сентябре. Чтение будет, должно быть, интересное и поучительное.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Новые языки студенты I курса изучали под руководством лекторов: священника Николая Преображенского (английский язык), Василия Лучинина (†) (немецкий язык), экстраординарного профессора священника Евгения Воронцова и и. д. доцента Александра Мишина (французский язык). Сосредоточивая свою деятельность на исполнении прямых обязанностей профессорского звания, наставники Академии занимались в то же время и учено-литературными трудами. Так: Ректор Академии Епископ Феодор напечатал в журнале Мирный Труд статью под заглавием: «К Вопросу о нравственном», вышедшую затем отдельной брошюрой. Ординарный профессор С. С. Глаголев в Богословском Вестнике напечатал статьи: 1) «О Графе Л. Н. Толстом» (1910, 11), 2) «Новое Миропонимание» (1911, 1) и 3) «Взгляд —56— Васманна на происхождение человека» (1911, 4, 5, 7–8, 10). Ординарный профессор А. А. Спасский напечатал в Богословском Вестнике ряд статей под отдельными заглавиями из истории западноевропейского средневековья. Научные труды за 1910–1911 акад. год экстраординарного профессора С. И. Соболевского: 1) «Отношение классической филологии к богословию» (речь, читанная на акте Московской Духовной Академии 1 Окт. 1910 г.) – в 11 Богословского Вестника за 1910 г. 2) Перевод творений Св. Исаака Сирина (исправлен академический перевод 2-го издания). 3) Рецензия на книгу «Илиада. Гомера. Перевод H. М. Минского. Издание второе. СПБ. 1909» в 4 Журнала Министерства Народного Просвещения. 4) Exempla codicum graecorum, litteris minusculis scriptorum. Pars prior: codices Mosquenses. Mosquae. MDCCCCXI. Folio (совместно с проф. Г. Ф. Церетели). Экстраординарный профессор С. И. Смирнов в продолжение 1910–1911 акад. года: 1) Печатал в Чтениях Имп. Общ. Ист. и Древн. Российских: «Материалы для истории покаянной дисциплины в Древней Руси». 2) По поручению Императорской Академии Наук написал отзыв о книге протоиерея И. И. Кузнецова, «Святые блаженные Василий и Иоанн Христа ради юродивые, Московские чудотворцы, М. 1910», – представленной на соискание Уваровской премии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010