Гиеродулы занимались земледелием и скотоводством на полях – часто весьма обширных – принадлежавших храму. Были служители, специально занимавшиеся пением и музыкой. Они приветствовали восход и заход солнца, они играли и пели при жертвоприношениях и праздниках. Были служители, носившие воду и рубившие дрова для храмов (подобные нефинеям Ветхого Завета, т. е. рабам, подаренным, отданным Богу ( Втор.29:11 ; Нав.9:23 ; 1Ездр.7:24 )). Были женщины, прислуживавшие при храмах, чистившие их, делавшие одеяния, нужные для храмов, идолов и процессий. Особенный тип религиозных служителей представляли собой кедешим и кедешот (от – святой, посвященный... в данном случае Венере). Русская Библия всегда переводит эти имена словами „блудники“ и „блудницы“ (славянская переводит различно, иногда даже оставляет это название без перевода 4Цар.23:7 ). Одни из них жили при храмах ( Ос.4:14 ), другие свободно ходили по стране. Кедешим обыкновенно просили милостыню, кедешот торговали собой. Обыкновенно им платили козленком как жертвой богине (по-видимому, в образе подобной кедеши явилась некогда Фамарь Иуде ( Быт.38:14–17 срав. Быт.21:22 по еврейскому тексту Иер.3:2 )). Женщины, отказывавшиеся принести богине жертву своими волосами, должны были один раз принять на себя обязанности кедеши. Возможно, что жертва волосами вместо жертвы честью представляла собой замену и смягчение последней. Может быть, жертва волосами имела и более глубокий смысл и более благородное происхождение. Она была развита так, что существовал особый класс храмовых служителей, занимавшихся исключительно стрижкой волос. Особый вид кедешей представляли собой галлы. Полагают, что имя заимствовано от малоазийской реки Галл, воды которой будто бы приводили в исступленное состояние жрецов Астарты. Может быть, само слово „галл“ представляет собой определение этого состояния, т. е. равно греческому Θεοφρητος. Были так называемые женоподобные галлы. Это – галлы, лишившие себя мужской силы. Лукиан рассказывает, что, совершивши над собой ужасную операцию и имея в руках то, что получено от неё, галл вбегал в какой-либо дом, и там были обязаны дать ему женское платье и женские украшения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Лице его по кончине просветлело. Знаменательная кончина! Душа, весьма любимого русским народом, царя воспринята в горний мир, по исполнении дня празднования тому святому, в день которого за 49 лет он родился в земной мир и пред наступлением дня святого архангела Гавриила, который был близок к усопшему, как по дню рождения его, так и по храмам Благовещения Богородицы на старом государеве дворе и при царских палатах в Кремле, а тело почившего положено в обновленном им, после польского разорения, храме святого архистратига Михаила, имя которого носил преподобный Михаил Малеин. Видимое было о почившем в Бозе промышление Божие; четыре брата его умерли в младенчестве, сестра скончалась в юных летах, а он один сохранен, царствовал тридцать два года и четыре месяца 12 , и, царствуя, перенес много скорбей, но избавил Россию от великих бедствий, заживил тяжкие раны ее, сделал для нее очень много полезного и оставил после себя потомство, Богом благословенное и возвеличенное, и Россию возвеличившее. Конечно, о нем ходатайствовали пред Богом с Пресвятой Владычицей нашей не только святые русской земли, которым дорого православие и отечество, но вместе с Михаилом Малеиным и все святые, которым дорого православие, для поддержания коего Россия на Востоке и вообще за пределами ее приносила и приносит посильные жертвы. 2 По историко-географическому атласу Шпрюнера (таблица 25), река Галл берет начало на юго-западной границе Вифинии, течет в той же области на северо-запад и впадает в реку Сангарий или Сагарис, а сия в Черное море. По реальному лексикону классической древности Любкера, река Галл есть западный приток Сангария, она течет от Модры на Олимпе в северо-западном направлении; в настоящее время называется Кадша-Су или Гатино. По всеобщему географическому словарю князя Гагарина, река Гатино находится в эйялете Анатолии, в Азиатской Турции, берет начало недалеко от гор Лахе (Олимпа) и Тумбоса, имеет 60 верст течения. 