Бейлис 1989 – Бейлис В. М. К вопросу о конъектурах и о попытках отождествления этнонимов и топонимов в текстах арабских авторов IX–XIII вв. о Восточной Европе//Восточное историческое источниковедение и специальные исторические дисциплины. М., 1989. Вып. 1. Бенешевич 1–2 – Бенешевич В. Н. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. СПб., 1906. Т. 1; София, 1987. Т. 2/Ю. К. Бегунов, И. С. Чичуров, Я. Н. Щапов; под общей ред. Я. Н. Щапова. Бережков 1963 – Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. Бибиков 1997 – Бибиков М. В. Византийские исторические сочинения: Византийский историк Иоанн Киннам о Руси и народах Восточной Европы. Тексты, перевод, комментарий. М., 1997 (ДИ). Бибиков 2004 – Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. М, 2004. [Т.] I. БЛДР 1 – Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997. Т. 1: XI–XII века. Богданова 1991 – Богданова Н. М. Церковь Херсонеса в X–XV вв.//Византия, Средиземноморье, славянский мир. М., 1991. Браун 1910 – Браун Ф. А. Кто был Ингвар-путешественник? СПб., 1910. Быт. – Книга Бытия. Васильевский 1 – Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1908. Т. 1. Васильевский 1888 – Васильевский В. Г. Древняя торговля Киева с Регенсбургом//ЖМНП. 1888. Июль. ВВ – Византийский временник – BYZANTINA XPONIKA. М. Вел. хрон. – «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI–XIII вв./Перев. Л. Н. Поповой , вступ. статья и коммент. Н. И. Щавелевой. М., 1987. Вест. МГУ – Вестник Московского университета. М. ВИ – Вопросы истории. М. Влодарский 1961 – Влодарский Б. Ятвяжская проблема в польско-русских связях X–XIII вв.//МС. ГаллГалл Аноним. Хроника и деяния князей или правителей польских/Предисл., перев. и примеч. Л. М. Поповой. М., 1961 (ПСИНЦВЕ). ГВНП – Грамоты Великого Новгорода и Пскова/В. Г. Гейман, Н. А. Казакова, А. И. Копанев, Г. Е. Кочин, Р. Б. Мюллер и Е. А. Рыдзевская; под ред. С. Н. Валка. М.; Л., 1949. Гельм. – Гельмольд. Славянская хроника/Предисл., перев. и примеч. Л. В. Разумовской. М., 1963 (ПСИНЦВЕ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4207 г. Галл вместе с сыном Волузианом, 2 года и 4 месяца. О его правлении Дионисий, епископ Александрии, упоминает следующим образом: «Галл не смог ни осознать злых дел Деция, ни уберечься от них, но наступил на те же грабли. И вот, хотя начало его правления было удачным и всё происходило по его воле, после того как он стал преследовать святых мужей, вместе с последними исчезли и его успехи, и мир». Ориген умер в возрасте неполных 70 лет и был погребён в Тире. Корнелий, епископ Рима, следуя просьбе некоей женщины Луцины, поднял ночью из катакомб тела апостолов: Павла из некоего места на Остийской дороге, где его обезглавили, а Петра – оттуда, где он был распят, и похоронил тела святых епископов в храме Аполлона, на золотой горе, в Ватиканском дворце Нерона июня. 4222 г. Валериан вместе с сыном Галлиеном, 15 лет. Как только он начал гонение на христиан, то сразу же был взят в плен Сапором, царём Персии, и, лишённый зрения, состарился в постыдном рабстве. Поэтому Галлиен, устрашённый столь очевидным судом Божьим, вернул нашим мир, но в наказание то ли за его собственную похоть, то ли за