3 . Когда блаженный епископ Квинтиан по воле Божией окончил свои земные дни, святой Галл жил в Клермоне. Обитатели Клермона собрались в доме священника Императа, дяди Галла, оплакивая смерть епископа и рассуждая, кого следует поставить на его место. Они долго говорили об этом, а потом все разошлись по домам. После того, как они ушли, святой Галл позвал одного из клириков и, исполненный Духа Святого, сказал: “Почему сокрушаются эти люди? К чему они стремятся? О чем думают? Все это ни к чему, так как епископом буду я! Господь меня удостоил уже этой чести. Что касается тебя, то когда ты услышишь, что я удалился от короля, бери запряженного коня моего предшественника и приезжай ко мне. Но если ты ослушаешься меня, берегись, потому что позже об этом пожалеешь”. Говоря это, он лежал на кровати. Клирик на него рассердился, сильно разбранил его и даже ударил его боком о кровать, а потом ушел, страшно возбужденный. После его ухода священник Императ сказал блаженному Галлу: “Чадо! Выслушай мой совет. Не откладывай, а сразу же отправляйся к королю, расскажи ему о том, что здесь произошло, и, если Господь управит его дать тебе эту епархию, мы вознесем Господу великую благодарность за это; если же король поступит иначе, то, по крайней мере, ты представишься тому, кто будет поставлен епископом”. Итак, он отправился и рассказал королю, что произошло в связи со смертью блаженного Квинтиана. Тогда умер также и Апрункул, епископ Треве. Священники этого города, собравшись перед королем Феодориком, попросили себе во епископа святого Галла. Король сказал им: “Идите обратно и поищите кого-нибудь другого, так как для дьякона Галла я приготовил кое-что другое”. Потому они выбрали святого Никиту, и тогда получили одобрение короля. 74 Что касается священников Клермона, они пришли к королю с восхвалением народа и многими дарами. В то время уже начал распространяться этот пагубный обычай, когда главенство в епархии продавалось королем и покупалось священством. Церковники Клермона услышали от короля, что их епископом будет святой Галл. Когда его рукоположили во священника, король повелел, чтобы граждан приглашали на пир, устроенный за общественный счет, чтобы они там праздновали в честь Галла, своего будущего епископа, и это было выполнено. Святой Галл обычно говорил, что за свой пост он отдал всего лишь треть медной монетки повару, который готовил праздничный стол. Потом король послал святого Галла в Клермон, дав ему в сопровождение, дабы не было одиноко, двух епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

228 Фабиан был епископом Рима в 236–250 гг. Известно, что он разделил римскую христианскую общину на семь округов, во главе которых поставил диаконов. Фабиан стал одной из первых жертв гонения Деция. 229 Александр, будучи глубоким стариком, был арестован, препровожден в Кесарию Палестинскую и посажен в тюрьму, где и умер в 251 г. Вавила был епископом Антиохии в 238–250 гг. По преданию, он запретил императору Децию, который уже начал гонения, войти в христианский храм, где шло богослужение. На следующий день Вавила был арестован и вскоре казнен вместе с тремя своими учениками – Урбаном, Прилидианом и Епполонием. 230 Требониан Галл (206–253 гг.) был сенатором в Перузии, а в 245 г. стал консулом, в 250–251 гг. – наместник в Мезии. После смерти Деция Галл был провозглашен императором (в июне 251 г.). Он вел войну с готами и персами на Востоке. В борьбе с претендентом на престол он потерпел поражение и был убит. Волузиан был его соправителем в 252–253 гг. В Мезии поднял восстание Эмилий Эмилиан. Галл и Волузиан выступили против него, но в Интерамне (город в Умбрии) оба были убиты. 