Автор писал под впечатлением вкравшегося в протестантскую науку и проникнутого «католизирующим» направлением «бездушного позитивизма», привнесшего довольно неясностей в вопросы о Церкви и о церковной должности. Отсюда и цель трактата – «осветить указанные неясности» Vorr. I. Освещение происходит под строго протестантским углом зрения, причем автор дает полную волю своему крайнему субъективизму . Так, напр., с целью ослабить свидетельство из Галл. 3, 27 против учения о невидимой Церкви, автор уверяет, что «галатийские общины без сомнения (?) состояли исключительно из таких верующих, которые крестились будучи взрослыми (?!), следовательно, ещё до принятия таинства уже были возрождены верою в Слово. Они облеклись во Христа. Но что это произошло чрез принятие крещения – экзегически, как апостольское мнение, этого, говорит автор, доказать невозможно» 45. В конце концов « νδεσθαι Χριστν, по автору, обозначает личное и только посредством самосознательной веры возможное » облечение во Христа 46. – Из того положения, что нечестивые члены Церкви осудятся на мучения, автор заключает о противоречии в учении о принадлежности грешников к истинной Церкви 32. Для праведников должна быть особая « Церковь в Церкви» 16 и т.д. – Kliefoth, Münchmeyer и др. «католизирующие» богословы ни Reumer’oм , ни Kösmlin’oм или совсем не поняты, или значительно извращены в понимании 58 . Iul. Müller’ä Die unsichtbare Kirche 59 . Названный трактат заслуживает внимания экклезиологов по следующим основаниям. В трактате, с одной стороны, достаточно полно и точно раскрыто протестантское учение о невидимой Церкви , причем в пользу его приведены наиболее полные научные доказательства, а, с другой, последовательно сделаны и те крайние выводы, к которым неизбежно должно повести это учение 60 . – Д-р Müller производит учение о невидимой Церкви из противоречия между идеею христианской Церкви и опытным ее осуществлением 344; и так как, за исключением апостольского периода, эта идея, с протестантской точки зрения, никогда еще не воплощалась в видимой Церкви, то, следовательно, протестантская догма о невидимой Церкви имеет, по мнению автора, не случайное, а необходимое значение 298 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Заметьте особенно следующие пункты. Первое. Иисус Христос есть Истинный Бог и истинный человек в Едином Лице. Следовательно, дух, не исповедующий Иисуса Христа Истинным Богом, отвергающий Божество Его, есть антихристов. Второе. Спасение наше состоит в освящении. Освящение получается благодатию Святаго Духа, приемлемою верующими в Таинствах и возводящею нас к святости. Кто предлагает иной способ очищения, освящения и усовершенствования, тот антихристов. Третье. Чаем воскресения мертвых и жизни Будущего Века после того, как Господь придет во Второй раз и рассудит живых и мертвых. Чтоб кто самочинно не чаял в этот, может быть, долгий промежуток времени каких-либо дивных приключений с собою, повторения, например, явления своего в числе живущих на земле, Апостол резко определяет: «лежит человеком единою умрети, потом же суд» (Евр.9,27). Одна каждому смерть, стало быть, одно и рождение. Мысль Апостола такова: «Дан тебе срок жизни сей, спеши им пользоваться во спасение свое, не чай другой подобной жизни». Умрешь ты однажды; по смерти твоей произнесен будет суд над тобою, и участь твоя решена навсегда. Какой дух иначе будет проповедовать и обещать другое рождение и другую смерть, тот антихристов. Всех таковых духов не слушайте, и, если дойдет до вас слово кого-либо из таковых, смело можете произносить о нем суд словом Апостола, что это дух антихристов, и прибавлять к сему суду и апостольское решение: «анафема да будет» (Галл.1,8). Долгом я счел сказать вам сие, братие и отцы, в предостережение против подходящих к нам учений, «да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако истлеют разумы ваши от простоты» (2Кор.11,3). Не бывайте же «младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения» (Еф.4,14). Но «тверди бывайте, непоступни. Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся» (1Кор.15,58;16,13). И Бог истины, мира и любви будет с вами. Аминь. 11 августа 1863 года     11. На прощание с Тамбовской паствою (Увещание стоять в Православной истине, несмотря на наплыв ложных воззрений)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

Сл. 4, 79, 5–13; 202=1.95. Под " " чрезмерно восхищающимися " " Григорий имеет ввиду тех своих современников–язычников, которые, подобно знаменитому ритору Ливанию, писали Похвальные Слова Юлиану. 1545 По свидетельству Созомена (Церк. ист. 5,2), Юлиан и Галл предприняли строительство храма в честь св. мученика Маманта. 1546 Сл. 4, 25, 1–27, 7; 118–122=1.74. 1547 Подробнее об этом см. в разделе " " Социальные темы " " главы II нашей работы. 1548 Т. е. чтобы Юлиан стал императором. 1549 Притч. 16:18; 15:33. 1550 Иак. 4:6. Ср. Притч. 3:34. 1551 Ср. Втор. 32:15. 1552 Сл. 4, 31, 8–32, 23; 128–130=1.76–77. 1553 Книга о падших. 1554 Там же. 1555 Сл. 4, 34, 1–35, 8; 132–134=1.77–78. 1556 Констанций, как известно, покровительствовал арианству, однако Григорий склонен считать виновным в этом царских вельмож, которые, " уловив душу простую и нетвердую в благочестии.., влекли ее, куда хотели " " : Сл. 5, 16, 16–20; SC 309, 324=1.131. 1557 Сл. 4, 37, 1–15; 136=1.78–79. 1558 См. Евсевий. Похвала Константину 16. 1559 Сл. 4, 61, 11–12; 168=1.87. 1560 Сл. 4, 61, 1–66, 12; 168–174=1.87–89. Созомен (Церк. ист. 5, 17) уточняет, что Юлиан поместил на армейском штандарте изображения Зевса, Арея и Гермеса. 1561 Сл. 4, 74, 4–6; 190=1.93. 1562 Сл. 4, 74, 16–20; 192=1.93. 1563 Сл. 4, 76, 1–2; 194=1.94. 1564 Сл. 4, 81, 1–11; 204–206=1.96. 1565 Сл. 4, 82, 1–84, 36; 206–214=1.96–98. 1566 См. Сл. 4, 99, 1–110, 22; 246–266=1.108–114. Мы уже разбирали эти тексты в разделе " " Ученость и философия " " главы II нашей книги. Об Эдикте Юлиана против учителей см. главу I. 1567 Сл. 4, 97, 12–15; 242–244=1.107. 1568 Сл. 4, 96, 1–13; 240=1.106. 1569 См. Сл. 4, 115, 1–120, 4; 272–284=1.116–120. 1570 Сл. 4, 120, 5–25; 286=1.120. 1571 Цит. по: Лосев. История античной эстетики, последние века I, 404–405. 1572 Сл. 5, 1, 2–12; SC 309, 294=1.122–123. 1573 Сл. 5, 3, 10–7, 16; 298–306=1.123–126. Сведения, приводимые Григорием, подтверждаются другими писателями и историками. Ср. Сократ. Церк. ист. 3,20; Созомен. Церк. ист. 5,22; Феодорит. Церк. ист. 3,20. О явлении Креста на небе 7 мая 351 г. говорит св. Кирилл Иерусалимский в Письме императору Констанцию (PG 33, 1165–1176). 1574

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Поэтому (Господь) говорил: «прощаются тебе грехи твои». Также: «но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2:10, 11). Видишь ли, как благодать через Него происходила? Заметь тоже и касательно истины. Но благодать указывает и то обстоятельство, и события с разбойником, и дар крещения, и благодать Духа, через Него подаваемая, и многое другое. А истину мы уразумеем яснее, если изучим образы. Домостроительство, имевшее совершиться в новом завете, предварительно предначертали образы, как прообразования; а Христос, с пришествием Своим, совершил его. Итак, рассмотрим вкратце некоторые образы, — проследить все образы в настоящее время и не возможно. Вы же, изучив некоторые, которые я представлю, по ним уразумеете и прочие. Итак, хотите ли начнем с самих страданий? Что говорит прообразование? «Возьмите себе агнцев по семействам вашим и принесите в жертву, как повелел и законоположил Господь» (Исх. 12). Но Христос не так сделал; Он не повелевает этого, а сам становится как овча, принося Отцу Себя самого в жертву и приношение. 