—98— ощутительно дают о себе знать и широкое знакомство с рукописными данными, и вполне научные приемы исследования, и умение автора из сухих, мелких, но внимательно изученных данных, делать надлежащие выводы. Способный автор обладает, на наш взгляд, даром незаурядного синтеза, сказавшегося с особенною силой в первой части сочинения, в умело и правдиво сделанных характеристиках эпохи и личности Новгородского владыки. С помощью не новых, но искусно подобранных, объясненных и объединенных фактов ярко и живо очерчена та и другая. И всё сочинение отличается единством мысли и читается с интересом от начала до конца, чему много способствует правильный, совершенно литературный язык и живое отчетливое изложение. Портят несколько впечатление встречающиеся в сочинении повторения, а равно также употребляемые по местам иностранные слова. Автор сам задавался мыслью не повторяться, но это не везде ему удалось, хотя бы, например, в речах об ожидавшейся русскими людьми в конце XVI в. кончине мира, как одном из побуждений в литургической деятельности архиеп. Геннадия. Перечень произведений, связанных с именем Геннадия (стрр. 58–55), может быть, лучше было бы привести в предисловии под рубрикой источников для второй части сочинения, а любопытный вариант послания Новгородского владыки к пастве по рукописи Императорской Публичной библиотеки, находящийся теперь в примечании (стр. 120–121), поместить с подробным анализом в тексте. Мы рекомендовали бы также автору избегать излишней сжатости (стрр. 9, 24, 52, 94, 109), глухих ссылок и недосмотров (стрр. 4, 7, 14–16, 54, 56, 141). Будет искренно жаль, если настоящий серьезный труд, на который потрачено столько усилий и даже скудных студенческих сбережений, не увидит света, и мы настойчиво советовали бы г. Махаеву продолжить, если обстоятельства позволят, свои изыскания: познакомиться с рукописями, оставшимися ему почему-либо неизвестными, а главное пересмотреть и обследовать внимательнее собранный уже материал. Можно быть уверенным, что после нового, неспешного и вдумчивого пересмотра разъяснится непонятое им (стрр. 108, 110) и станут

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

39 См.: Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. 1334–1598. СПб., 1841. С. 521; Казакова Н., Лурье Я. Указ. соч. С. 314; РИБ. Т. 6. Стб. 759–760. 40 АИ. Т. 1. С. 522. О градской казни еретиков в Москве сообщает Никоновская летопись: «Того же лета новогородских попов биша кнутием, прислал бо их владыка Генадей из Новагорода Великаго, что поругалися иконам пьяни; и послал их ко владыке назад» (ПСРЛ. Т. 12. С. 220). 42 См.: Казакова Н., Лурье Я. Указ. соч. С. 436; Послания Иосифа Волоцкого /Подготовка текста А. Зимина и Я. Лурье. М.; Л., 1959. С. 176. В связи с этим представляется интересным такое высказывание: «Равным образом характерно для караимов стремление и умение опереться на иноверную власть (установка, восходящая, по-видимому, к саддукеям): Анана бен Давида поддерживал багдадский халиф, его последователей – мусульманские правители Палестины и Египта и христианские правители Византии, «хион» – османский султан, крымских караимов – татарские ханы, «трокских иудеев» – великий князь Литовский, русских караимов XVIII-XX вв. – Российские императоры; подобным образом и древнерусские «жидовская мудрствующие» несколько десятилетий находили опору в высших правительственных кругах Москвы» (Прохоров Г.М. Указ. соч. С. 352). 51 Казакова Н., Лурье Я. Указ. соч. С. 472, 482; Древняя российская вивлиофика. Ч. 14. С. 134–135. 52 У академика Д.С. Лихачева есть такое высказывание: «В древнерусском смехе большую роль играло выворачивание наизнанку одежды (вывороченные мехом наружу овчины), надетые задом наперед шапки. Особенную роль в смеховых переодеваниях имела рогожа, мочала, солома, береста, лыко. Это были как бы «ложные материалы» – антиматериалы, излюбленные ряжеными и скоморохами. Все это знаменовало собой изнаночный мир, которым жил древнерусский смех. Характерно, что при разоблачении еретиков публично демонстрировалось, что еретики принадлежат к антимиру, к кромешному (адскому) миру, что они «ненастоящие». Новгородский архиепископ Геннадий в 1490 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Из русских еретиков не без основания считались похожими на мессалиан новгородские еретики или жидовствующие. «Что ни есть ересей мессалианских, то все они мудрствуют», писал арх. Новгородский Геннадий о новгородских еретиках 104 . Геннадий не ошибался. Мессалиане, признававшие весь мир кроме себя погруженным в зле и в рабстве диаволу, считавшие для себя, как для избранников, необязательными общие правила благочестия и нравственности, любившие притворством и ложными клятвами прикрывать свои истинные убеждения, были первообразом как новгородских еретиков, так и последующих русских мистических сектантов напр. хлыстов и скопцов. Так как новгородские еретики подобно мессалианам умели притворяться православными и скрывать свое еретичество, то Иосиф Волоцкий счел нужным рекомендовать против жидовствующих тоже средство, какое Флавиан антиохийский употребил против мессалиан. «Подобает всем верующим во св. и животворящую Троицу вся тщания и подвиг и богопремудростная коварства показовати, еже еретики крыющася испытовати и изыскати и изтязати. Якоже божеств. Флавиан патр. антиохийский сотвори, своим богопремудростным художеством еретики, испытав и истязав посрами, егда увиде скверную ересь мессальянскую, множащуся в своей пастве, и в себе точию имущим ересь и никакоже никомуже исповедающим, и клятвами страшными себе заклинающим, яко суть православнии, тайно же прельщающе православных, тогда добрый пастырь, от животворящего Духа подвигся, ухищряет нечто сицево». Далее следует рассказ о Флавиане по Амартолу 105 . Юлиан отступник (361–363 г) Имя Юлиана было у наших предков также позорным прозвищем, как имя Ария, и прилагалось и к жидовствующим 106 , и к Вассиану Патрикееву 107 , и к римским папам 108 , и к первому самозванцу 109 и иногда не без основания. У Амартола читаем напр. следующее: «безумный Юлиан нагло и бессовестно вооружался против благочестия. И сначала в городе (Антиохии) и Дафне осквернил источники нечистыми жертвами, чтобы каждый берущий воду делался причастным осквернения; а потом подвергает осквернению и продаваемое на рынках, хлеб и мясо, плоды и овощи и прочие съестные припасы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