отцовское богоборчество Римское государство всё равно понесло неисчислимый урон от поднявшихся варваров. В ходе этого гонения мученичеством был увенчан Киприан, епископ Карфагенский, автор учёнейших сочинений. Выдающуюся книгу о его жизни и страдании оставил его дьякон Понтий, который разделял с ним изгнание до самого дня его мученичества. Феодор по прозвищу Григорий, о котором мы упоминали выше, епископ Неокесарии Понтийской, славился как великий чудотворец. Одним из его чудес было то, что он своими молитвами сдвинул гору, чтобы хватило места для постройки церкви. Стефан и Сикст, епископы Рима, приняли мученичество. 4224 г. Клавдий, 1 год и 9 месяцев. Он победил готов, вот уже 15 лет опустошавших Иллирик и Македонию; за это ему поставили в курии золотой щит, а на Капитолии – золотую статую. Маркион, учёнейший пресвитер Антиохийской церкви, преподававший в этой церкви риторику, пригласив писцов, провёл диспут против Павла Самосатского, епископа Антиохии, который утверждал, будто Христос был всего лишь человеком одной со всеми природы; этот диалог существует по сей день.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Церковь св. Иулиана в Бриуде. IX–XII вв., сер. XIX в. Церковь св. Иулиана в Бриуде. IX–XII вв., сер. XIX в. По мнению Р. Ван Дама, Арвернские епископы не оказывали должного внимания почитанию И., первоначально оно развивалось в среде сельского населения, а впосл. среди местной знати ( Van Dam. 1993. P. 43-45). Особым усердием в почитании И. отличались члены аристократического рода, из к-рого происходил Григорий Турский. Его отец с родственниками и домочадцами ежегодно совершал паломничество в Бриват ко дню памяти И., старший брат Петр получил там исцеление от лихорадки, сам Григорий - от головной боли ( Greg. Turon. Virt. Iul. 24-25). Во время моровой язвы (571) Григорий Турский искал в Бривате убежища. Вскоре после рукоположения во епископа он совершил паломничество ко гробнице И. (Ibid. 34). Указывая на особую привязанность Григория к памяти мученика, Венанций Фортунат называл его воспитанником (alumnus) И. ( Venant. Fort. Carm. V 3). Так именовал себя и сам Григорий Турский ( Greg. Turon. Virt. Iul. 2), к-рый прилагал усилия для распространения почитания И. по всей Галлии. Вероятно, в нач. 80-х гг. VI в. он завершил «Страдания и чудеса святого мученика Юлиана», сведения для этого сочинения он собирал уже давно. Родственники епископа также способствовали распространению почитания мученика. Его дядя, Галл (впосл. епископ Арвернский; 525-551), во время нападения франков совершил паломничество к гробнице И. ( Greg. Turon. Virt. Iul. 23). Для избавления города от моровой язвы (543) еп. Галл учредил пешее паломничество жителей города в Бриват во время Великого поста ( Idem. Hist. Franc. IV 5; Idem. Vit. Patr. VI 6). Преемник Галла еп. Каутин (551-571) посещал Бриват 2 раза в год - в дни Великого поста и в день памяти И. ( Idem. Hist. Franc. IV 13; X 8). В сочинениях Григория Турского приведены сведения о распространении почитания И. в VI в. Некий житель г. Ремы (ныне Реймс) построил церковь во имя И. и привез из Бривата реликвии мученика ( I dem. Virt. Iul. 32). Знатная дама Викторина основала на своей вилле близ г.

