В память мнимого превращения любимой нимфы Аполлона в Дафне был построен великолепный храм, особенно славившийся на всем востоке прекрасною статуею этого бога, державшего в своих руках лиру и золотую чашу. Строителем храма был, как говорило предание, сирийский царь Селевк, отец Антиоха, от которого город получил свое название. Кроме приятности и красоты своего местоположения, великолепного храма и стоящих в нем изображений Аполлона и любимой его нимфы, описанная местность в глазах антиохийских язычников пользовалась еще большим уважением потому, что там, как они думали, текла пророчественная вода Кастальского источника. Народная молва гласила, будто бы император Адриан, в бытность свою еще частным человеком, получил, при посредстве этого источника, предсказание о своем будущем политическом возвышении и восшествии на трон. Погрузив священную ветвь Дафны в воду Кастальского источника, он немедленно же получил, как гласило предание, знание будущего, прочитав свою судьбу на листьях погруженной ветви. Сделавшись императором, Адриан немедленно же приказал завалить Кастальский источник громадными каменьями и засыпать его землею в тех видах, чтобы кто-нибудь другой, при его посредстве, не мог получить одинаковое предсказание. Культ Аполлона, совершаемый ежегодно в Дафнийском предместье, отличался необыкновенными соблазнительными оргиями. На этот праздник стекались громадные толпы народа не только из одной Антиохии, но из самых отдаленных ее окрестностей и предавались здесь самому необузданному разгулу. С распространением христианства в Антиохии, значение Дафны изменилось для ее жителей. Развратный культ Аполлона мало-помалу вышел из употребления и не встречал уже более усердных поклонников, как было ранее. Цезарь Галл в период своего кратковременного управления востоком приказал запереть Дафнийский храм и неподалеку от него построил церковь в честь св. мученика Вавилы, пострадавшего за Христа в царствование императора Нумериана, и перенес в нее останки этого святителя. По прибытии в Антиохию, Юлиан с большим нетерпением ожидал наступления праздника Аполлона, в течение целых столетий совершаемого с необыкновенною пышностию и великолепием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сила христианской этики в том, что она открыла нам новое равновесие. Язычество — как мраморная колонна; оно стоит прямо, ибо оно пропорционально и симметрично. Христианство — огромная, причудливая скала: кажется, тронешь ее — и упадет, а она стоит тысячи лет, ибо огромные выступы уравновешивают друг друга. В готическом храме все колонны разные и все нужны. Святой Фома Беккет носил власяницу под золотой и пурпурной парчой, и ему была польза от власяницы, окружающим — от парчи; наши миллионеры являют другим мрачный траур, а золото держат у сердца. Не всегда равновесие — в одном человеке, часто оно во всем теле Церкви. Монах предавался молитве и посту в северных снегах — и южные города могли украшать себя цветами. Пустынник пил воду в песках Сирии — и крестьяне могли пить сидр в английских садах. Христианский мир удивительней и сложней языческой империи. Так, Амьенский собор не лучше, а сложней и удивительней Парфенона. Если вам нужен довод из современности, подумайте о том, почему христианская Европа, оставаясь единым понятием, раскололась на маленькие страны. Патриотизм — великий пример такого, нового равновесия. Языческая империя повелевала: «Вы — римские граждане, уподобьтесь же друг другу. Пусть германец не будет таким послушным и медлительным, галл — таким мятежным и быстрым». Христианская Европа, вед о мая чутьем, говорит: «Пусть немец останется медлительным и послушным, чтобы француз мог быть мятежным и быстрым. Нелепица, именуемая Германией, уравновесит безумие, именуемое Францией». И, наконец, самое главное. Если мы не скажем об этом, мы не поймем то, чего никак не могут понять враждебные историки христианства. Я имею в виду чудовищные схватки из-за мельчайших тонкостей догмы, истинные землетрясения из-за жеста или слова. Да, речь шла о дюйме; но дюйм — это все, когда надо удержать равновесие. Ослабьте одно, и другое станет сильнее, чем надо. Пастырь вел не овец, а тигров и диких быков — каждая из доктрин могла обернуться ересью и разрушить мир. Помните, что Церковь — укротительница львов; очень уж опасны ее учения. Непорочное зачатие, смерть Бога, искупление грехов, выполнение пророчеств можно, сдвинув чуть-чуть в сторону, превратить во что-то ужасное или кощунственное. Ювелиры Средиземноморья упустили крохотное звено — и лев древнего отчаянья сорвался