1188 4 Новгородская, в Собрании летописей IV, 158 (также Иосиф Волоколамский в Просветителе стр. 55). 1189 Называет по именам: новгородского протопопа Гавриила, Дениса попа Архангельского, Максима попа Иванского, Василия попа Покровского, Макария диакона Никольского, Гридку дьяка Борисоглебского, Васюка зятя Денисьева, Самуху дьякона (дьяка?) Никольского, – 4 Новгородская, ibid. (Иосиф в Просветителе стр. 55). 1190 В послании к Зосиме 1490 года он пишет: «Ано Фрязове по своей вере какову крепость держат! Сказывал ми посол цесарев (Николай Поппель, приезжавший в Москву, путём на Псков н Новгород, в 1486 году, – Карамзин, к т. VI примечание 339, подробнее о нём у Аделунга в Обозрении путешественников) про шпанского короля, как он свою землю очистил, и аз с тех речей и список к тебе послал». 1192 Наше различение одних и других еретиков основываем на преподобном Иосифе Волоколамском, который говорит, что ими посланы от державного в Новгород к Геннадию, а иные осуждаются им в заточения, – Просветитель стр. 55, 56 и 570.– В одной летописной записи сообщается, что чернец Захар послан в заточение к епископу суздальскому (помянутому выше Нифонту, который поставлен в епископы 9 Декабря 1484 года), а поп Денис в Галич (костромской губернии), см. у Павлова в Памятниках. col. 788, примечание. 1193 Просветитель, стр. 55. Относительно того, как сожжены были шлемы, на самих головах или снятые с голов, Иосиф выражается неопределённо: «потом же повеле пожещи шлемы, иже на главах их». Мы считаем вероятнейшим предполагать последнее. Можно думать, что мысль об этих шлемах подала Геннадию знакомая ему практика инквизиции католической. У католиков надевались на еретиков особые цилиндрические колпаки, похожие формой на наши монашеские камилавки, с изображением на них дьяволов, см. в немецком археологическом Словаре Мюллера и Мотеса II 579, Fig. 821. 1195 Послание к любопрепирательным или о повиновении соборному определению, – рукопись МДА лист 252 оборот (У Карамзина к т. VI, примечание 565). То же в Просветителе, стр. 571.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Более тщательно Окозрительный Устав был изучен сокурсником отца Павла Флоренского Николаем Махаевым, выпускником Московской Духовной Академии 1908 года. Он представил курсовую работу на тему “Литургическая деятельность Геннадия, архиепископа Новгородского”, которая Советом Академии была удостоена премии протоиерея А. М. Иванцова-Пла­тонова 9 . Очевидно, данная работа не сохранилась и о ее содержании можно судить только по отзыву профессора Академии А. Голубцова , опубликованному в Журнале собраний совета Московской Духовной Академии за 1908 год. По интересующему нас предмету в отзыве о труде студента-выпускника можно узнать, к сожалению, немногое. Описывая кандидатское сочинение, профессор сообщает: “Во второй главе, показав, сколько позволяли данные, вероятность занятий архиепископа Геннадия так называемым Окозрительным Уставом и дав общее представление о содержании его, автор описывает окозрительную систему Геннадиеву, говорит о терминологии и семиографии 10 , принятых в ней. Обстоятельно ознакомившись по раннейшим и позднейшим спискам Окозрительного Устава с начертанием знаков, смыслом и видами их, г. Махаев делает попытку возможно точнее определить границы труда Новгородского архипастыря по данному вопросу, равно также побуждения, заставившие его взяться за эту работу, приблизительное время и значение ее для современников”. Анализируя достоинства рецензируемого труда, А. Голубцов писал: “Вторая часть сочинения, в которой рассматривается собственно литургическая деятельность архиепископа Геннадия, без преувеличения можно сказать, представляет нечто совсем новое и весьма ценное в науке; особенно это должно заметить про те отделы в