Рис. 25. Греко-итальянская икона «Млекопитательницы», письма Ант. Пападопула в отд. Ват. Пинакотеки 278. Рис. 26. Снимок иконы Б. М. «Млекопитательница» в Карейской Типикарнице Хиландара на Афоне. Рис. 27. Икона Б. М. Млекопитательницы в ц. при Хиландарской «Типикарнице», по кальке эксп. П. И. Севастьянова. Рис. 28. Образ Б. М. «Барловской» или Млекопитательницы в Московском Благовещенском соборе. Рис. 29 «Перевод» иконы Б.М. «Блаженное чрево» Рис. 30. Перевод иконы Б. М. «Блаженное Чрево» из Сийского Подл. л. 407. Рис. 31. Перевод иконы Млекопитательницы из Подл. Киевопечер. Лавры Рис. 32. Икона Б. М. (Madonna del Bordone) письма Коппо ди Морковальдо в ц. Сервитов в Сиене. Рис. 33. Снимок с оригинала Донской иконы Б. М. в Московском Благовещенском соборе, фот. И. Н. Александрова. Рис. 34. Мозаика над главным входом в соборе Монреале бл. Палермо, фот. Броджи 15418. Рис. 35. Эмалевый образок на окладе иконы Хахульской Б. М. в Гелати бл. Тифлиса. Рис. 36. Образ Мадонны, письма Маргаритоне из Ареццо, в Пинакотеке Ареццо, фот. Алинари 9968. Рис. 37. Икона венецианского мастера Стефано Пьевано XIV в. в Оратории Св. Мартина в Киоджии бл. Венеции, Алинари 20844. Рис. 38. Образ Мадонны в Лувре приписыв. Лоренцо Венециано. Рис. 39. Икона Б. М. в Русском Музее в Спб. Рис. 40. Ев. I. Богослов, I. Предтеча и ап. Павел на иконе Б. М. в Русском Музее по Рис. В. Н. Гринейзена. Рис. 41. Изображение святых на Грузинском иконном складне в Синайском м., по снимку В. Н. Венешевича. Рис. 42. Икона «Смоленской» Б. М. в Ростовской д. свв. Козьмы и Дамиана, ныне «Одигитриевской». Рис. 43. Прорись иконы Б. М. «Аравийской» (или « О, всепетая Мати») из Сийского Подл. Рис. 44. Образ Б. М. «Жировицкой» в м. Ж. Гродненской епархии. Рис. 45. Мозаика ц. Св. Франчески Римской в Риме, 1130– 1143 г. Рис. 46. Барельеф Б. М. в кап. Зенона в баз. Св. Марка в Венеции. Рис. 47. Образ пресвятой Богородицы Вотодательнпцы Рис. 48. Икона Умбрийской школы конца XIV в., в галл. Перуджии. Рис. 49. Снимок Чуд. иконы Б. М. «Феодоровской» в Костромском Успенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Поэтому, как только Август получил донос (об этом факте рассказывает Дион Кассий), где сообщалось о том, что префект Египта занимается самовозвеличиванием, Корнелий Галл, несмотря на то что он с детства дружил с принцепсом, был вынужден просто покончить с собой. Пилат, защищая Человека, Который называет Себя царем и Которого все вокруг тоже называют царем, попадает именно в такую ситуацию. При этом верноподданные принцепса из числа первосвященников и старцев мгновенно, как и положено настоящим подданным Рима, кричат: «Нет у нас царя кроме кесаря», чем загоняют Пилата в тупик. У него нет выхода, потому что если он помилует Иисуса, то в ближайшие полгода, как только информация о происходящем достигнет Рима и станет известной Августу, ему придется принять яд. Эта потрясающая историческая деталь, которая становится понятной в свете знания римской истории того времени, сохранена только в Евангелии от Иоанна. Не слишком значимая на первый взгляд с точки зрения евангельской проповеди, она чрезвычайно важна, потому что сразу вписывает допрос у Пилата в контекст политической ситуации того времени. В рассказе евангелиста Иоанна есть и другие детали, которые отсутствуют у синоптиков. Иисус, видя стоящих у креста Свою Мать и ученика, «которого любил», говорит Матери: «Жено! се, сын Твой», а затем ученику: «Се, Матерь твоя». С этого дня, добавляет Иоанн, «ученик сей взял Ее к себе» (19:25—27). Очевидно, что любимый ученик Иисуса — это не только Иоанн, но всякий ученик, который встает у Его Креста. Именно этот текст играет принципиально важную роль, если говорить о восприятии Пречистой