3 Сведения об отношениях пр. Афанасия к пр. Михаилу заимствованы из жития пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В сер. V в. еп. Намаций построил в центре города кафедральный собор - крестообразную в плане базилику, известную по описанию Григория Турского (Ibid. II 16). В храме были помещены реликвии мучеников Виталия и Агриколы, доставленные из Италии. Согласно Иеронимову Мартирологу, в Арверне совершалось торжественное празднование памяти мучеников (10 дек.) и освящения собора (14 мая). Супруга еп. Намация построила базилику св. Стефана, ставшую усыпальницей Арвернских епископов. Еп. Авиту приписывается основание ц. Пресв. Девы Марии (Нотр-Дам-дю-Пор). По свидетельству Григория Турского, в Арвернии было много мон-рей, среди древнейших - обитель, к-рую основал пришедший с Востока аббат Авраам Клермонский ; как правило, это были небольшие монашеские общины, к-рые позднее прекратили существование. В V в. распространилось почитание местных святых, напр. мучеников Иулиана в Бривате и Генесия в Тигерне, пресв. Амабилия в Ригомаге. Во 2-й пол. V в. над могилой мч. Иулиана была построена базилика (остатки этого храма и баптистерия VI в. обнаружены при раскопках); к усыпальнице мученика совершались паломничества. Еп. Галл учредил ежегодную великопостную процессию из Арверна к базилике мч. Иулиана в Бривате. Почитание Иулиана получило распространение в Галлии (подробные сведения об этом привел Григорий Турский в соч. «Страдания и чудеса святого мученика Юлиана»). В «Житии отцов» Григорий Турский описывал деяния святых, живших в Арвернии в IV-VI вв.; среди них - епископы Иллидий, Квинциан и Галл, настоятели мон-рей Авраам, Брахион, Марций, Патрокл и Порциан, затворники Калуппа и Лупицин, отшельник Эмилиан. О подвижниках и о святынях Арвернии сообщается в сочинениях Григория Турского «О славе мучеников» и «О славе исповедников». Сведения о еп-стве в VII-IX вв. фрагментарны. Так, еп. Цезарий присутствовал на Соборе в Клиппиаке (ныне Клиши) (626 или 627). Ему адресовано письмо св. Дезидерия , еп. г. Кадурк (630-655); упомянув о том, что епископ восстановил городской водопровод, Дезидерий просил его прислать квалифицированных мастеров в Кадурк.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

Поэтому согласились освободившиеся кафедры, после ссылки крайних ариан, предоставлять и василианам. Β таком порядке на анкирскую кафедру прошел будущий чисто православный Афанасий — друг Василия Великого. Лаодикийскую кафедру получил Пелагий, через два десятилетия православный член II Вселенского собора. Итак, Констанцию казалось, что он достиг наконец поставленной себе цели — дал церкви мир. Но это было еще самообольщение. Политические потрясения вскрыли всю иллюзорность этого нереального, a только официального «мира церкви.» Придворные приверженцы Константина Великого тотчас после его смерти истребили всех возможных претендентов на императорский пост. И все-таки были скрыты и уцелели два его племянника, дети его брата Юлия Констанция, Галл и Юлиан. Когда прошла горячая минута, они были вновь признаны в достоинстве носителей и наследников власти со званием кесарей. Но на душе Юлиана навсегда осталась кровавая царапина и вражда к партии убийц его отца, дядей и братьев. Убийцы действовали под знаменем новой религии и утверждения христианской династии. У Юлиана по инстинкту залегло в душе отвращение к этой новой религии и влечение ко всем красотам старой, языческой. Тем более что по инерции среди профессиональных учителей, которых привлекали для образования Юлиана, господствовала еще старая традиция тщательного изучения античных, т.е. языческих, литератур. Материал действительно чарующий. Наряду с ним новый библейский материал мог казаться положительно антиэстетическим, только морализирующим, лишенным специфической красоты античности. Помимо этих личных симпатий Юлиана весь материал и методы школы, воплощавшиеся в традиционной профессии учителей, были языческими, дохристианскими и внехристианскими. Школьно учиться значило изучать античное язычество. Юлиан и Галл в их школьные годы были поселены вдали от столицы, в деревенской вилле близ Кесарии Каппадокийской. Гувернером Юлиана был Мардоний, в душе бытовой язычник и только «паспортный» христианин. Юлиан, молча покоряясь системе воспитания, выслушивал уроки христианских учителей и даже поставлен был в анагноста, т.е.