231 Аммоний Сак (175–242 гг.) был знаменитым философом, основателем школы неоплатонизма и учителем Плотина. Он родился в христианской семье, но увлекся философией и вернулся в язычество. Под его именем сохранилась «Гармония Евангелий, или Диатессерон», в котором автор делил Евангелия на разделы, известные под названием Аммониевых секций. 232 Порфирий Тирский (232/233–после 301 г.). Его настоящее имя Мелх, в возрасте 30 лет он оказался в Риме, где и стал учеником Плотина. Порфирий был противником христианства (об этом свидетельствует известное под его именем произведение «Против христиан», которое в 448 г. христиане сожгли). Однако некоторые авторы, к которым относится и Иероним, считали, что Порфирий одно время был христианином, а историк Сократ пишет, что Порфирий перестал быть христианином, когда обозлился из-за несправедливых обвинений в его адрес со стороны некоторых христиан в Кесарии. Порфирий был автором 77 сочинений. Скорее всего, Аммония он упоминал в «Жизнеописании Плотина», который был учителем Плотина, либо в сочинении «Против христиан».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

438 Флавий Валерий Констанций по прозванию Хлор ( " бледно-зеленый») был цезарем с 294, а августом с 305 г. Умер 25 июля 306 г. 441 Максенций, сын Максимиана, в 306 г. узурпировавший власть в Риме, погиб в битве с Константином у Мильвиева моста 28 октября 312 г.; племянник и приемный сын Галерия Максимин Дайя, с 309 г. правивший как август в Египте и Сирии, потерпел поражение от Лициния в апреле 313 г. и вскоре умер в Тарсе. 445 Β византийской средневековой традиции укоренилась легенда о крещении Константина в Риме папой Сильвестром, хотя из достоверных источников (Евсевий, Феодорит) известно, что он был крещен на смертном одре Евсевием Никомидийским. См. хрестоматийный анализ этого вопроса: Болотов Β. В. Лекции по истории древней Церкви. M., 1994. Τ. I. С. 23–26. 453 PHKSl 1 . – Константинополь–Новый Рим был торжественно освящен 11 мая 330 г., на 25-м году правления Константина и 6-м году его пребывания на Востоке, в 5838 г. по византийской эре. 457 Внутренней Индией в античной географической традиции назывался район совр. Эфиопии, где в I–IX вв. существовало Аксумское царство; его христианизация произошла при царе Эзане (около 320–360). 459 Армения стала христианским государством около 303 г., в правление царя Трдата III (287/298–330) из парфянской династии Аршакидов. 460 Симеон бар Саббаэ, епископ Ктесифона и первоиерарх Церкви Востока (329–341), был казнен по приказу Шапура II в 341 г. за приверженность «религии римлян»; после этого в Персии разразилось большое гонение на христиан. 465 Констанций Галл, сын сводного брата Константина и муж его дочери Констанций, был цезарем в 351–354 гг., но не на Западе, а на Востоке, в Антиохии. 466 Магненций был побежден самим Констанцием в нескольких сражениях 351–353 гг.; цезарь Галл был казнен Констанцием в 354 г. 469 Речь идет о резне родственников Константина Великого (Далмация, Аннибаллиана и др.), устроенной солдатами в 337 г. после его смерти во избежание гражданских войн. После нее выжили только трое сыновей покойного императора, а также Галл с Юлианом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После того как язычники обвинили служителей Христовых перед местным владетелем, преподобный Колумбан вместе с учениками уехал в Италию (612). Святой Галл не смог уехать из-за болезни и остался в Швейцарии. Оправившись от недуга, он взялся за поиски уединенного места, чтобы проводить безмолвную жизнь с несколькими подвижниками. Однажды он молитвой изгнал демона из