с цепи в северных лесах . О самих богословских спорах я скажу позже. Здесь мне важно напомнить, что мельчайшая ошибка в доктрине может разрушить всю человеческую радость. Неточная фраза о природе символа сломала бы лучшие статуи Европы. Оговорка — остановила бы все пляски, засушила бы все рождественские елки, разбила пасхальные яйца. Доктрины надо определять строже строгого хотя бы для того, чтобы люди могли вольнее радоваться. Церкви приходится быть очень осторожной, хотя бы для того, чтобы мир забывал об осторожности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Потоками родной русской крови залила эта распря улицы Первопрестольной столицы и осквернила сердце сердца России, ее священный алтарь – многовековый Кремль Московский с его древними святынями, обвеянными седой исторической славой, народной молитвой, любовью и благоговением. И вот, скажем мы словами ветхозаветного плача и стона пророка Иеремии, камни святилища раскиданы по всем перекресткам (Плач Иер. 4, 1 ). То, что пощадила рука вражеских полчищ, подверглось разрушение от собственных сынов нашей родины, не остановившихся пред священно-исторической ценностью отечественных памятников церковно-русской древности и искусства. Таким кощунственным разгромом Кремлевских святынь нанесена православной народной душе неисцелимая рана. Рана эта велика, как море, и кто может исцелить ее (Плач Иер. 2, 13 ). Но, по грехам нашим, Господь прилагает нам рану на рану. Не одни лишь безмолвные памятники народной веры и истории подверглись поруганию в только что смолкнувшей братоубийственной распре. Разделившись на враждебные партии, призванные к свободе, но сделавшие, как говорит апостол, свободу поводом к угождению только плоти, друг друга угрызающие и снедающие, так что рождается опасение, как бы они не были истреблены друг другом (Галл. 5, 13, 15), вожди и вдохновители междоусобия воздвигли гонение и на другое, еще более священное достояние народное, на саму веру нашу, на свободу нашей христианской молитвы и подняли руку свою на живых глашатаев евангельской истории, на более ревностных стражей дома Божия, на строителей таин Христовых, и подняли только за то, что в настоящие дни общей скорби и слез эти пастыри мужественно стояли на своей страде духовной, ревностно исполняя завет Божий, данный чрез пророка Исаию: утешайте, утешайте народ мой ( Ис. 40, 1 ). И вот кровавый свиток русских мучеников пополнился еще одним, теперь для нас священным и заветным, именем. Пронизанный шестью предательскими пулями 31-го октября пал от руки убийц смиренный служитель слова Христова, о. протоиерей Иоанн Александрович Кочуров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помощник комита Афанасий решил показать силу языческих божеств: призвав на помощь Геракла и Асклепия, он вступил в котел и тут же погиб в кипящей смоле. Тогда комит понял, что сила Христа неодолима. По совету своего родственника Теренция он написал донесение имп. Диоклетиану и отправил мучеников к нему. Император поразился прочитанному и велел усечь мучеников мечом. Они были казнены близ Никомидии, на берегу р. Галл. Тела мучеников бросили на съедение псам, их нашли благочестивые моряки (по др. версии - горшечники) из Рима и с почестями привезли в Рим. Там мощи встретила матрона Руфина (или 2 женщины - Руфина и Матрона). Она положила тела К. и И. в часовне (это место названо «Клаифор», возможно речь идет о форуме Клавдия) в центре Рима. Все, кто приходили поклониться святым, получали исцеление от недугов. В рукописях упоминается также христианин Феоктист, к-рый проходил мимо во время казни мучеников. Он бросился к ним, обнял К. и также принял мученическую смерть. Развитие агиографической традиции и ее проблематика Сщмч. Киприан. Роспись ц. Панагии Аракос в Лагудере, Кипр. До 1192 г. Сщмч. Киприан. Роспись ц. Панагии Аракос в Лагудере, Кипр. До 1192 г. Самое раннее точно датируемое упоминание о К. сохранилось в похвальной речи свт. Григория Богослова, произнесенной в 379 г. ( Greg. Nazianz. Or. 24). Речь посвящена одноименному святому - сщмч. Киприану Карфагенскому , но в рассказе о его жизни появляются сведения, относящиеся к К. Он был философом и магом, полюбил некую деву-христианку и пытался добиться ее расположения с помощью колдовства; после неудач обратился в христианство и благодаря искреннему раскаянию и добродетельной жизни был рукоположен во диакона, затем во пресвитера и стал епископом после кончины предшественника. При этом место действия - Карфаген, время жизни - при имп. Деции (249-251) и др. факты относятся к сщмч. Киприану Карфагенскому. На основе этого сочинения высказывались разные мнения о личности и культе К. Так, И. Делеэ предположил, что К.- вымышленный персонаж, возникший в результате смешения с Киприаном Карфагенским ( Delehaye.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

