Взяв с собой из дома слугу, Галл удалился в монастырь Крононес, расположенный в десяти километрах от Клермона, и попросил аббата обители постричь его. Тот одобрил благое намерение юноши, но готов был исполнить его лишь при согласии его отца сенатора Георгия. Отец же, «несколько опечаленный, сказал: «Это мой первенец, и я хотел, чтобы он сочетался узами брака, но если Господь удостоил его принять Себе в служение, то да исполнится воля Его, а не моя»» 932 . Аббат совершил над ним постриг, поставив его клириком. Галл строго постился, предавался молитве и подолгу сидел за церковными книгами. В обители у него обнаружился особый талант – музыкальный голос. Когда однажды монастырь посетил епископ Клермона святой Квинтиан, он был поражен певческим даром Галла и взял его к себе, чтобы он пел в соборном храме, сам пожелав стать его духовным отцом и наставником. После смерти отца Галла сенатора Георгия король Теодорих перевел его в кафедральный храм своей столицы Трира и держал его около себя. Однажды король взял с собой Галла, в ту пору имевшего сан диакона, в Кельн, а там сохранилось языческое капище, «куда варвары… приносили приношения и где они объедались и опивались вином до блевотины. Там они также… поклонялись своим идолам и ставили сделанные из дерева изображения разных частей человеческого тела, когда это место начинало у них болеть» 933 . В порыве ревности Галл вместе с еще одним клириком пришли в капище и, воспользовавшись отсутствием там язычников, сожгли его вместе со всеми его идолами. Увидев дым, язычники сбежались на пепелище и в ярости, с обнаженными мечами, преследовали поджигателей, которые едва успели укрыться от них в королевском дворце. Король успокоил разгневанных преследователей. Впоследствии святитель вспоминал о происшедшем «со слезами… и говорил: горе мне, что я не остался там, чтобы в том закончить жизнь свою» 934 . В 525 г. преставился епископ Клермона Квинтиан. Собравшись в доме дяди Галла пресвитера Императа, клирики и знатные миряне Клермона рассуждали о том, кого следует поставить преемником почившего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Аэций родился, вероятно, в 290 -х гг. По сообщению историка Филосторгия, его отец погиб на войне, когда сын был еще в младенческом возрасте. Будучи юношей, Аэций, чтобы выбраться из нужды, стал заниматься ювелирным ремеслом, но затем начал изучать риторику. Он слушал уроки Павлина Тирского в Антиохии, а затем, когда умерла его мать, стал все время посвящать словесным наукам. Отправившись в Аназарб, Аэций учился грамматике, а после – толкованию Евангелий у Афанасия Аназарбского, ученика свт. Лукиана Антиохийского. Затем Аэций отправился в Таре, где учился толкованию апостольских посланий у другого ученика свт. Лукиана – пресвитера Антония. Вернувшись в Антиохию, Аэций слушал там толкования пророков, и особенно Иезекииля, у еще одного ученика Лукиана – епископа Леонтия, который рукоположил его в диаконы. Таким образом, на Аэция повлияла лукиановская богословская школа. Неоарианский историк Филосторгий сообщает также, что, будучи в Александрии, Аэций диспутировал там с представителем манихейского учения и победил его, в результате чего тот умер от огорчения 79 . Путешествуя, Аэций не только вступал в публичные диспуты, но и врачевал душевные и телесные болезни. Наконец Аэций перебрался в Александрию и приобрел там ближайшего в будущем ученика – Евномия. Из Александрии Аэций с Евномием отправились в Антиохию, где Аэций имел публичные дебаты с Василием Анкирским (предводителем подобосущников), на которых он, вероятно, победил Василия. Василий Анкирский восстановил против Аэция императора Галла, старшего брата знаменитого императора Юлиана Отступника, и Галл приказал отыскать его и сломать ему обе ноги; однако Леонтий Антиохийский попытался выставить перед Галлом Аэция в наилучшем свете, в итоге Галл сам познакомился с Аэцием и подружился с ним. Галл даже сделал Аэция своим наставником в духовных вопросах, а также наставником для своего брата Юлиана, когда тот, став язычником, убеждал Галла склониться к языческому мировоззрению. Как известно, Аэций не обратил Юлиана в христианство , однако между ними, вероятно, сохранялись дружеские отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