Девы как нашей общей Матери. И еще один текст, который присутствует только в Евангелии от Иоанна. Когда один из воинов пронзил копьем ребра Умершего, из раны истекли кровь и вода. «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его». Современные патологоанатомы говорят, что такая картина наблюдается, когда человек умирает от разрыва сердца. Тогда становится понятно, почему Пилат, по сообщению евангелиста Марка, удивился, узнав, что Иисус уже мертв. Иоанн говорит, что воины перебили голени у остальных казненных, Иисусу же перебивать не стали, потому что Он был уже мертв. Сравнивая свидетельство Иоанна со свидетельством Марка, можно понять, что Иисус действительно умер гораздо быстрее, чем обычно умирают распятые, — у Него не выдержало сердце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Но как многого из возражений и мудрований Юлиана у нашего философа не встречается, то этим может подтверждаться справедливость предположения, что последний составил свой сборник несколько раньше Юлианова творения. Другим подтверждением сему может служить упоминание о многих императорах. Именно, возражение гласит: «Скажи мне ради Бога, какой это тогда происходивший суд, и какой это князь мира, изгнанный вон ( Ин. 12:31 )? Потому что, если скажете, что это самодержец, то ведь он не один князь, и не был низложен, и в мире князей много». 35 Конечно, это могло быть сказано не о римской только империи, а и о других царствах: но нужно обратить внимание, что возражатель, сравнивая единовластительство Божие с единовластием человеческим, не приводит в пример кого-нибудь из современных ему владык, а императора Адриана. Значит, и теперь римского императора подразумевал, и писал тогда, когда многовластие сынов Константина еще было на виду и даже не прекратилось смертью двух из них, потому что на западе царствовал Магненций с января 350 г. по август 353 года, и цезарь Галл погиб только в конце 354 года. Насколько сам Макарий в своих ответах пользовался творениями предшествовавших ему христианских писателей, нелегко определить, так как сам он на подобные заимствования не ссылается, но что, например, ему не неизвестны были толкования Оригеновы, на это, кроме некоторого сходства с Оригеном в сохранившихся отрывках бесед на книгу Бытия, 36 есть достаточное указание и в самих ответах, где 37 слова Иоанна Крестителя ( Ин. 1:27 ) изъясняет по образцу толкования Оригенова, текст Ин. 8:44 , читает как у Оригена , хотя предпочитает не то, что Ориген назвал лучшим, 38 и совершенно придерживается Оригена в изъяснении мест 4Цар. 19:11, 12 , 39 Исх. 3:25 40 и других – Ветхого Завета. Затем, вероятно, и сочинения Мефодия 41 патарского, Лактанция и Евсевия кесарийского не были ему неизвестны, а знакомство его с «Большим огласительным словом» Григория нисского доказывается тожеством предположения некоего обмана для завлечения диавола против Спасителя, 42 каковая мысль скоро была устранена и опровергнута Григорием Богословом .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Денно и нощно молился он Господу о том, чтобы при жизни своей не довелось ему увидеть гибель своего народа, и во сне явился ему Ангел Божий с белоснежными волосами и в белоснежных одеждах и сказал ему: “О Святитель, Божественное провидение благосклонно к твоим мольбам за народ. Так что не бойся, ибо молитва твоя услышана, и послушай! Ты и народ твой освободитесь от этой болезни, и никто, пока ты жив, не погибнет в твоих краях от сей эпидемии. Сейчас не бойся, но по истечение восьми лет ты покинешь этот мир”. И действительно, так позднее и свершилось. Проснувшись и возблагодарив Господа за это утешение, которым он был удостоен через Его небесного посланца, святитель Галл установил те молебны, которые