http://sedmitza.ru/lib/text/435047/

27 Or. ad Pulch. 27:11, 27:19, 27:21–22, 28:18, 36:25, 40:18, 40:26, 43:11, 43:33–34, 45:5–6, 45:10, 47:24, 47:35, 49:1, 52:4–5, 54:1, 55:15, 56:31, 57:6–7, 57:22, 57:29, 58:2–3, 59:3, 59:24–26, 60:30. 28 Or. ad Pulch. 32:5, 32:27, 32:33, 36:35–36, 37:9, 38:37, 43:7, 43:10, 50:6–7, 54:36, 54:13–14, 56:38–57:1. 30 Or. ad Pulch. 27:10, 28:23, 29:11, 29:12, 32:36, 33:27, 33:30, 33:33, 37:16, 38:23, 39:25, 41:2, 41:10, 42:14, 42:22, 42:24, 46:1, 46:32, 47:5, 49:21, 50:9, 56:11, 56:37, 57:1, 57:9, 58:2, 58:7, 61:11. Также, следуя за Евр. 2, 14 , «плоть и кровь» (Or. ad Pulch. 30:23, 30:32–33, 32:26, 33:9, 35:2–3, 41:8). Само вочеловечение Слова и Его искупительные деяния именуется «домостроительством с плотью» (Or. ad Pulch. 33:20, 33:24, 33:30, 34:16, 40:3, 42:1–2, 43:12, 44:25, 45:10, 47:23–24, 49:18–19). Для свт. Кирилла, который опирается в этом на книгу пророка Иоиля ( Иоил. 2, 28 ), «плоть» означает не что иное, как всего че- ловека: Лоуо? усу ove σρζ, τοντστιν νθpornos κατ ye το εκχε ττο τον πνευμα, τς μον Ιπι πσαν σρκα (Or. ad Pulch. 27:32–33; cp.: Or. ad Pulch. 33:33–34, 38:32, 56:4). Впрочем, можно отметить, как некоторую непоследовательность его богословского языка, что в рассуждении против аполлинариетов «плотью» названа только часть человека, отличная от души (Or. ad Pulch. 58:36, 59:1–2). 31 Or. ad Pulch. 27:12, 29:34, 36:33, 37:16, 38:11, 39:1–2, 40:27, 57:8, 58:33. При этом уточняется, что воспринятое тело имеет разумную душу (Or. ad Pulch. 27– 12, 37:16,58:33). 32 O r. ad Pulch. 27:27, 27:32, 28:18, 29:10, 30:4, 30:33, 33:25, 33:34, 37:11, 38:11, 39:23, 39:34,40:12, 41:7,45:32, 46:3, 47:1,47:36, 53:1, 53:23, 54:37, 56:3, 58:33. Однако подчеркивается, что Христос – не обыкновенный ( απλς, φιλς, κοινς ) человек (Or. ad Pulch. 32:24–25, 33:9, 38:17–18, 38:31, 41:28, 43:1, 43:23–24, 43:31, 49:30, 49:32, 59:16). 33 Or. ad Pulch. 37– 10, 38:32, 39:23, 40:25, 55:5. Также «условия человечества», то της νθρωτττητος μτρος (Or. ad Pulch. 28:27, 29:33, 30:7, 31:35, 39:36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

В ряде визант. календарей В. ошибочно смешивается с Вавилой, мч. Никомидийским , память к-рого отмечается в тот же день ( Минологий Василия II (PG. 117. Col. 27-30); Типикон Великой ц . IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 3; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 14)). В. был похоронен вместе со своими учениками. Согласно его завещанию, в гроб были положены его цепи. В 351 г. кесарь Галл, соправитель имп. Констанция II, построил небольшой храм в предместье Антиохии Дафне и перенес туда мощи В. и отроков (это первый известный случай офиц. торжественного перенесения мощей). В 362 г. остановившийся в Антиохии во время похода на персов имп. Юлиан Отступник хотел получить предсказание в знаменитом храме Аполлона, находившемся в Дафне. Но с тех пор как там была выстроена церковь, в к-рую были перенесены мощи святых, оракул умолк. Тогда Юлиан повелел христианам удалить от языческого святилища каменный ковчег с мощами и вернуть его на кладбище около города ( Феодорит. Церк. ист. III 10). Как только ковчег был перенесен в Антиохию, произошло чудо: храм Аполлона вместе с идолами был сожжен сошедшим с неба огнем. Император обвинил в поджоге христиан и начал жестокие гонения. Антиохийский еп. Мелетий (360-381) перенес мощи в построенную им на правом берегу р. Оронт крестообразную ц. св. Вавилы (окончательно завершенную еп. Флавием в 387), в к-рой Иоанн Златоуст произнес похвальное слово священномученику (PG. 50. Col. 527-534). Ц. св. Вавилы была открыта в 40-х гг. ХХ в. археологом Ж. Лассю. В V в. часть мощей святого находилась в Милане ( Downey. P. 525). Впосл. мощи В. были перенесены из Антиохии в К-поль и помещены в Студийском мон-ре (SynCP. Col. 11-12). В лат. описании К-поля XII в. («Аноним Меркати») говорится, что там также находились мощи отроков, а в Хождении Антония Новгородца (1200) упоминается только честная глава В. (Описание святынь К-поля в латинской рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 454; Книга Паломник. С. 22). Крестоносцы перенесли мощи В. в Кремону (Сев. Италия), где они находятся в наст. время.