Фридебурги, дочери герцога аламанов Гунзона, которая была помолвлена с франкским королем Сигебертом. В благодарность король передал в дар Галлу часть земли на берегу Боденского озера. В день свадьбы Фридебурга объявила, что хочет посвятить девство Господу нашему Иисусу Христу. Король, положившись на волю Божию, одел невесту в королевские одежды, привел к алтарю и сказал: «В том же облачении, что было приготовлено для меня, отдаю ее в невесты Господу!» Высокое собрание епископов и вельмож Констанца избрало Галла епископом этого города, но подвижник, присутствовавший на этом соборе, отказался от сана. Он предложил поставить епископом своего ученика Иоанна, хотя последний не хотел этого и даже пытался бежать. Преподобный Галл присутствовал на хиротонии нового епископа, а затем вернулся в уединенную обитель. Там он возвел для братии церковь, окруженную 12-ю часовнями. После смерти святого Евстафия монахи Люксея обратились к преподобному Галлу с просьбой стать игуменом этого большого монастыря. Однако он отказался, объяснив, что предпочитает служить другим, а не управлять ими. Он жил в своей маленькой общине, смиренно служа братии и ловя рыбу. Преподобный Галл мирно отошел ко Господу около 650 года, в возрасте 99 лет. Монастырь Святого Галла, основанный b VIII beke на месте упокоения святого, прославился не только благодаря духовным достоинствам монахов, но также обширной библиотекой и мастерскими переписчиков. Имя преподобного Галла упоминается в посвященном древним святым Запада докладе святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, Архиерейскому Синоду РПЦЗ в 1952 году. Имя преподобного Галла включено в составленный иеромонахом Макарием Симонопетрским «Синаксарь» (русский перевод: «Синаксарь». Жития святых Православной Церкви: В 6 т./пер. с фр. М., 2011).

http://e-vestnik.ru/analytics/zhitiya_sv...

Одним из таких был святитель Галл, житель города Клермона, которого нельзя было отвратить от любви ко Господу ни богатством его рождения, ни высоким саном сенатора, ни огромным богатством, любовь которого к Богу не могли уменьшить ни привязанность отца, ни нежность матери, ни ласки тех, кто его вынянчил, ни послушание собственных слуг. Ни во что он не ставил все это, возлюбив Господа и дав обет служить Ему, подчинился монашескому уставу, так как знал, что юношеский жар можно преодолеть только строжайшим блюдением себя. Знал он также, что должен подняться от низин этого мира к высшему и терпением обрести ту высоту славы, которой позднее суждено было придти. 1 . Святитель Галл с детства посвящен был Господу; он всей душой любил Бога и дорожил всем тем, что, как он знал, любит Господь. Имя его отца было Георгий, а мать звали Леокадия, из рода Вектия Эпагата, претерпевшего мученичество в Лионе, согласно “Истории (Церкви)” Евсевия. 73 Они были в числе главных сенаторов, и в Галлии нельзя было найти никого более благородного и родовитого происхождения. И хотя отец его хотел приискать для него дочь какого-нибудь благородного сенатора, он уехал с молодым слугой и удалился в монастырь Крононес в десяти километрах от города Клермон, смиренно прося аббата, чтобы тот удостоил его пострига. Сей аббат, видя столь миловидного и благоразумного отрока, спросил его имя, из какой он семьи, из какой страны. Тот ответил, что зовут его Галл, он гражданин Клермона и сын сенатора Георгия. Когда аббат узнал, что юноша принадлежит к первой семье города, то сказал: “Желание твое похвально, сын мой, но сначала об этом должен узнать твой отец, и если он даст согласие, я выполню твое желание”. И аббат послал его к отцу его, дабы узнать распоряжения того относительно сына. Отец, несколько опечаленный, сказал: “Это мой первенец, и я хотел, чтобы он сочетался узами брака, но если Господь удостоил его принять Себе в служение, то да исполнится воля Его, а не моя”. И добавил: “Сделайте то, о чем по вдохновению Божию просит Вас сын мой”.