http://pravenc.ru/text/1237819.html

474 ...ему выбрили тонзуру... – Тонзура – выбритое место на макушке; была отличительным признаком католического духовенства. 477 И вот когда ушел из... мира... Квинциан, его кафедру...получил святой Галл. – О епископе Квинциане из Клермона Григорий говорит в kh.III (гл 2. 12); о его смерти он упоминает только в «Житии отцов» (IV. 5/MGH.SRM. Т. 1. Р. 67). Галл был дядей Григория Турского по отцу; в «Житии отцов» ему посвящена целая глава (VI; Р. 679 – 686). 478 ...свирепствовала... болезнь, которую называют паховой чумой... – В подлиннике: inguinarius morbus – «паховая (бубонная) чума», болезнь паховых желез. 480 Путь этот был длиной около 360 стадиев. – Расстояние, отделяющее Клермон-Ферран от местечка Бриуда, равное 66 км 600 м. Стадий – см. прим. 24 к кн. I. 482 Ведь король еще мал... – Имеется в виду король Теодобальд, сын короля Теодоберта; в его королевство входил и Клермон. 483 ...король созвал епископов в городе Меце, где они и рукоположили в епископы... Каутина. – Хотя в начале VI в. во Франкском государстве и сохранялось старое каноническое правило выбора епископа, однако прибавилось еще и новое правило, требовавшее согласия короля. В это время церковь соединилась с Франкским государством теснее, чем была соединена с империей, и королевская власть все более захватывала в свои руки выбор епископов. Как видно из этого рассказа, народ был за избрание Катона, но духовенство опасалось посвящать его в сан епископа без согласия короля, тем более что он был не из знатного рода. Катон это понял и стал ждать решения короля и его вельмож. Но Каутин опередил Катона. Король и его вельможи дали согласие на посвящение в епископы Каутина. Духовенство подчинилось воле короля, забыв о решении клира Клермона. О том, что при выборе епископа воля короля играла решающую роль, видно из многочисленных рассказов Григория (кн. III. гл. 2: кн. IV. гл. 5. 9. 18, 39; кн. VI. гл. 7, 15; и др.). 485 ...в Испанию вторглось войско императора... – Речь идет о войске Юстиниана. Юстиниан – византийский император (с 527 по 565 гг.), проводивший большие завоевания с целью восстановления Римской империи в ее прежних размерах. В 544 г. католическая часть населения Испании во главе с Атанагильдом подняла восстание против вестготов-ариан, представителем которых был король Агила (или Агил), не сумевший, по-видимому, оградить основное население Испании от произвола вестготов, недавних покорителей страны. Восставшие обратились к императору Юстиниану за помощью, и он направил в Испанию патриция Либерия. Либерий разбил войска Агила, захватил ряд городов по Средиземноморскому побережью и внутри страны и вернул южную Испанию (Бетику – Андалузию) под власть императора. Тогда же был убит король Агила, о чем и сообщает Григорий Турский в этой главе, и его место занял Атанагильд. (См.: Иордан. О происхождении и деяниях гетов. М, 1960. С. 357. Прим. 791).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

И тем не менее в какой-то момент он вынужден полностью отступить от своей позиции и приговорить Его к смерти. Очень важно понять, когда же наступает этот момент. Синоптики об этом почти ничего не знают, зато достаточно полная информация об этом находится в Евангелии от Иоанна. «…Пилат искал отпустить Его, иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царём, противник кесарю» (Ин 19:12). И дальше на вопрос Пилата, обращённый к ним: «Царя ли вашего распну?» — они кричат: «…нет у нас царя кроме кесаря» (Ин 19:15). Этим и только этим они ставят точку в процессе над Иисусом. Известно, что римские чиновники, в общем-то, ничего не боялись: ни того, что их уличат во взяткобрательстве, ни того, что их обвинят в нарушении закона. Они были достаточно хорошо профессионально подготовлены и поэтому, чиня беззакония, обычно не допускали промахов, на которых можно было