О. Феодор Мидзуно вернулся из Церквей Симооса и хвалит оживление там. Много и успешно трудится для проповеди там, без имени катехизатора, расстриженный Павел Ниицума. В Асахимаци было 8 крещений, преимущественно благодаря проповеди Ниицума. Из Мацуяма пишет о. Фома Такеока, что не может отправиться на обычную проповедь в Уцико – жена родила 5-го ребенка и лежит еще в постели. Ответил ему, чтоб послал на этот раз в Уцико катехизатора Акилу Сиина.   14/27 февраля 1910. Воскресенье. В ответ на просьбу Преосвященного Сергия послал ему 280 иконок и 25 серебряных крестиков. Пишет, что взятый им отсюда запас истощился: благословениями очень дорожат. В добрый час! Сколько угодно пошлем. Запас у нас из Троицко-Сергиевой Лавры большой.   15/28 февраля 1910. Понедельник. 6 февраля/1 марта 1910. Вторник. 17 февраля/2 марта 1910. Среда. Последнее чтение и некоторые поправки Праздничной Минеи. Перевод нам с Накаем нравится. Еще бы и не нравиться! Ржаная каша сама себя хвалит. Но нельзя сказать, чтобы все было понято всем. Во многих местах знающий иероглифы посмотрит на них и поймет; а по слуху и ученый не везде схватит смысл; неученому же будет многое так не понятно, как не понятен во многом славянский текст русскому простолюдину. А что же делать? Где взять понятные для всех японские слова? Никак не обойтись без китайского чтения иероглифов. Но у нас зато для чтущего все ясно; мысль прозрачна, как хрусталь, и все можно изъяснить и истолковать.   18 февраля/3 марта 1910. Четверг. Решили печатать Минею тем же форматом, как Октоих, и в той же типографии, с которою и начали переговоры. Преосвященный Сергий хотел было отправиться на Сикоку для посещения Церквей о. Фомы Маки, но отложил, за болезнию о. Фомы, которому трудно было бы сопутствовать ему. Посетит Преосвященный Сергий приход о. Симеона Мии, начиная с Кёото, и потом Церкви Тоокайдо. Зилот Моки служит у о. Моисея Касаи, в Нагано; и потому на него отослано 8 ен в месяц, но без означения его имени, а о. Моисею для его «помощника».  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

—61— Экстраординарный профессор М. М. Богословский напечатал статьи: 1) «Кредит в земском хозяйстве XVII в.» – в Сборнике статей в честь проф. В.О. Ключевского ; 2) «Церковный приход на русском севере в XVII в.» – в журнале Богословский Вестник (1910 г. июнь, июль-август). Экстраординарный профессор Д.И. Введенский напечатал в Богословском Вестнике (1910 г., май, июнь) статью: «Библейское повествование о потопе в его отношении к данным геологии и преданиям народов» и несколько статей по вопросам педагогики в различных повременных изданиях. Экстраординарный профессор А.П. Орлов выпустил отдельным изданием книгу: «Христология Илария Пиктавийского в связи с обзором христологических учений 2–4 вв.» Сергиев Посад, 1909. И. д. доцента Н.Л. Туницкий – 1) напечатал в Богословском Вестнике статью: «Обзор источников для истории жизни и деятельности св. Климента Словенского»; 2) приготовил для журнала Минало, българо-македонско научно списание, статью под заглавием: «Χιλανταριν Διγησις, като основата на паннонскит жития». – Советом Русского Археологического Института в Константинополе избран в члены-сотрудники Института. И. д. доцента Ф.Μ. Россейкин продолжал печатание в Богословском Вестнике (1909, ноябрь и декабрь; 1910, январь) статей под общим заглавием: «Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского ». И. д. доцента священник Д. В. Рождественский напеча- —62— тал представленное на соискание степени магистра богословия сочинение, под заглавием: «Книга пророка Захарии. Исагогическое исследование. Выпуск первый. Введение. – Писатель и его время. – Анализ содержания книги». Сергиев Посад, 1910. И. д. доцента С.