42. Букв. " говорящих по-гречески монашествующих " (οοε ). Первый греческий дом в пахомиевских обителях возник еще при самом преподобном Пахомии и возглавлялся, как указывалось, Феодором Александрийцем. Со временем число греков-монахов (точнее, " эллинистов " , то есть всех воспринявших греческий язык, а, соответственно, " греческий стиль " жизни и бытовой культуры) среди тавеннисиотов все более увеличивалось. См. Ruppert F. Das pachomianische Monchtum und die Anfange klosterlichen Gehorsams. Munsterschwarzach, 1971. S.346. Пахомиевские иноки жили обычно каждый в своей келлии и каждый " дом " включал в себя 20 и более келлий; имелась еще и общая комната. В каждом же монастыре имелось различное количество домов, в зависимости от его обширности. См. Rousseau Ph. Pachomius. The Making of Community in Fourth-Century Egypt. Berkeley - Los Angelos - London, 1985. P.78-79. 43. Флавий Клавдий (Юлий) Констанций Галл был племянником Константина Великого и сводным братом Юлиана Отступника. Кесарем (цезарем), то есть младшим соправителем императора Констанция (не имеющего мужского потомства) он был провозглашен в 351 г. " Но, как скоро оказалось, Галл не умел справиться с новым положением и наделал много ошибок, возбудив против себя подозрения в неверности императору. Галл был вызван Констанцием для оправдания и по дороге убит в 354 г. " . - Успенский Ф.И. История Византийской империи IV-IX вв. М., 1996. С.73. Аммиан Марцеллин дает ему весьма нелестную характеристику; см. Аммиан Марцеллин. Римская история/Перевод с латинского Ю.А. Куликовского и А.И. Сонни. СПб., 1996. С.26. 44. Эта гамма чувств молодого Аммона вполне понятна и объяснима, ибо в " человеке Божием " Феодоре как бы зримо воплотился для него идеал старца, то есть уже здесь получившего опыт обожения последователя Христова. Образцом таких старцев стали первые основоположники монашества - преподобный Антоний и преподобный Пахомий. См. Смирнов С. Духовный отец в древней восточной Церкви (История духовничества на Востоке). Часть I (Период Вселенских соборов). Сергиев Посад, 1906. С.41-42.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/38/f...

При этом Проспер, так же как и Августин, ссылается на неисповедимые суды Божии: “Когда одни погибают, несомненно, они погибают по своим заслугам, но если бы Бог захотел, то мог бы их освободить по Своему милосердию. И когда некоторые освобождаются, нельзя сказать, что они достойны освобождения, ведь если бы Бог захотел, то по Своей справедливости мог бы их осудить. Однако нет необходимости задаваться вопросом и невозможно узнать, почему Он освобождает не всех, или почему одних, а не других” (Отв. Ген., 8,4,6; Руфин, XIII.14). Для более удовлетворительного решения этого вопроса Проспер обращается к учению о Божественном предопределении, которое также подверглось критике со стороны галльских монахов. 1.3.Божественное предопределение. Как и Августин, Проспер полагает, что спасительная благодать Христова была уготована и предопределена на предвечном Совете Божием прежде создания мира, другими словами, что существует вечное Божественное предопределение ко спасению (Отв. Галл., I.1; II.8). Он отвергает мнение, которого придерживался сам Августин до 396 г., но затем также отверг, что предопределение к вечной жизни осуществляется Богом на основании предведения веры тех людей, которые поверят Богу по своему свободному произволению. Так же как и Августин, Проспер утверждает, что Бог предвидел тех, кому Он Сам даст, чтобы они поверили и не погибли, то есть Он предвидел Свои собственные благодеяния, которыми Он нас удостоит освобождения; так что “предопределение святых” есть “предведение и предуготовление благодати Божией, благодаря которой [люди] обретают истинную свободу” (Отв. Ген., 8; ср. Augustinus. Dedonopersev., XIV.35). Однако впоследствии, в трактатах 432–434 гг., Проспер пошел на уступки и смягчил крайности этого августиновского учения 17 . Так, критикам Августина, полагавшим, что его учение о Божественном предопределении делает Бога виновником гибели множества людей, Проспер возражает тем, что Божественное предопределение никоим образом не может сделать людей беззаконными или стать причиной чьего-либо греха (Отв. Галл., I.1; I.6). Бог есть Творец всех людей, но никто не сотворен Им для того, чтобы погибнуть, ведь одно есть причина рождения, а другое — гибели: то, чтобы люди рождались — это благодеяние Творца, а то, чтобы они погибли — это заслуга первого преступника, Адама (Отв. Викент., 3). Те, кто спасается, потому спасены, что Бог захотел, чтобы они спаслись, а те, кто погибает, потому погибнут, что сами заслужили погибнуть (Отв. Галл., II.8). Поэтому Бог восстановит во многих то, что он Сам создал, и покарает во многих то, чего Сам не сотворил (Отв. Викент., 3).