ней, где идут весьма обстоятельные речи о редакциях Миротворных кругов семиографии Окозрительных Уставов”. Изучение этого памятника было продолжено в наши дни. Священник Б. Даниленко 11 , выделивший пять редакций Устава, пишет: “Окозрительный устав архиепископа Геннадия Новгородского – одно из замечательных свидетельств творческого и осмысленного отношения человека Древней Руси к богослужебному наследию, воспринятому через славянские страны из Византии и обогащенному практикой литургической жизни древнерусских монастырей и соборных храмов. Он возникает при смене двух традиций – Студийского и Иерусалимского уставов и дает ключ к практическому применению Иерусалимского устава, отличающегося многообразием вариантов служб суточного круга. Широкое распространение его на Руси в XVI в. тесно связано с канонизационной деятельностью святителя Макария, Митрополита Московского и Всероссийского (Соборы 1547 и 1549 гг.), и вытекающими из нее изменениями состава месяцеслова и небывалым прежде на Руси всплеском гимнографического творчества” 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Сказания» о «скончании седьмой тысящи». 1492 г. Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников «Сказания о скончании седьмой тысящи» — сочинения, направленные против московских еретиков и их пропаганды, связанной с несостоявшимся в 1492 г. «концом мира», — в данной редакции никогда еще не издавались. Издавалась только иная редакция этого памятника — 8-е, 9-е и 10-е «слово на новгородских еретиков», входящие в состав «Просветителя». Весьма важные редакционные отличия «Сказаний» от «слов» «Просветителя> были отмечены уже Н. А. Соколовым в его рукописи «Материалы для библиографии рукописных памятников по истории религиозно-общественных движений на Руси в XIV—XVI вв.»: «Сказания» эти анонимны и не содержат ни упоминания новгородских еретиков, ни излюбленной Иосифом формулы для обозначения этих еретиков — «Алексей протопоп, Денис, поп, Федор Курицын и иные». Мы можем отметить также, что «Сказания» в целом носят иной характер, чем «слова» «Просветителя»: полемика (с анонимным противником) ведется здесь в гораздо более сдержанном и менее «грубианском» тоне, чем в «Просветителе»; отсутствуют явно клеветнические обвинения по адресу еретиков, например обвинение, будто они собирались ненавистные им «святоотеческие» писания «огнем сожещи». Какая из редакций является первичной и какая вторичной — анонимная ли отдельная редакция трех «Сказаний», " или текст в «Просветителе»? Нам представляется несомненным, что и в данном случае (как и в случае с тремя «словами» о почитании икон), анонимная отдельная редакция должна быть признана первоначальной. Вторичность замечаний против «новгородских еретиков», читающихся в «Просветителе» (и отсутствующих в отдельной редакции) обнаруживается, прежде всего, из явной анахронистичности и абсурдности этих замечаний: «Алексею протопопу» (вместе с другими еретиками) приписывается здесь утверждение, что «семь тысущь лет прошло (т. е. настал 7000 год от сотворения мира — Я- Л.), а конца несть, и святых отець писания ложна суть», — утверждение, которое могло быть высказано только после 1492 (7000) года, а между тем сам Иосиф и Геннадий многократно указывали, что Алексей умер до 1490 г. Древнейший список отдельной редакции «Сказаний» (БИЛ, Муз. 2469) —и по времени раньше «Просветителя»: он относится к концу XV в. После появления «Просветителя» (написанного, как мы покажем далее, в момент падения еретиков) не было никаких оснований обрабатывать его «слова», выпуская из них упоминания о уже поверженных еретиках; наоборот — вставка при составлении «Просветителя» обычной формулы Иосифа против Алексея, Дениса и Федора Курицына вполне естественна и находит аналогию во всех остальных «словах».