П. Знаменский напечатал в Богословском Вестнике статью: «Донатистское движение и его характеристика по новооткрытым эпиграфическим документам» (изложение результатов исследования по этому вопросу франц. ученого P. Monceaux). И. д. доцента П.А. Флоренский – 1) напечатал в Богословском Вестнике статьи: «Лекция и lectio» и «Пращуры любомудрия»; 2) издал отдельною брошюрою под заглавием: «По вопросам религиозного самопознания» статьи, печатавшиеся в журнале Христианин за разные годы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—5— их они касаются, и Правлению Академии – для зависящих распоряжений. – 2) Документы кандидата Николая Околовича и требуемые определением Святейшего Синода от 3 марта / 11 апреля 1892 года за 590 сведения о нём препроводить (и препровождены) в Учебный Комитет при Святейшем Синоде. IV. а) Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на журнале собраний Совета Академии 12 и 17 декабря 1909 года, 21: «1910 г. Янв. 10. Кандидат богословия Александр Мишин утверждается исправляющим должность доцента Академии по кафедре новой гражданской истории». б) Отношение Правления Воронежской Духовной Семинарии от 16 января за 87: «Вследствие отношения Совета Московской Духовной Академии от 13 января сего 1910 года за 19, Правление Воронежской духовной семинарии имеет честь уведомить, что 1) резолюция Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Московского и Коломенского, от 10 января сего 1910 г. об утверждении преподавателя Воронежской духовной семинарии, кандидата богословия Александра Мишина исправляющим должность доцента Московской Духовной Академии по кафедре новой гражданской истории ему, Мишину, объявлена, с предложением отправиться на новое место служения в Академии; 2) Согласно определению Свят. Синода от 23 сентября 1906 г. за 5396 (Циркуляр по духовно-учебному ведомству 1907 г. 23), преподаватель Мишин, как прослуживший свыше 5 лет на духовно-учебной службе, получал содержание в месяц, за вычетом 4% в доход казны, за 12 штатных уроков по логике, психологии, философии и педагогике, оплачиваемых из сумм духовно-учебного капитала, 72 руб., из тех же сумм добавочных 7 р. 20 к.; за 6 уроков логики и психологии в епархиальных параллельных отделениях из сумм Церковно-свечного завода 28 р. 80 к. и наконец за 6 уроков французского языка в параллельных епархиальных отделениях из тех же епархиальных сумм 28 р. 80 к., всего 136 р. 80 к.; —6— 3) преподаватель Мишин будет рассчитан жалованьем по 9 января 1910 г. включительно, то есть по день службы его в Воронежской духовной семинарии».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Посол Николай Андреевич Малевский прислал со своей дачи в Циузендзи 100 ен пострадавшим от наводнения православным. Отдал я о. Симеону Юкава, чтоб он вместе с катехизаторами и церковными старостами пострадавших приходов разделил это пособие семьям, где есть дети, – таково указание посла.   21 августа/3 сентября 1910. Суббота. «Православное Благотворительное Общество ревнителей веры и милосердия. Ставропигиальная Сергиевская Пустынь. Правление. Санкт- Петербург, Садовая, 40. Поздравляет с 50-летием служения и просит о согласии на принятие звания Почетного члена Общества». Прислан и отчет о деятельности Общества за 1909 год. Нужно ответить двойною благодарностию. Хорошо бы и жертву послать, несмотря на то, что сам только и думаешь о сборе жертв.   22 августа/4 сентября 1910. Воскресенье. Получено письмо от Миссионерского съезда в Иркутске, за подписью Томского Архиепископа Макария, слишком уж лестное – больно читать такие письма. В «Светоче и Дневнике Писателя», полученном сегодня, напечатано мое письмо о том, как я сделался монахом и уехал в Японию и прочее. В Церкви сегодня пели уже оба хора. Вечером в Семинарии был энзецуквай, на который у меня выпросили 5 ен.   23 августа/5 сентября 1910. Понедельник. В Семинарии начались классы. В Женскую школу еще далеко не все собрались – наводнения, испортившие пути сообщения, мешают.   