совершаются в середине поста, когда они идут крестным ходом, распевая псалмы, до базилики блаженного Иулиана-мученика. В том пути 72 километра. Итак, потом, когда чума, как мы уже говорили, опустошила эти районы, она благодаря молитвам святого Галла не затронула город Клермон. И я думаю, немалой благодатью был удостоен сей пастырь: не увидел он, как эпидемия пожирает его паству, ибо Господь охранил ее. 7 . Но давайте перейдем к тому времени, когда Господь благоизволил забрать его из этого мира. Он лежал больной в постели, и внутренняя лихорадка так изнуряла его, что он одновременно потерял все волосы и бороду. Господь открыл ему, что он умрет через три дня, и он собрал людей и, преломив хлеб, раздал его в святое приобщение и объявил свою волю. На третий день, на который приходилось воскресенье и который принес скорбь гражданам Клермона, когда небо начало светлеть, он спросил, что поют в церкви. Ему ответили, что совершается утреня, читают 50-й псалом. И он пропел сей псалом и продолжил молитвословия – до конца утрени. В конце службы сказал: “Теперь мы прощаемся с вами, братия”. И с этими словами все тело его распрямилось, а дух вознесся ко Господу, куда он всегда и стремился. Отошел он на 65-м году земной жизни, на 27-м году епископства. Его обмыли, облачили и отнесли в церковь в ожидании приезда на похороны епископов этой провинции.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Долинская, 13 февраля Домницкая, 1696 г., 8 сентября + Домостроительница, или Экономисса, 5 июля + Донская, 1380 и 1591 гг., 19 августа + Достойно есть – Милующая, 335 г., 11 июня Дубенская Дубовичская, 13 сентября Думницкая Дуниловская-Казанская, 29 июня + Египетская, 1060 г., 11 января Елеоточивая, 17 ноября + Елецкая, 1060 г., 11 января + Елецкая-Черниговская, 1060 г., 5 февраля + Ерманская, 12 октября + Ефесская, или Корсунская, 988, 1170 г. и 1239 г., 9 октября + Жадовская Живоносная Источница + Живоносный Источник, 450 г., в пятницу Св. Пасхи 559 Живоносный Источник – в Саровский пустыни + Живоприятная, или Предвозвестительница, 382 г. Животодательница, в неделю Всех святых + Жировицкая, 1191 г., 7 мая + Закланная, IV века, 21 января Заоникисвская, 1588 г., 23 июня Зимаровская-Боголюбская, 1771 года, 25 марта + Знамение – Абалацкая, 20 июля Знамение – Абалацкая, 1636 г., 27 ноября Знамение – Албазинская, 27 ноября Знамение – в Златоустовском монастыре, 27 нояб. Знамение – в Соловецком монастыре, 27 ноября Знамение – Владимирская, 27 ноября Знамение – Вологодская, 27 ноября Знамение – Каменская, 16 сентября + Знамение – Курская, 1295 г., 8 сентября Знамение – Московская, 27 ноября + Знамение – Новгородская, 1170 года, 27 ноября Знамение – Павловская, 27 ноября Знамение – Серафимо-Понетаевская, 27 ноября Знамение – С.-Петербургская, 27 ноября + Знамение – Царскосельская, 1645 года, 27 ноября И Тебе Самой душу пройдет оружие, 13 августа + Иверская, 999 и 1648 гг., 12 февраля Иверская, 999 г., 31 марта Иверская, 1648 г., 13 октября + Иверская – в Моздоке, 12 февраля Иверская – в Нижнем Новгороде, 12 февраля Иверская – в Смоленске, 1700 г., 12 февраля Иверская – в Софрониевой пустыни, 1713 г., 12 февраля + Иверская на Афоне, IX века, 27 апреля Иверская, на Пасху + Игоревская, 5 июня + Игрицкая-Песоченская, 1624 г., 28 июля + Иерусалимская + Иерусалимская, 998 г., 12 октября + Иерусалимская – в Измайловской богадельне, 12 октября Иерусалимская – на Волыни, 12 октября