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Флавий Клавдий (Юлий) Констанций Галл был племянником Константина Великого и сводным братом Юлиана Отступника. Кесарем (цезарем), т. е., младшим соправителем императора Констанция (не имеющего мужского потомства) он был провозглашен в 351 г. «Но, как скоро оказалось, Галл не умел справиться с новым положением и наделал много ошибок, возбудив против себя подозрения в неверности императору. Галл был вызван Констанцием для оправдания и по дороге убит в 354 г.». Успенский Ф. И. История Византийской империи IV–IX вв. М., 1996, с. 73. Аммиан Марцеллин дает ему весьма нелестную характеристику: «Возведенный в расцвете Юности неожиданным скачком из пучины бедствий до высоты власти, он превышал предоставленные ему полномочия и во всех своих действия проявлял невероятную жестокость. Родство с императорской фамилией и принадлежность к роду Констанция возбуждали его надменность, и, будь он сильнее, то мог бы, казалось, отважиться на враждебные действия против виновника своего благополучия». Аммиан Марцеллин. Римская история. Перевод с латинского Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. Спб., 1996, с. 26. 451 Эта гамма чувств молодого Аммона вполне понятна и объяснима/ибо в «человеке Божием» Феодоре как бы зримо воплотился для него идеал старца, т. е. уже здесь обоженного последователя Христова. Образцом таких старцев стали первые основоположники монашества — преп. Антоний и преп. Пахомий. И «Феодор Освященный, который вслед за Пахо–мием состоял правителем его монастырей вместе с Орсиси–ем, «был человек праведный и пророк»; «судил мысли и дела (братии) по Духу Божию, который был в нем»; «исцелял душевные болезни по Духу Божию, данному ему»; одним словом, «был одет всеми плодами Святого Духа как царской одеждой». Откуда же св. Феодор получил эти дарования? «Феодор Великий, — читаем мы в житии преп. Пахомия, — на которого Господь излил Своего Духа чрез посредничество (par I " entremise) отца нашего Пахомия». Здесь отчетливо уже проведена мысль относительно наследования духовных дарований». Смирнов С. Духовный отец в древней восточной Церкви. (История духовничества на Востоке). Часть I. (Период Вселенских соборов). Сергиев Посад, 1906, с. 41–42. 452

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=112...

Букв. «говорящих по-гречески монашествующих» (μονζοντες &Εαcυτε;λληνιστα). Первый греческий дом в пахомиевских обителях возник еще при самом преподобном Пахомии и возглавлялся, как указывалось, Феодором Александрийцем. Со временем число греков-монахов (точнее, «эллинистов», то есть всех воспринявших греческий язык, а, соответственно, «греческий стиль» жизни и бытовой культуры) среди тавеннисиотов все более увеличивалось. См. Ruppert F. «Das pachomianische Monchtum und die Anfänge klösterlichen Gehorsams». Münsterschwarzach, 1971. S.346. Пахомиевские иноки жили обычно каждый в своей келлии и каждый «дом» включал в себя 20 и более келлий; имелась еще и общая комната. В каждом же монастыре имелось различное количество домов, в зависимости от его обширности. См. Rousseau Ph. «Pachomius. The Making of Community in Fourth–Century Egypt». Berkeley — Los Angelos — London, 1985. P.78–79. 42 Флавий Клавдий (Юлий) Констанций Галл был племянником Константина Великого и сводным братом Юлиана Отступника. Кесарем (цезарем), то есть младшим соправителем императора Констанция (не имеющего мужского потомства) он был провозглашен в 351 г. «Но, как скоро оказалось, Галл не умел справиться с новым положением и наделал много ошибок, возбудив против себя подозрения в неверности императору. Галл был вызван Констанцием для оправдания и по дороге убит в 354 г.». — Успенский Ф.И. «История Византийской империи IV–IX вв». М., 1996. С.73. Аммиан Марцеллин дает ему весьма нелестную характеристику; см. Аммиан Марцеллин. «Римская история». — Перевод с латинского Ю.А. Куликовского и А.И. Сонни. СПб., 1996. С.26. 43 Эта гамма чувств молодого Аммона вполне понятна и объяснима, ибо в «человеке Божием» Феодоре как бы зримо воплотился для него идеал старца, то есть уже здесь получившего опыт обожения последователя Христова. Образцом таких старцев стали первые основоположники монашества — преподобный Антоний и преподобный Пахомий. См. Смирнов С. «Духовный отец в древней восточной Церкви (История духовничества на Востоке)», часть I (Период Вселенских соборов). Сергиев Посад, 1906. С.41–42. 44