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Указатель рисунков Рис.1 Икона Б. М. в ц. Св. Марии Новеллы во Флоренции, в капелле Ручеллаи, фот. Андерсона Рис.2 Чудотворная икона Б. М. в абб. Монте-Верджине бл. Авеллино в Ю. Италии      Рис.3 Мозаическое изображение «Рождества Х-ва» в ц. St. М. del Ammiraglio (Марторана), в Палермо             Рис.4 Мозаика, работы мастерской Каваллини, в ц. Св. Марии в Транстевере, в Риме, 1290 годов        Рис.5 Фреска нач. XIV в. в ц. Св. Франциска в Ассизи, фот. Андерсона 15340. Рис.6 «Рождество Х-во» на иконе Нац. Галл. (Корсиниевской) в Риме, XIV в., фот. Алинари 27442   Рис.7 Складень греко-итальянской иконы «Материалы Η. П. Лихачева», т. LXXX, 141.) Рис.8 «Рождество Христово» – фреска собора м. Ставроникитского на Афоне, 1789 г.                Рис. 9. Икона «Рождества Христова» греко-итальянской школы (« Материалы Η. П. Лихачева». LXIII, 103) Рис. 10 Икона «Рождества Христова» в приделе Московского Благовещенского собора Рис. 11. Явление Господа М. Магдалине – тябло иконы Б. Рис. 12. Икона «Явление Господа М. Магдалине» греко- итальянской школы («Материалы», LXVI, 106) М., письма Дуччио в Сиене. Рис. 13. Икона Б. М. в соборе Старой Руссы. Рис. 14. Статуэтка Мадонны с Младенцем, держащим птичку, в Муз. Лувра, Алинари 22240. Рис. 15. Икона Б. М. письма Спинелло Аретино 1391 г. в Акад. галл. Флоренции, фот. Алинари 1620. Рис. 16. Икона письма Таддео Бартоло в Пинакотеке Перуджии, 1403 г., фот. Андерсона 15728 Рис. 17 Снимок с оригинала Чуд. иконы «Коневской» Б.М. Рис. 18. Икона «Коневской» Б. М. в ризнице Тр.-Сергиевой Лавры, 3, по фот. Фишера. Рис. 19 Перевод иконы Коневской Б.М. из Филим. Собрания. Рис. 20 Прорись «Коневской иконы Б.М. (левая) в собр. бр. Чириковых Рис. 21. Мозаика на фасаде ц. St. Maria in Transtevere в Риме, 1145–1153 гг. Рис. 22. Стенное изображение Б. М. Млекопитательницы в кап. Скровеньи в ц. Мадонны делл’Арена в Падуе. Алинари 19439. Рис. 23. Икона Б. М. «Млекопитательницы», Джиоттовской школы конца XIV в. в Нац. Галл. Рима, фот. Алинари 27444. Рис. 24. Греко-итальянская икона «Млекопитательницы» в отд. Ват. Пинакотеки 280.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

На этом соборе 75 блаженные владыки признали, что все обвинения против Епископа были беспочвенны, и его восстановили в городе и епархии. Тогда в услужении у святителя Галла был один дьякон, Валентин, позже священник и певец. В то время, когда другой епископ совершал литургию, этот дьякон хотел запеть – не из богопочитания, а скорее из тщеславия, и святитель Галл запретил ему это, говоря: “Оставь, чадо. Когда, по воле Божией, мы будем совершать Божественную службу, тогда тебе и следует петь. А сейчас пусть поют клирики того, кто совершает литургию. Дьякон сказал, что он и сейчас тоже может петь, на что Епископ ответил: “Делай, что хочешь, но ты не сможешь выполнить желаемое”. Дьякон, не приняв во внимание слова Иерарха, выступил вперед, но спел так невпопад, что его осмеяли. Когда же пришло следующее воскресение и святитель Галл совершал литургию, он велел дьякону быть на месте, сказав ему: “Сейчас, во имя Господа, ты будешь петь так, как сам того желаешь”. И голос дьякона звучал на этот раз так красиво, что все наперебой хвалили его. О, Блаженный, наделенный такой благодатью, что не только души людей, но и их голоса были в его