Велика была радость его по принятии Святого Таинства: когда воины и ближние люди вошли в его комнату и, горько рыдая, стали прощаться с ним, он восторженно им улыбался и уговаривал их радоваться, что он так скоро достигнет небесной своей отчизны. В полдень, в самый день великого праздника Пятидесятницы, 20 мая 337 года, император скончался. Страшный вопль скорби поднялся среди войска и народа, когда разнеслась весть о кончине Константина. Тело его было положено в золотой гроб и в торжественном шествии, в котором принимала участие вся армия, перенесено в Константинополь, где было положено в церкви Святых Апостолов, в гробницу, заранее уготовленную самим императором. Церковь , с благодарностью вспоминая его ревность к христианской вере, именует как его, так и мать его, царицу Елену, равноапостольными и празднует память их обоих вместе 21 мая. Креста Твоего образ на Небеси видев, и якоже Павел, звание не от человек прием, во царех Апостола Твой. Господи, царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, Едине Человеколюбце. X. Продолжение борьбы с арианством Святитель Афанасий Константину Великому наследовали три сына: Константин, Констанс и Констанций. Воцарение их сопровождалось ужасным делом – поголовным истреблением императорского рода: братья Константина, его племянники, все ближайшие его родственники были умерщвлены воинами, спаслось лишь двое малолетних его племянников: один из них, Галл, недолго оставался в живых, другому, Юлиану, суждено было сделаться отмстителем этого страшного злодеяния. Старший из императоров, Константин, который на долю свою получил Галлию, Британию и Испанию, был убит на войне уже в 340 году. Император Констанс, которому достались Италия и Африка, после смерти брата завладел всем Западом. Император Констанций царствовал на Востоке. Человек слабый и подозрительный, неумолимый в своей вражде, он много причинил бед Церкви своим неразумным вмешательством в дела ее. Он совершенно ошибочно считал себя глубоким богословом, и его невежество и тщеславие делали из него слепое орудие тех, кто умел подходить к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Пространное Мученичество К. отличается от краткого наличием пролога, риторическим стилем изложения (введены или расширены речи персонажей, добавлены цитаты из Свящ. Писания и аллюзии на него), уточнением нек-рых деталей (знатное происхождение К., его прилежность в учебе, отвержение им мирской учености ради следования за Христом, аскетические подвиги и др.). Согласно пространному Мученичеству, в Ирландии якобы была распространена пелагианская ересь и К. стремился встретиться с папой Римским, чтобы понтифик очистил его от возможных обвинений. В числе спутников К. названы св. Колумбан , к-рый на обратном пути из Рима остался в Италии, и св. Галл , поселившийся в Алеманнии. О приближении смерти К. предупредил ангел, тела мучеников похоронила Бургунда, тогда как Гейлана, чтобы скрыть могилу, велела построить на этом месте конюшню. Добавлено повествование о том, как св. Бонифаций узнал о подвиге мучеников и решил основать епископскую кафедру в месте, где они приняли смерть. Св. Гертруда († 659), скрываясь от отца, принуждавшего ее вступить в брак, прибыла в Германию и основала монастырь Пресв. Девы Марии в крепости Карлбург (в черте г. Карлштадт). Она оставила там пресв. Аталонга и диак. Бернарда. Пресв. Аталонг, сначала не веривший в святость К., получил подтверждение ее чудодейственной силы и сообщил об этом св. Бонифацию. Мученичество завершается рассказом о том, как св. Бурхард, назначенный св. Бонифацием на Вюрцбургскую кафедру, открыл мощи мучеников и выставил их для поклонения. Возможно, в составлении пространного Мученичества К. принял участие ирл. книжник (известно о присутствии ирландцев в Вюрцбурге в VIII-IX вв.). На это указывает ошибочный перевод имени К., к-рое якобы связано с литургической чашей (ирл. cailech; по-видимому, автор полагал, что «верное» ирл. имя К.- Келлах). В действительности имя К. является латинизированной формой ирл. имени Киллене (Cilléne; в кратком Мученичестве - Killena). Ирл. эквиваленты имен Колоната (Коломанна) и Тотнана (Тотманна) не столь очевидны, вероятно Колман (Colmán; так в рукописи Иеронимова Мартиролога из Райхенау) и Доннан (Donnán).