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Что же касается того клирика (имя его было Вивент), который повредил Галлу бок, ударив его о край кровати, он по распоряжению Иерарха поспешил предстать пред ним, очень смущенный; с собой он привел лошадь, которую требовал святитель Галл. Когда они вместе пошли в баню, святитель Галл слегка попенял ему за боль в боку, вызванную выходкой с яростью гордого церковника, и привел его в большое смущение своими словами, сказанными не с гневом, а скорее шутливо и ободряюще. Позже он вступил в город, где встречали его пением псалмов и посвятили во епископа в его церкви. 4 . Приняв на себя эти обязанности, он со всеми был столь смиренен и любвеобилен, что снискал всеобщее поклонение. Терпение его было велико, так что, если можно так выразиться, его можно было сравнить с Моисеем за переносимое им. Случалось такое, что когда во время трапезы священник его ударял его по голове, он сохранял обычное спокойствие, не позволяя себе ни одного резкого слова; он терпеливо переносил все, что ему выпадало, оставлял все решению Суда Божия, и это его укрепляло. Так, когда некий Эводий, священник из сенаторской семьи, за церковной трапезой подверг его оскорбительным и клеветническим нападкам, владыка Галл встал из-за стола и пошел к тому месту в городе, где были святые базилики. Когда Эводию об этом сказали, он помчался за ним и посреди улицы бросился ему в ноги, моля о прощении и о том, чтобы молитвы Епископа ко Всемогущему Судии не стали ему приговором. Епископ, являя доброту, поднял его с земли, великодушно простил за все, им сказанное, и лишь предупредил, чтобы в будущем он не дерзал говорить против епископов Господа Бога, или сам никогда не будет достоин стать епископом, что позднее и подтвердилось. Потому что, когда он был избран епископом Габалитана и все было готово для хиротонии, все люди вокруг поднялись против него, он едва унес ноги и умер в конце концов простым священником. 5 . В городе Арле, когда епископ Марк был обвинен злыми людьми и отправлен в ссылку, по приказанию короля Хильдебера был созван собор епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Юлиан и Галл были крещены в детстве, раньше, чем было принято тогда, раньше Констанция, который, хотя и близко к сердцу принимал церковные дела, оставался, подобно своему отцу, некрещеным почти до конца жизни. Но вошедший в исто­рию с прозвищем Отступника, Ренегата, Юлиан, похоже, уже в отроческие годы возымел предубеждение против христиан­ства. Этому способствовали дух противления, который выра­ботался в нем под влиянием трагических обстоятельств, сло­жившихся вокруг него, а также невысокие моральные качества епископа Евсевия, которого он близко наблюдал и об участии которого в устранении его отца и родственников – Евсевий был главным лжесвидетелем по обвинению жертв расправы в отравлении императора Константина – Юлиан был осве­домлен. Обладая рано приобретенной проницательностью, выработанной и усугубленной внутренним отчуждением от окружавшей его среды, Юлиан научился скрывать свои мысли и чувства, в особенности затаенную мстительную враждебность к дяде, лично его пощадившего, но бывшего главным виновни­ком гибели его отца. При многих своих пороках Констанций был убежденным и ревностным христианином, хотя и еретиче­ского направления, и уже из этого обстоятельства в душе Юли­ана могла зародиться антипатия к христианству, столь неудач­но представленному в лице дяди. После смерти Евсевия в 344 г. Галл и Юлиан были отправ­лены в своего рода ссылку – их поместили во дворце бывших царей Каппадокии в Макелле, расположенном близ Кесарии. Хотя братья жили там в обстановке, соответствующей их высо­кому положению, но Юлиан замечал, как он писал об этом впо­следствии, что они окружены соглядатаями и шпионами, по большей части евнухами, бдительно наблюдавшими за их пове­дением, за их поступками, подслушивавшими их разговоры, – обстановка, развивавшая склонность к скрытности, притвор­ству и лицемерию, ставшим условиями выживания. Окружение Юлиана и Галла составляли в основном христиане арианского толка, общение с ними раздражало юношу, настраивало его на скептическое отношение к христианству, но он аккуратно скры­вал свои чувства и мысли, часто приходил в церковь для участия в богослужении, строго соблюдал посты и даже, как и его брат, был посвящен в чтецы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