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Видимой причиной бед были частью сами иудеи, частью римляне. Римские прокураторы, каковы были после Пилата: Маркелл, Куспий Фад, Тиверий Александр отступник из иудеев, Куман Феликс, Порций Фест, Албин и, наконец, Гессий Флор, сребролюбием и жестокостью раздражали народ и питали раздоры. Иудеи, выведенные из терпения злодеяниями Флора, подстрекаемые зилотами, обольщаемые преданием, что в сие время из Иудеи должны выйти обладатели света, и другими превратно толкуемыми знамениями, несмотря на сопротивление царя своего Агриппы младшего, возмутились против римлян в конце правления Нерона. Но в тоже время они сами себя ослабляли крайними неустройствами внутренними. Менаим, начальник разбойников, прикрывавших себя именем зилотов, будучи принят в Иерусалим, наполнил его ужасами, и в самый храм внес мерзость злодеяний; так что и призванные им в помощь идумеи его оставили. Потом явилась разбойническая же партия Симона, который, покорив Идумею, занял Сион, или верхний город. Соперничество некоего левита Иоанна, бежавшего в Иерусалим из города Гискаллы, и Елеазара, начальника зилотов, произвело еще две партии, из коих одна держалась в середине города и во внешней ограде храма; а другая заключалась во внутренней ограде, пока Елеазар не принужден был уступить Иоанну, открыв храм на праздник Пасхи. Симон и Иоанн не прежде оставили междоусобия, как увидев перед собою общих неприятелей; неистовства зилотов возобновились и во время внешней опасности. Казнь иудеев началась вместе с их возмущением различными поражениями в целой Палестине, Сирии и Египте; так что в одной Кесарии пало их 20.000, а в Александрии 50.000. Потом Кестий Галл, правитель Сирии, при помощи самого Агриппы, войдя в Иерусалим, осадил было уже храм, однако, не надеясь взять его, удалился в Антипатриду. По его письму Нерон отправил в Палестину Веспасиана, который взяв в Иотапате в плен Иосифа Флавия, коему иудеи вверили охранение Галилеи, овладел всеми знатнейшими городами кроме Иерусалима, как вдруг по получении известия о смерти Нерона, становится Императором. Сын его, Тит, осадил Иерусалим перед праздником Пасхи и через полгода разрушил. Храм, несмотря на попечение победителя о его сохранений, сожжен был, подобно, как и первый, в десятый день августа, что случилось в повечерии субботы, и, как замечают хронологи, перед наступлением года субботнего. Во время осады погибло 1.100.000 иудеев от меча, голода и язвы, а 17.000 взяты в плен и проданы. От города оставлена только часть западной стены и три башни вместо памятника; а в основаниях храма не осталось камня на камне. За сим последовало опустошение и закрытие иудейского храма в Египте римскими префектами Липом и Павлином, и совершенное рассеяние народа, удивившего победителей своей многочисленностью. II. Апостольская церковь под Крестом

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Это была победа омиев, или акакиан. Правда, по беспечности ариан на некоторые из ставших вакант­ными кафедр собором были поставлены православные епископы: на Анкирскую друг Василия Великого Афанасий, а на Лаодикийскую Пелагий. В связи с низложением Македония на Констан­тинопольскую кафедру был перемещен Евдоксий. Вакантную Антиохийскую кафедру в 361 г. занял святой Мелетий; но спу­стя всего три месяца после своего поставления по выбору Кон­станция он, по его же указанию, был низложен как приверженец Никейского символа. Последовавшая вскоре за тем смерть императора Констан­ция и приход к власти его двоюродного брата Юлиана радикаль­но изменили положение Церкви. 4. Правление ренегата Весть о кончине Констанция застала Юлиана в Наиссе, род­ном городе его дяди, святого Константина. Провозглашенный августом подчиненными ему войсками против воли императора, он готовился к вооруженной борьбе с ним, но смерть Констанция избавила империю от гражданской войны. Во главе армии Юли­ан вступил в Константинополь. Народ встречал его кто с искрен­ним, а кто с притворным ликованием. 