http://pravenc.ru/text/153791.html

Агиограф рассказывает о чудесах, совершенных по молитвам святителя, о том, как священник Юлиан исцелился от малярии, полежав немного на ложе святого Галла; как пожар, бушевавший в Клермоне, погас, когда Галл вынес из храма Евангелие и поднял его раскрытым перед огнем; о том, как по его молитвам бубонная чума, свирепствовавшая в Арелатской провинции, не затронула Клермона. Жизненный подвиг святителя увенчался его блаженной кончиной. От болезни он пришел в крайнее изнеможение и потерял все волосы на голове и бороде. Господь открыл ему день и час его преставления. В третий день после этого откровения, который пришелся на воскресенье, на рассвете святой «спросил, что поют в церкви. Ему ответили, что совершается утреня, читают 50-й псалом. И он пропел сей псалом и продолжал молитвословия – до конца утрени. В конце службы сказал: «Теперь мы прощаемся с вами, братия». И с этими словами все тело его распрямилось, а дух вознесся ко Господу, куда он всегда и стремился. Отошел он на 65-м году земной жизни, на 27-м году епископства» 941 , которое приходилось на 551 г. от Р. Х. Собравшихся на его погребение людей, ожидавших приезда соседних епископов, поразило совершившееся чудо: «…лежа там, он распрямил свою правую ступню и повернул на ту сторону, которая была обращена к алтарю» 942 . А затем многочисленные чудеса, особенно часто исцеления больных, происходили у его гробницы в клермонской базилике святого Лаврентия. В «Историю франков» святой Григорий также включил несколько житий современных ему святителей. Одним из них был епископ аквитанского города Альби Сальвий. До пострига он, по его собственным рассказам, занимался адвокатской практикой, но при этом «никогда не был обуреваем теми желаниями, к которым обычно пристрастна душа молодых людей. Но когда аромат божественного дыхания уже коснулся глубины его души, он, оставив светскую службу, удалился в монастырь» 943 . Долгое время Сальвий спасался в нем простым монахом, строго соблюдая монастырский устав, пребывая в молитве и посте, так что «у него от чрезмерной воздержанности кожа на теле сходила более девяти раз» 944 , и только уже в маститом возрасте он был поставлен аббатом этой обители, но и став начальником братии, он жил в уединенной келье, продолжая блюсти строгий пост, проводя время в молитве и чтении Священного Писания. Обязанности аббата его тяготили, и он сожалел о том, что их исполнение принуждает его бывать на людях. В конце концов он оставил свое начальническое служение и, попрощавшись с братией, удалился в затвор, в котором он, по словам Григория, «воздерживался во всем еще больше, чем прежде, подчинив свои помыслы человеколюбию, чтобы, помолясь о всяком пришельце, преподать ему обильную благодать святых даров, что многим болящим приносило выздоровление» 945 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