24 августа/6 сентября 1910. Вторник. Обычный перевод. Чтение накопившихся газет из России. В Семинарии кончили постройку каменной стенки, обрушенной дождями.   25 августа/7 сентября 1910. Среда. От о. Василия Усуи печальное письмо о том, в какой упадок привел Церковь наполовину больной, наполовину ленивый о. Яков Мацуда, ныне перемещенный в Коци. И катехизаторы там совсем опустились, особенно плох Лука Ватанабе в Янайбара. Из России для о. Василия Усуи получен наперсный крест, который выписали для него христиане его прежнего прихода в провинции Идзу. Г-н Жевержеев, от которого крест выписан в Петербурге, сам пожелал присоединиться к подписке на крест и внес о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Иоанн Усуи, катехизатор в Оосака, прекрасное письмо по-русски прислал; пишет, что с любовию трудится и много слушателей учения имеет в Оосака и окрестности.   15/28 октября 1910. Пятница. О. Феодор Быстров пишет, что Преосвященный Сергий 22 сентября (5 октября) в 12 часов ночи выехал из Петербурга, направляясь в Японию. Говорил там, что едет на всю жизнь в Японию – так служба здесь пришлась ему по сердцу. Дай Бог, чтоб так и было, как он говорит! О. Роман Фукуи пишет, что посылает на Сикотан, к курильским христианам, из Кусиро Павла Огава; иеродиакон Серафим Минато стар для службы там – зимою холодно ему там. А катехизатора непременно надо там; дрянных японцев там много набралось – развращают наших христиан и христианок.   16/29 октября 1910. Суббота. Написал к Преосвященному Никону, Епископу Вологодскому. Опять прошу у него монаха для водворения здесь монашества. Преосвященный Сергий, как видно, не успел никого найти – ни слова от него известий, иначе написал бы.   17/30 октября 1910. Воскресенье. Из родного села Березы получил фотографию Церкви и другую – училища, названного от Сергея Александра Рачинского моим именем, потому что посылаю на него 200 рублей в год. Группа из 50 мальчиков и девочек с о. Петром Соколовым в средине, очень симпатичная: лица осмысленные, одеты прилично, хотя разнообразно.   18/31 октября 1910. Понедельник. День расчетный, и печаль немалая: цена на пищевые продукты возвысилась, и расходы увеличились. Взял в банке на расплаты за все 3200 ен – и недостало. Здесь за месяц содержание всех служащих Церкви в Токио и всех учащихся.   19 октября/1 ноября 1910. Вторник. Пребывание Преосвященного Сергия в России – не без пользы для Миссии: сведения о состоянии ее и нуждах ее распространяет и о помощи взывает. В полученном сегодня 229 номере «Московских Ведомостей», 6-го октября, передовая статья «Православие Дальнего Востока» – вся о нашей Миссии с указанием ее нужд: еще в двух миссионерах, в монахе для заведения здесь монастыря и в средствах на построение Храма в Хакодате. Все это из сведений, сообщенных Преосвященным Сергием накануне в чтении его, бывшем на собрании в Епархиальном доме. Спаси, Боже, Льва Александровича Тихомирова , при каждом случае заявляющего свое сочувствие Миссии и много этим помогающего ей!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