4. Посмотри еще, как образ дан был через Моисея, а истина совершилась через Иисуса Христа. Во время нападения амаликитян на евреев на горе Синайской были распростерты руки Моисея, и поддерживаемы Аароном и Ором, которые стояли по ту и по другую сторону; а Христос сам собою держал свои руки распростертые на кресте. Видишь ли, как дан был образ и как совершилась истина? Также закон говорил: «проклят, кто не исполнит слов закона сего» (Втор. 27:26). А что говорит благодать? «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). И Павел: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Галл. 3:13). Итак, получив столь великую благодать и истину, не сделаемся, вследствие самой великости дара, беспечны. Чем большей мы удостоены почести, тем более должны быть и добродетельны. Кто, будучи немного облагодетельствован, немного оказывает и ревности в себе, тот не столь великого заслуживает и осуждения; но кто, будучи возведен на самую высшую степень почести, обнаруживает в себе свойства низкие и дела унизительные, тот заслужит гораздо большее наказание.

http://bible.predanie.ru/pasha-svetloe-h...

Стало, право действовать не можем. — Чтоб начать нам право действовать, надо войти в правое состояние. —Сами собою сделать этого не можем. Господь, пришедши на землю, возвел в Себе человечество в правое состояние; но возвед его не для Себя, а для того, чтобы люди приняли от Него сие восстановленное человечество и чрез то получали возможность действовать право. Принимают же его чрез святое крещение. Ибо «елицы во Христа крестятся, во Христа облекаются2 (Галл.3,27). С сего времени они становятся едино с Господом и начинают жить Его жизнию и действовать Его силою. Стало, опирающиеся на любви, или на правой деятельности (ибо любовь есть исполнение закона) должны наперед принять всеучреждение Христианства, чтобы чрез то взойти к возможности действовать право и, следовательно, отказаться от своей лжи. Ибо сего нельзя достигнуть без веры, которая в Христианстве есть корень и начало всего. —О сем так говорит Сам Господь: «Будите во Мне, и Аз в вас. Якоже розга не может плода творити о себе, аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы же рождие. Иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет, и собирают ю, и во огнь влагают, и сгарает» (Иоан.15, 4—6). Так, когда начнет кто толковать вам о любви, или плодотворной деятельности, помимо истинной веры, скажите ему; подожди; прежде уверуй истинно, по вере приобщись всем спасительным учреждениям Христианства;—чрез них соединись с Господом, жизнь и силу от Него позаимствуй, как прививок, —и тогда начнешь действовать благотворно. —То правда, что свидетельство истинной жизни есть плодотворная деятельность в любви; но чтобы до ней дойти и в ней пребывать, надо всю истину Божию воспринять верою и все освятительные действия Божии пройти. —Только при этом условии, — т. е., только «истинствующе в любви», можем мы «возращать всяческое в Того, Иже есть глава, Христос» (Еф.4,15). Заключим так: кто не содержит правой веры, тот не может взойти в правое состояние, а кто не взойдет в правое состояние, тот не может право действовать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=869...