11 декабря 361 г. сенат приветствовал Юлиана как августа и императора. Флавий Клавдий Юлиан родился в 331 г. Его дедом был импе­ратор Констанций Хлор, а отцом – единокровный брат святого Константина, родившийся от Феодоры, Юлий Констанций. Он был третьим сыном в семье отца. Свою мать, азиатскую гречан­ку Василину, Юлиан потерял на первом месяце жизни, а когда ему исполнилось 6 лет, его отец вместе с другими потомками Констанция I от Феодоры, обвиненными в отравлении Констан­тина Великого, погиб в резне, учиненной ради того, чтобы обе­спечить преемство власти родным сыновьям умершего императо­ра. Убит был и старший брат Юлиана – сын первой жены Юлия Констанция Галлы. Уцелели лишь он, пощаженный ради своего младенческого возраста, его единокровный брат Галл, который по своей болезненности не подавал надежд дожить до взрослых лет, и их двоюродный брат Непоциан, сын их тетки Евтропии, в ту пору тоже еще ребенок.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Одним из важнейших деяний владыки Иоанна за время его пастырства в Европе было восстановление почитания в Православной Церкви древних западных святых. Речь идёт о тех угодниках Божиих, которые подвизались в западных странах до отделения католиков от Православия в 1054 году, но не были включены в православные календари. Он председательствовал на Епископском Совещании в Женеве 29– 30 сентября 1952 года, принявшем резолюцию о почитании западных святых. Владыка сделал доклад о святом Ансгарии, просветителе Дании и Швеции († 865), утвердил его почитание, отметив, что «если Сам Господь его прославил, то было бы дерзостным с нашей стороны не почитать его как святого», и принял с Собором постановление внести его имя в церковные календари как иерарха Церкви. Одновременно был поставлен вопрос о почитании и других древних западных святых, список которых представлен в резолюции: Св. Виктор, мученик Марсельский († 304); Св. Пофин, священномученик, предшественник св. Иринея Лионского на его кафедре († 177); Другие мученики лионские, одновременно пострадавшие в царствование Марка Аврелия: свв. Александр и Епиподий (приняли мученичество вскоре после св. Пофина), а также св. Бландина († 177) и другие; Св. Фелициан, священномученик, епископ в Умбрии († 252); Св. Женевьева (Геновефа) Парижская, покровительница Парижа († 512); Св. Герман Оксерский, епископ, освободивший Британию от пелагианской ереси († 488); Св. Лупп Тройский, соратник св. Германа в борьбе с пелагианской ересью в Британии († 479); Св. Герман Парижский († 576); Св. Клод, священник и исповедник († 560); Проповедники в Ирландии, затем во Франции, Швейцарии, Италии: св. Колумбан, аббат, основатель монастырей Люксе, Боббио и др. († 615), св. Фридолин, монах, миссионерствовавший в Швейцарии и на Верхнем Рейне († VII в.), св. Галл, ученик св. Колумбана, отшельник в Швейцарии († 646); Св. Клотильда, королева Франции, по молитвам которой христианскую веру принял её супруг король Франков Хлодвиг († 545); Св. Иларий из Пуатье, епископ и исповедник, боровшийся с арианской ересью († 368);

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Кроме Кассиана из Вифлеема ходил в нитрийскую пустыню блаженный Иероним , муж весьма ученый и знаменитый. Он описал устав, т. е. правила жития тамошних монахов. – Скажите мне хотя одно правило. – «В воскресные дни пустынники занимались только молитвою и чтением св. Писания». – Слышишь, как они святили эти дни! – Слышу и признаюсь, что никогда не читаю евангелия. – Читай слово Божие. Оно пища души. Читай и жития святых. Они зеркала души. Посмотришь в них и увидишь, как темна душа твоя и как светлы души праведных, и чем оне просвещали себя. Но речь моя впереди. 