– 9 за сентябрь 1910 г. (с. 1511), свящ. Дометий Холопов «Прогресс полемики «веротерпимых» апологетов «старообрядческого» журнала « Церковь » (о статье Ф. Мельникова «Знаменательный факт» в 31 журнала « Церковь » за 1910 г.), – 10 за октябрь 1910 г. (с. 1634–1658), Слушатель «О собеседованиях с Уфимскими старообрядцами» (о начетчике Ф.Н.Егорове – М.Б.). 1911 год – 1 за январь 1911 г. (с. 36–45), Священник Сергий Пряхин «К нашей полемике с расколом старообрядчества», – 2 за февраль 1911 г. (с. 296 – 318), Ф. Круглов «Изнанка старообрядческих съездов и соборов», – 2 за февраль 1911 г. (с. 457 – 463), Ф. Круглов «Секты и раскол старообрядчества. Старообрядчество в 1910 году», – 3 за март 1911 г. (с. 564 – 588), «Старообрядческий раскол в 1910 году» (окончание) (в т.ч. раздел «Старообрядческая литература и печать» – М.Б.), – 3 за март 1911 г. (с. 713 – 714), «Самарская противораскольническая и противосектантская миссия», – 5 за май 1911 г. (с. 113 – 117), И. Водягин (бывший начетчик – М.Б.) «Позорное молчание «австрийских» вожаков», – 5 за май 1911 г. (с. 200 – 204), «Деятельность православной миссии» (раздел «Плодотворность миссии»), – 5 за май 1911 г. (с. 213 – 214), «Собеседования с именуемыми старообрядцами разных толков в Иоанно-Предтеченском Соборе г. Николаевска, Самарской губернии, с 6-го по 9-е марта 1911 г.» (упоминается начетчик Егоров – М.Б.), – 6 за июнь 1911 г. (с. 351 – 373), Д. Александров «Очерки новейшей полемики с расколом старообрядчества» (начало, «Беспоповщина»), – 6 за июнь 1911 г. (с. 452 – 455), «Циркуляр о сектантах и раскольниках», – 7 за июль 1911 г. (с. 567 – 582), Д. Александров «Очерки новейшей полемики с расколом старообрядчества» (продолжение), – 8 за август 1911 г. (с. 889 и далее), свящ. В. Космолинский «Расколосектанство в Саратовской епархии в 1910 г. и борьба с ним» (на с. 890 – упоминается начетчик Егоров – М.Б.), 1912 год – 1 за январь и 2 за февраль 1912 г. (с. 135–156, с. 375–384), «Рассмотрение напечатанной старообрядцами-поповцами книги « Церковь Христова временнобез епископа» (о книге Усова – продолжение, начало в 12 за 1911 г. – М.Б.),

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ukazatel...

При открытом голосовании за предызбрание студента III курса Академии Николая Ремова на вторую кафедру Священного Писания Ветхого Завета подали голос: экстраординарные профессора – Анатолий Орлов, Дмитрий Введенский, Михаил Богословский, Илья Громогласов и Сергей Соболевский, ординарные профессора – Михаил Тареев, Анатолий Спасский, Сергей Глаголев и Алексей Введенский, заслуженный ординарный профессор Митрофан Муретов, Инспектор Академии – и. д. ординарного профессора Александр Шостьин и Преосвященный Ректор Академии; всего – 12 лиц. – Против предызбрания: экстраординарный профессор Иван Попов. – Воздержались от подачи голоса: экстраординарные профессора – Сергей Смирнов и Павел Соколов, ординарный профессор Александр Голубцов, заслуженные ординарные профессора – Николай Заозерский (сверхштатный) и Александр Беляев; всего 5 лиц. Справка: Резолюцией Его Высокопреосвященства от 24 сентября 1910 года за 4294, последовавшею на журнале собрания Совета Академии 15 сентября, вторую ка- —415— федру Священного Писания Ветхого Завета, вновь открываемую по уставу духовных академий 1910 года, разрешено было заместить посредством рекомендации. Определили: 1) На вторую кафедру Священного Писания Ветхого Завета иметь в виду студента III курса Академии Николая Ремова, поручив его особому попечению и руководству, при подготовлении к занятию означенной кафедры, рекомендующих его преподавателей Академии – священников Е. А. Воронцова и Д. В. Рождественского . 2) Дальнейшее суждение по сему вопросу иметь по окончании студентом Ремовым академического курса. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1910 г. Нояб. 8. Согласен». 6 октября 1910 года 22 Присутствовали, под председательством Ректора Академии Феодора, Епископа Волоколамского, – все члены Совета Академии. Слушали: I . Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1910 г. Сент. 30. В Совет Московской Дух. Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 28 сентября за 13112: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 21 Июля сего года за 228, с ходатайством о разрешении Совету Московской духовной академии оставить при сей академии на 1910–1911 учебный год, в качестве третьего (сверхштатного) профессорского стипендиата, кандидата богословия выпуска текущего года, священника Василия Соколова , с ассигнованием на его содержание из специальных средств Святейшего Синода 679 руб. Приказали: По рассмотрении изложенного представления Вашего Преосвященства, признавая невозможным удовлетворить изъясненное в представлении ходатайство, в виду его несоответствия Высочайше утвержд. 2 Апреля

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Речь при пострижении в монашество кандидата Академии И.Абурруса, в иночестве Игнатия 7 июня 1903 года. «Богосл.Вестн.» 1903, июль-авг·, стр.393. Речь в Государственной думе при обсуждении законопроекта о старообрядческих общинах. «Приб.к «ЦВ» 1910, 25, стр.1025· Слово, произнесенное при освящении придельного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Спасо-Елеазаровой пустыни 5 августа. «Приб. к «ЦВ» 1910, 38, стр.1599· Речь высокопреосвященного при прощании с Псковской паствой 14 ноября 1910 года в Псковском кафедральном соборе. «Приб. к «ЦВ» 1910, 49, стр.2129–2132. Речь высокопреосв.архиепископа Новгородского при вступлении на Новгородскую кафедру, в Софийском соборе 2 дек. 1910 г. «Приб. к «ЦВ» 1910, 51–52, стр.2246–2249. Архипастырское воззвание. «Приб. к «ЦВ» 1912, 2, стр.43. Речь пред панихидой в Софийском соборе 6 сентября по убиенном Председателе Совета Министров Столыпине· «Приб. к «ЦВ» 1911, 38, стр.1559. Речь, произнесенная пред открытием религиозно-нравственных бесед в Софийском соборе 2 октября. «Приб. к «ЦВ» 1911, 43, стр.1819. Речь о церковном пении. «Приб. к «ЦВ» 1911, 47, стр.1995. Речи в заседании Государственного Совета 4 ноября 1911 г. при обсуждении законопроекта о переходе из одного вероисповедания в другое. «Приб. к «ЦВ» 1911, 50, стр.2158. Речь в заседании Государственного Совета при обсуждении законопроекта о введении всеобщего начального образования. «Приб. к «ЦВ» 1912, 9, стр.378. Речь, сказанная при открытии противоалкогольного съезда в Москве 6 августа 1912 года. «Приб. к «ЦВ» 1912, 34, стр. 1343. Речь при погребении архиепископа Гурия 4 марта 1912 г. «Приб. к «ЦВ» 1912, II, стр.457· «Ферапонтов монастырь». «Приб. к «ЦВ» 1912, 17, стр.691. «Послание возлюбленным православным чадам Церкви Новгородской о Господе радовашися». «Приб. к «ЦВ» 1912, 22, стр.885. Речь в Софийском соборе при встрече С.-Петербургского митрополита Владимира, I декабря 1912 года. «Приб. к «ЦВ» 1912, 50, стр.1987. Речь при открытии религиозно-нравственных учений в новоосвященном епархиальном доме, 2 декабря 1912 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

26 «Чуриков был представителем подлинного народного религиозного обновления... В рабочих кварталах, среди простого люда, у питерских кухарок и прачек, сапожников и дворников, это имя было окружено любовью, лаской, глубоким почитанием» (Краснов-Левитин А. Лихие годы, 1925–1941: Воспоминания. Париж, 1977. С.155:152). 28 Краснов Сергий Иосифович (1862 или 1864–1933), прот. – сын священника, в 1890-х служил в Знаменском храме с. Черкасское (Саратовская губ., Вольский уезд), настоятель храмов в хуторах Ельшанка (5 вёрст от Царицына) и Ново-Никольское, с 1913 настоятель хр. Воздвижения Креста Господня в Туапсе, благочинный Иверско-Алексеевской женской общины; в 1917 его дочь Евгения стала женой Свенцицкого. Отличался смелостью, твёрдостью принципов и веры: во время эпидемии причащал в холерном бараке умирающих; выйдя с крестом против разъярённой толпы, остановил самосуд над конокрадами; осенью, разгорячённый после службы, сопровождал похороны прихожанина, простудился на кладбище и преставился через два дня, сразу после соборования; похоронен в приделе храма. 