По вознесении Господа на небо и по сошествии Святого Духа на Апостолов, когда вера Христова быстро начала распространяться, тысячами приобретая последователей Евангелия; когда верующие образовали общество единой души и единого сердца: тогда Иосия первый показал собою пример совершенного нестяжания. Он продал свою наследственную землю и цену за нее положил к ногам Апостолов, ничего себе не оставив. В это, вероятно, время он получил от Апостолов название Варнавы, сына утешения, или, по Иерониму, сына пророчества, — название, вполне выражающее характер его. Он был сын утешения, т. е. человек утешитель, потому что в высшей степени способен был утешать всех, кто только знал его: утешал делом, жертвуя и собою и своим имуществом для других; утешал словом, потому что имел необыкновенно приятный дар проповедничества; утешал даже видом своим, потому что имел величественную и кроткую наружность. Говорят, что св. Варнава, часто видаясь с Савлом в Иерусалиме, всячески убеждал его обратиться к Евангелию, но Савл упорно отвергал убеждения своего друга и в свою очередь считал его заблудшим. Говорят также, что св. Варнава горько плакал о жестокости друга своего, дышавшего прещением и убийством на христиан, и пламенно молился об его обращении. Ничему не противно думать, что усердная молитва дружеская, не препятствуя свободному действию благодати Божией, со своей стороны споспешествовала скорейшему обращению юноши Савла, и что сие чудесное обращение впоследствии несказанно обрадовало св. Варнаву. Спустя три года по своем обращении к Господу, св. Павел пришел в Иерусалим; и здесь было первое свидание друзей, уже не разлучаемых различием законов, но совершенно соединенных единой верой во Христа Иисуса Распятого. Св. Павел подробно рассказал св. Варнаве о явлении Господа на пути в Дамаск и о своих проповеднических подвигах в Аравии (Деян. 9, 27). Ученики Господа не хотели принять Павла в свое общение, потому что боялись его, не верующе, яко есть ученик; но св. Варнава от своего лица представил его Апостолам; и с этого времени св. Павел бяше с ними, входя и исходя во Иерусалиме, и дерзая о имени Господа Иисуса (Деян. 9, 20, 28. Галл. 1, 17, 18). Но Павел пробыл в Иерусалиме с другом своим только пятнадцать дней (Гал. 1, 18) и, по случаю покушения неверных Еллинистов на его жизнь, удалился через Кесарию в Тарс, родину свою (Деян. 9, 29, 30). Варнава же оставался в Иерусалиме, вместе с Апостолом Петром и другими, подвизаясь в проповеди Евангельской и в устроении общества верующих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Но перечень его произведений, известных по заглавиям или по отдельным отрывкам и цитатам, достигает 77 названий и касается не только философии, но и истории, грамматики, риторики, мифологии, религии, математики, астрономии. Труд Порфирия «Против христиан» в 15 книгах, судя по отзывам церковных писателей, представлял собой выдающееся произведение. Неудивительно, что отцы церкви наделяют Порфирия самыми оскорбительными эпитетами. Его книга вызвала весьма обстоятельные возражения со сторо-ны христианских авторов. Помимо Филосторгия с ответными работами выступили в разное время Мефодий Тирский, Евсевий, Аполлинарий, причем Евсевий посвятил опровержению Порфирия 20 книг, Аполлинарий – 30. 1308 Узурпация Евгения была последней попыткой языческого реванша. Несмотря на то что сам узурпатор являлся христианином, его всячески поддерживали языческие круги, а Амвросий Медиоланский объявил его отступником. Солдаты Евгения шли в бой под изображениями Зевса и Геркулеса. После разгрома мятежников Феодосий помиловал тех из них, кто спрятался в церквях, при условии, что они перейдут в христианство. 1309 Сражение продолжалось два дня – 5 и 6 сентября 394 г. В первый день положение Феодосия было критическим, и лишь наступление темноты спасло его от полного разгрома. Ночью же один из отрядов Арбогаста перешел на сторону императора. На следующий день, получив подкрепления и воспользовавшись пыльной бурей, бившей в лицо мятежникам, Феодосий одержал над ними решительную победу. 