власти до такой степени, что он мог или воспрепятствовать им петь, или разрешить это! 6 . Через него Господь сотворял также другие чудеса. Когда некий Иулиан (сначала он был адвокатом, потом стал священником), человек с очень покладистым характером, подхватил жестокую малярийную лихорадку, ему помогло ложе Святителя: он лег на него, поспал немного, накрывшись его покрывалом, и так исцелился, что впоследствии ни разу эта болезнь у него не возникала. Однажды, когда Клермон был охвачен большим пожаром и Святитель узнал об этом, пошел он в церковь и долго со слезами молился Господу пред святым алтарем, потом поднялся, взял евангелие, вышел из церкви и поднял раскрытое Евангелие вверх пред огнем. Пламя тут же угасло, не оставив ни единой искры. Когда в разных местностях бушевала эпидемия бубонной чумы и хуже всего было положение в провинции Арля, святитель Галл боялся не столько за себя, сколько за паству свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Рис. 78. Снимок иконы Б. М. «Смоленской» в Мироварной Палате в Москве. Рис. 79. Образ Б. М. Греко-итальянского письма в Гротта- Феррата, близ Рима. Рис. 80. «Мадонна» в Пинакотеке Туринской, работы Варнавы из Модены 1370 г. Рис. 81. Образ В. М. в музее Пизы, фот. Гарджиоли. Рис. 82. Образ Б. М. в ц. del Carmine в Сиене. Рис. 83. Деталь образа Б. М. в Музее Пизы. Рис. 84. Икона греко-итальянского письма XV века, Уффици 1. Рис. 85. Чудотворный образ Б. М., наз. «Письма Б. М.», в Мессине, в ц. Кафолической. Рис. 86. Средняя часть иконы Амбр. Лоренцетти в Академии Сиены, фот.Алинари 9636. Рис. 87. Икона Б. М. Греко-итальянской школы, в Ватик. Хр. Музее 230. Рис. 88. Икона Б. М. в м. Ксенофе на Афоне. Рис. 89. Изображение чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы Абалацкия явися 7144 лета 1 июля Рис. 90. Образ Чудотворный Б. М. «Шуйской Смоленской» в Шуе, прорись Филимон, собр. Рис. 91. Икона Б. М., чеканная на серебре, в соборе Гелатского м-ря, моление родственников Баграта III († 1548). Рис. 92. «Материалы» Η. П. Лихачева, т. XMII, 33. Рис. 93. Параклис Георгия в мон. Павла на Афоне, 1423 г. Воскрешение Лазаря. Рис. 94 Икона «Страстной» Б. М., письма Андреа Рико с о. Кандии по  надписи (?), в галл. Уффиицй, Алинари 925. Рис. 95. Икона «Страстной» Б. М. конца XVII века. Рис. 96. Фреска Пьетро Лоренцетти в нижней ц. Св. Франциска в Ассизи. Рис. 97. Образ Б. М. с Младенцем из фрески Пьетро Лоренцетти в нижней ц. Св. Франциска в Ассизи, Алинари 5337а. Рис. 98. «Мадонна» в галл. Корсини во Флоренции 13, мастерской Боттичелли, фот. Андерсона 7635. Рис. 99. «Мадонна» Боттичели в Нац. галл, в Лондоне, Андерсон 1S027. Рис. 100. Мадонна, письма Амбр. Лоренцетти в абб. Евгения, близ Сиены, Фот. Ломбарди. Рис. 101. Икона Б. М. «Умиление», или «Ярославской», по преданию, князей Вас. и Константина, в Ярослав. каф. соборе (по списку С. Тр. Лавры). Рис. 102. Икона В. М. «Умиление» в Третьяковском собрании в Москве. Рис. 103. Икона В. М. «Умиления» греко-итальянского письма («Материалы» XLVII, 80).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Однажды он не дал милостыни при чадах своих, но дал ее тайно. О отче изрядный, премудрый, как пчела, собирающая цветы, и как трудолюбивый, собиравший от ветхого и нового, авва Яфкерана-Эгзиэ победоносный подвижник, которого семя в Сионе и дома в Иерусалиме! И пришли из далеких стран, из Тигрэ, из Амхары, Агау, Годжама и Шоа, из всех стран. Многие монахи приходили ради душевного утешения. Они издавали звук, подойдя к монастырю, и он выходил к ним с азбукой, а неграмотным отвечал знаками, не вступая в разговор. Отягченных грехом мазал елеем