Святитель Галл Клермонский В «Житиях отцов» и в «Истории франков» святой Григорий начертал образы своих собратьев по епископскому служению; особенно интересны жизнеописания тех, кого он знал лично, в том числе его родственников. Одним из них был его родной дядя по отцу Галл, «житель города Клермона, которого нельзя было отвратить от любви ко Господу ни богатством его рождения, ни высоким саном сенатора» , который принадлежал ему по наследству. По словам Григория Турского, «в Галлии нельзя было найти более благородного и родовитого происхождения» . С детства Галл полюбил молитву и воздержание, с ранней юности он хранил целомудрие. Отец хотел найти для него невесту из сенаторского рода, но юноша предпочел браку монашество. Взяв с собой из дома слугу, Галл удалился в монастырь Крононес, расположенный в 10 километрах от Клермона, и попросил аббата обители постричь его. Тот одобрил благое намерение юноши, но готов был исполнить его просьбу лишь при согласии на то его отца сенатора Георгия. Отец же, «несколько опечаленный, сказал: “Это мой первенец, и я хотел, чтобы он сочетался узами брака, но если Господь удостоил его принять Себе в служение, то да исполнится воля Его, а не моя”» . В порыве ревности Галл пришел в капище и сжег его вместе со всеми идолами Аббат совершил над ним постриг, поставив его клириком. Галл строго постился, предавался молитве и подолгу сидел за церковными книгами. В обители у него обнаружился особый талант – прекрасный голос. Однажды монастырь посетил епископ Клермона святой Квинтиан. Он был поражен певческим даром Галла и взял его к себе, чтобы он пел в соборном храме, пожелав стать его духовным отцом и наставником. После смерти отца Галла, сенатора Георгия, с Галлом захотел побеседовать король Теодорих. Он перевел его в кафедральный храм своей столицы Трира и держал около себя. Однажды король взял с собой Галла, в ту пору имевшего сан диакона, в Кельн, а там сохранилось языческое капище, «куда варвары тех мест обычно приносили приношения и где они объедались и опивались вином до блевотины. Там они также… поклонялись своим идолам и ставили сделанные из дерева изображения разных частей человеческого тела, когда это место начинало у них болеть» . В порыве ревности Галл вместе с еще одним клириком пришли в капище и, воспользовавшись отсутствием там язычников, сожгли его вместе со всеми его идолами. Увидев дым, язычники сбежались на пепелище и в ярости, с обнаженными мечами, преследовали поджигателей, которые едва успели укрыться от них в королевском дворце. Король сумел успокоить разгневанных преследователей. Впоследствии святитель вспоминал о происшедшем «со слезами… и говорил: “Горе мне, что я не остался там, чтобы в том закончить жизнь свою”» .

http://pravoslavie.ru/91718.html

Согласно Просперу, для тех, кто получил Божественную благодать, даром Божиим является также и их дальнейшее пребывание в добре до конца жизни (Отв. Галл., I.7). В ответ на возражения критиков Августина, утверждавших, что даже те, кто поверил во Христа, после этого все равно могут погибнуть для вечности, если только Бог не дарует им стойкость в вере, Проспер говорит, что хотя всемогущество Божие может предоставить падшим христианам силы к восстанию, но Его благодать оставляет их не ранее, чем оставляется ими. Поскольку Бог предвидел, что они сделают это добровольным уклонением, Он не дал им дара стойкости (Отв. Галл., II.7). Если какие-нибудь люди будут столь нечестивы, что окажутся вне средств исправления, то они возрастают в беззаконии не из-за Бога, а становятся хуже сами собой, ибо они заслужили быть оставленными Богом и