1311 Что касается религиозных взглядов Феодосия, то он отказался от арианства в пользу ортодоксального вероучения Афанасия, провозглашенного единой (католической) государственной религией на созванном им в 381 г. в Константинополе II Вселенском соборе. Как и Грациан на Востоке, Феодосий отказался от сана великого понтифика и преследовал приверженцев язычества. В 391–392 гг. он запретил языческие культы, а в 394 г. – Олимпийские игры. Фанатичные христиане разрушили многие античные храмы, среди них храм Сераписа в Александрии. 1312 Руфин Флавий – галл по происхождению, магистр оффиций 388–399 гг. В 390 г. – консул, префект претория Востока в 392–395 гг. Телохранитель Аркадия и его реальный опекун. Пытался выдать за него свою дочь Марию. Позднее был обвинен в коррупции и вымогательстве. Находился во враждебных отношениях со Стилихоном, которого заставил отказаться от притязаний на Восток империи. Осенью 395 г. уговорил осаждавших Константинополь готов снять осаду и идти на Рим, однако 27 ноября этого же года был казнен. Считается, что это был результат происков Гайны и Евтропия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды Мартин, входя в Париж, сопровождаемый множеством народа, встретил в самом жалком виде прокаженного, которым все гнушались. Но святой, милосердствуя над ним, облобызал его и благословил, — и вот страдавший вдруг очистился от проказы и на другой день пришел в церковь, воздав благодарение за свое исцеление. Павлин [ 27 ], благочестивый государственный сановник, впоследствии прославившийся святою своею жизнью, начал жестоко страдать глазною болезнью, и уже темный мрак покрыл его зрачок; но святой Мартин коснулся глаза его тряпицею, и боль тотчас же уничтожилась. Подвиги милосердия и любви христианской к несчастным и убогим были неисчислимы в святом Мартине, за что он и стяжал себе наименование «Милостивого». Однажды в зимние месяцы, по дороге в церковь, он встретил полунагого нищего, который стал просить у него себе одежды. Святой, призвав архидиакона, приказал ему одеть мерзнущего; потом вошедши в секретарий [ 28 ], сидел там по обыкновению один; а так как диакон не давал одежды нищему, то сей, ворвавшись к блаженному мужу, стал жаловаться на клирика и на холод. Тогда святой, тайно скинул с себя из-под верхней одежды тунику [ 29 ], приказал бедному одеться в нее и уйти. Спустя немного вошел диакон и возвестил святому епископу, что время — совершать торжественную службу, ибо народ ожидает в церкви. На сие святой отвечал, разумея себя: — Сперва надобно одеть бедного: не могу я идти в церковь, если бедный не получит одежды. Диакон, ничего не понимая, потому что не примечал, что святой внутри наг, стал извиняться тем, что не находит бедного. Но Мартин настойчиво повторил: — Пусть одежду, которая приготовлена, принесут ко мне: бедный не будет не одет. Принуждаемый необходимостью, клирик, рассердившись, схватил из соседних лавок за пять монет короткую, грубую одежду и положил ее с гневом у ног Мартина, говоря: — Вот одежда, а бедного нет. Святой же спокойно приказал ему постоять немного за дверями и, тайно одевшись в ту одежду, вышел в храм для совершения литургии. И Господь не замедлил вознаградить Мартина за сие тайное дело благотворения христианского. В этот день, когда он благословлял жертвенник, во время Богослужения показался блистающий от головы его огненный шар, так что пламя, восходя вверх, производило длинный луч. Это преславное явление в этот день при великом множестве народа видели лишь немногие избранные, как, то: один благочестивый ученик святого Мартина, по имени Галл, одна из дев, один из пресвитеров и трое из иноков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010