31 В Варшаве тогда проживало более 750 тыс. человек, следовательно, оценка числа взрослого мужского населения преуменьшена. 32 В ж. «Современный мир» было упомянуто «не слишком чистоплотное остроумие К. И. Чуковского, переделывающего свои фельетоны для разных изданий»; в ответ он указал, что редакция обманула читателей, обещав и не напечатав произведения известных авторов. Дело чуть не дошло до дуэли. За журнал вступился А. И. Куприн: «Такой поступок я нахожу гадостью, да притом ещё мелочной» (Новая Русь. 1910. 28 марта. 85. С. 4); «Чуковский – сволочь, говно, одесский грязный жид» (письмо от 24 марта 1910). Литературный суд чести заседал с 27 марта по 1 мая 1910 и вынес порицание обеим сторонам. 33 Статья «К ответу» о журналисте Николае Николаевиче Доманском (1860–1910) была напечатана 15 марта 1910 в газете «Новые люди». Свенцицкий обратился к Литературному фонду с требованием ответить на предъявленное обвинение (Новая Русь. 1910. 16 марта. 73. С. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

1/14 марта 1910. Понедельник. Начало Великого Поста. Службы: в 6 часов утреня – шла полтора часа, в 10 часов – Часы – тоже полтора часа, с 6-ти вечера Великое повечерье, на котором канон Святого Андрея Критского я читал, в мантии и клобуке; продолжалось повечерие 1 час 40 минут.   2/15 марта 1910. Вторник 1-й недели Великого Поста. Службы как вчера; так будет и в прочие дни. К сожалению, кроме учащихся на них почти никто не бывает. Преосвященный Никон, Епископ Вологодский, отвечает мне, что не нашел монаха для заведения здесь монашества. По-видимому, отсюда должен отправиться в Россию человек для изучения там монашеской жизни и водворения потом монашества здесь. Пошли, Боже, такого человека! Уши так разболелись, что опять должен был позвать ушного врача.   3/16 марта 1910. Среда 1-й недели Великого Поста. С 10 часов преждеосвященная Литургия, кончившаяся в начале 1-го часа. «Да исправится» пели трио: о. Петр Булгаков, Львовский и Кису – регент; художественно, но годится для комнаты, а не для Церкви. Избегать вперед такого пения. Преосвященный Сергий из Оосака пишет, что он по метрике исследовал Оосакскую Церковь , и сказалось – неизвестно куда выбывших христиан 150 человек, кроме сего есть охладевшие и не являющиеся в Церковь , есть отпадшие. Плох оосакский священник Сергий Судзуки, совсем плох!   4/17 марта 1910. Четверг 1-й недели Великого Поста. После утрени прочитал для учащихся молитвы к исповеди. 5 ящиков с иконостасом и иконами от Ал. Гр. Елисеева из Петербурга получены уже через Нагасаки, в Кобе, и потому я послал консулу в Кобе, Александру Сергеевичу Максимову, «permission», данный из Нагасакской таможни и присланный мне Нагасакским консулом для получения сих ящиков с парохода. Ответил Преосвященному Сергию на его письмо из Оосака. Советовал при посещении Церквей узнавать и состояние проповеди у инославных, а для сего бывать у протестантских миссионеров, которые охотно сообщают сведения о своих Церквах.   5/18 марта 1910. Пятница. 1-й недели Великого Поста. Некоторые матери в России до сих пор не могут помириться с потерею своих сыновей в минувшей войне. Генеральша Головидина из Санкт-Петербурга пишет мне, просит разыскать ее сына, лейтенанта, здесь будто бы почему-то скрывающегося; обещает хранить в секрете мой ответ. По письму не видно, чтобы она не была в здравом уме. Бедная! Значит, все еще не теряет надежду. Постарался возможно успокоить ее, хотя не мог не сказать, что здесь нельзя найти ее сына, а покоится он на дне морском, как герой, положивший жизнь за Отечество.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010