евангельским – покаянием. Тому, кто говорил: «тягостно для меня плотское», он давал желаемое, а говорившего: «оскорблен я людьми», спасал он попечением своим. И чтили его цари, макванены, сеюмы за нищету его и отшельничество. Он был страшен для них, как страшный лев. Всех приходивших к нему он утешал ко благу. Всем был открыт дом его. Паки послушайте нечто из величия сего изрядного, звезды пречестной, аввы Яфкерана-Эгзиэ. Был в те дни один монах святой Божий, по имени Захария. Он жил на острове Галл, где некогда обитал сей святой авва Яфкерана-Эгзиэ. Они созерцали друг друга духовными очами и любили друг друга весьма. Однажды сговорились они: «встретимся там-то на озере Азаф – я из Гуэгуэбена, ты – из Галл, чтобы утешить друг друга, ради величия Божия». И они назначили день. И вот встал изрядный авва Яфкерана-Эгзиэ в Дабра-Гуэгуэбене, обулся. Встал и святой Божий авва Захария на острове Галл и обулся. И пошли оба, как по суху, по озеру силою Господа Бога своего, и встретились среди озера и облобызались духовно. Снял авва Захария свои сандалии и отряс прах с них, снял и авва Яфкерана-Эгзиэ и нашел немного влаги на сандалиях своих. И сказал авва Яфкерана-Эгзиэ авве Захарии: «брат мой возлюбленный, почему мокры мои сандалии, а что касается твоих, то я вижу, что ты отрясаешь прах с них? Скажи мне, прошу тебя, ο возлюбленный мой». Отвечал авва Захария и сказал ему: «отче, встань, помолимся Господу Богу нашему, да откроет нам, почему нашлась влага на сандалиях твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Книга 3 Глава 1 О Юлиане, его происхождении и воспитании, и о том, как он, достигнув царской власти, уклонился к язычеству Царь Констанций окончил жизнь в пределах Киликии третьего числа ноября, в консульство Тавра и Флоренция. При тех же консулах, в одиннадцатый день следующего месяца декабря, прибыл из западных областей в Константинополь и здесь провозглашен самодержцем Юлиан 184 . Намереваясь несколько поговорить о царе Юлиане, муже красноречивом, просим всех близких к нему не требовать от нас нарядных выражений, как будто рассказ непременно должен равняться с достоинствами того, о ком идет речь. История наша – христианская, посему речь в ней, для ясности, идет смиренно и просто, что обещали мы и в начале. Скажем же о Юлиане, его происхождении, образовании и о том, как достиг он царской власти. Но для этого надобно начать несколько выше. Константин, назвавший Византий своим именем, имел двух братьев, происходивших от одного отца, но не от одной матери: имя одному было Далмаций, другому Констанций. У Далмация был сын, называвшийся тем же именем, а у Констанция – два сына, Галл и Юлиан 185 . Когда создатель Константинополя умер, и воины лишили жизни юного Далмация, тогда участи его едва не подверглись осиротевшие также, по смерти своего отца, Галл и Юлиан. Первого спасла только болезнь, казавшаяся смертельной, а последнего – детский возраст, так как ему было в то время восемь лет от роду 186 . Впоследствии царский гнев против них миновал, Галл начал посещать школы учителей в Ефесе 187 юнийском, где у них находились доставшиеся в наследство от предков богатые поместья, а Юлиан, подросши, слушал науки в Константинополе, в базилике, где тогда были училища и ходил в простой одежде, руководимый евнухом Мардонием. Учителем грамматики был у него лакемедонянин Никоклес, а риторике учился он у софиста Экиволия, который считался в то время христианином, ибо царь Констанций опасался, как бы, слушая учителя-язычника, не уклонился он к (языческому) суеверию. Юлиан вначале был действительно христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010