http://sedmitza.ru/lib/text/433601/

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Ближайшая преемница и наследница новгородской идейной культуры — Москва долгое время не умела подняться своим сознанием до степени той культурной мощи и нравственного обаяния, какая давалась ей в этом средоточии и символе духовного просвещения. Целых 164 года московское правительство и церковная власть не могли догадаться, что все их частичные, узко-практические попечения о духовном просвещении и назидании могли бы объединиться и вылиться в жизнь в одном могучем русле, давно уже намеченном и созданном широким замыслом отживавшего Новгорода. Все эти скромные московские начинания в библейской области вроде переводов толковых текстов Псалтири, Апостола и Евангелия Максима Грека, в виде изданий Апостола, Евангелий и Псалтири с 1564 до 1663 года представляются какими-то слабыми попытками в ознакомлении с первоисточником христианского просвещения по сравнению с тем обширным замыслом, какой вложен был Геннадием в его предприятие. Удовлетворение неотложной потребности текущего дня — вот к чему сводятся старания московских церковных властей и руководителей духовной мысли в этой по существу своему широкой области высшего духовного просвещения. И как высок и заманчив по своей идейной широте и размаху — сравнительно с неуверенными шагами Москвы — этот единоличный подвиг новгородского архипастыря, кстати, под конец своей жизни развенчанного и униженного Москвою. В этой области Москва проявила столь же мало понимания и чуткости, как и в другом грандиозном наследстве, полученном Москвою из отживавшего Новгорода. Разумеем судьбу новгородской идеи и осуществления этой идеи — Макарьевских Четьих-Миней. К грандиозному замыслу представителя позднего новгородского самосознания — воссозданию на земле Церкви святых — Москва за все время своего культурного господства на Руси удосужилась прибавить только несколько робких и бесцветных страниц, дожидаясь, когда усвоение и переработка этого наследства произойдет где-нибудь на стороне. И действительно, эта переработка произведена была на отдаленном, но идейно — по силе энергии — сродном Новгороду русском юго-западе через 150 лет после осуществления новгородского предприятия.

http://pravmir.ru/gennadievskaya-bibliya...

Скачать epub pdf Предисловие издателя Издаваемое послание новогородскаго архиепископа Геннадия к Московскому собору 1490 года, доселе известное только в рукописях 2 , составляет драгоценный памятник для истории того великаго брожения умов на Руси, которое началось в конце XV века – ересью жидовствующих, и в различных видоизменениях продолжалось до половины следующаго столетия. Это послание писано единовременно с известным посланием тогоже святителя к митрополиту Зосиме 3 , и содержит теже самыя жалобы на явное невнимание московскаго церковнаго правительства к правам и представлениям Геннадия, – невнимание, подавшее еретикам повод открыто «лаяться» на своего главнаго обличителя. В этом «лаяньи» особенно дерзок был чернец Захария, разсылавший по всем городам свои ругательныя граматы на Геннадия. В летописных сказаниях о соборе 1490 года чернец Захария представляется главою жидовствующих, так что первоначальные вожди еретиков (новогородские протопопы и попы) называются только его товарищами 4 . В виду этого обстоятельства подробное донесение Геннадия о Захарие, находящееся в издаваемом нами послании, получает особенную историческую важность. Оно открывает нам практическия, жизненныя начала «новоявившейся новогородской ереси», по которым она была тождественна с ересью псковских стригольников. Геннадий прямо называет Захарию стригольником. И действительно, подобно стригольникам, этот глава жидовствующих отвергает, ради поставления духовенства «на мзде», святость церковной иерархии и таинств. В этих антииерархических стремлениях заключалась вся сила новгородской ереси. Еретики указывали на такия стороны в современных церковно-правительственных порядках, которыя, действительно, легко могли сделаться предметом вольнодумной критики, и против которых возставали и такие верные сыны и пламенные ренители блага Церкви, как, например, Нил Сорский и Максим Грек . Без сомнения, в силу этого двойнаго протеста в 1503 году (за несколько месяцев до окончательнаго суда над еретиками) изданы были следующия церковно-законодательныя меры: о непоставлении священнослужителей на мзде, о вдовых попах и дьяконах, которые, еще во времена стригольников, своею жизнию подавали повод к соблазнительным толкам о духовенстве, о запрещение монахам и монахиням жить в одном монастыре 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010