405 год. Около 405 года в Египет приезжал Постумиан, родом галл, и посетил там многие монастыри. В кратком описании путешествия его 7 помещено сказание о чудотворении одного нитрийского отшельника. «Вера Христова, говорит Постумиан, свидетельница мне в том, что я ничего не выдумываю, а передаю то, что слышал от достоверных мужей. В пустыне многие монахи живут без палаток. Их называют отшельниками. Они питаются кореньями трав, переходят с места на место и опять там, где застигнет их ночь. Одного из таких скитальцев пошли искать два монаха из Нитрии, наслышавшись о святости его; ибо он сначала жил в монастыре их и был любим ими. Семь месяцев они искали его в пустынях, и наконец нашли недалеко от Мемфиса. Хотя он избегал встречи с людьми, но от этих знаемых монахов не скрылся, и провёл с ними трое суток. В четвёртый день они пошли в свой монастырь. Отшельник провожал их недалеко. На дороге внезапно явилась большая львица и, подбежав к нему, разными телодвижениями начала выражать ему печаль свою и манить его за собою, куда ей нужно. Отшельник и спутники его пошли за нею. А она то бежит впереди, то останавливается, поджидая старцев, и так даёт им чувствовать, чтобы они. следовали за нею. Наконец эта самка подвела их к пещере, и оттуда вынесла пять слепых львёнков и положила их у ног отшельника. Св. старец понял ея материнское желание, призвал имя Божие, потер рукою глаза львёнков; и они увидели свет. Таким образом оба нитрийские монаха за долгий поиск сего чудного отшельника вознаграждены были тем, что видели веру его и славу Христову».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

При сем имею честь приложить список лиц, сделавших от себя пожертвования различными предметами на церковь Св. Равноапостольной Марии Магдалины. ПРИЛОЖЕНИЕ I Список жертвователей п п Фамилии Предмет пожертвования Государыня Великая Княгиня Елисавета Феодоровна Ковёр к жертвеннику, вышитый Её Императорским Высочеством 28 дам по прилагаемому списку, составленному Княгинею O. A. Кропоткиною Ковёр от средины церкви к Престолу А. Н. Нарышкина А. Н. Мальцева Серебряный прибор для служения панихид Гр. С. К. Перовская Воздухи Гр. A. A. Толстая Д. Ф. Тютчева Мозаичная икона Е. А. Шнейдер Ковёр для места, отведённого Высочайшим Особам Гр. О Б. Перовская 12 икон двунадесятых праздников Гр. В. Б. Перовская А. П. Озеров М. П. Степанов A. A. Васильчиков Воздухи Неизвестная крестьянка Евангелие на Престол Крестьянка Огаркова Шёлковый платок и кусок полотна ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Список лиц, принимавших участие в вышивании ковра, предназначенного в церковь в Иерусалим Графиня Перовская Екатерина Константиновна Булгакова Графиня Екатерина Николаевна Адлерберг Графиня Лорис-Меликова Княгиня София Андреевна Гагарина Мария Григорьевна Раевская Екатерина Николаевна Шостак Графиня Александра Андреевна Толстая Елисавета Константиновна Рихтер София Михайловна Сталь (Лондон) Екатерина Михайловна Озерова (Франкфурт) Княгиня Мария Александровна Голицына Госпожа Тютчева Дарья Феодоровна Тютчева Александра Андреевна Пашкова Вера Аггеевна Абаза Княгиня Александра Феодоровна Кропоткина Мария Трофимовна Пашкова Княжна София Ивановна Шаховская Княгиня Ольга Александровна Шаховская Евдокия Егоровна Путята Княгиня Анна Николаевна Щербатова Екатерина Дмитриевна Всеволожская Минна Константиновна Галл Баронесса фон Брук (Рим) Графиня Блудова Княгиня Мария Александровна Голицына (Харьков) Княгиня Ольга Александровна Кропоткина АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 493, л. 118–121 об. 175. Рескрипт председателя ППО великого князя Сергея Александровича на имя обер-прокурора Св. Синода К. П. Победоносцева С-Петербург. Без даты (1888 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010