попасться. Римский чиновник безумно боялся только одного: что его обвинят в каких-то личных претензиях к принцепсу, то есть к Цезарю. Все тоталитарные государства в этом очень похожи. Самое страшное здесь — задеть персону императора, персону «главного»; всё остальное сходит с рук. И именно в эту плоскость переводят дело Иисуса первосвященники. У Августа был друг Корнелий Галл, с которым они вместе учились в школе. Август стал императором, а Корнелий Галл — блестящим поэтом. Овидий считал его своим главным учителем и предшественником, ему подражал Проперций, знаменитый поэт, которым восхищался Гёте. Все необычайно ценили стихи Корнелия Галла — римские писатели, теоретики красноречия, например, Квинтилиан. При этом до нас его произведения не дошли. Чем это объяснить? Корнелий Галл, приближённый к Августу как его старый друг, во время войны с Марком Антонием выполнял очень ответственные задания: в частности, когда Клеопатра заперлась в мавзолее, он по лестнице поднялся к окошку и через это окошко вёл с ней переговоры. Для Августа очень важно было взять Клеопатру в плен живой, чтобы провезти её в золотых цепях по Риму.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Turon. Hist. Franc. III 12-13; Idem. Vit. Patr. 4. 2). Сенатор Гортензий, назначенный на должность комита г. Арверн, велел схватить родственника К. по имени Гонорат и отказал друзьям епископа, к-рые просили рассмотреть дело в законном порядке и отпустить задержанного (ut eum, data audientia, absolvi iuberet). Престарелого К., к-рый не мог передвигаться самостоятельно, принесли к тому месту, где содержался Гонорат, но стражники не впустили его. Тогда К. проклял дом Гортензия и всех его обитателей, отряхнув прах со своей обуви (ср.: Мф 10. 14) и помолившись, чтобы никто из потомков сенатора не стал епископом (ср.: Greg. Turon. Hist. Franc. IV 35). Как только К. унесли, слуги сенатора внезапно заболели лихорадкой и вскоре умерли. Через 3 дня объятый страхом Гортензий бросился к ногам епископа, умоляя о прощении. К. послал к нему клириков со св. водой, стены дома окропили, и проклятие было снято. Согласно Григорию Турскому, К. пользовался уважением за ученость и беспристрастность. Епископ был милостив к бедным, утверждали, что он обладал даром чудотворения. Посетив Камбидобрский мон-рь (monasterium Cambidobrense; местоположение неизв.), К. увидел человека, одержимого демонами и бившегося в конвульсиях. Он велел пресвитерам возложить на него руки, но это не подействовало. Тогда епископ вложил пальцы в рот одержимого, и тот освободился от демона. Однажды в Арвернском еп-стве случилась сильная засуха, совпавшая с рогациями (лат. rogationes; постные дни, когда совершались процессии и молитвы об урожае, установлены во 2-й пол. V в. Вьеннским еп. Мамертом; согласно постановлению Аврелианского Собора (511), устраивались перед праздником Вознесения). На 3-й день рогаций, во время процессии, жители попросили К. пропеть антифон «Когда затворится небо» (Si clauso caelo - 2 Пар 6. 26). Простершись на земле, епископ долго молился, после чего запел антифон вместе со всем народом. Небо покрылось тучами, а когда процессия подошла к городским воротам, начался дождь. Преемником К. на кафедре стал св. Галл (ок. 525-551), сын арвернского сенатора Георгия и дядя св. Григория Турского. К. забрал Галла, имевшего необычайно красивый голос, из Крононского мон-ря (ныне Курнон-д " Овернь, близ г. Клермон-Ферран) для воспитания и служения в храме. Впосл. кор. Теодорих I направил Галла вместе с др. клириками в Треверы (ныне Трир), где Галл стал диаконом. После смерти К. он вернулся в Арверн и стал свидетелем обсуждения кандидатов на епископскую кафедру в доме своего дяди пресв. Инпетрата ( Greg. Turon. Vit. Patr. 4. 2-3; ср.: Venant. Fort. Carm. IV 4). С назначением Галла еп-ство Арверн вновь перешло под контроль местной сенаторской аристократии.