http://pravenc.ru/text/1684608.html

Так как попытка Юлиана восстановить иерусалимский храм относится к 362 году, то из приведенного указания следует, что слово написано в 382 году. Но, имея в виду, что Златоуст не всегда со всею точностью обозначает время событий, можно считать указанное обозначение времени лишь приблизительным и принять, что слово написано Златоустом около 382 года 198 . Что касается вопроса: было ли «слово в память Священномученика Вавилы» произнесено в церкви при собрании народа, или нет, то на него можно скорее дать отрицательный ответ. Кто поверит, чтобы столь длинное слово было произнесено зараз. Притом, оно не имеет заключительного славословия в честь Пресвятой Троицы, которым обыкновенно оканчиваются церковные поучения Златоуста. Наконец, выражения этого слова: «я потому и описываю это пред живыми еще свидетелями» 199 , по-видимому, едва ли могли быть произнесены в народном собрании. Правда, во многих местах, этого слова Златоуст обращается к «некоторым» или «присутствующим». Но, по всей вероятности, это обращение есть обычный оборот ораторской речи, так как и все вообще слово изобилует цветами обычного красноречия, или произошло от того, что автор намеревался прочитать свое слово друзьям 200 . Некогда в Антиохии был епископ Св. Вавила. Горя ревностью по благочестию и любовью к ближним, он, однажды неустрашимо воспретил вход в церковь одному из императоров римских, умертвившему взятого им самим в заложники царского сына. Озлобленный Император повелел заключить в темницу, и потом умертвить неустрашимого епископа. Вавила только просил, чтобы вместе с телом положены были в гроб и цепи, которыми он был связан в темнице. Эти цепи, действительно, были найдены при останках, когда Галл, управлявший Антиохией при Констанции, повелел открыть гроб, перенести св. мощи мученика в Дафну, антиохийское предместье, и положить в нарочно устроенном для этой цели храме. Цель Галла состояла в том, чтобы воспрепятствовать безнравственным потехам в Дафне, любимом гульбище антиохийцев. Действительно, пресловутое предместье мало-помалу стало преобразовываться из места увеселений в место благочестивого поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/o...

В начале третьего столетия (в 202 или в 203 году), во время жестокого гонения при Септимии Севере в Африке, в Карфагене, пострадали св. мученики: Перпетуя, Сатур, Ревокат, Сатурнин, Секундул, Фелицата. Св. Перпетуя, благородная образованная матрона, сама описала все происходившее с ними после заключения их в темницу, а также видения, которых она удостоена была в темнице; брат ее Сатур имел также замечательное утешающее видение, которое и описал. Страдания этих мучеников описаны современником, и это описание вместе с записками мучеников дошло до нас. Видения Перпетуи совершенно исполнились во время страданий мучеников, которые сопровождались знамениями силы Божьей 93 . Память этих мучеников чтится 1 февраля. Из святителей третьего столетия особенно прославились духовными дарованиями св. Киприан, епископ Карфагенский, и св. Григорий, епископ Неокесарийский. Киприан, знатный образованный и с большими способностями язычник, принял святое крещение в 246 году по P. X. Из его сочинений можно заключать, что во время крещения он получил дар откровений свыше или предвидение будущего. Около 249 года Он сделан епископом Карфагенским. В начале 250 года возгорелось жестокое гонение на христиан по указу римского императора Декия. Святой Киприан предуведомлен был об этом гонении видением свыше и по откровению Божию удалился из Карфагена в тайное место, откуда управлял церковью чрез наместников. В месте его убежища, ему было открыто, чтобы Он был спокоен, мир наступит, но не тотчас, потому что еще остаются некоторые, которых надобно испытать, о чем он и написал в послании своем к карфагенскому клиру 94 . Во время этого гонения св. мученику Маипалику открыт был день смерти 95 . Со смертью Декия гонение кончилось, и св. Киприан после Пасхи 251 года возвратился к своей пастве. Но осенью следующего года император Галл открыл новое жестокое гонение на христиан. Господь предуведомил об этом св. Киприана частыми и решительными предостережениями, так что Киприан заранее принял меры к приготовлению христиан к этому гонению. Об этих откровениях св. Киприан написал Тибаританскому