преданными самим себе и своим обольстителям из-за предшествующих грехов, чтобы грех для них был самим наказанием за грех (Отв. Галл., II.11). Тот, кто “прилепляется” к Богу, движется Духом Божиим, а тот, кто отступает от Бога, по своей воле отказывается от послушания (Отв. Галл., II.12). За что же дается людям благодать Божия? Так же как и Августин, Проспер настаивает на том, что благодать дается даром (gratis), без каких-либо предшествовавших добрых заслуг со стороны людей (O безблагодатных, II.410; Отв. Ген., 3; Отв. Галл., II.9). “Бесплатная благодать” Христова (gratuitagratia) не дается за множество худых заслуг, и не предваряется ничьими добрыми заслугами (Отв. Викент., IV). Заслуги людей происходят оттуда, откуда и праведность, то есть от Бога (Пр. Собес., XIX.8). Всякая добродетель есть дар Божий, и человек, ею обладающий, достоин похвалы не за то, что заслужил этот дар, но лишь за то, что его воспринял (Пр. Собес., XVI.1). Оправданный человек, то есть ставший из нечестивого благочестивым, без всяких предшествующих добрых заслуг получает от Бога дар, благодаря которому приобретает и сами заслуги, чтобы то, что в нем началось благодатью Христовой, возросло бы и действием свободного произволения при постоянном присутствии Божественной помощи, без которой невозможно ни преуспевать, ни оставаться в добре (Отв. Галл., I.6).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Преподобный Колумбан Люксейский ЖМП 7 июль 2018 /  14 января 2019 г. 14:58 Жития святых, включенных в месяцеслов Священный Синод Русской Православной Церкви (журнал от 14 мая 2018 года) включил в месяцеслов имена древних святых, подвизавшихся в западных странах, а также святых, издревле почитаемых в Грузинской Православной Церкви.  PDF-bepcuя. Преподобный Галл († 16 октября ок. 650 года)  Святой Галл родился в 541 году в Ирландии (по другим данным — в Галлии). Он происходил ­из ­семьи богатых набожных людей. Роди­тели отправили сына учиться в прославленный Бангорский монастырь, основанный игуменом Комгаллом. Будущий инок ревностно предался подвижнической жизни, ведущей к истинному познанию Бога. В числе 12-ти монахов преподобный Галл отправился вместе с преподобным Колумбаном в Галлию. Он следовал за духовным отцом в миссионерских поездках, помогал свергать идолов и проповедовать. Когда святого Колумбана приговорили к ссылке из-за интриг королевы Брунгильды, святой Галл, святой Евстафий и прочие иноки монастыря Люксей нашли пристанище у короля Австразии. К ним присоединился Колумбан, и вместе они поднялись по течению Рейна и вошли в земли нынешней Швейцарии. На берегу Цюрихского озера у них возникло противостояние с местными жителями — варварами и идолопоклонниками, которые попытались убить монахов. Выбрав затем новое место недалеко от Брегенца, на берегу Боденского озера, монахи расположились вокруг часовни святой Аврелии, занятой до этого язычниками, водворившими в ней идолов. Преподобный Галл, знавший язык местных жителей, приложил все усилия к обращению варваров в истинную веру. Разрушив перед язычниками статуи богов, он бросил обломки в озеро. Жители уничтожили остатки языческого культа, и монашеской жизни более ничто не препятствовало. Чтобы накормить членов общины, преподобный Галл делал сети и ловил рыбу. Однажды бес, живший в горах, призвал на помощь в борьбе против монахов беса, обитавшего в Боденском озере. И тот воскликнул: «Этот чужак теснит меня в водах озера и разоряет мои пределы. Мне не удается обмануть его, ибо имя Бога всегда на его устах. Следя за собой, он смеется над нашими усилиями!»

http://e-vestnik.ru/analytics/zhitiya_sv...