http://pravenc.ru/text/1684067.html

Деций царствовал неполных два года. Сразу же, как только его вместе с сыновьями прирезали, ему наследовал Галл. Ориген скончался тогда же, не дожив до семидесяти лет одного года. Дионисий в своем письме к Ермаммону так говорит о Галле:   «Галл, не поняв Дециевой вины и заранее не подумав над тем, что его погубило, споткнулся о тот же самый камень, лежавший перед глазами. Царствование его было благополучно, все шло по его желанию, но он изгнал святых мужей, предстателей пред Богом о его мире и здравии. Вместе с ними изгнал он и молитвы о себе самом».   Вот что касается Галла. 2 В Риме преемником Корнилия, почти закончившего третий год своего епископства, стал Луций, несший свое служение неполных восемь месяцев; умирая, он передал его Стефану. Ему Дионисий написал свое первое письмо о крещении; в то время поднят был немаловажный вопрос: следует ли людей, возвращающихся из любой ереси в Церковь, очищать «банею водной»? По обычаю, издревле сильному, на таких людей только возлагали с молитвою руки. 3 Киприан, пастырь Карфагенской епархии, первый из людей того времени решил, что следует принимать не иначе, как очистив сначала от заблуждений «банею водной». Стефан же, считавший, что не следует вводить ничего нового, нарушающего обычаи, издревле укрепившийся, пришел в негодование. 4 Дионисий многократно писал ему по этому поводу и, наконец, сообщил, что гонение утихло и Церкви, повсюду отвратившиеся от Новатовых новшеств, обрели мир между собой. Пишет он так: 5 «Знай же теперь, 6рат, что все восточные и даже более дальние Церкви, раньше разделенные, теперь объединились; предстоятели их все и повсюду единодушно и несказанно радуются неожиданно наступившему миру: Димитриан — в Антиохии, Феоктист — в Кесарии, Мазабан — в Элии, Марин — в Тире (Александр скончался); Илиодор, ставший епископом в Лаодикии после кончины Филимидра. Елен — в Тарсе, все Церкви в Киликии, Фирмилиан и вся Каппадокия. Я назвал из списков только наиболее известных, чтобы письмо не вышло слишком длинным и скучным. (2) Обе Сирии целиком и Аравия, которым вы во всех случаях приходили на помощь, Месопотамия, Понт, Вифиния — одним словом, все и повсюду славят Бога, радуясь единодушию и братской любви».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

I, 22). Св. Корнелий, по свидетельству Liber Pontificalis, был римлянином, его характеристику дает св. Киприан Карфагенский : «...в возлюбленнейшем нашем Корнелии у Бога и Христа, у Церкви Его, и у всех сосвященников особенную похвалу заслуживает то, что не вдруг достиг он епископства; но, пройдя все ступени церковной иерархии и много послуживши Господу в делах управления Церковью, достиг высочайшего священнического сана. Притом, сам он не требовал, не желал епископства, не захватывал его, как другие, движимые собственным высокомерием и гордостью; иначе: тихий и скромный, таков, какими всегда бывают избираемые на это место свыше, он, по застенчивости девственного воздержания своего, по смирению врожденной и соблюденной скромности, не использовал, как некто, насилие для того, чтобы быть епископом, но сам претерпел насилие, будучи принужденным принять этот сан. И он поставлен во епископы многими нашими товарищами, которые были тогда в Риме и прислали нам письма о его поставлении с почтительными и похвальными о нем отзывами и с прославлением его " (Письмо к Антониану о Корнелии и Новациане). Осенью 251 г. св. Корнелий созвал в Риме собор, на котором присутствовало не менее шестидесяти епископов, отлучив Новациана и его приверженцев. Вскоре после этого император Галл начал гонение на христиан, но по совершенно иным причинам, чем его предшественник. Деций пытался уничтожить христианство во имя, как ему представлялось, интересов государства. Галл же пошел на поводу у черни, враждебной к христианам из-за ужасной чумы, которая начала косить население империи в конце 251 г. Но, когда Корнелий был арестован, большое число верующих пришло в трибунал и исповедало свою веру. Такая манифестация удивила власти, полагавшие, что гонение Деция уничтожило почти всех христиан, и Корнелий не был казнен, а лишь сослан в Цемтумцеллу (Чивитавеккия), где и скончался 62 . Св. Иероним в своей «Книге о деяниях знаменитых мужей» сообщает, что «...Корнелий написал послание к Фабию, епископу Антиохийской Церкви, о соборах Римском, Италийском и Африканском, другое послание о Новациане и о падших, третье послание о соборе (Римском в 251 г.), четвертое послание к тому же Фабию, весьма обширное и заключающее в себе опровержение и анафему новациановой ереси...» (De viris illustribus. LXVI).