народу в Африке и кроме того папе Корнилию в Рим 96 . Св. Корнилий в наступившее гонение принял мученическую кончину 14 сентября 252 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Иисус Христос, установивший Новый Завет, отменил Ветхий. А для ветхозаветного мышления одним из самых сильных понятий были «отцы наши». Беспрекословный авторитет древних отцов не позволял иудеям переступить порог Нового Завета. Для того, чтобы ученикам скорее можно было уйти от стереотипов ветхозаветной религиозности, Христос и завещает не употреблять даже таких формулировок, как «отцы», «учителя», «наставники». В контексте данного отрывка это хорошо видно: Христос обличает там ветхозаветное духовенство. Вспомним, как Иоанн Креститель сказал иудеям: «не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» ( Матф.3:9 ). Такое горделивое мышление иудеев о богоугодных отцах было препятствием проповеди Евангелия. Даже самарянка в беседе со Христом говорит: «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь?» ( Ин.4:12 ). В ее речи также наблюдается влияние ветхозаветного культа отцов. Потому-то Христос и запрещает называть отцами кого-либо, ибо время Ветхого Завета, время «отцов и пророков» завершено, а люди должны теперь вместить новое откровение от Бога. Кстати, следует заметить, что данный запрет не был особо строгим и безусловным – лишь только в одном из четырех Евангелии о нем говорится. А апостол Петр позволяет себе даже такую фразу: «мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии...» ( Деян.7:2 ). Как видно, апостол называет отцами и некоторых из своих слушателей, и Авраама. Для нас важно знать, что новозаветное священство может называться духовными отцами у своей паствы. Очень ясно это прослеживается в посланиях апостолов. Например, апостол Павел нередко ставит себя в образе духовного отца, когда говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Галл.4:19), или: «прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих» ( Фил.1:10 ). А из последующего стиха прекрасно видно, что у первых христиан духовные руководители назывались именно отцами: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор.4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Василий ефесский 304. 305. 306. Василий киликийский 185. Василий селевкийск. 247–8. 255. Василий Трикакав 522. 535. 552. Васильевский 535. Васильев 578. Вассиан ефесский 303–7. Вассершлебен 218. Велисарий 383. 405. Венерий медиол. 292. Верекунд еп. 403. Вероникиан 286. Вигилий папа 167. 185. 189. 247. 306. 175. 383-4. 394–397. 398–400. 402-8. 423–8. 430. 449. 493. Виктор архим. 203. Виктор гарбенский 25. Виктор папа 253. Виктор тунунский 383. 391. Виктриций руанский 144. Williams 455. Вильгельм тирский 501. Ви(н)кентий донатист 81. 82. Викентий пресв. римск. потом еп. капуйский 292. 24. 32. 64. Викентий лиринский 296. Викентий пресв. 159. Винченци (Vincenzi) 114. 115–6. Виталий антиох. 110. 136–7. Виталиан 303. 359. Витон пресв. римск. 207. 24. 32. Вольф (Lupus) 204. Voisin 134. Гавриил II коптскш патр. 191. Гайна гот 81. Галата принц 99. Галерий 30. Галл 58. 59. Гаян 336. 381. Гарнье (Garnier) 197. 425. Геласий авва 324–5. Геласий кизикский 28. Геласий папа 85–6 . 300. 302. 312. 319. Гельцер 307. 331. 336. 337. 24. Геннадий конст. 203. 209. 334. 308. 310. Георгий алекс. 69. 55. 82-3. Георгий еп. Антиохии писид. 553. Георгий Арса 448. 449. Георгий диакон 159. Георгий кипрский 523–4. 552. 560. Георгий конст. 491. 492. 493. Георгий лаодик. 74. 136. Георгий Лимниот 524. Георгий монах 325. Георгий пресв. иерус. 491. Георгий пресв. римск. 491. Георгий придворный 534. 535. Герман еп. 303. Герман конст. 500. 515. 516. 521. 523. 524. 551. 552. 560. 570-1. Герминий сирм. 74. Геронтий никомид. 225. Гиббон 17. Gibson 117. Гизелер 113. Гликерий имп. 185. Гонтарит 403. Gore 351. Гратиан имп. 72. 91. 126. Григорий алекс. 290. 54–5. 64. 65. Григорий антиох. 307. 308. Григорий Богослов 60. 74. 109–110. 135. 140. 144. 145. 147.175. 188. 189. 220. 221. 223. 322. 324. 54. 93. 95. 97. 104–108. 110–112. 116-7. 119. 136. 138. 149. 150. 163. 235. 354. 415. 421. 425. 451. 526. 532. 551. Григорий монах 510. Григорий наместник 479. 482. 487. Григорий назианз. (отец) 95. 97. 106. Григорий неокес. (VIII в.) 532. 553. 558–9.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010