Вспомни ученика своего, которого любил ты редкой любовью и освободи меня от терзающей меня лихорадки”. Сказав это, он собрал маленькие веточки, которые верующие разбросали вокруг могилы Святителя в его честь, и, поскольку они были зеленые, вложил их в рот, разжевал и проглотил их сок. В этот день малярия его не беспокоила, а позднее он так окреп здоровьем, что ни разу больше у него не было озноба. Я слышал это из его собственных уст. И нет сомнения, что Тот, Кто воскресил Лазаря, Он силой Своей совершает чудеса и на могилах рабов Своих. Примечания Святитель Галл, последователь святителя Квинтиана (см. гл. 4) на кафедре Клермонской, стал его преемником в 525 году, а умер в 551; поминают его 1 июля. Святитель Галл был родным дядей святителя Григория, братом его отца, его святитель Григорий знал лично, хотя ему было только 13 лет, когда святитель Галл преставился. Король Феодорик (Тьерри I, умер в 534 году) и король Хильдебер (умер в 558 году) были оба сыновьями короля Кловиса и после смерти последнего в 511 году разделили его королевство с двумя другими братьями. Феодорик правил в северной его части (включая Треве или Тир, Кельн и другие части современной Германии), где в VI веке все еще сильным было язычество. Более поздние главы “Жития Отцов” частично описывают христианскую миссионерскую деятельность среди тамошних язычников. Супругой Феодорика была Сувегота, дочь святого короля Сигизмунда (см. “Историю франков”, III, 5). Базилика св. Лаврентия, в которой был погребен свят. Галл, была на небольшом расстоянии от кафедрального собора в Клермоне; очевидно, еще в давние времена была разрушена, и могила свят. Галла утеряна. Эпитафия на смерть Святителя была написана христианским поэтом Фортунатом (Кармина, Ï IV, 4). 7. Святитель Григорий, нетленный чудотворец Лангрский Память 4/17 января († 539) Люди совершенной святости, которых длань Божества вознесла с земли на небо, суть те, что отличаются полной нестяжательностью, обогащены плодами благотворительности, украшены цветами целомудрия, увенчаны венцами мучеников или, наконец, те, чьим главным устремлением было соделать собственные тела храмами, способными принять Духа Святого и вознестись через то на вершины других добродетелей. И потому, став собственными притеснителями, препобеждая пороки в самих себе, подвергая себя мученическим трудам, они с триумфом заканчивают течение своей духовной брани, чего никто не в состоянии соделать без помощи Божией, без защиты щитом и шлемом Божественного споспешествования и чего человек не может достигнуть собственными силами, а относит к славе имени Божия, по слову Апостола: “Хваляйся, о Господе да хвалится” ( 1Кор. 1,31 ). Именно в этом искал блаженный Григорий собственную славу, он, который с высоты сенаторского своего сана снизошел до такого смирения, что, презрев все заботы сего мира, посвятил себя целиком трудам Божиим, храня Господа в сердце своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Епископ же Бавдин умер на шестом году своего епископства 476 . На его место был избран аббат Гунтар. Он был семнадцатым [епископом] после смерти святого Мартина. 5. И вот когда ушел из этого мира блаженный Квинциан, его кафедру как мы уже сказали, с помощью короля получил святой Галл 477 . В то время в различных областях свирепствовала та заразная болезнь, которую называют паховой чумой 478 , опустошившая тогда Арльскую провинцию, и святой Галл боялся не столько за самого себя, сколько за свой народ. И в то время, как он днем и ночью молил Господа о том, чтобы ему при жизни не видеть гибели своего народа, явился ему ночью во сне ангел Господень с белокурыми волосами и в белоснежном одеянии сказал ему: «Ты хорошо делаешь, епископ, что так молишься перед Господом за свой народ. Ведь «услышана молитва твоя» 479 . Знай, будешь ты вместе со своим народом спасен от этой болезни, и, пока ты жив, никто в этой области не станет жертвой чумы. Теперь же не бойся, но бойся по прошествии восьми лет». Из этого было ясно, что по истечении этих лет он умрет. Проснувшись, Галл воздал Господу благодарность за это утешение, то, что Господь счел достойным подкрепить его небесным известием и установил молебствия, которые состоят в том, чтобы в середине Великого поста идти пешком с пением псалмов к базилике блаженного Юлиана-мученика. Путь этот был длиной около 360 стадиев 480 . Именно тогда внезапно появились на стенах домов и церквей начертанные знаки, которые в просторечии назывались «тау» 481 . В то время как другие области, как мы сказали, истребляла чума, она не дошла, по молитвам святого Галла, до города Клермона. И я считаю, что здесь немалая заслуга того, кто вымолил, чтобы приставленный пастырь благодаря защите Господа не видел, как гибнет его паства. Когда же Галл ушел из этого мира, тело его омыли и отнесли в церковь . Пресвитер Катон тотчас же получил от клириков приглашение занять место епископа. Он завладел всем церковным имуществом, как если бы уже был епископом, удалил управителей, разогнал слуг и всем распоряжался сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010