По просьбе своих ломбардских покровителей, он писал Бонифацию IV по спорному вопросу о «трех главах». Он мало был знаком с этим вопросом и держался касательно его мнений, противоположных мнениям римских епископов; и быть может это различие во взглядах, вместе с заметной настойчивостью в его характере, могло бы повести к серьёзным разногласиям, но опасность эта была предотвращена смертью Колумбана (611–622 гг.). В предыдущем году он отказался от приглашения Клотаря II, который, сделавшись единственным королем Франции, предлагал ему возвратиться в свое прежнее жилище в Люксейле. Как Люксейл, так и Боббио, сделались родоначальниками многих монастырей в этих странах. Но самым знаменитым из последователей Колумбана был его соотечественник Галл, который был его учеником с самого детства и участвовал во всех превратностях его жизни, пока не вынужден был болезнью расстаться со своим учителем, когда тот отправился в Италию. Галл основал в 614 году знаменитый монастырь, носящий его имя, и почитается в качестве апостола Швейцарии. Он умер в 627 году 2406 . Глава 24. Магомет – Монофелитский спор (610–718 гг.) Император Ираклий – Персидская война – Религиозное состояние Аравии и Магомет – Коран и его содержание – Ислам – Магомет и Геджра – Завоевание Магомета и его последователей – Возникновение нового спора в церкви – монофелитского – Экфесис императора Ираклия – Пирр и Максим Исповедник – «Тип» Констанса – Собор Латеранский – Кончина Мартина – Страдания Максима – Констанс II – Собор в Риме – VI -ой Вселенский собор – Осуждение монофелитства – Осуждение Гонория – Собор Трулльский – Юстиниан II – Восстановление Юстиниана и его кончина – Филипп и Анастасий – Марониты Император Фока, возбудив всеобщую нелюбовь в течение своего восьмилетнего царствования, был низложен и предан смерти в 610 году Ираклием, сыном экзарха Африки. Новый император принужден был вести страшную войну с Хозроем II, царем персидским. Хозрой раньше был изгнан из своего царства, находил убежище в пределах империи, и был восстановлен на престоле при помощи оружия Маврикия. Получив известие, что на престол восшел Фока, он объявил себя мстителем за своего благодетеля, сделал нашествие на империю, неоднократно разбил нестройные войска узурпатора, и проник даже до Антипии, которая и перешла в его руки немедленно вслед за возвышением Ираклия. Война, предметом к которой было умерщвление Маврикия (611 г.), не окончилась с падением его убийцы. Хозрой сделал нашествие на Сирию и Палестину; с одним из своих отрядов он покорил Египет, и произвел опустошение даже до Триполи, между тем как другой отряд двигался на Халкидон, и в течение десяти лет (611–622 гг.) представлял жителям Константинополя оскорбительное и тревожное зрелище враждебного лагеря на противоположном берегу Босфора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книга седьмая Глава 1 Деций царствовал неполных два года. Сразу же, как только его вместе с сыновьями прирезали, ему наследовал Галл. Ориген скончался тогда же, не дожив до семидесяти лет одного года. Дионисий в своем письме к Ермаммону так говорит о Галле: «Галл, не поняв Дециевой вины и заранее не подумав над тем, что его погубило, споткнулся о тот же самый камень, лежавший перед глазами. Царствование его было благополучно, все шло по его желанию, но он изгнал святых мужей, предстателей пред Богом о его мире и здравии. Вместе с ними изгнал он и молитвы о себе самом». Вот что касается Галла. Глава 2 В Риме преемником Корнилия, почти закончившего третий год своего епископства, стал Луций, несший свое служение неполных восемь месяцев; умирая, он передал его Стефану. Ему Дионисий написал свое первое письмо о крещении; в то время поднят был немаловажный вопрос: следует ли людей, возвращающихся из любой ереси в Церковь , очищать «банею водной»? По обычаю, издревле сильному, на таких людей только возлагали с молитвою руки. Глава 3 Киприан, пастырь Карфагенской епархии, первый из людей того времени решил, что следует принимать не иначе, как очистив сначала от заблуждений «банею водной». Стефан же, считавший, что не следует вводить ничего нового, нарушающего обычай, издревле укрепившийся, пришел в негодование. Глава 4 Дионисий многократно писал ему по этому поводу и, наконец, сообщил, что гонение утихло и Церкви, повсюду отвратившиеся от Новатовых новшеств, обрели мир между собой. Пишет он так: Глава 5 1. «Знай же теперь, брат, что все восточные и даже более дальние Церкви, раньше разделенные, теперь объединились; предстоятели их все и повсюду единодушно и несказанно радуются неожиданно наступившему миру: Димитриан – в Антиохии, Феоктист – в Кесарии, Мазабан – в Элии, Марин – в Тире (Александр скончался); Илиодор, ставший епископом в Лаодикии после кончины Филимидра. Елен – в Тарсе, все Церкви в Киликии, Фирмилиан и вся Каппадокия. Я назвал из епископов только наиболее известных, чтобы письмо не вышло слишком длинным и скучным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010