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[лат. Gallus Anonymus] (кон. XI - нач. XII в.), автор древнейшей польск. хроники (нач. XII в.), написанной на лат. языке «Хроника и деяния князей или правителей польских» (Chronica et gesta ducum sive principum polonorum). Наст. имя хрониста неизвестно, именование Галл появляется впервые у Мартина Кромера ( Кготег М. De origine et rebus gestis Polonorum. Basileae, 1555). По вопросу о происхождении Г. А. мнения исследователей расходятся. Одни (Кромер, С. Кентшиньский) считали его провансальцем, прибывшим в Польшу из мон-ря св. Эгидия; другие (М. Гумилович, К. Малечиньский) - французом родом из Фландрии; третьи (Г. Войцеховский, Ф. Погорецкий) - итальянцем. Существует также гипотеза о его венг. корнях, поскольку хронист был хорошо осведомлен в венг. истории. Полагают, что в Венгрии он мог пребывать в основанном в 1091 г. аббатстве Шомодьвар. Г. А. приписывают также авторство утраченной венг. хроники «Деяния венгров» (Gesta Ungarorum, кон. XI в.). Наиболее вероятной представляется провансальско-венг. гипотеза, представленная М. Плезей. Согласно этой гипотезе, Г. А. был бенедиктинцем из мон-ря св. Эгидия в Провансе, впосл. переселившимся в дочерний мон-рь, аббатство Шомодьвар, где он мог встретиться с польск. правителем Болеславом III Кривоустым (1102-1138) во время посещения тем Венгрии. Не удается установить и социальное положение автора хроники, хотя большинство историков придерживаются мнения о том, что до прибытия в Польшу Г. А. был монахом-бенедиктинцем. Вопрос о времени прибытия Г. А. в Польшу также остается открытым из-за отсутствия достоверных сведений: более правдоподобной считается дата после 1110 г. Хроника, над к-рой Г. А. в основном работал в 1112-1116 гг. (1-я книга была написана, видимо, до 1109), скорее всего была составлена по заказу княжеского двора (вероятно, канцлера Михаила Авданьца, к-рого Г. А. называет «покровителем» (opifex) и «сотоварищем» по работе (cooperator)). Главной целью хроники было прославление и оправдание действий польск. кн. Болеслава III. Работа над хроникой была прекращена, вероятно, по причине перемен в политике князя. Дальнейшая судьба Г. А. неизвестна.

http://pravenc.ru/text/161561.html

Целый год прошел в этих тревогах. Исповедники, переполнявшие тюрьмы, умирали медленной смертью. По временам некоторых из них сжигали на кострах, бросали на съедение зверям или отрубали им головы. Церковь радостно отмечала эти примеры доблести. Христиане погребали своих мучеников, посещали заключенных, помогали беглецам, поддерживали мужество в людях, подвергавшихся опасностям, и уже старались утешить и примирить с церковью раскаявшихся вероотступников. К концу 250 г. гонение стихло. Следующей весной вернулось спокойствие. Вновь появились епископы, возобновились собрания. В ноябре 251 г. Деций погиб во время борьбы с неприятелем на берегах Дуная. Казалось, опасность миновала; св. Киприан мог собрать собор в Карфагене, а римская церковь избрала себе нового епископа. Однако спокойствие продолжалось недолго. Преемник Деция, Требониан Галл, издал новый указ, по которому от христиан требовалось еще раз совершить жертвоприношение. Страшная чума опустошала в это время империю. По-видимому, она и была причиной этого второго гонения, относительно которого до нас дошло лишь несколько намеков в посланиях св. Киприана и св. Дионисия Александрийского 465 . Новый папа Корнилий был арестован, но верующие толпой явились в суд, исповедуя свою веру и объявляя, что они готовы умереть за нее 466 . Корнилий был только заключен в Centumcellae (ныне Чивиттавеккие), где и умер несколько месяцев спустя (в июне 253). Луций, избранный на его место, был сослан в свою очередь немедленно после своего посвящения; но его ссылка длилась недолго. Возвращенный либо самим Галлом, либо Емилианом, его недолговечным преемником, он вновь встал во главе церкви в начале 254 г., но всего лишь на несколько недель, ибо он скончался 4 марта. К этому времени Емилиан был уже свергнут Валерианом, который возвратил церкви мир и сперва выказывал большое благоволение к христианам. Теперь можно было сделать оценку результатов гонения. Галл возобновил его, чтобы угодить народным страстям, возбужденным бедствиями всякого рода, – чумой, голодом, нашествием варваров.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010